Научная статья на тему 'Аспекты агломерационного развития Якутска'

Аспекты агломерационного развития Якутска Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
355
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / АГЛОМЕРАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КРИТЕРИИ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федорова Е.Н., Пономарева Г.А.

В статье субъектом исследования является Якутск. Он рассматривается с разных точек зрения: критериев выделения городских агломераций, проблем городского округа для агломерационного развития, перспектив агломерационного развития с выделением примерных границ зоны агломерированного развития. Город-центр и его пригород являются взаимосвязанным организмом, составляющим единое целое. Кроме того, городской округ имеет высокий уровень функциональной связанности со своим пригородом по соподчиненности поселений: административно-правовой, финансовой, исторически и экономически сложившейся зависимости, а также имеет целостность рынков труда, недвижимости, земли. Связи между городскими округами также тесны. Жители прилежащих территорий совершают многочисленные поездки в город с разнообразными целями: экономическими, трудовыми, культурно-бытовыми, административно-политическими и организационно-хозяйственными (в городе расположены управленческие и властные структуры более высокого уровня). Таким образом, Якутск после преобразования его в муниципальный городской округ уже развивается как моноцентрический агломерированный организм, поскольку сам город является региональным лидером. Наблюдается ярко выраженная связь пригородных территорий, тяготеющих (единая финансовая территория, маятниковая миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру-ядру при том, что Якутск имеет административные функции высокого уровня и способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации) на более обширной территории, чем только территория городского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты агломерационного развития Якутска»

УДК 332.156 (571.56-25)

АСПЕКТЫ АГЛОМЕРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЯКУТСКА*

Е.Н. ФЕДОРОВА,

доктор географических наук, профессор,

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: afedrow@mail.ru

Г.А. ПОНОМАРЕВА,

кандидат экономических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: ire2000@mail. ru

В статье субъектом исследования является Якутск. Он рассматривается с разных точек зрения: критериев выделения городских агломераций, проблем городского округа для агломерационного развития, перспектив агломерационного развития с выделением примерных границ зоны агломерированного развития. Город-центр и его пригород являются взаимосвязанным организмом, составляющим единое целое. Кроме того, городской округ имеет высокий уровень функциональной связанности со своим пригородом по соподчиненности поселений: административно-правовой, финансовой, исторически и экономически сложившейся зависимости, а также имеет целостность рынков труда, недвижимости, земли. Связи между городскими округами также тесны. Жители прилежащих территорий совершают многочисленные поездки в город с разнообразными целями:

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Экономико-демографические факторы сбалансированности рынка труда в трансформируемых условиях социально-экономического развития Северо-Востока России» (проект № 01201460077).

экономическими, трудовыми, культурно-бытовыми, административно-политическими и организационно-хозяйственными (в городе расположены управленческие и властные структуры более высокого уровня). Таким образом, Якутск после преобразования его в муниципальный городской округ уже развивается как моноцентрический агломерированный организм, поскольку сам город является региональным лидером. Наблюдается ярко выраженная связь пригородных территорий, тяготеющих (единая финансовая территория, маятниковая миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру-ядру при том, что Якутск имеет административные функции высокого уровня и способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации) на более обширной территории, чем только территория городского округа.

Ключевые слова: город, городской округ, агломерационное развитие, критерии, проблемы, перспективы развития

Как показывает история, агломерации не создаются, а формируются стихийно. На определенном

достаточно высоком уровне развития производительных сил между городом-центром и его окружением связи (производственные, трудовые, культурные и др.) становятся настолько тесными, что ни город-центр, ни прилегающие к нему населенные пункты друг без друга существовать не могут. Этот процесс слияния, сращивания населенных мест называется агломерированием.

В советской научной литературе изучению закономерностей формирования и развития городских агломераций посвящены работы Д.И. Богорада, А.Г. Вишневского, В.Г. Давидовича, П.И. Дубровина, Г.М. Лаппо, О.П. Литовки, В.В. Покшишевского, С.А. Польского, Н.А. Солофненко и многих других авторов (см., например, работы [1, 5, 7, 8, 10]). В рыночных условиях современной России вопросы и проблемы развития городских агломераций стали весьма актуальными в связи с принятием нового Градостроительного кодекса РФ, усилением новой политики территориального развития, предполагающей формирование конкурентоспособных регионов, и активно обсуждаются в СМИ и Интернете разными специалистами. Следует отметить, что ученые, занимающиеся проблемами городских агломераций, называют ряд признаков и критериев, по которым можно выделить городскую агломерацию: компактность месторасположения; транспортная доступность (1,5-часовая, 2-часовая); наличие транспортных коридоров между поселениями; концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов; высокая плотность населения; разнообразные функциональные тесные связи между ними и ряд других.

По критерию компактности Якутск и его окружение представляют собой систему населенных мест линейного типа (поселения расположены цепочкой с севера на юг последовательно), расположенную в долине Лены (лишь с. Маган находится на коренном берегу), в которую входят столица республики - Якутск (286,5 тыс. чел.), 10 сельских поселений (16,6 тыс. чел.), два загородных микрорайона - Марха и Кангалассы, а также городской округ Жатай (см. таблицу).

В самом городском округе «Якутск» нет ни одного города-спутника, поселки городского типа Кангалассы и Марха с 2004 г. являются микрорайонами города, а поселок городского типа Жатай стал самостоятельным городским округом, который можно считать городом-спутником, находящимся между микрорайонами Кангалассы и Марха. Село

Система расселения (г. Якутск с прилегающей территорией)

Населенный Численность населения Расстояние до Якутска, км

пункт на начало 2013 г., чел.

Микрорайоны

Кангалассы - 40

Марха - 12

Сельские поселения

Кильдямцы 654 31

Капитоновка 998 28

Маган 1 838 24

Тулагино 1 613 26

Сырдах 767 24

Пригородное 1 484 4

Хатассы 5 057 13

Владимировка 131 22

Табага 3 321 30

Старая Табага 688 34

Намцыр 0 30

Городские округа

Якутск 286 456 0

Жатай 9 589 19

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Пригородное и микрорайон Марха практически срослись с городом. Город со всех сторон окружен плотным кольцом дачных поселков. От крайнего поселения городского округа на севере (Кангалассы) до крайнего южного поселения (Старая Табага) -74 км. С точки зрения агломерационного образования мерки небольшие, т.е. поселения городского округа расположены компактно.

По критерию наличия транспортных коммуникаций и транспортной доступности (1,5-часовой) все поселения городского округа доступны в пределах от 20 до 40-50 мин езды на общественном транспорте. На личном автотранспорте - гораздо быстрее. Все поселения связаны шоссейными дорогами, кроме с. Намцыр. Единственный вид общественного транспорта как внутри города, так и для пригородных поселений - автобус. Постоянное автотранспортное сообщение между поселениями осуществляется в течение дня курсирующими по расписанию пригородными автобусами. Кроме того, между поселениями курсируют такси и частный автотранспорт.

По критерию концентрации промышленного производства и трудовых ресурсов Якутск, являясь самым крупным городом республики, концентрирует значительные объемы промышленного про-

изводства и трудовых ресурсов. Промышленность представлена энергетикой, обработкой алмазов, производством ювелирных изделий, угольной промышленностью, обработкой древесины и производством изделий из дерева, меховым и швейным производством, издательско-полиграфической деятельностью, производством пищевых продуктов. В 2011 г. на территории городского округа «Якутск» объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами крупных и средних предприятий по всем видам экономической деятельности составил 97,2 млрд руб. (около 22% от объема в целом по республике). Часть созданной продукции имеет региональное и межрегиональное значение. Структура объема продукции представлена по следующим секторам экономики: сельское хозяйство - 0,4%, добывающие отрасли - 10,3%, обрабатывающие производства - 12,1%, производство электроэнергии, газа и воды - 26,5%, сфера обслуживания - 50,6%.

Наиболее крупными промышленными предприятиями являются Якутская ГРЭС и Якутская ТЭЦ, группа компаний «ЭПЛ Даймонд» (алмазо-обработка), ОАО «АПЮК «Золото Якутии», ООО «Сахаювелир», ООО «Драгоценности Якутии» (ювелирная промышленность), ОАО «Якутский комбинат строительных материалов и конструкций», ОАО «Домостроительный комбинат», ЗАО «Якутстройматериалы», ООО «Сибирская инновационная компания» (производство неметаллических минеральных продуктов для строительного комплекса), ОАО «АФХП «Сардаана» (швейные и обувные изделия из меха), ОАО «Алмас» (производство пилопродукции), ОАО «Медиа-Холдинг ЯКУТИЯ» (печатная продукция), группа предприятий мебельного кластера. Производство пищевых продуктов, на котором специализируется Якутск, имеет региональное значение и представлено более чем 40 крупными и мелкими предприятиями, выпускающими продовольственные товары. Это ОАО «Якутский гормолзавод», ОАО ФАПК «Якутия», ОАО «Якутский хлебокомбинат», ООО «Хоту Ас», ООО «Сибирский деликатес», ООО «Скиф», ЗАО «Национальная мукомольная компания», ОАО «Рыбозавод», ОАО «Птицепром». В пригородах развиты добыча бурого угля (ХК «Якутуголь», мкр. Кангалассы), заготовка древесины и пилопродукция (ОАО «Табагинская лесная компания», с. Табага), судоремонтно-судостроительное производство

(городской округ Жатай»), свиноводство (с. Хатас-сы), производство стройматериалов (мкр. Марха), сельскохозяйственное производство - в остальных сельских поселениях. В столице и ее пригородах сосредоточено около 40% объема трудовых ресурсов республики, работающих в разных отраслях экономики.

Якутск имеет разнообразные тесные связи со своим пригородом и городским округом «Жатай». Это экономические взаимосвязи по потреблению промышленной и сельскохозяйственной продукции с пригородным окружением (единая финансовая система, единая сеть снабжения, сбыта, связи, газоэнергоснабжения, организация пассажирских перевозок и т.д.). Это и трудовые связи - ежедневные трудовые маятниковые поездки, единая база данных об имеющихся трудовых вакансиях, единый мобильный консультационный центр, позволяющий безработным, не выезжая из пригорода, получать государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, пройти перерегистрацию, получить консультации по вопросам трудового законодательства и занятости. Якутск имеет тесные культурно-бытовые и рекреационные связи, обеспечивая жителей пригородных поселений культурно-бытовыми или рекреационными услугами. Налажены тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи с пригородом, которые реализуются в виде регулярных деловых поездок населения по делам бизнеса, службы, учебы и общественной работы.

Можно сказать, что город-центр и его пригород являются взаимосвязанным организмом, составляющим единое целое. Кроме того, городской округ имеет высокий уровень функциональной связанности со своим пригородом по соподчиненности поселений: административно-правовой, финансовой, исторически и экономически сложившейся зависимости, а также имеет целостность рынков труда, недвижимости, земли. Связи между городскими округами также тесны. Жители Жатая совершают многочисленные поездки в город с разнообразными целями: экономическими, трудовыми, культурно-бытовыми, административно-политическими и организационно-хозяйственными (в городе расположены управленческие и властные структуры более высокого уровня). Таким образом, Якутск после преобразования его в муниципальный городской округ уже развивается как моноцентрический агломерированный организм, поскольку сам город

является региональным городом-лидером с «цен-тростремящейся» территорией, т.е. наблюдается ярко выраженная связь пригородных территорий, тяготеющих (единая финансовая территория, маятниковая миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру-ядру при том, что Якутск имеет административные функции высокого уровня и способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации) на более обширной территории, чем только территория городского округа.

У Якутска достаточно много проблем. В основном это проблемы социально-экономического развития самого города и его пригородной зоны.

Транспортные проблемы. В самом городе не везде заасфальтированы улицы, тем более в пригородных поселениях. Летом транспортные потоки в разы вырастают, когда население пересаживается в личный автотранспорт, начинается пора отпусков и каникул (приезжают люди из разных районов республики, частично на своем автотранспорте). В городе узкие улицы, особенно в старой части - центре, где расположена основная часть административно-управленческих учреждений, бизнес-офисов, магазинов, культурно-развлекательных и образовательных учреждений. В последние годы город задыхается от автомобильных пробок. Добраться до нужного места вовремя становится большой проблемой. Нет достаточного места для парковок автомобилей, особенно в центральной части города. Асфальтовое покрытие большинства улиц и дорог требует ежегодного ремонта из-за морозобойного вспучивания грунтов и отсутствия надлежащей ливневой канализации. Летом резко возрастает количество автомобильных аварий;

Проблемы питьевого водоснабжения. Нет централизованного водоснабжения (водопроводов) не только в селитебной зоне на окраинах города и в пригородных поселениях. Нет водозаборной скважины в с. Маган. Централизованным водоснабжением пользуются около 82% населения Якутска и 22% жителей сельской местности, водоснабжение остального населения осуществляется из локальных источников водоснабжения, главным образом из артезианских скважин.

Проблемы газификации. Не все поселения пригородной зоны газифицированы, как и часть улиц самого города. По данным статистики за 2011 г., газифицировано 63% городского и 45% сельского жилого фонда городского округа.

Экологические проблемы. Главная из них - состояние жизненно важных для здоровья населения компонентов природной среды - воздуха и воды. По данным Якутского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в Якутске высок уровень загрязнения атмосферы. Увеличились среднемесячные показатели концентрации примесей в атмосферном воздухе. Повысилось содержание взвешенных веществ и фенола, превышающие предельно допустимую концентрацию. Наиболее загрязнен воздух в Центральном и Северном промышленных районах города, где работают предприятия теплоэнергетики и стройиндустрии, интенсивное движение автотранспорта. В городе очень мало зеленых насаждений, а как известно, растения - главные очистители воздушной среды. Вода Лены в наблюдаемых створах Якутска характеризуется либо как «очень загрязненная», либо как «загрязненная». К наиболее характерным загрязняющим веществам всего участка реки вдоль Якутска относятся легко- и трудноокисляемые органические вещества и фенолы, превышая предельно допустимую концентрацию в 1,5-3 раза. Наиболее высокие максимальные концентрации отмечаются по соединениям меди, марганцу и фенолам. Водозабор для питьевого водоснабжения с производительностью 60 тыс. м3 в сутки построен в 1972 г. и расположен ниже Якутска у поселков Табага и Хатассы без водоочистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку питьевой воды. Для обеспечения дальнейшего развития города мощность водозаборных сооружений необходимо довести до 100 тыс. м3 в сутки. Город загрязнен твердыми бытовыми отходами (ТБО), много несанкционированных свалок ТБО. Всего в городском округе 13 мест санкционированного хранения отходов, из них 7 свалок под бытовые отходы (общая площадь - 96,13 га), два скотомогильника (общая площадь - 2 350 м2), одно навозохранилище (площадь - 180 га), одно поме-тохранилище (общая площадь - 71,5 га), две свалки хромсодержащих отходов (площадь действующего полигона - 1,5 га). Ежегодно на свалки вывозится до 100 тыс. т твердых бытовых отходов, 10 тыс. т строительного мусора. Все свалки не оборудованы должным образом и не отвечают гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Самый крупный полигон по утилизации ТБО площадью 31,8 га на Вилюйс-ком тракте эксплуатируется с 1967 г. и значительно перегружен. Здесь часто происходит самовозгорание

отходов, продукты низкотемпературного горения (диоксины, фураны и другие загрязняющие вещества) выпадают на близлежащие городские кварталы, ботанический сад, пригородные озера и дачные участки. Загрязняющие вещества вымываются водными стоками, что привносит избыточные концентрации хлоридов, азотистых соединений, тяжелых металлов в водную систему долины Туймаада [4].

Проблема обеспечения жителей города свежей сельскохозяйственной продукцией собственного производства. В советский период в пригороде функционировали три мощных совхоза (в Магане, Хатассах, Тулагино), обеспечивающие жителей столицы свежей молочной, мясной и овощной продукцией. В перестроечное время объемы сель-хозпроизводства резко упали и уже не обеспечивают в должном объеме потребностей горожан. Сельскохозяйственное производство в основном сосредоточено в сельских поселениях Хатассы, Тулагино-Кильдямцы, Табага, Маган. Сельское хозяйство представлено картофелеводством, овощеводством, молочным скотоводством, табунным коневодством, свиноводством, птицеводством. Площадь сельскохозяйственных угодий в 2011 г. составляла 3,2 тыс. га, продукции сельского хозяйства производилось на 1 268 млн руб., в том числе растениеводства - на 662 млн, животноводства - на 606 млн руб.

Жилищные проблемы. До сих пор тысячи семей стоят на очереди для улучшения жилищных условий, несмотря на усиленное жилищное строительство. В среднем ежегодно в Якутске вводится 151 тыс. м2 жилья, или 545 м2 общей площади на 1 000 жителей, но этого явно недостаточно. Жилищный фонд городского округа составлял в 2011 г. 5 236 тыс. м2, из которого 84% приходилось на частный жилой фонд, 10% - на муниципальный и 6% - на государственный. Общая площадь аварийного и ветхого жилья с износом более 31% в 2011 г. составила 1 659 тыс. м2. По разработанному проекту генерального плана городского округа, куда входят и генеральные планы пригородных населенных пунктов, на долгосрочную перспективу предусматривается территориальный рост города за счет строительства новых селитебных «спальных» территорий на юг, в сторону с. Хатассы, и на намывных территориях Зеленого луга, расширение территорий под развитие промышленности на север (Марха и далее).

Отсутствие единой системы водоотводных сооружений на территории города ведет к обводнению Якутска, заболочиванию, повышенному износу не-

сущих конструкций зданий, ухудшению санитарного состояния территорий города, увеличению случаев подмыва и разрушений дорожного полотна и образованию бугров вспучивания мерзлотных почв.

Все перечисленные проблемы городского округа необходимо решать для улучшения и повышения комфортности жизни проживающего населения. Принимаются административные меры, долгосрочные целевые муниципальные, республиканские программы по решению столичных проблем, но финансируются они не в полном объеме и не всегда вовремя, что значительно усложняет решение поставленных задач.

Как уже отмечалось, агломерации не создаются административно, а формируются стихийно на определенном этапе своего развития, когда образуются сильные центры, организующие прилегающие территории и способные ускорять модернизацию периферии за счет стимулирования интеграции экономики и рынков труда близлежащих поселений (в основном городов ниже по рангу). Агломерационный эффект образуется из-за снижения издержек бизнеса и обеспечения лучших условий для удовлетворения спроса потребителей [6]. В Якутске созданы условия, стимулирующие сосредоточение трудового, материального, информационного и интеллектуального потенциалов республики.

Якутск как самый крупный город региона, имеющий административные функции высшего уровня для подчиненной территории, предоставляющий разнообразные услуги регионального уровня для всей территории Якутии, является в настоящее время самым притягательным местом для проживания всех якутян. Потому численность населения города растет быстро. С начала 1990-х гг. численность населения Якутска увеличилась на 76 тыс. чел., причем только за межпереписной период с 2002 по 2010 г. численность увеличилась на 49 тыс. чел., в том числе в сельской местности численность населения увеличилась в два раза за счет внутрирегиональной миграции населения. Численность населения городского округа будет и впредь прирастать мигрантами из районов республики, особенно из северных районов и сельских поселений из-за более высокого качества и уровня жизни в городе, доступности всех видов услуг, наличия условий для формирования своего бизнеса, сравнительно широкого рынка мест приложения труда.

Но можно ли говорить об агломерированном развитии Якутска? По всем рассмотренным кри-

териям - можно, но только если будут решены названные проблемы, а уровень инфраструктурного благоустройства пригородных поселений будет приближен к уровню города, а также усилена связность территории за счет модернизации транспортных коммуникаций (улучшения качества автодорог), что сократит траты времени на дорогу от пригородных поселений до города-центра и обратно [2].

Администрации города и администрациям пригородных поселений необходимо находить консенсус в разрешении проблем двух совмещенных процессов. С одной стороны, город-центр стимулирует развитие пригородных поселений, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, развитие рекреационных баз и т.п.). С другой стороны, активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду с меньшим вниманием к территориальным интересам) [9]. Это по части агломерированного развития городского округа.

Кроме того, зона агломерированного развития может расшириться за счет поселений соседних административных районов, находящихся в зоне 1,5-часовой транспортной доступности. Это поселения Хангаласского, Намского и Мегино-Кангаласского районов, но не все.

В настоящее время в пределах 1,5-часовой доступности находятся райцентры соседних районов, прилегающих к Якутску. Это с. Намцы Намского улуса (84 км) на севере и г. Покровск Хангаласского улуса (74 км) на юге, которые соединены с Якутском шоссейной дорогой. Все притрассовые населенные пункты обоих улусов (севернее Покровска и южнее Намцы) автоматически также попадают в зону 1,5-часовой доступности, т.е. зона агломерированного развития в перспективе расширится за счет прилегающих к Якутску двух левобережных районов.

С приходом железной дороги и строительством автомобильного моста через Лену в районе п. Старая Табага - с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса появится возможность круглогодичного доступа автотранспорта из близлежащих правобережных

административных районов, но при условии наличия хороших асфальтированных дорог. У рабочего поселка Нижний Вестях (райцентр Мегино-Канга-ласского улуса), находящегося напротив Якутска через Лену, по перспективам развития есть все основания стать городом-спутником Якутска. В перспективе поселок Нижний Бестях станет крупным транспортно-логистическим узлом, где будет осуществляться перевалка грузов, прибывающих в республику по железной дороге, на автомобильный и речной транспорт для отправки в центральные, восточные и арктические улусы. Планируется довести численность населения поселка до 25 тыс. чел. и перевести его в категорию города. Со строительством мостового перехода через Лену появится возможность круглогодичной 1,5-часовой доступности до Якутска не только у Нижнего Бестяха, но и у с. Майя (в настоящее время самый крупный населенный пункт района) при условии строительства асфальтовой дороги Майя - Павловск (см. рисунок). В целом строительство моста даст возможность круглогодичного обеспечения города свежей сельскохозяйственной продукцией из заречных сельскохозяйственных районов, быстрой транспортировки населения и грузов.

В настоящее время действует паромная переправа и курсируют теплоходы и быстроходные катера. Если для грузовых перевозок паромная переправа при поддержке ледокольного флота работает почти до декабря, а с середины декабря уже действует ледовая переправа для легкового автотранспорта, то весной перерыв в сообщении составляет порядка 1,5-2 мес. Для пассажирских перевозок в межсезонье действует перевозка на амфибиях. Якутск - крупный транспортно-логистический узел Северо-Востока страны. Здесь начинается и заканчивается большинство транспортных перевозок (грузовых и пассажирских) по автомобильным, речным, воздушным (через насколько лет - железнодорожным) трассам местного, регионального и международного значения.

Грузовые перевозки автотранспортом в Якутске с подчиненной территорией в 2011 г. составили 4,4 млн т, грузооборот - 401 696 тыс. т-км, а перевозка пассажиров автотранспортом - 78 266 тыс. чел., пассажирооборот - 412 116 тыс. пасс.-км. Можно сказать, что наилучшие транспортно-географичес-кие условия Якутска также будут способствовать связности территорий, прилегающих к столице, росту численности его населения.

Стратегия развития региона

Автодороги с улучшенным покрытием

Автодороги с твердым покрытием Автодороги без покрытия Столица республики Крупные населенные пункты Прочие населенные пункты Будущие границы агломерации

Region deveCopment strategy

Слияние средств и интересов нескольких собственников откроет более широкие возможности по освоению новых территорий для масштабного строительства.

Мегино-Кангаласский

Схема будущей Якутской агломерации

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- только с 2004 г. на территории Якутска созданы условия для развития городского округа как единого организма;

- Якутск пока находится в самом начале пути агломерированного развития;

- решение проблем города и пригородных поселений программными методами - способ хороший, но не единственный;

- развитие Якутской агломерации в границах более широких, чем территория городского округа, т.е. с прилегающими территориями соседних районов, будет зависеть от многостороннего сотрудничества не только органов власти между собой, но и с разными инвесторами.

Список литературы

1. Богорад Д.И. Районная планировка. Вопросы планировки промышленных районов. М.: Госстройиздат, 1960. 243 с.

2. Вильнер М.Я. О градостроительных основах инновационного развития России // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 4. URL: http://dpr.ru/journal/ joumal_35_16.htm.

3. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды: в 2 т. М.: Наука, 2005.

4. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) за 2009 г. Якутск: Дани Алмас, 2010. 232 с.

5. Давидович В.Г. Планировка городов и районов (инженерно-экономические

основы). М.: Стройиздат, 1964. 326 с.

6. Зубаревич Н. Агломерационный эффект или административный угар? // Русский архипелаг. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/ problemi_aglomerirovania/aglomer_effect/.

7. Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1977. 480 с.

8. Лашов Б.В., Литовка О.П. Социально-экономические проблемы развития народностей Крайнего Севера. Л.: Наука, 1982. 144 с.

9. Нещадин А, Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. 2010. № 12. С. 121-139.

10. Покшишевский В.В. Население и география. Теоретические очерки. М.: Мысль, 1978. 315 с.

Economic analysis: theory and practice Region development strategy

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

ASPECTS OF AGGLOMERATION DEVELOPMENT OF YAKUTSK

Evdokiya N. FEDOROVA, Galina A. PONOMAREVA

Abstract

The article pursues the research of Yakutsk as its subject. The authors consider the city's different perspectives: the criteria for urban agglomeration allocation, the issues of the urban district for the agglomeration development with the delineation of approximated boundaries of the agglomerated development zone. The city center and its suburbs constitute a mutually connected body, which forms an integrated whole. In addition, the city district has a high level of functional connectivity with its suburb of the settlements hierarchy: legal and administrative, financial, as well as with the historical and economical dependencies. Besides, the city district possesses a labor market integrity, and the real estate, and land plots. The authors point out that the connections between the urban districts are very tight. The residents of the adjacent territories make numerous trips to the city for a variety of reasons: economic, labor, cultural, domestic, administrative and political, and also organizational and economic ones (the city hosts the higher level administrative and power structures). Thus, Yakutsk, after its transformation into municipal urban district, is already being developed as a mono-centric agglomerated body, since the city is the regional leader. The authors point out that there is evident connection of the suburban areas gravitating to the core leader (the single financial area, commuting, the development of the freight and other flows), with the assumption that Yakutsk has high-level administrative functions and because of its size and economic potential, it is able to form the associations (agglomeration areas) in the territory that constitutes a larger territory than a city district.

Keywords: city, urban district, agglomeration, development, criteria, problems, prospects

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bogorad D.I. Raionnayaplanirovka. Voprosyplanirovki promyshlennykh raionov [District planning. The issues of industrial areas planning]. Moscow, Gosstroiizdat Publ., 1960, 243 p.

2. Vil'ner M.Ya. O gradostroitel'nykh osnovakh innovat-sionnogo razvitiya Rossii [The town-planning foundations of the Russian urban innovation development]. Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie - Real estate and investment. Legal regulation, 2008, no. 4. Available at: http://dpr. ru/journal/journal_35_16.htm. (In Russ.)

3. Vishnevskii A.G. Izbrannye demograficheskie trudy [The selected demographic works]. Moscow, Nauka Publ., 2005.

4. Gosudarstvennyi doklad o sostoyanii i okhrane okruzhayushchei sredy Respubliki Sakha (Yakutiya) za 2009 g [The national report on the status and protection of the environ-

ment of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2009]. Yakutsk, Dani Almas Publ., 2010, 232 p.

5. Davidovich V.G. Planirovkagorodov i raionov (inzhen-erno-ekonomicheskie osnovy) [The urban and district planning (engineering and economic foundations)]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1964, 326 p.

6. Zubarevich N. Aglomeratsionnyi effekt ili administra-tivnyi ugar? [An agglomeration effect or the administrative heat of passion?]. Available at: http://www.archipelag.ru/agenda/ povestka/evolution/problemi_aglomerirovania/aglomer_ef-fect/. (In Russ.)

7. Lappo G.M. Geografiyagorodov [Urban geography]. Moscow, Vlados Publ., 1977, 480 p.

8. Lashov B.V., Litovka O.P. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiya narodnostei Krainego Severa [The socioeconomic development problems of the ethnic groups of the Far North]. Leningrad, Nauka Publ., 1982, 144 p.

9. Neshchadin A., Prilepin A. Gorodskie aglomeratsii kak instrument dinamichnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [The urban agglomerations as an instrument of the dynamic social and economic development of the Russian regions]. Obshchestvo i ekonomika - Society and economy, 2010, no. 12, pp. 121-139.

10. Pokshishevskii V.V. Naselenie i geografiya. Teoret-icheskie ocherki [Population and geography. Theoretical essays]. Moscow, Mysl' Publ., 1978, 315 p.

Evdokiya N. FEDOROVA

Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation afedrow@mail.ru

Galina A. PONOMAREVA

Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation ire2000@mail.ru

Acknowledgments

The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the framework of the basic part of the State job to perform scientific research work on "The economic and demographic factors of the labor market balance in the transformation conditions of the socioeconomic development of the North-East of Russia" (project ID No. 01201460077).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.