Научная статья на тему 'Асоциальность, социопатия в контексте принципов прозрачности информационного пространства'

Асоциальность, социопатия в контексте принципов прозрачности информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3293
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОСТЬ / СОЦИОПАТИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Букин Вадим Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению явлению асоциальности и социопатии в различных сферах общества. Автор рассматривает причины популярности данных явлений в обществе, а также их влияние на него

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асоциальность, социопатия в контексте принципов прозрачности информационного пространства»

Букин В. С.

АСОЦИАЛЬНОСТЬ, СОЦИОПАТИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ ПРОЗРАЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья посвящена рассмотрению явлению асоциалъности и социопатии в различных сферах общества. Автор рассматривает причины популярности данных явлений в обществе, а также их влияние на него

Ключевые слова: асоциальность, социопатия, общественные сферы, информационное пространство.

В связи с тем, что многие книги и фильмы выбирают в качестве главных героев личностей именно этого типа, слова «асоциальность» и «социопатия» употребляются все чаще, но не всегда правильно.

Аномальные личности бывают особенно заметны в революционные или же переходные эпохи. Мы их замечаем на переднем плане общественной жизни, творчество-про-явительских и остальных сферах человеческой жизни (например,политики, кумиры, поп-звезды, герои кинофильмов, герои книг ...) Правда, сами они не всегда делают революцию. Ситуация предоставляет им преходящую возможность проявить себя. Люди, способные взять власть на себя. Интересные другим и себе. Современное общество, живущее в быстром ритме, требует умения мгновенно переключаться с одного эмоционального состояния на другое - именно в этом преуспевают социопаты, не обременённые глубокими эмоциональными переживаниями.

Эрнст Кречмер говорил: « В мирные времена мы официально объявляем их невменяемыми; в неспокойные же времена они становятся нашими правителями».

Рост возможностей личности к самоутверждению, к экономической независимости объясняет современное увлечение, стремление быть похожим на людей с психическими расстройствами, символизирующими подсознательно успех. А значит- это добавляет огромную заметную причинно-следственную ветвь развития из социальной среды дис-социального расстройства. Полное игнорирование общественных стереотипов и никакой лояльности к чужим правам - эти принципы социопатической личности сегодня довольно популярны. Особенно они находят отклики у молодежи. Всё это современная мода на асоциальность. Немалая заслуга в этом принадлежит кинематографу и соцсетям. Можно спорить о первопричине. Но определенно точно, что этот скачок очень удачно совпал с появлением мегапопулярных социальных сервисов. Об этом пишут, об этом поют, об этом снимают фильмы. Немалый список можно привести в пример из кинематографа («Крепкий орешек», «Законопослушный гражданин», «Доктор Хаус», «Декстер», «Теория лжи» и т.д.). Замечаем сдвиг в отношении к асоциальности с «нижней» (невоспри-нимаемой обществом) ячейки в «высшую» (образующую, правящую). Время способно адаптировать даже героя из романа Достоевского для современных реалий. А что же было раньше? Сколько великих людей вели неординарную жизнь, утверждали истины, которые предавали анафеме, признавали ересью и словоблудством. Эти люди двигали прогресс и культуру, опровергали устоявшиеся постулаты и при этом признавались обществом «заблудшими овцами».

«Социопат» - это не про вас? Разве вы никогда не представляли себя в роли волка из детской сказки, который хотел бы заполучить поросят любой ценой? Вас не привлекают социопаты? А, может быть, вы слышали, что многим женщинам нравятся плохие парни? Какую статью вы прочтете первой в городской газете? Какая статья будет на первых страницах газеты?

Социопатия - расстройство личности, характеризующееся антисоциальностью, игнорированием социальных норм. Часто импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности. «Антисоциальный» ближе к делу, но рассматриваемые люди обычно не удаляются от общества (как при шизофрении); они активно используют людей именно в существующих социально-исторических рамках (вспомните Остапа Бендера, «сына» лейтенанта Шмидта). Занятно, что при определенных условиях, о которых поговорим ниже, именно «антисоциальные» являются движущей силой общественного развития. Но они, действительно, «патологичны» с точки зрения среднестатистического обывателя, добропорядочного представителя социума. Поэтому предлагаю остановиться на имени «социопат».

Социопаты обладают обаянием, особой одаренностью, исключительностью личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении, способны взывать к сердцам. Их харизматичность позволяет очень легко влюблять в себя. Их способность находится «здесь и сейчас» влюбляет людей в них. Потому что люди не умеют находиться «здесь и сейчас». Остальные люди в таком случае словно собака, которая не воспринимает своей личности. Для нее есть только смысл - выживание стаи, т.е. ее собственная личность воспринимается только в стае. Без нее она себя «не мыслит».

В кинематографе:

Сразу ли мы распознаем социопата? Вероятнее всего, вы ответите, что видели их только по телевизору, например, в кино в роли жутких маньяков. И вероятнее всего, вы будете неправы. Образ социопата в наших мыслях, созданный телевидением, скорее похож на образ психопатов. Таковы навязанные нам образы. Стоит отметить, что в телевизионных сериалах образы серийных убийц романтизируются, что облегчает зрительское сопереживание судьбе героя (например Джо Кэрролл из сериала «Последователи»-романтичного писателя и преподавателя литературы, поклонника творчества Эдгара По, испытывающего влечение к красоте умирающего). Декстер и Хаус - очень типичные представители семейства психопатов. В отличие от «Лектеров» и «Джокеров», такие персонажи встречаются достаточно часто. Я, разумеется, имею в виду модели поведения в целом, а не милое увлечение расчленением.

Джокер («Тёмный рыцарь»). Когда говорят о принципиально неподдающихся психотерапии социопатах - обычно имеют в виду что-то типа Джокера. Отличный пример крайней формы социопатии, с мотивацией «Just For Ьи1г»(ради прикола). Собственно, корень нетерапируемости - именно в отсутствии «практичной» мотивации, за которую можно зацепиться.

В фэнтези и антинаучной фантастике социопаты - типичные герои. Чёрные маги, Тёмные Властелины, Злые гении, Императоры различных Империй Зла и прочие инфернальные личности.

Социопатия очень многолика и типаж обаятельного мошенника встречается среди социопатов намного чаще, чем типаж хладнокровного убийцы. Под этот типаж отведён почти что целый литературный жанр - «плутовской роман». Например: Остап Бендер, Василий Кроликов («Ширли-мырли»),

Социопатию, доведённую до гротеска и абсурда, можно увидеть в комедиях «Трудный ребёнок» и «Трудный ребёнок 2». Тут проще перечислить главных героев, которые не являются социопатами. Это приёмный отец «трудного ребёнка» Бен Хили и мать такой же «трудной» девчонки (во второй части).

Разница между крайней мизантропией и социопатией хорошо показана в комедии «Ценности семейки Аддамс». Социопатка там одна - няня Дэбби, которая женит на себе Фестера.

Психопатия и социопатия долго были синонимами. В кино и обыденной речи это положение остается неизменным до сих пор.

В политической сфере человечества:

Понятие «асоциальность» стало использоваться в основном с первой половины XX века в качестве собирательного политического термина, обозначающего неблагополучных людей из низших слоев общества. «Асоциальными» были (и для некоторых людей до сих пор остаются) попрошайки, бродяги, бездомные, проститутки, сутенеры, наркоманы, алкоголики, гомосексуалисты, цыгане и недееспособные люди. К асоциальному также относят поведение, для которого характерны бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, пьянство, агрессивность, ложь, социальная безответственность, аморально-эгоистическое отношение к лицам другого пола и др.

В политической и законодательной структуре часто встречается и по сходному понятию «асоциальная активность» [1].

Что касается молодежи, то асоциальная активность часто переходит в антисоциальную. Известно, что в асоциальных группах возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершеннолетних. Такого рода асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, в литературе еще называют криминогенными.

Антисоциальная активность связана с совершением так называемых общественно опасных действий. Чаще всего это кражи, ограбления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступления и др. По экспертным оценкам в России действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 молодежных преступных банд. Участие в тех или иных преступных кланах и группировках становится для молодежи социально престижным занятием.

Важным критерием различения видов активности является сфера человеческой жизнедеятельности, в которой эта активность разворачивается. С точки зрения этого критерия обычно выделяют трудовую, общественную и культурно-бытовую активность. Асоциальной можно назвать манифестационную деятельность, когда смыслом некоторых практических действий является не непосредственное преобразование действительности, а оказание влияния на сознание людей (манифестации, митинги, демонстрации, парады, праздники и т. п.).

Активность человека представляет собой многослойный «пирог», состоящий, по крайней мере, из трех слоев: ведущая активность (например, трудовая, политическая или гражданская, или любая другая из перечисленных выше); коммуникационная активность, направляющая энергетику личности на поиск связей и контактов, необходимых для реализации ведущей активности; медиаактивность, управляющая действиями индивида по поиску (или производству) информации в медиасфере.

Обратившись к анализу внутреннего строения медиактивности, целесообразно напомнить о формуле, предложенной в 29 статье Конституции РФ, в которой сказано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В политике асоциальные личности можно выявить по психологической реакции человеческого сознания - защите. «Защитные механизмы» личности [2] от тревог и страхов у всех людей схожи. Конечно, они выбираются индивидуально.

«Контроль». Он - основная защита социопатов. Пример, наиболее впечатляющих результатами, на пути к контролю в масштабах всей страны показали: система Гулага Сталина, евгенический суд Гитлера.

Социопат использует, наличествующие в людях механизмы.

«Идеализация» - безоговорочную, полной обожания уверенностью в совершенстве другого человека.

Тесно связанную с всемогущим контролем - примитивные фантазии о всемогуществе заботящегося лица. Одним из способов, которым человек может уберечь себя от подавля-

ющих страхов, является вера в то, что кто-то, как благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту (Фактически, этим способом является желание верить в то, что люди, правящие миром, более мудры и могущественны, чем обычные, подверженные ошибкам и слабостям человеческие существа). Томление по всемогущественному заботящемуся существу естественным образом выражается в религиозных верованиях. Что породило лидеров различных сект. Более проблематичным оно предстает в таких феноменах, как настаивание на том, что гуру непогрешим, вкус безупречен, правительство неспособно ошибаться и тому подобных иллюзиях, ведущих людей на добровольное самопожертвование.

И там, и здесь наблюдается недостаточность психологического разграничения собственной личности и окружающего мира.

Это порождает созависимосимых (живущих не для себя, существующих для кого-то), а так же апатов. Апаты - это неотъемлемая часть арсенала социопатов, обладающих почти сверхъестественной способностью находить своих приспешников в массе людей. Это те, кто с большей готовностью пособничает социопатам (сознательно или неосознанно). В контексте манипуляций социопатов быть апатичным означает отсутствие озабоченности или безразличие (апатия) к другим людям, ставших целью социопатов. Апаты с готовностью закрывают глаза на то, что социопаты причиняют другим людям.

Перед тем, как посмотреть пример из политической жизни человека, обратимся к психологии.

В психологии:

Социопаты выглядят абсолютно так же, как и все люди, ведут себя точно так же, как и все остальные, и чаще всего никак не выделяются из толпы. Адаптированные, здоровые люди, обладатели высокого интеллекта в сочетании с неспособностью к сопереживанию и низким уровнем тревожности. Важную границу различия между обществом и ними заполняет отсутствие чувства вины. Многие, кто находился в близком с ними общении, даже скажут, что социопаты наслаждаются, заставляя других страдать. Но одновременно с этим вы ему безразличны. Причина в том, что у них нет никаких границ, нет жизненных принципов. Этот человек находится вне общества. Он заинтересован в достижении интересов. Ведь это так необходимо для выполнения каких-либо особенных задач в среде социума. Их бесполезно менять. Нет даже подходящей психотерапии для социопатов. Вот уж кому психотерапевт не нужен, так это социопату. Ведь самокритика у них снижена, существуют жесткие границы между ними и другими людьми. Это люди слова, решительны в действия. Свободны от многих страхов, стыда, тревог, влияния социума.

Проанализируем нарциссистов, «пограничников» и социопатов, мизантропов, эксцентриков, социофобов. Разница в мотивации.

Если социофобы в тех или иных случаях общества боятся, то мизантропы его ненавидят, причем постоянно. Это слово произошло от греческих «мизос» (ненавидеть) и «антропос» (человек) и, таким образом, мизантропию можно перевести как «человеконенавистничество». Такие личности не любят человечество как вид и зачастую стремятся противопоставить себя обществу, в чем сближаются с эксцентриками. Однако в таком стремлении они преследуют разные цели. Эксцентрики не обязательно ненавидят общество, они просто хотят выделиться из толпы.

Конечно, главное отличие социопата от мизантропа в том, что социопатия - нарушение психики, расстройство личности, иными словами, серьезная патология, тогда как мизантроп - это больше состояние души. Мизантропы сторонятся общества, избегают его и часто противопоставляют себя ему, что со стороны иногда проявляется как нелюдимость. И все же мизантропия — это не психиатрический диагноз. Мизантропы, в отличие от социопатов, не страдают «клиническим отсутствием совести», они способны

сочувствовать, сопереживать и испытывать все прочие чувства, которые положено испытывать человеку. Однако есть у мизантропа и социопата общая черта - как правило, оба типа считают себя исключительными личностями, а всех остальных - серой безликой массой, стадом (хотя мизантроп, возможно, вычленит из такого стада не только себя, но и некоторых других людей). К тому же мизантропы также плохо реагируют на свои ошибки, как и на ошибки чужих, тогда как социопаты уверены, что они безупречны. В пору будет вспомнить современный образ Шерлока Холмса из телесериала «Шерлок» ошибочно отнесенный к социопатам. Тем самым опровергая слова главного героя: «Я не психопат, а высокоактивный социопат.».

У «нарциссов», «пограничников» мотивация носит цель получить любовь извне, без понимания, что извне они ее никак не получат, пока они не разберутся с собой. Последний уже понимает, что любовь он не получит никак и у него программа самоуничтожения вступает в свой завершающий этап. Поэтому ему уже безразличны все нормы и границы, включая социальные. Убийство для него уже не преграда, потому что он уже решил внутри себя умереть. У обладателей первого спектра антисоциального расстройства еще есть шанс изменится, у социопата - уже нет. В некоторых смыслах социопат - «смертник». Антисоциальная личность, характеризуется низкой степенью сочувствия, разрушает ценности, самого себя и тех, кто находится вокруг него. К сему стоит добавить, что социопат во власти - явление временное, но эффективное. Ему нет интереса делать что-то для других, но при этом плоды его деятельности могут оказаться весьма и весьма полезными для общества.

Теперь выделю видных обладателей расстройства личности «социопатия». За последние годы СМИ удалось растиражировать яркий типаж героя социопата.

Политика:

Михаил Николозович Саакашвили.

Кого он подчинил своей воле? Естественно, в защиту «вождя» выступают в основном грузины. Нация заступилась за него, когда в студии радио-станции «Эхо Москвы» проводился опрос слушателей по вопросу выяснения этичности публикации в СМИ психологического портрета Саакашвили известным экспертом-психиатром Михаилом Виноградовым, в котором Саакашвили назван «истерическим социопатом». Вот так: некоторые считают себя правыми, когда обстреливают и убивают другой народ и сильно оскорбляются за «обидные» слова в адрес президента-агрессора.

Политику надо идти на уступки в целях улучшения поведения. Но исполняет ли такое условие занимаемой должности Саакашвили? Увлечение актерской игрой со школы и достижение собственной идеи любыми путями несколько затрудняют ответ на этот поставленный вопрос. В пример приведу инцидент с галстуком Саакашвили, который получил широкую известность после того, как 16 августа 2008 года телерадиокорпорация ВВС показала в своём эфире кадры, на которых президент Грузии Михаил Саакашвили жуёт свой галстук. В последующие годы М. Саакашвили не изменял следованию своим целям, не смиряясь и перед волей собственного народа. Это происходит, когда Петр Порошенко назначает Михаила Саакашвили губернатором Одесской области. Грузинский народ воспринял данное событие, как пощечину всему грузинскому народу. «Когда бывший президент суверенного государства соглашается быть губернатором пусть даже очень важной и уважаемой области уважаемого государства, это уже оскорбление собственного народа. Лично я и очень многие в Грузии эти действия Порошенко восприняли как просто-напросто пощечину и правительству Грузии, и грузинскому народу, потому что это не называется дружбой, когда в Грузии ищут, обвиняют, а ты назначаешь такого человека на высокие должности и еще представляешь его образцом демократии», - заявила бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым».

Время революций - время для социоиатов. У власти на Украине оказались люди отвечающие цинизмом, полностью лишенные ответственности за свои слова. Как раз, типичные социопаты. Самое интересное, некоторые из бывших дирижеров майдана не взялись из ниоткуда, они были генерированы системой, и до Майдана были фактически номенклатурой предыдущих режимов, занимали ответственные должности.

Мустафа Найем - Народный депутат Украины VIII созыва, член Политического совета партии ДемАльянс. В 2006-2014 годах - корреспондент и автор журналистских расследований интернет-издания «Украинская правда», в 2013 - один из инициаторов создания интернет-телеканала «Громадське телебачення». В ноябре 2013 года был одним из первых, кто призвал украинцев выйти на Майдан Незалежности, что дало старт Евромайда-ну и старт на пути достижений целей приведенного примера личности.

Человека лучше всего характеризуют собственные высказывания. Вот цитаты из нашумевшей книги Трампа «Мысли по-крупному и не тормози!»:

«Я горжусь тем, что я упрям и крут»; «Всегда своди счеты. Если кто-то наносит тебе удар - в ответ врежь ему дважды»; «Я обожаю раздавить оппонента и добиться своей выгоды»; «Я могу встать посреди Пятой авеню и стрелять в людей, и я не потеряю сторонников».

В журналистике:

Асоциальность с точки зрения психологии безотносительна к журналистике. В ней определение асоциальности принимается как поведение, не соответствующее законам и нормам поведения людей в обществе, идущее вразрез с нормами общественной морали (бездомные, бродяги, попрошайки и прочее). Своего рода индикатором асоциальное™ является и «отклоняющееся поведение» масс-медиа.

Отклонение журналистского поведения от нормы - его асоциальность - проявляются в несоответствии морально-нравственным и юридическим нормам, эффективным стандартам деятельности и ожиданиям аудитории. Одной из причин такого несоответствия можно считать пренебрежение к объективной реальности, свойственное журналистам, которые, отвлекаясь от сложного социального контекста, словно бы отворачиваются от общества, конструируя иную, отличную от действительной, информационную реальность, демонстрируя свое неповиновение обществу, свою равнозначимость ему, а порой даже свое господство над ним.

Характерно также, что исследователи заговорили даже об асоциальное™ прессы, имея в виду «неразвитость ее общественного содержания, проявляющуюся с различной интенсивностью - от безобидного на первый взгляд пренебрежения некоторыми обязанностями перед обществом до жесткого противостояния социальной среде... Иначе говоря, пресса ставит во главу угла не служение обществу (в том числе путем приращения знаний), а обслуживание примитивных потребительских инстинктов частных лиц. По форме это может выглядеть как реакция на запросы аудитории, по сути же перед нами асоциальная стратегия деятельности» [3].

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, под асоциальностью журналистики мы рассматриваем:

- целенаправленную сосредоточенность отдельных элементов журналистской системы на формировании мировоззрения и ценностных ориентаций индивида против общепринятых норм и традиций;

- неразвитость ее общественно-значимого содержания;

- выпадение из социальной сферы (что формирует асоциальность СМИ), за счет пониженного внимания к социуму, простым людям и сокращения обратной связи с аудиторией;

- снижение спроса на продукцию СМИ, в особенности печатную, что вытесняет ее за границы социальной реальности. Но не влияет на ее доступность и прозрачность для социума.

Под понятием аеоциальноети журналиста, подразумевается неразвитость его общественного самосознания, соответствующим образом предопределяющего характер его деятельности.

В современном мире на смену зависимости общественных явлений от социальных институтов и производственно-экономических отношений, приходит зависимость от зна-ково-языковой формы общения. Следовательно, отпадает необходимость подчиненности масс-медиа интересам аудитории, а журналистика превращается в орудие дестабилизации общественной реальности, любой политической или исторической правды.

Активно пропагандируется (явно или скрыто) асоциальное поведение в СМИ, в особенности на ТВ. Процветает идеология распада: сексуальной распущенности и педофилии, культа насилия и наркотиков, отклоняющегося социального поведения, формирования эпатажной моды и сексуальной распущенности, культ жестокости и нетрадиционные формы института семьи. Связь скрытой пропаганды асоциального поведения на отечественном ТВ с рекламным бизнесом и интересами крупных корпораций хорошо раскрыта в серии статей А. Минкина, под названием «Если деградацию не остановить -цивилизации конец» [4].

На вопросы нравственности и профессиональной этики в современной картине мира, создаваемой журналистами, обращает внимание Тамара Васильевна Науменко: «Эскалация в программах образов агрессивности, физического насилия при разрешении межличностных конфликтов прямо влияет на формирование ценностных ориентаций молодого поколения социальных установок и мотивов поведения. Появляются «бригады» подростков - «аналога» популярного телесериала, которые хорошо усвоили образцы криминального поведения» [5].

Заключение

В настоящее время доступность и открытость информационного потока позволяет рассмотреть определение и применение термина «ассоциальности» в различных сферах жизнедеятельности человечества. Прозрачность информационного пространства формирует разносторонность понимания термина. И вводит путаницу в определение термина даже в сфере психологии (путаница с пониманиями врожденного и расстройства личности).

Социопаты - люди-спички, которые могут ранить. Это люди - «Чернобыль индивидуального пользования».Порождают созависимость. Но именно эти личности требуются обществу для движения вперед (развития).

Образ, передаваемый нам масс-медиа средой, сообщает людям, что для успешности необходимы две вещи - отсутствие совести и беспредельная жадность (в широком смыс-ле-к богатству, власти, славе).

С чего же тогда социальная адаптация считается одним из главных человеческих достоинств?

«Чтоб стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой» -Альберт Эйнштейн.

Список литературы

1. Дзялошинский, И. М. Медиа и социальная активность молодежи [Электронный ресурс] / И. М. Дзялошинский, Ю. Мастерова. - URL: http://mic.org.ru/3-nomer%E2%80%932012/134-,

2. Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика. Защиты и типы личности [Текст] / Нэнси Мак-Вильямс. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

3. Корконосенко, С. Г. Асоциальность прессы и ее преодоление [Текст] / С. Г. Крконо-сенко II Журналистика в переходный период. -М.-Ч. 1.-С. 16-17.

4. Минкин, А. Под властью маньяков [Текст] / А. Минкин // Московский Комсомолец. -2008.-21-25 апр.

5. Науменко, Т. Массовое сознание и журналистика [Текст] / Т. Науменко // Credo. -2004. -№3.

6. Psychopathy in the Army [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sociopathworld. com/2014/10/psychopathy-in-army.html.

7. Кинопоиск [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kinopoisk.ru/.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА

Загидуллина М. В. Правомерно ли вообще использовать теорию психологии при анализе состояния масс-медиа? В принципе, мы вообще могли бы говорить о социопатич-ности культуры. Но это, скорее, философия культуры, чем именно психологии.

Букин В. Д. Это терминология, объясняющая основные черты современного ТВ, например. Его суть - культивирование социопатии.

Сыса И. А. А как отличать легендарное от реального, истинного?

Букин В. Д. Я пользуюсь методом наблюдения. Но это фактически просто мое мнение, основанное на наблюдении. Нет специальной верифицирующей методики.

Зыховская Н. Л. С чем связана такая тотальная социопатия?

Букин В.Д. С психологией достижительности, успеха.

ЗагидуллинаМ. В. Тогда это исключительно проблема перевеса эгоистических тенденций в общественной жизни над альтруистическими. Однако эгоизм - это норма, а альтруизм - редкость. В этом смысле, возможно, дело не в социопатии, а в особых периодах сегрегации, разделения, распадения ансамблей, образующих «тело общества».

Букин В. Д. Мне кажется, все равно очень важна психологическая составляющая. Связь успеха с эмоцией наслаждения.

Артишевский Э. В. Стоит вспомнить триаду Ганнушкина-Кебрикова, позволяющую определить по критериям стойкость асоциальности как разновидности психопатии. Мне кажется, что социопатия - это вариант психопатии. Любой ребенок изначально не психопатичен и не социопатичен - а потом эти качества развиваются как месть недолюбленного человека. А совесть трансформируется в понятие греха. У него нет границ. Кроме того, есть прямая связь журналистики с психопатией, причем именно в сфере восприятия, медиапотребления (яркость, скандальность, привлекательные заголовки, работа на границах приличного и дозволенного и т. п.).

Доклады заочных участников

Храмова Н. Н.

АГРЕГАТОРЫ НОВОСТЕЙ КАК ЖУРНАЛИСТИКА БУДУЩЕГО

Автор статьи рассматривает аспекты введения закона о приравнивании сайтов, занимающихся систематизацией и распространением информации, чья ежедневная аудитория превышает 1 млн. пользователей, к средствам массовой информации. Автор рассматривает и описывает степень актуальности вопроса, анализирует различные точки зрения и суть закона. Автор строит прогноз функционирования новостных агрегаторов на примере сервиса Яндекс.Новости. Описывает противоречивые моменты поднятой темы.

Ключевые слова: агрегатор новостей, мэшап, Яндекс.Новости, закон об агрегаторах, агрегатор как СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.