Научная статья на тему 'АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛИФТА С МИНИМИЗАЦИЕЙ ПОТЕРЬ В УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ'

АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛИФТА С МИНИМИЗАЦИЕЙ ПОТЕРЬ В УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ (К. З.) РОТОРОМ / ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛИФТА / РЕГУЛИРОВАНИЕПОТОКА / ПЕРЕМЕННЫЕ ПОТЕРИ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ТОК НАМАГНИЧИВАНИЯ / ГРАФИКИ ИЗМЕНЕНИЯ МОМЕНТА / СКОРОСТИ / ТОКА И ПОТОКА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Коваль Александр Сергеевич

На основе модели мощности переменных потерь и использования выражения оптимального тока намагничивания как функции от параметров двигателя предложен алгоритм и система автоматического регулирования (САУ) асинхронным электроприводом лифта, позволяющая оптимизировать потери в двигателе в установившихся двигательных режимах работы двигателя при нагрузках, отличающихся от номинальной. Представлены результаты моделирования работы электропривода по разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Коваль Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASYNCHRONOUS ELECTRIC DRIVE FOR ELEVATORS WITH MINIMIZATION OF STEADY- STATE LOSSES

Based on the variable losses power model and the use of the expression of optimal magnetizing current as a function of the motor parameters, an algorithm and an automatic control system (ACS) for the elevator's asynchronous electric drive are proposed, allowing optimization of the motor losses in steady-state modes of motor operation under loads that differ from the nominal one. The results of simulating electric drive operation according to the model developed are presented.

Текст научной работы на тему «АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛИФТА С МИНИМИЗАЦИЕЙ ПОТЕРЬ В УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ»

.................................. н.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

DOI: 10.53078/20778481_2021_3_117 УДК 62-83:621 А. С. Коваль

АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛИФТА С МИНИМИЗАЦИЕЙ ПОТЕРЬ В УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

A. S. Koval

ASYNCHRONOUS ELECTRIC DRIVE FOR ELEVATORS WITH MINIMIZATION OF STEADY- STATE LOSSES

Аннотация

На основе модели мощности переменных потерь и использования выражения оптимального тока намагничивания как функции от параметров двигателя предложен алгоритм и система автоматического регулирования (САУ) асинхронным электроприводом лифта, позволяющая оптимизировать потери в двигателе в установившихся двигательных режимах работы двигателя при нагрузках, отличающихся от номинальной. Представлены результаты моделирования работы электропривода по разработанной модели.

Ключевые слова:

асинхронный двигатель с короткозамкнутым (к. з.) ротором, электропривод лифта, регулирование потока, переменные потери, оптимальный ток намагничивания, графики изменения момента, скорости, тока и потока.

Для цитирования:

Коваль, А. С. Асинхронный электропривод лифта с минимизацией потерь в установившихся режимах работы / А. С. Коваль // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2021. - № 3(72). -С.117-124

Abstract

Based on the variable losses power model and the use of the expression of optimal magnetizing current as a function of the motor parameters, an algorithm and an automatic control system (ACS) for the elevator's asynchronous electric drive are proposed, allowing optimization of the motor losses in steady-state modes of motor operation under loads that differ from the nominal one. The results of simulating electric drive operation according to the model developed are presented.

Keywords:

asynchronous motor with a short-circuited rotor, elevator electric drive, flux control, variable losses, optimal magnetizing current, graphs of torque, speed, current and flux change.

For citation:

Koval, А. S. Asynchronous electric drive for elevators with minimization of steady-state losses / А. S. Koval // The Belarusian-Russian university herald. - 2021. - № 3(72). - P. 117-124.

Оптимальное энергосберегающее зано с регулированием потока двигате-

управление в системах асинхронного лей. Тематика энергоэффективного

электропривода переменного тока свя- управления асинхронными электродви-

© Коваль А.С., 2021

гателями достаточно широка и определяется применением асинхронного электропривода в различных сферах деятельности [1, 2]. В частотно-регулируемом электроприводе переменного тока энергоэффективность связана с потерями и в двигателе, и в частотном преобразователе. Оптимумы минимизации мощности потерь в двигателе и минимизации мощности потерь во всей системе привода практически равнозначны с энергетической точки зрения [1, 2]. Соответственно, учет потерь в преобразователе не дает существенно лучшего результата минимизации энергопотребления в электроприводе по сравнению с учетом только мощности потерь в двигателе для асинхронных двигателей малого и среднего диапазона номинальных мощностей [1, 2]. Сама же формулировка задачи оптимизации энергоэффективности асинхронного электродвигателя зависит как от режимов работы (установившиеся, динамические), так и от характера изменения нагрузки на валу двигателя.

Оптимизация энергопотребления в динамических режимах - задача нетривиальная, но в настоящее время с учетом вычислительных возможностей управляющих контроллеров возможно её решение и в реальном времени.

Для установившихся режимов с постоянной, но отличающейся от номинальной нагрузкой на валу двигателя минимизация тока статора асинхронного двигателя приводит к минимизации потерь, т. к. потери в двигателе складываются из разных составляющих, но в первую очередь - это переменные потери в обмотках статора и ротора, определяемые током двигателя. Основные методы, минимизирующие ток статора в установившихся режимах [3], - это:

- методы управления, делающие максимальным отношение момент - ток (maximum torque per ampere) двигателя;

- методы на основе модели мощности потерь, использующие выражение оптимального тока намагничивания как

функцию от параметров и состояния двигателя;

- методы, базирующиеся на подходе к минимизации потребляемой мощности как к задаче численной оптимизации, где целевой функцией выступает измеряемое значение потребляемой мощности, минимум которой ищется в реальном времени над объектом управления без использования его модели (безмодельное экстремальное регулирование).

Для регулируемого электропривода лифта кабина лифта представляет собой объект управления с фиксированной нагрузкой в установившихся режимах. Нагрузка и режим работы электропривода (двигательный, генераторный) определяются загрузкой кабины и направлением её движения. Эти условия для электропривода сохраняются в течение всей поездки и могут быть определены до начала движения. Наиболее простая задача оптимизации энергопотребления регулируемым асинхронным электроприводом лифта - это минимизация потребляемого тока электродвигателем привода лифта в двигательном установившемся режиме работы за счет поддержания оптимального тока намагничивания в зависимости от заранее известной загрузки кабины лифта. Для этой цели используется модель мощности потерь, использующая выражение оптимального тока намагничивания как функцию от параметров и состояния двигателя. Практическое решение задачи оптимизации энергопотребления приводом лифта в этом случае заключается в переключении в алгоритме работы системы автоматического управления электроприводом от стандартного режима движения кабины лифта с формированием управляемого пуска и торможения к режиму, в котором при движении кабины лифта с постоянной скоростью обеспечивается, в зависимости от загрузки кабины, минимизация мощности потерь в двигателе.

Уравнения асинхронного двигате-

ля в осях х—у, ориентированных по по-токосцеплению ротора, имеют вид [4]:

их = Я • + -^ • А • Ку;

и у = Я1 • • у + А • о +•(Ах • ъ + х);

М = 2 • '[ 112 • К1х ' К1у ' ^ ] ,

где ¿1х, ¿1, ¿12 - индуктивность рассеяния, индуктивность фазы статора, взаимная индуктивность соответственно; Ю1 - электрическая частота вращения; рп - число пар полюсов; у2х - потоко-

сцепление ротора; Я1 - сопротивление статора; о - коэффициент рассеяния; кг - коэффициент магнитной связи рок = Ь12 тора, кг = — .

¿2

Мощность переменных потерь, определяемая составляющими тока статора /1х, Пу двигателя в установившемся режиме работы [5]:

Р = + £ (Я + Я,).

С учетом того, что в установившемся режиме работы двигатель создает момент, равный моменту нагрузки М = Мп, установившееся значение составляющей тока статора % можно записать, как

Мп

V =

3/2РпЬ12К1х

Соответственно, мощность переменных потерь асинхронного двигателя в установившемся режиме может быть

выражена, как

Р = № 1 +

А У

Мп

3 Ь •

— р Ь,2г,

2лт п 12 1х

у

(Я + Я*)-

Так как мощность потерь определяется составляющей тока •1х, формирующей поток двигателя, то значение этого тока, при котором производная от

дР

мощности потерь - равна 0, будет

дК1х

являться минимальным значением, определяющим минимум потерь. Это оптимальное значение тока ¡1хюпт при постоянном значении Ьп имеет вид [3]:

М п 1Л 2+Я

1хопт

¿12 Рп

Я

^опт^т (1)

где к =

^^ опт

1

Я + Я:

•\/А2

12Рп V

Оптимальное значение составляющей тока Пхопт определяет и соответствующее оптимальное значение составляющей тока Пуопт [3]:

уопт К1хопт <

Я

Я2 + Я,

Для используемого при моделировании двигателя (табл. 1) это соотношение

1 уопт

2,47

Ьхопт \ 2,47 +1,87

= 0,75.

Табл. 1. Параметры двигателя для моделирования

./, кг-м Я1, Ом Мном, Н^м ^ном? А Рном:> Вт ¿12, Гн ¿1, Гн Я 2, Ом УHOM, Вб а с4 ном иф , В

4,5 2,47 336 11,87 4071 0,639 0,694 1,87 9,02 12,1 208

В рассматриваемой методике расчета оптимального значения составляющей тока Пхопт, как и в других подобных расчетах [3], индуктивность намагничивания принимается постоянной величиной, хотя она определяется нелинейной кривой намагничивания и при изменении тока намагничивания отличается от значения, соответствующего номинальному режиму работы. Для учета изменения индуктивности намагничивания при уточненной оценке мощности потерь в электроприводе может быть использована, например, линейная зависимость насыщения индуктивности от тока намагничивания [3].

Таким образом, алгоритм оптимального управления, минимизирующего потери в двигателе привода лифта в установившемся режиме при загрузке кабины, отличающейся от номинальной, может быть описан следующим образом. До начала движения кабины определяется загрузка кабины и в зависимости от выбранного направления движения кабины вверх или вниз - режим работы двигателя: двигательный или генераторный. При определении режима работы привода лифта как двигательного:

- по загрузке кабины вычисляется величина нагрузочного момента двигателя;

- вычисляется значение составляющей тока статора Пхопт, определяющее минимальное потокосцепление двигателя и минимизирущее переменные потери в двигателе;

- по завершении разгона кабины лифта (определяется по заранее заданному и достигаемому значению скорости кабины при завершении пуска) в структуре системы автоматического управления электроприводом происходит переключение от стандартного режима работы к оптимальному с минимизацией переменных потерь;

- при достижении кабиной лифта этажа назначения по команде датчика начала торможения (ДТ) происходит возврат к структуре системы автоматического управления, обеспечивающей стандартный режим работы привода лифта при торможении.

Блок-схема векторной системы автоматического управления (САУ) асинхронным двигателем в осях у—х, ориентированных по потокосцеплению ротора, работающей в соответствии с этим алгоритмом, показана на рис. 1.

^2хном ;

Контур регулирования /Зх

1/Т5+1

Юзад ,

Контур регулирования ¡1у

^2х

$ Кь

^2хтт

О - V

->Хп * —>1

мг

Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Блок-схема оптимального электропривода

Модель САУ электроприводом лифта в осях y-x в среде MATLAB, соответствующая блок-схеме (см. рис. 1), представлена на рис. 2. Параметры двигателя и механической подсистемы регулируемого асинхронного электропривода лифта, соответствующие безредук-торному приводу пассажирского лифта грузоподъемностью (г/п) 630 кг и скоростью движения 1 м/с и используемые при моделировании, приведены в табл. 1.

В модели САУ электроприводом лифта блок задания скорости Signal Bilderl формирует требуемую тахо-грамму движения привода. Время работы привода в установившемся режиме, в течение которого осуществляется оптимизация потерь, определяется блоками Stepl, Step2 и логическими операторами Logica operator. На всех графиках (рис. 3-7) это промежуток времени с 3 до 6 с. В модели применены ПИ-регуляторы тока и скорости с передаточными функциями, указанными на рис. 2. Нагрузка формируется соответствующими блоками (выход блоков Мс) [6]. Два одинаковых блока формирования момента нагрузки позволяют отдельно задавать нагрузку в режиме работы привода без оптимизации переменных потерь и в режиме работы с оптимизацией (момент нагрузки 200 Н-м для случая работы привода в режиме оптимизации потерь). Цепь формирования сигнала задания потокосцепления

двигателя (у2xmin = Vlx ) в режиме минимизации составляющей тока iix образована блоками Sqr и Gain3 в соответствии с выражением (1). Остальные элементы модели обеспечивают функционирование привода в соответствии со схемой на рис. 2. Результаты моделирования работы электропривода показаны на рис. 3-7.

Осциллограммы изменения регулируемых параметров моделируемого электропривода показывают работоспособность электропривода с оптимизацией мощности переменных потерь в

установившемся режиме работы лифта при использовании предлагаемого алгоритма работы САУ с определением оптимальной составляющей /ъс в режимах работы двигателя при нагрузках, отличающихся от номинальной. Смоделирован установившийся режим работы при уменьшении нагрузки от номинальной до 200 Н-м. При этом потребляемый двигателем ток уменьшается с 15,4 до 10,8 А, или на 30 %. Соответственно, мощность переменных потерь в двигателе уменьшается с 560 до 350 Вт, или на 37,5 %, а отношение г 6 7

1 уопт = 0,79 при расчетном значе-

г 8 4

1 хопт

нии 0,75. Таким образом, разработана САУ регулируемым асинхронным электроприводом переменного тока лифта, оптимизирующая переменные потери в двигателе в установившемся двигательном режиме работы при загрузке кабины, отличающейся от номинальной.

Выводы

Предложен алгоритм работы и разработана САУ в регулируемом асинхронном электроприводе лифта с определением оптимальной составляющей тока статора /1х в установившихся двигательных режимах работы двигателя при нагрузках, отличающихся от номинальной. Эта составляющая тока формирует потокосцепление двигателя, при котором переменные потери в двигателе минимальны. Смоделирован установившийся двигательный режим работы разработанного электропривода при уменьшении нагрузки от номинальной до 200 Н-м. При этом потребляемый двигателем ток уменьшается на 30 %, а мощность переменных потерь в двигателе - на 37,5 %. Реализация предложенного алгоритма работы в регулируемом асинхронном электроприводе лифта увеличивает энергоэффективность лифта в целом.

1

о

2

я

г: §

Здта Вийа^

1

0^-31 О.СЙ2=И О.ЩОзИ

ТчгеЛТ Гай Тгл^аГа112

0.21:

Ьэ

О

3 к

г «

I

о

о «

о

^а о о о а а-

о «

о Ч; а а

Ой

^з о а

Рис. 2. Имитационная модель электропривода с минимизацией переменных потерь

Ьо О Ьо

Оо

а)

б)

Вб

¥

г 4

г —

Б

О

г

в

Рис. 3. Номинальное потокосцепление и потокосцепление в оптимальном режиме работы (а) и тахограмма задания скорости привода (б)

с

с

с

а)

б)

А

8 10 с

г

А

I

г

Рис. 4. Составляющая тока статора г1х (а) и ток статора (б) при работе с номинальным потокосцеплением и в оптимальном режиме работы

а)

ы

б)

М

400

Н-м

200 1 50 1 00

Рис. 5. Составляющая тока статора г1у (а) и момент двигателя при работе с номинальным потокосцеплением (Мст = 300 Н-м) и в оптимальном режиме работы (Мст = 200 Н-м) (б)

с

с

с

г

г

а)

Вестник Белорусско-Российского университета. 2021. № 3(72) б)

P

1 ООО

Вт

700 600 500 40G 300 200 100

t

3 1 О

c

Вт

Р

7G0 600 500 4G0 300 200 100

8 10 c

t

Рис. 6. Потери мощности при работе с режимом оптимизации (а) и с номинальным потокосцеплением (б)

а)

Вт

Р

t

б)

Вт

Р

t

в)

Вт

Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t

Рис. 7. Мощность потерь при работе в режиме минимизации тока: а - потокосцепление меньше оптимального (5 Вб); б - потокосцепление оптимальное (5,38 Вб); в - потокосцепление больше оптимального (6 Вб)

с

c

c

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Браславский, И. Я. Энергосберегающий асинхронный электропривод / И. Я. Браславский, З. Ш. Ишматов, В. Н. Поляков. - Москва: АКАДЕМИЯ, 2004. - 248 с.

2. Коваль, А. С. К вопросу энергосбережения в электроприводе пассажирских лифтов с регулируемой номинальной скоростью движения кабины лифта / А. С. Коваль, А. И. Артеменко // Вестн. Бело-рус.-Рос. ун-та. - 2018. - № 4. - С. 49-55.

3. Борисевич, А. В. Энергосберегающее векторное управление асинхронными электродвигателями / А. В. Борисевич. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 102 с.

4. Фираго, Б. И. Векторные системы управления электроприводами / Б. И. Фираго, Д. С. Васильев. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 159 с.

5. Синергетические методы управления сложными системами. Механические и электромеханические системы / А. А. Колесников [и др.]. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2013. - 304 с.

6. Моделирование моментов нагрузки электродвигателей в МА^АВ / Р. Т. Шрейнер [и др.] // Молодой ученый. - 2010. - Т. 1, № 8 (19). - С. 27-33.

Статья сдана в редакцию 17 мая 2021 года Александр Сергеевич Коваль, канд. техн. наук, доц., Белорусско-Российский университет.

Aleksandr Sergeyevich Koval, PhD (Engineering), Associate Prof., Belarusian-Russian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.