АСИНХРОННАЯ МАШИНА С МАССИВНЫМ ФЕРРОМАГНИТНЫМ РОТОРОМ И КОНДЕНСАТОРНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
Бырладян А.С.
Аннотация. В статье рассмотрена асинхронная машина с массивным ферромагнитным ротором различного конструктивного исполнения, улучшающим ее энергетические показатели. Приведены результаты разработки и экспериментальных испытаний асинхронной машины, работающей в генераторном режиме при пониженной скорости вращения массивного ферромагнитного ротора. Показаны условия и возможности создания асинхронного генератора с конденсаторным возбуждением на основе асинхронной машины с массивным ротором.
Ключевые слова: асинхронная машина, массивный ротор, генераторный режим, асинхронный генератор, конденсатор возбуждения.
MA§INA ASINCRONA CU ROTOR MASIV FEROMAGNETIC §I EXCITATIE CAPACITIVA Barladean A.S.
Rezumat. in articol se examineaza ma§ina asincrona cu rotor masiv feromagnetic realizat in diferite constructii, care permit imbunatatirea indicilor energetici ai ei. Sunt prezentate rezultatele elaborarii §i incercarilor experimentale a ma§inii asincrone care functioneaza in regim de generator cu turatii reduse a rotorului masiv feromagnetic. Se explica (argumenteaza) posibilitatea §i conditiile de realizare a generatorului asincron cu excitatie capacitiva in baza ma§inii asincrone cu rotor masiv.
Cuvinte cheie: ma§ina asincrona, rotor masiv, regim de generator, generator asincron, condensator de excitatie.
THE ASYNCHRONOUS MACHINE WITH THE MASSIVE FERROMAGNETIC ROTOR AND CAPACITOR EXCITATION Birladean A.S.
Abstract. An asynchronous machine with a massive ferromagnetic rotor of the various designs, improving its energy indicators is considered. Elaboration and experimental tests results of the asynchronous machine working in a generating mode at the lowered speed of rotation of a massive ferromagnetic rotor are presented. Conditions and possibilities of the asynchronous generator creation with capacitor excitation on the basis of the asynchronous machine with a massive rotor are shown as well.
Keywords: asynchronous machine, massive rotor, generating mode, asynchronous generator, excitation capacitor.
Введение
Асинхронная машина трехфазного исполнения простой конструкции, высокой надежности и отсутствием скользящих контактов, наиболее широко применяемая при создании электроприводов в различных областях техники.
В зависимости от конструктивного исполнения асинхронные машины имеют ряд модификаций и специализированных исполнений для обеспечения различных эксплуатационных требований электроприводов. Режимами их работы могут быть: двигательный, генераторный и электромагнитного тормоза. Такие режимы представляют определенный интерес в ряде практических случаев.
Однако в новых областях применения асинхронных машин предъявляются новые технические требования, для решения которых необходимо создание новых исполнений машины, в том числе и роторов, со специальными характеристиками и параметрами.
Одним из таких перспективных технических решений является асинхронная машина с массивным ферромагнитным ротором, который по конструктивному исполнению может быть гладким или зубчатым. Исследования электрических машин в этой области показали, что наилучших результатов можно достичь за счет перехода от гладкого массивного ротора к зубчатому с оптимальной зубцовой зоной и торцевыми короткозамкнутыми кольцами высокой электропроводимости.
В данной работе рассматриваются условия практической реализации электрической редукции скорости вращения ротора асинхронной машины при ее работе в различных режимах. Поэтому ниже рассматриваются конструктивные особенности массивных роторов и возможности получения пониженной скорости вращения.
1. Конструктивное исполнение ферромагнитных роторов АМ
Массивные ферромагнитные роторы. Асинхронная машина (АМ) с массивным ферромагнитным ротором (МФР) занимает особое место. Она отличается от АМ традиционного исполнения не только конструкцией ротора, но и формой основных характеристик и значений технических параметров. Это объясняется весьма сложным характером электромагнитных процессов, происходящих в МФР, в том числе и в АМ [1].
Гладкий массивный ротор представляет собой сплошной ферромагнитный гладкий цилиндр, который выполнен из магнитного материала с высокими значениями магнитной проницаемости и без обмоток на нем. При этом МФР является одновременно магнитопроводом и проводником вихревых токов АМ. Здесь следует отметить, что АМ с гладким МФР имеет низкие значения КПД и cos ф в номинальном режиме, особенно в диапазоне малой и средней мощности. Поэтому использование габарита АМ по мощности составляет всего лишь 40^50% [2, 3].
Улучшение параметров и характеристик гладкого МФР возможно путем: применения торцевых короткозамкнутых колец высокой электропроводности (медь, бронза, латунь), соединяемых с МФР пайкой, сваркой или наплавкой; уменьшения активной длины МФР по сравнению с длиной пакета статора; изменения конструктивной геометрии торцов МФР. Анализ результатов теоретического и экспериментального исследований различных вариантов гладкого МФР показал, что вышеуказанные исполнения МФР обеспечивают лишь частичное улучшение рабочих характеристик и энергетических показателей АМ [1, 2]. Зубчатый массивный ротор выполняется с частично или полностью сквозными продольными пазами на поверхности МФР в пределах активной зоны АМ. Пазы могут быть одно- или двухступенчатыми по ширине. Существенного улучшения параметров МФР можно достичь при оптимальной зубчатости, т.е. ротор должен иметь определенное число пазов 22 при их оптимальной ширине и глубине [4, 5]. Кроме того, конструкция концевых частей зубчатого МФР (ЗМФР) должна обеспечить минимальные значения активного и индуктивного сопротивлений ротора при соответствующих режимах АМ. Это объясняется тем, что конструктивное исполнение ЗМФР оказывает существенное влияние на показатели и характеристики АМ.
2. Асинхронный генератор с МФР и пониженной скоростью вращения
На основании анализа научно-технической литературы можно сделать вывод о том, что возможности АМ с МФР еще далеко не исчерпаны. Эти машины могут быть использованы и как тихоходные двигатели или генераторы с пониженной скоростью вращения ротора при зубчатой конструкции массивного ротора [6, 7]. В данном случае статор АГ ничем не отличается от статора обычной АМ, который состоит из пакета,
набранного из листов электротехнической стали, в пазах которого размещена обычная трехфазная обмотка, а ротор АГ представляет собой ЗМФР. При этом число пазов ротора 22 не равно числу пазов статора 2}, а разность 22 - 2}, от которой зависит скорость вращения ротора, является числом четным и равным числу пар полюсов - 2р. В этом случае скорость вращения ротора определяется по формуле:
п -
Z2 - Zj 60 fx об
мин
(1)
Из формулы видно, что соответствующее увеличение 22 и 2} приводит к существенному уменьшению скорости вращения ротора.
Таким образом, генераторный режим АМ в данном случае работает по принципу взаимодействия зубцовых гармоник поля, вследствие чего получается малая скорость вращения ротора. Такой принцип работы АМ называется электрической редукцией скорости вращения. Поэтому такие АМ не нуждаются в механических редукторах. Например, в случае АМ с двумя полюсами (2р=2), при f}= 50 Гц и 22 = 26, 2} = 24, скорость вращения ротора будет равна
26-24 60-50 об
п =----------------= 230,-----
26
1
мин
(2)
Следовательно, правильный выбор соотношения числа пазов и их размеров при зубчатом роторе в значительной степени определяет свойства тихоходного АГ. Кроме того, трудоемкость изготовления тихоходного АГ с размещением на окружности ротора определенного числа зубцов ограничена технологическими соображениями, толщиной зуба и его электромагнитной нагрузкой. Поэтому, электромагнитная редукция скорости вращения ЗМФР отражается на рабочих характеристиках АМ, а АГ имеет следующие недостатки: низкие КПД и cosф, малый вращающий момент и низкий коэффициент использования габаритной мощности машины.
3. Исполнение асинхронного генератора с МФР и конденсаторным возбуждением
Реконструкция серийной АМ в соответствии с требованиями изготовления тихоходного АГ заключалась в замене шихтованного короткозамкнутого ротора ЗМФР с торцевыми короткозамкнутыми кольцами (ТКЗК) из меди. При этом был выполнен ряд специфических расчетов, характерных для данного АГ, работающего в автономном режиме. Для исполнения АГ с ЗМФР был использован серийный АД типа 4АМ80А2УЗ, технические данные которого представлены в таблице 1.
Таблица 1. Технические данные АМ
Номинальная мощность, кВт 1,5
Номинальное линейное напряжение, В 380
Номинальный ток фазы, А 3,3
Скорость вращения ротора, об/мин. 2850
КПД, % 81
cos ф 0,85
Конструктивные и обмоточные данные АД, форма и геометрические размеры пазов приведены в [8], что позволяет рассчитать конструктивные размеры массивного
ротора, определить электромагнитные нагрузки и магнитные напряжения в зубцах и ярме ЗМФР, учитывая неизменность величины индукции в воздушном зазоре АМ [9].
Емкость конденсаторов возбуждения, применяемых как источник реактивной мощности АГ, определяется с учетом исходных данных АД 4АМ80А2УЗ и по следующим соотношениям [10]:
- проводимость фазы в номинальном режиме
у=^ = А1 = о 0150—; ин 220 Ом
- относительное значение емкостной проводимости
СОБ^ 0,85 0,52 п 1
Ь„ =—рР- +-----— = ^^ + —— = 0,6633--------.
у/3 3 73 3 Ом
Из этих соотношений следует, что величина емкости возбуждения АГ при работе на активную нагрузку равна
С =^1 = 0-0099.10б ~31 7мкФ,
603 0 1/1 ’
со 314
где емкостная проводимость Ь23= у-Ь23= 0,015• 0,6633 = 0,0099 1 /Ом.
4. Процесс самовозбуждения АГ с массивным ротором
Самовозбуждение АГ возможно при обеспечении определенных условий: наличие остаточного намагничивания в ферромагнитном массивном роторе, определенная величина емкости и частоты вращения ротора. Следовательно, при расчетной величине емкости возбуждения Своз = 31,7 мкФ и скорости вращения выше критической за счет необходимого остаточного магнитного потока Фост, в обмотке статора создается (наводится) небольшая ЭДС, под действием которой в конденсаторе Своз потечет ток 1с, усиливающий остаточный поток в АМ. Однако АГ может возбудиться только при определенной начальной величине Еост и согласованном ее направлении с напряжением генератора и при условии, что Еост больше напряжения на емкости возбуждения. Представляет интерес значение напряжений фазы генератора на холостом ходу при синхронной скорости ротора без емкости возбуждения, которые имели следующие линейные значения:
ип = 1,2 В; и2з = 1,17 В; = 1,19 В.
При соединении в звезду обмоток генератора с изолированной нейтралью и подключением емкости возбуждения к одной из фаз линейные напряжения фаз имели следующие значения:
Ц12 = 4,0 В; и23 = 4,0 В; Ц31 = 2,25 В при Своз = 40 мкФ,
П]2 = 2,5 В; и23 = 2,5 В; Ц31 = 0,8 В при Своз = 60 мкФ.
В данном случае, величины напряжений очень незначительны, следовательно, процесс самовозбуждения АГ с ЗМФР может не произойти. Сообщив ротору генератора число оборотов выше синхронной скорости на холостом ходу, его возбуждение не имело места даже при увеличении емкости возбуждения с 30 до 60 мкФ. Следовательно, самовозбуждение АГ с ЗМФР возможно лишь в этом случае, когда начальная ЭДС будет иметь необходимое значение для создания в конденсаторе возбуждения емкостного тока - опережающий ток, который подмагничивает АМ и способствует увеличению ЭДС в обмотке статора АГ. Таким образом,
электромагнитный переходной процесс самовозбуждения происходит до тех пор, пока ЭДС генератора больше напряжения на конденсаторе. Из изложенного вытекает, что процесс самовозбуждения АГ с ЗМФР не обеспечивается из-за малой величины остаточного намагничивания в ферромагнитной среде зубчатого массивного ротора.
Анализ результатов и выводы
Асинхронный генератор с МФР может надежно возбудиться и работать на активную нагрузку при определенном насыщении его магнитной цепи, что обеспечит ему определенный запас реактивной мощности, который сосредоточен в контуре намагничивания, в том числе, в его массивном роторе, который должен обладать хорошими магнитными характеристиками и электрическими параметрами. Результаты экспериментальных исследований трехфазного АГ с зубчатым МФР при различной величине емкости конденсаторов возбуждения показывают, что определенное геометрическое исполнение ЗМФР требует проведения оптимизационных расчетов и определенной реализации зубцовой зоны ротора для нормальной работы АМ в генераторном режиме.
Анализ результатов по выполненной научно-технической работе позволяет сделать следующие выводы:
- исполнение АГ с зубчатым МФР не позволяет осуществить электрическую редукцию скорости вращения ротора при определенных зубчатых зонах только ротора;
- частота вращения ротора генератора определяется разностью 22 - 2}, которая должна быть четным числом, равным числу пар полюсов асинхронной машины;
- разница 22 - 2} должна быть четной;
- пакеты статора и ротора, выполненные из шихтованных листов электротехнической стали определенной толщины, должны иметь открытые пазы.
Из вышеизложенного вытекает, что исполнение работоспособного тихоходного АГ возможно при выполнении перечисленных выводов и реализации статора и ротора с определенными зубцовыми зонами и открытыми пазами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куцевалов В.М. Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами. - М.: Энергия, 1966, 302 с.
2. Куцевалов В.М. Асинхронные и синхронные машины с массивным ротором. - М.: Энергия, 1979, 160 с.
3. Известия ВУЗов «Электромеханика», 1962, №10, с.1181-1185.
4. Лищенко А.И., Лесник В.А. Асинхронная машина с массивным ферромагнитным ротором оптимальной геометрии. -1978, №175, 54 с.
5. Дружинин О.Б. и другие. Исследование параметров и характеристик асинхронных двигателей с массивным ротором. -1983, №316, 51 с.
6. Проблемы технической электродинамики. 1973, вып.44, с.19-23.
7. Вольдек А.И. Электрические машины. -Л.: Энергия, 1974, 640 с.
8. Справочник. Асинхронные двигатели серии 4А. - М.: Энергоиздат, 1982, 503 с.
9. Лищенко А.И., Лесник В.А. Асинхронная машина с массивным ферромагнитным ротором. - Киев, 1984, 167 с.
10. Адаменко А.И. Однофазные конденсаторные двигатели. - Киев, 1960, 247 с.
Бырладян А.С. Научный сотрудник Института энергетики Академии Наук Молдовы. Сфера научных интересов: электрические машины, асинхронные генераторы, автоматизированный электропривод, диагностика энергооборудования и электрические системы ветроустановок.