Научная статья на тему 'АСЕАН: проблемы регионализма и перспективы интеграционных процессов'

АСЕАН: проблемы регионализма и перспективы интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5557
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗМ / ИНТЕГРАЦИЯ / АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колдунова Екатерина Валерьевна

In the article «ASEAN: Regionalism and Prospects of Integration» E. Koldunova analyzes internal and external aspects of ASEAN's achievements for the past 40 years in the context of East Asian integration processes. Apparently, cooperation in the framework of Association is specified by regional features and is not identical to the European integration path. It is significant that South-east Asian regional cooperation model first of all proved to be aimed at shaping and maintenance of common values rather than functional integration. At the same time the Association's activity can be considered quite effective in balancing external powers' influence in the region and developmental orientation of South-east Asian states.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСЕАН: проблемы регионализма и перспективы интеграционных процессов»

© Колдунова Е.В.

МГИМО (У)

АСЕАН: ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛИЗМА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Современная динамика международных отношений свидетельствует о том, что оборотной стороной мирового центростремительного движения, которое еще совсем недавно рассматривалось многими исследователями в качестве магистральной тенденции развития, стали центробежные тенденции, ведущие к появлению большого количества локальных явлений, а отмеченные глобальные процессы приобрели различные региональные проявления. Сочетание этих тенденций было обозначено Дж. Розенау термином «фрагмегративность» (frag-megrative), соединяющего в себе понятия фрагментации (fragmentation) и интеграции (integration)\ Кроме того, по мере трансформации мировой системы происходит активный подъем регионов как самостоятельных элементов этой системы. Рядом исследователей также отмечается, что в мире сложились своеобразные «региональные кластеры», в отношении которых пока не было ясно, смогут ли они в будущем стать полюсами нового миропорядка2.

С данными процессами совпал новый виток регионализма, согласно одному из определений, подразумевающий сотрудничество региональных государств в выработке единой стратегии в рамках своего региона3. Некоторые исследователи разделяют понимание регионализма как направления регионального развития и как «сознательно формулируемой цели»4. Подобная цель, в частности, может выражаться в осознании предпочтительности регионального решения той или иной политической проблемы5.

C понятием регионализма тесно связано понятие регионализации. В отличие от регионализма, который, как и глобализм, рассматривается в качестве нормативной концепции, регионализация представляет собой совокупность эмпирических процессов, проистекающих, как правило, из тенденций экономической интеграции и приводящих к формированию моделей со-

трудничества в рамках транснационального географического пространства. Движущими силами регионализации могут выступать как внутрирегиональные процессы, так и внешнее воздействие.

В современных теоретических исследованиях выделяются два основных типа регионализации. Первый связан с появлением и активным возвышением региональных держав, и, как следствие, с их стремлением организовать региональную среду в своих интересах, то есть построить путем соглашений или неформальных практик такие отношения с менее крупными региональными государствами, которые бы отвечали политическим и экономическим задачам региональной державы. Второй тип регионализации данной типологии предполагает возникновение региональных интеграционных группировок, которые в случае успешного развития, создают некое обособленное региональное экономическое пространство в рамках мировой экономики6.

В самом общем виде создание и деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии относится к процессам регионализации второго типа, причем в более широком плане, выходящем за рамки исключительно экономических аспектов. Специфические исторические и политические условия эволюции юговосточноазиатского региона во второй половине ХХ в. обусловили возникновение, институциональное оформление и развитие уникальной в своем роде региональной организации, существование которой может рассматриваться в качестве одного из наиболее успешных примеров создания региональной интеграционной группировки в незападном мире. Таким образом, современная динамика развития АСЕАН происходит в русле тенденций «нового регионализма», который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей жизнедеятельности (торговля, экономическое развитие, окружающая среда, новые процессы в области безопасности и т.д.), во-вторых, связан с взаимодействием не только государств, но и негосударственных акторов, в-третьих, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает транснациональные и межрегиональные процессы.

Об этом свидетельствует тот факт, что с конца 1990-х гг. Ассоциацией планомерно предпринимались шаги по укреплению лидирующей роли в макрорегиональных масштабах. За четыре десятилетия с момента основания Ассоциации удалось объединить под своей эгидой все государства региона, создать значительное количество региональных форматов сотрудничества (АСЕАН+3, формат партнеров АСЕАН по диалогу), а также выступить инициатором или активным участником таких крупных макрорегиональных и межрегиональных проектов, как Региональный форум АСЕАН по безопасности, Восточноазиатский саммит, АСЕМ и т.д. Одним из весомых результатов деятельности Ассоциации стала разработка и принятие Устава АСЕАН (The ASEAN Charter) в 2007 г.

Однако меняющийся контекст международных отношений неизбежно привел к тому, что в настоящее время Ассоциации и ее участникам приходится учитывать в своей деятельности целый ряд новых параметров: изменения в расстановке геополитических сил (рост Китая и Индии), новые экономические вызовы, связанные с воздействием на страны региона мирового финансового кризиса, необходимость борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности, а также кризисные тенденции и проблемы во внутриполитической жизни самих региональных государств. Высказываются точки зрения, что деятельность Ассоциации в области международных отношений и безопасности на практике оказалась мало эффективной, когда ЮгоВосточная Азия столкнулась с действительно серьезными региональными проблемами, будь то экономический кризис 19971998 гг., проблема Восточного Тимора, переворот в Камбодже в 1997 г. или ситуация в Мьянме .

В связи с этим особо актуальным оказывается вопрос о том, каких же результатов реально смогла достичь Ассоциация за прошедшие сорок лет, в каких вопросах ее деятельность действительно оказалась конструктивной и сможет ли она противодействовать новым вызовам на региональном уровне.

Проблема эффективности Ассоциации неизбежно увязывается с крайне дискуссионным вопросом о том, что же на самом деле представляет собой АСЕАН. Очевидно, что с содержательной точки зрения Ассоциация демонстрирует пример ре-

гионального образования, коренным образом отличающегося от интеграционного объединения, созданного на пространствах Европейского континента. Однако вопрос о сущностном характере данной организации по-прежнему остается открытым. Ряд исследователей предлагают рассматривать АСЕАН как режим

о

безопасности , другие трактуют деятельность организации как формирование особого рода сообщества безопасности9, третьи полагают, что степень эффективности Ассоциации следует рассматривать в первую очередь с точки зрения формирования нормативных принципов и «культуры» международного поведения в регионе, которая способствует укреплению региональной стабильности и безопасности10. Существует также исследовательское направление, оценивающее деятельность АСЕАН в первую очередь с точки зрения поддержания баланса сил в макрорегиональном контексте расширенного восточноазиатского региона11.

Обобщая отмеченные дискуссионные аспекты, можно сделать вывод о том, что результаты деятельности АСЕАН закономерно анализировать с учетом как внутренних, так и внешних параметров.

Внутренние параметры

Очевидно, что по истечении сорока лет, несмотря на создание различных институциализированных форматов, прогресс Ассоциации в области функциональной экономической и политической интеграции оказался не велик. С одной стороны, такую ограниченную функциональную составляющую организации можно отнести на счет тех базовых параметров, которые изначально были заложены в качестве фундамента деятельности АСЕАН. К ним относятся принцип суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга12.

С другой стороны, многие исследователи полагают, что реальная задача АСЕАН состояла совсем не в достижении определенных интеграционных задач, а в снижении риска межгосударственной конфронтации и насилия в целом. Действительно, за период с момента создания АСЕАН регион достиг существенного прогресса в области политической и экономической модернизации и мирного развития. Очевидное затруднение в данном случае заключается в том, чтобы установить причинно-

следственную связь между существованием и деятельностью АСЕАН, с одной стороны, и общим снижением региональной конфликтности, с другой. Одной из попыток эмпирически доказать подобную взаимосвязь является исследование сотрудника Скандинавского института азиатских исследований Тимо Кивимяки, использующего материал базы данных конфликтов Института исследований мира (г. Осло) для иллюстрации тезиса о фактическом снижении числа конфликтов после вступления государств Юго-Восточной Азии в АСЕАН, а также о непосредственном сокращении количества межгосударственных

13

конфликтов между самими членами Ассоциации (таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Соотношение количества конфликтов до и после вступления в АСЕАН государств Юго-Восточной Азии

Количество конфликтов в год до вступления в АСЕАН Количество конфликтов в год после вступления в АСЕАН Разница: до-после

Бруней 0.12 0.00 0.12

Мьянма 4.33 1.88 2.46

Камбоджа 0.84 0.14 0.70

Индонезия 0.57 0.84 - 0.27

Лаос 0.53 0.00 0.53

Малайзия 2.18 0.00 2.18

Филиппины 1.10 1.87 -0.77

Сингапур 0.38 0.00 0.38

Таиланд 0.71 0.58 0.14

Вьетнам 1.10 0.00 1.10

Источник: Kivimaki T. Power, Interest of Culture - Is There a Paradigm That Explains ASEAN’s Political Role Best?/T. Kivi-maki//The Pacific Review. - 2008 (December). - Vol.21, No.4. -P.438

Таблица 2. Соотношение общего числа конфликтов, конфликтов с будущими членами АСЕАН и конфликтов с членами АСЕАН государств Юго-Восточной Азии

Общее число конфликтов Конфликты с будущими членами АСЕАН Конфликты с членами АСЕАН

Бруней 3 3 0

Мьянма 236 0 0

Камбоджа 44 18 0

Индонезия 44 4 0

Лаос 27 8 0

Малайзия 24 4 0

Филиппины 94 11 0

Сингапур 3 3 0

Таиланд 37 21 0

Вьетнам 54 22 0

Источник: Kivimaki T. Power, Interest of Culture - Is There a Paradigm That Explains ASEAN’s Political Role Best?/T. Kivimaki//The Pacific Review. - 2008 (December). - Vol.21, No.4. - P.439

В качестве одного из факторов, подкрепляющих данные положения, могут рассматриваться внутренние эффекты от деятельности АСЕАН: попытки сформировать особую региональную идентичность и нормативную культуру, а также в целом поворот стран региона к целям развития вместо конфликтности, проявляющийся в акте присоединения к региональной организации сотрудничества14. При этом участие в региональном объединении отнюдь не означало стремления к транснациональности или наднациональности, а скорее к созданию институционального формата мирного согласования позиций15.

Однако по-прежнему существует значительное количество проблем, связанных с противоречиями между самими членами Ассоциации, с которыми АСЕАН пока не может справиться. Даже если полагать, что государства АСЕАН не кон-

фликтуют друг с другом напрямую, следует отметить, что в двусторонних отношениях все еще сохраняется целый комплекс напряженных моментов. К ним относятся продолжающийся пограничный спор между Таиландом и Камбоджой, опасения Таиланда относительно того, что Малайзия поддерживает сепаратистские настроения в южных таиландских провинциях, проблема нелегальных индонезийских рабочих в Малайзии и бирманских иммигрантов в Таиланде, неразрешенный спор по поводу островов Спратли и т.д.

Кроме того, на данном этапе в контексте политической ситуации в Мьянме (сохранение у власти военного режима) и Таиланде (переворот 2006 г. и активные выступления оппозиции) в деятельности АСЕАН достаточно остро стоит вопрос о соотношении регионализма и демократии.

Следует принять во внимание, что в Устав Ассоциации был включен тезис о необходимости укрепления демократических принципов и власти закона. Однако в то же время сохранились и базовые нормы, связанные с невмешательством во внутренние дела друг друга, уважением территориальной целостности и суверенитета государств-членов16. Следовательно, открытым остается вопрос о том, каким образом государства-члены АСЕАН намереваются воплощать в жизнь положения Устава о принципах демократизации, если вплоть до настоящего времени Ассоциация всячески дистанцировалась даже от принятия заявлений, напрямую осуждающих нарушения демократических норм в политической жизни своих участников.

Внешние параметры

Рассматривая вопрос об эффективности АСЕАН как региональной организации, помимо внутрирегиональных факторов, следует также принимать во внимание более широкий международный контекст и особенности геополитического и геостратегического положения Юго-Восточной Азии, которые неизбежно ставили перед Ассоциацией специфические внешнеполитические цели.

Среди них - задачи сбалансировать роль и интересы крупных держав в регионе (США, Китая, Индии, Японии), особенно в постбиполярный период, а также иметь возможность участвовать, а в какой-то мере и управлять процессами макро-

регионализации в Восточной Азии. Во многом необходимостью уравновесить Китай, Японию, Индию и США в ЮгоВосточной Азии объяснялось расширение сотрудничества АСЕАН с Россией во второй половине 1990-х гг17.

С этой точки зрения АСЕАН удалось выступить в качестве единого игрока в процессах восточноазиатской регионализации и внедрить соответствующий духу Ассоциации консенсусный принцип принятия решений в деятельность Регионального форума АСЕАН по безопасности, остающегося на данный момент практически единственной организацией, осуществляющей политический диалог по проблемам безопасности и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе с привлечением широкого круга участников, включая США, Россию, Китай, Индию, Японию, ЕС.

Оборотной стороной этого стала очевидная нефункцио-нальность АСЕАН и АРФ в решении практических задач, связанных с обеспечением региональной безопасности, и исполнение скорее роли форумов для международных консультаций с широким составом участников. Возможно этим объясняется и тот факт, что более эффективными в плане решения проблем безопасности по-прежнему оказываются двусторонние и трехсторонние форматы взаимодействия юго-восточноазиатских государств и внерегиональных держав.

* * *

Таким образом, оценивая как внутренние, так и внешние параметры деятельности АСЕАН, можно сделать вывод об определенных достижениях в деятельности Ассоциации, которые, однако, отнюдь не идентичны достижениям европейского интеграционного пути. Показательно, что модель регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии оказалась нацелена, прежде всего, на задачу формирования и сохранения общих ценностей (невмешательство во внутренние дела и уважение суверенитета), а не на функциональную интеграцию. Очевидно также, что деятельность АСЕАН стала существенным аспектом восточноазиатского регионализма, включающего различные аспекты политического и экономического характера.

Как показывает проведенный анализ, АСЕАН оказалась вполне эффективной в создании баланса между внерегиональ-

ными силами в Юго-Восточной Азии, а также в том, чтобы сформировать у государств региона четкую ориентацию на цели мирного развития. Однако это автоматически не означало урегулирования всех внутрирегиональных проблем, которые Ассоциации придется решать уже в новых международных условиях.

I Rosenau J.N. New Dimension of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics/J.N. Rosenau // Security Dialogue. - 1994 (September). - Vol.25. — Pp. 255-81

Дипакадемии, наконец, повезло. Интервью с новым ректором Дипломатической академии МИД России доктором политических наук, Чрезвычайном и Полномочным Послом Российской Федерации А.Н. Пановым/ Международные процессы. - 2006. -Том 4. №3. - С.84

Fawcett L. Exploring Regional Domains: A Comparative History of Regionalism/L. Fawcett// International Affairs. - 2004. -80:3. - P.433

4 Михеев В.В. Глобализация, регионализация и региональная инте-грация/В.В. Михеев// Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений/ Под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: РОССПЭН, 2002. - С.66

5 Gunnarsson M. Regionalism and Security - Two Concepts in the Wind of Change/M. Gunnarsson/URL:

www.umu.se/cerum/publikationer/pdfs/NSB_1_00_6_1.pdf - P.186

6 Широков г.К. Глобализация и/или регионализация? (регионализация и ее типы)/ г.К. Широков, А.И. Салитткий // Восток (ORIENS). -2003. - №5. - Сс.89-92

Simon Sh. ASEAN and Its Security Offspring: Facing New Challenges/Sh. Simon. - Carlslile: Strategic Studies Institute, 2007. - Pp.1-2; Emmerson D. ASEAN’s “Black Swans”/D. Emmerson//Journal of Democracy. - 2008 (July). - Vol.19, No.3. - Pp.70-84

Narine Sh Forty Years of ASEAN: a Historical Review/Sh. Narine// The Pacific Review. - 2008 (December). - Vol.21, No.4. - Pp.411-412

9 Acharya A. Collective Identity and Conflict Management in Southeast Asia/A. Acharya// Security Communities. Ed. By E. Adler, M. Barnett. -Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - Pp.198-227

10 Kivimaki T. Power, Interest or Culture - Is There a Paradigm That Explains ASEAN’s Political Role Best?/T. Kivimaki// The Pacific Review. -2008 (December). - Vol.21 No.4. - Pp.431-50

II Emmers R. Cooperative Security and the Balance of Power in ASEAN and ARF/R. Emmers. - L.: Routledge, 2003. - 197 p.

12 Declaration of ASEAN Concord, 24 February 1976/URL: http://www.asean.org/1216.htm

13

13 Следует отметить, что в упомянутой базе данных в качестве конфликтов указываются случаи с не менее, чем 25 жертвами.

14 Kivimaki T. Op. cit. - P.442

15 Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995)/А.Д. Богатуров. - М.: Конверт - МОНФ, 1997. - Сс.201-202

16 The ASEAN Charter. -Jakarta: ASEAN Secretariat, 2007. - Pp.4, 6

17 Kato M. Russia’s Multilateral Diplomacy in the Process of Asia-Pacific Regional Integration: The Significance of ASEAN for Russia/M. Kato// Eager Eyes Fixed on Eurasia. Russia and its Eastern Age. No.16-2. -Sapporo: Slavic Research Center, 2007. - Pp.125-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.