Конгресс «Проблемы аутоиммунитета и аутовоспаления в ревматологии»
чин — 4. Все больные соответствовали диагностическим критериям СКВ ACR (1997) и SLICC/AKR (2012). Длительность заболевания составила от 9 мес до 20 лет. На момент вакцинации у 3 пациентов регистрировалась высокая, у 4 — средняя, у 22 — низкая активность заболевания, у 5 — ремиссия. Проводимая терапия: 33 пациента получали глюкококортикоиды (ГК) 5—30 мг/сут в пересчете на преднизолон, 27 — гидроксихлорохин, 19 — цитостатики (7 — микофенолата мофетил, 6 — метотрексат, 1 — микофе-ноловую кислоту, 3 — азатиоприн, 2 — циклофосфамид), 11 — генно-инженерные биологические препараты (ГИБП): 5 — ритуксимаб, 6 — белимумаб. Ритуксимаб вводили в дозах 500—1000 мг на курс 1 раз в 6—12 мес, белимумаб — от 400 до 720 мг 1 раз в месяц. ППВ-23 в количестве 0,5 мл (1 доза) вводили подкожно. Во время визитов проводили стандартные клинические и лабораторные исследования, а также определяли уровень антител (АТ) к Streptococcus pneumoniae в сыворотке крови с помощью коммерческих наборов VaccZymeTM PCP IgG 2 (The Binding Site Ltd, Великобритания). Вакцинальный ответ оценивали по продолжительности и выраженности в зависимости от проводимого лечения.
Результаты/обсуждение
Через 1 и 3 мес после вакцинации у большинства больных (82,4 и 96,7% соответственно) отмечалось значимое (более чем в 2 раза по сравнению с исходным) повышение концентрации АТ к полисахаридам клеточной стенки S. рneumoniae. Через год после вакцинации у 22 (64,7%) пациентов («ответившие» на лечение) сохранялось более чем двукратное повышение концентрации пневмококковых АТ; 12 (35,3%) больных расценены как «не ответившие» на терапию, у них отсутствовало значимое нарастание титров АТ. Среди 11 пациентов, получающих ГИБП, полноценный вакцинальный ответ наблюдался значительно реже, чем у больных без ГИБП (36,4 и 78,3% соответственно; р=0,04). При лечении ритуксимабом количество «не ответивших» было больше, чем среди получавших бе-лимубаб, но значимо не различалось (80 и 50% соответственно; р=0,6). Отмечено, что добавление цитостатиков в схему терапии не оказывало дополнительного негативного влияния на вакцинальный ответ.
Выводы/заключение
Показана достаточная иммуногенность ППВ-23 у больных СКВ, в том числе получающих комбинированную иммуносупрессивную терапию. В то же время применение анти-В-клеточных препаратов в составе комбинированной терапии приводило к значимому снижению вакцинального ответа.
АРТРИТ МЕЛКИХ СУСТАВОВ КИСТЕЙ -
ТРУДНОСТИ АМБУЛАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Ткаченко И.В., Журавлева М.О.
ФГБОУВО «Оренбургский государственный медицинский
университет» Минздрава России, Оренбург, Россия
Введение/цель
Онихомикозом страдает от 10 до 20% населения, среди патологии ногтевой пластины грибковое инфицирование весьма распространено и составляет не менее 30% случаев. Совместное ведение пациентов врачами дерматовенерологом и ревматологом традиционно при псориатическом, реактивном артритах. Однако еще одной патологией, являющейся точкой соприкосновения специалистов амбулаторного звена, стал микоз. Предста-
вляем клиническое наблюдение случая артрита на фоне онихомикоза.
Материал и методы
На консультацию к ревматологу направлен пациент 32 лет с артралгиями, не купирующимися монотерапией нестероидными противовоспалительными препаратами, для верификации диагноза. Больному в поликлинических условиях было проведено клиническое, ла-бораторно-инструментальное, иммунологическое обследование. Ультразвуковое исследование (УЗИ) проводилось на стационарном ультразвуковом сканере Hitachi Aloka Prosound F37.
Результаты/обсуждение
Пациент длительно (в течение 12 лет) страдал грибковым поражением ногтей кистей. Инфицирование произошло в период военной службы по призыву. На момент осмотра отмечался тотальный гипертрофический онихо-микоз ногтей II, III и V пальцев правой кисти. Верифицирован возбудитель — дерматофит Trichophyton rubrum, который является лидирующим агентом онихомикоза (75—90% случаев). Пациент предъявлял жалобы на болезненность и припухлость дистальных межфаланговых сочленений II, III и V пальцев правой кисти. Симптомы возникли в течение полугода. Суставы дефигурированы, при пальпации болезненны, движения в них ограниченны, «симптом сжатия» положителен. Отмечалась умеренная активность по DAS28. На рентгенограмме костно-деструктивных изменений не выявлено. При УЗИ суставов и периартикулярных тканей кистей в пораженных сочленениях выявлены выраженные и умеренные синовиты, отек капсулы, неравномерное утолщение, уплотнение синовиальной оболочки, свидетельствующие о хронизации воспаления, и отсутствие в ней усиления кровотока. В других суставах кистей (проксимальных межфаланговых, пястно-фаланговых и лучезапястных) ультразвуковая патология не регистрировалась. Лабораторные исследования [острофазовые показатели общего и биохимического анализов крови, иммунологического (ревматоидный фактор, антитела к циклическому цитруллинированному пептиду, антитела к Chlamydia trachomatis, Mycoplasma hominis, Ureaplasma ure-alyticum)] не подтвердили наличие ревматоидного или реактивного артрита.
Выводы/заключение
Отсутствие клинических, лабораторных и инструментальных данных, свидетельствующих об известных ревматических заболеваниях с локализацией суставного синдрома в сочленениях кистей, четкая вовлеченность, содружественность пораженных ногтевых пластин и ди-стальных межфаланговых суставов позволяют думать о микотической природе артрита. Поэтому в проводимом лечении необходимо учитывать этиологический фактор и комбинированно применять антимикотическую терапию.
ВОЗМОЖНОСТИ КОМБИНИРОВАННОЙ
ТЕРАПИИ У БОЛЬНЫХ ПСОРИАТИЧЕСКИМ
АРТРИТОМ
Филимонова О.Г.
ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский
университет» Минздрава России, Киров, Россия Введение/цель
Один из способов повышения эффективности терапии псориатического артрита (ПсА) — применение ком-
Научно-практическая ревматология. 2019;57(3):363-395
392