Научная статья на тему 'Артионимы как культурный феномен текста города'

Артионимы как культурный феномен текста города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город как текст / городской пейзаж / урбанистический пейзаж / артионим / топоним / урбанонимы / the city as a text / cityscape / urban landscape / artionym / toponym / urbanonyms

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметова Альфия Разифовна

Артионим — это имя собственное (название) произведения искусства (живописи, скульптуры, графики, пластики). Артионимы урбанистических пейзажей являются важной составляющей текста города, позволяющей отражать наиболее яркие черты местности, связанные с её исторической, социально-экономической, культурной жизнью. Артионимы представляют собой своеобразную географическую «метку», содержащую культурный код территории. В статье анализируются артионимы (наименования произведений живописи) с топонимом Уфа и урбанонимами Уфы. Артионимы распределены в тематические группы: название столицы региона и её жители, урбанонимы Уфы, климат города, исторические события, современный мегаполис, значимые городские события, географические объекты региона. В артионимах нашли отражение значимые для горожан урбанонимы, улицы и районы города. Артионимы, являясь вербальным пояснением к картине и образуя с ней одно целое, передают местный колорит городского пространства, представляют культурный феномен текста города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIONYMS AS A CULTURAL PHENOMENON OF THE CITY TEXT

An artionym is a proper name (name) of a work of art (painting, sculpture, graphics, plastics). Artionyms of urban landscapes are an important component of the text of the city, which allows you to reflect the most striking features of the area associated with its historical, socio-economic, and cultural life. Place names are a kind of geographical "label" that contains the cultural code of the territory. The article analyzes artionyms (titles of paintings) with the Ufa toponym and urbanonyms of Ufa. Artionyms are divided into thematic groups, namely the name of the regional capital and its inhabitants, urbanonyms of Ufa, the city's climate, historical events, a modern metropolis, significant urban events, and geographical features of the region. The artionyms reflect important urban names, streets, and districts of the city. Artionyms, being a verbal explanation to the picture and forming one whole with it, convey the local color of the urban space, present the cultural phenomenon of the city text.

Текст научной работы на тему «Артионимы как культурный феномен текста города»

УДК 81.42 А. Р. Ахметова

АРТИОНИМЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ТЕКСТА ГОРОДА

Артионим — это имя собственное (название) произведения искусства (живописи, скульптуры, графики, пластики). Артионимы урбанистических пейзажей являются важной составляющей текста города, позволяющей отражать наиболее яркие черты местности, связанные с её исторической, социально-экономической, культурной жизнью. Артионимы представляют собой своеобразную географическую «метку», содержащую культурный код территории.

В статье анализируются артионимы (наименования произведений живописи) с топонимом Уфа и урбанонимами Уфы. Артионимы распределены в тематические группы: название столицы региона и её жители, урбанонимы Уфы, климат города, исторические события, современный мегаполис, значимые городские события, географические объекты региона. В артионимах нашли отражение значимые для горожан урбанонимы, улицы и районы города. Артионимы, являясь вербальным пояснением к картине и образуя с ней одно целое, передают местный колорит городского пространства, представляют культурный феномен текста города.

Ключевые слова: город как текст, городской пейзаж, урбанистический пейзаж, артионим, топоним, урбанонимы.

DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10018

Город — это сложный феномен, включающий значимые для горожан урбанонимы, имена выдающихся горожан, городскую архитектуру, скульптуру, литературу, музыку, вывески, уличные объявления, граффити и многое другое. Каждый город образует свой уникальный текст, который с момента его основания проходит многовековую перекодировку и благодаря этому приобретает особую сверхинформативность. Произведения изобразительного искусства урбанистической тематики являются важной составной частью текста города.

Культурная информация в картинах отражает духовные и материальные ценности городского населения, их мировосприятие и устремления. Урбанистический пейзаж в работах таких всемирно известных художников современности, как Тьерри Дюваль, Джереми Манн, Ричард Макнейл, Кэл Гажими, Алексей Бутырский, — это улицы и здания, люди и транспорт, деревья и лавочки, кафе и фонтаны — всё то, что близко и дорогу каждому горожанину. Городская живопись становится своеобразной визуальной летописью, запечатлевая образы милых сердцу уголков уходящего города. Она же может изображать повседневную жизнь

Ахметова Альфия Разифовна — проректор по учебно-методической работе (Институт повышения квалификации профсоюзных кадров, Уфа, Россия); e-mail: [email protected].

© Ахметова А. Р., 2020

19

или выполнять футурологическую функцию, зрительно презентуя город будущего.

Зрительное восприятие живописного полотна и его осмысление сопровождается вербальной репрезентацией позиции художника — наименованием картины, или артионимом. По определению «Словаря русской ономастической терминологии» Н. В. Подольской, артионим — это «имя собственное (название) произведения искусства (живописи, скульптуры, графики, пластики)» [5, с. 38]. Появление артионимов искусствоведы связывают с развитием индустрии выставок. В XVI в. широко использовались пространные описания живописных произведений. Начиная с XVIII в., названия стали более простыми, короткими.

Артионимы содержат информацию о произведении, позволяют интерпретировать картину, глубже постигая авторский замысел. О важности артионима Г. Леффин пишет: «Название так расцвечивает произведение, что появляется необходимость видеть картину так, как предписывает название. Название определяет способ рассмотрения картины и является до некоторой степени ключом для распознавания и восприятия произведения искусства, идеей, исходящей из честности именующего» [6, с. 8]. Роль артионима при восприятии произведения искусства настолько высока, что некоторые музеи даже отказываются от названий картин на выставках.

Семантический потенциал артионимов, связанных с городской жизнью, позволяет отражать наиболее яркие черты местности, обусловленные её исторической, социально-экономической, культурной жизнью. Такие артионимы являются своеобразной географической «меткой» и содержат культурный код территории. При этом, как отмечает Т. И. Петухова, «внешняя речевая деятельность, представляющая собой вербальную оценку произведения живописи, может иметь место непосредственно в момент восприятия, а также может реализовываться спустя некоторое время в определённой коммуникативной ситуации» [4, с. 20]. Известные артионимы живут в сознании носителя культуры и помогают воссоздать визуальный ряд полотна, даже если картина на данный момент не перед глазами зрителя.

В живописи широко известны картины русских и зарубежных художников, содержащие в артиониме название города: На улицах Петербурга (Александр Бенуа), Новая Москва (Юрий Пименов), Архангельск (Константин Коровин), Гурзуф (Иван Айвазовский), Пристань в Ялте (Григорий Мясоедов), Последний день Помпеи (Карл Брюллов), Венеция (Франческо Гварди), Сбор урожая в Провансе (Винсент Ван Гог), Главная дорога в Живерни (Клод Моне), Вид на Кадакес (Сальвадор Дали) и др. Помимо пейзажей, художники часто изображают городские достопримечательности: Невский проспект (Илья Репин), Московский Кремль. Соборы (Аполлинарий Васнецов), Вид на Московский Кремль (Алексей Саврасов), Лубянская площадь зимой (Константин Юон), Вид на Стрелку Васильевского

20

острова от Петропавловской крепости (Фёдор Алексеев), Вид на Казанский собор с западной стороны (Максим Воробьёв), В Люксембургском саду (Пьер Огюст Ренуар), Площадь Клиши (Эдуард Мане) и т. д.

Артионимикон отдельного города не является замкнутой структурой и затрагивает огромное культурное пространство, не ограниченное границами региона. Уфимские художники изображают на своих полотнах города России и мира: Питерский дворик (Данил Янтурин), Одесса. Пароход (Владимир Мошненков), Парижский фонарь (Юлия Юмаева), Париж (Альфия Бикбулатова), Танго в Париже (Лия Ахметгареева), Венеция (Альфия Бикбулатова), Дождь в Белграде (Лариса Кудоярова), Бродячая Женева (Лариса Майорова), Анталия (Cornelia Margan) и др.

Предмет нашего исследования - Уфимский текст, и интерес представляют артионимы с топонимом Уфа и урбанонимами Уфы, которые отобраны методом сплошной выборки на сайте «Любимые художники Башкирии» (в картотеке — 93 единицы) [2]. В статье анализируется функционирование артионимов с топонимом города. В подобном ключе выполнены работы «„Имя собственное в имени собственном": название картины с топонимическим элементом» Н. М. Мухаметгареевой и Е. А. Яковлевой [3] и «Топонимы России и Германии в названиях живописных произведений» Л. А. Климовой [1]. Исследователи рассматривают произведения русских, французских и немецких художников, уделяя внимание названиям городов в составе артионимов.

Все артионимы, связанные с Уфой, были распределены в следующие тематические группы.

- Название столицы региона и её жители: Уфа (Леонид Шуваев), Уфа (Наиль Галиванов), Уфа (Альмира Ахмадуллина), В Уфе (Ралиф Ахметшин), Портрет молодого уфимца (Лилия Гарипова). Название города становится географической «меткой» артионима: Аллея у оперного театра в Уфе (Александр Болотов), Аптека, зонты и 15-ый троллейбус. Уфа (Александр Болотов), Мальчик-попутчик, поезд «Ленинград - Уфа». 80-ые (Олеся Котова).

- Урбанонимы Уфы. Наибольшую презентацию получила историческая часть города — Старая Уфа, где сохранились дореволюционные каменные и деревянные постройки. Артионим Старая Уфа стал наименованием картин Альмиры Ахмадуллиной, Сагита Гималетдинова (две картины), Геннадия Захарова, Ульяны Киряковой, Николая Пахомова, Павла Потеряева, Александра Тюлькина, Зайнуллы Шайхлисламова. Также историческая часть города упоминается в артионимах В Старой Уфе (Ралиф Ахметшин), Старая Уфа. Октябрь (Борис Домашников), Старая Уфа. Первый снег (Александр Бурзянцев), Осень. Старая Уфа (Альмира Ахмадуллина). Всего с урбанонимом Старая Уфа обнаружено 13 артионимов. С исторической частью Уфы связаны также артионимы Уфа уходящая (Мария Елгаштина), Уфимская улица (Рустем Асанбаев), Уфимская улочка (Айгуль Хисматуллина), Уфимская окраина (Алексей Старцев), Окраины Уфы (Любовь Ишкулова), Уфимские горизонты (Ян

21

Крыжевский). Использование диминутива дворик в артиониме Уфимский дворик (картины Нурии Габидуллиной и Дарьи Поповой) придаёт наименованию личностный характер. Значительное количество артиони-мов, посвящённых Старой Уфе, свидетельствует о желании художников запечатлеть тихую красоту «уходящего» старого города, на смену которой воздвигаются здания-монстры из стекла и бетона.

Художники отмечают улицы (дореволюционные и современные) и проспекты на «изобразительной» карте Уфы: Телеграфная улица / Уфа (Ильдар Бикбулатов), Верхнеторговая площадь / Уфа (Ильдар Бикбулатов), Уфа, ул. Коммунистическая (Леонид Шуваев), Улица Ленина (Ралиф Ах-метшин), Улица Октябрьской революции (Ралиф Ахметшин), Улица Сала-вата (Рамиль Мигранов), Март. Улица Кувыкина (Ренат Сербин), Стрит арт ДРУЖБА НАРОДОВ по ул. Ленина 21 (Уразметов Тимур), Заснеженный ноябрь в Уфе. Вид с ул. Чернышевского (Инна Калабухова), Салаватка (Лидия Кириллова), Летний вечер на Проспекте Октября (Александр Болотов), Сумерки. Аллея по ул. Первомайской (Александр Болотов).

Артионимы содержат неофициальные названия районов Уфы: Уфа, центр (Леонид Круль), Черниковский март (Анатолий Жучков), Поздняя осень. Черниковка (Александр Болотов), Затон к вечеру (Григорий Загвозд-кин), Дёма (Рамиля Мухамедьярова-Гордеева).

Среди городских объектов в наименованиях картин значительную часть занимают православные и мусульманские религиозные учреждения как важные составляющие жизни горожан: Ильинская церковь (Владимир Дворник), Покровская церковь. Уфа (Камиль Фатхуллин), Покровская церковь (работы Данила Янтурина и Эльзы Маглиевой), Покровский собор (Ираида Константинова), Вид на Кафедральный собор Рождества Богородицы (Юрий Черняк), Вид на Сергиевскую церковь (Мансур Мустафин), Тёплый февраль. Уфимская соборная мечеть (Ринат Ахметов), Старые ворота. Соборная мечеть в Уфе (Рафкат Файрузов), Мечеть на Тукаева (картины Юлии Куклиной и Альфии Бикбулатовой).

Художники изображают излюбленные места отдыха, используя в названии картины официальные и неофициальные названия урбано-нимы: Сад имени Салавата Юлаева (Николай Русских), Мост любви (Финат Набиуллин), Уфимский джаз-клуб (Алина Галикеева), Дворец Орджоникидзе, город Уфа (Анна Шишко), Вид на реку Белую с Парка Победы (Анна Шишко), Центральный (Лидия Кириллова), Портрет Кирилла. Парк им. И. Якутова, г. Уфа (Олеся Котова), Парк Якутова (Альфия Бикбулато-ва). Ряд картин изображают аксаковскую Уфу: Дом С. Т. Аксакова (Владимир Дворник), Аксаковский дом (Ирина Семёнова), Софьюшкина аллея (Александр Болотов), Парк Аксакова (Альфия Бикбулатова), Осень в Уфе. С. Т. Аксаков (Вакиль Шайхетдинов).

Три картины с одинаковым названием Гостиный двор (Ольги Михее-вой, Светланы Шамаевой и Валерия Тихомирова) посвящены историческому центру города.

22

- Климат города. В этой группе артионимы связаны с временами года, временем суток, погодными явлениями: Зима в Уфе (Ралиф Ахмет-шин), Старая Уфа. Первый снег (Александр Бурзянцев), Весна в Уфе (Ан-вар Кашаев), Весенняя Уфа. Родная улица (Альфия Бикбулатова), Черников-ский март (Анатолий Жучков), Март. Улица Кувыкина (Ренат Сербин), Апрель в Уфе (Ралиф Ахметшин), Май в Уфе (картины Ралифа Ахметши-на и Елены Осокиной), Город Уфа. Майский ветер (Олеся Котова), Летний вечер на Проспекте Октября (Александр Болотов), Осень в Уфе. С. Т. Аксаков (Вакиль Шайхетдинов), Старая Уфа. Октябрь (Борис Домашников), Заснеженный ноябрь в Уфе. Вид с ул. Чернышевского (Инна Калабухова), Поздняя осень. Черниковка (Александр Болотов), Сумерки. Аллея по ул. Первомайской (Александр Болотов), Светлые сумерки. У оперного театра (Александр Болотов), Ночная Уфа (Александр Бурзянцев), Ночной город. Уфа (Юрий Алексеев), Уфа дождливая (Александр Болотов), Дождь в Уфе (Александр Болотов).

- Исторические события. В артионимах отражается момент зарождения города: Строительство Уфимской крепости (Илдар Гаянов); история национального башкирского героя Салавата Юлаева: Салават под Уфой (Юнер Насыров); Уфа дореволюционная: Уфа в 1916 году (Александр Тюлькин).

- Современный мегаполис. Артионим Предложение по созданию пешеходной зоны в Уфе (Ляля Асадуллина) отражает давнюю мечту горожан о пешеходной улице. Отметим, что на данный момент город готовится к реализации проекта на ул. Мустая Карима.

- Значимые городские события. Артионим Памяти отца. Ледоход под Уфой (Борис Домашников) связан с важным для уфимцев старшего поколения событием — ледоходом на реке Белой, за которым горожане наблюдали целыми семьями.

- Географические объекты региона. Артионим Шиханы под Уфой (Александр Тюлькин) презентует уникальный географический объект, памятник природы и истории (Шиханы — одиноко стоящие горы Куш-тау, Юрактау и Торатау недалеко от города Стерлитамак).

В артиониме, посвящённом жизни города, могут совмещаться две темы: Памяти отца. Ледоход под Уфой (Борис Домашников), Старая Уфа. Октябрь (Борис Домашников), Старая Уфа. Первый снег (Александр Бур-зянцев), Март. Улица Кувыкина (Ренат Сербин), Город Уфа. Майский ветер (Олеся Котова).

Многие уфимские художники посвятили родному городу несколько картин. При этом можно отметить, что артионимы одного автора в большинстве случаев имеют общий стиль, создают целостную канву урбанистического творчества художника. Сравните, например, артионимы Александра Болотова, посвятившего Уфе девять картин: Светлые сумерки. У оперного театра, Аллея у оперного театра в Уфе, Софьюшкина аллея, Сумерки. Аллея по ул. Первомайской, Поздняя осень. Черниковка, Летний вечер

23

на Проспекте Октября, Уфа дождливая, Дождь в Уфе, Аптека, зонты и 15-ый троллейбус. Уфа - или Ралифа Ахметшина (семь картин): В Уфе, В старой Уфе, Улица Ленина, Улица Октябрьской революции, Зима в Уфе, Апрель в Уфе, Май в Уфе.

Артионимы с топонимом Уфа и урбанонимами Уфы, выполняя функцию географической «метки» и образуя с картиной единое целое, передают уникальный «дух места», колорит городского пространства. Неслучайны картины с одинаковыми названиями: одни и те же уголки города (районы, улицы и дворики) близки многим горожанам. Наименования урбанистических пейзажей являются важным культурным феноменом текста города.

Список литературы

1. Климова Л. А. Топонимы России и Германии в названиях живописных произведений // Известия ВГПу. 2015. № 1 (96). С. 128-132.

2. Любимые художники Башкирии [Электронный ресурс]. URL: http://artrb.ru/ (дата обращения: 04.05.2020).

3. Мухаметгареева Н. М., Яковлева Е. А. «Имя собственное в имени собственном»: название картины с топонимическим элементом / / Ономастика Поволжья: материалы XVII Международной научной конференции (Великий Новгород, 17 — 20 сентября 2019 года). Великий Новгород, 2019. С. 447 — 451.

4. Петухова Т. И. Языковая актуализация ситуации восприятия и оценки произведения живописи: на материале английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007. 22 с.

5. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988. 192 с.

6. Leffin G. Bildtitel und Bildlegenden bei Max Ernst: ein interdisziplinarer Beitrag zur

Kunst des zwanzigsten Jahrhunderts. Frankfurt am Main: Lang, 1988. 202 S.

* * *

Ahmetova Alfiya R.

ARTIONYMS AS A CULTURAL PHENOMENON OF THE CITY TEXT

(Institute of professional development of trade union personnel, Ufa, Russia)

An artionym is a proper name (name) of a work of art (painting, sculpture, graphics, plastics). Artionyms of urban landscapes are an important component of the text of the city, which allows you to reflect the most striking features of the area associated with its historical, socio-economic, and cultural life. Place names are a kind of geographical "label" that contains the cultural code of the territory.

The article analyzes artionyms (titles of paintings) with the Ufa toponym and urbanonyms of Ufa. Artionyms are divided into thematic groups, namely the name of the regional capital and its inhabitants, urbanonyms of Ufa, the city's climate, historical events, a modern metropolis, significant urban events, and geographical features of the region. The artionyms reflect important urban names, streets, and districts of the city. Artionyms, being a verbal explanation to the picture and forming one whole with it, convey the local color of the urban space, present the cultural phenomenon of the city text.

Keywords: the city as a text, cityscape, urban landscape, artionym, toponym, urbanonyms. DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10018

24

References

1. Klimova L. A. Toponyms of Russia and Germany in the names of paintings [Toponimy Rossii i Germanii v nazvaniyah zhivopisnyh proizvedenij], Izvestiya VGPU, 2015, no. 1 (96), pp. 128-132.

2. Lyubimye hudozhniki Bashkirii (Favorite artists of Bashkiria), Available at: http://artrb.ru/ (04.05.2020).

3. Muhametgareeva N. M., YAkovleva E. A. "Proper name in proper name": the name of a picture with a toponymie element [«Imya sobstvennoe v imeni sobstvennom»: nazvanie kartiny s toponimicheskim elementom], Onomastika Povolzh'ya: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Velikij Novgorod, 17—20 sentyabrya 2019 goda), Veliky Novgorod, 2019, pp. 447 -451.

4. Petuhova T. I. YAzykovaya aktualizaciya situacii vospriyatiya I ocenki proizvedeniya zhivopisi: na materiale anglijskogo yazyka [Language actualization of the situation of perception and evaluation of a painting: on the material of the English language]: aftoreferat dis. ... kand. fil. nauk, Sankt-Peterburg, 2007. 22 c.

5. Podolskaya N. V. Slovar russkoj onomasticheskoj terminologii (Dictionary of Russian ono-mastic terminology), Moscow, 1988. 192 p.

6. Leffin G. Nazvaniya izobrazhenij i legendy izobrazhenij u Maksa Ernsta: mezhdisciplinarnyj vklad v iskusstvo XX veka (Image title and image legends at Max Ernst: interdisciplinary contribution to the art of the twentieth century), Frankfurt am Main, 1988. 202 p.

■A * *

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.