Научная статья на тему 'Артикуляция интересов в экополитическом процессе'

Артикуляция интересов в экополитическом процессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭКОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОЛОСОВАНИЕ / НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ И НАСИЛЬСТВЕННЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА / ENVIRONMENT PUBLIC POLICY PROCESS / INTEREST ARTICULATION / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / VOTING / NONVIOLENT AND VIOLENT PROTEST ACTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нефёдов Сергей Александрович

В настоящей статье рассматривается артикуляция интересов как одна из форм активности, составляющих экополитический процесс. Показаны особенности ненасильственных и насильственных акций протеста, возникающих в связи с неразрешенными экологическими проблемами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n present article interests articulation is considered as a form of activity in the environmental public policy process. Features of nonviolent and violent protest actions in connection with not resolved environmental problems are shown.

Текст научной работы на тему «Артикуляция интересов в экополитическом процессе»

Сергей НЕФЕДОВ

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящей статье рассматривается артикуляция интересов как одна из форм активности, составляющих экопопитичес-кий процесс. Показаны особенности ненасильственных и насильственных акций протеста, возникающих в связи с неразрешенными экологическими проблемами.

In present article interests articulation is considered as a form of activity in the environmental public policy process. Features of nonviolent and violent protest actions in connection with not resolved environmental problems are shown.

Ключевые слова:

экополитический процесс, артикуляция интересов, экологические проблемы, голосование, ненасильственные и насильственные акции протеста; environmental public policy process, interest articulation, environmental problems, voting, nonviolent and violent protest actions.

НЕФЕДОВ

Сергей

Александрович —

к.полит.н.,

докторант кафедры

политологии

и социологии

Ставропольского

государственного

университета

offiziell@yandex.ru

Условия современного мира политизируют экологическую проблематику, рождается новый вид политического процесса — экополитический. По нашему мнению, под ним следует понимать совокупность последовательно сменяющих друг друга форм активности, необходимых для выработки и реализации политического курса в экологической сфере. Любой процесс, в том числе экополитический, включает в себя пять форм активности: артикуляцию интересов, агрегацию интересов, определение политического курса, его осуществление и контроль за его соблюдением1. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть особенности первой формы активности в рамках данного вида политического процесса.

Политический процесс начинается, когда интересы каких-либо индивидов и групп в обществе получают выражение — артикулируются. Следовательно, под артикуляцией интересов понимается деятельность или активность по выражению гражданами и социальными группами своих требований к правительству. При этом могут использоваться три основных метода: непосредственное обращение к политику или чиновнику, голосование на выборах или референдуме и участие в мирных и насильственных акциях протеста.

Обращение к должностному лицу или в органы власти представляет собой форму гражданского участия, цель которой добиться от соответствующего должностного лица или органа власти совершения некоторых значимых действий. Оно всегда осознанно и основано на компромиссе, взаимодействии. Обращение приходит во властные структуры из сферы социального, от гражданина или группы, и основано на логике компромисса, а не иерархии. Автор обращения может выступать и как проситель, и как партнер, но он ни в коем случае не является ни «начальником», ни «подчиненным» по отношению к тому, кому он направляет обращение. Здесь налицо не подчинение, а взаимодействие2.

Вторым, хотя и теряющим в последнее время популярность, методом выражения интересов выступает голосование на выборах или референдуме. Голосование позволяет высказать пожелания широким слоям населения. Оно сильнее в уровне давления на политические элиты, чем непосредственное обращение, но уступает в этом акциям протеста, и поэтому рассматривается как умеренное средство. В ходе голосования затрагивается слишком широкий круг разнообразных проблем. Требования конкретных индивидов и социальных

1 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. — М.: Аспект Пресс, 2002, с. 81.

2 Подъячев К.В. Институт обращений граждан в органы власти в России: возможности возникновения нового канала влияния // Полис, 2007, № 5, с. 73.

групп «теряются» в масштабности проблем и остаются без политического внимания. Кроме того, в период между голосованиями должностные лица часто отклоняются от курса, обозначенного изначально. Временной фактор существенно снижает бремя ответственности элиты перед обществом за выполнение данных обещаний. Тем не менее выборы по-прежнему остаются в арсенале методов экополитической артикуляции.

Способы выражения интересов и требований нередко могут выходить за общепринятые политические рамки и приобретать форму протеста. Протест представляет собой наиболее сильное из указанных средств воздействия на политические элиты. Он гарантирует практически стопроцентную фокусировку ее внимания, так как является самой выразительной и зримой формой гражданской активности. Стимулом к участию в политическом протесте могут выступать два совершенно разных обстоятельства. С одной стороны, к акциям протеста прибегают индивиды, которые лишены (или которым кажется, что они лишены) доступа к альтернативным политическим каналам выражения своих интересов. С другой стороны, протест используется гражданами упрочившихся демократий в качестве нормального или обыденного средства влияния на политику1.

В политической науке выделяются два вида политического протеста: мирный протест и протест с применением насилия. Если первый разрешен законом во многих государствах, составляющих демократический лагерь, то второй запрещен повсеместно, независимо от характера политического режима.

Ненасильственные акции протеста представляют собой легитимные и тщательно подготовленные, как правило, ассоциативными или институциональными группами «мирные» действия. Легитимность им придает то, что они представляют собой ответную реакцию на несправедливую политику государства. Они не разрушают существующий социальный порядок и соответствуют нормам конституции и принципам международного права. Помимо легитимности, ненасильственные акции отличаются от насильственных тем, что они всегда есть результат предварительной организаторской работы.

Любые акции протеста, насильственные и ненасильственные, выполняют две

1 Алмонд Г. и др. Указ. соч., с. 127.

специфические функции — информационную и интегративную. Они дают возможность индивидам и группам добиться освещения своих требований и интересов в СМИ и привлечь к ним внимание общественности как у себя в стране, так и за границей. Также они позволяют собрать в одном месте и в одно время разрозненных людей, объединенных общими требованиями к правительству. Достаточно лишь начать акцию или распространить заранее информацию о месте и времени ее проведения в общедоступной форме или среди узкого круга лиц. Вместе с этими двумя функциями ненасильственные акции протеста выполняют еще одну, дополнительную: они снижают степень социальной напряженности и вероятность конфликтов с применением насилия.

Ненасильственные акции протеста подразделяются на три вида: демонстрацию, пикет и забастовку. Демонстрация предполагает спланированный сбор людей в определенном месте (митинг) или их движение по определенному маршруту (марш) с целью выражения требований по отношению к правительству и получения уступок с его стороны. Такой же цели служат пикет (блокада определенных объектов — зданий, дорог и пр., парализующая их нормальное функционирование) и забастовка (коллективное прекращение работы).

Из ненасильственных видов акций протеста в экополитическом процессе преобладают пикеты или блокады. В качестве примера можно привести недавние акции в Сочи, Казани, в ряде итальянских городов. Утром 19 августа 2009 г. экологические активисты из ряда российских городов блокировали в Сочинском национальном парке начавшиеся в июне работы по строительству совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная поляна, перекрыв путь рабочим, направлявшимся к местам вырубки. Свои действия они обосновывали незаконностью строительных работ и отсутствием реакции властей на очевидные экологические преступления. В этот же день двое из участвовавших в этой акции экологических активистов были задержаны милицией с предъявлением обвинения в неповиновении властным распоряжениям, отвечающим действующему законодательству2.

2 Greenpeace России. Совместное заявление Гринпис России и WWF по поводу задержания экологических активистов // http://www.greenpeace. org/russia/ru/news/ 3741398, 21.08.2009.

21 июля 2009 г. в Казани ряд экологических и других общественных организаций провели мирный санкционированный пикет против незаконного уничтожения ценных природных участков поймы Казанки для строительства объектов Всемирной универсиады 2013 г. В результате столкновения с правоохранительными органами двое участников получили травмы, а семеро были задержаны по обвинению в неповиновении требованиям сотрудников милиции1.

Следствием «безответной» артикуляции экологических интересов стали обращения экологов к международным организациям с просьбой повлиять на национальные власти, игнорирующие экологические вопросы и использующие силовые методы. Руководитель программы по особо охраняемым территориям Greenpeace — Россия М. Крейндлин после разгона пикета отмечал, что Международный олимпийский комитет (IOC) и Международная федерация студенческого спорта (FISU) проинформированы об экологических проблемах подготовки к универсиаде и должны усилить к ним свое внимание2. В своем совместном заявлении Greenpeace России и WWF обратились к президенту IOC Ж. Рогге, председателю Координационной комиссии по проведению олимпиады в Сочи Ж.-К. Килли и исполнительному директору IOC по проведению олимпийских игр Ж. Фелли с просьбой указать российским властям на недопустимость использования силовых структур в диалоге с экологическими организациями, а также на недопустимость уничтожения ценных природных объектов при подготовке к Олимпиаде 2014 г.3

Экологические пикеты приводят не только к столкновениям с правоохранительными органами, задержаниям и обращениям к международным организациям, но и вызывают ответные манифестации. Часто захват вызывает недовольство и ответную протестную деятельность рабочих предприятий и организаций, обеспокоенных возможным снижением заработной платы или потерей работы в связи с экологической модернизацией.

1 Greenpeace России. Универсиада 2013: общественные организации выступили в защиту реки Казанки // http://www.greenpeace.org/russia/ru/ news/2013, 22.07.2009.

2 Там же.

3 Greenpeace России. Совместное заявление

Гринпис России и WWF по поводу задержания экологических активистов // http://www.greenpeace.

org/russia/ru/news/ 3741398, 21.08.2009.

В июле 2009 г. более 100 активистов Greenpeace из 15 стран захватили в различных частях Италии четыре угольных и нефтяных электростанции, требуя, чтобы главы государств G8 взяли на себя руководство и ответственность в деле изменения климата4. Действия активистов вызвали возмущение работников электростанции, считающих, что они работают на экологически чистом предприятии, недовольство вылилось в ответную манифестацию рабочих электростанции в г. Чивитавеккья.

Артикуляция интересов в экополитическом процессе не лишена силовой составляющей. В наиболее общем и простом понимании политическое насилие — это действия, совершаемые в политических целях и наносящие вред индивидам, группам или обществам. Т.Р. Гарр выделяет три основные формы политического насилия: беспорядки (спонтанное политическое насилие со значительным участием населения), заговор (высокоорганизованное политическое насилие с ограниченным участием населения) и внутреннюю войну (высокоорганизованное политическое насилие с широкомасштабным участием населения)5.

Использование насилия в рамках артикуляции интересов объясняется с двух различных позиций. С одной стороны, насилие рассматривается как естественная реакция индивидов на различные ситуации, особенно угрожающие жизни. Например, если правительство начинает давить на определенные социальные группы с целью их уничтожения, то с большой долей вероятности их члены для самозащиты прибегнут к насилию. В подобных ситуациях решение использовать насилие не настолько хорошо продумано и взвешенно, поскольку оно — следствие крайней необходимости. С другой стороны, насилие — это спланированные действия, выбранные индивидами или группами для проведения политических изменений. Здесь акты насилия преднамеренны, а не спонтанны. Если в первом случае насилие выполняет лишь реакционную функцию самозащиты, то во второй — оно превентивное, наступательное средство.

4 Greenpeace International. Greenpeace Urges the G8 to «Heal the World» // http://www.greenpeace. org/international/news/G8-heal-the-world080709, 08.07.2009.

5 Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. — СПб. : Питер, 2005, с. 49-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.