Том 17, № 5 / 2011 КУНСТКАМЕРА
гипертензия
«Артериальная гипертония характеризует “осень жизни” человека и лишает его возможности дожить до “зимы”»
(Работа А.А. Богомольца «Артериальная гипертония. Очерк патогенеза»)
Д.А. Журавлев
ФГБУ «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова» Минздравсоцразвития РФ, Санкт-Петербург, Россия
Журавлев Д.А. — ведущий научный сотрудник НИС истории медицины ФГБУ «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова» Минздравсоцразвития РФ.
Контактная информация:1ФГБУ «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова» Минздравсоцразвития РФ, ул. Аккуратова, д. 2, Санкт-Петербург, Россия, 197341.
Резюме
Статья посвящена анализу монографии советского патофизиолога Александра Александровича Богомольца (1881-1946) «Артериальная гипертония. Очерк патогенеза», роли данной работы в изучении гипертонической болезни, ее влияния на отечественных ученых.
Ключевые слова: исторические аспекты, патогенез артериальной гипертензии, отечественные ученые.
«Arterial hypertension represents “the fall of human life” and prevents him from living during “the winter”»
(A.A. Bogomolets, «Arterial Hypertension. Pathogenesis Essay»)
В декабре 2011 года исполняется 130 лет со дня рождения великого отечественного ученого Александра Александровича Богомольца (1881—1946)
D.A. Zhuravlyov
Almazov Federal Heart, Blood and Endocrinology, St Petersburg, Russia
Corresponding author: Almazov Federal Heart, Blood and Endocrinology Centre, 2 Akkuratov st., St Petersburg, Russia, 197341.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the monograph of the soviet pathophysiologist Alexandr Alexandrovich Bogomolets (1881-1946) «Arterial Hypertension. Pathogenesis Essay». It reveals the place of this work in the study of hypertension and its influence on national scientists.
Key words: historical issues, pathogenesis of arterial hypertension, Russian scientists.
Статья поступила в редакцию: 16.11.09. и принята к печати: 16.01.10.
Академик АН и АМН СССР Александр Александрович Богомолец (1881-1946) — одна из ярких личностей отечественной науки XX века, общественный деятель, ученый, который смог сделать многое в крайне непростой для истории нашей страны период. Он является основателем крупной школы отечественных
патофизиологов. В основном исследования А.А. Богомольца посвящены изучению реактивности организма в нормальных и патологических состояниях, учениям о конституциях и диатезах. Он установил значение коры надпочечников в регулировании защитных реакций организма при интоксикациях инфекционной и хими-
пениальная
]
А
гипертензия
ческой природы, что получило дальнейшее развитие в учении канадского физиолога Ганса Селье о стрессе. А.А. Богомольцем была разработана теория коллоидо-клазии, объединявшая механизм действия переливания крови. По инициативе Александра Александровича и под его непосредственным руководством проведена научная разработка способов консервирования крови. Наряду с этим, А.А. Богомолец уделял значительное внимание вопросам геронтологии и борьбы с преждевременным старением (роль соединительной ткани в процессах старения). Он разработал метод воздействия на соединительную ткань антиретикулярной цитотоксической сывороткой, применявшейся в 1941-1945 гг. для ускорения срастания переломов и заживления ран.
А.А. Богомолец является автором многочисленных научных работ, которые представляют интерес и для современных исследователей. В 2009 году исполнилось 80 лет со дня выхода в свет его значимой монографии «Артериальная гипертония. Очерк патогенеза», которая заняла достойное место в ряду важных научных трудов первой половины XX века.
Подготовка монографии «Артериальная гипертония. Очерк патогенеза» относится к московскому периоду жизни и деятельности Александра Александровича. Будучи профессором кафедры общей патологии Саратовского университета, он получает широкую известность. Ему поступает предложение продолжить свою карьеру в Москве. С 1925 по 1931 годы его работа связана с кафедрой обшей патологии медицинского факультета 2-го Московского университета. Он читает лекции по вопросам иммунитета, эндокринологии и конституции. При этом А.А. Богомолец уделял внимание созданию лабораторий. Кроме того, по его инициативе были сформированы отделы экспериментальной патологии при Медико-биологическом институте Главнауки и при Институте по изучению высшей нервной деятельности при Коммунистической академии ЦИК СССР [7]. В 1928-1931 годах Александр Александрович являлся директором Центрального института гематологии и переливания крови. В Москве раскрывается талант А.А. Богомольца как крупнейшего отечественного ученого и организатора научной работы. В лабораториях, возглавляемых А.А. Богомольцем, активно разрабатывались проблемы переливания крови, кровообращения и изучения вегетативной нервной системы.
Необходимо отметить, что интерес к проблемам кровообращения и крови проявился у А.А. Богомольца еще в ранний период научной деятельности.
Впервые А.А. Богомолец обратился к указанной теме еще в 1908 г., во время сдачи докторантских экзаменов. Он утверждал, что как физиологи, так и клиницисты совершают большую ошибку, когда в своих рассуждениях о механизме различных расстройств кровообращения не принимают во внимание атмосферного давления, не только влияющего на сосудистый тонус, но и представляющего главную движущую силу, которая обеспечивает поступление крови из капилляров по венозной
КУНСТКАМЕРА Том 17, № 5 / 2011
системе в правое сердце. Уже в киевский период жизни ученого один из его учеников, позднее ставший академиком АМН СССР (1957), Н.Н. Сиротинин, использовав змееподобную ящерицу, доказал правильность этого утверждения.
В своей работе «О происхождении и физиологическом значении давления крови в сосудах» А.А. Богомолец сформулировал следующий закон: «Совершенно очевидно, что, если бы не атмосферное давление, а работа сердца должна была бы при подаче крови преодолевать силу ее тяжести, возможность роста животных в высоту была бы во много раз меньше, была бы совершенно ничтожна» [4].
Открытие роли атмосферного давления в кровообращении было открытием первого класса. Но многие современники не одобрили его. И еще последующих несколько десятков лет о значении атмосферного давления для движения крови по сосудам ни в одном учебнике физиологии не упоминалось. Только через четверть столетия известный швейцарский физиолог, лауреат Нобелевской премии, Вальтер Рудольф Гесс в своем учебнике отдаст должное нашему соотечественнику, впервые нарисовавшему истинную картину снижения кровяного давления от сердца к периферии [5].
Уже после защиты докторской диссертации, в 1910 г., А.А. Богомолец выполнит серию работ, посвященных исследованию данного вопроса. Свои выводы он изложит в статье «О давлении крови в мелких артериях и венах (близких к капиллярам) при нормальных и некоторых патологических условиях». Этот вопрос заинтересовал молодого ученого не случайно: давление крови в капиллярной системе уже в те годы признавалось одним из существеннейших факторов, регулирующих обмен веществ между кровью и тканями и обеспечивающих правильное их питание и функционирование.
Проведя опыты на кроликах, А.А. Богомолец приходит к выводу, что принятые в учебниках физиологии схемы, которые учат, что главная часть систолического давления крови тратится на преодоление сопротивления капилляров, неверны. В состоянии покоя главная часть кровяного давления расходуется на преодоление сопротивления мельчайших предкапиллярных артериол. Падение давления крови на пути ее через капилляры колеблется в широких пределах, в зависимости от изменений величины сопротивления вышележащих отделов сосудистой системы.
Физиологическое значение высокого бокового давления крови в артериях, по Богомольцу, определяется «прежде всего необходимостью иметь резерв этого давления для создания и усиления (активизации) функций органа физиологической рабочей гиперемией». Арте-риолы при этом, по его убеждению, играют роль шлюза, который рефлекторно открывается в тех случаях, когда интенсивность работы мышц, желез и других органов вследствие усиления обмена веществ требует увеличения притока крови к ним. Подобная функциональная, «рабочая» гиперемия была бы невозможна, если бы, как утверждали в отличие от Богомольца многие физио-
502
]
Том 17, № 5 / 2011 КУНСТКАМЕРА
логи, большая часть давления крови расходовалась на преодоление сопротивления капилляров. На самом деле, если интенсивность капиллярного кровообращения в мышцах при работе во много раз увеличивается, то это происходит за счет уменьшения сопротивления предкапиллярных артериол вследствие их расширения. Эту мысль ученый разовьет уже в 1929 году на страницах монографии «Артериальная гипертония. Очерк патогенеза».
Как и многие его труды, данную монографию отличал необыкновенно широкий размах научных исканий, умение создать обобщающие концепции на основе накопленных фактов, смелая и целеустремленная направленность и связь теоретических представлений с практикой отечественного здравоохранения. Он был смелым новатором в науке, решительно боролся с устаревшими традициями и с застывшими канонами [8].
В небольшом введении А.А. Богомолец останавливается на значении артериальной гипертензии, ее воздействии на организм человека и продолжительность его жизни. Используя яркие и эмоциональные краски, он следующим образом описывает исследуемый феномен: «Артериальная гипертония характеризует “осень жизни” человека и лишает его возможности дожить до “зимы”» [1].
Именно стремление увеличить продолжительность жизни и вызвала, по мнению ученого, интерес к данной проблеме со стороны исследователей. И для Александра Александровича ключ к ее разрешению лежал в понимании динамики кровообращения. Коррекции и дополнению представлений о последней и посвятил свою работу А.А. Богомолец.
Обобщая опыт многолетнего исследования, А.А. Богомолец, в частности, писал на страницах рассматриваемой монографии: «Благодаря ... вазомоторному рефлексу, давление в начале капиллярной сети увеличивается в несколько раз и оказывается достаточным, чтобы преодолеть давление окружающих тканей на капилляры и раздвинуть стенки последних, расширив таким образом до необходимых размеров капиллярное русло. Весьма замечательно, что при активной гиперемии не только наполнение капилляров, но и их количество возрастает: многие капилляры, находящиеся при покое в спавшемся состоянии, наполняются под напором притекающих под высоким давлением больших количеств крови, необходимых для поддержания на нормальном уровне питания и обмена веществ интенсивно работающих клеток» [2].
По мнению ученого, ослабление этой регулирующей кровоснабжение органов функции предкапиллярных артериол — постоянное явление при тяжелых формах артериальной гипертензии. Последствия этого ослабления очевидны: недостаточное снабжение кровью кишечника на высоте пищеварения и ослабление процессов усвоения питательных веществ, понижение вследствие той же причины (недостаточного кровоснабжения) работоспособности и быстрая утомляемость мышц, понижение работоспособности нервной системы и так далее.
1Я.
гипертензия
Указанные следствия артериальной гипертензии вместе с тем легко становятся ее причинами: рабочие органы шлют импульсы к усилению их кровоснабжения, заставляющие сердце делать попытки преодолеть сопротивление неподатливых артериол путем повышения давления в аорте. В работе «Артериальная гипертония. Очерк патогенеза», на основании собственных исследований, а также после критического анализа взглядов ряда ученых А.А. Богомолец сформулировал свое оригинальное суждение по поводу происхождения артериальной гипертензии, в котором исключительное место отвел длительному спазму предкапиллярных артериол и нарушениям функций нервной системы. В частности, автор серьезно аргументирует рефлекторное происхождение многих форм артериальной гипертензии. В патогенезе ее он отводит далеко не последнее место состоянию нервной системы, не исключая и тех отделов, которые являются субстратом высшей нервной деятельности. А.А. Богомолец отмечал: «Артериальная гипертония — это стойкий ангионевроз, связанный с нарушением нормальных отношений нервно-мышечных аппаратов мельчайших артериол и их нервных центров» [3].
В этой же работе автор подробно рассматривает вопрос о роли в развитии гипертонического заболевания понижения проницаемости стенок кровеносных сосудов и окружающих их тканей.
Дальнейшее развитие высказанных А.А. Богомольцем мыслей происходит позднее в его работе «О происхождении и физиологическом значении давления крови в сосудах», в которой он подверг сомнению популярное в то время учение Э.Г. Старлинга о противоположных влияниях давления крови в капиллярах и онкотического давления белков кровяной плазмы как основных факторов, регулирующих обмен веществ между кровью и тканями, и изложил свою концепцию о движущих силах обмена веществ между кровью и тканями.
Экспериментальные и теоретические работы Богомольца радикально изменили представления врачей о распределении кровяного давления по различным отрезкам сосудистой системы, способах его регуляции в организме, а с этим и понятие об условиях существования клеточных элементов тканей. Значительный практический интерес представляет и концепция Богомольца о процессах обмена веществ между кровью и тканями
[6]. Что же касается мыслей Богомольца о значении нервной системы в регуляции давления крови, то они были использованы для обоснования принятой сегодня теории этиологии и патогенеза гипертонической болезни. Известный отечественный ученый, создатель неврогенной теории происхождения гипертонической болезни академик АМН СССР Георгий Федорович Ланг в своих работах неоднократно ссылался на работы А.А. Богомольца.
Последующий ход изучения патогенеза артериальной гипертензии подтвердил многие предположения А.А. Богомольца. Его исследования по артериальной гипертензии были продолжены его учениками и прежде всего академиком АМН СССР Н.Н. Горевым, создавшим
503
пгепиальная
гипертензия
большую школу исследователей, в числе которых профессор М.И. Гуревич, М.А. Кондратович, Н.В. Ильчевич, А.И. Вышатина, Л.П. Черкасский и другие, получивших принципиально важные данные о различных аспектах патогенеза артериальной гипертензии, о взаимоотношениях между гипертензией и атеросклерозом, между гипертензией и возрастом.
Литература
1. Богомолец А.А. Избранные труды. — Т. II. — Киев: Изд-во АН
УССР, 1957. — С. 372.
2. Богомолец А.А. Избранные труды. — Т. II. — Киев: Изд-во АН
УССР, 1957. — С. 376.
3. Богомолец А.А. Избранные труды. — Т. II. — Киев: Изд-во АН УССР, 1957. — С. 396.
4. Богомолец А.А. Избранные труды. — Т. III. — Киев: Изд-во АН УССР, 1958. — С. 194.
5. Пицык Н.Е. Александр Александрович Богомолец. — М.: «Наука», 1970. — С. 210.
6. Пицык Н.Е. Александр Александрович Богомолец. — М.: «Наука», 1970. — С. 213-215.
7. Сиротинин Н.Н. А.А. Богомолец. — М.: «Медицина», 1967. — С. 30-31.
8. Федоров Н.А. Александр Александрович Богомолец // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. — М.: Гос. изд-во физико-математической литературы, 1963. — С. 420.
КУНСТКАМЕРА
■ ■ м I
Том 17, № 5 / 2011
504