Научная статья на тему 'Артериальная гипертензия у лиц молодого возраста: эффективность современных профилактических технологий в амбулаторной практике'

Артериальная гипертензия у лиц молодого возраста: эффективность современных профилактических технологий в амбулаторной практике Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
421
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ / СУММАРНЫЙ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫЙ РИСК / ЛИЦА МОЛОДОГО ВОЗРАСТА / ARTERIAL HYPERTENSION / PATIENT EDUCATION / CARDIOVASCULAR RISK / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шупина М. И., Логинова Е. Н., Семенкин А. А.

С целью изучения эффективности профилактической технологии «Школа молодого пациента с артериальной гипертензией» в сравнении со стандартной немедикаментозной терапией оценивалась динамика факторов риска, обусловленных образом жизни, исходно, через 6, 12 и 36 месяцев у 59 больных, прошедших цикл обучения и у 55 больных, посещавших обычный консультативный прием. Исследование продемонстрировало высокую эффективность школы в отношении снижения частоты кардиоваскулярных факторов риска, обусловленных образом жизни, динамики артериального давления и суммарного сердечно-сосудистого риска у молодых лиц с артериальной гипертензией по сравнению со стандартной немедикаментозной терапией, что позволяет рекомендовать ее для широкого применения у больных артериальной гипертензией молодого возраста в амбулаторной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шупина М. И., Логинова Е. Н., Семенкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hypertension in young patients: the effectiveness of current preventive technologies in outpatient practice

To study the effectiveness of preventive technology «School of a young patient with hypertension», comparing to the standard non-drug therapy, dynamics of the lifestyle-related risk factors was estimated at baseline, and 6, 12 and 36 months after cycle of training in 59 patients and in 55 patients attending regularly consultative appointment. The study demonstrated the high efficiency of the school in decrease of lifestyle related cardiovascular risk factors occurrence, dynamics of blood pressure and total cardiovascular risk in young individuals with hypertension compared with the standard non-pharmacological therapy. The results allow to recommend it for widespread use in hypertensive patients of young age in ambulatory practice.

Текст научной работы на тему «Артериальная гипертензия у лиц молодого возраста: эффективность современных профилактических технологий в амбулаторной практике»

УДК 616.12-008-331.1+614.3 М. И. ШУПИНА

Е. Н. ЛОГИНОВА А. А. СЕМЕНКИН

Омская государственная медицинская академия

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ_____________________________

С целью изучения эффективности профилактической технологии «Школа молодого пациента с артериальной гипертензией» в сравнении со стандартной немедикаментозной терапией оценивалась динамика факторов риска, обусловленных образом жизни, исходно, через 6, 12 и 36 месяцев у 59 больных, прошедших цикл обучения и у 55 больных, посещавших обычный консультативный прием. Исследование продемонстрировало высокую эффективность школы в отношении снижения частоты кардиоваскулярных факторов риска, обусловленных образом жизни, динамики артериального давления и суммарного сердечно-сосудистого риска у молодых лиц с артериальной гипертензией по сравнению со стандартной немедикаментозной терапией, что позволяет рекомендовать ее для широкого применения у больных артериальной гипертензией молодого возраста в амбулаторной практике.

Ключевые слова: артериальная гипертензия, обучение больных, суммарный сердечнососудистый риск, лица молодого возраста.

Информационные профилактические технологии в первичном звене здравоохранения — это школы для пациентов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, в том числе артериальной гипертензией (АГ) [1]. Образовательные программы являются наиболее эффективной формой работы с больными, позволяя повысить приверженность лечению, усилить контроль над эффективностью терапии, что особенно актуально в молодом, трудоспособном возрасте, когда воздействие на факторы риска (ФР) сердечно-сосудистых заболеваний, обусловленных образом жизни, приносит наибольшую пользу [2].

Накопленный за последние годы опыт работы школ среди взрослого контингента свидетельствует о позитивной динамике показателей здоровья больных с АГ. Однако опыт проведения школ у молодых пациентов с АГ отсутствует. В связи с этим изучение возможностей профилактических технологий в контроле АГ и управлении суммарным сердечно-сосудистым риском (СССР) в данной возрастной когорте представляется весьма актуальным.

В клинических исследованиях эффективность вмешательств базируется на оценке «жестких» конечных точек (смертность и частота развития сердечно-сосудистых осложнений). Установить влияние немедикаментозных технологий на «жесткие» конечные точки довольно проблематично, поскольку это требует длительного периода наблюдения. Поэтому в настоящее время при определении эффективности подобных технологий все чаще опираются на оценку суррогатных точек, таких как достижение целевых значений артериального давления (АД), индекса массы тела и т. д.

Цель работы — оценка динамики факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, уровня

артериального давления и суммарного сердечнососудистого риска у больных молодого возраста с артериальной гипертензией, прошедших обучение в школе, в сравнении со стандартной немедикаментозной терапией.

Материал и методы исследования

На базе территориальной поликлиники № 1 г. Омска и клиники Омской государственной медицинской академии в период с 2003 по 2007 год было выполнено рандомизированное контролируемое исследование с участием 114 амбулаторных пациентов с АГ. Критерии включения: возраст 18 — 29 лет, АГ I степени, умеренный риск сердечно-сосудистых осложнений, добровольное информированное согласие на участие в исследовании [3]. Критерии исключения: больные с симптоматической АГ или получавшие медикаментозные антигипертензивные лекарственные средства.

Пациенты были рандомизированы случайным образом на две группы, сопоставимые по полу, возрасту, длительности заболевания, курению и наличию избыточной массы тела. Для пациентов основной группы (п = 59; средний возраст 19,86±1,99 лет; мужской пол — 54,2 %) была проведена структурированная программа «Школа молодого пациента с АГ». С этой целью группу разделили на восемь подгрупп, включавших 7 — 8 человек. Цикл обучения состоял из восьми занятий (по 60 минут), каждое из которых было посвящено обсуждению одного ФР. С пациентами, рандомизированными в группу сравнения (п = 55; средний возраст 20,29±1,96 лет; мужской пол — 54,5 %), в рамках обычной врачебной консультации проводилась индивидуальная беседа, в ходе

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011

которой им рассказывалось о заболевании и основных направлениях немедикаментозной коррекции ФР — согласно рекомендациям ВНОК [3]. Больные обеих групп были обучены способам самоконтроля АД и частоты сердечных сокращений, обеспечены «Дневником пациента».

Контрольные обследования проводились через 6, 12 и 36 месяцев после профилактического вмешательства. Оценивались динамика частоты выявления ФР (курение, низкая физическая активность, пищевое поведение), офисного систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД), СССР. В случае отсутствия эффекта от проводимого вмешательства больным назначалась лекарственная терапия [3].

Полный курс профилактического вмешательства закончили все исследуемые. В повторном скрининге через 6 месяцев приняли участие 94,9 % пациентов основной группы и 90,9 % — группы сравнения, через 12 месяцев — 88,1 и 83,6 % и через 36 месяцев — 72,9 и 70,9 % соответственно. За весь период наблюдения посещать занятия в основной группе прекратили 15,3 % пациентов, в группе сравнения — 10,9 %. Из-за неэффективности немедикаментозного лечения 11,8 % больных основной группы и 18,2 % — группы сравнения рекомендована лекарственная терапия.

Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости р принимался равным 0,05. Выбор методов статистической обработки определялся характером распределения признаков, типом данных и дизайном исследования. Для оценки статистической значимости различий между выборочными долями был использован критерий с2, для сравнения числовых данных — и-критерий Манна —Уитни и Н-критерий Краскела — Уоллиса.

Результаты и их обсуждение

Через 6 месяцев от начала профилактических мероприятий обе группы показали позитивные результаты (табл. 1 и 2). Наблюдалось статистически значимое уменьшение числа пациентов, ведущих малоподвижный образ жизни, на 51,1 % (р = 0,007) в группе школы и на 40,2 % (р = 0,042) в группе сравнения. Анализ привычек питания показал достоверное снижение доли лиц, потребляющих в избыточном количестве поваренную соль, на 43,0 (р <0,0001) и 23,8 % (р = 0,023); жиры на 52,6 (р <0,0001) и 35,5 % (р = 0,013); продукты, богатые холестерином, на 48,6 (р = 0,0003) и 28,9 % (р = 0,034) соответственно. Снижение частоты потребления простых углеводов отмечалось только в группе школы (— 23,0 %; р = 0,0084). Значимых изменений в частоте потребления с пищей полноценного белка и пищевых волокон в обеих группах не выявлено, зато обнаружено достоверное снижение частоты употребления алкоголя на 41,5 (р<0,0001) и 21,1 % (р = 0,0102) соответственно.

Динамика в отношении отказа от курения была менее выражена: полностью прекратили курить 16,4 (р = 0,384) и 8,2 % (р = 0,686) пациентов соответственно. При этом 62,1 (р<0,001) и 42,3 % (р<0,001) курящих соответственно уменьшили количество выкуриваемых сигарет.

Через 12 месяцев у пациентов обеих групп была отмечена тенденция к несоблюдению рекомендаций по изменению образа жизни, что согласуется с данными литературы [2]. Тем не менее избыточное употребление жиров, холестерина, поваренной соли и простых углеводов оставалось существенно ниже, чем в начале исследования, у лиц, прошедших цикл

обучения в школе (табл. 1 и 2), тогда как в группе сравнения изменение этих показателей было незначимым. Значимое снижение частоты потребления алкоголя и количества выкуриваемых за сутки сигарет сохранялось только у лиц, обучавшихся в школе (р = 0,0003 и р = 0,0401 соответственно). Следует заметить, что изменение объема физической активности оказалось легковыполнимым как для участников образовательной программы, так и для молодых людей, получивших рекомендации при первом визите. В частности, 81,5 и 71,7 % (р = 0,228 при меж-групповом сравнении) пациентов соответственно на протяжении 12 месяцев продолжали поддерживать достаточный объем физической активности.

Через 36 месяцев наблюдения в обеих группах существенно уменьшилась доля молодых людей, придерживающихся врачебных рекомендаций. Сопоставление результатов профилактического вмешательства за трехлетний период наблюдения подтвердило преимущества обучающей программы в отношении модификации образа жизни молодых пациентов с АГ лишь в части увеличения объема физической активности (р = 0,009), пересмотра отношения к режиму питания (р = 0,008) и употреблению алкоголя (р = 0,009). По всем остальным факторам, несмотря на достоверные изменения по сравнению с исходными данными, достоверных межгрупповых различий не выявлено.

На фоне динамики поведенческих ФР у пациентов обеих групп в течение первого года наблюдения отмечалось достоверное снижение уровня АД по сравнению с исходными данными. Однако у лиц, закончивших цикл обучения в школе здоровья, снижение уровня САД и ДАД было значительнее: максимальное снижение в обеих группах регистрировалось через 6 месяцев наблюдения и составило — 15/6 и — 13/5 мм рт. ст. (р<0,0001) соответственно. При этом 76,3 % слушателей школы и 47,3 % представителей контрольной группы продолжали поддерживать целевой уровень АД. У пациентов, не достигших в результате немедикаментозного вмешательства целевого уровня АД, все же имело место существенное его снижение по сравнению с исходными данными (в среднем на 6,7 1,6 %; р = 0,004), поэтому

фармакотерапия на данном этапе им не назначалась. Однако в дальнейшем, уже через год после вмешательства, в обеих группах наметилась тенденция к повышению уровня АД, хотя целевой его уровень продолжали поддерживать 81,4 и 40,9 % больных соответственно. Причем у 3,4 % пациентов основной группы и у 9,1 % группы сравнения регистрировалось стойкое повышение уровня АД, потребовавшее назначения медикаментозной антигипертензивной терапии.

Через 36 месяцев контроля, несмотря на очевидное повышение АД в обеих группах, у пациентов, прошедших обучение в школе, уровень САД и ДАД оставался достоверно ниже, чем в начале наблюдения. У молодых же лиц, получивших обычные рекомендации, через 36 месяцев после этого уровень ДАД не отличался от исходного.

В табл. 3 представлена динамика СССР, определенного по «Фремингемской модели». Примечательно, что эффект профилактического консультирования в аспекте снижения СССР наблюдался в обеих группах. Причем в группе школы здоровья существенная динамика отмечалась в течение всего первого года наблюдения, а в группе молодых пациентов, получивших стандартные рекомендации, через 12 месяцев после вмешательства имело место

Таблица 1

Частота поведенческих факторов риска у лиц молодого возраста с артериальной гипертензией исходно и через б, 12 и 36 месяцев после обучения в школе

Показатели Исходно (1) Через 6 месяцев (2) Через 12 месяцев (3) Через 36 месяцев (4) Р

Избыточное потребление жира, п (%) 40 (67,8) 18 (32,1) 17 (31,5) 18 (34,6) Рі_2=0,0001; Рі_3<0,0001; Рі_4=0,001

Избыточное потребление холестерина, п (%) 41 (69,5) 20 (35,7) 15 (27,8) 18 (34,6) Рі_2=0,0003; Рі_3<0,0001; Рі_4=0,0000

Недостаточное потребление полноценного белка, п (%) 23 (39,0) 15 (26,8) 15 (27,8) 16 (30,8) Рі_2=0,165; Р1-3=0,208; Рі-4 = 0,366

Избыточное потребление простых углеводов, п (%) 52 (88,1) 38 (67,9) 38 (70,4) 37 (71,2) Р1_2=0,008; Р1_3=0,019; Р1-4=0,025

Недостаточное потребление клетчатки, витаминов, минеральных веществ, п (%) 40 (67,8) 29 (51,8) 29 (53,7) 29 (55,8) Р1_2=0,080; Р1_3 = 0,125; Р1-4=0,192

Употребление алкоголя, п (%) 54 (91,5) 30 (53,6) 34 (63,0) 34 (65,4) Р1_2=0,0001; Р1_3 = 0,0003; Р1_4=0,001

Избыточное потребление соли, п (%) 48 (81,4) 26 (46,4) 36 (66,7) 41 (78,8) Р1_2 = 0,0001; Р1_3 = 0,075; Р1-4=0,741

Нарушение режима питания, п (%) 44 (74,6) 32 (57,1) 32 (59,3) 32 (61,5) Р1_2=0,049; Р1_3=0,831; Р1-4=0,140

САД (М±8Э мм рт. ст.) 146,61 ±4,68 131,93 ±6,51 135,50±5,01 138,85±5,05 р<0,0001

ДАД (М±8Э мм рт. ст.) 92,32±2,77 86,14±4,14 88,87±3,57 90,02 ±5,48 р<0,0001

Примечание. САД — систолическое артериальное давление; ДАД — диастолическое артериальное давление

Таблица 2

Частота поведенческих факторов риска у лиц молодого возраста с артериальной гипертензией исходно и через б, 12 и 36 месяцев после получения стандартных рекомендаций

Показатели Исходно (1) Через 6 месяцев (2) Через 12 месяцев (3) Через 36 месяцев (4) Р

Избыточное потребление жира, п (%) 37 (67,3) 23 (43,4) 27 (55,1) 21 (48,8) Р1_2=0,013; Р1-3=0,203; Р1-4=0,065

Избыточное потребление холестерина, п (%) 38 (69,1) 26 (49,1) 29 (59,2) 23 (53,5) Р1_2=0,034; Р1-3=0,292; Р1-4=0,114

Недостаточное потребление полноценного белка, п (%) 21 (38,2) 18 (34,0) 19 (38,8) 18 (41,9) Р1_2=0,648; Р1_3 = 0,951; Р1-4=0,712

Избыточное потребление простых углеводов, п (%) 48 (87,3) 39 (73,6) 41 (83,7) 36 (83,7) Р1_2=0,072; Р1-3=0,602; Р1-4=0,618

Недостаточное потребление клетчатки, витаминов, минеральных веществ, п (%) 38 (69,1) 31 (58,5) 32 (65,3) 30 (69,8) Р1_2 = 0,252; Р1-3=0,681; Р1-4=0,943

Употребление алкоголя, п (%) 50 (90,9) 38 (71,7) 40 (81,6) 38 (88,4) Р1_2=0,010; Р1-3=0,167; Р1-4=0,681

Избыточное потребление соли, п (%) 45 (81,8) 33 (62,3) 37 (75,5) 33 (76,7) Р1_2=0,023; Р1-3=0,432; Р1-4=0,536

Нарушение режима питания, п (%) 41 (74,5) 36 (67,9) 37 (75,5) 37 (86,0) Р1_2=0,447; Р1-3=0,910; Р1_4 = 0,161

САД (М±8Э мм рт. ст.) 147,33±4,47 134,40±5,36 139,61 ±4,47 143,14 ±5,13 р<0,0001

ДАД (М±8Э мм рт. ст.) 93,16±2,68 87,94 ±2,84 90,84±2,78 92,02 ±2,17 р<0,0001

Примечание. САД — систолическое артериальное давление; ДАД — диастолическое артериальное давление

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011

Таблица 3

Средняя величина суммарного сердечно-сосудистого риска в группах молодых лиц с артериальной гипертензией

после профилактического вмешательства

Показатель Группа Исходно (1) Через 6 месяцев (2) Через 12 месяцев (3) Через 36 месяцев (4) P*

Суммарный сердечнососудистый риск Школа 15,85+3,47 6,11+2,98 7,22+2,59 10,77+3,18 р<0,0001

Стандартные рекомендации 15,60+3,34 7,94+3,57 11,29+4,14 11,40+3,93 р<0,0001

P** 0,608 0,0009 0,0000 0,675

Примечание. * — сравнение в группах ANOVA х2 по Фридману,

достоверное увеличение СССР, хотя, по сравнению с первоначальными данными, он был достоверно ниже. К концу наблюдения в обеих группах отмечено повышение СССР, что указывает на необходимость повторного консультирования по вопросам коррекции ФР сердечно-сосудистых заболеваний, обусловленных поведением.

Таким образом, обучение молодых больных с АГ в школе является более эффективным способом контроля АД по сравнению со стандартными подходами к немедикаментозной коррекции. При этом немаловажным представляется сохранение у большинства пациентов достигнутых результатов, что свидетельствует о высокой их приверженности к лечению и формировании мотивации к соблюдению врачебных рекомендаций.

Данное исследование также подтверждает результаты ряда работ в этой области. Так, в исследовании W. Zernike и A. Henderson больные, прошедшие обучение, продемонстрировали более высокий уровень знаний на контрольных визитах, чем пациенты, получившие стандартные рекомендации на приеме у врача [4]. Подобные данные были получены A. Dukat е! al., которые показали, что даже через пять лет после проведения образовательной программы у пациентов с АГ наблюдается тенденция к снижению АД и частоты курения, увеличению физической активности и, как следствие, уменьшению потребности в лекарственных препаратах [5]. Именно этот факт обосновывает необходимость повторного профилактического консультирования для полного исчезновения симптомов заболевания и нормализации уровня АД, особенно когда речь идет о молодых пациентах.

Учитывая широкую распространенность АГ и ее осложнений, многие авторы подчеркивают важность выявления и коррекции повышенного АД, применимых на уровне первичного звена здравоохранения [1, 2, 6]. Высокая обращаемость пациентов к врачам первичного звена обеспечивает возможность выявления АГ уже на ранней стадии, до развития осложнений, что особенно актуально в молодом возрасте, поскольку позволяет сразу начать лечебно-профилактические мероприятия и не допустить прогрессирования заболевания.

Заключение

Использование обучающих технологий у молодых больных артериальной гипертензией в амбула-

** — межгрупповые различия — U-критерий Манна — Уитни

торно-поликлинической практике с целью модификации ведущих факторов риска сердечно-сосудистых осложнений является весьма действенным и предопределяет стратегическую успешность реализации системы профилактики артериальной гипертензии и формирования здорового образа жизни нации.

Библиографический список

1. Организация Школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения : организационно-методическое письмо / Р. Г. Оганов, А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков и др. — ГНИЦ проф. мед. МЗ РФ. — М., 2002. - 16 с.

2. Обучение больных гипертонической болезнью — бессмысленная трата времени или реальный инструмент в повышении качества контроля заболевания? / А. О. Конради [и др.] // Артериальная гипертензия. — 2002. — T. 8, № 6. —

С. 35 — 39.

3. Всероссийское научное общество кардиологов. Национальные рекомендации по диагностике и лечению артериальной гипертонии. — М. : Медицина, 2004. — 32 с.

4. Zernike, W. Evaluating the effectiveness of two teaching strategies for patients diagnosed with hypertension / W. Zernike, F. Henderson // J Clin. Nurs. — 1998. — № 7 (1). — Р. 37 — 44.

5. Dukat, A. 5 — year follow — up of preventive approach to patients with essential hypertension / A. Dukat, I. Balazovjech // J Hum Hypertens. — 1996. — № 10 (suppl. 3). — P. 131 — 133.

6. Шапиро, И. А. Профилактическая медицинская помощь больным артериальной гипертонией в амбулаторно-поликлинических учреждениях Хабаровского края: состояние и перспективы / И. А. Шапиро, А. М. Калинина // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2002. — № 1 (1). — С. 6 — 21.

ШУПИНА Марина Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней и семейной медицины.

ЛОГИНОВА Екатерина Николаевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней и семейной медицины.

СЕМЕНКИН Александр Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней и семейной медицины.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.

Статья поступила в редакцию 01.08.2011 г.

© М. И. Шупина, Е. Н. Логинова, А. А. Семенкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.