Научная статья на тему 'Арт-терапия в нейрореабилитации афазий у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу'

Арт-терапия в нейрореабилитации афазий у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1451
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инсульт / когнитивные функции / речь / афазия / нейрореабилитации / арт-терапия / stroke / cognitive function / cognitive impairment / speech / aphasia / neuroreabilitation

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лешева Мария Михайловна, Александрова Екатерина Александровна, Шувалова Регина Равильевна, Якупов Эдуард Закирзянович

Цель исследования — оценка арт-терапевтической методики (сказкотерпии) в нейрореабилитацииу пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу с речевыми нарушениями. Материал и методы. В исследовании приняли участие 38 пациентов с диагнозом«ранний восстановительный период ишемического инсульта». Участники исследования были разделенына две группы: группа контроля и основная группа. Первую группу (группу контроля) составили 10 пациентов, которые получали стандартную нейрореабилитационную терапию, включающую в себя занятия с инструктором лечебной физкультурой, кинезотерапию, физиотерапевтические методики, сеансы психорелаксации,медикаментозную терапию, логопедические занятия. Вторую группу (основная) составили 28 пациентов, с которыми проводились групповые занятия сказкотерапии по методу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Результаты и их обсуждение. Применение арт-терапевтических методик (сказкотерапии) в комплексе со стандартными нейрореабилитационными методиками у пациентов в раннем восстановительном периодеишемического инсульта с речевыми нарушениями в виде афазий оказал положительный эффект. Результаты подтверждают обоснованность включения данного метода в комплексные занятия логопеда. Заключение. Установлено, что комплексный подход в коррекции речевых нарушений (афазий) у лиц, перенесшихострое нарушение мозгового кровообращения по ишемического типу на раннем этапе нейрореабилитации,включающие традиционный логопедические методики, позволяет улучшить функцию речи у 75% пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лешева Мария Михайловна, Александрова Екатерина Александровна, Шувалова Регина Равильевна, Якупов Эдуард Закирзянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPIES OF COMPLEX NEUROREHABiLiTATiON OF APHASIA IN PATIENS UNDERGOING ACUTE CEREBROVASCULAR OF ISHEMIC TYPE

Aim. Evaluation of the use of art therapy techniques (tale therapy) in neurorehabilitation in patients undergoing acute ischemic stroke by ishemich stroke type with speech disorders. Material and methods. The study involved 38 patients diagnosed with early recovery period of ischemic stroke. Participants in the study were divided into two groups: a control group and the main group. The first group (control group) consisted of 10 patients who received standard therapy neyorehabilitatsion that includes lessons with an instructor physiotherapy, kinesitherapy, physiotherapy techniques, sessions psihorelaksi, medication, speech therapy classes. The second group (basic) amounted to 28 patients, which were conducted group sessions art therapytale therapy method T.D.Zinkevich-Evstigneeva. Results and discussion. Applying art therapy techniques in complex neyrorehabilitatsions with standard procedures in patients in the early recovery period of ischemic stroke with speech disorders in the form of aphasia. Admission tale therapy had a positive effect. The results confirm the validity of the inclusion of the method in a complex speech therapy classes. Conclusion. It is found that an integrated approach for the correction of speech disorders (aphasia) in patients after acute cerebral circulation on ischemic type early neurorehabilitation, including traditional speech therapy techniques can improve the function of speech in 75% of patients.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в нейрореабилитации афазий у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу»

T Nyyssonen // Archives of Orthopedic Trauma Surgery. — 2005. — № 12(2). — Р124—126.

8. Mellado, J. Low incorporation of soleus tendon: A potential diagnostic pitfall on MR imaging / J. Mellado, Z.S. Rosenberg, J. Beltran // Skeletal Radiol. — 1998. — № 27. — Р222—224.

9. Nilsson-Helander, K. A new surgical method to treat chronic ruptures and reruptures of the Achilles tendon Silbernagel Knee / K. Nilsson-Helander, L. Sward, K. Gravare // Surg. Sports Traumatol. Arthrosc. — 2008. — № 16. — Р614—620.

REFERENCES

1. Levickij FA, Nochevkin VA. Podkozhnye razryvy suhozhilij i mystic konechnostej [The subcutaneous tendon ruptures of limbs and muscles]. Vestnik hirurgii [Bulletin of Surgery]. 1987; 138 (3): 88-91.

2. Anzell SH, Covey KW, Weiner AD et al. Disruption of muscles of and tendons: an analysis of 1014 cases. Surgery. 1959; 45 (3): 406-414.

3. Aoki M, Ogiwara N, Ohta T, Nabeta Y Early Motion and Weightbearing after Cross-Stitch Achilles Tendon Repair. Am J Sports Med. 1998; 26 (6): 794-800.

4. Bergmann RA, Afi fiAK, Miyauchi R. Illustrated Encyclopedia of Human Anatomic Variation. http://www.uh.org/Providers/ Texbooks/Anatomic Variants/AnatomyHP 2002.

5. Boyden EM, Kitaoka HB, Cahalan TD, An KN. Late versus early repair of Achilles tendon rupture: clinical and biomechanical evaluation. Clin Orthop. 1995; 317: 150-158.

6. Cummins EJ, Anson BJ, Carr BW, Wright RR. The structure of the calcaneal tendon (of Achilles) in relation to orthopaedic surgery; with additional observations on the plantaris muscle Surg. Gynec and Obstet. 1946; 83: 107-116.

7. Luthje P, Nurmi I, Nyyssonen T. Missed Achilles tendon rupture due to oral levofloxacin: Surgical treatment results. Archives of Orthopedic Trauma Surgery. 2005; 12 (2): 124-126.

8. Mellado J, Rosenberg ZS, Beltran J. Low incorporation of soleus tendon: A potential diagnostic pitfall on MR imaging. Skeletal Radiol. 1998; 27: 222-224.

9. Nilsson-Helander K, Sward L, Gravare K. A new surgical method to treat chronic ruptures and reruptures of the Achilles tendon Silbernagel Knee. Surg Sports Traumatol Arthrosc. 2008; 16: 614-620.

© М.М. Лешева, А.А. Александрова, РР Шувалова, Э.З. Якупов, 2015 УДК 616.89-008.434.5-085.851.82:616.831-005.4

АРТ-ТЕРАПИЯ В НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ АФАЗИЙ

у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу

ЛЕШЕВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА, аспирант кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ГБОУ Впо «казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия,

420012, казань, ул. Бутлерова, 49, e-mail: lesheva.mariya@yandex.ru

АЛЕКСАНДРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, аспирант кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ГБоу Впо «казанский государственный медицинский университет» Минздрава России,

Россия, 420012, Россия, казань, ул.Бутлерова, 49, e-mail: lunatik867@rambler.ru

ШУВАЛОВА РЕГИНА РАВИЛЬЕВНА, логопед, Госпиталь для ветеранов войн, Россия, 420039, казань,

ул. исаева, 5, e-mail: reginoschka@bk.ru

ЯКУПОВ ЭДУАРД ЗАКИРЗЯНОВИЧ, докт. мед. наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ГБоу Впо «казанский государственный медицинский университет» Минздрава России,

Россия, 420012, казань, ул. Бутлерова, 49, e-mail: ed_yakupov@mail.ru

Реферат. Цель исследования — оценка арт-терапевтической методики (сказкотерпии) в нейрореабилитации у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу с речевыми нарушениями. Материал и методы. В исследовании приняли участие 38 пациентов с диагнозом «ранний восстановительный период ишемического инсульта». Участники исследования были разделены на две группы: группа контроля и основная группа. Первую группу (группу контроля) составили 10 пациентов, которые получали стандартную нейрореабилитационную терапию, включающую в себя занятия с инструктором лечебной физкультурой, кинезотерапию, физиотерапевтические методики, сеансы психорелаксации, медикаментозную терапию, логопедические занятия. Вторую группу (основная) составили 28 пациентов, с которыми проводились групповые занятия сказкотерапии по методу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Результаты и их обсуждение. Применение арт-терапевтических методик (сказкотерапии) в комплексе со стандартными нейрореабилитационными методиками у пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта с речевыми нарушениями в виде афазий оказал положительный эффект. Результаты подтверждают обоснованность включения данного метода в комплексные занятия логопеда. Заключение. Установлено, что комплексный подход в коррекции речевых нарушений (афазий) у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемического типу на раннем этапе нейрореабилитации, включающие традиционный логопедические методики, позволяет улучшить функцию речи у 75% пациентов.

Ключевые слова: инсульт, когнитивные функции, речь, афазия, нейрореабилитации, арт-терапия.

Для ссылки: Арт-терапия в нейрореабилитации афазий у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу / М.М. Лешева, А.А. Александрова, Р.Р. Шувалова, Э.З. Якупов // Вестник современной клинической медицины. — 2015. — Т 8, прил. 1. — С.68—71.

68

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2015 Том 8, приложение 1

ART-THERAPIES OF COMPLEX NEUROREHABiLiTATiON OF APHASIA IN PATIENS UNDERGOING ACUTE CEREBROVASCULAR OF ISHEMIC TYPE

LESHEVA MARIA M., graduate student of the Department of neurology, neurosurgery and medical genetics of Kazan State Medical University, Kazan, Russia, e-mail: lesheva.mariya@yandex.ru ALEKSANDROVA EKATERINA A., graduate student of the Department of neurology, neurosurgery and medical genetics of Kazan State Medical university, Kazan, russia, e-mail: lunatik867@rambler.ru SHUVALOVA REGINA R., logopedist, Hospital for veterans of war, Kazan, russia, e-mail: reginoschka@bk.ru YAKUPOV EDUARD Z., D. Med. Sci, professor of the Department of neurology, neurosurgery and medical genetics of Kazan State Medical university, Kazan, russia, e-mail: ed_yakupov@mail.ru

Abstract. Aim. Evaluation of the use of art therapy techniques (tale therapy) in neurorehabilitation in patients undergoing acute ischemic stroke by ishemich stroke type with speech disorders. Material and methods. The study involved 38 patients diagnosed with early recovery period of ischemic stroke. Participants in the study were divided into two groups: a control group and the main group. The first group (control group) consisted of 10 patients who received standard therapy neyorehabilitatsion that includes lessons with an instructor physiotherapy, kinesitherapy, physiotherapy techniques, sessions psihorelaksi, medication, speech therapy classes. The second group (basic) amounted to 28 patients, which were conducted group sessions art therapy- tale therapy method T.D.Zinkevich-Evstigneeva. Results and discussion. Applying art therapy techniques in complex neyrorehabilitatsions with standard procedures in patients in the early recovery period of ischemic stroke with speech disorders in the form of aphasia. Admission tale therapy had a positive effect. The results confirm the validity of the inclusion of the method in a complex speech therapy classes. Conclusion. It is found that an integrated approach for the correction of speech disorders (aphasia) in patients after acute cerebral circulation on ischemic type early neurorehabilitation, including traditional speech therapy techniques can improve the function of speech in 75% of patients.

Key words: stroke, cognitive function, cognitive impairment, speech, aphasia, neuroreabilitation.

For reference: Lesheva MM, Aleksandrova EA, Shuvalova RR, Yakupov EZ. Art-therapies of complex neurorehabilitation of aphasia in patiens undergoing acute cerebrovascular of ishemic type. The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine. 2015; 8 (Suppl. 1): 68—71.

Познание окружающего мира осуществляется человеком при помощи когнитивных функций. Под когнитивными функциями понимают наиболее сложно организованные функции головного мозга, обеспечивающие восприятие, память, внимание, двигательные навыки, речь, мышление [2]. Большинство когнитивных функций имеют условно-рефлекторный механизм и развиваются после рождения под большим воздействием социума. В процессе взросления и обучения происходит дальнейшее совершенствование.

Нарушение когнитивных функций является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. К сожалению, эти нарушения являются распространенным последствием у пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения [1,6, 7].

Необходимо понимать, что одной из главных когнитивных функций является функция речи. По выходе из острого состояния пациенты в большинстве случаев начинают оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социальнобытовую некомпетентность, ограничение навыков самообслуживания. Все это в конечном итоге приводит к депрессии, которая является причиной социальной дезадаптации. Также возникающие расстройства приводят к снижению качества жизни как самого пациента, так и его окружения, нарушению социальной и профессиональной деятельности, а в конечном итоге — к инвалидизации [5].

Согласно мировой статистике, в настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению числа пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения. По данным ВОЗ, 30% пациентов

составляют лица трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин 3:1) [2, 6, 11].

В результате локальных поражений головного мозга возникают тяжелые расстройства речевой функции. В остром периоде инсульта афазии наблюдаются в 36,9% случаев, дизартрия — в 13% (по данным Регистра мозгового инсульта НИИ неврологии, 2011). Наиболее распространенными из них являются афазии [1,5, 9].

Афазия — расстройство уже сформировавшейся речи, при котором полностью или частично утрачивается возможность говорить и (или) понимать обращенную речь при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха [3, 7]. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, которые охватывают все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику [10]. Клинические картины афазии неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения в головном мозге. По классификации афазии разделяют по принципу сохранения или нарушения беглости, плавности, непрерывности речи пациентов: афазии с беглой речью, развивающиеся при поражении височной и теменной долей, афазии с прерывистой речью при поражении лобной доли доминантного полушария [5, 9]. Согласно классификации А.Р Лурия, существуют следующие формы афазии: моторная афазия афферентного типа; моторная афазия эфферентного типа; динамическая афазия; сенсорная (акустикогностическая) афазия; акустико-мнестическая афазия; семантическая афазия [5, 7].

Цель исследования — изучение эффективности арт-терапевтической методики (сказкотерпии)

ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2015 Том 8, приложение 1

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

в коррекции речевых нарушений (афазии) у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу, на раннем этапе медицинской реабилитации. Комплексный подход заключался в использовании лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, традиционных логопедических методик, логопедического массажа, групповых занятиях сказкотерапией.

Материал и методы. Было обследовано в динамике 38 пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта с нарушениями речевой функции в форме афазии (рис. 1). Из них 24 (63%) мужчины, 14 (37%) женщин в возрасте 48—71 год (средний возраст — 59,5 года).

Семантическая

афазия

Акустико- -|о%

Моторная афазия эфферентного типа

24%

Моторная афазия афферентного типа 26%

Рис. 1. Виды афазий у групп наблюдаемых

Первую группу (контрольную) составили 10 пациентов, которые получали стандартную нейрореабилитационную терапию, включающую в себя медикаментозную коррекцию препаратами нейропротективного действия, индивидуальные и групповые занятия с логопедом 3 раза в неделю по 30 мин в течение 17 дней стационарного курса лечения (рис. 2).

Семанти-

ческая

афазия

60%

Акустико-

мнести-

ческая

афазия

40%

Рис. 2. Виды афазий в группе контроля

Вторую группу (основную) составили 28 пациентов, с которыми кроме медикаментозной коррекции и индивидуальных занятий с логопедом проводились групповые занятия по сказкотерапии по методу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (рис. 3) [4, 8].

Динамическая афазия 11%

Сенсорная

афазия

21%

Моторная афазия эфферентного типа 32%

Моторная афазия афферентного типа 36%

Рис. 3. Виды афазий в группе исследуемых

Групповые занятия сказкотерапей представляли собой прослушивание сказок Ирины Семиной «Семь сказок о здоровье» и обсуждение в конце каждого занятия [8]. Длительность занятий составляла 30 мин 3 раза в неделю 17 дней на курс стационарного лечения.

После проведенной комплексной терапии пациенты в данной группе отмечали улучшение общего эмоционального фона, снижение психоэмоционального напряжения, преодоление барьера в общении, эмоциональный окрас речи после 3 занятий.

После проведения курса комплексного нейрореабилитационного лечения улучшение функции речи было выявлено у 35% пациентов в первой группе и у 75% пациентов во второй группе (рис. 4, таблица).

□ 1-я группа И 2-я группа

Рис. 4. Динамика речевой функции у пациентов 1-й и 2-й групп на фоне нейрореабилитационного курса

Кроме того, у пациентов второй группы отмечалось улучшение функции глотания, выносливости, силы голоса, уменьшение дискомфорта при фонации.

Таким образом, арт-терапевтический подход в форме сказкотерпии в коррекции речевых нарушений (афазий) у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемического типу на раннем этапе нейрореабилитации, включающие традиционные логопедические методики, позволяет улучшить функцию речи у пациентов.

Динамика речевой функции у пациентов 1-й и 2-й групп на фоне нейрореабилитационного процесса

Пациенты Улучшение эмоционального окраса речевой функции, % Улучшение темпа речевой функции, % Улучшение восприятия письменной речи, % Улучшение восприятия устной речи, % Расширение активного словаря пациента,% Уменьшение чувства тревоги и страха при нахождении в группе, %

Группа контроля 40 35 25 20 35 35

Группа сравнения 60 65 75 80 65 65

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

70

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация и финансовых и других взаимоотношениях. Все авторы принимали участие в разработке концепции, дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постинсультные когнитивные нарушения / Н.В. Вах-нина, Л.Ю. Никитина, В.А. Парфенов, Н.Н. Яхно // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. — 2008. — № 22. — С.16—21.

2. Гусев, Е.И. Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях / Е.И. Гусев, А.Н. Боголепова. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 176 с.

3. Захаров, В.В. Нарушения памяти / В.В Захаров, Н.Н. Яхно. — М.: Эксмо, 2001. — 160 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, ТД. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2014. — 176 с.

5. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции / А.Р Лурия. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 280 с.

6. Парфенов, В.А. Ишемический инсульт / В.А. Парфенов, Д.Р Хасанова. — М.: МИА, 2012. — 228 с.

7. Парфенов, В.А. Когнитивные расстройства / В.А. Парфенов, В.В. Захаров, И.С. Преображенская. — М.: Ремедиум, 2014. — 192 с.

8. Семина, И.К. Семь сказок о здоровье / И.К. Семина. — СПб.: Речь, 2015. — 96 с.

9. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. — М.: Издатель Секачев В., 2012. — 100 с.

10. Gates, N. Cognitive exercise and its role in cognitive function in older adults / N. Gates, M. Valenzuela // Curr. Psychiatry Rep. — 2010. — № 12. — Р20—27.

11. Mild cognitive impairment: clinical characterization and outcome / R.S. Petersen, G.E. Smith, S.C. Waring [et al.] // Arch. Neurol. — 1999. — № 56. — Р303—308.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vahnina NV, Nikitina LJu, Parfenov VA, Jahno NN. Postinsul'tnye kognitivnye narushenija [The post-stroke cognitive impairment]. Nevrologija i psihiatrija im SS Korsakova [Neurology and Psychiatry SS Korsakov]. 2008; 22: 16-21.

2. Gusev EI, Bogolepova AN. Kognitivnye narushenija pri cerebrovaskuljarnyh zabolevanijah [Cognitive impairment in cerebrovascular diseases]. M: MEDpress-inform. 2013; 176 p.

3. Zaharov VV, Jahno NN. Narushenija pamjati [Memory Disorders]. M: Jeksmo [Eksmo]. 2001; 160 p.

4. Zinkevich-Evstigneeva TD. Skazkoterapija zdorov'ja: zametki o klinicheskoj skazkoterapii [Fairytale health; notes on clinical skazkoterapii]. Spb: Rech' [SPb: Speech]. 2014; 176 p.

5. Lurija AR. Vysshie korkovye funkcii [Higher cortical functions]. M: Izd-vo Mosk. un-ta [M: Univ. University Press]. 1969; 280 p.

6. Parfenov VA, Hasanova DR. Ishemicheskij insul't [Ischemic stroke]. M: MIA. 2012; 228 p.

7. Parfenov VA, Zaharov VV, Preobrazhenskaja IS. Kognitivnye rasstrojstva [Cognitive disorders]. M: Remedium. 2014; 192 p.

8. Semina IK. Sem' skazok o zdorov'e [Seven tales about health]. SPb: Rech' [SPb: Speech]. 2015; 96 p.

9. Shklovskij VM, Vizel' TG. Vosstanovlenie rechevoj funkcii u bol'nyh s raznymi formami afazii [Restoration of the speech function in patients with different forms of aphasia]. M: Izdatel' Sekachev V [M: Publisher Sekachev V]. 2012;

100 p.

10. Gates N, Valenzuela M. Cognitive exercise and its role in cognitive function in older adults. Curr Psychiatry Rep. 2010; 12: 20-27.

11. Petersen RS, Smith GE, Waring SC et al. Mild cognitive impairment: clinical characterization and outcome. Arch Neurol. 1999; 56: 303-308.

© И.С. Малков, В.А. Филиппов, Х.М. Халилов, М.Р Тагиров, И.М. Габитов, А.М. Закиров, 2015 УДК 616.345-007.272

ДИАГНОСТИКА И ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ

с обтурационной толстокишечной непроходимостью

МАЛКОВ ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой хирургии ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 420012, казань, ул. Муштари, 11, тел. +7-965-594-40-07, e-mail: ismalkov@yahoo.com

ФИЛИППОВ ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ, канд. мед. наук, доцент кафедры хирургии ГБоу Дпо «казанская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 420012, казань, ул. Муштари, 11, тел. +7-917-900-43-52, e-mail: vyacheslav_f@mail.ru

ХАЛИЛОВ ХАЛИЛ МАГОМЕДГАДЖИЕВИЧ, канд. мед. наук, зав. отделением хирургии № 2 ГАуЗ ГкБ № 7 г. казани, Россия, 420103, казань, ул. Маршала чуйкова, 54, тел. +7-951-067-52-58 ТАГИРОВ МАРАТ РАВИЛЕВИЧ, канд. мед. наук, ассистент кафедры хирургии ГБоу Дпо «казанская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 420012, казань, ул. Муштари, 11, тел. +7-904-664-03-89

ГАБИТОВ ИРЕК МИННИГАРАФУТДИНОВИЧ, врач-хирург отделения хирургии № 2 ГАуЗ ГкБ № 7 г. казани,

Россия, 420103, казань, ул. Маршала чуйкова, 54, тел. +7-904-662-72-76

ЗАКИРОВ АЗАТ МИДХАТОВИЧ, врач-хирург отделения хирургии № 2 ГАуЗ ГкБ № 7 г. казани, Россия,

420103, казань, ул. Маршала чуйкова, 54, тел. +7-905-020-00-46

Реферат. Цель исследования — улучшение результатов лечения у больных с обтурационной толстокишечной непроходимостью путем совершенствования методов инструментальной диагностики и оптимизации тактики лечения. Материал и методы. Проанализированы результаты лечения 176 больных с острой обтурационной

ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2015 Том 8, приложение 1

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.