Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ КАК СВОЕВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ'

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ КАК СВОЕВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская нейропсихология / нейрокоррекция / арт-терапия / child neuropsychology / neurocorrection / art therapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маринина Анна Сергеевна

Согласно многочисленным открытым источникам информации в последние годы наблюдается неуклонный рост показателей заболеваемости детей в РФ, в т.ч. в сфере поведенческих и аффективных расстройств, увеличение количества детейинвалидов. Негативные внешние фоновые влияния такие как: нестабильная семейная обстановка, время пандемии и пр., являются дополнительными препятствиями на пути преодоления дизонтогенеза различной этиологии. Таким образом, детская и подростковая популяция в настоящее время как никогда нуждается в максимально эффективных, комплексных мерах социальной и психологической поддержки. По данным Всемирной организации здравоохранения, 50% нарушений психического здоровья наступает в возрасте до 14 лет, поэтому, своевременная качественная и разносторонняя помощь ребёнку и подростку – это залог здорового полноценного общества в дальнейшем. Статья посвящена рассмотрению возможности интеграции арт-терапевтического и нейропсихологического подходов как комплексного эффективного инструмента психологической помощи детям и подросткам в условиях возросшей психологической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маринина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPEUTIC NEUROCORRECTION AS IN-TIME INTEGRATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

According to numerous sources of information the incidence of children shows steady increase in recent years, including emotional and behavioral disorders and growing rate of child disability. Negative external influences as unstable family situation, pandemic time and other harmful effects prevent the elimination of dysontogenesis. Therefore nowadays child population requires complex measures of social and psychological support much more than ever before. According to WHO 50% of mental and psychological diseases occur until the age of about 14 years, thus qualitative comprehensive just-in-time assistance to the child is a key to a healthy society in future. The article is devoted to consideration of the possibility of integration art therapy into neurocorrection as a new efficient psychological instrument of support for children and adolescents in the face of increased psychological pressure.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ КАК СВОЕВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ»

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ КАК СВОЕВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

Маринина Анна Сергеевна, Клинический психолог, нейропсихолог, сертифицированный судебный эксперт, действительный член Палаты судебных экспертов «СУДЭКС».

Руководитель психологического центра «НейроАрт»

Аннотация. Согласно многочисленным открытым источникам информации в последние годы наблюдается неуклонный рост показателей заболеваемости детей в РФ, в т.ч. в сфере поведенческих и аффективных расстройств, увеличение количества детей-инвалидов. Негативные внешние фоновые влияния такие как: нестабильная семейная обстановка, время пандемии и пр., являются дополнительными препятствиями на пути преодоления дизонтогенеза различной этиологии. Таким образом, детская и подростковая популяция в настоящее время как никогда нуждается в максимально эффективных, комплексных мерах социальной и психологической поддержки. По данным Всемирной организации здравоохранения, 50% нарушений психического здоровья наступает в возрасте до 14 лет, поэтому, своевременная качественная и разносторонняя помощь ребёнку и подростку - это залог здорового полноценного общества в дальнейшем.

Статья посвящена рассмотрению возможности интеграции арт-терапевтического и нейропсихологического подходов как комплексного эффективного инструмента психологической помощи детям и подросткам в условиях возросшей психологической нагрузки.

Ключевые слова: детская нейропсихология, нейрокоррекция, арт-терапия

ART-THERAPEUTIC NEUROCORRECTION AS IN-TIME INTEGRATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

Anna S. Marinina, Clinical psychologist, neuropsychologist Certified court expert. Member of the Chamber "SUDEX".

The head of psychological center "NeuroArt"

Abstract. According to numerous sources of information the incidence of children shows steady increase in recent years, including emotional and behavioral disorders and growing rate of child disability. Negative external influences as unstable family situation, pandemic time and other harmful effects prevent the elimination of dysontogenesis. Therefore nowadays child population requires complex measures of social and psychological support much more than ever before. According to WHO 50% of mental and psychological diseases occur until the age of about 14 years, thus qualitative comprehensive just-in-time assistance to the child is a key to a healthy society in future.

The article is devoted to consideration of the possibility of integration art therapy into neurocorrection as a new efficient psychological instrument of support for children and adolescents in the face of increased psychological pressure.

Keywords: child neuropsychology, neurocorrection, art therapy

Обзор статистических данных показывает неблагоприятную обстановку в области соматического и психологического здоровья детской популяции. Так, по данным Федеральной службы Государственной статистики доля детей с 1-й группой здоровья не превышает уже много лет 30% (26-28%), основная часть детской популяции имеет 2-ю группу здоровья - 56-58%.

2017 2018 2019 2020

Группы здоровья: ■! и II Hill ■ IV ЯУ Рис. 1. Доля от общего числа осмотренных детей по группам здоровья в % (Росстат)

Численность детей-инвалидов также продолжает расти1. По данным российской педиатрической статистики, основная доля заболеваний, приводящих к детской инвалидности, приходится на группу «психических расстройств и расстройств поведения», а на втором месте стоят болезни нервной системы.

Рис. 2. Заболевания, обусловившие детскую инвалидность в 2008г. (по данным Минздрава)

1 Дети-инвалиды - лица до 18 лет со значительными ограничениями жизнедеятельности, которые приводят к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Рис. 3 Заболевания, обусловившие детскую инвалидность в 2020 г. (по данным Минздрава)

Несомненно, что рост по тем же нозологиям наблюдается и в общей детской популяции, которые не дотягивают по тяжести симптомов до групп инвалидности («Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста»: «Гиперкинетические расстройства», «Расстройства поведения», «Смешанные расстройства поведения и эмоций» и пр.). Стоит отметить, что эта группа детей составляет значительную часть запросов на психологическое сопровождение, нейрокоррекционные занятия. Анализ данных из образовательных структур показывает также устойчивую динамику роста детей с ОВЗ,2 которые обучаются по дополнительным общеобразовательным программам.

Если рассмотреть проблематику детства с точки зрения показателей сферы семьи и брака, то мы увидим рост уровня разводов по отношению к заключенным бракам: если в 2010 году количество браков превышало количество разводов почти в 2 раза (1215070 заключенных брака против 639321 разводов), то к 2021 году этот индекс всего 1,4 (923550 против 644209).

1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ■ браки ■ разводы

Рис. 4. Статистика заключенных браков и разводов (Росстат)

2 Дети с особенностями здоровья (ОВЗ) — это группа детей, которые имеют различные ограничения в физическом, умственном или психическом развитии, а также дети с инвалидностью.

Таким образом, можно полагать, что внешние воздействия (нестабильная семейная обстановка, должным образом нелимитированная доступность интернет-ресурсов, время пандемии и пр.) еще более подрывают здоровье детей, нагружая в должной степени не окрепшую психику ребёнка непосильными впечатлениями и переживаниями. Так эксперты ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» отмечают рост аффективных расстройств у детей до 14 лет с 2016г. по 2019г. почти на 9%, в то время как прирост этого показателя у подростков за указанный период составил 70%.

Подводя некий итог статистическому обзору, можно констатировать, что поиск комплексных эффективных и максимально быстрых психологических инструментов помощи детям является актуальным вопросом практической детской психологии и психотерапии.

На фоне имеющихся тенденций становления личности детей в условиях резкого снижения моторной нагрузки, неразвитости графической деятельности в дошкольном периоде, раннего освоения компьютера и прочих гаджетов и развивающейся на фоне этого функциональной незрелости головного мозга нейропсихологический подход в последние годы стал одной из самых популярных и эффективных форм стимулирующей коррекции детского развития. Нейропсихология базируется на теории развития высших психических функций (ВПФ) Л.С. Выготского, теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. Детская нейропсихология, возникшая на стыке нейропсихологии, детской психоневрологии и психофизиологии, детской и возрастной психологии, изучает формирование функциональной мозговой организации в онтогенезе. Основные современные направления детской нейропсихологической коррекции представлены несколькими подходами. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) А.В. Семенович нацелен на пошаговое формирование базовых основ познавательных функций и представлен преимущественно моторными программами коррекции, укреплением фоновых компонентов сенсомоторного уровняю. Направление когнитивной нейропсихологической коррекции опирается на идеи Л.С. Выготского об интериоризации психических функций, когда взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простых к сложным, от совместного развернутого выполнения к самостоятельной работе ребёнка. Здесь достаточно фундаментальной практико-ориентированной программой является когнитивная нейрокоррекция Т.В. Ахутиной.

Существуют и достаточно ёмкие интегративные программам, где используются отдельные приемы нейропсихологической коррекции (например, коррекционно-развивающая программа Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, направленная на формирование пространственных представлений или методика сенсомоторной коррекции Т.Г. Горячевой и А.С. Султановой). Большой научный и практический вклад в область методологического и методического оснащения процесса нейропсихологической диагностики и коррекции детей раннего и младшего дошкольного возраста внесли нейропсихологи Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия - Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева и др. В обширном практико-ориентированном поле нейропсихологии имеются также достаточно интересные авторские наработки практикующих нейропсихологов, логопедов, которые так или иначе включают отдельные звенья нейропсихологического подхода - например, M.A.P. метод логопеда М.И. Лынской, нейрологопедическое направление Е.С. Майоровой.

Однако стоит учитывать, что любое нейропсихологическое направление коррекции требует достаточно продолжительной регулярной работы для получения устойчивого результата - как правило, сама нейрокоррекция длится не менее 6 месяцев, а результат формируется в течение года. Также при таком разнообразии нейрокоррекционных подходов ни один из них в достаточной степени не использует творческий потенциал ребёнка: как правило, ему предлагается готовый комплекс заданных извне упражнений и задач, моторных или вербальных программ. Инициативность, фантазирование и эмоциональная сторона процесса деятельности часто остаются за скобками нейропсихологического занятия.

При этом проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Л.С. Выготский обосновывал связь и взаимовлияние этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития, утверждая, что «всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта». По мнению Germans S., Van Heck G.L., эмоции играют центральную роль в жизни человека, обеспечивая интегральную субъективную оценку внешних и внутренних стимулов. Таким образом, эмоции тесно связаны и опосредуют включенность ребёнка в любой процесс деятельности, дают основу для развития познавательной инициативы. Нарушение нормального функционирования механизмов регуляции эмоций, затяжное аккумулирование негативных эмоциональных переживаний дезорганизует целесообразное поведение, снижает адаптационный потенциал, регуляторные функции, что выражается в протестных формах поведения, отказе от продуктивной деятельности и приводит к общему психическому регрессу.

Принято считать, что, как и любая психическая функция, эмоции имеют анатомическую представленность в субстрате мозга - преимущественно, это лимбическая система и структуры правого полушария, а, значит также обладают потенциалом к функциональной перестройке, проработке.Таким образом, введение арт-терапевтического компонента в нейрокоррекционную программу может дать синергетический эффект, усилить положительную динамику от занятий. Согласно общепринятому международному определению (Американская арт-терапевтическая ассоциация AATA, 2003), арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством, наряду с такими направлениями как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и пр. Арт-терапия рассматривается как вид помогающей психологической деятельности на основе занятий изобразительным искусством, но может включать и такие направления как, например, песочная терапия, работа с метафорическими картами и пр. Арт-терапия использует творческую активность клиента как фактор лечебно-профилактического, коррекционного воздействия с преимущественной опорой на визуальную модальность.

Арт-терапевтическая нейрокоррекция может рассматриваться как метод психологической помощи, когда нейрокоррекционный процесс строится с интеграцией арт-терапевтического подхода: методологии арт-терапии, её закономерностей, техник. Так, даже само пространство для занятий не должно противоречить общей теории цветового восприятия (согласно теории цвета М. Люшера), а также логики эргодизайна3: оформление кабинета, выбор спортивного и сенсорного инвентаря, текстур и материалов должны исключать чрезмерную визуальную, шумовую, кинестетическую нагрузку (нежелательно большое сосредоточение ярких предметов в помещении, контрастные сочетания, предметы и мебель с острыми углами, постоянный сторонний шумовой фон, электрические игрушки с резкими громкими звуками и пр.). В процесс всего занятия или на его определенные этапы могут включаться средства рисуночной и иной проективно-символической деятельности (рисунок, лепка, композиции из песка и пр.), визуализация и проработка эмоций. Арт-терапевтическая работа в отличие от нейрокоррекционного подхода имеет достаточно быстрый помогающий эффект: посредством символизации травматического опыта, визуализации и детерминации эмоций психологическое напряжение разряжается, осознается и далее постепенно интегрируется.

Так, например, арт-терапевтическая техника «Рисование дыхания» может быть представлена в модифицированном нейрокоррекционном формате и выступать как методика по развитию межполушарного взаимодействия в виде упражнения «Двуручное рисование

3 Эргодизайн - это термин, образованный из двух понятий: эргономика и дизайн. Эргономика как часть эргодизайна изучает предметы, находящиеся в непосредственном контакте с людьми в процессе их жизнедеятельности и рассматривает пути взаимодействия с ними для максимального комфорта использования их человеком. Дизайн же помогает придать «форму» идеям эргономики - создать среду, в которой приятно и удобно работать.

эмоционального дыхания», когда ребёнок рисует одновременно двумя руками ритмы дыхания в соответствии с разными эмоциональными переживаниями.

Рис. 5. Двуручное рисование дыхания (процесс и результат)

Достаточно интересной и ресурсной является арт-терапевтическая работа с границами, пространством тела и эмоциями по мотивам методики «Волшебная страна чувств» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой), но в полномасштабном исполнении, когда ребенок обводит себя на листе ватмана в полный рост, а потом «заселяет» тело разными эмоциями, раскрашивая части тела в подобранные для эмоций цвета - создает свой «эмоциональный автопортрет». Как известно, первый уровень освоения пространственных отношений - это знакомство с частями, сторонами своего тела, поэтому, данный формат исполнения методики помимо выраженного арт-терапевтического имеет и вполне нейрокоррекционный потенциал.

Рис. 6. «Эмоциональные автопортреты».

В классические «полосы препятствий» с моторными программами могут быть включена эмоциональная проработка: «назови эмоцию», «покажи эмоцию», «назови фразой до 5 слов ситуацию, где эта эмоция была» и пр. Это очень актуально для детей со слабостью эмоционального интеллекта, преобладанием полярных эмоций, сниженными адаптационными способностями.

Особый коррекционный потенциал имеет совместная художественная деятельность с ребёнком, когда рисунок выполняется не по образу подобия (т.е. копирования картинки), а по образу действия - ребёнок повторяет графомоторные программы за психологом (штрихи,

линии и формы), получая целостные образы. Далее сюжетная линия выстраивается уже исходя из запроса, интересов и психологических потребностей ребенка. В данном упражнении обычно прорабатываются графические движения исходя из их общей логики развития в онтогенезе.

Стоит отметить, что помимо коррекционного потенциала рисуночные методики и упражнения обладают и огромным психодиагностическим потенциалом. По рисунку можно оценить уровень психического развития ребенка (в становлении детского рисунка описаны определенные стадии, которые в норме в определенные возрастные периоды сменяют друг друга), его основные личностные характеристики и особенности актуального состояния (в методической литературе подробно описаны проективные признаки тревожности, агрессивности, депрессии). Эти данные вкупе с нейропсихологическим статусом ребёнка позволят нейропсихологу более объемно видеть картину дефекта и кратчайшие пути его коррекции. Арт-терапевтическая нейрокоррекция тем более актуальна, что сейчас растет поколение «нерисующих» дошколят - с раннего возраста гаджеты включается многими родителями в жизнедеятельность детей и вытесняют рисуночную, конструктивную, читательскую и иные истинно развивающие виды деятельности. Дополнительно стоит отметить, что именно включение арт-терапевтического звена может стать ключиком к работе с подростками, которые в своем большинстве достаточно негативно воспринимают классическую нейрокоррекцию.

Таким образом, арт-терапевтический нейрокоррекционный подход может стать именно тем универсальным комплексным методом помощи, который способен прорабатывать функциональные дефициты не только на моторном и когнитивном уровнях, но и затрагивать спектр эмоций, использовать творческий ресурс ребенка для преодоления имеющихся поведенческих сложностей, неуспешности в учебе, проблем социализации и коммуникации.

\

Рис. 7. Совместное рисование

Литература

1. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Секачев В.Ю., 2017 r.

2. Адашинская Г. А., Горячева Т.Г. Использование методики «Волшебная страна чувств» в детской соматической клинике // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. Владос, 2010.

4. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Генезис, 2010.

5. Иванов М.В., Макушкин Е.В., Шарлай И.А., Клюшник Т.П., Козловская Г.В. Скрининг риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста (данные по 9 регионам России в 2017—2019 гг.). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(11):79-86.

6. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999.

7. Копытин А.И. Диагностика в арттерапии. СПб., 2002.

8. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. Питер, 2020.

9. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. Учебное пособие. Москва, 2021.

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. Генезис, 2017 г.

11. Семья и дети в России. 2021: - М.: «Перо», 2022. - 120 с.

12. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера. СПб.: Речь, 2007

13. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/3-17(1).xlsx

14. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/xBhIvpgE/8-23.xlsx

15. https://ovz.edu.gov.rU/uploads/documents/4/informatsionnye_spravki/2020.pdf

16. Fider E., Fider B. The expressive arts therapies: art, music as a therapy. N-Y,1981.

17. Landgarten H.B., Libbers D. Adult Art Psychotherapy: issues and application/ N-Y., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.