Научная статья на тему 'Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально- педагогической деятельности в системе профессионального образования'

Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально- педагогической деятельности в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1666
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старикова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально- педагогической деятельности в системе профессионального образования»

УДК 378.01

С. В. Старикова

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальной задачей профессионального образования в настоящее время становится подготовка специалистов, способных профессионально содействовать реализации государственно-общественного подхода к развитию образовательного пространства и интеграции социальных институтов в решении приоритетных социально-экономических задач. Одним из подходов, заслуживающих специального внимания в контексте изложенной проблемы, является подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности средствами арт-технологий. Их потенциал, традиционно связываемый с повышением креативности личности, усилением ее адаптивных свойств, мобильности - все это востребовано демократическим обществом.

Актуальность вопросов духовно-нравственного порядка заставляет обратить внимание на снижение роли искусства в жизни современного человека. Однако, оно всегда оказывало существенное влияние на саморазвитие, самосовершенствование, самообразование личности и способствовало широте творческого мышления.

Помочь решению соответствующих социально-педагогических проблем способны инновационные технологии, включенные в образовательный процесс подготовки социальных педагогов. Арт-технологии выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим новое качество в формировании профессиональной компетентности этих специалистов. Особый социально-педагогический потенциал связывается с возможностями повышения креативности, социальной мобильности личности, коммуникативной культуры, готовности к проектированию социально-педагогических ситуаций, мотивации к ее самореализации в профессиональной деятельности и социальном творчестве, формированию активной жизненной позиции способствую.т средства арт-технологий.

Объективная востребованность социального педагога как специалиста, содействующего реализации государственно-общественного подхода к развитию образования, продуктивному социальному партнерству, реализации полисубъектных интегрированных моделей социально-педагогической деятельности предъявляет сегодня новые требования к системе его профессионального образования. Формирование нового поколения

специалистов педагогического профиля означает, прежде всего, создание условий для развития у них качественно нового уровня профессиональной компетентности.

В ряду сущностных характеристик профессиональной компетентности социального педагога требуется значительное усиление компонентов, связанных с адаптационными, образовательными способностями личности, ее креативностью, инициативностью, способностью к проектированию и реализации эффективных социально-педагогических моделей, на базе гхрофессионалдь-ного владения средсьвами арт-технологий.

Общие положения о профессиональной компетентности социальных педагогов обоснованы в работах В. А. Сластенина [20, с. 50—56], И. Ф. Исаева,

A. И. Мищенко, которые видят компетентность специалиста в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению соответствующей деятельности, характеризующей его профессионализм.

Профессиональная компетентность педагогов, согласно определению

B. А. Сластенина, рассматривается как совокупность качеств личности, обеспечивающих ей успешное выполнение профессионально-педагогических функций в процессе социально-педагогической деятельности. В работах В. Г. Бочаровой по данной проблеме [4] подчеркивается значимость таких компонентов профессиональной компетентности социальных педагогов как: правильное восприятие ситуации; готовность к установлению взаимоотношений; рефлексия случая: реконструкция текущего процесса с последующим утверждением в правильности сделанного или несделанного. Она выделяет такие уровни обучения специалистов как: когнитивный (сообщение знаний и их рациональное обсуждение); прагматический (тренировка методов работы, поведенческий тренинг); эмоциональный (самопознание, рефлексия личного опыта) и делает акцент на множестве выполняемых социальным педагогом ролей (посредника, адвоката, помощника, психотерапевта, наставника, конфликтолога, аниматора, эксперта, общественного деятеля), обусловливают специфику требований к его профессиональной компетентности.

На основе анализа современных исследований необходимо отметить пси-холого-педагогические и социально-педагогические предпосылки применения арт-технологий в процессе подготовки социальных педагогов.

Необходимо отметить, что процесс становления и развития арт-педаго-гики (как здоровье сберегающая технология) с момента зарождения в начале XX в. идей использования исцеляющих и диагностических возможностей изобразительного творчества в психолого-педагогической практике для изучения внутреннего состояния личности и влияния на ее развитие (К. Ричи «Дети-художники» (США), Ж. Рум «Графический язык ребенка» (Франция), К. Лампрехт и Ф. Флейдер «Рождение образа» (Германия)), рассмотрения прогрессивной педагогикой Европы и Америки середины XX в. (Г. Ридом, Д. Дьюи и др.) изобразительного творчества в качестве важного инструмента

в формировании здоровой, гармоничной личности до современной теории и практики арт-терапии и арт-педагогики.

Исследования в данном контексте позволило раскрыть тенденции их развития: 1) эволюция содержания арт-технологий от визуальных искусств в начале XX в. (англоязычный оригинал «art» обозначает прежде всего визуальное искусство: «artistic performance» - художественное исполнение; «graphic art» - графика; «classical art» - классическое искусство; «impressionism art»

— импрессионизм; <<primitive art» - примитивизм; «mechanical arts» — ремесло, а также «art school» - художественное училище; «artistic education» - художественное образование) до мультимодального содержания арт-технологий, базирующихся на интеграций различных видов художественно-творческой деятельности; 2) расширения функций арт-технологий от диагностических и психотерапевтических до развивающих воспитывающих, компенсаторных, реабилитационных, образовательных в контексте оформления арт-педагогики в самостоятельную область педагогической практики начиная с зарубежного опыта 30-40-х гг. XX в.; 3) расширения социальных сфер и возрастных границ применения арт-технологий от детей дошкольного и младшего школьного возраста до практикуемой за рубежом подготовки студентов к проведению арт-занятий на базе педагогических учебных заведений с 60-70 гг. XX в. В данном контексте «арт-технология» рассматривается как совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели.

Отметим, что обоснование социально-педагогического потенциала арт-технологий опирается на психоаналитическую традицию рассмотрения арт-терапии («терапии искусством» по А. Хиллу, 1938 г.) [8, с. 10-11] в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга [26] как метода освобождения посредством художественного (изобразительного) творчества от скрытых переживаний; его расширенного толкования в контексте гармонических моделей развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу) [9, с. 7], теории американских ученых М. Наумбург и Э. Крамер [10, с. 139-140] доказавших, что творческий акт создания художественного продукта связан с изменением внутреннего опыта личности и ведет к сублимации, интеграции, синтезу.

В дальнейшем получили свое развитие положения арт-психологии и арт-педагогики о том, что потенциал арт-технологий обусловлен самой сущностью искусства; обращение к спонтанному творчеству позволяет отреагировать инстинктивные импульсы, что является спецификой художественной сублимации; в форме образов и символов выражаются первичные мысли и переживания, все виды подсознательных процессов, страхи, конфликты, воспоминания, мечты, фантазии; художественное творчество снижает защиту, осуществляющуюся при вербальном контакте, и повышает адекватность самооценки и оценки социальных ситуаций, адаптационные возможности личности, делает ее более сбалансированной (3. Фрейд, К. Юнг);

человек является потенциальным творцом-созидателем, поведение личности определяют изначально существующие в ней духовные потребности; активная творческая деятельность высвобождает творческие силы и активизирует творческие возможности, что способствует успешной самореализации и стимулирует процесс личностного совершенствования (А. Маслоу, К. Роджерс).

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в работах отечественных специалистов в области психологии, арт-педагогики и арт-терапи, таких как: Л. А. Аметовой, Е. И. Бурно, Г. В. Бурковского, Н. Жвитиашвили, Р. Б. Хай-кина, С. В. Шушарджана, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, О. Платоновой, утверждающих, что арт-технологии, базируясь на интернациональном языке искусства, способны сыграть роль катализатора социальных процессов, способствовать разрешению кросс-культурных конфликтов, провоцировать появление инновационных междисциплинарных проектов, должны быть системно интегрированы в учебный процесс как в виде основного, так и в качестве вспомогательного метода.

Реализация арт-технологий в системе профессиональной подготовки педагогов и непосредственно социальных педагогов осуществляется в различных вузах: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт - Петербурге (программы как «Арт-терапия в художественном музее» и «Арт-терапия в образовании, психологическом консультировании и культуре», «Детское творчество и арт-терапия в музее»); Алтайская государственная академия культуры и искусств (программы «Методология и методика социально-культурных технологий» и «Педагогические технологии»); Московский государственный университет культуры и искусств (программы «Психология рекламной деятельности», «Поэтическое народное творчество», «Теория и история народного художественного творчества» и др.); а также кафедра социальной педагогики Волгоградского государственного педагогического университета; кафедра дошкольной и социальной педагогики Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской; кафедра педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета; кафедра дополнительного образования Московского государственного педагогического университета и др.

Проведенный анализ показал, что наиболее востребующими потенциал арт-технологий, арт-педагогики являются программы, реализуемые кафедрами социально-культурной деятельности университетов по таким направлениям как 071400 «Социально-культурная деятельность»; 540701 «Музейная педагогика»; 071301 «Народное художественное творчество»; 032401 «Реклама»; 030700 «Музыкальное образование» и др. В 2002 г. курс «Арт-терапия в музее» введен в качестве учебной дисциплины в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, по профилю 540701 - «Музейная педагогика».

Необходимо отметить, что в целом потенциал арт-технологий в подготовке студентов по специальности 031300 «Социальная педагогика» остается мало востребованным. Вместе с тем, с учетом современного продуктивного опыта названных образовательных учреждений, применение арт-технологий в профессиональном образовании в рамках специальности «Социальная педагогика» вполне реальная перспектива развития системы профессионального образования, отвечающая насущным требованиям времени.

Особенность специфики реализации арт-технологий при подготовке студентов к социально-педагогической деятельности учитывалась при разработке данной модели. Она заключается: а) во взаимообусловленности их двухплановой интерпретации: как самоценного средства развития профессиональной компетентности будущих специалистов и как метода профессиональной деятельности, осваиваемого для применения в социально-педагоги ческой практике; б) в диалектике интровертности, индивидуальности, интимности как особенностей художественного творчества и социальной мобильности, экстравертно сти, коммуникативности, лидерских качеств личности, востребованных спецификой профессиональной деятельности социального педагога; в) профессиональной ориентации содержания реализуемых арт-технологий, выражающейся в художественной интерпретации социально-педагогических ситуаций, отреагировании в художественных образах профессиональноценностных установок, проектировании моделей социально-педагогической деятельности.

Разработанная модель предусматривает развитие профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий в процессе профессионального образования с опорой на системный, субъектный, средовой, проективный, мультимодальный подходы, совокупность которых предполагает:

- системную интеграцию арт-технологий в образовательный процесс на всех ступенях подготовки студентов к социально-педагогической деятельности (в виде спецкурсов, практикумов, мастер-классов, проектов) и в различные формы обучения (от комплексных занятий до семинаров и производственной практики);

- обеспечение реализации студентами субъектной позиции в процессе профессионального образования, динамики их самореализации в профессионально ориентированном художественном творчестве от созерцания объектов искусства до инициативно-созидательной художественно-творческой деятельности за счет повышения вариативности образовательного процесса, его дифференциации, формирования мобильных пространств социального творчества с учетом индивидуальных возможностей и интересов будущих специалистов;

- реализацию профессионального образования как открытой динамичной социально-педагогической системы, расширяющей у студентов опыт сотруд-

ничества с различными институтами социума, опыт позитивного общения, спектр осваиваемых социальных ролей и ориентирующей их на социальное партнерство, диалоговые методы, межведомственное взаимодействие в профессиональной деятельности;

- мультимодальность содержания арт-занятий на основе интеграции разных типов арт-технологий, классифицируемых как по видам и жанрам искусства, средствам художественного творчества, так и по целе-результи-рующему компоненту профессиональной подготовки социальных педагогов (мотивирующие, информационно-проективные, коммуникативные, самоак-туализирующие арт-технологии);

- проектирование индивидуальной траектории профессиональной самореализации будущих специалистов, обучение их моделированию социальнопедагогических ситуаций в соответствии с современными функциями социального педагога, потребностями социума, актуальными проблемами и спецификой социокультурного развития макро- и микро- социально-образовательного пространства.

Базовый инвариант модели развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами арт-технологий включает формирование у них представлений об арт-педагогике и арт-терапии, потенциале художественно-творческих технологий как образовательных, адапто-генных, профилактических, коррекционных, социально-терапевтических, развивающих, диагностических средств; ознакомление со сферами применения арт-технологий; обучение научно-технологическим основам применения арт-технологий в социально-педагогической работе, формирование умений и навыков реализации арт-технологий в условиях разных социальных институтов с разными возрастными группами; а также развитие у студентов мотивации и навыков формирования индивидуального пространства самореализации в профессиональной деятельности.

Базовый инвариант профессиональной подготовки будущих социальных педагогов средствами арт-технологий предполагает включение студентов в профессионально-ориентированную художественно-творческую деятельность, способствующую развитию у них духовно-нравственного опыта сопричастности с различными видами искусства во взаимосвязи когнитивно-интеллектуального, коммуникативного, эмоционально-мотивационного, процессуально-операционного компонентов личности, потребности в реализации личного арт-опыта в социально-педагогической деятельности. Модель соответственно структурирована по четырем содержательным модулям, каждый из которых наряду с теоретическими и методическими научнопедагогическими знаниями в области арт-педагогики содержит технологический компонент, реализуемый в виде практических арт-занятий.

Для практической апробации разработано и апробировано вариативное содержание процесса подготовки студентов к социально-педагогической

деятельности средствами арт-технологий, представленное в виде комплекса вариативных авторских спецкурсов по специальности 031300 «Социальная педагогика». В их числе следующие. Спецкурс «От художественного творчества — к социальному: искусство самоопределения» (для 2 курса), содействующий ценностно-профессиональному самоопределению студентов, расширяющий их профессионально значимый социокультурный опыт, мотивирующий к самореализации в социально-педагогической деятельности. Спецкурс «Творчество и самовыражение: арт-технологии в социально-педагогической деятельности» (для 3 курса), направленный на ознакомление студентов с основными видами арт-технологий и их значением в решении поставленных педагогических задач, подходами к выбору арт-технологий с учетом возрастных особенностей и личностных качеств учащихся и применению их в образовательном процессе для решения коррекционных, воспитательных, эстетических задач. Спецкурс «Социально-педагогическое проектирование в процессе художественного творчества: арт-технологии» (для 4 курса) содействующий выявлению и развитию индивидуальных творческих возможностей студентов, их творческой самореализации в дальнейшей социально -пед агогиче ской деятельности.

Кроме того, разработаны и апробированы вариативные спецкурсы-практикумы для подготовки студентов к педагогической практике и ее методическое обеспечение: {летняя практика 2-3 курсы, практика в общеобразовательной школе 3—4 курс, комплексная практика 4 курс). В их числе: «Работа с изобразительными материалами», «Творческое самовыражение и образ», «Рисуем вместе», «Кукла как образ собственного «Я»», «Репрезентация и самовыражение в движении», «Направленная коммуникация - работа в паре», «Эмоции и самовыражение».

В ходе исследования апробированы когнитивно-информационный, коммуникативный, эмоционально-мотивационный и процессуально-деятельностный технологические модули процесса профессионального образования средствами арт-технологий. Каждый модуль представляет собой комплекс арт-технологий, системная реализация которых на разных этапах обучения и интеграция в различные формы образовательной деятельности обеспечивает позитивную динамику становления соответствующих компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста:

— когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих социальных педагогов (арт-технологии «Я строю дом», «Мое будущее», «Куклы», «Волшебное окно», «Педагогический пейзаж», «Рисуем настроение», «Дом моей мечты» и др.), что выражается в возрастании у студентов интереса к профессии, готовности к проектированию ситуаций профессиональной деятельности; усилении креативного компонента профессиональной культуры; расширении знаний о предметной стороне профессиональной

деятельности и междисциплинарных; формировании навыков самоанализа и самообразования;

— коммуникативного компонента профессиональной компетентности будущих социальных педагогов, (арт-технологии «Играем в театр», «Коллаж», «Рисунок по кругу», «Бабушкин сундук», «Букет, нарисованный пальцами», «Цветные желания», «Портрет друга» и др.), что выражается в повышении коммуникативной культуры, представлений о нормах и правилах позитивного общения, преодоления конфликтных ситуаций; формировании потребности в гармонизации взаимоотношений с людьми разных возрастных групп; готовности к диалогу; развитии навыков межкультурной коммуникации;

— мотивационного компонента профессиональной компетентности будущих социальных педагогов (арт-технологии «Создай портрет любимой буквы», «Маска любимого героя», «Монотипия», «Играем в песочнице», «Нарисуй свое имя» и др.), что выражается в повышении стремления студентов к профессиональной деятельности, саморазвитию, готовности к социальному самоопределению, потребности в самореализации в профессиональной социально значимой деятельности, изменении рейтинга ценностей и интересов в пользу социального и профессионального роста, образования, реализации духовнонравственных идеалов, гражданской позиции в социальной практике;

— эмпирического компонента профессиональной компетентности будущих социальных педагогов (арт-технологии «Любимые сказки», «Я и моя профессия», «Мои планы в профессии», «Мои мечты», «Любимый образ», «Я в будущем»), что выражается в расширении опыта самореализации в профессиональной деятельности и ролевого взаимодействия, практического решения и эмоционального переживания социально-педагогических ситуаций, проектирования профессиональной деятельности и прогнозирования ее результатов; а также в расширении опыта применения арт-технологий в социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и подростков.

Установлено, что в результате реализации арт-технологий существенно расширяется социальный опыт студентов, имеющий принципиально важное значение для профессиональной социально-педагогической деятельности. По итогам самоанализа студенты — участники арт-занятий отметили высокую значимость полученного опыта самореализации в творческой деятельности: 87% - для развития творческого отношения к профессиональной деятельности; 82%-для формирования навыков профессиональной работы с людьми разного возраста; 58% - для обеспечения позитивного общения как в профессиональной сфере, так и с друзьями; 55% - для развития навыков саморегуляции, самоанализа, самооценки, саморазвития; 45 % - для расширения представлений о содержании профессиональной социально-педагогической деятельности и ее проектирования- Подавляющее большинство респондентов (96%) отметили значимость арт-занятий для их личностного

развития, самореализации как в профессиональной деятельности, так и в освоении различных социальных ролей, в целом для социальной успешности (рис. 1).

Позитивные результаты реализации в практике модели развития профессиональной компетентности будущих социальных, педагогов подтверждены результатами производственной практики студентов в образовательных учреждениях. Важными являются следующие показатели: 92% студентов, освоивших один из авторских спецкурсов диссертанта в области арт-педа-гогики. выразили желание применить арт-технологии в профессиональной деятельности; по итогам производственной практики 87% студентов заявили об успешном применении арт-технологий в собственной социально-педагогической деятельности; 67% педагогов-руководителей студенческой практики на базе образовательных учреждений отметили арт-технологии как один из видов технологий, которым наиболее успешно владеют студенты-практиканты, и который содействует успешному решению учебно-воспитательных задач, развитию личности школьников.

Рис. 1. Социальный опыт студентов в процессе профессиональной подготовки, %

Обозначения:

] - Самореализация, 2 - Творчество, 3 - Профнавыки,

4 - Общение 5 - Самоанализ, 6 — Арт-занятия

Принципиально важно, что наряду с этим в характеристиках деятельности студентов по итогам практики педагогами образовательных учреждений отмечается их творческое отношение к социально-педагогической деятельности (в 89% случаев) и умение организовать творческую деятельность детей (в 85% случаев); коммуникативная культура (в 87% случаев), при этом умения позитивного общения с детьми, родителями учеников и

Рис. 2. Социальный опыт студентов но итогам практики, %

Систематически проводимая педагогическая диагностика и результаты самоанализа студентами собственной профессиональной компетентности позволили выявить динамику развития названных компонентов профессиональной компетентности: от получения студентами первичного опыта самореализации в профессионально ориентированной художественно-творческой деятельности - к стремлению применить арт-технологии для развития своих творческих возможностей и потребности в социально-профессиональном росте - к повышению интенсивности развития коммуникативного и когнитивного компонентов профессиональной компетентности - к расширению опыта реализации имеющихся знаний, умений, навыков в практике социального взаимодействия - к новому качеству мотивации к самореализации в социально-педагогической деятельности.

сотрудниками образовательного учреждения специально подчеркнуты в 57% характеристик; эстетическую культуру и эрудицию в сфере искусства (в 62% случаев) и активную социально-педагогическую / воспитательную позицию, ориентированную на реализацию в практике идеалов красоты, добра, приобщение детей к культурным ценностям (в 68% случаев) (рис. 2),

Самореализация Творчество Профмавыки Общение Самоанализ Арт-занятия

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. - Харьков: Фолио; М.: ACT, 2002. - 688 с.

2. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 303 с.

3. Бочарова, В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. - М.: ИПСР РАО, 2002.

4. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159 с.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства. - Мн.: Современное слово, 1998. - 480 с.

6. Галагузова, М. А, Мардахаев, Л. В. Методика и технологии работы социального педагога. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

7. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер,

2000. - 1024 с.

8. Конытнн, А. И. Практикум по арт-терапии. - СПб.: Питер, 2000, -448 с.

9. Копытин. А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

10. Копытин, А. И. Системная арт-терапия. - Спб.: Питер, 2001. - 224 с.

11. Копытин, А. И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003. -320 с. С. 139-140.

12. Копытин, А. И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. - М.: 2006. - 96 с.

13. Коджаспирова, Г. М, Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

14. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

15. Лгошер, М. Цветовой тест Лютера. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 192 с.

16. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

17. Медведева, Е. А, Левченко, И. Ю, Комисарова, Л. Н, Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия,

2001.-248 с.

18. Платонова, О. В, Жвитиашвили, Н. Ю. Арттерапия в художественном музее. - СПб.:Спец Лит, 2000.- 143 с.

19. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ИПК. — М.: Народное образование, 1998. — 255 с.

20. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. — Спб.: Речь, 2002. - 160 с.

21. Сластенин, В. А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. - 2000. - № 4. - С.50-56.

22.Топорков, В. О. К. С. Станиславский на репетиции. Воспоминания. - М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2002. - 272 с.

23. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. - Спб: Питер, 2001. - 320 с.

24. Шептенко, П. А., Воронина, Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

25. Ферс Грегг М. Тайный мир рисунка: Перевод с англ. - СПб.: Деметра, 2003. -176 с.

26. Юнг, К. Психологические типы / Под ред. В. Зелинского, С,П. Ювенита. -М.: Прогресс; Универс, 1995. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.