Шэй
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.Н. КОВЕШНИКОВА
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дизайна Госуниверситета-УНПК Е-mail: [email protected] Тел. (4862) 73 43 59
Е.А. ФЕДОРИНОВА
старший преподаватель кафедры дизайна Госуниверситета-УНПК Е-mail: [email protected] Тел. 8 (4862) 48 33 06
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ЖИВОПИСИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ
В статье представлен опыт использования элементов арт-педагогики в процессе преподавания курса живописи при профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. Показаны психолого-педагогические и методические основы данной технологии, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцируемый подход в обучении, способствующей повышению мотивации студентов, развитию их творческих способностей; позволяющей педагогу высшей школы находить новые пути творческой самореализации в профессии.
Ключевые слова: арт-педагогика, творчество, личность, развитие, индивидуальный подход в обучении.
Задачи модернизации системы образования в сегодняшней России предусматривают внедрение современных обучающих методов и технологий в процесс подготовки профессиональных кадров.
Система вузовской подготовки, как никакая другая, отличаясь академичностью и консерватизмом, не всегда успевает за потребностями общества и государства, испытывает дефицит инновационных подходов и образовательных практик. В то же время, ситуация непрерывных личностных и социокультурных изменений, в которых находятся и студенты, и преподаватели, предъявляет требования к гуманизации образовательного процесса.
Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров является как профессионально-образовательной, так и гуманитарной задачей. С одной стороны, выполняя сугубо утилитарную функцию, дизайнер формирует материально-пространственную среду индивида и социума. При этом особые требования к его подготовке в этой связи предъявляются в части усвоенных и используемых в практике способов решения дизайнерских задач. С другой стороны, социально-культурная функция дизайна предполагает интенсивное развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального, творческого компонентов личности будущих специалистов
В системе подготовки дизайнеров в техническом ВУЗе формирование и развитие творческой личности приобретает особую значимость, поскольку этого требует сама жизнь. Мы можем констатировать, что сегодняшнее студенчество дифференцируется как по уровню исходной подготовки, наличию необходимых базовых знаний, умений и навыков
(далее ЗУН) будущего дизайнера, так и по ряду индивидуальных и социально-психологических характеристик.
Использование приемов арт-педагогики в процессе преподавания курса живописи позволяет в данных условиях осуществлять индивидуальнодифференцированный подход в обучении студентов-дизайнеров. Что и определяет актуальность заявленной темы.
Под арт-педагогикой мы понимаем формы, методы и средства искусства, позволяющие в процессе обучения создавать условия для развития личности, выражения внутреннего мира, развития творческих способностей.
Опыт преподавательской деятельности позволяет условно выделить среди студентов-дизайнеров две «полярные» группы:
1. Студенты с высоким уровнем художественных навыков, стремящиеся к творческому самовыражению и самореализации.
2. Студенты с недостаточно высокими художественными навыками, которые необходимо совершенствовать в процессе обучения в ВУЗе.
В то же время нужно одновременно развивать способности видеть задачу с разных точек зрения, мыслить «по-дизайнерски».
Для первой группы студентов использование приемов арт-педагогики позволяет лучше понимать и чувствовать личностные мотивы, интересы, склонности и формирует умение адекватно их преломлять, учитывать в процессе создания дизайнерских проектов.
Студент, владеющий навыками самовыражения,
© Е.Н. Ковешникова, Е.А. Федоринова
^£2^ЕДАГОГЖАИПСИХОЛОГ1Я^£2^^
достаточно хорошо осознает, насколько его личные интересы, предпочтения будут созвучны идее творческого замысла, задаче, которая ставится перед ним как перед дизайнером.
Приемы и методы арт-педагогики позволяют развивать у студентов с высокими художественными способностями и навыками такие составляющие творческих способностей, как оригинальность (выход за рамки очевидно предполагаемых, известных подходов и решений) и разработанность (точность, детализированность составленного проекта, соответствие его «местности», учет всех условий - от идеи до воплощения). Это более сложные по структуре и более глубокие (по сравнению с беглостью и гибкостью) составляющие творческих способностей.
Для второй группы студентов использование приемов арт-педагогики позволяет отрабатывать, оттачивать художественные навыки в достаточно разнообразных формах, что способствует поддержанию учебной мотивации на достаточно высоком уровне. И в то же время - развивать способности к творческому решению учебных задач за счет развития таких компонентов творческих способностей, как беглость (количество подходов, возможных решений) и гибкость (количество качественно разнообразных способов решения поставленной задачи).
Таким образом, использование элементов арт-педагогики в преподавании курса живописи позволяет не только обучать и обеспечивать хороший уровень учебной мотивации у студентов-дизайнеров с изначально различным уровнем подготовки, но и развивать их творческие способности в той степени, которая им доступна. Что и определяет актуальность проводимой работы.
Следует отметить, что говоря об актуальности использования методов арт-педагогики в плане личностного развития студентов, мы не затрагиваем психотерапевтический аспект воздействия. Результат творческой деятельности студентов не интерпретируется с психоаналитической или какой-либо другой теоретической позиции психологии. Это не является ни целью, ни задачей проводимой работы. В большей степени уделяется внимание самому процессу создания творческого продукта, развитию у студентов различных сторон творческого мышления и отработке в процессе этого необходимых художественно-графических навыков.
Академическая живопись - важнейшая учебная дисциплина в системе подготовки дизайнеров - специалистов. Назначение этого курса - дать профессиональные знания и навыки будущему дизайнеру, развить его творческие способности в области живописи, подготовить к самостоятельной творческой работе.
Живопись, как основа изобразительного искусства, является ведущей специальной дисциплиной во всем процессе художественного обучения дизайнеров.
Основополагающими принципами курса живописи являются: необходимость связи профессионального обучения с художественно-творческой деятельностью; единство обучения основам изобразительной грамоты и формирования профессиональных навыков; единство теории и практики. Неотъемлемой частью профессиональной подготовки дизайнеров является краткосрочные изображения в живописи, такие как: этюды, зарисовки и наброски.
Курс живописи включает практические занятия, на которых раскрываются основные закономерности восприятия цвета и его свойств, построения живописного изображения, вопросы колорита, методики работы над художественным произведением с применением различных живописных техник.
Материал курса конкретизируется и углубляется в установочных беседах непосредственно перед началом нового учебного задания и в процессе выполнения практических работ. Объяснения сопровождаются демонстрацией методических наглядных пособий, лучших студенческих работ из фондов кафедры, а также репродукциями произведений мастеров.
Разработка оптимальных и эффективных систем упражнений является актуальной задачей профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.
Основным видом изучения живописи в предлагаемом курсе является работа над краткосрочным изображением. При этом решается весь комплекс задач, связанных с изучением натуры и методов её изображения. Процесс выполнения задания включает следующие этапы: а) разработка фор-эскизов постановки в карандаше и цвете; б) выполнение этюда в цвете; в) работа над подготовительным рисунком и цветовым решением образа данной натурной постановки.
Актуальность обучения студентов-дизайне-ров краткосрочным изображениям определяется спецификой их будущей профессиональной деятельности.
Систематические занятия набросками, зарисовками и этюдами развивают профессиональную наблюдательность, способствуют целостному восприятию предметов, приобретению изобразительных навыков, активизируют мыслительные процессы и художественно-творческую деятельность.
Наряду с приобретением профессиональной грамоты будущему дизайнеру необходимо овладеть приёмами быстрого и уверенного изображения на-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
туры. Такими видами живописного изображения натуры являются быстрые, лаконичные этюды и наброски, в самых общих чертах характеризующие цвет и форму предметов. Задача быстрых этюдов, набросков - лаконично и выразительно передавать характерные особенности изображаемого предмета, создавать общий живописный его образ.
Живописный набросок выполняется непосредственно кистью без предварительного рисунка карандашом. Основной живописный материал для такой работы - акварель. Она обладает большими выразительными возможностями, удобна и оперативна, позволяет использовать разнообразные технические приёмы и методы выполнения наброска.
Методической особенностью разработанного курса, позволяющей решить задачу развития творческих способностей студентов, является включение в занятия приемов и методов арт-педагогики. Задачи и функции арт-педагогики отличаются от традиционных программ художественного образования тем, что не имеют конечной цели научения индивида. Методы и приемы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самопознания и самовыражения; позволяют использовать дополнительные способы коммуникации, открывают новые возможности коллективного творчества, развивают воображение и творческое мышление.
Основными принципами арт-педагогики, реализуемыми в данной программе, являются:
- принцип самовыражения и спонтанности, который предполагает авторам свободу во время выполнения творческих заданий.
- принцип уникальности предполагает отсутствие заданного образца в предлагаемых творческих заданиях. Любой результат - это продукт индивидуального и коллективного опыта, обладает самоценностью независимо от содержания, формы и эстетических стандартов.
- принцип сотворчества реализуется в совместной творческой деятельности и работает на самореализацию личности в результате работы коллектива, команды, обеспечивая достижение как индивидуальных, так и групповых целей.
Таким образом, развитие и модернизация высшего образования в современных социальноэкономических условиях приобретают все большую значимость. При этом значимый акцент делается на инновационную деятельность в условиях вариативности образовательных систем, овладение современными технологиями и разнообразными образовательно-воспитательными стратегиями.
Основная тенденция изменений проявляется в направленности на гуманистические ценности, развитие общей и коммуникативной культуры, личностный рост и актуализацию каждого участника образовательного процесса. Представленный в данной статье опыт использования арт-педагогических технологий в системе высшего образования, на наш взгляд, отвечает современным требованиям. Эффективность представленной технологии подтверждается заинтересованностью студентов в изучении предлагаемого материала и освоении соответствующих умений и навыков; в качестве и индивидуальности их творческих работ и проектов, представляемых на итоговых и промежуточных просмотрах. Еще одним несомненным достоинством данной технологии является личностная заинтересованность и вовлеченность преподавателя, а также возможность для его творческой самореализации.
Можно предположить, что дальнейшие научнопрактические исследования в области применения арт-педагогических технологий, интеграция их с другими педагогическими концепциями приведут к созданию такой гуманистической методологии, ко -торая бы гармонично сочетала достижения науки и опыт искусства, интеллектуальную и эмоциональную сферы человеческой деятельности.
Библиографический список
Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы. М. 2010.120с.
Виппер Б. Проблемы и развитие натюрморта. СПб., 2005. 384 с Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004. 121 с.
Живопись: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов и др. М. 2007 223 с. Иттен И. Искусство цвета. М. 2007. 96 с.
КипликД.И. Техника живописи, М. 2008. 504с.
Копытин А.И. - Теория и практика арт-терапии. СПб. 2002. 336 с.
Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Минск, 2002. 150 с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. СПб, 2010. 336 с.
^£2^EAATQriKAHnCHXaiQrM^£j^^
E.N.KOVESHNIKOVA, E.A.FEDORINOVA TEACHING OF A COURSE OF PAINTING WITH ELEMENTS OF ART PEDAGOGICS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF DESIGNERS
The summary: In article experience of use of elements of art pedagogics in the course of teaching of a course of painting is presented, at vocational training of students-designers. Psihologo-pedagogical and methodical bases of the given technology are shown, allowing to carry out the individually-differentiated approach in the training, motivation of students promoting increase, development of their creative abilities; the higher school allowing the teacher to find new ways of creative self-realization to trades.
Key words: art pedagogics, creativity, the person, development, an individual approach in training.