К 1150-летию Моравской Миссии свв. Кирилла и Мефодия. Миссия, христианизация и социальная трансформация в раннее средневековье
ББК 63.3(0=Армения)4; УДК 94(395.5); 94(369.1)
А. К. Шагинян
АРМЯНСКО-АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ МИССИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ГУННСКОМ В 682-685 гг.
Нами установлено, как около 631 г. в границах Византийской Армении сформировалось Армянское автономное княжество, рубежи которого через несколько лет расширились за счет Персидской Армении. В августе 652 г. армянский князь Тэодорос Ррштуни (639/40-659) заключил договор о мире с новым гегемоном Ближнего Востока — Арабским халифатом, который успел ликвидировать Сасанидский Иран, а восточные провинции Византии оккупировать. В результате Тэодорос добился гарантий безопасности и признания государственного суверенитета Армянского княжества,
СоттеЫати / Статьи
ограниченного властью наместника халифа Му‘авийей (640-661). Ограничение это в частности сводилось к выплате ежегодной дани и получении инсигнии власти в Дамаске, куда Тэодорос направился уже в следующем, 653 году. От своего нового сюзерена он получил также управление над сопредельными княжествами Южного Кавказа — Албанией и Иберией1.
Формальное признание сюзеренитета Арабского халифата продолжалось до смерти в 680 г. Му‘авийи, занявшего халифский трон в 661 г. Дело в том, что при его преемнике Йазиде I (680-683) «...хаос охватил Тачиков, переросший в жестокие (междоусобные. — А. Ш.) войны. Тогда Хайк, Вирк и Алуанк перестали платить им подать после 30-летнего повиновения»2. Эти строки являются свидетельством автора «Хроники» — предположительно армянского архимандрита Пилона Тиракаци. Через столетие другой армянский архимандрит Левонд к ним добавит: «Возмущение их продолжалось 3 года»3.
До сих пор начало этого «возмущения» датировалось годом смерти Му‘авийи4. Однако следует датировать его в период между августом 681 г. и августом 682 г.. считая «30-летнее повиновение» с момента заключения договора в августе 652 г. В пользу этого говорит дальнейшая хронология событий. Кроме того, процитированная заметка перекликается с преданием, сохранившимся у арабо-мусульманского историка ал-Баладзури (ум. в 892 г.), в котором говорится, как Арминийа (под этим под этим административным понятием арабы объединяли Армению, Иберию и Албанию) во время междоусобных войн при Ибн аз-Зубайре (682-692 гг.) отложилась, нарушив заключенный мир5. К этому времени относится также чудом сохранившийся у другого арабо-мусульманского писателя ал-Йа‘куби (ум. в 897 г.) налоговый реестр6. В нем наличествуют все бывшие владения Сасанидов за исключением Арминийи.
Воспользовавшись ситуацией, когда арабская власть была бессильна обеспечить внешнюю безопасность христианских княжеств севера, через Дербентский проход
1 Подробнее об этом: Шагинян А. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти (сер. «Византийская библиотека. Исследования»). СПб., 2011. С. 112-117.
2 Ф^пЬ З^рш^шд^. tfшtfшUш^шqpnLp^LU // Ummt^q^pp ¿ш]пд. Z. Ь (t ^шр). иир^^ши-^ршЬши, 2005. — Пилон Тиракаци. Хроника // Armenian Classical Authors. Vol. У(74Сепй1гу).Ап1еИа5-ЬеЬапоп,2005.С. 969.
3 История халифов вардапета Гевонда / Пер. К. Патканова. СПб., 1862. С. 9-10.
4 См.: Еремян C. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки Ин-та Востоковедения АН СССР. 1939. Т. VII. С. 135-136; Тревер К. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н. э. -VII в. н. э. М.; Л. 1959. С. 249; Тер-ГевондянА. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 50; Garsoian N. The Arab Invasions and the Rise of the Bagratuni (640-884) // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Ed. by R. Hovannisian. 1. New York, 1997. P. 123.
5 <jЛл^.1 — Liber expugnationis regionum
auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 205.
6 at .jl OJ ajl OJ 9ле1 ^y(j — Ibn
Wadhih qui dicitur al-Ja‘qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 1-2. Lugduni Batavorum, 1883. Т 2. Р. 277-278.
Большого Кавказского хребта вторглись тюрко-язычные гунны-хазары. Впервые после формирования в 630 г. в восточноевропейских и северокавказских владениях ЗападноТюркского каганата самостоятельного Хазарского каганата они перевалили через Кавказ еще в 661 г.
В статье «Сарматия Азиатская» полной редакции «Армянской географии», приписываемой обычно авторитетному ученому Анании Ширакаци (ок. 612-685), о гуннах сказано следующее: «К северу от него (Дербента. — А. Ш.) расположено царство (великое княжество. — А. Ш.) Гуннское, которое омывается (Каспийским. — А. Ш.) морем. На нем же, у (северного) подножья Кавказа расположен (столичный. — А. Ш.) град гуннов Варачан...». Далее сведения статьи прямо указывают на факт признания царем (великим князем) гуннским сюзеренитета хазарского кагана7.
На 28-м году правления албанского князя Джуаншера (636/7-681), «в день зимнего солнцестояния», что соответствует 21 или 22 декабря 664 г., в Албанию вторглись гунны, и на этот раз без хазар. Эту дату мы обнаруживаем у анонимного автора, сочинению которого с условным названием «История 684 г.» нашлось место в «Истории страны Алуанк», приписываемой перу летописца из Албании Х в. Мовсэсу Дасхуранци8.
Нашествие гуннов заставило Джуаншера вступить с ними в переговоры, хотя, как уверяет нас неизвестный автор, инициатива шла от самого царя (великого князя) гуннов (Алп-Илитвера9). После успешных переговоров был заключен мир, по которому последний вернул Джуаншеру 120 тыс. голов овец, 7 тыс. коней и быков и не менее 1200 пленных, а также выдал за него свою дочь10.
К сожалению, летописец не сообщает об обязательствах, взятых на себя Джуаншером, и это наводит на мысль о том, что они каким-то образом не отвечали национальным интересам Албании. Ведь анонимный современник князя, посвятивший его деятельности ряд глав своего труда, не скрывает большую симпатию к нему. Думается, Джуаншер взял на себя обязательство признать Алп-Илитвера своим сюзереном; брак с гуннской княжной, как нам представляется, не что иное, как скрепление вассально-сюзеренных отношений.
Мир был нарушен гуннами только после убийства Джуаншера, который пал жертвой заговора. Автор «Истории 684 г.», посвятивший террору целую главу11 (вдобавок еще и сохранивший эпическую песню, сочиненную неким ритором12), вновь молчит; не сообщая на этот раз дату гибели князя. Зато он говорит, что убийство имело место, «когда прошли палящие знойные дни и наступил. великий праздник
7 U^fcmphmgnjg // UmmtUmq^pp Zmjng. Z. Р (Ъ qmp). UUp^frmu-L^pmUmU, 2003. — Ашхарацуйц // Armenian Classical Authors. Vol. II (5th Century). Antelias-Lebanon, 2003. С. 2150.
8 UUmUnrU. 684 pnrm^mU^ ^mmtfnrp^rU // UmmtUmq^pp Zmjng. Z. Ъ (t ^mp). UUp^L^mu-L^pmUmU, 2005. — Аноним. История 684 года // Armenian Classical Authors. Vol. V (7th Century). Antelias-Lebanon, 2005. С. 825-827.
9 Имя этого великого князя гуннского упоминается в первоисточнике в последующих главах.
10 История 684 года. С. 827.
11 См.: там же. С. 855-859.
12 См.: там же. С. 859-861.
Commentarii / Статьи
(Святого. — А. Ш.) Креста»13. Говорит также о наступлении 62 г. южного царства, т. е. хиджры (681/2 г.)14.
Поскольку 62 г. хиджры наступил 20 сентября 681 г., то речь идет о сентябре месяце 681 г., когда Албанская церковь вслед за Армянской в 15, 16, 20 и 21 числах торжественно отмечала день Воздвижения Животворящего Креста Господня (др.-арм. ^ш^Ьршд [Хачверац])15.
Новым князем был избран племянник Джуаншера — Вараз-Трдат. Сразу после этого многочисленное войско великого князя гуннов, как свидетельствует автор «Истории 684 г.», вторглось в Алуанк (Албанию)16. Из контекста явствует, что Алп-Илитвер преследовал цель отомстить за убийство своего зятя Джуаншера. Так, албанскому католикосу Елиазару (681-687), прибывшему к нему в лагерь, приходилось оправдываться, что Вараз-Трдат не убийца и не узурпатор княжеской власти, а законно избранный знатью правитель. Только после этого Алп-Илитвер согласился вернуться обратно17.
Дабы впредь не допустить подобных нашествий, Вараз-Трдат принял историческое решение отправить к Алп-Илитверу посольство во главе епископа из (албанского) гаварра (округа) Мец Колманц (Мец Куенк) по имени Исрайэл18. И неслучайно перед такой важной миссией мы застаем епископа Исрайэла в армянском граде Валаршапат на аудиенции с армянским католикосом Сахаком III Дзорапореци (677-704) и правителем Григором Мамиконеаном (662/3-685)19; предшествующая посольству глава в «Истории 684 г.» полностью посвящена этой встрече20.
Исрайэл непременно должен был свои политические и религиозные действия в стране язычников-гуннов обговорить с лидерами Армении, так как Албанская церковь пребывала под церковно-канонической юрисдикцией армянского
13 История страны Алуанк Мовсэса Каланкатуаци / Пер., пред. и комм. Ш. Смбатяна. Ереван, 1984. Кн. II. Гл. XXXIV.
14 История 684 года. С. 868. — Не придавая должного значения дате по хиджре, смерть Джуаншера одни исследователи датируют 669 г. (см., например: Еремян С. Моисей Каланкатуйский. (Приложение). С. 155; ТреверК. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. С. 249; Артамонов М. История хазар. Л., 1962. С. 186), другие — 670 г. (см., например: Новосельцев А. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 175).
15 Армянская церковь отмечает этот праздник в воскресенье, которое выпадает в промежуток между 11 и 17 сентября, а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели. В 681 г. воскресный день в этом промежутке, по нашим подсчетам, выпал на 15 число, а понедельник следующей недели — соответственно, на 16 число, пятница и суббота — на 20 и 21 числа.
16 История 684 года. С. 861-863.
17 Там же. С. 863-864.
18 Там же. С. 868-871.
19 Как напишет армянский летописец рубежа XI века Асолик, Григор Мамиконеан был назначен М(у‘)ави(й)ей правителем Армении и Иберии (см.: ишЬфшЬпи^ ЗшроЬЬдш] иип^шЬ ^шт^пър^и m^hqhpш^шU / Н2^. и. Нш^шиЬшЬд^. и^р., 1885. — Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 122).
20 См.: История 684 года. С. 866-868.
католикосата21, хотя у анонимного автора на этот счет ничего не записано. Зато далее следует глава, полностью посвященная тому, с каким трудом епископ Исрайэл добирался к гуннам в холодные зимние дни 62 г. южного царства (хиджры), т. е. зимой
681-682 гг.22 Посольство выступило в путь 18 числа армянского месяца мехекан (= 23 декабря)23 и в канун сорокадневного (Великого) поста, т. е. в воскресенье
9 февраля 682 г.24, добралось до Варачана, где Исрайэла с большими почестями принял великий князь гуннов25.
В последующих двух главах анонимный летописец подробно, в традиционном для раннехристианских преданий стиле, зачастую от первого лица множественного числа, что позволяет думать о его непосредственном участии в посольстве, рассказывает, как в результате публичных проповедей Исрайэла гунны уничтожили языческие капища и приняли таинство крещения. Алп-Илитвер решился даже провозгласить христианство единственной государственной религией в Великом княжестве Гуннском и позволил Исрайэлу при дворе установить Крест, торжественно освященный им же в день (пасхального) сочельника26, который в 682 г. приходился на 29 марта. Таким образом, в нашем распоряжении имеется точная дата победы «армянского христианства», являющегося господствующей моделью «православия» не только в Армении, но и в сопредельной Албании27, над язычеством в Великом княжестве Гуннском.
Еще одна специальная глава нашего памятника посвящена тому, как великий князь гуннов решил оставить Исрайэла у себя первосвященником, дабы учредить в Варачане патриарший престол28. Получается, Алп-Илитвер задался целью создать Гуннскую национальную церковь с автокефальным патриархатом. Видимо, он желал получить идеологическое оружие в лице христианства в борьбе за полную государственную независимость от Языческой Хазарии29.
21 Подробнее об этом: Шагинян А. Раннесредневековая Армянская церковь в контексте борьбы между халкидонитами и антихалкидонитами на Христианском Востоке // Религиоведение. № 3. 2008. С. 63-77.
22 См.: История 684 года. С. 868-871. — Ссылаясь в основном на труды позднейших армянских компиляторов, С. Еремян в специальной статье, посвященной этому посольству, датирует его зимой 684-685 гг. (см.: Еремян С. Моисей Каланкатуйский... С. 134-137).
23 62 г. хиджры (= 20 сентября 681 г. — 9 сентября 682 г.) примерно соответствует 130 г. арм. эры (= 8 июня 681 г. — 7 июня 682 г.), а 18 число его месяца мехекан — 23 декабря 681 г. Год по армянскому летоисчислению сохранился у Асолика (см.: Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика. С. 100). Дабы согласовать этот 130 год с хронологиями других компиляторов, С. Еремян предлагает просто заменить его 133 годом арм. эры (684/5 г.).
24 В 682 г. начало Великого поста, по нашим подсчетам, приходилось на 10 февраля, а пасха — на 30 марта.
25 История 684 года. С. 870. — По определению С. Еремяна, маршрут лежал через Картли (Иберию) (подробно см.: Еремян С. Моисей Каланкатуйский. С. 137-150).
26 См.: История 684 года. С. 871-888.
27 Армянская модель «православия» заключается в основном в признании решений первых трех Вселенских соборов и в непризнании постановления четвертого Вселенского собора, созванного в Халкидоне в 451 г. (подробнее см.: Шагинян А. Раннесредневековая Армянская церковь. С. 63-77).
28 См.: История 684 года. С. 888-891.
29 Подобную мысль впервые высказал еще А. Новосельцев (см.: Новосельцев А. Хазарское государство. С. 147).
СоттеЫати / Статьи
Для реализации своей цели, по рекомендации Исрайэла Алп-Илитвер обращается сначала с письмом к албанскому католикосу Eлиазарy и князю Вараз-Трдату с просьбой назначить Исрайэла первосвященником в Великом княжестве Гуннском. Затем Алп-Илитвер, как и следовало ожидать, обращается с аналогичной просьбой к армянскому католикосу Сахаку III и князю Григору. Полные тексты письменных обращений процитированы в «Истории б84 г.». Вот, к примеру, письмо Алп-Илитвера, адресованное лидерам Армении: «.. .О пришествии Спасителя рода человеческого, о Боге всевышнем <...> знали (мы. — А. Ш.) лишь немного понаслышке, со времен наших набегов в вашу страну и в Алуанк... Теперь, когда мы увидели, что у вас со всей вселенной одна вера, то и у нас в сердце пробудилась добрая зависть <.> соблаговолите исполнить нашу просьбу — отправьте к нам блюстителем того же [Исраэла]. Об этом мы просили и у Eлиазара <...> и, зная, что вы с ним единоверцы и сподвижники, просим вас обоих исполнить нашу духовную просьбу. Ведь если он будет находиться среди нас, и мы с вами будем иметь одну веру, то и набеги войск [наших] диких наро-
30
дов на вашу страну прекратятся»30.
В своем ответном письме Алп-Илитверу армянский католикос и князь заметили, что Исрайэл не может, якобы, навсегда покинуть свое пасторство в Mец Куенке. «Что... касается вашей просьбы, — пишут они, — отправить к вам епископа Исраэла, то это трудное дело, ибо не может же паства остаться без пастыря». Далее они дипломатично выходят из положения, сославшись на Eлиазара: «Теперь вот нам тяжело и трудно не исполнить просьбы вашей, но есть причины тому: он же под властью престола не нашего, но престола Алуанка. Mbi хотели бы и согласны, чтобы он всегда был с вами, но право и власть над ним имеет наш сопрестольник Eлиазар.»31 Последний, очевидно, по указанию армянской стороны передал послам гуннским, которые тут же прибыли к нему, что он считает возможным, если Исрайэл одновременно возглавит две епархии. «Он не может оставить совсем доверенную ему Богом паству и быть (исключительно. — А. Ш.) с вами, — пишет Eлиазар. — Но мы велим ему, чтобы он, по мере сил своих, приезжал к вам и возвращался.»32
Видимо, подобная практика существовала и прежде. В последней главе «Истории страны Алуанк», озаглавленной «Имена патриархов Алуанка.», мы обнаруживаем заметку о том, что еще 11-й по счету архиепископ (начало VI в.) «святой ИовЬан. патриаршим благословением стал и епископом гуннов, но в каких обстоятельствах, не знаем»33.
Переписка Алп-Илитвера с лидерами Армении говорит в пользу того, что вопросы такого уровня, как формирование новой автокефальной церковной организации, были не в компетенции католикоса и князя Албании. Видимо, поэтому известный азербайджанский академик З. Буниятов пишет только о наличии одного письма, адресованного Вараз-Трдату и Алиазару ^лиазару)34, в то время как копии переписки между Алп-Илитвером и лидерами Армении занимают целых две главы «Истории б84 г.».
30 История страны Алуанк Mовсэса Каланкатуаци. Кн. II. Гл. XLIV
31 История страны Алуанк Mовсэса Каланкатуаци. Кн. II. Гл. XLV
32 История страны Алуанк Mовсэса Каланкатуаци. Кн. II. Гл. XLV
33 История страны Алуанк Mовсэса Каланкатуаци. Кн. III. Гл. XXIV
34 Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 19б5. С. 103-104.
Как следует из ответных писем, армянский католикосат явно пытался предотвратить возможность полной конфессиональной независимости вновь учреждаемой Гуннской церкви. В противном случае он не стал бы препятствовать назначению Исрайэла епископом в Варачане на постоянной основе; назначение вместо него в албанской епархии Мец Куенк другого епископа было не самой сложной задачей. Гуннские послы остались недовольными, но были вынуждены смириться с условием. «Пусть же не медлит посетить нас [Исраэл], чтобы не рушилась у нас уже заложенная им основа веры, и мы не остались сиротами.», заявили они35, а эти заявления, как продолжает наш анонимный автор, не оставили Исрайэла равнодушным, поэтому он поспешил отправиться к гуннам36.
Миссионерская деятельность Армении и Албании, целью которой однозначно было установление политического и духовного союза с опасным северным соседом, не изменила создавшуюся испокон веков ситуацию, поскольку гунны находились в вассальной зависимости от хазар, которые в очередной раз перевалили через Большой Кавказский хребет. О нашествиях гуннов-хазар первой половины 680-х гг. исследователи высказываются по-разному: в основном, следуя академику С. Еремяну, они говорят об одном походе, датируемом 684 г., результатом которого якобы и было посольство, отправленное к Алп-Илитверу37. Причинами разногласий являются не вполне разборчивые сведения летописцев. Так, после подробных и последовательных рассказов о крещении гуннов и той переписки автор «Истории 684 г.» внезапно прекращает повествование. Левонд после заметки о возмущении армян, иберов и албанцев против арабской власти, которое продолжалось 3 года после их «30-летнего повиновения», пишет: «.на 4-й (год. — А. Ш.) покорили Армению. хазары и убили в битве князя Григора. и князей грузинского и албанского»38. Поздние армянские авторы-компиляторы датируют это нашествие хазар по-разному; к примеру, католикос Йовханнэс V Драсханакертци (898-929) — 7-м годом правления католикоса Сахака III (683/4 г.), Асолик — 134 г. армянской эры (685/6 г.)39.
До сих пор исследователи не уделяли должного внимания свидетельству (предположительно) Пилона Тиракаци; приписываемая ему «Хроника» завершается строками:
35 История страны Алуанк Мовсэса Каланкатуаци. Кн. II. Гл. XLV.
36 История 684 года. С. 894-895.
37 См.: Еремян С. Моисей Каланкатуйский. С. 129-155; Тревер К. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. С. 249-250; иЬ^р-Рш^ішЬ U. ¿ш]шишшЬр VII-IX цшрЬрпШ. ЪрЬшЬ, 1968. — Мелик-Бахшян С. Армения в VII-IX веках. Ереван, 1968. С. 91-92; Тер-ГевондянА. Армения. С. 50-51; GarsoianN. The Arab Invasions. P. 123. — О. Большаков пишет о походе 681 г. (см.: Большаков О. История халифата. Т. III. М., 1998. С. 214). Заметки о двух походах все же есть (см.: Артамонов М. История хазар. С. 186, 190; Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. С. 102, 104; Новосельцев А. Хазарское государство. С. 175-176).
38 История халифов вардапета Гевонда. С. 10.
39 Зп^шЬЬт. Чшрпц^пи^ ^рши^шЬш^Ьртдш] ^шт^пър^Ь ¿ш]пд / P^qp^ htm htftfm. Щ_. Uшpqшp]шU, pшpq. U &шUnpшqp. Ч-. ^пипъЬ]шЬ^. ЪрЬшй, 1996. — История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / С оригиналом сверил Ал. Маргарян, пер. (на ашхарабар) и прим. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 96, 97; Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика. С. 100.
Commentarii / Статьи
«На первом году его (византийского императора Юстиниана II. — А. Ш.) правления захватил северный народ под названием хазары Хайк, Вирк и Алуанк. Во время сражения были убиты правители Хайка, Вирка и Алуанка. Случилось это 10-го числа месяца сахми 134 года армянской (эры. — А. Ш.)»40. Таким образом, в нашем распоряжении — точная дата сражения и гибели правителей, которая соответствует
16 августа 685 г.
Она полностью соответствует и первому году правления Юстиниана II (685-695 и 705-711), и хронологии Левонда (/30+4=/34-й год после заключения арабо-армянского договора в августе 652 г.), и хронологии Асолика (134 г. арм. эры). Более того, у иракского историка Халифы ибн Хаййата (776/7-854) сохранилась краткая, но ценная заметка о том, что в 66 г. хиджры, который наступил 8 августа 685 г., хазарами был убит арабский эмир в ал-Маусиле41, а это в Верхней Месопотамии (очевидно, так далеко на юг добрались они!).
Итак, анализ всех имеющихся в нашем распоряжении сведений первоисточников и их компиляторов указывает на то, что в первой половине 680-х гг. имело место два похода северокавказских кочевников. Если в первый раз — в сентябре 681 г. — они проникли на территорию Албании, то во второй раз — в августе 685 г. — совершили большой поход не только на Албанию, но и на Армению и Иберию, убив местных правителей. Для более ясного освещения хода событий, первый из этих походов условно можно назвать «малым». Вполне очевидно и то, что во время большого похода больше всего пострадали Армения и Иберия. Асолик, сохранивший верную дату нашествия, сообщает только о гибели правителей двух названных княжеств. Что же касается отправленного к великому князю гуннов посольства Исрайэла, то оно могло иметь место только после малого похода 681 г. После большого похода хазар во все три страны посольство было бы уже отправлено не только от имени князя и католикоса Албании, и не только к великому князю гуннов. Так что, несостоятельными выглядят выводы и С. Еремяна, и тех исследователей, которые считают, что в этот период имело место только одно вторжение (гуннов-)хазар. Кроме того, второй поход следует датировать не 684 г., как это делают они, а августом 685 г
Причиной второго нашествия могло служить враждебное отношение большей части хазарской знати к миссионерской деятельности Армении и Албании по распространению и утверждению христианства в Великом княжестве Гуннском, которое находилось в вассальной зависимости от языческого каганата. Дело в том, что принятие монотеистической религии, как мы уже говорили, могло дать автономному княжеству возможность приобрести государственную независимость. И видимо, успел Алп-Илитвер до августа 685 г. учредить в Варачане патриарший престол во главе Исрайэла и начать борьбу за независимость под идеологическим знаменем христианства. Только этими нашими предположениями можно объяснить отсутствие в источниках упоминания о том, что и этот поход был осуществлен Алп-Илитвером и вообще гуннами; везде речь идет только о хазарах. Следовательно, это был карательный поход
40 Пилон Тиракаци. Хроника. С. 969.
41 a! \ LUi jj Aiili. — The History of Khalifah ibn Khayyat
/ Ed. by Akram Diya’ al-Umari. Nagav, 1386-1387 A. H. / 1967 A. D. Р. 260.
хазарского кагана против своего гуннского вассала и против его политических и духовных союзников в лице христианских князей Армении и Албании. Покоренные же гунны должны были вернуться к язычеству и сопровождать своего сюзерена в дальнейшем его походе в сторону стран Южного Кавказа и Армении. Таким образом, победа «армянского христианства» в Великом княжестве Гуннском 29 марта 682 г. длилась недолго — до начала августа 685 г.
Данные о статье
Работа выполнена на средства гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук МД-1664.2012.6, проект: «Раннесредневековая география стран Южного Кавказа (Закавказья) и Армянского нагорья».
Автор: Шагинян, Арсен Карапети — доктор исторических наук, профессор кафедры истории народов стран СНГ, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Заголовок: Армянско-албанская церковная миссия в Великом княжестве Гуннском в
682-685 гг.
Резюме: В статье устанавливается точная дата победы (29 марта 682 г.) «армянского христианства», являющегося господствующей моделью «православия» не только в Армении, но и в сопредельной Кавказской Албании, над язычеством в Великом княжестве Гуннском, которое пребывало под верховной властью Хазарского каганата. Устанавливается также и время (начало августа 685 г.) возвращения северокавказских гуннов к язычеству по итогам карательного похода хазар в сторону Албанского и Армянского княжеств.
Ключевые слова: Армянское княжество VII в., Раннесредневековая Армянская церковь, Кавказская Албания, Албанская церковь, Великое княжество Гуннское, Хазарский каганат
Литература, использованная в статье
Артамонов, Михаил Илларионович. История хазар. Ленинград: Издательство Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
Большаков, Олег Георгиевич. История халифата. Т. III. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 382 с.
Буниятов, ЗияМусаевич. Азербайджан в УП-К вв. Баку: Издательство АН Азербайджанской ССР, 1965. 384 с.
Еремян, Сурен Тигранович. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки Института Востоковедения АН СССР. 1939. Т. VII. С. 129-155.
Новосельцев, Анатолий Петрович. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Москва: Издательство «Наука», 1990. 263 с.
Тер-Гевондян, Арам Нагапетович. Армения и Арабский халифат. Ереван: Издательсто АН Армянской ССР, 1977. 326 с.
Тревер, Камила Васильевна. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н. э. -VII в. н. э. Москва; Ленинград: Издательство АН СССР, 1959. 392 с.
Шагинян, Арсен Карапети. Раннесредневековая Армянская церковь в контексте борьбы между халкидонитами и антихалкидонитами на Христианском Востоке // Религиоведение. № 3. 2008. С. 63-77.
СоттеЫати / Статьи
Шагинян, Арсен Карапети. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. Санкт-Петербург: «Алетейя», 2011. 512 с. (Серия «Византийская библиотека. Исследования»).
Garsoian, Nina. The Arab Invasions and the Rise of the Bagratuni (640-884) // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Ed. by Richard Hovannisian. New York: St. Martin’s Press, 1997. 372 p.
иЬі^р-Рш^2]шЬ, итЬфшЬ З^ршЬ^. ¿ш]шитшЬр VII-IX цшрЬрпШ. ЪрЬшЬ: «Ц^тр» hpшmшpш^ш_p]nLU, 1968. — Мелик-Бахшян, Степан Тигранович. Армения в VII-IX веках. Ереван: Издательство «Митк», 1968. 428 с.
Information about the article
The study was carried out on the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists — Doctors of History МД-1664.2012.6, project: «The Early Medieval Geography of the Southern Caucasus (Transcaucasia) and the Armenian Highland’s Countries».
Author: Shahinyan, Arsen Karapeti — Doctor of History, Professor, Department of history of CIS countries, Faculty of History, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia, a [email protected]
Title: The Armenian and Albanian Church Mission in the Grand Principality of Huns in 682-685
Summary: In 631 there was formed the Khazar Khanate in the South-East of Europe and Northern Caucasus, and under its suzerainty, in the territory of Daghestan — the Grand Principality of Huns with Varachan as its capital. The pagan Huns and Khazars were carried out frequent raids to the Christian principalities of Albania and Armenia, waddling through the Great Caucasus mountain range. That’s why the Prince of neighboring Albania Jewansher (636/7-681) in 664 agreed to recognize the suzerainty of the Great Prince of the Huns Alp-Ilitver and to marry his daughter. The peace was violated by the Huns after when Jewansher had fallen victim to a conspiracy in 681 and Varaz-Trdat had been elected as a new prince. Alp-Ilitver with the aim to avenge the murder of his son in-law had led a huge army. Albanian Catholicos Eliazar (681-687) had to justify himself that Varaz-Trdat is not a usurper of princely power; only then Alp-Ilitver went back to Varachan. There also had arrived in February 9, 682 an Albanian embassy headed by Bishop Israyel, which was received with great honors. His political and spiritual mission to the pagan country, this Albanian bishop had to pre-negotiate with the Armenian Catholicos Sahak
III (677-704) and the Prince Grigor Mamikonean (662-685), because the Albanian Church was under the church and canonic jurisdiction of the Armenian Catholicosate.
In the course of Israyel’s public sermons the Huns were baptized; at the Easter Eve day, which fell in 682 on March 29, was solemnly consecrated the Cross which had been installed at the princely court by Israyel. Moreover, Alp-Ilitver decided to establish a patriarchal throne in Varachan headed by Israyel to get an ideological weapon, it seems, in the face of Christianity in the struggle for full national independence from the Pagan Khazars. That’s why he appealed to the rulers and the Catholicoses of Armenia and Albania to appoint Israyel as a pontiff of Huns. But they agreed only to appoint him by a part-time to exclude, it seems, the possibility of full confessional independence of the new Church of Huns.
Political objectives pursued by the Grand Prince of Huns, have led to a punitive expedition of the Khan of Khazars in August of 685. As a result, the conquered Huns were to return to paganism and to accompany their suzerain in his future campaign against the Christian principalities of Albania and Armenia.
Keywords: the Armenian Principality of 7th Century, Early Medieval Armenian Church, Caucasian Albania, the Albanian Church, Grand Principality of the Huns, the Khazar Khaganate
References
Artamonov, Mihail Illarionovich. Istoriya hazar [History of the Khazars]. Leningrad: Gos. Ermitazha Publ., 1962. 523 p. (In Russian.)
Bol’shakov, Oleg Georgievich. Istoriya halifata [History of the Caliphate], T. III. Moscow: «Vostochnaya literatura» RAN Publ., 1998. 382 p. (In Russian.)
Buniyatov, Ziya Musaevich. Azerbaidzhan v VII—IX vv. [Azerbaijan in the 7th-9th centuries], Baku: Publ. AN Azerbaidzhanskoi SSR, 1965. 384 p.
Eremyan, Curen Tigranovich. Moisei Kalankatuiskii o posol’stve albanskogo knyazya Varaz-Trdata k hazarskomu hakanu Alp-Ilitveru [Moisei Kalankatuiskii about the embassy of the Albanian Prince Varaz-Trdat to the Khazar khagan Alp-Ilitveru], in: Zapiski Instituta Vostokovedeniya AN SSSR. 1939. T VII. Pp. 129-155. (In Russian.)
Garsoyan, Nina. The Arab Invasions and the Rise of the Bagratuni (640-884), in Hovannisian, Richard (ed.). The Armenian People from Ancient to Modern Times. New York: St. Martin’s Press, 1997. P. 131-146.
Melik-Bahshyan, Stepan Tigranovich. Armeniya v VII-IX vekah [Armenia in the 7th-9th centuries]. Erevan: «Mitk» Publ., 1968. 428 p.
Novosel’cev, Anatolii Petrovich. Hazarskoe gosudarstvo i ego rol’v istorii Vostochnoi Evropy i Kavkaza [Khazarian state and its role in the history of the Eastern Europe and the Caucasus]. Moscow: «Nauka» Publ., 1990. 263 p. (In Russian.)
Shahinyan, Arsen Karapeti. Armeniya i strany Yuzhnogo Kavkaza v usloviyah vizantiisko-iranskoi i arabskoi vlasti [Armenia and the Southern Caucasus Countries under the Byzantine-Iranian and the Arab Domination], Saint-Petersburg: «Aleteiya» Publ., 2011. 512 p. (Seriya «Vizantiiskaya biblioteka. Issledovaniya»). (In Russian.)
Shahinyan, Arsen Karapeti. Rannesrednevekovaya Armyanskaya cerkov’ v kontekste bor’by mezhdu halkidonitami i antihalkidonitami na Hristianskom Vostoke [The Early Medieval Armenian Church in the Context of the Struggle between Chalcedonians and Anti-Chalcedonians in the Christian Orient], in: Religiovedenie. 2008. Nr. 3. Pp. 63-77. (In Russian.) Ter-Gevondyan, Aram Nahapetovich. Armeniya i Arabskii halifat [Armenia and the Arab Caliphate]. Erevan: Publ. AN Armyanskoi SSR, 1977. 326 p.
Trever, Kamila Vasil’evna. Ocherki po istorii i kul ’ture Kavkazskoi Albanii. IVv. do n. e. - VII v. n. e. [Esseys of the history and culture of the Caucasus Albania in the 4th BC - 7th AD]. Moscow; Leningrad: Publ. AN SSSR, 1959. 392 p. (In Russian.)
Commentarii / Статьи