Научная статья на тему 'АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диаспора / армянская диаспора / межэтнические отношения / национальная политика / этническая идентичность / Краснодарский край / diaspora / Armenian diaspora / interethnic relations / national policy / ethnic identity / Krasnodar region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Натэлла Тенгизовна Русия

Целью работы является выделение роли и положения армянской диаспоры в системе межэтнических отношений Краснодарского края. Исследование базируется на эмпирических данных анкетирования представителей армянского этноса (N = 498), стенограмм фокус-групповых дискуссий и экспертных интервью с руководителями общественных объединений, проведенных в шести муниципальных образованиях края (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Геленджик, Белореченский район, Туапсинский район), а также на открытых материалах СМИ и Интернет-ресурсов. С учетом специфики феномена диаспоры, которая заключается в ее двойственном положении по отношению к принимающей стране и исторической родине, определены институциональные практики в работе с армянской диаспорой с позиции деятельности в Республике Армения и России. Показано место национально-культурных организаций, в мероприятия и проекты которых активно включены представители армянского этноса, в том числе в деятельность по достижению межэтнического компромисса. На примере Краснодарского края была рассмотрена структура армянской диаспоры, выделены компоненты самоощущения представителей диаспоры и охарактеризованы ключевые проблемы, с которыми сталкиваются армяне-мигранты. Определено, что армянское сообщество преодолевает свою внутреннюю неоднородность по разным основаниям, однако армянская диаспора в регионе остается важным институтом, решающим задачи содействия межэтническому и межрелигиозному диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMENIAN DIASPORA IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE KRASNODAR REGION

The purpose of the study is to highlight the role of the Armenian diaspora in the system of interethnic relations in the Krasnodar region. The study is based on empirical data from a survey of representatives of the Armenian ethnic group (N = 498), transcripts of focus group discussions, and expert interviews with leaders of public associations conducted in six municipalities of the region (Krasnodar, Novorossiysk, Sochi, Gelendzhik, Belorechensky district, Tuapse district). Open materials from the media and Internet resources were also used. Institutional practices in working with the Armenian diaspora have been identified from the perspective of activities in the Republic of Armenia and Russia, taking into account the specifics of the diaspora phenomenon, which lies in its dual position in relation to the host country and historical homeland. The place of national-cultural organizations is shown, in whose events and projects representatives of the Armenian ethnic group are actively included to achieve interethnic compromise. Using the example of the Krasnodar Territory, the structure of the Armenian diaspora was examined, the components of the self-perception of diaspora representatives were highlighted, and the key problems faced by Armenian migrants were characterized. The author determined that the Armenian community is overcoming its internal heterogeneity for various reasons, but the Armenian diaspora in the region remains an important institution that solves the problems of promoting interethnic and interreligious dialogue.

Текст научной работы на тему «АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 316.356.4

ББК 60.545.1

Р 88

DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-68-80

АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ1

(Рецензирована)

Натэлла Тенгизовна РУСИЯ

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Natarus2412@mail.ru

Аннотация. Целью работы является выделение роли и положения армянской диаспоры в системе межэтнических отношений Краснодарского края. Исследование базируется на эмпирических данных анкетирования представителей армянского этноса (N = 498), стенограмм фокус-групповых дискуссий и экспертных интервью с руководителями общественных объединений, проведенных в шести муниципальных образованиях края (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Геленджик, Белореченский район, Туапсинский район), а также на открытых материалах СМИ и Интернет-ресурсов. С учетом специфики феномена диаспоры, которая заключается в ее двойственном положении по отношению к принимающей стране и исторической родине, определены институциональные практики в работе с армянской диаспорой с позиции деятельности в Республике Армения и России. Показано место национально-культурных организаций, в мероприятия и проекты которых активно включены представители армянского этноса, в том числе в деятельность по достижению межэтнического компромисса. На примере Краснодарского края была рассмотрена структура армянской диаспоры, выделены компоненты самоощущения представителей диаспоры и охарактеризованы ключевые проблемы, с которыми сталкиваются армяне-мигранты. Определено, что армянское сообщество преодолевает свою внутреннюю неоднородность по разным основаниям, однако армянская диаспора в регионе остается важным институтом, решающим задачи содействия межэтническому и межрелигиозному диалогу.

Ключевые слова: диаспора, армянская диаспора, межэтнические отношения, национальная политика, этническая идентичность, Краснодарский край.

Для цитирования: Русия Н.Т. Армянская диаспора в системе межэтнических отношений в Краснодарском крае // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2024. Вып. 1 (334). С. 68-80. DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-68-80.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

ARMENIAN DIASPORA IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE KRASNODAR REGION

Natella T. RUSIYA

Kuban State University, Krasnodar, Russia

natarus2412@mail.ru

Abstract. The purpose of the study is to highlight the role of the Armenian diaspora in the system of interethnic relations in the Krasnodar region. The study is based on empirical data from a survey of representatives of the Armenian ethnic group (N = 498), transcripts of focus group discussions,

1 Исследование выполнено при поддержке РЦНИ (ранее РФФИ и КН РА), проект №20-51105017 «Армянская диаспора в системе межэтнических отношений в полиэтничном регионе (на примере Краснодарского края)»

and expert interviews with leaders of public associations conducted in six municipalities of the region (Krasnodar, Novorossiysk, Sochi, Gelendzhik, Belorechensky district, Tuapse district). Open materials from the media and Internet resources were also used. Institutional practices in working with the Armenian diaspora have been identified from the perspective of activities in the Republic of Armenia and Russia, taking into account the specifics of the diaspora phenomenon, which lies in its dual position in relation to the host country and historical homeland. The place of national-cultural organizations is shown, in whose events and projects representatives of the Armenian ethnic group are actively included to achieve interethnic compromise. Using the example of the Krasnodar Territory, the structure of the Armenian diaspora was examined, the components of the self-perception of diaspora representatives were highlighted, and the key problems faced by Armenian migrants were characterized. The author determined that the Armenian community is overcoming its internal heterogeneity for various reasons, but the Armenian diaspora in the region remains an important institution that solves the problems of promoting interethnic and interreligious dialogue.

Keywords: diaspora, Armenian diaspora, interethnic relations, national policy, ethnic identity, Krasnodar region.

For citation: Rusiya, N.T. Armenian Diaspora in the System of interethnic relations of the Krasnodar Region // Bulletin of Adyghe State University. Series "Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Cultural studies". 2024. Iss. 1 (334). pp. 68-80. DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-68-80.

Введение

Армянская диаспора является самой многочисленной на Юге России, обладающей высоким авторитетом в регионе. Согласно переписи населения 2020 г., на территории Краснодарского края проживает 211,132 представителя армянского народа, что составляет 3,6% от общей численности армян, проживающих в России [1]. Армянская диаспорная группа не существует автономно, она целенаправленно включена в систему разнообразных социальных связей, как с принимающим обществом, так и со страной исхода. Являясь частью мировой армянской диаспоры, армянская диаспора Краснодарского края уникальна с точки зрения социокультурного и этнического пространства, экономических и политических условий региона.

В современной отечественной и зарубежной науке армянская диаспора широко изучается как в масштабе принимающих стран, так и на региональном уровне. В исследовании социокультурных, политических и экономических характеристик армянской диаспоры применяются междисциплинарные подходы. Важными для комплексного понимания характеристик современной армянской диаспоры, проработанные в отечественном научном поле, являются сюжеты, связанные с моделями интеграциях в принимающее общество [2], компонентами этнической самоидентификации [3], форматами социальных коммуникаций мигрантов [4].

Ключевую роль в поддержании позитивной этнической идентичности, которая выражается не только в положительном отношении к своей культуре и народу, но и к представителям других этносов, играют диаспоральные организации. Современные исследования показывают, что участие мигрантов в деятельности национально-культурных автономий снижает проявление гиперэтнических установок, враждебности, межэтнической напряженности и иных негативных проявлений [5], а также способствует интеграции полиэтнических культур в целях обогащения общероссийской культуры и укреплению общероссийской гражданской идентичности [6].

Настоящее исследование выполнено в русле конструктивистского подхода (П. Бергер, Т. Лукман, В.А. Тишков [7, 8]), который позволяет рассматривать внутреннюю организационную структуру диаспоры через социально-задаваемые факторы, а представителей диаспор как обладателей сложной структуры идентичности. Методологической ценностью обладает теория социальных систем Н. Лумана,

с точки зрения которой представители этнической группы являются её средой. Они могут также выступать средой в других социальных системах (политических, экономических и др.).

Необходимым аналитическим инструментом в исследовании социальных институтов и их влияния на воспроизводство национально-культурных символов, традиций, культурных и социальных практик является неоинституциональный подход (Г. Саймон, Д. Норт [9, 10]), в рамках которого становится возможным определить место армянской диаспоры в институциональной среде рассматриваемого региона.

Важными представляются фундаментальные разработки У. Сафрана в направлении базовых черт диаспоры, которые выражаются не только в наличии коллективного представления об исторической родине и поддержания (прямо или косвенно) с ней связей, но и веру в «идеальный дом», куда они вернутся [10]. Ввиду отсутствия в научном сообществе консолидированного мнения относительно подходов к определению категории «диаспора», важным представляется обозначить интерпретацию понятия, которое мы используем в работе. В исследовании мы опираемся на дефиницию В. Дятлова, который определяет диаспору как «особый тип человеческих взаимоотношений, специфическую систему формальных и неформальных связей, жизненных стратегий и практик, основанных на общности исхода с "исторической родины" (или представлениях, исторической памяти и мифах о таком исходе), на усилиях по поддержанию образа жизни "в рассеянии" в качестве национального меньшинства в иноэтничном принимающем обществе» [11]. Наличие национального государства или этнического ядра в иностранном государстве (как для ассирийцев и езидов Ирак) является значимым отличием диаспоры от коренных национальных меньшинств (такими можно считать бесермян в Удмуртии, нагайбаков в Челябинской области или шапсугов в Краснодарском крае).

Методы исследования. Для проведения эмпирического исследования были использованы методы анкетирования представителей армянского этноса на территории Краснодарского края (498 респондентов), фокус-групповые дискуссии, проведенные в шести муниципальных образованиях края с наибольшей институ-циализированностью и представленностью армянской диаспоры (Краснодар, Новороссийск, Сочи, Геленджик, Белореченский район, Туапсинский район), экспертные интервью с руководителями общественных объединений, работающих в данном направлении, а также качественный анализ материалов СМИ (газета армян России «Еркрамас», Alphanews, Газета «Республика Армения») и открытых данных Интернет-ресурсов (официальный сайт Правительства Республики Армения, официальный сайт Союза армян России Краснодарского края, официальный сайт Панармянских игр).

Анкетирование проводилось через сеть диаспоральных сообществ на территории Краснодарского края. Выборка случайная, с квотированием по возрасту и полу. Всего опрошено 498 человек, являющихся представителями армянской национальности. Соотношение полов: мужчины — 47%, женщины — 53%. Возрастная характеристика группы: доля несовершеннолетних составила 7%, молодых людей до 23 лет — 47%, 24 — 40 лет — 20%, 41 — 55 лет — 18%, старше 56 лет — 8%. Большая часть респондентов проживает на территории края более 10 лет. Массовый опрос позволил определить субъективный уровень адаптации и интеграции представителей новой и старой армянской диаспоры, а также выявить трудности и препятствия, с которыми сталкиваются представители диаспоры в принимающем обществе.

Благодаря качественным методам исследования (фокус-группы и экспертные опросы) удалось верифицировать данные относительно этапов и факторов формирования армянской диаспоры, определить масштабы и структуру «старой» и «новой» армянской диаспоры, а также выделить этнокультурные отличия и формы этнического самосознания представителей диаспоры.

Результаты и обсуждение

Институциональные практики в работе с армянской диаспорой. Учитывая специфику феномена диаспоры, которая заключается в ее двойственном положении по отношению к принимающей стране и исторической родине, мы рассмотрели институциональные практики в работе с армянской диаспорой с позиции деятельности в Республике Армения и России.

Армения является одной из немногих постсоциалистических стран, которая принимает активные меры в отношении работы с диаспорами с 1990-х гг. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Закона об иностранных инвестициях (1994 г.) и учреждение Армянского агентства развития (1998 г.), которое занималось вопросами прямых иностранных инвестиций и взаимодействием с иностранными инвесторами, что стимулировало развитие диаспоры. Ряд поправок в закон «О гражданстве Республики Армения» с 2007 г. значительно облегчили проживание и переезд, а также обеспечили двойное гражданство, что позволило представителям диаспоры в большей степени интегрироваться в социально-политическую жизнь страны (например, за счет участия в выборах).

С 1999 г. проводятся Панармянские игры, которые объединяют спортсменов-армян всего мира, при финансовой поддержке Республики Армения. В 2023 г. в играх приняли участие спортсмены из 181 города и 41 страны, самая многочисленная делегация приехала из России [12]. Ещё одним инструментом, направленным на задачи по сохранению армянской культуры и языка за пределами Армении, является Всеармянская олимпиада по арменоведению [13].

В 2018 г. перестало существовать Министерство диаспоры в Республике Армения, которое решало задачи по развитию партнёрства Армения-Диаспора и аккумулировало политико-экономический, интеллектуальный, научно-образовательный, духовно-культурный потенциал армянства [14]. В настоящий момент главным звеном в отношениях Армения-Диаспора является Офис главного уполномоченного по делам Диаспоры Республики Армения. Первостепенная задача данного института заключается в репатриации соотечественников и их интеграции в современную действительность Армении. Также офис реализует ряд программ, направленных на развитие и сохранение национальной идентичности среди молодежи диаспоры: двухнедельная лагерная программа с погружением в культуру страны «Шаг к дому», программа, погружающая молодежь 22-35 лет в решение реальных политических и социально-экономических проблем «Молодой посол диаспоры», программа технологических стартапов «Неруж» и др. Действия главного уполномоченного диаспоры оценивают неоднозначно. В СМИ и ресурсах официальных диаспоральных организаций присутствуют многочисленные материалы с критикой деятельности Заре Синаняна [15]. Один из скандалов был связан с заявлением уполномоченного о выходе Краснодарского края из состава Союза армян России (САР), на что пресс-служба организации дала жесткий ответ: «Заре Синанян или абсолютно некомпетентен, или сознательным враньём пытается ввести общественность в заблуждение, распространяя ложь о якобы «выходе всего Краснодарского края из состава нашей организации».

Мультипликативный эффект от прямых инвестиций со стороны диаспоры, вкупе с технологическим обменом и практиками филантропии несет огромный потенциал

для развития Республики Армения на современном этапе. Однако изолированный характер действий диаспоры в разных странах и внутренняя неоднородность определяет ряд институциональных и социокультурных препятствий для эффективной политики Армении и диаспоры. Неоднородность обозначается не только в различиях «старой» и «новой» диаспоры, но и культурной и языковой разнородности восточных и западных армян, различиях в мотивации возвращения на родину, а также институциональной специфике принимающих стран [16].

Для оценки работы с диаспорами в Краснодарском крае, в частности в рамках деятельности армянских национально-культурных общественных организаций, мы будем опираться на совокупность качественных и количественных данных, полученных в ходе исследования.

Ведущим субъектом реализации работы диаспор в Краснодарском крае является общественная организация «Региональная армянская национально-культурная автономия Краснодарского края». Основным законом, регулирующим деятельность диаспоральных объединений на территории России является Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014). В отечественной экспертной и академической среде сложился неоднозначный взгляд на деятельность культурных автономий. Ряд исследователей отмечают значительные концептуальные и правовые несовершенства в деятельности НКА. Существует мнение о фасадном характере НКА, лишенных политической и финансовой самостоятельности [17] и поверхностном выполнении функций в области воспроизводства культурных ценностей [18].

Не все представители армянского этноса являются активными членами общественных этнических объединений, однако на территории Краснодарского края сохраняется высокий показатель включенности в деятельность таких организаций. Знакомы с работой армянских национально-культурных общественных организаций в крае и активно интегрируются в эту деятельность абсолютное большинство (более 78%) опрошенных, пятая часть респондентов знает о существовании таких организаций, но не включена в их проекты и мероприятия, менее 2% не знают о деятельности национально-культурных общественных организаций. В открытом вопросе о том, какие армянские национально-культурные общественные организации и центры респондентам известны, чаще всего были упомянуты «Союз армян России», «Региональная армянская национально-культурная автономия Краснодарского края», «Армянское культурно-просветительское общество "Луйс"» (г. Новороссийск), «Кубанский Союз армянской молодежи».

Значительнее всего респонденты включаются в культурно-образовательные и благотворительные проекты, а также интегрируются в сетевые форматы взаимодействия (таблица).

Для региональной системы управления преимуществом является наличие единой площадки для постоянного взаимодействия национально-культурных объединений, которой выступает Центр национальных культур. В нем сосредоточены 30 национально-культурных общественных объединений, которые участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности края. Центр регулярно реализует мероприятия, направленные на укрепление межнациональных отношений и пропаганду традиционных ценностей, в которые активно включена армянская диаспора: круглый стол по противодействию экстремизму и терроризму в День солидарности в борьбе с терроризмом; ежегодное спортивное мероприятие «Кросс Нации»; Серия мероприятий в рамках празднования дня города Краснодар «Хоровод дружбы» (литературная гостиная «Мы разные, но мы вместе!», интеллектуальная площадка «Традиции моего народа» и др.) [19].

Таблица 1

Виды общественной деятельности, в которую вовлечены представители армянской диаспоры

Вовлечен сильно Вовлечен слабо Вообще не вовлечен

Я интересуюсь армянской историей, культурой 71,08% 23,69% 5,22%

Я участвую в армянских культурных мероприятиях 65,26% 25,50% 9,24%

Я являюсь членом армянского национально-культурного объединения 55,22% 32,33% 12,45%

Я участвую в армянских благотворительных программах 54,22% 26,51% 19,28%

Я участвую в образовательных проектах 51,61% 29,72% 18,67%

Я являюсь членом армянских сетевых сообществ 46,39% 32,93% 20,68%

Я являюсь прихожанином Армянской Апостольской церкви 41,57% 32,13% 26,31%

Я участвую в спортивных мероприятиях 38,35% 38,76% 22,89%

Я являюсь членом армянского творческого коллектива 27,11% 37,75% 35,14%

Я посещаю курсы армянского языка при национально-культурном центре 22,09% 42,77% 35,14%

Я являюсь членом творческого коллектива не связанного с армянской культурой / историей 20,48% 38,76% 40,76%

Консолидацией российских армян и вовлечением их в организованную деятельность на территории Краснодарского края с 2002 г. занимается региональное отделение Союза Армян России (САР), в состав которого входит более 40 местных отделений, включенных в задачи по гармонизации межэтнических отношений и межрелигиозному диалогу, укреплению межнационального согласия и единства российской нации [20].

На Кубани региональным отделением САР ежегодно проводится олимпиада по армяноведению для учащихся 12 — 17 лет по армянской культуре, религии, истории, литературе и другим направлениям, отражающим культуру и традиции армянского народа. В олимпиаде принимают участие не только молодые люди из территорий Краснодарского края, но и участники из соседней Ростовской области [21].

Еще одной чертой, отличающей современную армянскую диаспору, является непрерывная сетевая коммуникация на территории всего региона. Армянские национально-культурные автономии имеют широкую сеть локальных представительств, в большинстве муниципальных образований Краснодарского края работают местные армянские национально-культурные автономии.

Первоочередной задачей национально-культурных объединений является решение проблем представителей диаспоры. В Краснодарском крае работа профильных организаций в этом направлении активно ведется, по данным опроса они входят в тройку лидеров, оказывающих всестороннюю поддержку мигрантам-армянам. Распределение ответов на вопрос о том, кто в большей степени помогает мигрантам справляться с проблемами, следующее: друзья, родственники (99% выборов этого ответа с возможностью отметить несколько вариантов), представители армянских национальных обществ (88%), представители армянской церкви (71%), государственные и местные органы власти (63%), местные жители, не принадлежащие к армянскому этносу (53%). В качестве главных проблем мигрантов-армян в России респонденты выделяют сложности с получением российского гражданства и поиском работы, юридические проблемы, материальные проблемы и трудности с языком.

Опрошенные нами представители армянской диаспоры высоко оценивают деятельность национально-культурных общественных объединений и национальных центров в отношении урегулирования межнациональных конфликтов. Так, 44% респондентов отметили, что конфликты улаживают в основном лидеры и активисты национальных организаций, еще примерно половина выделяют важную, но не основную роль общественным национальным объединениям, отмечая, что они могут участвовать в решении конфликтов совместно с органами власти.

В целях освещения деятельности региональной национально-культурной автономии, информирования о новостях и событиях армянства, а также истории и культуре армянского народа, с 2021 г. начала свою работу медиа-группа «Kuban Arm» (с 2022 г. зарегистрирована как электронное СМИ). Группа размещает контент для разновозрастных категорий пользователей на всех доступных площадках. Так, например, на видеохостинге YouTube у канала «KubanArm» (https://www.youtube. com/@KubanArm) более 7,6 тыс. подписчиков, что для молодого регионального сообщества является значимым результатом (для сравнения: у официального канала Союза армян России (https://www.youtube.eom/@sarinfo1) на начало 2024 года 6,28 тыс. подписчиков).

Армянская диаспора в Краснодарском крае:

структура, самоощущение, проблемы

Нас также интересовал вопрос: какие в условиях интенсификации интеграционных процессов между двумя Россией и Арменией сохраняются методы и формы межэтнического взаимодействия армянской диаспоры, а также какие условия и маркеры, отражают идентификацию армянской диаспоры в Краснодарском крае.

Среди опрошенных 43,6% отметили, что живут в населенном пункте, где армяне не являются доминирующей этнической группой, однако их на территории проживает много, 17,1% респондентов живут в населенном пункте, где большинство жителей составляют армяне, 28,5% ответили, что их место жительства многонациональное. Об активной интеграции в жизнь региона и ассимиляции армянской диаспоры говорит то, что у абсолютного большинства респондентов (79%) круг общения состоит не только из представителей армянского народа, но и других, только 14% ответили, что общаются исключительно с представителями своего народа.

Об успешном ходе адаптации в регионе свидетельствует то, что большинство респондентов не планируют переезд (66%) и высоко оценивают показатели своей жизни. Только 8% опрошенных отметили, что в последние годы стали жить хуже.

Участники опроса отмечали разные периоды, когда их близкие родственники старшего поколения переехали на Кубань, что говорит о равномерном переселении армян в регион. Менее всего респонденты выделяли период переселения родственников до революции (за исключением группы, которые более 20 лет проживают в крае) (рисунок 1).

Близкие родственники респондентов после 1985 г. (родители, бабушки и дедушки) переезжали в Краснодарский край по разным причинам: конфликта в месте проживания (100 ответов), желания быть ближе к родственникам, проживающим на Кубани (86 ответов), неблагоприятной экономической ситуации (78 ответов).

При этом респонденты выделяют некоторые особенные черты, присущие представителям диаспоры, переехавшим в разный период на территорию Краснодарского края (Рисунок 2). Во многом это определяется особенностями возрастных групп, и общими социокультурными процессами, происходящими в мире и в диаспорах (увеличение межэтнических браков, динамика религиозности в молодежных группах, распространение информационных технологий). Все варианты

взаимодействия с другими народами как конфликтные, так и дружественные, респонденты в большей степени определяют группе переселившимся в XIX — нач. XX вв. из Турции. Вероятно, в представлениях респондентов именно в этой волне переселенцев, вызванной последствиями геноцида, в большей степени выразилось отношение к другим этносам. Этой группе также приписывают большую религиозность и сокращение применения родного языка (этот процесс также присваивают недавним переселенцам). К группе диаспоры, переселившейся в 2000-е гг. относят активизм (благотворительность, участие в деятельности национально-культурных общественных объединений и участие в развитии армянских народных и художественных промыслов), а также готовность к межэтническим бракам. В фокус-группах также отмечали трансформацию отношения молодого поколения к смешанным бракам и нормализацию данного феномена в современной армянской диаспоре в условиях сохранения культурной и этнической преемственности (Просто надо им привить тот факт, что они армяне, вот и всё. Вот у меня супруга, ну она, к сожалению, не армянка, я ей говорю... (она даже сама знает, она сама говорит), что, когда родятся дети, они будут армяне. Вот она знает, что дети будут армяне, это однозначно (из фокус-группы в г. Новороссийск); Много смешанных семей, да. У нас вот дети учатся, почти половина из смешанных семей (из фокус-группы в г. Краснодар)).

100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Менее года От 1 до 5 лет От 5 до 10 лет Более 10 лет Более 20 лет Итого

■ В XIX - начале XX века, до революции

" В период существования СССР

■ В период перестройки I] распада СССР, в конце 1980-х - 1990-е гг.

■ В последние 10-20 лет

■ Сегодня проживают здесь, хотя н являются гражданами другого государства

Рисунок 1. Соотношение времени пребывания респондентов в настоящем населенном пункте и времени переезда их старших родственников в Краснодарский край

Несмотря на неоднородное по времени заселение территории Краснодарского края армянами, респонденты не склонны выделять «старую» и «новую» армянскую диаспоры: 47,4% респондентов отмечают, что диаспора едина и внутри не существует никаких социокультурных, поведенческих или иных различий. Почти треть опрошенных поддерживают позицию, что группы представители армянской диаспоры разделяются не в соответствии с временем приезда, а по признаку принадлежности к региону исхода (рисунок 3). На фокус группах эта позиция нашла подтверждение: «да, вообще они одинаковые, но это все зависит от того, в какой местности кто родился. Грузинские армяне более в грузинской культуре. Бакинские армяне более с азербайджанским... язык, это все. Еда может присутствовать (из фокус-группы в пос. Новомихайловский); в том же Краснодарском крае есть хамшенские армяне, есть армяне-черкесагаи, это местные, которые переселились в 18-м 19-м веке, у них традиции немного другие сохраняются. То есть даже свадьба, она может в одной армянской семье празднуется по одним традициям, в другой- по-другому. То есть происходит видоизменения, кто где проживал, то и пытаются сохранить (из фокус-группы в г. Краснодар).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие из нижеперечисленных суждений наиболее применены к группам армян переселившихся в тот или иной исторический период?»

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Существует ли среди армян, проживающих в крае, разделение на представителей «старой» и «новой диаспоры»?»,%

Нас также интересовал вопрос распределения социальных идентификаций в диаспоре, среди которых выделяется гражданская, этническая, семейная, региональная религиозная и др. Этническая самоидентификация стала доминирующей среди опрошенных в целом, однако среди респондентов, которые проживают на территории региона более 20 лет, самым выраженным стал гражданский компонент идентичности (40,2%) (рисунок 4). Данный процесс трансформации находит подтверждение и в фокус-группах: а сейчас естественно моя Родина Россия, потому что я уже как бы 20 хвостиком лет живу в России. Так что можно сказать тоже: часть во мне армян— 76 —

ской крови, часть русской сейчас, часть — грузинской (из фокус-группы в пос. Ново-михайловский); Но именно национальность, я же армянка. Я, когда смотрю пейзажи армянские, мелодии... это все у меня внутри происходит. Душа откликается, тянется, на слезы может пробить. Но в первую очередь, то место, где я выросла и, опять же, дедушки, бабушки здесь... Моя родина — это Россия (из фокус-группы в г. Краснодар). Региональная идентичность в большей степени отражается у респондентов, которые проживают в Краснодарском крае более 10 лет (15,5%), тогда как у респондентов, недавно переехавших, региональный компонент совсем не выражен.

Менее года От 1 до 5 лет ■ От 5 до 10 лет ■ Более 10 лет ■ Более 20 лет ■ Итого

£ OJ о ££ « Ч тг ч УО SO f 1 40,36%

0,0% 9,1% 1 0,0% jl^MМ 15,5% 9,1% ЯШ 9,04% 1Л (Т, ^ 4P К ГЧ Os ¡1 I о N SS ^ 5 Э g g " ¿1 ¡4 d| - llll г * s ■ *" $ I.Ii £ £ -P ^ i О О ГЧ ' СЧ О О Щ я _ ■ ■

4?

«Г

Рисунок 4. Распределение идентификаций представителей армянской диаспоры в зависимости от времени проживания

Участники опроса демонстрируют проявление этнической и гражданской самоидентификации в равной степени, когда речь заходит о представлении о родине (рисунок 5). Большинство опрошенных согласились с высказыванием «Армяне, проживающие в России, считают своей родиной и Россию, и Армению, не делая разницы между ними» (35,7%), однако варианты «Армянин, где бы он не жил, всегда будет считать своей родиной Армению» и «Армяне, проживающие в России, считают своей родиной Россию, хотя и помнят о своих исторических корнях в Армении» набрали также по трети респондентов. При этом снова прослеживается зависимость склонности к гражданской самоидентификации у представителей диаспор, которые дольше проживают в регионе. Так, из респондентов, живущих менее 5 лет на Кубани, только 7,8% соглашаются, что армяне считают родиной Россию, тогда как у проживающих более 10 лет, этот выбор совершают уже 28,4%.

В фокус-групповых дискуссиях и экспертных интервью были озвучены компромиссные варианты, где информанты демонстрировали гибридные формы идентичности (У меня две родины, моя духовная родина — это Армения. Моя телесная родина — это Россия. Я вырос в России. Русская культура, формально, даже мне ближе, чем армянская. Потому что я не могу так свободно говорить на родном языке, как на русском (из экспертного интервью); Мой отец всегда говорил, что наша родина — это Армения. Дедушка, бабушка на днях поехали в Армению, мой младший сын, я поеду... вот как воспитаешь, так и пойдет... Но мы здесь родились, я пошел отдал долг службе российским войскам, служил, присягу давал, то есть это вторая родина, где родился, воспитывался, формировался, пошел служить, и потом обучался в вузе и стал специалистом... Естественно не означает, если говоришь, что Россия - моя вторая родина ты ущемляешь, допустим, Армению. Это ни в коем

случае, потому что там земля, где похоронены наши дедушки, бабушки, да, вот это святыня (из фокус-группы в г. Геленджик)).

Рисунок 5. Соотношение субъективного отношения представителей армянской диаспоры о родине и длительности пребывания на территории Краснодарского края

О гибридном характере идентификации представителей диаспоры также свидетельствует отношение к проживанию «на два дома», что является достаточно частой практикой в армянском сообществе. Хотя у опрошенных не сложилось консолидированного мнения относительно данного феномена, треть респондентов подтверждает, что это распространенная практика, 45,6 % опрошенных отмечают, что это характерно для некоторых членов диаспоры. У меньшинства (22,7% опрошенных) выражена позиция, что в Краснодарском крае практически нет армян, проживающих «на два дома», люди стремятся переехать и осесть.

Заключение

В новых геополитических условиях работа с диаспорами приобретает особое значение. Важнейшей задачей в реализации внешней политики Республики Армения является сохранение культурных ценностей и формирование национального самосознания через сеть диаспор в мире. Армянская диаспора в Краснодарском крае имеет многопоколенческий опыт присутствия в регионе, представители армянского народа успешно адаптируются к жизни в регионе, включаясь во все политико-экономические и социокультурные процессы. Армянское сообщество в регионе обладает реальными практиками внутригруппового социального взаимодействия, которые отражают современные интересы и потребности диаспоры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории Краснодарского края складываются условия, которые позволяют армянскому этносу выступать в роли равноправного участника всех направлений жизнедеятельности. Для региональных властей в последние годы актуализируется задача по гармонизации межэтнических отношений и снижению конфликтности в регионе вместе с возможностями усиления гражданской солидарности, выстроенной на формах гражданской идентичности жителей региона. Исследование показало, что представители армянского этноса в Краснодарском крае активно включаются в проекты и мероприятия диаспоры, в том числе в деятельность по достижению межэтнического компромисса.

Несмотря на то, что армянское сообщество в Краснодарском крае преодолевает свою внутреннюю неоднородность (обусловленную актуализацией гибридной идентичности и демонстрацией отличных социальных практик представителями

диаспоры из разных волн миграции и регионов исхода), армянская диаспора является важным институтом, решающим задачи содействия межэтническому и межрелигиозному диалогу.

Примечания:

1. Всероссийская перепись населения 2020 года / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ vpn_popul (дата обращения: 11.02.2024).

2. Щербинина О. А. Армянская диаспора России: модели интеграции в принимающее общество // Региональные исследования. 2012. № 2 (36). С. 113-119.

3. Тучина О.Р. Исследование ценностных оснований самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Научные труды КубГТУ : электрон. политематический журнал. 2015. № 4. С. 442-450. URL: kubstu.ru

4. Снисаренко С.О., Айрапетян Э.М., Хашковский А.В. Специфика цифровых социальных коммуникаций мигрантов и диаспоры (на примере глобального армянского сообщества) // Социология и право. 2021. № 1 (51). С. 33-46.

5. Константинов В.В., Бабаева М.В. Трансформация этнической идентичности мигрантов-армян, вовлеченных и не вовлеченных в деятельность национально-культурной автономии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. : Психология и педагогика. 2020. № 1. С. 128-142.

6. Музафарова Н.И., Мухтасаров Ф.Ш. Национальная политика государства и ее влияние на формировании этнической и общероссийской гражданской идентичности // Вестник МГПУ. Сер.: Исторические науки. 2022. № 4 (48). С. 131-144.

7. Тишков В.А. Нация наций: о подходах к пониманию России. Москва: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2023.

8. Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A treatise on sociology of knowledge. Penguin Books Ltd., 1966. 208 р.

9. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва, 1997.

10. Safran W. Diasporas in Modern Societies: myths of homeland and return // Diaspora: A Journal of Transnational Studies. Springer, 1991. P. 83-84.

11. Дятлов В. Миграции, мигранты, «новые диаспоры»: фактор стабильности и конфликта в регионе. URL: https://archipelag.ru/authors/dyatlov/?library=2634 (дата обращения: 8.02.2024).

12. Официальный сайт Панармянских игр. URL: https://panarmeniangames.am/ (дата обращения: 17.12.2023).

13. Правительство выделило 10,8 млн драмов на организацию Всеармянской арменоведческой олимпиады. URL: https://www.ra.am/archives/69741/ (дата обращения: 9.02.2023).

14. Постановление Правительства Республики Армения № 705-н от 8 июня 2018 года. URL: https://www.arlis.am/documentview.aspx?docid=123383 (дата обращения: 23.01.2023).

15. «Вся суть деятельности Заре Синаняна направлена на раздробление армянской диаспоры» — вице-президент САР // Альфа-ньюз. URL: https://alphanews.am/ru/vsya-suty-deyatelynosti-verhovnogo-ko/ (дата обращения: 18.02.2024).

16. Gevorkyan A. Development through Diversity: Engaging Armenia's New and Old Diaspora // Migration Policy Source. URL: https://www.researchgate.net/publication/301627402_ Development_through_Diversity_Engaging_Armenia's_New_and_Old_Diaspora (дата обращения: 13.02.2024).

17. Саркаров А. Национально-культурная автономия в России: суррогату хотят придать товарный вид? URL: https://riaderbent.ru/natsionalno-kulturnaya-avtonomiya-v-rossii-surrogatu-hotyat-pridat-tovarnyj-vid.html (дата обращения: 1.03.2024).

18. Калашников К.Н. Национально-культурные автономии в современной России: проблемы представительства и эффективности // Вопросы территориального развития. 2020. № 3. С. 1-20.

19. Новости Департамента внутренней политики Администрации Краснодарского края. URL: https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/departament-po-svyazyam-s-obschestvennostyu-vzaimodeystviyu/novosti/ (дата обращения: 28.01.2024).

20. Официальный сайт Союза армян России Краснодарского края. URL: https://sarkuban. ru/ (дата обращения: 11.02.2024).

21. Восьмая Открытая краевая олимпиада по арменоведению прошла в Краснодаре // ЕРКРАМАС. URL: https://yerkramas.org/article/191010/8-aya-otkrytaya-kraevaya-olimpiada-po-armenovedeniyu-proshla-v-krasnodare-video (дата обращения: 14.02.2024).

References:

1. All-Russian Population Census 2020 / Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (date of application: 02/11/2024).

2. Shcherbinina O. A. The Armenian Diaspora of Russia: models of integration into the host society // Regional studies. 2012. No. 2 (36). pp. 113-119.

3. Tuchina O.R. The study of the value foundations of self-understanding of ethnocultural identity in the titular ethnic group and the associated diaspora // Scientific works of KubSTU : electron. the polythematic journal. 2015. No. 4. pp. 442-450. URL: kubstu.ru

4. Snisarenko S.O., Hayrapetyan E.M., Khashkovsky A.V. The specifics of digital social communications of migrants and the Diaspora (on the example of the global Armenian community) // Sociology and Law. 2021. No. 1 (51). pp. 33-46.

5. Konstantinov V.V., Babaeva M.V. Transformation of the ethnic identity of Armenian migrants involved and not involved in the activities of national cultural autonomy // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser. : Psychology and Pedagogy. 2020. No. 1. pp. 128-142.

6. Muzafarova N.I., Mukhtasarov F.S. The national policy of the state and its influence on the formation of ethnic and all-Russian civic identity // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Ser.: Historical Sciences. 2022. No. 4 (48). pp. 131-144.

7. Tishkov V.A. Nation of Nations: on approaches to understanding Russia. Moscow: Miklukho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, 2023.

8. Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A treatise on sociology of knowledge. Penguin Books Ltd., 1966. 208 p.

9. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. Moscow, 1997.

10. Safran W. Diasporas in Modern Societies: myths of homeland and return // Diaspora: A Journal of Transnational Studies. Springer, 1991. P. 83-84.

11. Dyatlov V. Migrations, migrants, "new diasporas": a factor of stability and conflict in the region. URL: https://archipelag.ru/authors/dyatlov/?library=2634 (date of application: 02/8/2024).

12. The official website of the Pan-Armenian Games. URL: https://panarmeniangames.am / (date of request: 17.12.2023).

13. The government has allocated 10.8 million drams for the organization of the Pan-Armenian Armenian Studies Olympiad. URL: https://www.ra.am/archives/69741 / (date of access: 02/19/2023).

14. Resolution of the Government of the Republic of Armenia No. 705-n dated June 8, 2018. URL: https://www.arlis.am/documentview.aspx?docid=123383 (date of application: 01/23/2023).

15. "The whole essence of Zare Sinanyan's activity is aimed at fragmentation of the Armenian Diaspora" — Vice President of the SAR // Alfa-news. URL: https://alphanews.am/ru/vsya-suty-deyatelynosti-verhovnogo-ko / (date of access: 02/18/2024).

16. Gevorkyan A. Development through Diversity: Engaging Armenia's New and Old Diaspora // Migration Policy Source. URL: https://www.researchgate.net/publication/301627402_Development_ through_Diversity_Engaging_Armenia 's_New_and_Old_Diaspora (accessed: 02/13/2024).

17. Sarkarov A. National cultural autonomy in Russia: do they want to give the surrogate a marketable appearance? URL: https://riaderbent.ru/natsionalno-kulturnaya-avtonomiya-v-rossii-surrogatu-hotyat-pridat-tovarnyj-vid.html (accessed: 1.03.2024).

18. KalashnikovK.N. National-cultural autonomies in modern Russia: problems of representation and effectiveness // Issues of territorial development. 2020. No. 3. pp. 1-20.

19. News from the Department of Internal Policy of the Krasnodar Territory Administration. URL: https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/departament-po-svyazyam-s-obschestvennostyu-vzaimodeystviyu/novosti / (date of reference: 01/28/2024).

20. Official website of the Union of Armenians of Russia of the Krasnodar Territory. URL: https://sarkuban.ru / (date of access: 02/11/2024).

21. The eighth Open Regional Olympiad in Armenian Studies was held in Krasnodar // YERKRAMAS. URL: https://yerkramas.org/article/191010/8-aya-otkrytaya-kraevaya-olimpiada-po-armenovedeniyu-proshla-v-krasnodare-video (date of application: 02/14/2024).

Статья поступила в редакцию 20.02.2024; одобрена после рецензирования 10.03.2024; принята к публикации 11.03.2024.

The paper was submitted 20.02.2024; approved after reviewing 10.03.2024; accepted for publication 11.03.2024.

© Н.Т. Русия, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.