ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 4
Д.Р. Жантиев
«АРМИЯ МАХДИ» В ИРАКЕ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
В статье рассматриваются предпосылки и основные проявления деятельности «Армии Махди» — военно-политической организации шиитов Ирака под руководством Муктады ас-Садра в период американской оккупации (2003-2011), анализируются роль и место движения садритов и его боевого крыла на политической арене страны.
Ключевые слова: Ирак, шииты, движение садритов, «Армия Махди», оккупация, иракское сопротивление.
The article is dedicated to the analysis of the main reasons and factors which led to the development of Sadrist movement and "Mahdi Army" led by Muqtada al-Sadr in Iraq prior to and since 2003 and the anditsactivities.
Key words: Iraq, Shia, Sadrist movement, Mahdi Army, occupation, Iraqi resistance.
«Армия Махди» представляет собой полувоенную организацию, созданную иракским шиитским религиозно-политическим лидером Муктадой ас-Садром в 2003 г. и получившую широкую известность в ходе вооруженного противостояния с американскими и иракскими правительственными войсками в 2004-2008 гг. После падения режима Саддама Хусейна весной 2003 г., Муктада ас-Садр благодаря созданной им «Армии Махди» в последующие годы сумел стать одним из наиболее влиятельных шиитских политиков Ирака. Опираясь на авторитет своего фамильного имени (семья ас-Садр включает несколько поколений влиятельных шиитских религиозных деятелей Ирака), Муктада ас-Садр во главе созданной им организации выступил с патриотической и революционной программой построения в Ираке исламского государства в борьбе с двумя противниками: иностранными оккупантами и ушедшими в подполье активистами партии «Баас». Особое внимание при этом уделялось решению социальных проблем беднейших слоев шиитского населения Багдада и южных (населенных, преимущественно, шиитами) провинций страны. Именно этот социальный аспект деятельности Муктады ас-Садра и его сторонников способствовал превращению багдадского пригорода Садр-сити в оплот движения садритов, вооруженной силой которого стала «Армия Махди».
Возникновение и развитие движения садритов (ат-таййар ас-садрий, также аль-харака ас-садрийя) тесным образом связано с ростом протестных настроений среди иракских шиитов в период президент-
ского правления Саддама Хусейна (1979-2003). Основоположником движения принято считать одного из ведущих шитских религиозных авторитетов Ирака великого аятоллу1 Мухаммада Бакира ас-Садра (1935-1980), представителя старинного и знаменитого рода, возводящего свое родство к пророку Мухаммаду2. Будучи идеологом оппозиционной шиитской партии «Ад-Даава аль-исламийя» (Партия исламского призыва), Мухаммад Бакир ас-Садр призывал своих сторонников к борьбе за создание в Ираке религиозного шиитского государства. В ходе репрессий со стороны правящего режима во главе с президентом Саддамом Хусейном незадолго до начала ирано-иракской войны 1980 г. Мухаммад Бакир ас-Садр был убит, а партия «Ад-Даава аль-исламийя», поддержавшая «исламскую революцию» в Иране, понесла тяжелые потери.
Политическим преемником великого аятоллы Мухаммада Бакира ас-Садра в качестве лидера движения садритов стал сын его двоюродного брата (и отец Муктады ас-Садра) великий аятолла Мухаммад Мухаммад Садик ас-Садр (1943-1999)3. Благодаря его деятельности руководство шиитской оппозицией режиму Саддама Хусейна внутри Ирака стало тесно ассоциироваться с семейством ас-Садр. Опасаясь открытого восстания шиитов в тылу иракской армии во время ирано-иракской войны, власти не решались на репрессии в отношении Му-хаммада Садика ас-Садра и его родственников. Однако ситуация стала постепенно обостряться после окончания войны и особенно после вынужденного ухода иракских войск из Кувейта в 1990 г. Не рассчитывая более на освобождение иракских шиитов от власти баасистов усилиями иранских войск, Мухаммад Садик ас-Садр решил воспользоваться тем тяжелым положением, в котором оказались иракские власти перед лицом США и возглавляемой ими коалиции после операции «Буря в пустыне». Во время стихийного восстания на юге Ирака, начавшегося в январе 1991 г., Мухаммад Садик ас-Садр призвал шиитов из охваченных волнениями южных провинций приезжать в Багдад для создания нового очага восстания в шиитских кварталах иракской столицы. Работа по созданию тайной сети шиитских повстанцев особенно активно велась в багдадском пригороде Мадинат ас-Саура (с 1982 г. официально переименован в Мадинат Саддам в честь Саддама Хусейна). Благодаря массовой поддержке со стороны шиитской части населения Багдада Му-
1 Великий аятолла — высший шиитский религиозный титул. Мусульманские ученые, удостоенные этого титула, являются признанными экспертами в области исламских наук и права, возглавляют высшие шиитский школы религиозных наук (хауза) и пользуются беспрекословным авторитетом.
2 Семейство Ас-Садр происходит из населенного шиитами горного района Джебель Амель на юге Ливана и представляет собой ответвление рода Шараф ад-Дин, который в свою очередь возводит родство к пророку Мухаммаду и его потомкам через седьмого шиитского имама Мусу аль-Казима. Наряду с семейством Аль-Хаким, представители рода Ас-Садр традиционно входят в состав религиозно-политической элиты шиитов Ирака.
3 В СМИ и литературе (и далее — в этой статье) его имя для краткости также используется в варианте Мухаммад Садик ас-Садр, что фактически совпадает с именем его отца.
хаммад Садик ас-Садр стал открыто бросать вызов правящему режиму и претендовать на лидерство в шиитской общине. С начала 1990-х гг. иракские власти в значительной степени утратили контроль над шиитскими пригородами Багдада, а открытым проявлением лояльности местного шиитского населения к аятолле Мухаммаду Садику ас-Садру стал тот факт, что район Мадинат Саддам (т.е. «город Саддама») в народе стали называть не иначе как Мадинат ас-Садр («город ас-Садра») или Садр-сити. Под руководством Мухаммада Садика ас-Садра в районах компактного проживания шиитов на юге Ирака и в пригородах Багдада постепенно формировалась обособленная система экономических и социальных связей на основе принципов исламской взаимопомощи, шиитские мечети и медресе превращались в центры агитации и координации оппозиционной деятельности. Будучи сторонником открытых политических выступлений, во главе которых призваны встать религиозные деятели4, великий аятолла Мухаммад Садик ас-Садр придал движению садритов наступательный характер, сочетая идеи исламской революции, иракского национализма и социальной справедливости.
До конца 90-х гг. президент Саддам Хусейн и его окружение не прибегали к крайним репрессивным мерам в отношении руководства движения садритов, опасаясь нового массового восстания шиитов, и даже безуспешно пытались привлечь Мухаммада Садика ас-Садра к сотрудничеству. В то же время претензии ас-Садра на лидерство среди иракских шиитов привели его к конфликту с двумя другими видными шиитскими политическими деятелями: лидером Верховного Совета Исламской Революции в Ираке (ВСИРИ) аятоллой Мухаммадом Бакиром аль-Хакимом5 и великим аятоллой Али ас-Систани6. По всей видимости, причины конфликта коренились в стремлении ас-Садра проводить самостоятельный политический курс, что вызывало определенное недовольство со стороны Тегерана и тесно связанных с ним аятолл аль-Хакима и ас-Систани. Стремясь привлечь широкое внимание к тому бедственному экономическому положению, в котором оказались иракские шииты в условиях международных санкций, наложенных на Ирак, великий аятолла ас-Садр одновременно подвергал критике аятоллу ас-Систани и находящееся в Иране руководство ВСИРИ за то, что они фактически бросили своих соотечественников и единоверцев на произвол судьбы, отказавшись из страха перед властями от политической работы внутри Ирака и придерживались выжидательной тактики.
4 Cockburn P. Muqtada: Muqtada Al-Sadr, The Shia Revival and The Struggle for Iraq. N.Y., 2008. P. 86.
5 Аятолла Мухаммад Бакир аль-Хаким (1939-2003), один из крупнейших шиитских религиозных и политических деятелей Ирака, представитель рода Та-батабаи, пользующегося особым уважением среди шиитов, сподвижник великого аятоллы Мухаммада Бакира ас-Садра, основал при поддержке Ирана религиозно-политическую партию Верховный совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ), с 1980 по 2003 г. находился в эмиграции в Иране, убит в результате теракта вскоре после возвращения в Ирак в 2003 г.
6 Великий аятолла Али ас-Систани (р. 1930 г.) — духовный лидер иракских мусульман-шитов, традиционно играет важную политическую роль в консолидации шиитской общины Ирака.
Видя, что угрозы в адрес садритов не дают должного эффекта, а, с другой стороны, разногласия между шиитскими лидерами препятствуют формированию единого оппозиционного фронта, правящий режим в 1999 г. решился на крайние меры: в феврале 1999 г. великий аятолла Мухаммад Садик ас-Садр вместе с двумя сыновьями Муамилем и Му-стафой был убит на улице священного шиитского г. Эн-Наджаф. Хотя виновные в убийстве официально так и не были выявлены, садриты уверенно возложили ответственность на режим Саддама Хусейна.
После убийства Мухаммада Садика ас-Садра во главе движения садритов встал его четвертый (по старшинству) сын сейид Муктада ас-Садр. Молодой человек (ко времени гибели отца ему было всего 25 лет), не получивший к тому времени высокого религиозного образования и не стремившийся ранее к политической деятельности, в одночасье оказался во главе многотысячного оппозиционного шиитского движения. По выражению ливанского журналиста Хазима аль-Амина, «казалось, что черный тюрбан еще непрочно сидел на его голове»7. Недостаток религиозного образования и ораторского мастерства Муктады ас-Садра, тем не менее, во многом компенсировался в глазах сподвижников его благородным происхождением: сын великого аятоллы Мухаммада Мухаммада Садика ас-Садра, кроме того, был женат на одной из дочерей великого аятоллы Мухаммада Бакира ас-Садра. Мученическая смерть отца, тестя и двоих братьев, а также ряда других родственников придавала Муктаде ас-Садру ореол героического мстителя и бескомпромиссного борца с режимом Саддама Хусейна. Личность нового лидера движения садритов привлекала особые симпатии среди шиитской молодежи и бедноты: многие молодые шииты потеряли отцов и братьев в годы ирано-иракской войны, восстаний и репрессий, и для них Муктада ас-Садр как ровесник и сирота, переживший тяжелейшую семейную утрату, был эмоционально близок и понятен.
Особенно значимой был та массовая поддержка, которую оказали Муктаде ас-Садру на рубеже 1990-х и 2000-х гг. шиитские мигранты из южных провинций (Басра, Васит и др.), заселявшие окраины священных городов Эн-Наджаф и Кербела. Не имея возможности найти работу и жилье вблизи шиитских святынь, мигранты рассчитывали получить социальную помощь со стороны влиятельного семейства ас-Садр и его нового главы. Сходная ситуация складывалась и в багдадском пригороде Мадинат ас-Садр: главной социальной опорой движения садритов здесь стала необеспеченная молодежь с шиитского юга, а не те семьи, которые давно и прочно укоренились в столице. Не имея работы и средств к существованию, маргинализированная молодежь, вынужденно оставившая своих родных и земляков далеко на юге Ирака, охотно стекалась под знамена Муктады ас-Садра, причем в сознании многих молодых садритов (особенно сирот) новый харизматичный лидер заменял им и отца и брата8. Благодаря широкой народной поддержке в
7 Hazem Al-Amin. Moqtada Al-Sadr: Leader of orphans // Al-Ahram Weekly, 27 May — 2 June 2004.
8 Ibidem.
период с 1999 по 2003 г. произошло становление Муктады ас-Садра как авторитетного политического лидера и достойного преемника своего отца. Пафос его выступлений в это время был направлен не только против правящего режима, но и против политики США, в которой он видел причину многих бед Ирака и его жителей: начиная от ирано-иракской войны — и до губительных для иракской экономики санкций, от которых страдали не представители баасисткой элиты, а, в первую очередь, простые граждане.
Вторжение в Ирак в апреле 2003 г. войск США и их союзников и занятие ими Багдада создало для Муктады ас-Садра исторический шанс повысить свою роль на политической арене страны. Негативно относясь к США и Западу в целом, Муктада ас-Садр тем не менее решил воспользоваться теми возможностями, которые открылись перед ним и его сподвижниками в результате свержения правящего иракского режима американскими интервентами. Роспуск иракской армии и сил безопасности оккупационными американскими властями фактически открыл дорогу к формированию в Ираке многочисленных ополчений и повстанческих вооруженных формирований, представлявших интересы различных политических и конфессиональных групп. Одним из этих вооруженных формирований стала «Армия Махди» (джайш аль-махди), название которой вызывало среди шиитов четкие эсхатологические ассоциации9. Изначально группировка представляла собой несколько сотен вооруженных студентов шиитских медресе багдадского района Садр-Сити, добровольно вызвавшихся защищать своего лидера Мук-таду ас-Садра и поддерживать порядок в густонаселенном и крайне бедном районе. Спустя всего два месяца, в июне 2003 г., военная организация садритов насчитывала в своих рядах уже от 6 до 10 тыс. бойцов, воруженных легким стрелковым оружием, гранатами и самодельными взрывными устройствами10. Финансирование военизированного крыла сторонников Муктада ас-Садра в то время осуществлялось различными путями: от частных пожертвований до реквизиций имущества аппарата правительственных служб, но внешних источников финансирования пока что еще не отмечалось11.
Отношения между «Армией Махди» и американскими оккупационными властями, изначально далекие от миролюбия, приобрели характер открытой войны спустя год после начала американской оккупации Ирака, в апреле 2004 г. Убедившись в том, что США отнюдь не торопятся покидать захваченный ими Ирак и стремятся установить контроль над его нефтяными ресурсами, Муктада ас-Садр и его сторонники раз-
9Махди (букв. «ведомый» (по пути Аллаха) — исламский мессия, предвестник близкого конца света и Судного дня. У шиитов вера в пришествие Махди слилась с верой в возвращение двенадцатого «сокрытого имама», который, согласно шиитской доктрине, тайно правит миром.
10 The Guardian. 2007. 15 Febr.
11 Рияд ас-Сари. Ман юмаввилю аль-харака ас-садрийя? (Кто финансирует садритское движение?) // ан-Никаш. 2007. 06.06. URL: http://www.niqash.org/ articles/?id=1863&lang=ar
вернули широкую кампанию антиамериканской агитации, призывая к отказу от сотрудничества с оккупантами. В качестве репрессивной меры глава оккупационной администрации Пол Бремер в конце марта 2004 г., приказал закрыть главный печатный орган движения садритов газету «Аль-Хауза». В контролируемый «Армией Махди» багдадский район Садр-сити были введены американские войска, начались аресты. Ответом на эти действия стала мобилизация ополчения «Армии Махди» и ее наступательные действия: шиитские бойцы приступили к захвату правительственных зданий и полицейских участков, атакам на посты и конвои коалиционных сил в Багдаде, Куфе, Кут эль-Амаре, Эн-Наджафе, Кербеле, Басре и других городах шиитского юга Ирака12. После упорных боев, затянувшихся до июня 2004 г., американским войскам удалось восстановить контроль над Эн-Наджафом и Кербелой, а также заключить некое подобие перемирия с шиитскими повстанцами, однако в августе того же года восстание «Армии Махди» вспыхнуло с новой силой. Проводя военные операции против повстанцев, американцы одновременно пытались склонить Муктаду ас-Садра к примирению при посредничестве назначенного ими главы переходного иракского правительтсва Айяда Аллауи. К переговорному процессу подключился и великий аятолла Али ас-Систани. Ему удалось добиться вывода бойцов «Армии Махди» из Эн-Наджафа в обмен на аналогичные шаги со стороны американцев.
В результате последующих переговоров Муктада ас-Садр отдал распоряжение «Армии Махди» прекратить боевые действия и объявил о готовности включиться в политический процесс. Однако бойцы движения садритов не были распущены по домам. На протяжении 2005-2008 гг. они многократно участвовали в боевых столкновениях как с коалиционными войсками, так и с суннитскими боевыми формированиями из числа сторонников свергнутой партии «Баас» и даже с бойцами соперничающей шиитской боевой организации «Корпус Бадр»13, составившей костяк сил нового иракского МВД. Эти столкновения во многом были следствием весьма непростых политических отношений Муктады ас-Садра с другими видными шиитскими политиками: премьер-министром Нури аль-Малики, руководителем Высшего Исламского Совета Ирака (бывший ВСИРИ) Абд аль-Азизом аль-Хакимом и великим аятоллой Али ас-Систани. В отличие от них Муктада ас-Садр нетерпимо относился к присутствию в Ираке оккупационных войск западной коалиции во главе с США и считал необходимым всеми силами добиваться их скорейшего ухода. Оспаривая у коалиционных войск и новых иракских властей контроль над рядом районов иракской столицы — Багдада, а также над такими городами, как Басра, Эн-Наджаф и Кербела, лидер «Армии Махди» в то же время
12 Seven U.S. troops die in Baghdad fighting // CNN. 2004. April 5.
13 Организация «Корпус Бадр» (фэйляк бадр) — военное крыло Верховного Совета исламской революции в Ираке. Сформировано в 1982 г. на территории Ирана из иракских шиитов для борьбы с режимом Саддама Хусейна.
проявил себя как расчетливый прагматичный политик, способный соперничать с кланом Аль-Хаким (ВСИРИ), премьером Нури аль-Малики и даже с духовным лидером иракских шиитов ас-Систани.
Повстанческая деятельность «Армии Махди» приняла такие масштабы, что к концу 2006 г. американское командование было вынуждено признать ее самой серьезной угрозой для коалиционных войск в Ираке14. В то же время лидер движения садритов и «Армии Махди» стремился расширить сферу влияния своей организации и получить доступ к административным и финансовым ресурсам нового иракского правительства. Не желая распускать «Армию Махди» и создавать легальную политическую партию, Муктада ас-Садр к началу 2007 г. довел численность контролируемых им вооруженных формирований до 60 тыс. бойцов. Кроме того, многие бойцы и командиры «Армии Махди» по указанию руководства проникли в ряды охранных структур, создаваемых иракским правительством для защиты объектов промышленности инфраструктуры, в том числе нефтепроводов. Сторонники Муктады ас-Садра контролировали более 30 мест в новом иракском парламенте, а также ряд министерств (сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта). Можно сказать, что в течение трех лет «Армия Махди» из малочисленной и плохо вооруженной группы ополченцев превратилась в своего рода «государство в государстве» — со своей собственной военной организацией, инфраструктурой и экономикой. В контролируемых «Армией Махди» кварталах Багдада и ряда южных иракских городов садриты поддерживали общественный порядок и распределяли гуманитарную помощь, создали собственную службу безопасности и религиозные суды, вели борьбу с проявлениями «западного, антиисламского влияния» (будь то торговля спиртным, развлекательные заведения или даже западная музыка).
Прочность военизированного движения под руководством Мук-тады ас-Садра была подтверждена после того, как в 2008 г. произошла новая серия вооруженных столкновений между коалиционными войсками и «Армией Махди» в Багдаде и Басре. Под давлением американцев, стремившихся насильно разооружить шиитское ополчение, Муктада ас-Садр 13 июня 2008 г. был вынужден объявить о роспуске боевых отрядов15 и временно укрыться на территории Ирана. И хотя место пребывания лидера садритов держалось его сторонникам в секрете, а «Армия Махди» считалась распущенной по домам, военно-политическая структура движения садритов фактически продолжала действовать, сохраняя внутренний порядок и дисциплину16. По оценкам американских военных экспертов, Муктада ас-Садр в случае необходимости мог в кратчайшие сроки призвать на службу от 25 до 40 тыс. вооруженных ополченцев и сотни тысяч невооруженных сторонников (в качестве добровольцев для помощи в организации снабжения боевых действий и гражданских акций неповиновения). В одном лишь Багдаде
14 Аш-Шарк аль-Аусат. 2006. 20.12.
15 CNN NEWS. 2008. June 13.
16 Об этом см.: Anthony H. Cordesman, Jose Ramos. Sadr and The Mahdi Army: Evolution, Capabilities and a New Direction. Washington, 2008. P. 14-15.
среди 2,5-миллионного шиитского населения большинство являлись сторонниками Муктады ас-Садра и готовы были в той или иной степени поддерживать действия «Армии Махди»17. Таким образом, объявленное разоружение «Армии Махди» на основе компромисса, достигнутого с иракским правительством, способствовало включению ее представителей в состав правительственных структур и не столько ослабило, сколько, наоборот, усилило политические позиции Муктады ас-Садра.
В ходе парламентских выборов 2010 г. Муктада ас-Садр призвал своих сторонников принять активное участие в голосовании с тем, чтобы, сформировав новые органы власти, добиться скорейшего ухода иностранных оккупантов с территории Ирака. По итогам выборов садриты, выступавшие как кандидаты от различных шиитских блоков, получили примерно 40 мест в новом парламенте, войдя в коалицию со сторонниками премьера Нури аль-Малики. Важным компонентом политического компромисса между Муктадой ас-Садром и Нури аль-Малики стала фактическая легализация наиболее опытного боевого «ядра» «Армии Махди» под новым названием «Бригада обещанного дня» (лива аль-яум аль-мавуд). Бойцы этой организации, насчитывающей около 5 тыс. человек, уверенно контролируют багдадский район Садр-сити, остающийся оплотом Муктады ас-Садра и его сторонников, в то время как более многочисленная «Армия Махди» находится в «скрытом» состоянии, т.е. в постоянной готовности к мобилизации по призыву своего лидера в случае необходимости18.
Особого внимания заслуживает вопрос о взаимоотношениях между руководством «Армии Махди» и Тегераном. В первые годы американской оккупации Ирака иранское руководство преимущественно оказывало влияние на ситуацию в Ираке через своих традиционных союзников: ВСИРИ (и его военное крало «Корпус Бадр» во главе с Абд аль-Азизом аль-Хакимом и партию «Ад-Даава» Нури аль-Малики. В отличие от них своенравный Муктада ас-Садр с его яркой патриотической риторикой представлялся менее удобным партнером. Он не поддерживал тезис о праве иранского духовного лидера аятолла Хаменеи контролировать деятельность организаций иракских шиитов и, скорее, тяготел к иракскому национализму, чем к идее «исламской революции» под иранским руководством. Вместе с тем Муктада ас-Садр провел около года в Иране, изучая исламские науки в городе Кум. Начиная с 2006 г. по мере обострения отношений между Ираном и США Тегеран проявил заинтересованность в прямой поддержке «Армии Махди» как военно-политической силы, создающей серьезные проблемы для пребывания американских войск в Ираке. С тех пор «Армия Махди» стала получать некоторое количество оружия и финансовую поддержку со стороны иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), но так и не превратилась в регулярное военное формирование. Вероятно,
17 Ibidem.
18 Roggio B., Gartenstein D. Sadr's Special Groups // The Long War Journal. 2008. June 10.
иранские субсидии все же были ограниченными, поскольку подавляющее большинство бойцов «Армии Махди» до настоящего времени не получают постоянного жалования и фактически находятся на самофинансировании. Не находит достаточных подтверждений и тезис о том, что командование «Армии Махди» получает прямые приказы из Тегерана, минуя Муктаду ас-Садра. Вопреки расхожему мнению, «Армию Махди» и ее лидера не следует рассматривать как агентов влияния соседнего Ирана (хотя, подобно ливанской «Хизбалле», с которой «Армия Махди» имеет немало сходных черт, несомненно следует причислить к его союзникам). При этом явная конфессиональная направленность деятельности организации в рамках шиитской общины способствовала не столько сплочению иракского общества в борьбе за прекращение американского присутствия, сколько его размежеванию по границам конфессиональных общин. Память о кровавых столкновениях между «Армией Махди» и суннитскими вооруженными группами, репрессии против бывших активистов партии «Баас» и особенно сотрудников спецслужб Саддама Хусейна, а также жесткий силовой стиль руководства организации вызывают негативное восприятие ее деятельности среди иракских суннитов. Имея возможность в кратчайшие сроки мобилизовать тысячи вооруженных добровольцев, «Армия Махди» представляет собой и сегодня серьезную потенциальную боевую силу в руках Муктады ас-Садра. А его политическая деятельность дает определенную гарантию того, что после ухода из Ирака американских войск сторонникам свернутой партии «Баас» вряд ли когда-либо удастся восстановить свое влияние в районах с преимущественно шиитским населением.
Список литературы
Al-Amin Hazem. Moqtada Al-Sadr: Leader of orphans // Al-Ahram Weekly. 2004. 27 May — 2 June.
ас-Сари Рияд. Ман юмаввилю аль-харака ас-садрийя? (Кто финансирует движение садритов?) // ан-Никаш. 2007. 06.06. URL: http://www.niqash.org/ articles/?id=1863&lang=ar Cochrane M. The Battle for Basra // Iraq Report. Institute for the Study of War. June 23.
Cochrane M. The Fragmentation of the Sadrists Movement. Iraq Report 12. Institute
for the Study of War. 2009. Cockburn P. Muqtada: Muqtada Al-Sadr, the Shia Revival and the Struggle for Iraq. N.Y., 2008.
Cordesman A. H., Ramos J. Sadr and The Mahdi Army: Evolution, Capabilities and a
New Direction. Washington, 2008. Nasr V. The Shia Revival: How Conflicts Within Islam Will Shape the Future. Norton, 2006.
Roggio B., Gartenstein D. Sadr's Special Groups // The Long War Journal. 2008. June 10.
Сведения об авторе: Жантиев Дмитрий Рустемович, канд. ист. наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]