Научная статья на тему 'Армения в поле взаимодействия двух интеграционных центров'

Армения в поле взаимодействия двух интеграционных центров Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / Армения / экономика / развитие / интеграционные центры / сотрудничество / молодое поколение / Eurasian Economic Union / Armenia / economy / development / integration centers / cooperation / young generation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армения в поле взаимодействия двух интеграционных центров»

Погосян Г.А.

академик НАН Республики Армении, научный руководитель Института философии, социологии и права НАН РА

gevork@sci.am

АРМЕНИЯ В ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

Ключевые слова: ЕАЭС, Армения, экономика, развитие, интеграционные центры, сотрудничество, молодое поколение.

Keywords: Eurasian Economic Union, Armenia, economy, development, integration centers, cooperation, young generation.

Периодические встречи глав государств-участниц ЕАЭС, недавние саммиты в Ереване и Бишкеке, как и ежегодный Валдайский форум, а также экономические форумы в Санкт-Петербурге и многие другие международные мероприятия совершенно однозначно свидетельствуют о том, что мировое сообщество проявляет нескрываемый интерес ко всему, что связано с ЕАЭС. С полной уверенностью можно сказать, что ЕАЭС вполне состоялся как экономический союз и как полноценное интеграционное объединение. Как участник мировых экономических отношений, он обладает определенной привлекательностью даже для стран, не входящих в его состав. Так, например, уже подготовлено к подписанию торгово-экономическое соглашение о сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, а также Ираном. Ведутся переговоры с Индией, Сингапуром, Израилем, Сербией и Египтом.

Особое внимание стали уделять созданию благоприятного бизнес-климата внутри Союза, укреплению производственных связей и развитию экспортного потенциала Союза под общим названием - «ЕАЭС - пространство для бизнеса». Сегодня объем внутреннего продовольственного рынка ЕАЭС составляет около 8 млрд. долларов. Понятно, что этого совсем не достаточно. Необходимо проработать ключевые вопросы, связанные с усилением интеграционных процессов по пути создания более благоприятных условий для ведения бизнеса. По мнению экспертов ЕАЭС, необходимо уделить особое внимание возможностям проводить мониторинг национальных законодательств и обратить внимание на антиинтеграционные инициативы, возникающие на национальном уровне.

По данным Евразийского экспертного клуба, результаты недавно проведенных соцопросов продемонстрировали, что 74% населения Армении поддерживают евразийскую интеграцию. Положительная динамика в экономической и в ряде других сфер за годы членства Армении в ЕАЭС очевидна. Экспортные показатели Армении в евразийском направлении увеличились вдвое. Так, 85% трудовых мигрантов из Армении работают в странах ЕАЭС, при этом большинство - в России. Ежегодный объем трансфертов из стран ЕАЭС в Армению составляет $1,2 млрд., что составляет порядка 15% ВВП республики. Из 1,8 млн. туристов, ежегодно посещающих Армению, 40% являются туристами из России.

До конца 2019 года в ЕАЭС планируется создать единый электроэнергетический рынок, а до 2025 года - единый рынок газа, нефти и нефтепродуктов. В идеале должен быть создан единый цифровой рынок ЕАЭС и общая цифровая повестка. В этом плане у Армении огромный потенциал, и важно использовать его на нашей интеграционной площадке, особенно в год председательствования нашей страны в ЕАЭС.

Интеграционный барометр ЕАБР за 2017 год (Доклад № 46)1 отмечает, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) по-прежнему пользуется значительным уровнем доверия и поддержки со стороны населения его 5 государств-членов (от 50 до 83%). Но вместе с тем, позитивное отношение граждан к евразийской интеграции плавно снижается. В течение первых лет существования ЕАЭС (2015-2017) наиболее значимое снижение общественной поддержки участия в Союзе происходило в России (с 78 до 68% населения) и в Армении (с 56% до 50% в 2017 г.). В остальных странах ЕАЭС общественная поддержка евразийской интеграции снижалась умеренными темпами: в Казахстане - с 80 до 76%, в Беларуси - с 60 до 56%. В Кыргызстане население с 2015 года демонстрирует наиболее позитивное отношение к членству в ЕАЭС, которое за это время изменилось незначительно — с 86 до 83%2. В России наиболее дружественными внешнеполитическими партнерами граждане считают Беларусь (61%) и Казахстан (54%). Третье место перешло от Китая к Армении (почти 40%). От 51 до 80% населения заявили о наличии постоянно поддерживаемых связей с родственниками, друзьями, коллегами из стран региона СНГ. Это самый высокий уровень социальных связей в мире. Наиболее высокие показатели в 2017 году были зафиксированы в Кыргызстане (80%), Армении (79%) и Таджикистане (66%)3.

Наибольший рост доли «безразличных» к ЕАЭС в 2015-2017 годах отмечен в России (с 15 до 25%). А наиболее высокий уровень негативного отношения населения к ЕАЭС сохраняется в Армении: если в 2012 году против евра-

1 https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/integratsionnyy-barometr-eabr-2017/

2 Таковы некоторые результаты исследования «Интеграционный барометр ЕАБР - 2017», в ходе которого опрошено население 5 стран ЕАЭС, Таджикистана и Молдовы (не менее 1000 человек в каждом государстве).

3 Там же.

зийской интеграции высказались 3% граждан, то в 2015 и 2017 годах - 10 и 13% соответственно. Кстати, именно в Армении и Беларуси преобладает доля скептиков (по 40%), считающих, что в ближайшие пять лет в отношениях стран СНГ не произойдет изменений. Респондентов, ожидающих улучшения отношений стран региона СНГ, меньше -35% в Беларуси и 25% в Армении, при этом велика доля тех, кто ожидает скорее взаимного отдаления стран региона СНГ (9 и 15% соответственно). В целом в странах ЕАЭС наблюдается постепенный рост инерционных настроений -то есть доли тех, кто считает, что в отношениях стран региона СНГ в ближайшие годы ничего не изменится. Все это приводит к отрицательной динамике общественных настроений. Вместе с тем, доля тех, кто верит в ЕАЭС, заметно превышает долю относящихся к Союзу безразлично или отрицательно.

Мы со своей стороны провели несколько социологических исследований, в которых затрагивался вопрос присоединения Армении к ЕАЭС. Так, в социологическом опросе в августе 2018 года, проведенном совместно с Gallup/Baltic Survey для IRI, 73% наших опрошенных указали, что присоединение Армении к Евразийскому Союзу вместе с Россией, Казахстаном, Беларусью и Киргизстаном было положительным для Армении. Тогда же 87% опрошенных оценивали отношения между Арменией и Россией как хорошие. Подавляющее большинство считало Россию наиболее важным политическим (84%) и экономическим (76%) партнером Армении. По результатам такого же социологического исследования в октябре 2018 года эти показатели даже несколько улучшились. Так, присоединение Армении к ЕАЭС положительно оценили уже 79% опрошенных. Отношения между Арменией и Россией 92% опрошенных оценили как хорошие. Россию в качестве самого важного политического партнера Армении оценили уже 78% опрошенных, а в качестве самого важного экономического партнера - 67%. Как видим, здесь произошло некоторое снижение оценок. Для сравнения отметим, что подписание Арменией договора о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Европейским Союзом в ноябре 2017 года, положительно оценили 79% наших опрошенных.

Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) в своем аналитическом докладе «Эффекты интеграции Армении и Кыргызстана в рамках ЕАЭС»1 пришел к выводу, что решение Армении и Кыргызстана присоединиться к Евразийскому союзу показало на практике свою перспективность. По мнению экспертов, «прошло еще слишком мало времени для всеобъемлющей оценки эффективности вступления этих стран в Союз». Но даже за этот короткий и сложный отрезок времени имеются ощутимые результаты.

Так, после присоединения к ЕАЭС, армянская экономика развивалась достаточно динамично. Несмотря на неблагоприятные внешние условия, Ереван сумел компенсировать потери за счет увеличения физического объема продаж медных руд и концентратов. В итоге падение денежных переводов из РФ, низкий потребительский и инвестиционный спрос внутри страны не помешал ВВП Армении вырасти в кризисном 2015 году на 3%2.

В 2016 г. серьезный спад сельскохозяйственного производства (-5,2%) и строительства (-11,3%) был уравновешен ростом промышленности и сферой услуг (туризм). А в 2017 г. ВВП Армении и вовсе продемонстрировал самый высокий рост среди всех стран ЕАЭС (+7,5%). В прошлом году рост экономики вновь опустился до 5,3%, что связано с плохим урожаем и падением добычи металлических руд3.

Если посмотреть на изменение структуры ВВП, то за последние три года доля сельского хозяйства в экономике Армении снижалась, промышленность оставалась на стабильном уровне, а услуги росли (до 51,3% в 2017 году). Во внешней торговле основные партнеры Армении находятся вне Союза, что обусловлено структурой товарооборота, где преобладает сырье. Однако, за первые два года интеграции оборот со странами ЕАЭС вырос с $1,2 млрд. в 2015 до $1,9 млрд. в 2017 г.

В условиях блокады со стороны азербайджанской и турецкой границ армянские перевозчики получили возможность льготного проезда через Грузию в международный автомобильный пункт пропуска Верхний Ларс, благодаря чему количество товара, перемещаемого автомобильным транспортом по итогам 2017 года, увеличилось на 41%. Кроме того, участие в Союзе позволило снизить цену на российский газ, от которой значительно зависит бюджет страны. В 2017-2018 гг. стоимость голубого топлива для Еревана упала до $150 за 1 тыс. м3, но в 2019 г. снова вернулась до уровня в $1654.

Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) выделил $150 млн. на строительство четвертого участка коридора Север - Юг, который начинается от границы с Ираном до армянского города Каджаран. Этот проект имеет для Армении большое значение, поскольку облегчает транспортные коммуникации с Ираном и обеспечивает выход к Черному морю. Параллельно реализуются трансграничные проекты строительства высоковольтных ЛЭП с Грузией и Ираном, что не только даст Еревану возможность участвовать в формировании единого рынка электроэнергии ЕАЭС, но и сделает его мостом между ЕАЭС и Тегераном.

Конечно, следует учесть, что многие проблемы внутри ЕАЭС существуют также по той причине, что решения и соглашения, принятые высоким политическим руководством государств-участниц, зачастую не подкрепляются должным образом соответствующими национальными законами или решениями правительств. Получается так, что «сверху» все хорошо и отрегулировано, но на местах как всегда возникают сотни больших и мелких препятствий и препон, которые иногда носят откровенно антиинтеграционный характер. Вот это свойство, которое мы называем эффектом «большого слоеного пирога», и является главной помехой, антиинтеграционной силой, препятствующей углублению и развитию реальной интеграции. Внизу, на местах, зачастую идет если не саботаж, то своего рода вялотекущее сопротивление интеграционным инициативам, с подчеркнутой коррупционной составляющей.

1 http://eurasianinfoleague.com/ekonomika/item/36968-chto-poluchili-erevan-i-bishkek-ot-vstupleniya-v-eaes.html

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

Ни для кого не секрет, что Европейский Союз образовался после Второй мировой войны как своего рода противовес Советскому Союзу и странам Варшавского Договора. Спустя полвека после войны Советский Союз не без помощи Запада распался, вместе с ним распался и Варшавский Договор и весь социалистический лагерь, в который входили страны Восточной Европы. Всего через несколько лет все они оказались в ЕС и в НАТО. Таким образом, объединенная Европа при полной поддержке США перетягивала и продолжает перетягивать на свою орбиту страны, которые ранее были в пространстве влияния СССР, а затем России (РФ). Сегодня фактически эти две большие интеграционные системы - ЕАЭС и ЕС - продолжают соперничество по привлечению стран Евразийского континента в орбиту своего влияния. На сегодняшний день гравитационное поле ЕС уже расширилось настолько, что включает в себя не только всю Прибалтику, не только все восточно-европейские страны, но также Грузию и Украину. Ведется активная работа по привлечению Молдовы, Беларуси и Армении. А затем возможно и некоторых среднеазиатских республик. Иначе говоря, ЕС обладает таким сильным гравитационным полем и потенциалом, что одну за другой вырывает страны из около-российской орбиты и перетягивает их на свою орбиту.

Две крупные интеграционные системы работают по жесткой конфронтационной схеме. И чем дальше, тем более явной она становится. Безусловно, свою особую, специальную роль в этом играют США и НАТО. Исторический факт для нас заключается в том, что интеграционные процессы внутри ЕАЭС протекают при наличии и под воздействием сильного внешнего поля гравитации ЕС. Складываются условия жесткой конкуренции и даже конфронтации между ЕАЭС и ЕС. Пока в этой конкуренции выигрывает ЕС. Санкции против России, введенные США и под их давлением также и со стороны Европы, конечно, этому способствуют. Цель Запада - ослабить Россию настолько, чтобы она как интеграционный центр и ведущая страна ЕАЭС не смогла выдержать конкуренцию с ЕС. Учитывая эти обстоятельства, Армения как стратегический партнер России в рамках своей многовекторной внешней политики пытается внедрить новую парадигму в международные политические отношения, суть которой заключается в переформатировании существующей конфронтационной модели взаимодействия между двумя интеграционными системами (ЕАЭС и ЕС), в более гибкую модель сотрудничества или даже в консолидационную модель взаимодействия. На сегодняшний день Армения является единственной страной ЕАЭС, которая подписала также новое ассоциативное соглашение с ЕС.

Таким образом, вместо сил перетягивания, работающих на разрыв, мы предлагаем применить новую «восьмеричную» модель траектории, которая объединяет оба центра интеграции. Она позволяет странам не перескакивать с одной орбиты на другую, а наоборот, охватывать восьмеричной орбитой оба центра интеграции. Если таких восьмеричных орбит будет больше, то оба интеграционных центра из конфронтационной модели постепенно могут перейти в консолидационную модель взаимодействия. Она, кстати, обеспечивает большую стабильность и устойчивость всей системе по отношению к внешним воздействиям. Внешнеполитический курс Еревана долгие годы был сбалансированным, без перекосов в ту или иную сторону. И пока он остается таким, комплементарная политика лежит в основе внешнеполитического курса страны. Армения пытается поднять уровень взаимоотношений с Россией, со странами-членами ЕАЭС, а также с Ираном, с Грузией, с ЕС и США.

Исторически Армении было присуще умение поддерживать существование между двумя противостоящими сверхдержавами еще в античном мире. Так, немалая по площади и своим возможностям Великая Армения, находясь под частыми набегами между Восточной Римской империй (Византией) и Сасанидским государством, просуществовала до 387 года, т.е. фактически 700 лет своего исторического существования. Борьба за влияние на армянское царство не прекращалась ни на год, и цари Великой Армении вынуждены были считаться с таким положением вещей. В зависимости от обстоятельств поддерживая ту или иную сторону, они вели «двухвекторную» политику и, как правило, не были в подчинении ни у одной из «сверхдержав» того времени. Нередко именно от армянского фактора зависел решающий перевес одной из этих сторон. Таким образом, на протяжении достаточно длительного исторического периода Великая Армения была третьим по мощи государством Средиземноморья и Передней Азии1.

Сегодня в условиях, когда однополярный мир фактически разрушился, и мировой порядок двигается в сторону многополярности, подобные сочетания двухполюсных или двухядерных интеграционных систем нам представляются весьма перспективными. Несомненно, предложенную теоретическую модель еще следует обсудить в деталях, со всех сторон, и конкретизировать. Необходимо будет взвесить все плюсы и минусы, рассмотреть все нюансы и перспективы развития. Всё это, естественно, еще предстоит серьезно обсудить экспертному сообществу. В нашу задачу сегодня входило лишь контурное представление «восьмеричной» модели взаимодействия стран между двумя крупными интеграционными центрами, на огромном пространстве от Лиссабона до Владивостока и дальше до Шанхая.

Вовлеченность молодежи наших стран в процессы Евразийской интеграции приобретают как никогда весьма важное значение для будущего нашего Союза. Совершенно очевидно, что поколение сегодняшних молодых людей будет определять наше будущее в ближайшей перспективе. И в этом смысле отношение нашей молодежи к ЕАЭС, их вовлеченность и нацеленность на сотрудничество и интеграцию в рамках экономического союза, не могут не привлекать внимания политиков, ученых и всего экспертного сообщества. Проблема здесь заключается в том, что у современной молодежи заметны значительные изменения в системе жизненных ценностей и, в частности, в системе политических и геополитических ориентаций. Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что на историческую арену выходит новое поколение молодых людей, не имеющих опыта общения, который имелся в рамках советского общества. Параллельно возрастает неудовлетворенность существующим социально-экономическим положением и неопределенностью своего будущего.

1 Аракелян Г. К юбилею образования Великой Армении. 2019. - 5 с.

481

Еще несколько лет назад, 2013 году мы отмечали, что на авансцену в Армении выходит новое поколение. Так в интервью ИА REGNUMот 29 июля 2013 г. под названием «Протесты в Ереване: общество трансформируется, а власти должны успевать за ним», я отмечал, что активное участие молодежи в акциях протеста против подорожания проезда в общественном транспорте свидетельствует о том, что в Армении постепенно «поднимает голову» поколение, не жившее при СССР, мыслящее более непринужденно и свободно. Армянское общество трансформируется и активизируется молодежь, которая не жила при социализме, лишена многих комплексов и мыслит свободно. Она активно пользуется Интернетом и возможностями социальных сетей для самоорганизации. Она показала, что готова бороться за свои права, за свой город и добиться успеха. Таким образом, в обществе формируется прослойка, которая выражает свой протест конкретными действиями внутри страны, вместо того, чтобы паковать чемоданы и эмигрировать, как поступали прежде многие представители старшего поколения. Однако активная молодежь может сыграть роль локомотива общества, встряхнуть другие слои и втянуть в процесс также и старшее поколение.

Мы видим, как на первый план выходит новое поколение. Это первое поколение «несоветских» молодых людей, родившихся и выросших в независимой Армении. Сегодня им по 22-23 года. Это другие армяне, и они будут строить другую Армению. Хотя и в акциях протеста и на митингах присутствовали и представители старшего поколения, но активность и инициатива исходили от молодых людей - нового поколения независимой Армении.

У нас все началось как чисто социальный протест, но ведь всегда находятся силы, которые хотят «оседлать» его. Сегодня меняется очень многое, причем меняется и в контексте глобального мирового развития, и мы не можем держаться в стороне от этих перемен. Во всем мире идет радикализация отношений и процессов, резкая дифференциация на пресловутый «золотой миллиард» и нищенствующую остальную часть населения планеты.

Как показали наши социологические опросы, людей больше всего волновали социально-экономическое положение семьи, общества и страны в целом. Так, результаты наших соцопросов фиксируют изменения, касающиеся взглядов населения на будущее. Как правило, люди сегодня склонны планировать свою жизнь только на короткие сроки. Мало кто планирует на 10-15 лет вперед. Сегодня горизонт планирования сократился до ближайших 2-3 лет. То же самое касается вопросов относительно планирования бизнеса. По результатам исследований мы видим, что ставка делается не на долгосрочное планирование, а на полгода, максимум год. И суть здесь не только в угрозе войны, но и в экономической блокаде, которая сказывается и на бизнесе, и на социально-психологической атмосфере в обществе, и даже на атмосфере в рамках отдельно взятой семьи. Мы входим в некий исторический период, который можно назвать зоной турбулентности. Думаю, что нам всем надо сплотить ряды, укрепить национальное единство. Любые попытки раскола в такой ситуации чреваты необратимыми историческими потерями1.

Мы стоим на пороге серьезных событий, развитие которых пока видится в негативном плане. И в этой ситуации нужны люди, способные предлагать новые идеи, модели. Процесс радикализации армянского общества шел давно. Успешно бороться с радикализмом и экстремизмом можно только укореняя толерантность, поддерживая межкультурный, межрелигиозный (или межконфессиональный) и межнациональный диалог в обществе. Нельзя не согласиться с мнением Генерального Секретаря ООН, который в своем докладе заявил, что «создание открытого, справедливого, инклюзивного и плюралистического общества, основанного на полном уважении прав человека и обеспечивающего экономические возможности для всех, представляет собой наиболее весомую и реальную альтернативу воинствующему экстремизму и наиболее перспективную стратегию, направленную на то, чтобы лишить его привлекательно -

сти»2.

Из сказанного выше можно извлечь уроки и сделать судьбоносные выводы. Первый вывод: новое поколение, совершенно другое, вступило на политическую авансцену. И второй: во взаимоотношения между властью и обществом привнесена новая культура. Это та модель, при которой общество начинает понимать, что до тех пор, пока оно не предпримет резких шагов, власть не отступит. Для властей это, конечно, плохо. Потому что ресурс отступления будет все меньше и меньше. Но это уже и есть новая реальность.

1 Погосян Г.А., Зона турбулентности // Социологический демоскоп. Армения в зеркале общественного мнения. - Ереван,

2016. - Т. 2. - С. 670-675.

2

План действий по предупреждению воинствующего экстремизма. Доклад Генерального секретаря ООН. Декабрь 2015 г. Документ ООН А/70/674. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.