В.И. Кравченко, П.И. Сагайда, В.В. Кравченко
АРМ ПРОДАВЦА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ТОРГОВЛЕ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ТОВАРАМИ
Одной из основных тенденций становления рыночной экономики в настоящее время является развитие предприятий малого (индивидуального) бизнеса непосредственно в торговле промышленными товарами широкого потребления, например одеждой. Особенностью такого бизнеса является совмещение в одной должности функций различных лиц, начиная от директора и заканчивая уборщицей. Естественно, что такая многофункциональность
затрудняет ведение основной
деятельности - продажу товара - и приводит к возникновению ошибок и сбоев в работе. Кроме того, индивидуальная торговая точка зачастую представляет собой одновременно склад и магазин, что накладывает дополнительные обстоятельства на весь процесс функционирования подобных торговых единиц. Если еще учесть, что предприятие подобного типа должно регулярно и по специальным формам отчитываться перед всевозможными государственными фискальными
органами, то становится понятной актуальность постановки задачи на выполнение работ по автоматизации отдельных видов деятельности предприятия, и в частности организационно-распорядительской.
В связи с вышеизложенным, целью настоящей работы является создание автоматизированного рабочего места
(АРМ) продавца для автоматизации процесса учета организации
приобретения товара, его доставки в магазин, реализации и формирования отчетных документов. Причем в процессе реализации следует учитывать не только проданный товар, но и того, кому он продан, т.е. покупателей.
Согласно [1] деятельность любого предприятия классифицируется на следующие типы: техническая (производство и обработка);
коммерческая (покупка, продажа, обмен); финансовая (привлечение средств и распоряжение ими); страховая (страхование, охрана имущества и т.п.); учетная (бухгалтерия, калькуляция, учет и т.п.); административная (предвидение, организация, распорядительство и контроль). Создание современной системы организационного управления магазином (складом) предназначено для оказания помощи продавцу при принятии решений (например, по цене товара) путем снабжения его достоверной и своевременной информацией,
достигается переходом на новую автоматизированную информационную технологию [2]. Опыт разработки АРМ для любой сферы применения показывает, что первоначальной задачей является создание автоматизированного банка данных.
Реально специалист промтоварного магазина осуществляет следующие
© Кравченко Валерий Иванович - кандидат технических наук, доцент; Сагайда Павел Иванович - кандидат технических наук, доцент; Кравченко Виталий Валериевич.
Донбасская государственная машиностроительная академия, Краматорск.
ISSN 1562-109X
операции: устанавливает связи с разными производителями товаров данной номенклатуры и исходя из своих слабо формализуемых соображений выбирает конкретного поставщика; приобретает у этого поставщика товар и транспортирует его в магазин (точнее, в складскую часть магазина); реализует товар со склада, учитывая его объем, номенклатуру и стоимость; отчитывается перед фискальными органами. Эти операции сопровождаются движением документов, к которым относятся разного рода накладные, приходно-расходные ордера, декларации и т.п.
Анализ операций с точки зрения вышеприведенной классификации
показывает, что основными типами деятельности рассматриваемого магазина являются коммерческая, финансовая и учетная, причем коммерческая тесно связана с учетной.
Коммерческая деятельность
магазина начинается с приобретения товара за ранее авансированные средства. Приобретенный товар с места его приобретения доставляется на склад в магазин, а его перемещение фиксируется в приходной накладной.
Затем рассчитывается розничная цена единицы товара, которая должна включать компенсацию за ранее понесенные убытки, а также оплату текущих платежей и прибыль. Таким образом, в розничную цену входят: аванс; арендная плата; оплата коммунальных услуг; единый налог; зарплата специалиста; прибыль. После этого формируется накладная на внутреннее перемещение и товар со склада попадает в реализацию.
Существуют различные методы ценообразования [3]. Ниже будет применен метод определения цены на основе издержек производства, понимая под производством продажу товара. Суть метода, основанного на прямых
издержках, состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки прибыли [3].
Рассмотрим процесс формирования розничной цены на единицу товара, позволяющий продавцу покрыть все затраты и получить некоторую прибыль, представляющую заданный процент от стоимости затрат. Учитывая сведения, изложенные выше, введем следующие обозначения издержек: ау - аванс; ар -арендная плата; ор - оплата коммунальных услуг; ed - единый налог; zs - зарплата специалиста.
Тогда переменные затраты на единицу товара данной номенклатуры можно представить в виде суммы издержек
RC= ау + ар + ор + ed +zs, (1) где RC - переменные затраты на единицу товара;
ау=СК + 77;
С1 - цена единицы товара; К1 -количество единиц товара; Т7 -транспортные издержки.
Обозначим через РР заданный процент прибыли. Тогда величина прибыли в натуральном выражении определится по формуле
СР=RC•PP/100, (2)
где СР - размер прибыли в натуральном исчислении.
Розничная цена СС единицы товара составит
СС=СР+RC, (3)
где СР и RC определяются по формулам (1, 2).
Полный объем розничных цен по торговой точке может быть вычислен по формуле
т
СУ= 2 Щ ■ СС, (4)
i=1
где СУ - сумма розничных цен; щ -количество единиц товара 1-й номенклатуры (артикула) или равных переменных затрат; СС, - розничная цена
единицы товара i-й номенклатуры, вычисляемая по формуле (3); т -количество различных номенклатур товара.
Добавленная (маржинальная [3]) прибыль торговой точки определяется формулой
т т
ЕР= Е п • СС - 2 п • RC1, (5)
1=1 1=1
где ЕР - маржинальная прибыль; ЯС1 -переменные затраты, вычисляемые по формуле (1).
В соответствии с
вышеизложенными принципами
разработка компонентов АРМ должна начинаться с проектирования
информационной модели, т.е. модели взаимодействия данных в БД. Приняв в качестве основной реляционную модель, напомним основные теоретические
положения, обычно применяемые при описании реляционных БД.
Таблица представляет собой двумерный набор строк (записей) и столбцов, называемых полями или атрибутами [4]. В качестве графического средства для представления сущностей атрибутов и связей между ними используются ER-диаграммы. Для проектируемой базы (АРМ «Контейнер») ER-диаграмма представлена на рис. 1. Здесь сущностями являются
ПОСТАВЩИК, ТОВАР и
ПОКУПАТЕЛЬ. Тип связи
устанавливаем "многие - ко многим" и обязательным классом принадлежности. В соответствии с рис. 1 и принятыми атрибутами первичных документов были разработаны следующие таблицы: «Поставщик»; «Товар»; «Покупатель»; «Поставка»; «Продажа».
Код товара Наименование товара Вид товара Артикул
Номер накладной Дата поставки Объем поставки Единица измерения товара Стоимость единицы измерения товара т
Номер документа Дата покупки Объем покупки Цена единицы товара
Код покупателя Наименование покупателя Наименование покупателя Контакты с покупателем
Поставщик
Код фирмы-поставщика
Наименование
поставщика
Форма собственности
Адрес
Контакты
с поставщиком
Рис. 1. ER-диаграмма БД АРМ
n
Отношения между этими образец структуры в виде окна таблицами представлены на рис. 2, а приложения DataBase DeskTop, в которой
создавались таблицы, приведен на рис. 3. Один из алгоритмов обработки данных БД, в частности записанный в виде блок-
схемы алгоритм реализации методов класса Avans, показан на рис. 4.
Рис. 2. Отношения между таблицами БД АРМ «Контейнер»
Restructure Paradox 7 Table: tovar.DB
FieMtasfer:
Field Name
Code tovar
Nairnen_tovar
Vid_tovara
Articul
Type
Size
30 30 30
Key
'Tab rèigf'6-рё-ГЙе s : [Validity Checks
m
Define..
Г 1. Required Field 2. Minimum value:
Щ ЗвВшшшЕВ
юмнашвешв ,-
Е ftagCgüH arrtgïip [РШ HjMlji
! ■
Г
Sctl.iÇi H.eife
Рис. 3. Структура таблицы «Товары»
10
S=S+Tj 11 / Вывод
данных
Рис. 4. Принципиальная блок-схема процедуры расчета аванса
Суть алгоритма заключается в том, что перед приобретением товара у оптового поставщика продавец (пользователь АРМа) определяет, какой товар и в каком количестве ему необходимо закупить. Так как номенклатура товара описывается реквизитом «АРТИКУЛ», то
определяется перечень товаров аj и их количество nj по каждому i-му артикулу. После этого формируется специальный запрос к БД по поиску поставщиков данного товара и обрабатываются все записи базы данных, из которых выбирается наименование фирмы, а также цена Cj единицы изделия j-го артикула и транспортные расходы TIj по доставке товара от j-го поставщика на склад в Краматорск. Потом цены суммируются и получается итоговая сумма, которой должен располагать продавец, чтобы купить товар у оптовых поставщиков.
При этом предполагается абсолютная корректность запроса, т.е. информация в базе полностью соответствует запросу и содержится в БД в полном объеме.
В целом этот алгоритм описывает вычисление слагаемого av (см. формулу 1) и представлен в блоках 1-13 (см. рис. 4).
В блоках 2,3 формируется массив запросов к базе данных, как описано выше. В блоке 4 присваивается начальное значение переменной OSA, представляющей собой общую сумму аванса, а в блоке 6 - переменной S, представляющей собой общую сумму аванса по i-му артикулу. В блоках 7-9 производится сравнение заказываемых
артикулов с имеющимися в БД (A^) и при их совпадении цена единицы товара умножается на количество
предполагаемой покупки и суммируется с ранее накопленным значением переменной S (блок 9). При несовпадении эта запись БД пропускается и управление сразу передается на блок 7. После просмотра всех записей по данному поставщику в блоке 10 добавляются транспортные издержки (транспортные расходы TIj) и выводятся (запоминаются в файле) сведения о фирме-поставщике, товаре и т.п. (блок 11), а также суммируются данные к общей сумме аванса (блок 12). Просмотрев все записи запроса (блок 5), алгоритм заканчивает работу, имея в переменной OSA итоговую сумму аванса. Аналогично записываются и остальные алгоритмы математического обеспечения расчета розничной цены и планируемой прибыли.
ПО АРМ специалиста складского хозяйства промтоварного магазина создано на основе модульно-иерархической структуры, принятой за основу при разработке в Borland Delphi и состоящей из отдельных модулей [5].
Назначение модулей следующее:
1. Модуль «uMain.pas» инициирует главное окно приложения - владельца всех входных и выходных форм, содержащего меню приложения (рис. 5). В нем на закладках организованы табличные формы для просмотра и работы сразу со всеми записями таблиц. Кроме того, с помощью табличных форм, созданных на базе компонентов TDBGrid, автоматизирована установка связей между записями таблиц.
Рис. 5. Главная форма приложения при активной закладке « Товары»
2. Модуль «uDataModule.pas» является контейнером невизуальных компонентов, используемых для связи приложения с таблицами БД и централизованного подключения визуальных компонентов к источникам данных.
3. С помощью модулей «uPokup. pas», «uPostav.pas» и «uTovar.pas» производится редактирование записей в БД с помощью визуальных компонентов, которые обеспечивают просмотр и редактирование только одной - текущей записи соответствующей таблицы БД.
4. Модуль «uConnect.pas» позволяет просмотреть состояние с поставками товаров за счет связного перемещения по записям таблиц, между которыми установлены соответствующие связи.
5. Модули «uResultSQLl.pas», «uRe-sultSQL2.pas» и «uResultSQL3.pas» используется для выполнения и просмотра результатов SQL-запросов к содержимому таблиц БД.
6. Модуль «uReport.pas» позволяет организовать просмотр и распечатку отчета по содержимому таблиц БД (данные по продажам).
Реляционная обработка данных в БД осуществляется с помощью языка
SQL путем построения запросов к БД. За организацию такого подхода к обработке данных в приложениях, разработанных в
Delphi, отвечает класс и соответствующий компонент TQuery. В его свойство SQL записывается непосредственно текст запроса. Всего таких запросов четыре.
В качестве примера обработки данных в БД АРМ опишем запрос на печать результатов обработки, который осуществляется с помощью технологии генерации отчетов, основанной на компонентах из закладки QReport Delphi, компонентах QuickRep (основа отчета, подключаемая к источникам данных), QRLabel (статический текст, аналог обычной метки на форме), QRText
s int Preview
■ В и < ► м ii'yg Close!
(компонент, осуществляющий
построчное отображение содержимого отдельного поля источника данных). Отчет с помощью вышеуказанных компонентов организуется на отдельной форме, которая пользователю в процессе работы не предъявляется.
Просмотр и, по желанию пользователя, печать отчета
осуществляется с помощью вызова метода frmReport.QuickRep1.Preview. Результат его выполнения приведен на рис. 6.
- 1
Результаты продаж
Наим-е пок-ля Наим-е товара Документ Кол-во Цена ед-цы Дата
Иванов Петр Григорьева Куртка Му'жс к а я утелпенная ■ 11.226 1 250 10.00.2006
Ювелирсервис Куртка мрская утепленная 1 1/300 3 260 13.03.2006
'"ранит Куртка мужская утепленная 11333 5 255 15.09.2006
СветАн Куртка м/жская утепленная .11-338 3 245 16.09.2006
Петров Анатолий Иванова Куртка Му'жская утепленная i'134G 1 250 20.09:2006
КатиросянАванве АшотовкН Курткам/жская утепленная 11345 1 250 20.09.2006
"рубин Владимир Владимиров ш Куртка м/жская утепленная 11348 ■2 250 25.09.2006
Рис. 6. Форма просмотра и печати отчета «Результаты продаж»
Помимо указанных запросов в системе предусматривается организация специального запроса для проверки прав доступа путем ввода пользователем пароля. При правильном вводе пароля происходит старт ПО АРМа и подключение таблиц БД к невизуальным компонентам. Обратное действие -«Отключить» - выполняется
автоматически при закрытии
приложения.
Выводы.
Установлены виды деятельности промтоварного магазина и показана доминирующая роль коммерческой деятельности. Показан механизм
образования розничной цены. Информационные потребности продавца могут быть удовлетворены путем создания проблемно-профессионально ориентированного АРМ, для которого разработана информационная модель, использованная при разработке ПО АРМ «Контейнер». Описаны практические принципы построения БД, макеты таблиц и экранных форм. Результаты настоящей работы могут быть использованы для аналогичных малых предприятий, например торгующих ЭВМ.
Литература
1. Новиков Ю. и др. Компьютеры,
сети, Интернет: Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2002. - 928 с.
2. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 2001. - 511 с.
3. Желтикова И.А., Маховникова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. - СПб.: Питер, 1999. -
112 с.
4. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. - СПб.: КОРОНАпринт, 2002. - 672 с.
5. Фаронов В.В. Программирование баз данных в Delphi 6. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.