СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ _48 (141) - 2011
УДК: 330:341
АРКТИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А. М. КОНОВАЛОВ,
кандидат технических наук,
директор Центра «Мировой океан»
ГНИУ «Совет по изучению производительных сил»
(СОПС) Минэкономразвития России и РАН
E-mail: konovalov@sops. ru
В статье показано, что Арктическая зона Российской Федерации не может существовать обособленно от мира и страны. Перспективы ее развития в значительной степени обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. В их числе процессы глобализации, активизация трансграничных и международных контактов в Арктике, обострение конкуренции и соперничества за арктические ресурсы. Анализ позволил определить предпосылки перехода Арктической зоны РФ к инновационной траектории устойчивого роста.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, факторы роста, инновационное развитие, глобализация.
В последнее время интерес к Арктическому региону существенно повысился, причем не только среди арктических и приарктических стран, но и во всем мире. Дело в том, что в связи с истощением природно-ресурсной базы континентальной части Планеты значение Северного Ледовитого океана резко возросло, а в условиях глобализации обостряются проблемы межгосударственной состязательности и даже открытого соперничества за арктические пространства и ресурсы. Как следствие, во многих государствах, даже экстерриториальных и находящихся на значительном удалении от макрорегиона, интенсифицируется как собственно деятельность в высокоширотных районах Мирового океана, в том числе за пределами акваторий, находящихся под национальной юрисдикцией, так и соответствующие фундаментальные и прикладные научные исследования. Они призваны обосновать либо опровергнуть те или иные притязания и содействовать принятию оптимальных решений при
изучении, освоении и эксплуатации пространств и ресурсов циркумполярного пояса, включая зоны, на которые в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. распространяются суверенитет и суверенные права приарктических государств. О своем интересе к Арктике открыто заявляют не только страны—члены Арктического совета (Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция), но и еще порядка 40 неарктических государств. Например, Австрия, где сформирована Рабочая группа по проблемам Арктики и Субарктики, Великобритания, в которой Институт полярных исследований им. Р. Скотта занимается естественнонаучными и социально-политическими проблемами освоения макрорегиона, Германия, в которой Институт им. Альфреда Вегенера координирует соответствующие исследования, а также обеспечивает поставки оборудования и предоставляет логистические услуги полярным организациям, Япония, где эффективно работает Токийский государственный институт полярных исследований, Китай, создавший собственный Институт полярных исследований и интенсивно наращивающий ледокольный флот, Польша, Республика Корея и даже некоторые латиноамериканские государства.
В таких условиях Россия, естественно, не может оставаться в стороне от активной деятельности в Арктике. Поэтому 18 сентября 2008 г. Президентом РФ были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, объявившие национальную арктическую политику России [6], Минрегионом России совместно с СОПС разработаны проекты Стратегии развития
Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012—2020 годы», государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», и, наконец, инициирована разработка программы «Энергия Арктики».
Арктическая зона Российской Федерации не может существовать обособленно от мира и страны, она встроена в систему глобальных и общероссийских процессов. В этой связи выбор приоритетных направлений ее долгосрочного развития и особенности построения сценарных (инерционного и инновационного или активного) прогнозов в значительной степени обусловлены внутренними и внешними факторами и тенденциями, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на макрорегион.
При этом значение арктических пространств и ресурсов в жизнедеятельности человечества и формировании общемирового валового продукта резко возросло. Прогнозируется, что в результате глобальных климатических изменений в перспективе на главенствующие позиции в структуре всемирной торговли могут выйти товаропотоки, проходящие через высокоширотные транспортно-коммуникационные магистрали Арктики. Начинается полномасштабное освоение минеральных и энергетических ресурсов богатейшего арктического континентального шельфа, что обусловлено истощением запасов полезных ископаемых континентальной части Земли и прямо влияет на структуру мирового энергообеспечения.
Вовлечение в промышленный оборот возобновляемых энергоисточников Арктики с использованием ветрогенерации, геотермальной, циркуляционной океанической, волновой, планетарной гравитационной (приливы и отливы) энергии в совокупности с освоением глубоководных районов дна Северного Ледовитого океана генерирует широчайший спектр технологических инноваций, используемых в различных сферах жизнедеятельности. В ближайшее время, согласно сценарным прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) (Food and Agriculture Organization, FAO), последует резкий скачок спроса на продукцию морского промышленного рыболовства, в производстве которого Арктический регион играет заметную
роль. Уже сейчас повсеместно наращивается промысел водных биологических ресурсов в конвенционных районах Мирового океана, а особенно за пределами их действия.
Глобальная климатоформирующая функция Северного Ледовитого океана и его значение в экосистемной динамике, видимо, определяющие переход от меридиональной циркуляции мак-росиноптических процессов к зональной (т. е. возможность локальных похолоданий на фоне глобального потепления), побуждают человечество к интенсификации фундаментальных исследований его природы. Приарктическими государствами активно развивается высокодоходный (в некоторых регионах — бюджетоформирующий) туристско-рекреационный бизнес [5].
Процессы глобализации, все более активно, широко и углубленно охватывающие арктические пространства, пока мало способствуют их устойчивому развитию. Активизация трансграничных и международных контактов в Арктике, обусловленная растущей многослойной взаимозависимостью глобализирующегося мира, безусловно, формирует новые позитивные импульсы и открывает перспективные возможности устойчивому развитию приарктических территорий отдельных государств (за счет свободного обмена технологиями эксплуатации труднодоступных арктических пространств и ресурсов, усиления притока инвестиций в национальные экономики и их региональные сегменты, рационализации их позиционирования в системе международного разделения труда и т. д.). Однако она же обусловливает качественно новые вызовы и угрозы, зачастую принимающие сетевой характер (международный терроризм, трансграничная преступность и т. д.). Их адресатами становятся в первую очередь государственные структуры и функции, при этом происходит расшатывание сложившейся архитектуры безопасности. Остаются актуальными и военные угрозы в Арктике.
Повсеместная либерализация национальных экономик, сложные интеграционные и дезинтегра-ционные процессы в международных отношениях, постепенное нивелирование межстрановых различий и делегирование части государственных функций созданным надгосударственным политическим, финансовым и военным структурам (ООН, НАТО, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.) привели к активизации участия последних в формировании новой арктической политики
глобализирующегося мира. В то же время они способствовали образованию транснациональных корпораций, обладающих потенциалом (сравнимым с потенциалом отдельных государств) для самостоятельной эксплуатации арктических пространств и ресурсов, находящихся в экстремальных климатических условиях. В этих условиях обостряется конкуренция (а в ряде случаев — соперничество) между отдельными странами, их объединениями и союзами, транснациональными корпорациями за арктические пространства и ресурсы, включая зоны, на которые в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. распространяются суверенитет и суверенные права прибрежных государств, интенсифицируется хозяйственная деятельность за пределами акваторий, находящихся под национальной юрисдикцией.
Северный Ледовитый океан становится стратегическим ресурсом человечества, однако технологически сложные виды его освоения доступны лишь отдельным, наиболее развитым странам Арктического региона или ведущим арктическим державам. В их новой арктической политике декларируется проведение мер, способствующих военной, транспортной, энергетической и продовольственной безопасности, эффективному и рациональному управлению природными ресурсами, комплексному гармоничному развитию экономики, а также социально-экономическому развитию приарктических регионов, отдельных поселений и территорий. Кроме того, ими провозглашаются и осуществляются интенсивное внедрение в хозяйственную деятельность перспективных инноваций, привлечение инвестиций в технологии, предотвращение загрязнения окружающей среды, расширение знаний о природе Арктики на основе тесного сотрудничества национальных правительственных структур, научного сообщества и бизнеса.
В действительности они, де-юре поддерживая суверенные права других приарктических государств, де-факто обеспечивают доступ к пространствам и ресурсам акваторий и территорий Арктики, находящимся под национальной юрисдикцией, главным образом самим себе и транснациональным корпорациям. При этом в арктических государствах Европы и Европейском Союзе в целом, Канаде, Соединенных Штатах Америки происходит переход от секторального (отраслевого) или сугубо регионального к комплексному (интегрированному) развитию приарктических геоторий, повышаются
эффективность и качество государственного управления как ответ на возникающие глобальные вызовы, имеющие как сетевой, так и иерархический характер, реализуется тенденция роста усилий государств по обеспечению участия гражданского общества в управлении социально-экономическим развитием Арктики [4].
Более того, в них в настоящее время происходит активное формирование воспроизводственного ядра экономики, основанного на новейшей технологической базе. Стратегическая значимость этого тренда объясняется тем фактом, что страны, претендующие на заметную роль в Арктике и при этом не успевшие сформировать воспроизводственную систему, базирующуюся на технологиях нового уклада, в достаточно короткие сроки столкнутся с реальной опасностью превратиться в аутсайдеров, обреченных идти по догоняющему пути технологических заимствований при изучении, освоении и эксплуатации арктических пространств и ресурсов.
Обозначенные процессы происходят на фоне все большего надгосударственного управления и регулирования развитием Арктики, при котором наметился значительный разрыв между ведущими державами и остальными государствами по уровню технологической оснащенности, а значит, по возможностям комплексного изучения, освоения и использования арктических пространств и ресурсов. В некоторых влиятельных политических группах арктических держав преобладает стремление к консервации сложившейся иерархии и усугублению такого положения, что достигается путем активных действий протекционистского характера, провозглашением новой арктической политики, основанной на широко декларируемых принципах предосторожного подхода и устойчивого развития, а также необходимости интернационализации отдельных арктических геоторий, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и национальные интересы других государств. Так, например, получают развитие активно продвигаемые в международно-правовой доктрине идеи и предложения об «интернационализации» высокоширотной Арктики, например о преобразовании исторически сложившихся национальных арктических судоходных путей России и Канады (Северного морского пути и Северо-Западного прохода) в «традиционные» международные морские коммуникации, в том числе под предлогом обязательного выполнения все возрастающих стандартов экологической безопас-
ности в русле общей экологизации международного правосознания [7]. Усиливаются и сейчас активно раздающиеся голоса в пользу объявления «общим наследием человечества» некоторых акваторий, находящихся под юрисдикцией арктических государств, что обостряет проблемы делимитации арктических владений.
Для решения возникающих международно-правовых проблем на межгосударственном уровне России целесообразно обеспечить в отношении Северного морского пути примат собственных природоохранных требований, продолжая руководствоваться ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предоставляющей право прибрежным государствам принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в течение большей части года в пределах исключительной экономической зоны [2]. На федеральном уровне резко актуализируется рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания по трассам Северного морского пути». Кроме того, необходимо скорейшее образование федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути» и возложение на него функций координации работ по ледокольному, навигационно-гидрографическому и аварийно-спасательному обеспечению, а также выполнение административно-распорядительных полномочий.
При этом протекционистские меры, предпринимаемые в целях повышения конкурентоспособности собственных товаров и услуг, сфер их производства на мировых рыках, осуществляются посредством:
• частичного закрытия сегментов собственных внутренних рынков для зарубежных товаров и услуг путем применения в отношении иностранных производителей (особенно развивающихся государств) антидемпинговых процедур, защиты собственных судостроительных и судоходных рынков, включая резервирование за национальными судовладельцами значительной части грузовой базы;
• создания благоприятных условий для поддержания прежде всего своих приморских общин в Арктике, национальных рыбопромысловых флотов в обостряющейся конкуренции
в мировом рыболовстве за право пользования биоресурсами Северного Ледовитого океана, налаживания устойчивого влияния на управление гидробионтами в целях обеспечения в долгосрочной перспективе преимущественного доступа к ним;
• интенсификации освоения минеральных и энергетических ресурсов Северного Ледовитого океана, его дна и недр, континентального шельфа;
• обеспечения внедрения инновационных технологий судостроения, добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов арктического континентального шельфа, приборостроения, а также ограничения их экспорта;
• опережающего развития информационно-коммуникационных систем с использованием современных средств навигации и связи, а также другой сервисной инфраструктуры.
В дополнение к идее интернационализации некоторых ключевых арктических геоторий активно продвигаются также такие привлекательные формы перспективного развития Арктики, как рационализация эксплуатации природных ресурсов во благо будущих поколений, комплексное и гармоничное развитие экономики, упорядоченный социально-экономический рост приарктических регионов и территорий, диффузия перспективных институциональных, организационных и технологических инноваций и интенсивное их внедрение, массированное привлечение инвестиций, обеспечение экологической совместимости хозяйственной деятельности в Арктике. Развитые арктические державы уверенно контролируют территорию и акваторию, на которую распространяются их суверенитет и суверенные права, последовательно реализуют собственные национальные интересы в ключевых районах Северного Ледовитого океана, имеющих стратегическое значение в силу географического местоположения и, как правило, находящихся далеко за пределами зон их юрисдикции и традиционной ответственности, активно влияют на регуляционную деятельность международных организаций, предоставляют большой объем политических услуг населению своих стран, главная из которых — безопасность. Они практически повсеместно обладают монополией на принятие решений, а в случаях, не терпящих отлагательства, даже на насилие. Суверенитет, суверенные права и национальные интересы остальных имеют множес-
тво существенных ограничений. Другими словами, переход стран социально-экономического авангарда на инновационную траекторию устойчивого социально-экономического роста дает им неоспоримые конкурентные преимущества, особенно ощутимые в долгосрочной перспективе.
Общепринято, что в долговременной перспективе только способность осуществлять хозяйственную деятельность на достаточно высоком технологическом уровне может обеспечить поддержание экологического равновесия Планеты. Объективное обострение ряда экологических проблем мирового масштаба (загрязнение морской среды прибрежных акваторий, дефицит пресной питьевой воды, возможные глобальные изменения климата, учащающиеся природные катаклизмы и т. д.), субъективные стремления удержать и увеличить технологический отрыв ведущих арктических держав от остальных государств Арктического региона, а также необходимость оперативно реагировать и предупреждать возникновение новых вызовов и угроз обусловили следующие устремления и главные тенденции в мировой арктической политике:
• становление глобального интегрального подхода к освоению арктических пространств и ресурсов на принципах устойчивого развития и сетевого управления ими в глобальном масштабе;
• модернизация и развитие международной системы управления решением глобальных проблем современности, среди которых проблема освоения Арктики занимает особое место;
• активное стремление ведущих держав быстрее и надежнее закрепить за собой позиции и право распоряжения арктическими пространствами и ресурсами в спорных акваториях и в районах компетенции международных организаций, также усиливающих свои регуляционные функции;
• международная унификация основ национальной арктической политики других государств макрорегиона;
• неуклонное повышение экологических требований и стандартов ко всем техническим средствам и технологиям, ведущее к экологизации политики;
• одностороннее расширение масштабов изучения, освоения и использования арктических пространств и ресурсов на основе международного признания необходимости экосистемного подхода для эффективного управления всеми
видами хозяйственной деятельности, вовлечение в экономический оборот ранее недоступных ресурсов Арктики;
• пересмотр действующих международно-право-выхрежимов регулирования деятельности в районах за пределами распространения национальной юрисдикции в интересах сохранения морской среды Арктики, устойчивого развития и рационального использования водных биологических ресурсов и донных полезных ископаемых;
• ужесточение контроля за судоходством и другими видами хозяйственной деятельности в Арктике в рамках поддержания экосистемного баланса, борьбы с международным терроризмом, предупреждения транс- и внутриконти-нентального распространения оружия массового уничтожения (ядерного, химического и бактериологического), недопустимость попадания его к нелегальным негосударственным образованиям (террористическим организациям, группировкам организованной преступности и т. д.);
• развитие глобальных информационных систем и сетей двойного назначения, обеспечивающих наблюдение за Северным Ледовитым океаном и мониторинг надводной и подводной обстановки;
• смещение районов интенсивной хозяйственной деятельности к новым, формирующимся полюсам технологического, финансового и социокультурного притяжения;
• формирование ведущими арктическими державами во всемирном масштабе культа потребления для продвижения собственных товаров и услуг, а также все убыстряющийся темп их появления.
Ведущие арктические державы уже влияют и будут усиливать свое влияние на решение политических, международно-правовых и других практических вопросов социально-экономического развития развивающихся государств. Тем самым арктическая политика обретает функции одного из системообразующих факторов развития глобальной политической организации миропорядка [1].
Усугубляющееся технологическое отставание развивающихся государств предопределяет им путь догоняющего развития. Те из них, которые отличаются высокими темпами роста экономики (как и развитые арктические державы), наращивают ударную мощь своих вооруженных сил, интенсифицируют хозяйственную деятельность, сосредоточивают политические
и административные усилия на консолидации секторального управления и преодолении конфликтности между ее видами. Основное внимание уделяется формированию и реализации новой арктической политики для получения всех выгод от комплексного использования арктических пространств и ресурсов в средне- и долгосрочной перспективе.
Интенсивно развивающиеся государства, в том числе экстерриториальные (Китай, Индия, Бразилия), стремятся ко все более активному участию в освоении арктических пространств и ресурсов, для чего повсеместно развивают новые технологии на основе достижений научно-технического прогресса, к основным и перспективным направлениям которого относятся:
• разработка, экспериментальное и промышленное внедрение технологий добычи, переработки и транспортировки ранее недоступных для массового освоения природных океанических ресурсов (добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, на дне Северного Ледовитого океана и в его недрах, в пелагиале открытого моря за пределами зон национальной юрисдикции, в экстремальных климатических условиях и на больших глубинах, опреснение воды и т. д.);
• производство энергии путем использования неисчерпаемых источников и действия микроорганизмов для создания нетрадиционных способов ее получения;
• строительство и использование искусственных островов, установок и сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов по морскому дну;
• симбиотическое развитие био-, нано- и информационно-коммуникационных технологий (формирование информационной гиперсети);
• комплексная автоматизация и дистанционное управление производственными процессами на базе микроэлектроники, наносистем, прецизионных технологий и микропроцессорной схематехники;
• совершенствование и повсеместное внедрение калстехнологий для создания и научно-технологического сопровождения продукта на протяжении всего его жизненного цикла—от проектирования и производства до послепродажного обслуживания и утилизации (CALS-технологии — от англ. Continuous Acquisition and Life Cycle Support — уже сейчас начинают фрагментарно исполь-
зоваться в судостроительной промышленности нашей страны; можно ожидать их дальнейшего развития в появлении, условно говоря, метакалс-технологий — если калстехнологии воплощают посредством информационных систем стандарты, в которых даны описания всех этапов жизненного цикла, то метакалстехнологии реализуют в компьютерных программах стандартные требования к самим стандартам);
• развитие марикультуры, селекция, генетическое конструирование и выращивание водных биоресурсов с заданными характеристиками;
• создание новой перспективной эргономичной и безопасной техники, в том числе энергонасыщенной, мультифункционалъных и новых («умных») материалов, изменяющих свои физические свойства при изменении окружающих условий и созданных с применением интеллектуальных компьютерных систем;
• формирование и развитие сложных систем, обеспечивающих процессы моделирования климата и способствующих выяснению стрессовой экологической ситуации, а также взаимодействия между антропогенными и природными системами;
• разработка комплексных интегрированных схем планирования развития приарктических городов и регионов, совершенствование управленческих и организационных подходов к управлению социально-экономическим развитием (управление рисками, самоорганизующиеся и самовосстанавливающиеся системы) с повышенным доверием к системному моделированию и симуляционным расчетам [3];
• внедрение технологий устойчивого развития, учитывающих совершенствование управления природными ресурсами и состоянием окружающей среды, устранение негативных последствий научно-технического прогресса, использование нетрадиционных (альтернативных) ресурсосберегающих источников энергии.
В целом можно выявить десять общих перспективных приоритетных направлений, влияющих на социально-экономическое развитие Арктики, которые в свою очередь можно разделить на две группы.
В первую группу научно-технических приоритетов попадают те, которые определяются кластерным взаимосвязанным характером (кластер здесь — совокупность сопряженных между собой технологий, универсальных по своему принципу и
обладающих высоким потенциалом создания новой продукции многоотраслевого назначения).
1. Информационные и коммуникационные технологии, а здесь миниатюризация конструкций, усложнение информационных систем, масштабное расширение полос передачи информации, мобильный доступ к сетям, создание дружественного для пользователя информационного окружения, разработка искусственного интеллекта и т. д. Все перечисленные направления окажут революционное влияние на информационное обеспечение устойчивого развития Арктики.
2. Наука о генах, генная инженерия, биотехнологии, завершение программирования генома человека, а здесь новые методы терапии и диагностики заболеваний, переход от «биохимии» к «фармогенетике», конструирование и выращивание биоресурсов для промышленного производства с наперед заданными характеристиками, переход к инновационному использованию генетических биоресурсов на базе биотехнологий и схем безотходной переработки морепродуктов, технологии получения полезной продукции из отходов базовых рыбоперерабатывающих производств, а также из неиспользуемых или нетрадиционных видов гидробионтов (в том числе биоактивных веществ, ферментативных белковых гидролизатов, лекарственных лечебно-профилактических средств и т. д.). Использование действия микроорганизмов для создания альтернативных источников энергии, в том числе для экологически чистого топлива, использование микроорганизмов в гидрометаллургии для «выщелачивания» ценных металлов. Переход от прежде довлеющих «технотронных» аспектов жизнедеятельности к биологическим. Геномика, нутригеномика, протеомика, системная биология, биоинформатика и другие научные дисциплины, ДНК-чипы, медицинские микророботы, выращивание органоидов, таргетированная доставка лекарств, создание электронно-информационных «профилей» пациентов, генетическое «картирование» и прочие подобные перспективные технологии должны открыть новый этап развития биомедицины, что чрезвычайно актуально для Арктики. Следует отметить, что самые прорывные направления инспирируются разработками в области биологии (наноструктурированные биоматериалы, биомолекулярные двигатели, самогенерерующие искусственные системы, чипы с биомолекулами, чипы на ДНК и протеинах).
3. Наука о наносистемах и прецизионных технологиях, а здесь производство и обработка сверхмалых объектов и молекулярных архитектур с новыми свойствами (пленки атомарных размеров, ультраточные приемы горизонтального и вертикального структурирования материалов, пограничные слои и поверхности, технологии «самосборки», имплантанты, микропроникающая хирургия, искусственные антитела, новые лазеры и др.), что окажет серьезное влияние на социально-экономическое развитие арктических геоторий.
4. Новая перспективная эргономичная и безопасная техника, в том числе высокоскоростные амфибийные транспортные средства на динамической и статической воздушной подушке (включая суда на воздушной подушке, плавающие амфибии с колесным или гусеничным шасси, платформы на воздушной подушке: самоходные, буксируемые, ледокольные, технологические; гидросамолеты-амфибии, экранопланы-амфибии, самолеты с шасси на воздушной подушке) для развития транспортной системы регионов Крайнего Севера. Спектр ее применения широк и включает в себя как минимум несколько направлений:
1) грузопассажирские перевозки между населенными пунктами, не связанными наземной инфраструктурой в целях повышения скорости и транспортной доступности приарктических территорий;
2) обеспечение круглогодичной навигации в суровых климатических условиях, каботажное плавание, организация транспортного сообщения между отдаленными районами на трассе Севмор-пути, в том числе для оказания первой медицинской помощи, доставки стратегических грузов, а также вывоза ценных видов сырья с малым удельным весом (рудные концентраты редких металлов, алмазы и алмазная крошка и т. д.);
3) обеспечение потребностей разведки и разработки углеводородных месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации в Арктике, включая обслуживание буровых платформ (транспортировка необходимых грузов и персонала), сбор и доставку буровых кернов в места лабораторных исследований;
4) осуществление спасательных операций, оказание помощи терпящим бедствие (вследствие природных и антропогенных катастроф) судам, кораблям, подводным лодкам, летательным аппаратам и приводнившимся космическим объектам;
5) предотвращение и быстрое реагирование на угрозы различного характера с морских направлений, защита государственной границы Российской Федерации в Арктике, предупреждение террористических актов на море и прочих угроз национальной безопасности в Северном Ледовитом океане [5]. Кроме того, компьютеризированные системы мониторинга перевозок с применением спутников, системы измерений и контроля, способствующие выбору оптимальных характеристик эксплуатации технических средств, промышленные роботы и манипуляторы, обладающие искусственным зрением, воспринимающие речевые команды, программируемые и быстро приспособляющиеся к изменяющимся условиям.
5. Освоение прогрессивных технологий, включая изготовление моделей и прототипов с помощью стереолитографии, позволяющей создавать высокоточные функциональные физические модели, мембранные технологии, основанные на применении специальных материалов, осуществляющих избирательное поглощение и выделение определенных химических веществ, плазменные технологии, технологии обработки металлических и неметаллических материалов с использованием импульсных нагрузок и сверхвысоких давлений, технологии с использованием радиационной обработки полимерных материалов для улучшения их потребительских свойств.
6. Прогрессивные материалы, т. е. мультифунк-циональные и «умные» материалы с продолжительным сроком службы, возможностями повторного использования и устойчивостью к биоразлагае-мости, изменяющие свои физические свойства при изменении окружающих условий и созданные с применением интеллектуальных компьютерных систем, которые призваны обеспечить инновационные преобразования в Арктике. Сюда же следует отнести специализированные конструкционные материалы в так называемом северном исполнении, адаптированные к арктическим условиям, «самосборку» материалов и устройств, материалы, созданные на принципах биомимикрии, биосенсоры, биодетекторы, которые обладают значительным потенциалом дальнейшей коммерциализации.
7. Комплексные и сложные системы, описывающие процессы моделирования климата, состояния стрессовой экологической ситуации, взаимодействия между социальными и природными системами, а также комплексные системы планирования арктических городов и регионов
Вторая группа научно-технологических приоритетов обусловлена формированием потребностей общественного развития.
8. Науки о накоплении знаний, включая эффективное и широкое применение «мягких» технологий, динамичных и дистрибутивных баз данных, новых форм организации бизнеса.
9. Здравоохранение, в котором кардинальные прорывы предвидятся в «тканевой» инженерии, клеточной биологии, создании искусственных органов, ксенотрансплантации, геронтологии, «электронном» здравоохранении. Перемены в образе жизни и культуре питания приведут к появлению новых заболеваний и распространению вновь появившихся их старых разновидностей в более вирулентных формах, что окажет влияние на демографические тенденции в приарктических регионах
10. Технологии устойчивого развития, учитывающие совершенствование управления природными ресурсами и состоянием окружающей среды, управление рисками и устранение негативных последствий НТП, быстро перестраиваемые и гибкие производственные системы для оптимального управления материальными потоками по ходу полностью автоматизированного производства, системы автоматизированного проектирования и автоматизированных рабочих мест, интегрированные системы управления производством, сохранение устойчивости энергетических систем и внедрения нетрадиционных (альтернативных) ресурсосберегающих источников энергии, связанных с освоением возобновляемых или неисчерпаемых энергоресурсов, имеющих своим истоком энергию Солнца (круговорот воды и водотоки, тепловую океаническую, в том числе за счет температурного градиента воды, ветровую, волновую, собственно солнечную), планетарную гравитационную энергию (приливы и отливы), внутреннюю тепловую энергию Земли (геотермальную), а также с опреснением воды, добычей рудных полезных ископаемых и многокомпонентных образований, включающих же-лезомарганцевые конкреции, кобальто-марганцевые корки, полиметаллические сульфидные руды и т. д., новые эффективные методы и средства обработки, транспортирования и захоронения радиоактивных отходов, безопасной ликвидации атомных энергетических установок, оборудование для реакторов на быстрых нейтронах, воспроизводящих в процессе работы ядерное топливо, а также высокотемпературных ядерных энергетических установок многоцелевого назначения.
Страны, которые успеют своевременно завершить процесс перехода своих экономик к воспроизводственной системе, основанной на технологиях нового уклада и, соответственно, будут обладать всеми правами на ключевые технологии и бренды, а следовательно, осуществлять контроль над глобальными товаропроводящими сетями, приобретут возможность извлекать со всего мира своеобразную «технологическую ренту». Междисциплинарность НИОКР, разработка конвергентных технологий, усиление диффузии и проникновение современных высоких технологий в производственную сферу (промышленность, транспорт, рыбохозяйственный комплекс) требуют интенсификации сотрудничества и кооперации внутри научного сообщества, партнерских отношений между наукой, частным бизнесом, промышленностью, органами государственной власти на региональном, федеральном и международном уровнях, укрепляя вертикальные и горизонтальные сетевые связи.
В современном глобализирующемся мире также имеет значение смещение локуса власти из экономической сферы в политическую, когда влияние того или иного субъекта международных отношений определяется не столько его финансово-экономическим потенциалом, сколько адекватным позиционированием в глобальной системе координат, а также вытеснением физической силы интеллектуальными ресурсами—главным источником инноваций в экономической сфере и основным фактором в определении векторов внутренней и внешней политики государства. К безусловным атрибутам постиндустриальной трансформации относятся смена классовой структуры общества статусной стратификацией, обусловленной профессиональной подготовленностью, и переход от случайного к детерминированному характеру появления и внедрения технологических, организационных и институциональных инноваций, закономерный в связи с полномасштабным становлением методологии долгосрочного прогнозирования; наконец, примат рациональной калькуляции и квантификации перед интуицией в процессе принятия стратегических решений. Следует учитывать и резко увеличившуюся скорость изменений в окружающем мире, которая выражается в быстрой смене экономических, политических и прочих моделей мироустройства, моральных и нравственных установок, в постоянном появлении новых видов товаров и услуг, а также в практически мгновенном их моральном устаревании, в технологической гонке, в перманентном возникновении нетрадиционных вызовов и угроз устойчивому развитию как глобальных,
так и локальных. Все перечисленное в высшей степени применимо к арктической политике. Уже сейчас наблюдаются первые признаки опережающего роста сферы услуг в Арктике, включая элементы сервисной экономики (логистика, информационное обеспечение, гидрография, гидрометеорология и т. д.), а также туристско-рекреационный бизнес, по сравнению со сферой промышленного производства.
Происходящее формирование нового технико-экономического уклада в развитых странах циркумполярного пояса резко актуализировало и вывело на качественно иной уровень многие вопросы, связанные как с концептуальным обоснованием, так и с практикой пространственного развития Арктической зоны Российской Федерации. Определяющее место среди них занимает прогностическая проблематика. Объективные закономерности перехода к инновационной траектории устойчивого роста региона, внедрения в экономику элементов постиндустриальной общества, основанных на знаниях, и ее формализованного воплощения — национальных инновационных систем — требуют использования принципиально новых подходов к регулированию пространственного развития макрорегиона, прежде всего в направлении усиления его интегрального характера.
Список литературы
1. Арктика: зона мира и сотрудничества / отв. ред. А. В. Загорский. М.: ИМЭМО РАН, 2011.
2. Войтоловский Г. К. Динамика развития / серия публикаций под ред. проф. Г. К. Войтоловс-кого «Теория и практика морской деятельности». Вып. 5. М.: СОПС, 2005.
3. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
4. Евроатлантическое пространство безопасности / под ред. А. А. Дынкина, И. С. Иванова. М.: ЛЕНАНД, 2011.
5. Коновалов А. М. (руководитель авторского коллектива). Инновационные технологии управления / серия публикаций под ред. проф. Г. К. Войто-ловского «Теория и практика морской деятельности». Вып. 17. М.: СОПС. 2009.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утверждены Президентом Российской Федерации 18.09.2008 № Пр-1969.
7. The Arctic: A Space of Cooperation and Common Security / scientific editor A. V. Zagorsky. M. : IMEMO RAN, 2010.