Арктика: настоящее и будущее © Лукин Юрий Федорович, д.и.н., профессор, главный редактор журнала «Арктика и Север Аннотация. Обзор материалов IV международного форума 10—11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге
Ключевые слова: Российская Арктика, государство, политика, устойчивое развитие, полярные комиссии, инфраструктура, транспорт, экология, безопасность, наука, кадры
Arctic: present and future
© Yury F. Lukin, Doctor of Historical Sciences, Professor, editor-in-chief of journal "Arctic and North"
Abstract. Review of the IV International Forum on December 10—11, 2014 in St. Petersburg Keywords: Russian Arctic, state policy, sustainable development, Polar Commission, infrastructure, transport, environment, safety, science, human resources
10—11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся IV Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» под эгидой Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников». Форум открыл Артур Николаевич Чилингаров, президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
На двух пленарных заседаниях форума 10 декабря 2014 года обсуждались вопросы: «Государственная политика, направленная на устойчивое развитие Арктической зоны РФ» и «Роль общественных институтов в реализации государственной политики в АЗРФ». Затем состоялись рабочие сессии о ресурсном и транспортно-транзитном потенциале Российской Арктики.
Во второй день форума пленарное заседание 11 декабря было посвящено обсуждению темы: «Социально-экономическое развитие регионов АЗРФ». Также прошли две сессии о роли и возможностях региональных полярных комиссий в социально-экономическом развитии арктических территорий и развитии опорной инфраструктуры АЗРФ. На трёх круглых столах обсуждались вопросы обеспечения хозяйственной деятельности, безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности, кадрами в Российской Арктике.
Участниками форума были многочисленные представители органов власти федерального и регионального уровней: Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, федеральных министерств и ведомств, губернаторы субъектов РФ, входящих в АЗРФ. Присутствовали и выступали на форуме: С.Е. Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ; Г.С. Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга; А.В. Цибульский, заместитель министра экономического развития РФ; А.В. Олерский, заместитель министра
транспорта РФ; А.В. Фролов, руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Ю.А. Костин, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта; О.О. Клим, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта; А.Н. Ольшевский, руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути»; С.Г. Антонов, заместитель генерального директора по корпоративному развитию ФГУП «Росморпорт»; К.А. Степаньян, заместитель генерального директора по морским перевозкам ОАО «Совфрахт»; В.В. Степов, вице-президент ОАО «Российские железные дороги»; М.Н. Хайлов, заместитель руководителя Федерального космического агентства; А.А. Буров, председатель Совета директоров ОАО МК «Белкомур» и другие топ-менеджеры.
По составу представителей федеральных и региональных органов власти и управления, промышленных, судостроительных, транспортных и других компаний Питерский форум 10—11 декабря 2014 года несомненно был самым представительным в прошедшем году. Завершая годовую программу конгрессных мероприятий, посвящённых вопросам развития Арктического региона в России, форум «Арктика: настоящее и будущее» стал кульминационным событием, объединяющим все принятые за год решения и консолидирующим усилия власти, бизнеса и общественности по их реализации. Думаю, что в немалой степени благодаря авторитету полярного лидера А.Н. Чилингарова. Прозвучало немало содержательных отчётов, презентаций руководителей федеральных министерств и ведомств.
Были ли такими же адекватными составу топ-менеджеров, полярников принятые решения — это остаётся, как говорится, за кадром. Для широкой общественности принятые на форуме решения остались пока неизвестными. Было продекларировано, что «итоговая резолюция форума с предложениями и рекомендациями станет отправной точкой для формирования повестки работы организаций, участвующих в разработке и реализации различных проектов в Арктике, в 2015 году. Документ также будет направлен в органы власти для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере устойчивого развития Арктики». В заявленной концепции предполагалось представить общественный продукт форума — общественную резолюцию. Хотелось бы познакомиться с этим продуктом и проанализировать его.
На форуме работала выставка, где демонстрировались новейшие технологии и разработки в сфере разведки и добычи полезных ископаемых, развития транспортного комплекса, навигационного обеспечения, строительства, научно-исследовательской деятельности, судостроения и судоходства.
Одной из особенностей декабрьского Питерского форума стала презентация в его рамках механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общественности, созданные «Ассоциацией полярников» (АСПОЛ): а) Общественные комиссии по актуальным для развития Арктической зоны РФ направлениям деятельности; б) Полярные комиссии в составе органов власти в субъектах РФ. В первый день форума прошли стратегические сессии общественных комиссий Ассоциации полярников, созданной в 1991 году, по трём направлениям: экология, наука и технологии, наука и высшая школа, социальные проекты. Некоторые отправные моменты о том, как сделать работу АСПОЛ более эффективной, были кратко намечены ещё ранее в обращении А.Н. Чилингарова к съезду АСПОЛ 1.
На форуме в Санкт-Петербурге прозвучало немало интересных докладов практически по всем направлениям жизнедеятельности в Арктике. В данном кратком обзоре нереально даже просто перечислить все высказанные соображения, конкретные предложения из той богатейшей сокровищницы информации, которая прозвучала в выступлениях, осталась в презентациях докладчиков и ещё ждёт своих исследователей 2. А.В. Котов и А.Н. Пилясов, например, говоря о стратегическом управлении Российской Арктикой, сформулировали предложения о центре ответственности, модели Арктического федерального округа.
PCMfi -f
В России новый центр ответственности за выработку федеральной политики
может стать:
www.russiancouncil.ru
1) либо самостоятельным Министерством Правительства РФ;
в структуре
2) либо Министерством, - учитывая важное оборонное и стратегическое значение Арктики, напрямую подчиненным Президенту РФ (как Министерство обороны, МЧС России);
3) либо агентством в структуре Минэкономразвития России. Работая под эгидой Минэкономразвития России, агентство могло было бы объединить и координировать усилия всех сегодня разрозненных ученых советов, комиссий, административных структур, занимающихся северной и арктической проблематикой.
1 Обращение А.Н. Чилингарова. URL: http://www.ec-arctic.ru/media/pic_full/0/563.jpg (дата обращения: 28.01.2015)
2 См. раздел «Материалы российских конференций, презентации» в «Арктической энциклопедии» журнала «Арктика и Север». URL: http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/ind.php
РСМД
Модели
Арктического федерального округа
www.russiancouncil.ru
Критерий Модель 1 (жесткий вариант) Модель 2 (промежуточный) Модель 3 (мягкий вариант)
Цель Встраивание российской Арктики в существующую систему федеральных округов Явно укрепить экономические связи Арктической зоны Российской Федерации Неявно укрепить связи в Арктической зоне Российской Федерации через информационные потоки
Доминирующие институты Федеральные Региональные Местные/региональные
Иерархия/отношения участников Централизованный характер, однонаправленное воздействие на объект Многосубъ ектный одноуровневый характер Наборы отношений гражданского, экономического и другого характера многих видов
Возможности международного сотрудничества Определенность работы и форматов сотрудничества, заданных федеральным центром. Сила мнения федерального центра, подкрепленная бюджетными возможностями Обособленность участников, легкий вход и выход из проектов; существует проблема взаимоувязки интересов всех акторов Большие массивы информации, открывающие многообразие путей сотрудничества
Рисунки 1, 2. © Котов A.B. и Пилясов А.Н.
Состав Арктической зоны Российской Федерации
Рисунок 3. Состав АЗРФ в 2014 г./ © Цибульский A.B. На данном рисунке представлена карта Арктической зоны Российской Федерации. Для тех специалистов, кто занимается проблематикой Севморпути, представляют интерес карта акватории Северного морского пути и статистика, которые презентовал руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути» А.Н. Ольшевский (рисунки 4,5).
Рисунок 4. Карта акватории Северного морского пути/ © А.Н. Ольшевский
ФГКУ «Администрация Севморпути»
Объемы перевозки грузов по Севморпути по состоянию на 01 декабря 2013 и 2014 года (тысячи тонн)
На 01.12.2013 На 01.12.2014 увеличение/ уменьшение
порты СМП 2 602 3 512 + 910 (35 %)
транзит 1 176 274 - 902 (77 %)
Всего 3 778 3 786 + 8 (0,2 %)
Рисунок 5. Объёмы перевозок грузов по СМП в 2013, 2014 гг./ © А.Н. Ольшевский