Научная статья на тему 'Арктический туризм: концептуальные черты и особенности'

Арктический туризм: концептуальные черты и особенности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
943
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АРКТИКА / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / АРКТИЧЕСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / ARCTIC TOURISM / ARCTIC / TOURIST ATTRACTION / NATURAL AND CULTURAL HERITAGE / ARCTIC DESTINATIONS / TERRITORIAL BRANDING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бертош Андрей Александрович

В статье дана общая характеристика отличительным чертам и особенностям концепта «арктический туризм» и проанализировано влияние особенностей арктических территорий на развитие туристской индустрии. Выделены периоды интенсификации массового спроса на арктическое направление в истории российского (советского) туризма. В контексте возрастающего общественного интереса к данным территориям рассматриваются специфика туристской привлекательности Арктики, особенности ее материального историко-культурного наследия, экологические риски развития туризма в зоне, менее всего подвергавшейся антропогенному воздействию в обозримый исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC TOURISM: CONCEPTUAL FEATURES AND PARTICULARITIES

T The general characteristic is given to the distinctive features and features of the concept of «Arctic tourism» and the influence of the features of the Arctic territories on the development of the tourism industry is analyzed in this article. The periods of intensification of mass demand for the Arctic direction in the history of Russian (Soviet) tourism are highlighted. The specifics of the tourist attractiveness of the Arctic, the features of its material historical and cultural heritage, the environmental risks of tourism development in the area least affected by anthropogenic impact in the foreseeable historical period are considered in the context of increasing public interest in the Arctic territories.

Текст научной работы на тему «Арктический туризм: концептуальные черты и особенности»

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.169-180

УДК 338.484 А. А. Бертош

АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ Аннотация

В статье дана общая характеристика отличительным чертам и особенностям концепта «арктический туризм» и проанализировано влияние особенностей арктических территорий на развитие туристской индустрии. Выделены периоды интенсификации массового спроса на арктическое направление в истории российского (советского) туризма. В контексте возрастающего общественного интереса к данным территориям рассматриваются специфика туристской привлекательности Арктики, особенности ее материального историко-культурного наследия, экологические риски развития туризма в зоне, менее всего подвергавшейся антропогенному воздействию в обозримый исторический период. Ключевые слова:

арктический туризм, Арктика, туристская привлекательность, природное и культурное наследие, арктические дестинации, территориальный брендинг.

A. A. Bertosh

ARCTIC TOURISM: CONCEPTUAL FEATURES AND PARTICULARITIES

Abstract

The general characteristic is given to the distinctive features and features of the concept of «Arctic tourism» and the influence of the features of the Arctic territories on the development of the tourism industry is analyzed in this article. The periods of intensification of mass demand for the Arctic direction in the history of Russian (Soviet) tourism are highlighted. The specifics of the tourist attractiveness of the Arctic, the features of its material historical and cultural heritage, the environmental risks of tourism development in the area least affected by anthropogenic impact in the foreseeable historical period are considered in the context of increasing public interest in the Arctic territories. Keywords:

Arctic tourism, Arctic, tourist attraction, natural and cultural heritage, Arctic destinations, territorial branding.

В настоящее время, несмотря на интерес научного сообщества к теме арктического направления туризма, что нашло отражение в ряде недавних публикаций [Арктический туризм..., 2016; Васильева, Муратова, 2016; Голубчиков, Кружалин, 2017; Желнина, Белевских, 2018], не существует общепризнанного устоявшегося определения термина «арктический туризм», хотя само понятие получило широкое распространение и употребляется в том числе и в официальных государственных документах (например, в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ [О Стратегии., ЭР]). Для анализа особенностей этого туристского направления необходимо уточнить, что именно вкладывается в данный концепт, выделить территориальные рамки феномена и формирующие его характерные черты.

Определение «арктического туризма» как посещения Арктики в рекреационных, познавательных, спортивных, религиозных и иных подобных

целях, не связанных с получением прибыли и осуществлением трудовой деятельности, является логичным, но требует дополнительной конкретизации. Выявление концептуальных черт этого туристского направления затруднено вариативностью самого понятия «Арктика», которое может иметь различные географические, климато-биологические, административные, социально-экономические и культурологические трактовки. В недавнее время опубликован ряд исследований, предлагающих различные варианты концептуализации данного понятия [Харлампьева, 2014; Лукин, 2015; Жигунов, 2016], в которых тематика туризма затрагивается только косвенно. Кроме того, часть общества воспринимает в качестве «арктических» те туристские направления, которые имеют к Арктике лишь условную привязку. В некоторых случаях формирование и популяризация данного искаженного восприятия может быть частью маркетинговой стратегии, направленной на продвижение локальных дестинаций под «арктическим» брендом. Сложности вызывает также смысловое и практическое выделение арктического направления из категории «северный туризм» [Белевских, 2015].

В этой связи представляется уместным определить территориальные рамки региона, в котором могут реализовываться практики арктического туризма, следующим образом: Северный Ледовитый океан, северная часть Атлантического и Тихого океанов, острова и архипелаги в их акваториях, а также материковые территории на севере Евразии и Северной Америки, расположенные в арктическом и субарктическом климатических поясах, относящиеся к природным зонам арктической пустыни, тундры и лесотундры.

К общим чертам указанных районов, формирующим их уникальность, можно отнести климат, флору и фауну, наличие полярной ночи и/или полярного дня, сравнительно высокую частоту появления полярного сияния и некоторые другие особенности.

Арктические территории имеют ряд характерных черт, оказывающих значительное влияние на туристскую индустрию:

• удаленность и труднодоступность многих привлекательных для туристов районов, что значительно увеличивает стоимость их посещения;

• сильная зависимость организации туристской деятельности от сезонных факторов; фактическая недоступность некоторых аттрактивных мест на протяжении длительных периодов в течение года;

• необходимость учитывать природно-климатические факторы при планировании и организации туризма (полярные день и ночь, погодные условия и т. д.);

• социально-экономическая специфика арктической зоны: низкая плотность населения и неравномерность его распределения, высокая урбанизированность, очаговый характер инфраструктуры, доминирующая роль некоторых отраслей экономики (добыча углеводородного сырья и других полезных ископаемых, тяжелая промышленность и т. п.), влияние реализуемых мегапроектов (транспортных, энергетических и иных), присутствие военных и т.д.;

• административные ограничения на посещение некоторых районов (пограничные зоны, закрытые территории и т.п.), что фактически выводит их за рамки массовой туриндустрии.

С точки зрения брендирования и организации туризма Арктику можно условно разделить на два сектора, которые, будучи взаимосвязанными и обладая рядом схожих черт, существенно отличаются друг от друга:

• океанический (акватории океанов, островные территории, прибрежные зоны) — распространенность морских средств передвижения (включая ледокольные суда), соответствие стереотипным представлениям об Арктике (шельфовые ледники, айсберги и т. п.), специфическая фауна, ассоциируемая в массовом сознании с арктическими территориями (морские млекопитающие, белые медведи и т. д.), проживание коренных северных народов, чья хозяйственно-экономическая деятельность традиционно связана с морем [Белевских и др., 2018];

• континентальный (внутренние арктические районы Северной Америки и Евразии) — распространенность наземных и речных средств передвижения, преобладание тундры и характерного для нее природного мира, специфика традиционных форм природопользования и хозяйствования коренных народов, в том числе широкое распространение оленеводства в Евразийской Арктике.

Одновременно с этим представляется логичным разграничивать понятия «арктический туризм» и «северный туризм». Данные направления, будучи схожими по ряду параметров (суровость климатических условий, распространение некоторых специфических форм экономической деятельности, проживание коренных народов и групп старожильческого населения), тем не менее обладают собственной уникальностью. К отличительным чертам северного туризма можно отнести: более выраженную, по сравнению с Арктикой, сезонность; преимущественную локализацию в природно-климатической зоне бореальных (северных) лесов, с соответствующими флорой и фауной; большую плотность населения; сравнительно более высокий уровень развития инфраструктуры.

Арктический туризм, как и любое другое туристское направление, формируется на основе сочетания объективно существующих факторов аттрактивности и создаваемых на их базе турпродуктов, ориентированных на конечного потребителя. Бытующее во многих культурах восприятие Арктики как таинственной мистической территории, отраженное в мифах, легендах и сказках, провоцирует интерес к ней. На создание туристских брендов, помимо природно-географических, историко-культурных и социально-экономических условий, могут оказывать значительное влияние целевые установки государственных и общественных структур, а также маркетинговые стратегии бизнеса.

Основу туристской привлекательности Арктики составляют ее географическое положение и природно-климатические особенности. С арктическими районами Земли часто ассоциируется понятие «пустота»: отсутствие суши в районе Северного полюса, цветовое однообразие (постоянное или длящееся значительную часть года), огромные пространства без людей и населенных пунктов. Эта «пустота» привлекает в высокие широты туристов, стремящихся получить эмоциональную разгрузку. Кроме того, арктическое побережье в физико-географическом смысле соответствует ментальному понятию «край Земли», куда, в представлении людей, можно «сбежать» от рутинной повседневности и текущих проблем. Высокой туристской привлекательностью обладает сам Северный полюс, посещение которого имеет в основном символическое значение, так как климат, пейзаж и фауна в этой точке

принципиально не отличаются от территорий в радиусе нескольких сотен километров вокруг. Ледокольные круизы к Северному полюсу, являясь одним из самых дорогих направлений арктического туризма, продолжают пользоваться устойчивым спросом.

Климатические особенности Арктики, осложняющие проживание и хозяйственную деятельность, парадоксальным образом являются составной частью ее туристской привлекательности. Продолжительная, холодная зима, штормы и бураны, низкие температуры и другие схожие природные явления привлекают желающих побывать в экстремальных условиях. Проявляет интерес туриндустрия и к «полюсам холода» Северного полушария (пунктам с самой низкой зафиксированной температурой), расположенным в Якутии. Климатическая специфика арктической и субарктической зон создает некоторые конкурентные преимущества для продвижения зимних видов спорта и рекреации. Например, большая, чем в других регионах России, продолжительность горнолыжного сезона в Мурманской обл. является значимым фактором привлечения туристов.

Снег и лед, однозначно ассоциируемые с Арктикой, также можно отнести к природным явлениям, определяющим туристский спрос. Но если айсберги и шельфовые ледники являются чертой, характерной именно для полярных широт, то обильный сезонный снежный покров и многолетние льды встречаются в разных районах земного шара. В этом контексте уместнее говорить не об уникальности данных факторов, а об их актуализации туриндустрией. Восприятие этих природных явлений туристами во многом зависит от климатических особенностей региона их постоянного проживания.

Неотъемлемую часть туристского бренда арктической зоны составляют полярные ночь и день, во время которых солнце не восходит или не заходит соответственно на протяжении более 24 часов. Полярная ночь, являющаяся необычным феноменом, который может заинтересовать посещающих высокие широты, тем не менее ограничивает деятельность в Арктике, препятствуя непосредственному визуальному восприятию окружающей среды, очень важному для туризма. Полярный день, наоборот, помимо того, что обладает самостоятельной привлекательностью как природное явление, позволяет увеличивать продолжительность туристской активности в течение суток. К этому можно добавить романтизированный образ «полуночного солнца», который упоминался еще в древних мифах и у античных авторов и продолжал использоваться писателями в дальнейшем.

Важным фактором туристской привлекательности арктических регионов является полярное сияние. Мистическое отношение к данному феномену, существующее в некоторых культурах, в настоящее время активно эксплуатируется туриндустрией. Визиты с целью наблюдений за сиянием, особенно популярные среди туристов из Юго-Восточной Азии, уже фактически оформились в самостоятельное направление внутри арктического туризма. Данный вид туристской практики жестко определяется сезонными факторами, так как во время полярного дня и переходных периодов, которые в Арктике занимают значительную часть года, сияние недоступно для визуального наблюдения.

Объектом туристского притяжения выступают также арктические природные ландшафты, которые могут значительно различаться. Для океанического направления туризма — это акватории, покрытые льдом или доступные для свободной навигации (в зависимости от времени года и региона),

а также побережье материков, острова и архипелаги, по большей части представляющие собой арктическую пустыню или тундру с соответствующим растительным и животным миром. Именно в этой природной зоне обитают представители фауны, наиболее отвечающие массовым представлениям о природе Арктики: китообразные и ластоногие морские млекопитающие, а также белый медведь, фактически ставший символом циркумполярных территорий.

Континентальный арктический туризм организован в климатических поясах тундры и лесотундры, где на протяжении значительной части года присутствует снежный покров. Природный мир здесь гораздо разнообразнее, чем в океаническом секторе Арктики, поэтому, помимо познавательных форм туризма, в основном связанных с наблюдением, широко распространены такие направления туриндустрии, как охота и рыбалка. Животным, ассоциирующимся в массовом сознании с тундровой зоной, является северный олень, который встречается здесь как в естественной среде обитания, так и в качестве объекта сельского хозяйства.

Историко-культурные ресурсы в Арктике также имеют существенные отличия в зависимости от региона. На островах, архипелагах и побережье материков материальное наследие формируется из нескольких крупных составляющих:

• археологические свидетельства, оставшиеся от древнейших обитателей этих районов;

• артефакты, связанные с коренными народами, для которых традиционными являются морские промыслы;

• историко-культурное наследие старожильческого населения (на арктическом побережье России к старожилам можно отнести этнографическую группу русских поморов, а также потомков первопроходцев, имеющих различное этническое происхождение) (см. рис. 1);

Рис. 1. Здание церкви Преображения Господня, 1878 г. Территория упразднённого поселения Рында, Ловозерский район, Мурманская обл. (фото А. А. Бертош, 2018)

• объекты, связанные с многовековой историей географических открытий, изучения и освоения Арктики — материальное наследие эпохи викингов, следы исследовательских экспедиций, артефакты, имеющие отношение к первопроходцам (захоронения, территории временных и постоянных исторических поселений, навигационные знаки и т.п.) (см. рис. 2);

• памятники индустриального освоения арктической зоны в ХХ-ХХ1 вв. (гидрометеостанции и научно-исследовательские базы, маяки и иные средства обеспечения навигации, объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, сооружения промышленного и военного назначения) (см. рис. 3).

Рис. 2. Табличка на скале, посвящённая 100-летию завершения экспедиции на шхуне «Святой мученик Фока». Территория упразднённого поселения Рында, Ловозерский район, Мурманская обл. (фото А. А. Бертош, 2018,)

В материальном наследии континентальной части Арктики, помимо объектов, сопоставимых с вышеназванными (археологические памятники, объекты индустриального периода), можно выделить следующие группы:

• артефакты, связанные с коренными народами, ведущими кочевой или оседлый образ жизни в тундровой и лесотундровой природных зонах, а также наследие старожильческого населения;

• объекты периода освоения и колонизации северных пространств (исторические поселения, центры торговли и промыслов, фортификационные сооружения, а также иное материальное наследие той эпохи);

• памятники истории Второй мировой войны (арктическими регионами, где шли масштабные бои на суше, были Норвегия и Мурманская обл. СССР). Характерной особенностью материального культурного наследия Арктики

является то, что значительная часть его не обладает самостоятельной туристской привлекательностью. Для интеграции некоторых памятников в практики туриндустрии необходима их целенаправленная актуализация: включение в экскурсионные маршруты, популяризация, музеефикация и т. п. При этом часть объектов, обладающих историко-культурной ценностью, не подходит для использования в массовом туризме (например, действующие или законсервированные объекты военной инфраструктуры, большинство памятников археологии).

Рис. 3. Заброшенный военный посёлок Гранитный, Кольский район, Мурманская обл. (фото А. А. Бертош, 2018)

Базисом привлекательности Арктики для туристов являются географическое положение и природно-климатические особенности, а также следующая из ограниченной доступности — ее сравнительно слабая подверженность антропогенным влияниям. Вместе с тем важное для познавательного туризма историко-культурное направление фокусирует внимание на объектах и местах, связанных с деятельностью людей в прошлом. Это ставит перед туриндустрией актуальную задачу, решение которой имеет важное прикладное значение, — задачу синтеза брендов, сформированных на основе концептов «девственной природы» и «истории освоения Арктики».

Несмотря на кажущееся противоречие названных моделей брендирования их сочетание позволяет формировать концепцию прошлого арктических территорий, наполненную героическим пафосом освоения негостеприимного пространства. Такой подход может выражаться в репрезентации туриндустрией истории Арктики как постоянной борьбы с суровой природой и периодического противостояния с «врагами». На оценочные характеристики и трактовку фактов

предлагаемой туристам картины прошлого оказывают влияние особенности национальных исторических школ, характерных для разных государств, а также существующая геополитическая обстановка.

Еще одним подходом, который способен объединить историко-культурные и природные факторы туристской привлекательности в единую концепцию, может являться восприятие традиционных форм хозяйствования и образа жизни коренных народов Арктики как проверенной временем устойчивой модели существования в условиях ограниченности природных ресурсов. Такая модель репрезентации прошлого применима в отношении аборигенного и старожильческого населения. Данное идейное построение, как и почти любое в гуманитарных науках, также может подвергаться влиянию существующей социально-политической обстановки.

В истории российского (советского) туризма можно выделить периоды резкого роста массового интереса к арктическому направлению:

1. Рубеж Х1Х-ХХ вв. — благодаря деятельности Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства рейсы в Арктику (по Баренцеву морю вдоль берегов Северной Норвегии и Кольского п-ова, вплоть до Новой Земли) стали доступны широким слоям населения России. Изданный в 1898 г. «Путеводитель по Северу России» сообщал: «Наш Север <.. .> одинаково интересен для ученого, путешественника, естествоиспытателя, этнографа, художника, простого туриста — любителя природы, охотника, богомольца и для предприимчивого торгового человека <...> поездка в Архангельск и по Архангельскому, а равно и по Мурманскому, побережью сделалась скорой, легкой и удобной прогулкой» [Путеводитель..., 1898: 3].

2. 1930-е гг. — в этот период были осуществлены первые советские морские круизы в высокие широты [Орлов, 2016], а также, на фоне бурного развития туристского движения, заложены основы массового туризма в некоторых регионах Советской Арктики.

3. Начало XXI в. — новый всплеск интереса к арктическому направлению туризма произошел уже в условиях рыночной экономики. Турбизнес, отвечая на появившийся спрос, стал формировать инфраструктуру и создавать новые предложения в данном сегменте. При этом, несмотря на востребованность, значительная часть турпродуктов «арктической» направленности оказалась рассчитана на богатого и сверхбогатого потребителя.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что усиление интереса к арктическому направлению туризма происходит в периоды общего повышения внимания к Арктике со стороны государства и общества. Причем эта черта характерна как для России (Советского Союза), так и для других государств. Рост востребованности арктического туризма коррелирует с увеличением значения Арктики в международной и внутриполитической повестке.

К настоящему времени сфера арктического туризма столкнулась с рядом вызовов, ответы на которые позволят определить дальнейшие пути развития отрасли.

1. Экологические риски развития туризма.

Возросший туристский трафик увеличил нагрузку на хрупкие экологические системы Арктики, особенно на расположенные в тундровой зоне. К негативным аспектам влияния туриндустрии на природу относятся:

• загрязнение окружающей среды из-за пребывания людей и формирования туристской инфраструктуры в районах, ранее мало подверженных антропогенному влиянию;

• повышение риска сознательного или случайного повреждения (уничтожения) геологических, палеонтологических и иных памятников природы;

• причинение вреда почвенно-растительному покрову тундры, на регенерацию которого требуется значительное время, в результате увеличения количества турмаршрутов и отсутствия их четкой систематизации (угрозу для почвенного слоя могут представлять пешие, гужевые и иные способы передвижения по нему, но наибольший урон наносит использование гусеничной техники);

• истощение биоресурсов из-за влияния природоориентированных видов туризма — охоты и рыбной ловли (непрофессиональные действия участников могут приводить к гибели выловленных особей даже при организации рыбалки по принципу «поймал — отпусти»);

• нарушение экологического равновесия по причине интенсивного сбора дикоросов, который может осуществляться самими туристами или организовываться турбизнесом для обеспечения гастрономического своеобразия дестинации;

• увеличение вероятности возникновения экологических катастроф и другие подобные риски.

В качестве мер, способных снизить негативное влияние туризма на природу, можно назвать:

• усиление контроля государства и общества за соблюдением природоохранного законодательства;

• просветительская работа, направленная на повышение экологической сознательности всех участников туристской деятельности;

• регулярный мониторинг экологической обстановки на территориях, активно вовлеченных в туриндустрию; оперативное реагирование в случае возникновения угроз или проблем;

• популяризация форм природоориентированного туризма, не связанных с изъятием ресурсов (различные виды экологического туризма, основанные в первую очередь на наблюдении); принятие ограничительных мер в случае нарушения природного баланса из-за чрезмерного потребления биоресурсов;

• деятельность (административная и просветительская) по систематизации туристских маршрутов с целью сокращения негативного воздействия на почвенный слой тундры; обеспечение территорий с высоким туристским трафиком инфраструктурой, направленной на сохранение природной среды (оборудованные экотропы и т. п.).

2. Проблемы использования историко-культурной среды в туриндустрии.

Интеграция материального и нематериального историко-культурного наследия Арктики в туристскую деятельность сопряжена с рядом потенциальных угроз. Помимо опасностей, связанных с увеличением трафика и развитием инфраструктуры, схожих по своему генезису с проблемами, создаваемыми туризмом для экологии (риск изменения ценных культурных ландшафтов, повреждения или уничтожения памятников истории и археологии),

взаимодействие историко-культурной среды и туриндустрии сталкивается с комплексом специфических вызовов.

Стереотипные представления об арктических территориях, существующие в массовом сознании, могут формировать определенные ожидания от их посещения. Так как туристский бизнес заинтересован, прежде всего, в удовлетворении потребностей клиента, это приводит к риску искажения истории и культурных традиций. Вульгаризация наследия коренных народов Арктики туриндустрией, которая может осуществляться в том числе при участии представителей аборигенных этнических групп, приводит к постепенному стиранию различий между традиционными образом жизни, природопользованием и культурой — и стилизацией под них. Фальсификации также могут подвергаться материальные памятники: сакральные места, жилища и др.

Активно эксплуатируются турбизнесом квазиисторические представления о существовании на арктических землях в доледниковый период развитых цивилизаций. В маркетинге могут использоваться отсылки к эзотерическим идеям об Арктике как о территории обладающей сверхъестественными свойствами. Сторонники продвижения данных концепций, зачастую, в качестве «артефактов древних культур» пытаются представить объекты природного происхождения или современные сооружения. Противовесом подобным тенденциям может стать активизация деятельности по выявлению, охране, реставрации и популяризации подлинных памятников истории, а также по сохранению и актуализации нематериального наследия аборигенного и старожильческого населения. Представляется, что просветительская работа в этом направлению, в том числе среди представителей коренных народов, сможет оказать положительное воздействие только при наличии одновременных мер по стимулированию и поддержке традиционных форм природопользования и культуры.

3. Проблема доступности арктических направлений туризма.

Несмотря на указанные выше сложности, которые развитие туризма создает для арктических регионов, туристская деятельность является одним из немногих доступных способов диверсификации экономики данных территорий. Общественный запрос на посещение Арктики нашел отклик в бизнес-сообществе, но данная тенденция столкнулась с объективными трудностями, так как арктические районы являются одними из самых труднодоступных мест на Земле. Отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения со многими регионами Арктики, сложность морской навигации и авиаперелетов в высоких широтах стали сдерживающими факторами развития здесь массовой туриндустрии.

Географическое положение, неразвитость транспорта и инфраструктуры гостеприимства, а также ценовая политика бизнеса, привели к тому, что туризм в значительной части Арктики оказался недоступен для большинства по причине очень высокой стоимости услуг. Если переход транспортной сети циркумполярного региона на качественно иной уровень является перспективой отдаленного будущего, то решение вопросов стимулирования и продвижения сравнительно доступных направлений арктического туризма, например локализованных на побережье Баренцева моря и близлежащих островах, (см. рис. 4), а также снятие административных ограничений на посещение

территорий в тех случаях, когда это является явным пережитком прошлого, может быть начато уже в настоящее время.

Бурно развивающаяся индустрия арктического туризма демонстрирует на сегодняшний день многообразие форм, типов и направлений. Объективно существующие в данной сфере трудности, обусловленные географической, климатической и экономической спецификой циркумполярного мира, дополняются негативными тенденциями, вызванными тем, что экологические и социально-культурные системы Арктики могут быть легко выведены из равновесия под воздействием внешних факторов. Перечисленные вызовы ставят перед туристской индустрией задачу формирования экономически рентабельной, устойчивой модели ее существования и развития, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон: международных организаций, государств, коренного и старожильческого населения, локальных социумов и субъектов бизнеса.

Рис. 4. Кильдин — один из самых доступных островов российской Арктики. Кольский район, Мурманская обл. (фото А. А. Бертош, 2018)

Список источников и литературы

Арктический туризм в России: научно-справочное издание / отв. ред. Ю. Ф. Лукин. Архангельск: САФУ, 2016. 256 с.

Белевских Т. В. Особенности северного туристического продукта // Арктический дизайн: актуальные проблемы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 28-31 октября 2014 г. / отв. ред. Т. В. Ашутова. Мурманск: МАГУ, 2015. С. 68-71.

Белевских Т. В., Иванова М. В., Бертош А. А. Туристская привлекательность прибрежных поселений Арктической зоны (на примере села Териберка

Мурманской области) // Арктические берега: путь к устойчивости: материалы конф. / ред. коллегия: Е. А. Румянцева (отв. ред.), Г. Г. Гогоберидзе (зам. отв. ред.), М. А. Князева. Мурманск: МАГУ, 2018. С. 366-369.

Васильева И. О., Муратова М. Н. Развитие туризма в Арктике // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53), ч. 2. С. 78-83.

Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Арктический туризм // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2017. № 3. С. 96-98.

Желнина З. Ю., Белевских Т. В. Арктический туризм. Мурманск: Баренц-Пресс, 2018. 180 с.

Жигунов А. Ю. Медиаконцепт «Арктика»: методологические подходы к исследованию // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 64-70.

Лукин Ю. Ф. Этнокультурный ландшафт Российской Арктики: от концептуализации знаний к управлению конфликтами // Арктика и Север.

2015. № 21. С. 118-143.

О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 14.10.2019).

Орлов И. Б. В «Стране ледяного ужаса»: научно-туристская экспедиция «Интуриста» в Арктику в 1931 году // Современные проблемы сервиса и туризма.

2016. Т. 10, № 4. С. 31-40.

Путеводитель по Северу России (Архангельск, Белое море, Соловецкий монастырь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора) / сост. Д. Н. Островский. СПб.: Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898. 145 с.

Харлампьева Н. К. Эволюция понятия «Арктика» // Наука и образование. 2014. № 3. С. 5-8.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бертош Андрей Александрович

аспирант ФИЦ КНЦ РАН

Bertosh Andrey A.

postgraduate of the FRC KSC RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.