Научная статья на тему 'Арктические преобразования'

Арктические преобразования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
АРКТИКА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ВАХТОВЫЙ МЕТОД / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / АРКТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Валентин Петрович

Автор рассматривает Арктику как жизненный ресурс для России; её значение будет только расти. Происходит осознание того, что Север это не балласт, от расходов на который следует избавиться. Шоковая терапия начала 1990-х гг. серьёзно подорвала развитие северных регионов, из них выехали миллионы человек, объём грузоперевозок упал в разы. Наряду с ростом производства и созданием инфраструктуры следует форсировать социальное освоение арктической зоны. Нельзя использовать для развития только или преимущественно вахтовый метод. Требуется современное обустройство существующих населённых пунктов и образование новых. В связи с потеплением климата возрастает спрос на Северный морской путь, имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими маршрутами. Целесообразно организовать широкое общественное движение “Освоение Арктики”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фёдоров Валентин Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктические преобразования»

УДК 339.9

Валентин ФЁДОРОВ

АРКТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Автор рассматривает Арктику как жизненный ресурс для России; её значение будет только расти. Происходит осознание того, что Север это не балласт, от расходов на который следует избавиться. Шоковая терапия начала 1990-х гг. серьёзно подорвала развитие северных регионов, из них выехали миллионы человек, объём грузоперевозок упал в разы. Наряду с ростом производства и созданием инфраструктуры следует форсировать социальное освоение арктической зоны. Нельзя использовать для развития только или преимущественно вахтовый метод. Требуется современное обустройство существующих населённых пунктов и образование новых. В связи с потеплением климата возрастает спрос на Северный морской путь, имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими маршрутами. Целесообразно организовать широкое общественное движение "Освоение Арктики".

Ключевые слова: Арктика, Крайний Север, Арктический совет, вахтовый метод, коренные народы Севера, арктическая цивилизация, Северный морской путь.

Арктика представляет собой жизненный ресурс для России на долгие времена. Она служит гарантией того, что при всех неблагоприятных международных событиях и возможных ошибках во внутренней экономической политике у нашей страны есть собственная надёжная опора для самосохранения, развития и обороноспособности. Реальная мощь нашего государства возрастёт, тем более что, согласно международным правовым нормам, к РФ может отойти в Арктике территория размером 1,2 млн км2. Соответствующая заявка была представлена в 2015 г. для рассмотрения в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Это повторная попытка, поскольку первую заявку, поданную в 2001 г., отклонили из-за отсутствия ряда данных1.

Арктика, являясь частью российского Севера, охватывает ряд субъектов Федерации и её территориальных образований. В то же время Крайний Север имеет другие географические координаты. Отсюда устанавливаются разные северные над-

1 О классификации морских пространств см. подробнее: [Международно-политические условия, 2015].

© Фёдоров Валентин Петрович - чл.-корр. РАН, заместитель директора Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120180514

6 Валентин Фёдоров

бавки, районные коэффициенты и прочие льготы. Время от времени состав названий по разным причинам частично обновляется (см. таблицу). Таблица Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации

1. Территория Мурманской области

2. Территория Ненецкого автономного округа

3. Территория Чукотского автономного округа

4. Территория Ямало-Ненецкого автономного округа

5.* Территория муниципального образования городского округа "Воркута" (Республика Коми)

6.* Территории Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия)

7.* Территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край)

8.* Территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Мезенский муниципальный район", "Новая Земля", "Город Новодвинск", "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск" (Архангельская область)

9. Земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР

Источник: Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296.

Территории муниципальных образований указаны в границах по состоянию на 1 апреля 2014 г.

Подобное деление площади требует тщательной выверки, ибо в противном случае оно может встретить непонимание и критику со стороны населения. Как справедливо отмечают авторы статьи "Развитие арктических территорий Республики Саха (Якутия)" Е.Г. Егоров, М.М. Никифоров, Ю.Г. Данилов, "произойдёт разъединение компактно проживающих коренных малочисленных народов Севера (эвенков, эвенов, юкагиров, долганов и чукчей) на "арктические" и "неарктические", в результате одни будут пользоваться определёнными федеральными преференциями, а другие - нет, что может породить социальные противоречия и даже конфликты между представителями одного и того же малочисленного народа" [ЭКО, 2015, № 12].

Всего в Арктике проживает более 30 местных народностей, составляющих свою особую цивилизацию1. Справедливо ожидать, что состав коренных народов Севера

1 См. подробнее: [Яковец Ю.В., 2011].

Своё критическое отношение к существующей ситуации высказала Л.П. Кононова, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации: «Необходимо отметить, что в

Современная Европа, 2018, №1

в Арктическом совете пополнится поморами, как на этом настаивают их представители. Вместе с тем нельзя не возразить против ничем не оправданных попыток зафиксировать якобы новую национальность под названием сибиряки. На фоне развивающегося демографического процесса такая инициатива не способствует национальному сплочению в нашей стране и ведёт к дезинтеграции общества.

Для координации деятельности в Арктике в 1996 г. был создан Арктический совет. Членами совета являются восемь государств: Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и Швеция, причём три последних имеют минимальный выход на Большой Север. При совете образовано несколько рабочих групп. Постоянными участниками совета стали также организации, выражающие интересы северных народностей, среди них Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Российский Север не избежал территориальных уступок, и они, к сожалению, были решены не в пользу нашей страны. Речь не идёт здесь об Аляске и Алеутских островах. Есть более поздние примеры. В 1990 г. правительство Советского Союза пошло навстречу США и уступило ценный участок Берингова моря (линия Бейкера - Шеварднадзе). Сделано это было ради поддержания хороших отношений с Вашингтоном. Эти большие ожидания не оправдались.

Не устранена опасность, нависшая над Южнокурильскими островами, передачи которых безосновательно добивается Япония. Руководство страны должно сознавать, что население не поддерживает политику территориальных уступок, чем бы они ни мотивировались.

Значение Арктики для России возрастает в связи с тем, что освоение природных богатств страны сдвигается на север и на восток. Чем дальше, тем больше будет происходить срастание на производственной базе разных природных зон.

Нередко проявлявшаяся небрежность в отношении природной чистоты белого региона привела к его загрязнению. Сейчас приступили к ликвидации накопленных свалок, причём Генеральная прокуратура РФ потребовала изменить отношение к хрупкой природе Севера и объявила экологический мониторинг одной из своих приоритетных задач [Российская газета, 29.09.2017]. Несколько лет и миллиардные суммы потребуются на создание природоохранного флота.

Если арктическая зона является передней линией, то территории, лежащие ниже на географической карте, есть тыл для неё, а без надёжного тыла нельзя рассчитывать на успех. Имеется в виду, что следует создавать современную инфраструктуру, органически включающую в себя систему река - море (в том числе ледоколы с уменьшенной осадкой), портовое хозяйство, автомобильные дороги, проведение дноуглубительных работ и др.

Одновременно должно осуществляться и социальное освоение пространства. Нельзя форсировать развитие преимущественно путём вахтового метода.

Следует согласиться с Ю.Ф. Лукиным, что "Вахтовый метод невозможно никогда полностью исключить, но и делать ставку только на него было бы крайне не-

значительной степени устарела и не отвечает современным реалиям установленная более двадцати лет назад система гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в северных районах. Также устарела и во многом необъективна система районирования Севера России, о необходимости реформирования которой говорится уже много лет».

Современная Европа, 2018, №1

дальновидно. Поэтому и вахтовый способ, и развитие уже существующих базовых поселений в Российской Арктике (и, добавим, создание новых поселений. - В.Ф.) -это единственно правильная стратегия в этом вопросе" [Лукин Ю.Ф., 2017: 83]. Происходившее на протяжении 1990-х гг. "закрытие северов", когда жители покидали с трудом обжитые места, а часто это происходило при финансовой поддержке государства, совершенно не оправданно. Вместо того чтобы стимулировать людей переселяться в новые для них места на том же Крайнем Севере, власти поощряли отток оттуда. Желавшие переехать в европейскую часть России могли претендовать на государственные субсидии, с тем чтобы приобрести там жильё, тогда как переезд в пределах северных территорий не поощрялся. К настоящему времени мало что изменилось. Глава комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Н. Харитонов приводит такие данные: "Почти 200 тысяч семей стоят в очереди на получение жилищных субсидий для того, чтобы уехать с Севера, многие ждут больше 20 лет. Почти 8 тысяч человек из них старше 80 лет" [Российская газета, 13.10.2017]. Нельзя считать, будто зауральские природные условия малопригодны для постоянного проживания. Некоторые компании, действующие на Севере, в силу обстоятельств осознают значение материальной поддержки для закрепления людей на своих производствах и предоставляют не предусмотренные государством социальные льготы работникам, такие как оплата проезда в отпуск, жилищные субсидии, подъёмные и др.

За последние десятилетия из северных регионов России выехали миллионы человек. Объём грузоперевозок по Северному пути упал в разы.

Вместе с тем в наше время, когда уходят в прошлое многие профессии, появилось новое название - арктический доктор. Программа под таким заголовком будет запущена в Мурманской области и предусматривает хорошую оплату медицинских работников. Путём закрепления кадров на постоянное местожительство и привлечения врачей из других мест власти этого субъекта Федерации надеются за десять лет существенно поправить положение дел. Эту идею поддержал президент РФ В.В. Путин [Российская газета, 03.11.2017]. В декабре 2017 г. Конституционный суд своим решением отказал муниципальным властям в праве включать северные надбавки в минимальный размер оплаты труда, чем широко пользовались на местах.

Шоковая терапия серьёзно подорвала развитие северных регионов. Именно здесь показал свою несостоятельность тезис о том, что рынок всё расставит по своим местам, что конкуренция повсюду обеспечит повышение эффективности. Меньше всего это применимо на Крайнем Севере, где требуется ощутимое присутствие государственного начала, будь то оленеводство или авиасообщение. Не потеряла своей актуальности фундаментальная коллективная монография "Российский Север: модернизация и развитие", изданная в 2012 г. Комитетом Государственной думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока и Центром стратегического партнёрства. Она содержит адекватную характеристику положения в этом регионе и рекомендации по решению стоящих перед ним проблем.

Немалый вклад в исследование Арктики вносят уральские учёные. Так, они считают, что "при разработке стратегии финансового развития территории необходимо применять принцип системности принятия решений, то есть проводить взаимоувязку целей и задач развития региона по различным секторам хозяйственной

Современная Европа, 2018, №1

деятельности: корпорации, государственное управление, домашние хозяйства. Точечное освоение природных ресурсов Арктики, практикуемое в настоящее время, не выгодно никому: корпорации несут громадные инвестиционные и эксплуатационные расходы из-за отсутствия инфраструктуры, бюджет несёт потери от различных льгот по освоению и снижения налогооблагаемой базы, работники считают себя современными людьми в Арктике и требуют повышенную заработную плату из-за социальной необустроенности"1.

Как известно, нашей экономике присуща сырьевая направленность, от которой не удаётся избавиться. Ещё более это характерно для северных районов. Такое бесперспективное существование не может продолжаться бесконечно долго. Нужны прогрессивные преобразования, чтобы преодолеть негативное наследие прошлого. Однако чёткой позиции в отношении того, что же делать, не выработано. Иногда приходится сталкиваться со странными заявлениями. Приведём цитату: "Очевидно, что на значительной части территории Крайнего Севера и Арктики создавать и развивать перерабатывающие предприятия глубокой стадии переработки вряд ли целесообразно. Только транспортная составляющая сделает неконкурентной любую продукцию". По нашему мнению, это совсем не очевидно. Подобные представления высокопоставленных лиц, ответственных за развитие северных территорий, скорее вводят в заблуждение, чем помогают делу экономического прогресса. Почему-то не учитывается транспортная составляющая при северном завозе, которую можно было бы уменьшить за счёт местного перерабатывающего производства.

Показателен такой пример. Завод в Жатае, вблизи Якутска, долгое время был судоремонтным, но потом стал судоремонтным и судостроительным, поскольку оказалось выгоднее производить на месте небольшие суда, чем их где-то покупать, в том числе и по импорту.

В своё время дальновидное решение было принято по организации в Республике Саха (Якутия) предприятий по гранению добываемых там алмазов. Следует более настойчиво работать над проблемой увеличения импортозамещения в поставках нефтегазового оборудования.

Многообещающие планы промышленного и агропромышленного развития разработаны в ЯНАО - суда-рефрижераторы, глубокая переработка оленины с выходом на экспорт, строительство рыборазводящих промыслов (река Обь, озёра). Интересен также опыт северных стран, которые создали у себя высокоэффективные предприятия и отрасли. Так, правительство Норвегии намерено форcировать развитие морских отраслей экономики, спрос на продукцию которых, как оно считает, будет возрастать. Имеются в виду продовольствие, фармацевтика, энергия, грузопотоки. Премьер-министр Эрна Сульберг назвала ресурсы океана фундаментом норвежского процветания и благополучия как в прошлом и настоящем, так и в будущем. В свою очередь, высокий представитель ЕС Федерика Могерини вместе с Еврокомиссией выдвинула в 2016 г. для широкого обсуждения 39 различных мероприятий в отношении Арктики, от экологии и до внешней безопасности.

1 [Татаркин А.И..., 2015].

Постановка вопроса весьма интересна. Вместе с тем хотелось бы видеть результаты сравнительных подсчётов, на основании которых делается вышеприведённый вывод.

Современная Европа, 2018, №1

Заслуживает к себе большего внимания положение коренных малочисленных народов Севера. Оно не было без недостатков в советское время, но значительно осложнилось со сменой режима хозяйствования. Тем не менее требуется не возврат к прошлому, а правильный баланс рыночных принципов и патернализма со стороны государства. Одновременно не следует искусственно удерживать постепенно отживающие формы жизни, такие как кочевое местожительство, родовые хозяйства, замкнутость и др. Нужно создавать и сохранять открытыми пути приобщения этого населения к образованию, в том числе высшему, современной культуре, здравоохранению. Можно отметить, что руководящие представители этих народов пользуются всеми благами современной цивилизации, живут в городских квартирах, окончили вузы, состоят на госслужбе или занимаются бизнесом, но для своих сограждан проповедают другие занятия - охоту, оленеводство и др.

Основной закон общечеловеческого развития, известный под названием закон возвышения потребностей, подрывает сами основы арктической цивилизации, он расширяет круг и социальных, и индивидуальных потребностей, ускоряет переход к современному образу жизни, приобщает к плодам научно-технического прогресса, способствует нарождению интеллигенции, в том числе технической. Происходит постепенное с исторической точки зрения исчезновение арктической цивилизации. По мере ознакомления с благами урбанизации носители северной цивилизации отдают предпочтение удобствам современной жизни по сравнению с наследием прошлого. Исчезновение цивилизаций никакая не новость в истории. Уникальность же нынешней ситуации состоит в том, что такое происходит на наших глазах, и чем быстрее продвигается освоение Арктики, тем сильнее форсируется преобразование арктической цивилизации.

Необходимость образования в современных условиях приходит в противоречие с кочевым образом жизни. Попытка разрешить это противоречие путём посещения учителями кочующих вместе с семьями детей вряд ли имеет перспективу в силу чрезвычайно высоких бюджетных затрат. Не выиграет и качество образования. Не решён до конца на федеральном уровне вопрос о регистрации (прописке), как постоянной, так и временной, что порождает трудности социально-бытового характера, например, при получении субсидий, льгот и др. Показательно также, что дети из кочевых семей, обучающиеся в школьных интернатах, далеко не всегда склонны унаследовать образ жизни родителей, что вполне понятно и логично. При всех своих минусах высокоцивилизационная культура обладает мощной притягательной силой. Это, можно сказать, является императивом для всех стран и народов.

Возрастает осознание того, что Север это не балласт, от расходов на который следует избавиться, что его финансирование не должно практиковаться по остаточному принципу, как это было до недавних пор. Он равноправная и наиболее перспективная территория, которая уже сейчас несёт на себе главную нагрузку в доходной части государственного бюджета. Речь идёт о ресурсной основе народного хозяйства. Восстанавливается геологоразведка, которая, несомненно, принесёт немало открытий. Вместе с тем следует учитывать большой временной лаг между такими открытиями и началом практических работ по добыче сырья. И уж никак нельзя согласиться с мнением, что целесообразно временно, на пять-шесть лет отложить масштабное освоение по газу и нефти арктического шельфа. В условиях

Современная Европа, 2018, №1

международной конкуренции за Арктику Россия не только не добилась бы продвижения здесь, но утратила бы уже достигнутые позиции.

Северный морской путь

Недостаточное внимание к Арктике со стороны России вкупе с её невысокой экономической динамикой может привести к тому, что она проиграет соперничество с другими странами и оставит своим грядущим поколениям урезанные северные территории, стратегическое значение которых в полном виде проявится уже в недалёком будущем. Конкурирующие государства закрепят за собой занятые ими пространства, подведя под это юридическую базу, какой бы она ни была. По этой части опыт у них большой. Германский экс-канцлер Г. Шмидт, несмотря на своё союзническое отношение к США, не скрывал: "Американцы привыкли не считать международное право обязательным для себя" [Zeitmagazin, 2011: 42].

Нужно учитывать, что несколько государств считают сегодня арктические территории зоной своих интересов. Причём претендуют они не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь. Ряд стран предлагает даже вывести эту морскую магистраль из-под юрисдикции России [Российская газета, 08.08.2011].

Большая протяжённость северных регионов и существующие там сложные климатические условия требуют создания надёжной логистики. Даже в Финском заливе не обойтись без ледокольной проводки. При отсутствии железных дорог, а это типичное явление, основная тяжесть при перевозках ложится на водные пути -магистральные и местные.

Здесь есть свои опасности, прежде всего наличие льдов. Доставки затрудняются иногда из-за неожиданного обмеления речек, требуется перевалка грузов на мелкосидящие суда, но это не всегда помогает. На некоторых небольших реках навигация длится всего несколько дней. Если эти сроки будут пропущены, то резко повышаются расходы по снабжению местных населённых пунктов. Например, доставки горюче-смазочных материалов осуществляются по зимним трассам (по окрепшему льду) автомашинами, бензовозами. Бывает задействован и воздушный транспорт. В течение года до следующего сезона население вынуждено жить в затруднительных условиях в надежде на то, что ситуация не повторится.

Северный завоз - головная боль для властей всех уровней и населения. Напряжение в тот период достигает наивысшей точки. Все сознают, что срыв северного завоза - это без преувеличения настоящее бедствие. В советское время жизнеобеспечение труднодоступных для других видов транспорта регионов во многом поддерживалось благодаря использованию Севморпути. В 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, Главсевморпуть. Его руководителем стал О.Ю. Шмидт. На этом посту его сменил И.Д. Папанин (1939-1946 гг.). Было открыто движение в обоих направлениях, с запада на восток и с востока на запад. Для северян этот проход стал символом связи с Большой землёй.

Однако в постсоветский период роль этого вида сообщения упала. Центр в значительной мере самоустранился от его организации и финансирования, причём и без того скудные средства выделялись с большим запозданием, что затрудняло или делало невозможным заключение контрактов с рыночными поставщиками. У ре-

Современная Европа, 2018, №1

гионов же вообще не было средств для оплаты грузооборота по Севморпути. Необходимость ледокольного сопровождения дополнительно отягощает проблему. Ледоколы постепенно выбывают из строя и к тому же требуют надёжной утилизации. Бывали случаи, когда танкеры, оплаченные и предназначенные для одного арктического пункта или субъекта Федерации ввиду непробиваемого ледяного покрова, разгружались в другом пункте с последующими бюрократическими тяжбами.

Были допущены ошибки и региональными властями, например, нарушение целостного порядка снабжения топливом. В своё время вдоль рек возводились нефтебазы для сохранения и распределения ГСМ. В случае недовоза по каким-то причинам на одну нефтебазу горючее доставлялось из ближайших баз и таким образом удавалось минимизировать ущерб для населения и производства в отдельных районах. Передача некоторых нефтебаз другим собственникам и их вывод таким образом из взаимосвязанной системы разрушил прежнюю координацию между нефтеналивными причалами.

На южном побережье Северного Ледовитого океана, как шутят северяне о своём крае, нет разрушительных тайфунов, цунами, нет пиратства, страховые ставки здесь вполне приемлемы. Отсутствуют также проблемы транзита при автомобильных перевозках, как это имеет место в межгосударственных отношениях. Эти конкурентные преимущества побуждают другие государства рассматривать данную транспортную артерию как реальную альтернативу традиционным торговым путям. Речь идёт не только об экономических отношениях России с партнёрами, но и об использовании пути третьими странами. Справиться в одиночку с техническим оснащением СМП в короткий срок России вряд ли представляется возможным (расширение и обновление ледокольного флота, создание современной портовой инфраструктуры). Поэтому в повестку дня международного сотрудничества следует более активно продвигать арктическую транспортную тему.

Нельзя не упомянуть военное значение СМП, в частности, живую связь между Тихоокеанским и Северным флотами. В годы войны корабли проходили по нему для выполнения боевых задач.

Поставки по ленд-лизу осуществлялись по разным направлениям, в том числе через Северный морской путь. Сопровождаемые ледоколами караваны судов разгружались в устьях рек, а оттуда грузы развозились речным транспортом и другими способами до мест назначения. Прибывала разная продукция - суда, грузовые автомобили (студебеккеры), оборудование, ветчина в банках, растительное масло, лимонная кислота и др.

Следует приветствовать укрепление оборонной составляющей освоения Арктики. Совершенствуется и адаптируется к новым условиям традиционная военная техника, и, что особенно важно, создаются виды вооружений специально для северов. Меняются стандарты и в отношении воинского контингента, что повышает боеспособность. Он востребован не только для выполнения военных задач, но и для помощи гражданскому населению в преодолении последствий суровой стихии.

В 2012 г. началось строительство Российской трансарктической кабельной системы, РОТАКС, для установления связи на всём протяжении от Лондона до Токио. Её значительная часть будет проложена по дну океана. Тем самым Россия вступит в конкуренцию с аналогичными системами других стран и реализует свои возможности в высокотехнологических сферах.

Современная Европа, 2018, №1

Движение "Освоение Арктики "

Создание и укрепление духовного единства народа является важнейшей задачей любого государства. Она не поддаётся простому решению. Полагаться здесь на стихийность бесполезно. Хуже того, может произойти непоправимое, а именно распад страны. Для иллюстрации можно привести примеры СССР, Югославии, Чехословакии.

Наряду с объединяющей население стратегической идеей власти устанавливают иногда приоритетные цели, которые должны быть достигнуты на определённых этапах развития. Обращение к народу за поддержкой помогает более эффективно решать одни текущие проблемы с тем, чтобы затем перейти к другим. Такая политика находила неоднократное применение в советской плановой экономике. Так, в 1960-х гг. призыв к освоению целинных и залежных земель мобилизовал значительные трудовые ресурсы страны и способствовал народнохозяйственному подъёму (до этого был претворён в жизнь такой в положительном смысле лозунг, как "кадры решают всё"). Сюда же относится молодёжный отклик на разные инициативы руководства (строительство БАМа и другие). Можно также сослаться на международный опыт. Современный Китай развивает деятельность по реализации своего мегапроекта "Один пояс - один путь". В его осуществлении участвуют многочисленные китайские и иностранные компании.

Представляется, что в современных условиях мощным фактором консолидации России может послужить собственный мегапроект. Назовём его - Освоение Арктики (в просторечии - "Даёшь Арктику!"). От него зависит в прямом значении слова обновление и даже жизнеспособность нашего государства. Речь идёт о приращении дополнительной территории, которую может получить Россия, если будут учтены её обоснованные претензии. В любом случае к этому надо готовиться и активно действовать. В последнее время предпринимаются значительные усилия по расширению российского присутствия в данном регионе. Но этот факт не стал ещё общенародным делом, отсутствует активная патриотическая заинтересованность людей в преобразовании нашего государства. Между тем предстоит нелёгкая борьба с Западом, обеспокоенным укреплением России, которое возрастёт с присоединением к ней новых территорий. Потепление климата вызывает озабоченность граждан, но оно расширяет и возможности, в том числе производственные. Нужно не пугаться арктических трудностей, а привлекать людей к историческому возвышению России.

Список литературы

Европа XXI века: Новые вызовы и риски (2017) / Под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб.: ИЕ РАН; Нестор-История. - (Серия: Старый Свет - новые времена).

Европейская аналитика. 2017 (2017) / Отв. ред. К.Н. Гусев; ИЕ РАН. М., СПб., Нестор-История.

Комплексная характеристика ситуации в АТР (по результатам международных экспертных опросов в 2005-2014 гг.) (2016) / Под ред. Л.С. Рубан. М., Academia.

Лукин Ю.Ф. (2017) Многомерность пространства Арктики. Архангельск; Лондон.

Международно-политические условия развития Арктической зоны Российской Федерации (2015) / Под ред. А.В. Загорского. М., ИМЭМО РАН.

Материалы VII Международного форума "Арктика, настоящее и будущее". 4-6 декабря 2017 г., СПб. URL: http://www.forumarctic.com/conf2017/news/ (Дата обращения: 12 декабря 2017 г.)

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" // Правительство Российской Федерации. Постановление от 21 апреля 2014 г. №366.

Современная Европа, 2018, №1

Российская газета, 08.08.2011; 29.09.2017; 13.10.2017; 03.11.2017.

Российский Север. Модернизация и развитие (2012) М., Центр стратегического партнёрства.

ЭКО, 2015, № 12.

Татаркин А.И., Захарчук Е.А., Логинов В.Г. (2015) Современная парадигма освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика, №2 (85).

Яковец Ю.В. (2011) Арктическая цивилизация: особенности, исторические корни, перспективы. М., МИСК.

References

Evropa XXI veka: Novye vyzovy i riski (2017) / Pod obsh. red. Al.A. Gromyko, V.P. Fjodorova. M., SPb.: IE RAN; Nestor-Istorija. - (Serija: Staryj Svet - novye vremena).

Evropejskaja analitika. 2017 (2017) / Otv. red. K.N. Gusev; IE RAN. M., SPb., Nestor-Istorija.

Jakovec Ju.V. (2011) Arkticheskaja civilizacija: osobennosti, istoricheskie korni, perspektivy. M., MISK.

JeKO, 2015, № 12.

Klimenko E. (2016) Russias's Arctic Security Policy: Still Quiet in the High North // SIPRI. Policy Paper, Feb. 2016, № 45.

Kompleksnaja harakteristika situacii v ATR (po rezul'tatam mezhdunarodnyh jekspertnyh opro-sov v 2005-2014 gg.) (2016) / Pod red. L.S. Ruban. M., Academia.

Lukin Ju.F. (2017) Mnogomernost' prostranstva Arktiki. Arhangel'sk; London.

Mezhdunarodno-politicheskie uslovija razvitija Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii (2015) / Pod red. A.V. Zagorskogo. M., IMJeMO RAN.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materialy VII Mezhdunarodnogo foruma "Arktika, nastojashhee i budushhee". 4-6 dekabrja 2017 g., SPb. URL: http://www.forumarctic.com/conf2017/news/ (Data obrashhenija: 12 dekabrja 2017 g.)

Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Social'no-jekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" // Pravitel'stvo Rossij-skoj Federacii. Postanovlenie ot 21 aprelja 2014 g. № 366.

Rossijskaja gazeta, 08.08.2011; 29.09.2017; 13.10.2017; 03.11.2017.

Rossijskij Sever. Modernizacija i razvitie (2012) M., Centr strategicheskogo partnjorstva.

Tatarkin A.I., Zaharchuk E.A., Loginov V.G. (2015) Sovremennaja paradigma osvoenija i razvitija Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii // Arktika: jekologija i jekonomika, № 2 (85).

Wezeman S.T. (2016) Military Capabilities in the Arctic: A New Cold War in the High North // SIPRI Background Paper, Oct. 2016.

Zeitmagazin, 2011, № 22.

Arctic transformations

Author. Fyodorov V., Professor, Corresponding Member at the Russian Academy of Sciences, Member of the Exequtive Board of the Institute of Europe. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. The author considers the Arctic region as a vital resource for Russia, which significance will only grow. It should be recognized that the North is not a burden to be avoided. Shock therapy of 1990s hampered the development of Northern regions and millions people left them, cargo volumes decreased by many times. Besides production growth and infrastructure creation the Arctic region needs a pgorramme of social development. To rely on shift method will not give necessary results. Existing settlements need to be provided with up-to-date facilities and new settlements should be founded. The climate change will cause the Northern Sea Route growing in demand, as it has several advantages comparing to other routes. In light of the importance of the Arctic region an idea of establishing a public movement "Arctic development" is worth to be explored.

Key words: Arctic, Arctic council, shift method, native peoples of the North, Arctic civilization, Arctic sea route.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120180514

Современная Европа, 2018, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.