Научная статья на тему 'Арктические экспедиции на малом парусномоторном судне: к вопросу о диверсификации исследовательских платформ в условиях современного потепления климата'

Арктические экспедиции на малом парусномоторном судне: к вопросу о диверсификации исследовательских платформ в условиях современного потепления климата Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / прибрежная зона / парусно-моторные суда / биоразнообразие / экспедиционные исследования / наблюдательные платформы / ООПТ / Arctic / coastal zone / motorsailer / biodiversity / expedition researches / observation platforms / specially protected areas

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Гаврило Мария Владиславовна, Анисимов Михаил Александрович, Крашенинников Андрей Борисович, Мосеев Дмитрий Сергеевич, Романенко Фёдор Александрович

На основе многолетнего опыта организации и проведения полевых научно-экспедиционных работ в разных регионах Арктики с использованием различных средств – от атомных ледоколов и тяжёлых самолётов до малого парусно-моторного судна и береговых стационаров – авторы анализируют преимущества и ограничения существующих наблюдательных платформ для выполнения разнообразных задач в области географии, экологии, изучения биоразнообразия, охраны природы и краеведения. На опыте экспедиционных работ (2012, 2016, 2017, 2018 гг.) показана возможность и эффективность использования малого парусно-моторного судна для научно-практических экспедиционных работ в прибрежной зоне Арктики. Подробно описываются преимущества использования судов подобного класса в качестве наблюдательных платформ для работ в удалённых островных морских районах, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях. Приводятся основные научные результаты, полученные в экспедициях на парусномоторном судне. Результаты анализа демонстрируют, что малые парусно-моторные суда не конкурируют с используемыми в настоящее время наблюдательными платформами, а дополняют их и расширяют спектр решаемых задач, повышают эффективность работ в определённом сегменте полевых исследований в прибрежной зоне, в котором в настоящее время наблюдаются наибольшие пробелы в обеспеченности натурными данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Гаврило Мария Владиславовна, Анисимов Михаил Александрович, Крашенинников Андрей Борисович, Мосеев Дмитрий Сергеевич, Романенко Фёдор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arctic expeditions on a small motorsailer boat: on the question of diversification of research platforms under conditions of current climate warming

Based on the multiyear experience on organization and fulfilment of the scientific expeditions in different Arctic regions by means of different transports ranged from nuclear-powered icebreakers and heavy fixed-winged aircraft to the small sailing yachts and land-based stations, the authors analyzes the advantages and disadvantages of existing observation platforms for conducting variety of field projects in geography, ecology, biodiversity studies, nature conservation and cultural studies. Field experience obtained during seasons of 2012, 2016, 2017, and 2018 proved possibility and efficiency of small motorsailers for conducting scientific expeditions in the Arctic coastal zone. Advantages of usage of this class vessels as observation platforms in the remote insular marine areas and marine specially protected areas are given in details. Main scientific and practical results obtained during expeditions on board motorsailers are listed. It is shown that small motorsailers do not compete with currently used traditional observation platforms but rather supplement and widen spectrum of the tasks to be addressed in the certain areas of field studies. The most efficient small motorsailers can be used in the remote coastal shallow waters which largely lack direct field data of biodiversity, hydrobiology, habitats and physical geography.

Текст научной работы на тему «Арктические экспедиции на малом парусномоторном судне: к вопросу о диверсификации исследовательских платформ в условиях современного потепления климата»

гаврило м. в., анисимов м. а., крашенинников а. б., мосеев д. е., романенко ф. а., чичаев а. н.

Арктические экспедиции на малом парусно-моторном судне: к вопросу о диверсификации исследовательских платформ в условиях современного потепления климата

GAVRILO M. V., ANISIMOV M. A., KRASHENINNIKOV A. B., MOSEEV D. S., ROMANENKO F. A., CHICHAEV A. N.

Arctic expeditions on a small motorsailer boat: on the question of diversification of research platforms under conditions of current climate warming

Сведения об авторах:

Гаврило Мария Владиславовна, кандидат биологических наук, руководитель комиссии по природному наследию Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним» (Санкт-Петербург) M_gavrilo@mail.ru

Анисимов Михаил Александрович, кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры физической географии и ландшафтного планирования Института наук о земле Санкт-Петербургского государственного университета, научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института (Санкт-Петербург) m.anisimov@spbu.ru

Крашенинников Андрей Борисович, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии биологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, член Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним» (Пермь) krasheninnikov2005@yandex.ru

Мосеев Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, член Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним» (Архангельск) viking029@yandex.ru

Романенко Фёдор Александрович, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва) faromanenko@mail.ru

Чичаев Александр Николаевич, специалист научно-экспедиционного центра Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним» (Москва) alexandrchichaev.msk@gmail.com Authors:

Gavrilo Maria Vladislavovna, PhD in Biology, head of the Commission on natural heritage of the Association "Maritime Heritage: explore and sustain" (St. Petersburg) M_gavrilo@mail.ru

Anisimov Mikhail Aleksandrovich, PhD in Geography, Senior Lecturer of the Department of Physical Geography and Landscape Planning, Institute of Earth Sciences, St. Petersburg State University, Scientist of Arctic and Antarctic Research Institute (St. Petersburg) m.anisimov@spbu.ru

Krasheninnikov Andrei Borisovich, PhD in Biology, Associate Professor of the Department of Invertebrate Zoology and Aquatic Ecology, Faculty of Biology, Perm State National Research University, member of the Association "Maritime Heritage: explore and sustain" (Perm)

krasheninnikov2005@yandex.ru

Moseev Dmitry Sergeevich, researcher of the Institute of Oceanology named after P. P. Shirshov Russian Academy of Science, member of the Association "Maritime Heritage: explore and sustain" (Arkhangelsk) viking029@yandex.ru

Romanenko Fedor Alexandrovich, PhD in Geography, Senior Scientist of the Geographical department of Moscow State University named after M. V. Lomonosov (Moscow) faromanenko@mail.ru

Chichaev Alexander Nickolaevich, specialist of the Scientific expedition centre of the Association "Maritime Heritage: explore and sustain" (Moscow) alexandrchichaev.msk@gmail.com

Аннотация

На основе многолетнего опыта организации и проведения полевых научно-экспедиционных работ в разных регионах Арктики с использованием различных средств - от атомных ледоколов и тяжёлых самолётов до малого парусно-моторно-го судна и береговых стационаров - авторы анализируют преимущества и ограничения существующих наблюдательных платформ для выполнения разнообразных задач в области географии, экологии, изучения биоразнообразия, охраны природы и краеведения.

На опыте экспедиционных работ (2012, 2016, 2017, 2018 гг.) показана возможность и эффективность использования малого парусно-моторного судна для научно-практических экспедиционных работ в прибрежной зоне Арктики. Подробно описываются преимущества использования судов подобного класса в качестве наблюдательных платформ для работ в удалённых островных морских районах, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях. Приводятся основные научные результаты, полученные в экспедициях на парусно-моторном судне.

Результаты анализа демонстрируют, что малые парусно-моторные суда не конкурируют с используемыми в настоящее время наблюдательными платформами, а дополняют их и расширяют спектр решаемых задач, повышают эффективность работ в определённом сегменте полевых исследований в прибрежной зоне, в котором в настоящее время наблюдаются наибольшие пробелы в обеспеченности натурными данными. Abstract

Based on the multiyear experience on organization and fulfilment of the scientific expeditions in different Arctic regions by means of different transports ranged from nuclear-powered icebreakers and heavy fixed-winged aircraft to the small sailing yachts and land-based stations, the authors analyzes the advantages and disadvantages of existing observation platforms for conducting variety of field projects in geography, ecology, biodiversity studies, nature conservation and cultural studies.

Field experience obtained during seasons of 2012, 2016, 2017, and 2018 proved possibility and efficiency of small motorsailers for conducting scientific expeditions in the Arctic coastal zone. Advantages of usage of this class vessels as observation platforms in the remote insular marine areas and marine specially protected areas are given in details. Main scientific and practical results obtained during expeditions on board motorsailers are listed.

It is shown that small motorsailers do not compete with currently used traditional observation platforms but rather supplement and widen spectrum of the tasks to be addressed in the certain areas of field studies. The most efficient small motorsailers can be used in the remote coastal shallow waters which largely lack direct field data of biodiversity, hydrobiology, habitats and physical geography.

Ключевые слова

Арктика, прибрежная зона, парусно-моторные суда, биоразнообразие, экспедиционные исследования, наблюдательные платформы, ООПТ. Keywords:

Arctic, coastal zone, motorsailer, biodiversity, expedition researches, observation platforms, specially protected areas.

Введение

Современные исследовательские экспедиционные проекты в Арктике базируются преимущественно на мощной и дорогостоящей транспортной логистике, включающей в себя морские суда ледового класса, тяжёлые вертолёты и различные самолёты1, способные обеспечить гарантированный доступ в удалённые районы ледовитых акваторий. До недавнего времени ледовые условия арктических морей исключали возможность походов малых парусно-моторных судов, в т. ч. яхт, в высокие широты практически на всей территории российской Арктики. Современное потепление климата, наиболее ярким проявлением которого является сокращение распространения и мощности морского ледяного покрова в полярных регионах, создали благоприятные условия для проникновения человека в Арктику, в т. ч. с использованием менее оснащённых морских транспортных средств. Пионером ледовых походов через моря Сибирского шельфа стала яхта «Апостол Андрей»: впервые преодолев в 1997-1999 гг. трассу Севморпути, капитан Николай Литау совершил в 2001-2017 гг. ещё девять экспедиций в Арктику и Антарктику2. Походы «Апостола Андрея» совершались как спортивные и мемориальные экспедиции, в ряде случаев в них велись попутные научные наблюдения, а целевое использование яхты для выполнения работ по геологическому проекту в 2014 г. оказалось малоэффективным (как сообщил в личной беседе геолог Ю. В. Карякин). С 2010 г., после осуществления циркумполярного кругосветного плавания яхта «Пётр I» (Санкт-Петербург, капитан Д. Ю. Гаврилов) открывает период туристических яхтенных вояжей в российскую Арктику. Именно с туризмом и связываются обычно походы яхт в полярные широты, что соответствует в строгом смысле слова и самому определению яхты как «судна для отдыха». Исключение составляет уникальный проект Tara Expeditions3 на специализированной частной яхте ледового класса «Tara», в частности экспедиции «Tara Arctic» в рамках

1 См., например, обзоры: Данилов А. И. Российские арктические морские и прибрежные научные экспедиционные исследования в 2017 году // Российские полярные исследования. 2017. Вып. 4 (30). С. 9-20; Данилов А. И., Казеев И. В., Дрыгина И. А. Экспедиционные исследования морской и прибрежной Арктики в 2016 году // Российские полярные исследования. 2017. Вып. 1 (27). С. 17-23. См. также: Гаврило М. В. АВИАКАРА-2015: Авиационная экспедиция к островам Карского моря // Российские полярные исследования. 2015. Вып. 2 (20). С. 13-14.

2 См. подробнее: Сайт капитана Николая Литау [Электронный ресурс]. URL: http:// litau.ru/expeditions (дата обращения: 23.10.2018).

3 См. сайт: Tara Expeditions Foundation [Электронный ресурс]. URL: www.oceans. taraexpeditions.org (дата обращения: 23.10.2018).

Международного полярного года 2007/081 и «Tara Océans» (20092013), которые заходили и в российский сектор Арктики. Иные научные и научно-просветительские экспедиционные проекты на малых парусно-моторных судах осуществляются в зарубежной Арктике или Южном океане (например, проекты Pelagic Expeditions с экспедиционными яхтами Pelagic Australis и Pelagic, Великобритания, Marine Conservation Research на экспедиционной яхте The song of the Whale, Великобритания). В данной работе мы поделимся опытом использования малого парусно-моторного судна для ведения научно-практических работ в акватории российской Арктики.

Судовые экспедиции являются традиционным способом проведения исследований в области морской биологии и экологии, различных дисциплин из области физической географии и палеогеографии, объекты изучения которых находятся в прибрежной зоне. При этом прибрежное мелководье и прилежащая береговая зона остаются наименее изученными ввиду их труднодоступности как с традиционных судов, так и с суши.

Для целей полевого мониторинга и выполнения исследовательских программ в области изучения биологического и ландшафтного разнообразия в шельфовых районах Арктики традиционно используются научно-исследовательские (НИС) и научно-экспедиционные суда (НЭС), часть работ выполняется стационарно на береговых базах. Однако традиционные наблюдательные платформы имеют ряд ограничений как по районам работ, так и по спектру выполняемых наблюдений и исследований и, соответственно, могут эффективно оперировать лишь в определённом секторе научно-экспедиционной деятельности. Значительно расширяет возможности наблюдений и решает часть проблем использование авиационных наблюдательных платформ2. Тем не менее часть проблем остаётся нерешённой,

1 Петров А. С. Программа «Тара Арктик»: арктический дрейф французской яхты «Тара» // Новости МПГ 2008. № 18. С. 11-15.

2 См., например: Краснов Ю. В., Черноок В. И., Гаврило М. В., Шавыкин А. А., Терещенко В. А. Использование самолётов-лабораторий для наблюдений морских птиц и млекопитающих на акваториях арктических морей // Зоологический журнал. 2004. Т. 83. № 3. С. 330-341; Черноок В. И. Инструментальные методы мониторинга морских млекопитающих // Информационный бюллетень Совета по морским млекопитающим. 2008. № 13. С. 26-30; Черноок В. И. Методология и практика самолётного многоспектрального зондирования арктических морей для промышленного рыболовства : дис. ... д-ра геогр. н. Мурманск, 2001. 357 с.; Черноок В. И., Васильев А. Н., Мелентьев В. В., Глазов Д. М. Опыт использования самолёта-лаборатории Л-410 для инструментальных авиаучётов морских млекопитающих // Морские млекопитающие Голарктики. Сборник научных трудов V Международной конференции. Одесса, 2008. С. 132-137.

что ведёт к наличию существенных пробелов в изученности труднодоступных районов, их местообитаний, ландшафтов и экосистем. В первую очередь это касается прибрежных районов, где работам на традиционных судах препятствуют малые глубины и сложная навигационная обстановка, использование авиационных средств позволяет вести только дистанционную съёмку, а базирование на береговых стационарах сильно сужает радиус действия как на суше, так и на море. Такая ситуация требует совершенствования методов наблюдений, использования инновационных технологий и дальнейшей диверсификации наблюдательных платформ.

Материалы и методы

Авторы данной статьи имеют личный опыт участия, проведения и организации полевых экспедиционных работ в российской Арктике в течение 30 лет. Географический охват включает материковое побережье, острова и морские акватории от Кольского полуострова до Чукотки, от Белого моря до Северного полюса. Работы осуществлялись с использованием самых разных транспортно-логистических схем: от базирования на береговых стационарах и организации полевых лагерей до морских круизов на атомных ледоколах и лётных экспедиций на самолётах-лабораториях и вертолётах Ми-8. В настоящей статье обобщён опыт использования малого экспедиционного парусно-мо-торного судна в сравнении с иными наблюдательными платформами.

Судно

Наши работы проводились на мотосейлере океанского класса со стальным корпусом MS Alter Ego (рис. 1). До 2012 г. MS Alter Ego использовался в качестве яхты в умеренных и тёплых широтах. При подготовке к экспедиции 2012 г. впервые была предпринята попытка некоторой адаптации судна к плаванию в условиях арктического климата: в частности, установлена система отопления Wibasto. В 2016— 2018 гг., когда было решено использовать MS Alter Ego в дальнейшем для полярных экспедиций, был проведён серьёзный ремонт (в т. ч. и корпуса) и дооснащение судна. На настоящий момент MS Alter Ego имеет следующие тактико-технические и эксплуатационные характеристики:

• модель: 60' BERMUDIAN EXPLORER YACHT / 60-футовая экспедиционная яхта с бермудским парусным вооружением;

• год и место постройки: 1997, Азовский судостроительный завод (Мариуполь), частный проект;

• наибольшая длина - 17,65 м;

• наибольшая ширина - 5,1 м;

• наибольшая осадка - 2,7 м;

• водоизмещение - 42,68 т;

• конструкция: корпус из судовой морской стали с толщиной обшивки 5 мм и усилением подводной части до 12 мм в районе киля; надстройка стальная толщиной 4 мм с усилением места установки мачты до 12 мм;

• мачта - анодированный алюминий;

• паруса: грот - 70 кв. м, генуя - 80 кв. м, стаксель - 24 кв. м;

• двигатель - дизельный ЯМЗ 236 судового исполнения мощностью 180 л. с., 1991 г.;

• запас топлива - 6000 л в двух танках;

• дизель-генератор 12/220 - 50 Гц мощностью 12 кВт;

• автономность плавания:

под парусами - без ограничений;

по топливу под двигателем на крейсерской скорости - около 35 суток;

по воде - без ограничений (опреснитель).

Оснащение парусами позволяет часть маршрута проходить без использования силового дизельного двигателя и сжигания углеводородного топлива.

Судно укомплектовано аварийным и спасательным оборудование и снаряжением для хождения в полярных регионах и обеспечения безопасной работы на берегу; современной навигационной и контрольной аппаратурой и системой связи, отвечающей требованиям соответствующих контролирующих организаций. Для обеспечения безопасности работ в прибрежных и ледовитых арктических водах MS Alter Ego оборудован навигационной системой, позволяющей на небольших глубинах просматривать боковой рельеф дна и препятствия впереди, в т. ч. в виде придонного льда. Это оборудование, в частности, включает картплоттер Garmin GPSMAP® 1222xsv, многолучевой эхолот с возможностью бокового обзора Garmin GT30-THP, вперёдсмотрящий эхолот Garmin Panoptix™ PS51-TH, а также тепловизор. Для высадок на берег и оперативных работ в прибрежье судно оснащено надувной лодкой «Фрегат-420» (рис. 2) и цельнокорпусной пластиковой лодкой «Steady-400» с подвесными моторами. На судне установлено оборудование спутниковой связи Iridium OpenPort, позволяющее пользоваться голосовой связью и интернетом на скорости до 128 кБит/с, что даёт возможность регулярно принимать данные метеопрогнозов и карты ледовой обстановки. Для дублирования

Рис. 1. Малое экспедиционное парусно-моторное судно Alter Ego. Экспедиция о2А2-2017, новая Земля, Русская Гавань. Фото н. в. Мартыновича

системы связи и оперативной связи с береговыми группами используются ещё не менее двух переносных трубок Iridium.

Общая вместимость судна - 11 человек, в т. ч. четыре человека экипажа и семь человек научно-экспедиционного состава. Для размещения членов научной группы предусмотрены двух- и трёхместные каюты с односпальными койками и отдельными санузлами. Во всех каютах установлена система отопления и электропитание 220 В. Имеется душ с горячей водой и сушильный шкаф для сушки верхней одежды.

Район исследований

Район исследований, в котором было опробовано использование малого экспедиционного парусно-моторного судна (МЭПМС) для проведения разнообразных научно-практических работ, охватил российскую часть Баренцева моря от Мурманского побережья Кольского полуострова до пролива Карские Ворота и архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа (рис. 3).

В последние десятилетия в регионе сложилась довольно благоприятная для летней навигации ледовая обстановка1 (рис. 4). Этот факт и позволил в 2012 г. впервые зафрахтовать для работы на территории заказника «Земля Франца-Иосифа» парусно-моторное судно Alter Ego.

Опыт экспедиционных работ в Арктике с использованием малого экспедиционного парусно-моторного судна

2012: Комплексная научная краеведческая экспедиция в Русскую Арктику - КЭйРА-2012, на Землю Франца-Иосифа (в настоящее время - территория национального парка «Русская Арктика»). Организована ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» (НПРА) при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ-Минприроды России «Укрепление морских и прибрежных ООПТ России» и WWF России2.

Цель экспедиции КЭйРА-2012 - комплексное обследование природных комплексов и объектов историко-культурного наследия

1 Обзор гидрометеорологических процессов в Северном Ледовитом океане. 2012 год / Ред.: И. Е. Фролов. СПб., 2013. 124 с.; Обзор гидрометеорологических процессов в Северном Ледовитом океане. 2015 год / Ред.: И. Е. Фролов. СПб., 2016. 103 с.; Обзор гидрометеорологических процессов в Северной полярной области. 2016 год / Ред.: И. Е. Фролов. СПб., 2017. 98 с.

2 Гаврило М. В. Комплексные краеведческие научные экспедиционные исследования в «Русской Арктике» в 2012 году // Российские полярные исследования. 2012. Вып. 4 (10). С. 17-21; Гаврило М. В. Однажды, двадцать лет спустя: под Мальтийским крестом по Земле Франца-Иосифа // Кают-компания. 2012. № 3. С. 68-79.

Рис. 2. Спуск на воду моторной лодки «Фрегат». Экспедиция КэйРА-2012, Земля Франца-Иосифа. Фото В. М. Мельника

Рис. 3. На самой северной островной точке Евразии - мысе Флигели Земли Франца-Иосифа - высадки обычно проходят в сложных ледовых условиях. Экспедиция 02А2-2016. Фото в. М. Мельника

i

рис. 4. Благоприятная ледовая обстановка, складывающаяся в последнее десятилетие на северо-востоке Баренцева моря, позволяет встречаться на 80-м градусе северной широты судам различного ледового класса. Атомный ледокол «50 лет Победы» и MS Alter Ego в бухте тихая, земля Франца-Иосифа, 8 августа 2016 г. Фото в. М. Мельника

территории заказника для эффективного планирования деятельности ООПТ.

Задачи экспедиции КЭйРА-2012 - получение новых данных:

• о биологическом разнообразии растительного и животного мира;

• особенностях распределения ключевых видов птиц и млекопитающих;

• особенностях состава и распределения растительных сообществ и почвенного покрова;

• особенностях современных геоморфологических и мерзлотных процессов;

• состоянии ледников;

• ландшафтном разнообразии;

• палеогеографии района;

• устойчивости прибрежных экосистем к рекреационной нагрузке;

• состоянии объектов историко-культурного наследия (ИКН).

Следующие экспедиции на MS Alter Ego проводились в рамках экспедиционного компонента проекта «Открытый Океан» Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним» (АМН), ориентированного преимущественно на использование малого парусно-моторного флота.

2016: Комплексная научно-практическая краеведческая экспедиция на Землю Франца-Иосифа и север Новой Земли (территория национального парка «Русская Арктика») «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2016». Организована АМН по гранту ПРООН/ГЭФ-Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» в рамках поддержки Комплекса мер МПР, направленного на сохранение биологического разнообразия при освоении нефтегазовых ресурсов северо-востока Баренцева моря1.

Цель экспедиции О2А2-2016: Сбор и актуализация информации о состоянии национального парка «Русская Арктика» для поддержки реализации комплекса мер, направленных на сохранение биологического разнообразия при освоении нефтегазовых ресурсов северо-востока Баренцева моря.

1 Гаврило М. В. «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2016»: Экспедиция Ассоциации «Морское наследие» в поддержку комплекса мер Минприроды по сохранению арктического биоразнообразия // Российские полярные исследования. 2016. Вып. 4 (26). С. 18-21; Гаврило М. В., Крашенинников А. Б., Мосеев Д. С., Бабушкин М. В., Кузьмин Е. М., Иванов А. П., Сергиенко Л. А., Мартынова Д. М., Спиридонов В. А., Филин П. А., Владимиров А. В. Экспедиция «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2016» на арктические особо охраняемые острова Архангельской области // Труды Архангельского центра РГО. Архангельск, 2016. Вып. 4. С. 200-209.

Основные задачи, сформулированные в экспедиционной программе:

• проведение инвентаризации и организация мониторинга биоразнообразия на удалённых и малодоступных участках акваторий национального парка и прилегающих районах, запланированных под расширение границ ООПТ;

• уточнение данных о состоянии отдельных охраняемых видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации из перечня, утверждённого распоряжением Минприроды России, с целью ликвидации факторов неопределённости в имеющейся информации;

• актуализация имеющейся и сбор новой информации о состоянии береговых комплексов для уточнения и создания карт уязвимости берегов по отношению к нефтяным разливам для планов ЛРН;

• сбор дополнительной информации о биологическом и ландшафтном разнообразии для научного обоснования функционального зонирования и обеспечения дальнейших работ в рамках расширения территории национального парка «Русская Арктика».

• оценка состояния среды бытования и ведение мониторинга состояния объектов ИКН.

• проведение мемориальных мероприятий, связанных с юбилейными датами в истории освоения российской Арктики (100-летием ледокола «Красин», 130-летием завершения экспедиции Фритьофа Нансена на Земле Франца-Иосифа);

• распространение научных результатов и популяризация знаний о природном наследии российской Арктики среди широких сло-ёв населения.

Исследования проводились по координированной с НПРА научной программе и включили ряд задач, поставленных Парком в целях выполнения программы государственного экологического мониторинга, ведения кадастра, сбора натурного материала для зонирования территории.

Прикладной задачей, поставленной Проектом перед экспедицией, была апробация методов мониторинга биоразнообразия прибрежной морской зоны и возможностей использования для научно-практических экспедиционных работ малого парусно-моторного судна. Результаты этой работы и послужили основой для данной статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017: Комплексная научно-практическая краеведческая экспедиция на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю (в т. ч. на территорию национального парка «Русская Арктика») «Открытый Океан:

Архипелаги Арктики - 2017: По следам "Двух капитанов"». Организована АМН при поддержке клуба «Живая природа».

Задачи экспедиции О2А2-2017:

• выполнение работ в рамках международной программы МОРТРЭК по изучению миграций морских птиц на Новой Земле;

• выполнение фаунистических наблюдений за птицами и млекопитающими;

• сбор биоматериала для вирусологических исследований птиц и млекопитающих.

• выполнение оценки загрязнения прибрежной зоны архипелагов пластиком;

• проведение медико-биологических исследований адаптационных возможностей человека в экстремальных условиях;

• проведение завершающих поисковых и мемориальных мероприятий экспедиционного проекта «По следам «Двух капитанов»;

• проведение мемориальных мероприятий к 100-летию ледокола «Красин»;

• сбор натурных и медийных материалов для комплектования фондов Музея Мирового океана, просветительской работы через СМИ и музейные площадки;

• распространение научных результатов и популяризация знаний о морском наследии российской Арктики среди широких слоёв населения.

2018: Комплексная научно-практическая краеведческая экспедиция на Мурман, Землю Франца-Иосифа и Новую Землю (в т. ч. на территорию государственного природного заповедника «Кандалакшский» и национального парка «Русская Арктика») «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2018». Организована АМН при частной спонсорской поддержке.

Задачи экспедиции О2А2-2018:

• выполнение работ в рамках международной программы МОРТРЭК по изучению миграций морских птиц на Мурмане, Новой Земле и Земле Франца-Иосифа;

• выполнение фаунистических наблюдений за птицами и млекопитающими, сбор мониторинговых сведений о редких и охраняемых видах;

• сбор материалов по инвентаризации биоразнообразия прибрежной зоны арктических островов (пресноводный планктон, мейобен-тос, амфибиотические насекомые);

• сбор проб в рамках программы экологического мониторинга состояния Баренцева моря по программе ММБИ;

• выполнение работ по оценке состояния береговой зоны арктических архипелагов, оценка макро- и микропластикового загрязнения;

• выполнение краеведческих работ по проекту «Арктическое наследие Б. Ли-Смита», включая подводную археологическую доразвед-ку на объекте «Корпус яхты «Эйра»;

• выполнение мемориально-краеведческих работ по проекту «По следам «Двух капитанов» и по плану мемориальных мероприятий в связи с 90-летием участия л/к «Красин» в спасении экспедиции У Нобиле;

• сбор материалов для фондовых коллекций ММО, распространение научных результатов и популяризация знаний о природном наследии российской Арктики среди широких слоёв населения.

Результаты и обсуждение

В период с 2012-го по 2018 г. в ходе четырёх полевых сезонов было выполнено шесть выходов из порта Мурманск и проведено четыре комплексных экспедиции общей продолжительностью 218 суток и протяжённостью маршрута более 26 тыс. км (таблица 1).

Таблица 1. Суммарные сведения о проведённых в 2012 -2018 гг. научно-практических экспедициях на МЭПМС Alter Ego

Год Сроки проведения и общая продолжительность рейса Пройденное расстояние от порта до порта (по генеральному курсу) Протяжённость обследованной территории Научно-экспедиционный состав с учётом ротации

2012 25.07-19.09, 56 суток Более 6000 км, в т. ч. ок. 4500 км в акватории ЗФИ Высадки в 44 точках на 30 островах, 11 островов обследованы с борта судна 8 человек

2016 30.07-02.09, 35 суток Более 5000 км, в т. ч. более 1500 км в акватории ЗФИ Высадки в 19 точках на 17 островах, более 50 мысов и мелких островков обследованы с борта судна, пройдено ок. 700 км с морскими наблюдениями 8 человек

2017 13.07-05.09, 48 суток, в т. ч. I этап - 20 суток, II - 28 суток, ротация 03-07.08 Более 7000 км, в т. ч. более 800 км в акватории зФИ Высадки в 25 точках на 20 островах 7 человек

2018 21.06-16.09, 79 суток, в т. ч. I этап - 53 дня, II - 26 суток, ротация 12-21.08 Около 8500 км, в т. ч. более 2200 км в акватории зФИ Высадки в 26 точках на 20 островах и материке, более 50 мысов и мелких островков обследованы с борта судна 10 человек

Сводные данные о комплексности реализуемых экспедиционных проектов приведены в таблице 2. Участие в работах по тому или иному направлению включает непосредственно наблюдения, полевые исследования, а также сбор коллекционного материала и образцов по заказу заинтересованных специалистов. Задачи экологического мониторинга выполнялись в рамках Соглашения о сотрудничестве с ММБИ РАН. В рамках Соглашения о сотрудничестве с Кандалакшским заповедником выполнялись работы по учёту морских птиц и млекопитающих на Гавриловских островах и архипелаге Семь островов. Оценка микропластикового загрязнения осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве с Дальневосточным федеральным университетом.

В 2018 г. в экспедиционные работы были включены рейсовые задания, полученные от РГО и филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол «Красин». Научно-практические задачи и мониторинговые наблюдения выполнялись силами мобильных научно-экспедиционных отрядов из специалистов профильных учреждений: ААНИИ, АМН, БИН РАН, Дарвиновского заповедника, ИО РАН, ИСЭЖ СО РАН, МГУ, ММБИ РАН, НПРА, Пермского национального исследовательского университета, Присурского заповедника, СканЭкс и полевых ассистентов. При необходимости техническую помощь в сборе материалов оказывали члены судовой команды. В каждом рейсе силами 4-7 научных сотрудников и полевых ассистентов проводились работы по 6-10 проектам, т. е. каждый специалист обязательно собирал материалы для нескольких проектов.

Основные результаты в области организации и проведения экспедиционных работ, достигнутые благодаря использованию небольшого мобильного судна, сформулированы ниже.

В ходе каждого из экспедиционных сезонов достигнуты рекордные показатели широты географического охвата удалённых районов арктического побережья, в первую очередь прибрежной зоны высокоширотных архипелагов (рис. 5, таблица 1).

Была показана возможность выполнения натурных наблюдений и исследований для оценки современного состояния прибрежного биоразнообразия, сбора данных о фоновом состоянии видов, сообществ, местообитаний и природных комплексов в наименее изученной и наиболее уязвимой прибрежной зоне.

Проведены работы по инвентаризации и выяснению пространственного распределения поверхностного морского планктона (количественный и качественный состав, мониторинг видов-индикаторов, в т. ч. с использованием молекулярно-генетических методов) (рис. 6),

отбор проб для выявления наличия инвазивных видов подвижного морского макробентоса в прибрежной зоне.

Собраны уникальные по географическому охвату коллекции проб для выявления разнообразия пресноводного планктона арктических островов, амфибиотических насекомых1. По сборам экспедиции 2012 г. описан новый для науки вид комаров-звонцов2.

Впервые на удалённых островах северо-востока Баренцева моря проведены широкомасштабные исследования флоры и растительных сообществ, в течение двух сезонов (2012 и 2016) выполнено более 300 геоботанических описаний, собран уникальный по географическому охвату архипелага гербарий цветковых растений, мхов, лишайников и грибов3. В большинстве точек подробные ботанические работы выполнены впервые4. Для исследованных территорий существенно пополнены списки макромицетов5, выявлены новые виды цветковых и мохообразных6.

Широкий охват островов фаунистическими наблюдениями позволил получить новые данные и уточнить сведения о численности и распределении, пополнить ряды мониторинговых наблюдений за птицами и млекопитающими. Выявлены новые для территории виды птиц7. Осмотрено около 100 колоний морских птиц, многие из них описаны впервые, для большинства колоний актуализированы сведения о

1 Krasheninnikov A. B., Gavrilo M. V. Chironomids (Diptera, Chironomidae) of the Franz Josef Land archipelago (Arctic Russia) // Fauna Norvegica. 2014. V. 34: 1-6.

2 Крашенинников А. Б., Гаврило М. В. Новые сведения по фауне комаров-звонцов (Diptera, Chironomidae) архипелага Земля Франца-Иосифа // Евразиатский энтомологический журнал. 2013. Т. 12. Вып. 3. С. 157-160.

3 Мосеев Д. С., Сергиенко Л. А. К флоре островов архипелага Земля Франца-Иосифа и Северного части архипелага Новая Земля (аннотированный список видов) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 4 (165). С. 48.

4 Мосеев Д. С. Первые геоботанические исследования на островах Сальма, Ли-Смита, Этеридж большой архипелага Земля Франца-Иосифа // IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Комплексные исследования природы Шпицбергена и прилегающего шельфа». Тезисы докладов. Мурманск, 2018 (в печати).

5 Ежов О. Н., Гаврило М. В., Змитрович И. В. Грибы архипелага Земля Франца-Иосифа // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. Т. 4 (23). Океанология. Вып. 2. С. 288-299; Змитрович И. В., Ежов О. Н. Агарикоидные грибы (Basidiomycota, Agaricomycetes) // Растения и грибы полярных пустынь Северного полушария / Ред. Матвеева Н. В. и др. СПб., 2015. С. 213-228.

6 Мосеев Д. С., Сергиенко Л. А. Указ. соч.; Мосеев Д. С., Сергиенко Л. А., Кузьмина Е. Ю. Новые виды мхов (Bryophyta) на Земле Франца Иосифа (Российская Арктика) // Новости систематики низших растений. 2018. № 52 (1). С. 195-203; Чернядьева И. В., Потёмкин А. Д., Холод С. С. К флоре мохообразных (Bryophyta, Marchantiophyta) острова Нортбрук (архипелаг Земля Франца-Иосифа) // Новости сист. низш. раст. 2015. Вып. 49. С. 387-397.

7 Гаврило М. В. Морянка Clangula hyemalis и вилохвостая чайка Xema sabini - новые виды в авифауне архипелага Земля Франца-Иосифа // Русский орнитологический журнал. 2013. Т. 22. Экспресс-выпуск 859. С. 447-448.

Рис. 5. Использование небольшого маневренного судна позволяет за один сезон охватить работами множество точек удалённого побережья. За 43 дня работ экспедиции КЭйРА-2012 на архипелаге Земля Франца-Иосифа были произведены высадки в 44 точках на 30 островах

Рис. 6. Взятие пробы поверхностного зоопланктона сетью Джеди с кормы MS Alter Ego. Экспедиция 02А2-2016, Земля Франца-Иосифа, залив Грея. Фото в. М. Мельника

видовом составе и численности. Особое внимание уделено актуализации данных по состоянию популяций фокусных видов фауны, включая редкие и охраняемые виды Красной книги РФ, Красного списка МСОП, виды-индикаторы Перечня Минприроды России1.

Показана возможность широкомасштабного обследования и картографирования ценных и критически важных сред обитания фокусных объектов биоразнообразия, таких как, например, сезонные местообитания стайных мигрирующих видов морских птиц. МЭПМС - единственная наблюдательная платформа, позволяющая эффективно проводить исследования в летнее время в таких ценных местообитаниях высокоширотных островов, как гляциальные фьорды, зоны приледниковых фронтов, прибрежные шхеры.

Показана возможность выполнения целевых специализированных проектов по изучению птиц и млекопитающих как в режиме краткосрочного десантирования на острова, так и в режиме полустационарной работы с базированием на судне. Выполнены исследования популяции атлантического моржа с отбором проб биопсии для попу-ляционно-генетического и токсикологического анализа.

В 2016-2018 гг. группа орнитологов, базируясь на борту MS Alter Ego, выполняла за один сезон уникальные по географическому охвату работы в рамках международной программы МОРТРЭК / SEATRACK по исследованию миграций морских птиц2. Исследования проводились полуста-

1 Гаврило М. В. О состоянии популяции атлантической черной казарки (Branta bernicla hrota) в заказнике «Земля Франца-Иосифа» // Гусеобразные птицы Северной Евразии: изучение, сохранение и рациональное использование. Тезисы докладов Международной конференции. Салехард, 2015. С. 21; Гаврило М. В. Состояние популяции атлантического моржа в федеральном заказнике «Земля Франца-Иосифа» // Тезисы докладов Международной конференции «Живая природа Арктики: сохранение биоразнообразия, оценка состояния экосистем». М., 2017. С. 60-61; Гаврило М. В. Смена гнездового размещения белой чайки в России как каскадный эффект климатических изменений в Арктике // Первый Всероссийский орнитологический конгресс. Тезисы докладов. / Ред.: А. Б. Поповкина, С.П. Харитонов. Тверь, 2018. С. 66-67; Гаврило М. В., Мартынова Д. М. Сохранение редких видов морской фауны и флоры, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Красный список МСОП, в национальном парке «Русская Арктика» // Заповедная наука. Nature conservation research. 2017. Вып. 2 (Suppl. 1) С. 10-42.

2 Гаврило М. В., Ежов А. В., Тертицкий Г. М., Мельников М. В., Стрём Х., Бузун В. А., Краснов Ю. В., Плотников Р. В., Покровская И. В., Семашко В. В., Хельгасон Х., Черенков А. А., Чупин И. И., Муе Б., Сандой В. Изучение миграций и внегнездового размещения ключевых видов морских птиц Баренцева и Белого морей при помощи геолокаторов // Первый Всероссийский орнитологический конгресс (г. Тверь, Россия, 29 января - 4 февраля 2018 г.). Тезисы докладов / Ред.: А. Б. Поповкина, С. П. Харитонов. Тверь, 2018. С. 68-69; Гаврило М. В., Стрём Х., Хельгасон Х., Ежов А. В., Тертицкий Г. М., Толмачёва Е. Л., Муе Б., Сандой В. Международная программа SEATRACK: широкомасштабная инициатива по изучению внегнездового размещения и экологии морских птиц северо-восточной Атлантики // Первый Всероссийский орнитологический конгресс. Тезисы докладов / Ред.: А. Б. Поповкина, С. П. Харитонов. Тверь, 2018. С. 67-68.

Таблица 2. Области научных, научно-прикладных, краеведческих и просветительских направлений, в рамках которых осуществлялись экспедиционные работы (наблюдения, исследования, сбор проб, фото- и видеоматериалов)

Области 2012 2016 2017 2018

Науки о Земле

Геоморфология и палеогеография + + +

Дистанционное зондирование Земли (подспутнико-

вые эксперименты) +

Почвоведение +

Экологический и геофизический мониторинг + + +

Биология и биомедицина

Морская гидробиология + + +

Ботаника (флористика и геоботаника) + +

Пресноводная гидробиология + +

Энтомология + + + +

Орнитология + + + +

Териология + + + +

Морская гидробиология + + +

Вирусология + +

Паразитология + +

Исследование адаптационных возможностей

человека +

Антропогенное воздействие

Оценка загрязнения различных сред + + +

Оценка пластикового загрязнения + +

Оценка нарушенности природных комплексов + +

Оценка устойчивости береговых комплексов + +

Историко-культурное наследие, краеведение и экологическое просвещение

Мониторинг состояния объектов ИКН + +

Подводная археология +

Памятные и мемориальные мероприятия + + +

Сбор материалов для музейных фондов + + + +

Фото- и видеодокументирование + + + +

Транспортно-логистические операции

Переброска сотрудников и оборудования между островами

+

ционарно на мониторинговых площадках, в т. ч. в местах с отсутствующей местной инфраструктурой, расположенных в труднодоступных районах Баренцева моря, включая побережье Мурмана, юг Новой Земли, Оранские острова и две площадки на Земле Франца-Иосифа.

Была показана возможность выполнения комплекса исследований для оценки современного состояния береговой зоны, в т. ч. для целей оценки уязвимости берегов по отношению к нефтяному загрязнению, включая отбор проб на наличие загрязнений в прибрежных средах, определение фоновых гидро- и геохимических характеристик1.

Выполнена идентификация и картографирование, предложены площадки для фонового мониторинга состояния уязвимых местообитаний в прибрежной зоне2. МЭПМС - единственная наблюдательная платформа, позволяющая эффективно проводить комплексные наблюдения (визуальные, инструментальные, отбор проб, геоморфологические, геоботанические, почвенные исследования, исследования прибрежных водных объектов) в удалённой и островной береговой зоне.

Впервые в рамках частно-общественной инициативы проведена оценка загрязнения макро- и микропластиком прибрежных вод и литотраль-ной зоны Баренцева моря от Мурмана до севера Новой Земли и ЗФИ3 (рис. 7). Была показана возможность выполнения натурных наблюдений и исследований для оценки современного состояния прибрежных геокомплексов, сбора материалов для палеогеографических реконструкций.

Широкий охват территории позволил собрать уникальную научную коллекцию образцов древесины, ракуши, костей китов, горных пород, рыхлых осадков, торфа, воды, снега, льда, выбирая для этой коллекции наиболее ценные образцы органики, залегающие в исходных местах - не переотложенные природными процессами и не потревоженные человеком. Весь комплекс аналитических данных позволяет реконструировать обстановку на архипелаге в четвертичный

1 Мосеев Д. С., Гаврило М. В. Антропогенная нагрузка на берега архипелага Земля Франца-Иосифа // XXVII Международная береговая конференция. Арктические берега: путь к устойчивости. Тезисы докладов. Мурманск, 2018. С. 253-257.

2 Крашенинников А. Б., Гаврило М. В. Оценка состояния пресноводных экосистем архипелага Земля Франца-Иосифа // Тезисы докладов Международной конференции «Живая природа Арктики: сохранение биоразнообразия, оценка состояния экосистем». М., 2017. С. 57-58.

3 Блиновская Я. Ю., Гаврило М. В. Пилотный проект по изучению микропластика в русской Арктике // XXVII Международная береговая конференция. Арктические берега: путь к устойчивости. Тезисы докладов. Мурманск, 2018. С. 169-172; Гав-рило М. В. Птицы, люди и пластик: о результатах работ по медико-экологической программе экспедиции «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2017: По следам «Двух капитанов» // Российские полярные исследования. 2017. Вып. 4 (30). С. 33-35.

период, аргументированно оценить современные процессы и дать прогноз на будущее1.

Впервые на ЗФИ в 2012 г. заложена серия представительных разрезов и собрана коллекция образцов почв. Проведение подспутникового эксперимента в 2012 г. с обследованием более 20 островов позволило создать сеть эталонных площадок для интерпретации спектральных свойств растительного покрова и горных пород в процессе дешифрирования космических снимков. На основе дешифрирования полученных снимков с использованием квазисинхронно полученных натурных данных была создана серия карта природных комплексов ЗФИ2.

В экспедиции 2017 г. впервые для небольшого изолированного коллектива, работающего на малом судне в экстремальных природно-климатических условиях Арктики, были проведены медико-биологические исследования адаптационных возможностей человека3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Анисимов М. А., Барляев А. Э., Басилян А. Э., Сапелко Т. В., Носевич Е. С. Изменение уровня моря в голоцене. Анализ радиоуглеродных датировок отложений архипелагов Шпицберген и Земля Франца-Иосифа // Фундаментальные проблемы квартера, итоги изучения и основные направления дальнейших исследований: Материалы IX Всероссийского совещания по изучению четвертичного периода. Иркутск, 2015. С. 21-23; Ро-маненко Ф. А. Формирование рыхлых отложений Земли Франца-Иосифа в голоцене // Там же. С. 393-394; Романенко Ф. А. Основные направления развития рельефа арктических островов и побережий в голоцене // Пути эволюционной географии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора А. А. Величко (Москва, 23-25 ноября 2016 г.). М., 2016. Т. 1. С. 264-268; Романенко Ф. А., Баранская А. В., Ермолов А. А., Кокин О. В. Низкие берега западно-арктических морей: происхождение, возраст и современная динамика // Вопросы географии. М., 2015. Сб. 140: Современная геоморфология / Отв. ред. В. М. Котляков. С. 275-306; Романенко Ф. А., Гаранкина Е. В., Кокин О. В. Жизнь рельефа Земли Франца-Иосифа в позднем голоцене // Геология морей и океанов. М., 2013. Т. 1. Материалы ХХ Международной научной конференции (Школы) по морской геологии. С. 124-128; Романенко Ф. А., Шиловцева О. А., Шабанова Н. Н., Кононова Н. К. Изменения климата в Арктике, катастрофические природные процессы и динамика рельефа на Земле Франца-Иосифа // Меняющийся климат и социально-экономический потенциал Российской Арктики. М., 2015. С. 58-73.

2 Специалисты «СКАНЭКС» создали карту природных комплексов Земли Франца-Иосифа на основе спутниковых снимков [Электронный ресурс]. URL: http://www. scanex.ru/company/news/karta-zemli-frantsa-iosifa/ (дата обращения: 23.10.2018).

3 Карганов М. Ю., Панкова Н. Б. Адаптивные изменения систем вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у участников высокоширотной морской экспедиции // Агаджаняновские чтения. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26-27 января 2018 г. М., 2018. С. 116-117; Карганов М. Ю., Панкова Н. Б. Динамика показателей кардио-респираторной системы у участников высокоширотной морской экспедиции // Технологии живых систем. 2018 (в печати); Карганов М. Ю., Пан-кова Н. Б., Карандашов В. И., Хлебникова Н. Н., Алчинова И. Б., Полякова М. В. Эффекты профилактической фототерапии в синем диапазоне спектра в условиях высокоширотной морской экспедиции // Лазерная медицина. 2018, Т. 22. № 1. С. 38-43; Pankova N. B., Karganov M.Yu Changes in the parameters of respiration, blood pressure, heart rate variability, and cardiac performance during adaptation to the conditions of high-latitude marine expedition (Franz Josef land, 2017) // Int. J. Psychophysiol. 2018. V 131. P. S91. DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2018.07.255.

Экспедицией О2А2-2018 показана возможность проведения с борта МЭПМС подводных водолазных исследовательских работ в удалённых районах Арктики (рис. 8).

В 2017 г. экспедицией «Открытый Океан: Архипелаги Арктики -2017» дистанционными методами в акватории ЗФИ была произведена попутная находка артефакта, который при дальнейшем анализе материалов был признан остатками паровой яхты «Эйра» английского исследователя Б. Смита1. Объект был включён в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области (распоряжение Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области № 36-р от 30.03.2018). Это первый выявленный объект подводной археологии в российской Арктике. В 2018 г. экспедицией впервые были проведены подводные археологические работы на выявленном объекте ИКН в российской Арктике2.

Особо следует остановиться на возможностях использования МЭПМС на охраняемых территориях. Особый интерес использование МПМС может представлять для морских и прибрежных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В акваториях морей российской Арктики и на её побережье (от Баренцева до Чукотского моря, включая Белое море) находятся 12 ООПТ федерального значения и более 20 ООПТ регионального уровня. В составе федеральных ООПТ присутствует и морская акватория протяжённостью до 12 морских миль и более в случае охранной зоны. Основные задачи заповедников и национальных парков - охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных и историко-культурных комплексов и объектов, проведение научных исследований и экологического мониторинга, а также экологическое просвещение и развитие регулируемого познавательного туризма. Соотношение и приоритетность этих задач несколько варьирует в разных категориях

1 Гаврило М. В. «Красин», «Св. Анна» и «Эйра»: О результатах работ по историко-ме-мориальной программе экспедиции «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2017: По следам «Двух капитанов» // Российские полярные исследования. 2017. Вып. 3 (29). С. 6-8.

2 Ковалёв С. В. Организация водолазных работ в целях подводной археологической разведки в условиях Арктики // VIII Международная научно-практическая конференция «Водолазное дело России». Тезисы докладов. Калининград, 2018 (в печати); Степанов М. А., Чичаев А. Н., Гаврило М. В. Первые результаты подводной археологической разведки на объекте подводного наследия «Корпус паровой яхты «Эйра» // Там же (в печати).

Рис. 7. Взятие пробы воды с борта MS Alter Ego для анализа на содержание микропластика. Новая Земля, Русская Гавань, экспедиция 02А2-2018. Фото М. В. Гаврило

Рис. 8. Корма Alter Ego в 2018 г. была дооборудована аппарелью, позволяющей проводить водолазные спуски прямо с борта судна. Земля Франца-Иосифа, экспедиция 02А2-2018. Фото В. М. Мельника

ООПТ, но научная компонента и мониторинг присутствуют в разном объёме у всех. В России заповедники традиционно были научными учреждениями и проводили разнообразные научные исследования, вели многолетние ряды мониторинговых данных. В национальных парках научная деятельность носит более прикладной характер и занимает подчинённое место в программах собственных исследований управляющих учреждений. Помимо общих проблем работы научных отделов, морские и прибрежные ООПТ по сравнению с материковыми имеют ряд особенностей, которые предъявляют дополнительные требования и усложняют условия ведения научных и мониторинговых работ на их территориях и акваториях1. Это большая площадь и наличие протяжённых открытых пространств, в т. ч. водных и береговой зоны, повышенная сложность логистики (в первую очередь отсутствие транспортной и местной инфраструктуры), дефицит кадров и материально-технических ресурсов (отметим, что морские исследования накладывают дополнительные квалификационные требования на специалистов, а их проведение требует наличия специализированной аппаратуры и современных средств наблюдения). Всё это обуславливает и более высокую стоимость ведения научных работ и мониторинга по сравнению с иными ООПТ, и особенно серьёзно это проявляется на арктических морских ООПТ. Использование модели экспедиций «Открытый Океан: Архипелаги Арктики» позволит эффективно решить многие проблемы при проведении научных и мониторинговых работ на морских и прибрежных ООПТ.

Также экспедицией О2А2-2016 была продемонстрирована эффективность МЭПМС, оснащённых соответствующим научным оборудованием с компактным коллективом профильных высококвалифицированных специалистов для ведения экологического мониторинга и исследовательских работ в области сохранения биоразнообразия при освоении нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе. Использование МЭПМС позволит, в частности, расширить спектр и эффективность решения ряда практических задач по выполнению корпоративных программ по

1 Гаврило М. В. Возможности дистанционного зондирования для решения научных и природоохранных проблем морских ООПТ. На примере национального парка «Русская Арктика» // 6-я Международная конференция «Земля из космоса - наиболее эффективные решения». Москва, 1-3 октября 2013 г. (устный доклад); Гаврило М. В., Мартынова Д. М., Крашенинников А. Б., Моисеев Д. С., Гребельный С. Д., Романенко Ф. А., Анисимов М. А., Сергиенко Л. А. Проблемы изучения прибрежной зоны и опыт организации комплексных экспедиционных исследований на морских ООПТ в Арктике // Труды VI Международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование (MARESEDU-2017)». Тверь, 2017. C. 610-613.

сохранению биоразнообразия, осуществлять адаптивное планирование и управление программами полевого мониторинга и программами по сохранения биоразнообразия (невысокая себестоимость, высокая степень мобилизации наблюдательной платформы, возможность реализовывать целевые программы без задействования лишних ресурсов).

Важнейшим показателем эффективности экспедиционной деятельности является обработка, анализ и распространение её результатов. Массив полученных в экспедициях на MS Alter Ego натурных данных обработан пока частично; полученные на ООПТ сведения в виде отчётов переданы в управляющие этими ООПТ учреждения; собранные коллекции переданы в обработку профильным специалистам и хранятся в коллекциях ЗИН РАН, БИН РАН, МГУ, ПГНИУ Материалы работ активно публикуются и вводятся в научный оборот представлением на различных конференциях, совещаниях и иных научных форумах. К настоящему времени с использованием материалов, собранных в экспедициях на MS Alter Ego в 2012, 2016-2018 гг., вышло более 30 публикаций, результаты работ представлены более чем на 20 научных форумах. Активно ведётся просветительская и популяризаторская работа. Ежегодно участники экспедиции докладывают о работах прошедшего сезона на заседаниях РГО и иных публичных площадках. По фотоматериалам экспедиций КЭйРА-2012 и 02А2-2016 прошло четыре фотовыставки в Архангельске, Мурманске и Калининграде, природные объекты и артефакты, собранные в экспедициях, пополнили музейные фонды ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», Музея Мирового океана в Калининграде и его филиала в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин». Экспедиционные фотографы Владимир Мельник и Илья Тимин стали неоднократными лауреатами всероссийских и международных конкурсов РГО, National Geographic, Arctic Council, WikiMedia. Экспедиционный проект «Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2016» стал финалистом премии РГО «Хрустальный компас - 2016». На постоянной основе распространение результатов ведётся в сети Интернет на сайте Ассоциации «Морское наследие»1 и через социальные сети Фейсбук и ВКонтакте2.

В целом за период исследований показаны широкие возможности использования МЭПМС для проведения научно-практических работ в арктической прибрежной зоне при современной

1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.maritime-heritage.ru/ (дата обращения: 23.10.2018).

2 [Электронные ресурсы]. URL: https://www.facebook.com/OpenOcean.ArcticArchipelagos/, https://rn.vk.com/open_ocean_arctic_archipelagos (дата обращения: 23.10.2018).

Рис. 9. Ледовая обстановка в Арктике, особенно в островных районах, очень динамична, и угроза оказаться в ледовом плену существует даже при лёгких в целом условиях сезона. Экспедиция 02А2-2017, Земля Франца-Иосифа, 17 августа 2017 г. Фото И. Г. Тимина

природно-климатической ситуации (рис. 9). Основные преимущества и ограничения различных наблюдательных платформ для сбора данных о состоянии биоразнообразия и природных прибрежных комплексов, проведения исследовательских проектов и мониторинга в удалённой прибрежной зоне приведены в таблице 3.

Основные преимущества использования МЭПМС в качестве наблюдательных платформ для работ в удалённых островных морских районах следующие:

• высокая автономность плавания;

• судно с малой осадкой (около 3 м), высокой манёвренностью и лёгкой мобилизацией позволяет работать в прибрежной мелководной зоне и в сложных прибрежных навигационных условиях, которые избегаются традиционными НИС;

• невысокая эксплуатационная стоимость;

• основные преимущества работ и сбора данных с использованием МЭПМС по сравнению, например, с авиационными наблюдениями, обычно применяющимися для оперативного обследования берегов, это возможность оперативного комбинирования методов наблюдений. Дистанционные визуальные наблюдения с борта судна могут дополняться пешими и лодочными маршрутами, оперативным десантированием на берег (использование контактных методов исследований, выполнение дополнительных целевых проектов, сбор проб и коллекций и т. п.);

• малая инвазивность транспортного средства. Судно оснащено парусами, позволяющими значительную часть маршрута проходить без использования силового дизельного двигателя и сжигания углеводородного топлива. Низкий уровень беспокойства и операционного загрязнения окружающей среды может иметь решающее значение при работе на ООПТ, в первую очередь, где имеются сезонные ограничения для производства авиационных работ (в местах гнездовых и миграционных концентраций морских птиц, лежбищ морских млекопитающих и др.);

• возможность отбора проб в ненарушенном поверхностном слое морской воды.

Выводы

Опыт эксплуатации и результаты анализа демонстрируют, что малые экспедиционные парусно-моторные суда не конкурируют с используемыми в настоящее время наблюдательными платформами, а дополняют их и расширяют спектр решаемых задач, а также повышают эффективность работ в определённом сегменте полевых исследований,

Таблица 3. Сравнение возможностей проведения работ в области изучения и мониторинга биологического и ландшафтного разнообразия в удалённой прибрежной морской зоне с использованием различных наблюдательных платформ

Легенда: экспертная качественная оценка эффективности

Наземный стационар МПМС НИС Самолёт/ вертолёт

Временные затраты Годы Недели/ месяцы недели / месяцы Дни/недели

Пространственный масштаб обследования за сезон В радиусе пеших и лодочных маршрутов Акватории и побережья архипелага / моря Акватории и побережья моря / нескольких морей Акватории и побережья нескольких морей

Возможности обследования прибрежной полосы Морская часть наблюдений лимитируется наличием соответствующих подручных плавсредств Возможны разнообразные визуальные и инструментальные контактные наблюдения отсутствует или сильно затруднена / ограничена Возможны разнообразные визуальные и инструментальные дистанционные наблюдения

В т. ч. сбор наземных образцов Без ограничений Практически без ограничений ограниченно сложной логистикой береговых высадок Неприменимо

В т. ч. гидробиологические исследования Ограничено работами на литорали Разнообразные контактные наблюдения в прибрежной зоне Доступ на мелководье ограничен глубиной осадки судна Только дистанционными методами

В т. ч. учёт птиц и млекопитающих в береговой зоне ограничен доступностью побережья, дистанцией от берега Выполним в разнообразных прибрежных местообитаниях как на море, так и на суше Сильно ограничен глубиной осадки судна Методические ограничения по видовому составу, сильный фактор беспокойства

Проведение дополнительных исследований Программа наблюдений и отбора проб может быть расширена по необходимости Программа наблюдений и отбора проб может быть расширена по необходимости, лимитируется ограниченным экспедиционным составом ограничено районом работ по глубинам, малой манёвренностью ограничено применением визуальных и ряда дистанционных методов

Уровень беспокойства В целом низкий Низкий Средний Высокий

Экономичность (с учётом площади охвата за сезон, стоимости фрахта/аренды) Средняя / низкая (с учётом необходимости заброски) Высокая Низкая Средняя / высокая

Высокоэффективно

Среднеэффективно

Малоэффективно

в котором в настоящее время наблюдаются наибольшие пробелы в натурных данных.

Можно рекомендовать использование МЭПМС для работ а) в удалённых и труднодоступных морских прибрежных районах, в т. ч. в Арктике; б) на островных акваториях и территориях; в) в районах со сложной навигационной остановкой (изрезанная береговая линия, мелководья, шхеры); г) на морских и прибрежных ООПТ для решения широкого комплекса задач натурных исследований в прибрежной зоне моря и суши.

Благодарности

Авторы благодарят экипажи Alter Ego всех сезонов работ, всех коллег по экспедиции и береговой штаб; всех, кто поддерживал наши работы и помогал экспедиции в трудные моменты. Особая благодарность су-довладелице Alter Ego и спонсору проектов по пластиковому загрязнению и проекту «Арктическое наследие Б. Ли-Смита» Наталии Крутиковой. Отдельное спасибо Владимиру Бессонову (ЦЛГМИ ААНИИ) за сопровождение экспедиций ледовой информацией. Работы по проекту МОРТРЭК проводились по соглашениям с Норвежским полярным институтом в рамках Программы Смешанной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды на 2016-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.