Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / САНКЦИИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безикова Екатерина Витальевна

На основе анализа правовых предписаний национального законодательства представлено исследование деятельности арктической зоны РФ как эффектичного инструмента развития экономики страны. Автором предложены обоснованные выводы о проблемах и перспективах реализации названного института со специальным экономическим режимом осуществления предпринимательской деятельности в аспекте финансово-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCTIC ZONE AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE NEW ECONOMIC CONDITIONS: FINANCIAL AND LEGAL ASPECT

Based on the analysis of the legal requirements of national legislation, a study of the activity of the Arctic zone of the Russian Federation as an effective tool for the development of the country's economy is presented. The author offers reasonable conclusions about the problems and prospects of the implementation of the named institute with a special economic regime of entrepreneurial activity in the aspect of financial and legal regulation.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_74

АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ THE ARCTIC ZONE AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE NEW ECONOMIC CONDITIONS: FINANCIAL AND LEGAL ASPECT

БЕЗИКОВА Екатерина Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: Kathy_Bezikova@mail.ru;

Bezikova Ekaterina V.,

Phd in Law, Associate Professor of the Department of Financial Law, Russian State University of Justice. 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: Kathy_Bezikova@mail.ru

Краткая аннотация: на основе анализа правовых предписаний национального законодательства представлено исследование деятельности арктической зоны РФ как эффектичного инструмента развития экономики страны. Автором предложены обоснованные выводы о проблемах и перспективах реализации названного института со специальным экономическим режимом осуществления предпринимательской деятельности в аспекте финансово-правового регулирования.

Abstract: based on the analysis of the legal requirements of national legislation, a study of the activity of the Arctic zone of the Russian Federation as an effective tool for the development of the country's economy is presented. The author offers reasonable conclusions about the problems and prospects of the implementation of the named institute with a special economic regime of entrepreneurial activity in the aspect of financial and legal regulation.

Ключевые слова: специальный экономический режим, арктическая зона, санкции, меры государственной поддержки.

Keywords: special economic regime, Arctic zone, sanctions, state support measures.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2022

Введение в отношении Российской Федерации внешних санкций, разрыв части международных отношений, переориентирование отечественного рынка на азиатские и восточные модели (преимущественно, Китай и ОАЭ), продолжающиеся дополнения в принятые до 2022 года проекты (программа импортозамещения и др.), прямое и косвенное государственное финансирование предпринимателей (включая опыт поддержки бизнеса в период вынужденной изоляции вследствие короновирусной инфекции), коррективы национального законодательства предопределили ориентацию на внутренние экономические, инфраструктурные и производственные ресурсы. Представляется, что территории опережающего развития, свободные экономические зоны и специальные административные районы имеют определённую возможность стать эффективным инструментом развития отечественного бизнеса, инвестиционной и инновационной привлекательности, возобновления международного имиджа страны на этапе постоянно изменяющихся экономических условий.

Арктическая зона РФ, являясь самой крупной территорией в мировом масштабе1, выступает частью стратегической программы развития России. Согласно Закону о стратегическом планировании РФ2 и утвержденной Стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года3 выполнение основных задач обеспечивается путём внедрения специального экономического режима, «способствующего переходу к экономике замкнутого цикла», предоставление инвесторам государственной поддержки, создание новой модели реализации экономических проектов. К 2020 году для этих целей была разработана нормативно-правовая база, созданы условия для реализации крупных проектов, активизированы варианты взаимовыгодного сотрудничества на основе международного права.

Следует отметить, что в части регулирования международных обязательств и иностранного инвестирования на территории АЗ РФ возможны некоторые изменения4. Это вполне обоснованное предположение ввиду сложившихся ограничений со стороны ряда государств. Арктический шельф разделён на 5 секторов между Россией, США, Канадой, Данией, Норвегией5. По состоянию на апрель 2022 года перечисленные государства внесены в список недружественных стран6.

Цели и порядок функционирования арктической зоны, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности резидентов АЗ РФ, а также меры государственной поддержки определены в специальных нормативно-правовых актах7.

Заметим, что отождествление арктической зоны со «свободной (особой) экономической зоной» в ряде исследований8 и официальных ресурсах9 является некорректным. Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «Об особых экономических зонах»1 «не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального обра-

1 К АЗ РФ отведены административные образования девяти регионов (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-ненецкий автономные округа, части территорий Архангельской области, Красноярского края и Республик Коми, Карелия, Саха (Якутия)), а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море и континентальный шельф РФ. См. Указ Президента РФ от 05.03.2020 г. № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 10. Ст. 1317; Указ Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18. Ст. 2136.

2 Федеральный закон РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26. Ст. 3378.

3 Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 44. Ст. 6970.

4 В том числе, например, снижение объема добычи нефти и газа вследствие эмбарго со стороны США, Канада и Великобритании.

5 Границы РФ определены в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.11.1995 г. № 187 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

6 Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1748.

7 Например: Федеральный закон РФ от 07.07.2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 29. Ст. 4503; Федеральный закон РФ от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26; Федеральный закон РФ от 30.12.2021 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу с 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 1 (Часть I). Ст. 46; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. Электрон. Дан. М., 2022. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

Кириллова Т.В. Перспективы развития особой экономической зоны в Арктике // Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 93; Замятина Н. Арктика как особая экономическая зона. «Две Арктики» [Электронный ресурс] // GoArktic. Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://goarctic.ru/work/arktika-kak-osobaya-ekonomicheskaya-zona-dve-arktiki/

9 Например, Об Арктической зоне РФ [Электронный ресурс] // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://erdc.ru/about-azrf/; Арктические первопроходцы [Электронный ресурс] //

EastRussia. Информационно-аналитическое агентство «Восток России». Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://www.eastrussia.ru/material/arkticheskie-pervoprokhodtsy/; Арктическая зона РФ [Электронный ресурс] // ArcticRussia. Инвестиционный портал Арктической зоны России. Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://arctic-russia.ru/project/arkticheskaya-zona-rf/

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

зования, на которой создана зона территориального развития». Соответственно, законодатель выделяет два типа специальных экономических режимов: ОЭЗ и ТОСЭР. Деятельность резидентов на территории АЗ не регулируется законодательством об ОЭЗ. Однако выделяются некоторые схожие черты в порядке финансирования и предоставления государственных льгот и преференций. Более того, создание ТОСЭР, как и ОЭЗ должно благоприятно воздействовать на инвестиционный климат и развивать отдельные отрасли экономики.

Специфическими целями ТОСЭР являются следующие: обеспечение условий для комфортной жизни населения, создание социально-значимой инфраструктуры, стимулирование отдельных категорий граждан (например, национальных меньшинств, проживающих в ТОСЭР). В отличие от ОЭЗ, где участвуют резиденты с проектами, выделенными по определенному характеру деятельности, ТОСЭР довольно часто создаётся под конкретного инвестора для реализации его проекта. Ввиду некоторых особенностей необходимо различать ТОСЭР на Дальнем Востоке, территориях моногородов и ЗАТО. Каждая из них регулируется Постановлением Правительства РФ2.

В арктической зоне, в свою очередь, устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности с возможностью создания на её территории отдельных ТОСЭР. Так, в мае 2020 года в Мурманской области (которая относится к АЗ) создана территория опережающего развития «Столица Арктики». По заявлению политических деятелей статус ТОР3 предоставляет возможность привлечь более 120 млрд. инвестиций, а объем налоговых отчислений, которые ожидается получить от реализации проектов, 41,7 миллиарда рублей4.

Обратим внимание, что в целях обеспечения защиты прав, свобод, интересов потребностей общественных объединений и граждан в АЗ РФ создан общественный совет. Обозначенный совещательный орган осуществляет мониторинг взаимодействия резидентов и коренных малочисленных народов в АЗ, вносит предложения по вопросам эффективности управления АЗ, участвует в разработке мероприятий по охране окружающей среды.

Анализ законодательства позволяет выделить требования, предъявляемые к резидентам АЗ РФ5, качественного, количественного и процедурного характера. В частности, к таким требованиям относятся:

реализация нового инвестиционного проекта либо нового вида предпринимательской деятельности (при этом объём осуществленных капитальных вложений не может превышает 25 % от общего объёма, установленного в размере не менее одного миллиона рублей); регистрация индивидуального предпринимателя или юридического на территории АЗ РФ; заключение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;

внесение сведений в реестр АЗ РФ управляющей компанией6 в течении 5 рабочих дней со дня заключения соглашения.

Учитывая изложенное, можно предложить авторскую интерпретацию исследуемой категории. Так, арктическая зона РФ - это точно определенная соответствующим законодательством территория государства, включающая в себя территории особого социально-экономического развития, на которой в целях финансово-экономического развития страны (регионов)7 вводится специальный экономический режим осуществления предпринимательской деятельности с особыми мерами государственной поддержки хозяйствующих субъектов и комплексным сопровождением управляющей компании.

Основу финансово-правового регулирования отношений в сфере АЗ РФ составляют нормы структурных подразделений финансового права - бюджетного права, налогового права, института государственного страхования и института публично-правового регулирования инвестиционной деятельности. Так, под объект финансово-правового регулирования попадают отношения по поводу:

финансирования объектов инфраструктуры за счёт ассигнований из бюджетов бюджетной системы, а также средств внебюджетных источников (с применением механизмов государственного и муниципального частного партнерства)8;

налогового стимулирования федерального, регионального и местного значения. В частности, предоставление налоговых каникул в виде снижения ставки по налогу на прибыль до 0% на 10 налоговых периодов (после получения первой прибыли); налоговых скидок по НДПИ (ставка 0,5 %), НДС для работ по перевозке грузов за пределы РФ (нулевая ставка) и НДПИ при добыче горючего газа (0 руб.). Резидентам, осуществляющим деятельность на отдельных территориях (например, добыча углеводородного сырья на новых морских месторождениях) устанавливаются льготы по федеральным налогам;

возмещения части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (субсидирование 75% объёма страховых взносов; установление ставки по страховым субъектам малого и среднего предпринимательства - 3,75%);

предоставления без торгов земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в АЗ РФ;

выделения субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам и на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в соглашении.

Абсолютно логичным в рамках заявленной темы исследования является систематизация мер государственной поддержки организационного и контрольно-ревизионного9 характера, а именно: особенности осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в АЗ, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, особенности регулирования таможенного контроля10, порядка ведения учёта товаров и предоставления отчетности в свободной таможенной зоне.

В качестве дополнительных преференций стоит обозначить специфику правового режима осуществления градостроительного зонирования11, планировки

1 Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.

2 Например, Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 277 Ст. 4063.

3 Например, на начало 2022 года существует уже около 115 ТОР Территория опережающего развития [Электронный ресурс] // сайт Министерства экономического развития РФ. Электрон. Дан. М., 2022. URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/

4 Территория опережающего развития в Арктике создана в Мурманской области [Электронный ресурс] // Сайт правительства мурманской области. Электрон. Дан. М., 2022. URL : https://gov-murman.ru/info/news/362544/

5 Резиденты ТОСЭР или свободного порта Владивосток, государственная регистрация которых осуществлена на территориях, отнесённых к АЗ, приобретают статус резидента АЗ РФ.

В настоящее время функции управляющей компании осуществляет АО «Корпорация развития Востока и Арктики» совместно с дочерним обществом.

7 Фактически для привлечения инвесторов в целях разработки природных ресурсов.

8 Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 г. № 978-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 17. Ст. 3007; см. например, п. 43 Приложения 16 Федерального закона РФ от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 50. Ст. 8397.

9 Федеральный закон РФ от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007; Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

10 Федеральный закон РФ от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

11 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства1.

Отдельно утверждается программа государственной поддержки хозяйственной деятельности в АЗ РФ коренных малочисленных народов.

Предусмотренный набор льгот и преференций создаёт удобные условия для ведения инвестиционной деятельности, соответствует запросу бизнеса, учитывает интересы резидентов. Представляется, что в настоящее время арктическая зона Российской Федерации как территория со специальным экономическим режимом достаточно успешно реализует поставленные перед ней задачи, принося 11% национального дохода России и 22% объёма общероссийского экспорта. Нормативная база сформулирована достаточно оптимально для динамичной и сбалансированной деятельности в АЗ РФ. Между тем, в связи с введением санкций, существенным изменением инвестиционного климата и ухудшением международных отношений, представляется возможным сгруппировать ключевые первоочередные меры2 по обеспечению российской экономики и минимизации ущерба от внешних воздействий в целях бесперебойного функционирования отраслей хозяйствования.

Во-первых, значительный блок новелл внутреннего законодательства касается финансово-банковской деятельности (до 31.12.2022 года); сферы государственных закупок и оптимизации регламента их осуществления на период 2022 года; легализации параллельного импорта; корпоративного управления АО (в частности, правомочие на не снижение в 2022 году уставный капитал, упрощение порядка покупки акций и пр.); установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в 2022 году; моратория на проверки субъектов МСП до 01.01.2023 года.

Во-вторых, хозяйственную деятельности резидентов АЗ РФ напрямую затрагивают следующие процессуальные нововведения:

правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление мер государственной поддержки в виде отмены обязательной оценки финансовой устойчивости, государственных гарантий в части реструктуризации кредитов или получения новых, а также субсидий на возмещение денежных средств. Процедура подачи заявки осуществляется через профильные министерства и верифицируются межведомственной комиссией Минэкономразвития3;

правила выдачи разрешения на осуществления резидентами сделок с иностранными лицами, в том числе из недружественных для России стран и территорий. Например, все сделки и операции подлежат одобрению правовой комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций через заявление, в котором требуется отразить исчерпывающую информацию о заявителе, включая документ о бенефициарных владельцах компании4.

временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами5.

особый порядок осуществления резидентами операций по предоставлению лицам иностранных государств кредитов и займов, а также сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество6.

В настоящее время под стимулирование попали только территории со специальным экономическим режимом СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя.

Степень и качество реализации пакета мер на момент опубликования оценить не представляется возможным, однако, необходимо уточнить, что значительная часть предложений по поддержанию бизнеса и инвестиционной деятельности со стороны предпринимателей (увеличение количества налоговых и иных льгот, дополнительные субсидии) не была принята во внимание.

Итак, проведенное исследование позволяет заключить, что Арктическая зона РФ является стратегическим экономическим и социальным ресурсом в Российской Федерации. В свете того, что проект «Северный поток 2» закрыт - освоение Северного морского пути7 становится перспективной и первостепенной задачей стабилизации экономики. Разработка высокотехнологичного оборудования и инфраструктуры значимого логистического маршрута осуществляется в весомом значении ресурсами бизнесменов. Поэтому, преследуя целью предупредить «заморозку» функционирования и развития Арктической зоны РФ в период «турбулентности», необходимо на законодательном уровне сформировать еще более благоприятные финансово-правовые, организационно-технические условия инвестирования, отвечающие публичным и частным интересам.

Библиогра фия:

1. Арктическая зона РФ [Электронный ресурс] // ArcticRussia. Инвестиционный портал Арктической зоны России. Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://arctic-russia.ru/project/arkticheskaya-zona-rf/

2. Арктические первопроходцы [Электронный ресурс] // EastRussia. Информационно-аналитическое агентство «Восток России». Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://www.eastrussia.ru/material/arkticheskie-pervoprokhodtsy/

3. Замятина Н. Арктика как особая экономическая зона. «Две Арктики» [Электронный ресурс] // GoArktic. Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://goarctic.ru/work/arktika-kak-osobaya-ekonomicheskaya-zona-dve-arktiki/

4. Кириллова Т.В. Перспективы развития особой экономической зоны в Арктике // Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 93-102

5. Об Арктической зоне РФ [Электронный ресурс] // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Электрон. Дан. М., 2022. URL: https://erdc.ru/about-azrf/

6. Территория опережающего развития [Электронный ресурс] // сайт Министерства экономического развития РФ. Электрон. Дан. М., 2022. URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/

7. Территория опережающего развития в Арктике создана в Мурманской области [Электронный ресурс] // Сайт правительства мурманской области. Электрон. Дан. М., 2022. URL : https://gov-murman.ru/info/news/362544/

References:

1. The Arctic zone of the Russian Federation [Electronic resource] // ArcticRussia. Investment portal of the Arctic zone of Russia. Electron. Dan. M., 2022. URL: https://arctic-russia.ru/project/arkticheskaya-zona-rf/

2. Arctic pioneers [Electronic resource] // EastRussia. Information and analytical agency "East of Russia". Electron. Dan. M., 2022. URL: https://www.eastrussia.ru/material/arkticheskie-pervoprokhodtsy/

3. Zamyatina N. The Arctic as a special economic zone. "Two Arctic" [Electronic resource] // GoArktic. Electron. Dan. M., 2022. URL: https://goarctic.ru/work/arktika-kak-osobaya-ekonomicheskaya-zona-dve-arktiki/

4. Kirillova T.V. Prospects for the development of a special economic zone in the Arctic // St. Petersburg Economic Journal. 2021. No. 4. pp. 93-102

5. About the Arctic zone of the Russian Federation [Electronic resource] // Corporation for the Development of the Far East and the Arctic. Electron. Dan. M., 2022. URL: https://erdc.ru/about-azrf/

6. Territory of advanced development [Electronic resource] // website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Electron. Dan. M., 2022. URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/

7. The territory of advanced development in the Arctic was created in the Murmansk region [Electronic resource] // Website of the Government of the Murmansk region. Electron. Dan. M., 2022. URL : https://gov-murman.ru/info/news/362544/

1 Федеральный закон РФ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ.1995. № 48. Ст. 4556.

2 Федеральный закон РФ от 08.03.2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1596.

3 Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1690.

4 Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 295 // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1689.

5 Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1748.

6 Указ Президента РФ от 01.03.2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 10. Ст. 1466.

7 Часть Арктической зоны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.