Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / АРКТИКА / БЕЛАЯ КНИГА / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слободчикова Светлана Николаевна, Абрамович Мария Михайловна

В статье рассматриваются публично-правовые интересы Китая в Арктике. Установлена нормативноправовая база, на основе которой Китай легитимно может реализовывать стратегию по освоению Арктики 2018 года. Определяются и аргументируются приоритетные направления развития государства в приарктическом регионе, оценивается уровень взаимодействия и сотрудничества между Китаем и Исландией, Норвегией, штатом Аляска (США), Гренландией, Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ARCTIC POLICY: PUBLIC-LEGAL ASPECTS

The article considers the public legal interests of China in the Arctic. A regulatory framework has been established on the basis of which China can legitimately implement the strategy for the development of the Arctic in 2018. Priority drections of the state development in the Arctic region are determined and argued, the level of interaction and cooperation between China and Iceland, Norway, the state of Alaska (USA), Greenland, Russia is evaluated.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _102 УДК 341.1

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ CHINA'S ARCTIC POLICY: PUBLIC LEGAL ASPECTS СЛОБОДЧИКОВА Светлана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета. 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: sveta150189@gmail.com;

Абрамович Мария Михайловна,

студент Юридического института Сибирского федерального университета. 660075, Россия, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6. E-mail: mariaabramovich2000@gmail.com;

Slobodchikova Svetlana N.,

Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Baikal State University, PhD (Law). 11, Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003. E-mail: sveta150189@gmail.com;

Abramovich Maria M.,

student of the Law Institute of the Siberian Federal University. 6, Maerchak St., Krasnoyarsk, Russia, 660075. E-mail: mariaabramovich2000@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются публично-правовые интересы Китая в Арктике. Установлена нормативно-правовая база, на основе которой Китай легитимно может реализовывать стратегию по освоению Арктики 2018 года. Определяются и аргументируются приоритетные направления развития государства в приарктическом регионе, оценивается уровень взаимодействия и сотрудничества между Китаем и Исландией, Норвегией, штатом Аляска (США), Гренландией, Россией.

Abstract: The article considers the public legal interests of China in the Arctic. A regulatory framework has been established on the basis of which China can legitimately implement the strategy for the development of the Arctic in 2018. Priority drections of the state development in the Arctic region are determined and argued, the level of interaction and cooperation between China and Iceland, Norway, the state of Alaska (USA), Greenland, Russia is evaluated.

Ключевые слова: Китай; Арктика; Белая книга; Арктический совет; Северный морской путь.

Keywords: China; Arctic; White Paper, Arctic Council; Northern Sea Route.

Дата направления статьи в редакцию: 26.10.2021

Дата публикации статьи: 31.01.2022

Северный морской путь, приарктические территории и другие регионы Северного полюса с каждым годом для Китая представляют все больший интерес. Главная причина данного интереса - более выгодное средство транспортировки собственных товаров. Северный морской путь был открыт для судоходства в 1991 г., что позволило многим компаниям дешевле и быстрее поставлять свои товары с востока на запад, а с началом процесса таяния ледников количество этих компаний в разы увеличилось. По данным администрации Северного морского пути (далее - СМП, Севморпуть) общий объем перевозок в акватории СМП в 2019 г. составил 31 млн. 531,2 тыс. тонн, из них транзитных грузов - 697,3 тыс. тонн. В 2020 г. общий объем перевозок остался неизменным, а число транзитных грузов увеличилось вдвое. Ожидается, что к 2030 г., данная цифра вырастет до 80 млн. тонн [3].

Изначально Арктика для Китая представляла исключительно научный интерес. Благодаря политике Бейяна Китай почти 100 лет имеет право на свободный въезд в Шпицберген, а также возможность заниматься законным производством, торговлей и наукой в рамках норвежской правовой системы. Шпицберген был открыт в 1596 г. Уильямом Баренцем, а интерес к данной территории возрос только спустя 300 лет, когда обнаружилось, что местность богата углем и другими природными ископаемыми. Борьба за ресурсы поставила под вопрос суверенитет архипелага и придала ему международный масштаб. После многосторонних встреч и переговоров 9 февраля 1920 г. 18 стран, включая Великобританию, США, Данию, Норвегию, Швецию, Францию, Италию, Нидерланды и Японию, государства подписали «Договор о Шпицбергене в Париже». После подписания договор фактически был забыт и не использовался в полной мере. Вскоре, после понимания, что Арктика представляет собой не исчисляемую кладезь знаний и ресурсов, Китай начал активно реализовывать положения договора. С 1991 г. китайский исследователь Гао Дэнги участвовал в комплексной научной экспедиции в Арктику, совместно проводимой с учеными из Норвегии, Советского Союза, Китая и Исландии. Он открыл 10-летнюю китайскую неправительственную арктическую экспедицию, заложив основу для правительственной арктической экспедиции. В сентябре 2001 г. посольство Норвегии в Китае направило ему письмо с приглашением посетить Шпицберген и создать исследовательскую станцию. С таким договором Китай, не имеющий географической связи с Арктикой, имеет право говорить об Арктике. Надо сказать, что это ценный актив, оставленный будущим поколениям правительством Бэйяна почти 100 лет назад.

Помощник министра иностранных дел Ху Чжэньюе в 2009 г. на проходившей в Норвегии международной конференции High North

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Study Tour представил в своем докладе позицию Китая по вопросу о правовом режиме Арктики. Он отметил, что, помимо договора о Шпицбергене, правовую основу деятельности Китая в Арктике составляют ряд международных договоров и конвенций (например, применимые к Арктике международные конвенции в отношении климата, принятые в рамках ООН международные конвенции и документы, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Полярный кодекс), а также региональные соглашения и институты сотрудничества, где особое место среди них занимает Арктический совет.

Базовые права по возможности мореплавания и реализации судоходства даёт Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Также там установлены общие принципы проведения морских научных исследований и прописаны права и ответственность стран-участниц в отношении защиты и сохранения морской среды. Что касается ресурсов морской Арктики, согласно Конвенции, суверенные права на их разведку и разработку на континентальном шельфе принадлежат прибрежным странам. По этой причине участие КНР в их освоении возможно только на основе сотрудничества с приарктическими странами. Принятый в 2014-2015 гг. Полярный кодекс, в разработке которого участвовали и китайские эксперты, содержит обязательные требования по предотвращению загрязнения морской среды с судов и обеспечению безопасности судоходства. В рамках Арктического совета Китай получает возможность принимать участие в управлении и регулировании арктической деятельности, особенно в областях, связанных с сотрудничеством. На сегодняшний день кроме исследовательских целей Арктика помогает в полной мере реализовать свой экономический потенциал в этом регионе. В «Белой книге» Китая, опубликованной в 2018 г., сформирована политика освоения Арктики, а также разработаны проекты по экологии, социальному обеспечению коренных народов и углублению исследования в области рационального использования природных ресурсов и туризма. Именно поэтому Китай целенаправленно устанавливает партнерские отношения, формирует двустороннее взаимодействие с государствами в рамках Арктического совета, а также выступает в качестве инвестора в крупных проектах Норвегии, Аляски, Исландии, Гренландии и России.

Аляска. По данным за 2017 год Китай является крупнейшим торговым партнером Аляски. Ежегодно Аляска экспортирует в Китай товары на 1,3 млрд. долларов, главным образом морепродукты и природные ресурсы, и услуги на 135 млн. долларов. В 2018 г. на Китай приходился 21% от общего объема экспорта товаров Аляски. КНР планирует поддерживать и развивать торговые отношения со штатом Аляска, однако на фоне этого сотрудничества нарастают противоречия между США и Китаем, которые, начиная с 2018 г., выражены рядом обвинений первой стороны.

Норвегия. Из-за того, что существуют некоторые проблемы использования Суэцкого канала, Малаккского пролива и пролива Гибралтар Китай определил, что маршрут до Норвегии через СМП на 40% короче обычного, позволяет обойти точки геополитической напряженности и американские ВМС. Как известно, Египет получает экономическую поддержку от США и опыт с блокировкой канала контейнеровозом Even Given в 2021 г. заставил китайское правительство задуматься об альтернативных путях взаимодействия с Европой. Помимо этого, с процессом таяния ледников к 2030 г. возможности использования СМП возрастут в несколько раз, ввиду большей ширины и отсутствия пиратства на территории.

В марте 2019 г. на одной из конференций китайская государственная судоходная компания COSCO определила город Киркенес как стратегически важный. Уже в мае в город прибыла делегация из государственной компании China Communications Construction Company Ltd. (CCCC), крупнейшего в мире разработчика портовой инфраструктуры. Для Киркенеса, чье экономическое благополучие долгое время зависело от шахт по добыче руды, расположенных на западном краю полуострова, интерес Китая к Арктике является спасательным кругом. Однако для реализации этого проекта Киркенесу требуется более развитая инфраструктура, поэтому правительство Норвегии, Финляндии и Эстонии определили проект по строительству арктического коридора, который оказался слишком дорогостоящим для скандинавского правительства. В этой ситуации на помощь пришли инвестиционный фонд Touchstone Capital Partners, поддерживаемый Пекином, совместно с финским предпринимателем Питером Вестбека и еще тремя китайскими строительными компаниями, которые подписали соглашение на 15 млрд. евро на строительство тоннеля Хельсинки-Таллин. Дата реализации проекта установлена на 2024 год, что станет крупнейшим инвестиционным проектом Китая в Северной Европе.

Исландия. Активизация китайско-исландских отношений началась с 2007 г., когда Ирландия начала рассматривать возможность вступления в ЕС, однако политические и экономические условия оказались для государства слишком удушающими, на фоне этого началось интенсивное сближение с Китаем. На фоне кооперации стран ЕС в рамках Арктического совета в 2012 г. были достигнуты соглашения и договоренности по направлениям двустороннего сотрудничества в Арктике. Основным направлением сотрудничества было установлено научно-техническое развитие, что позволило представить их интересы как партнерские и помогло проецировать это партнерство на более глобальный характер.

Гренландия. Активизация партнерства с Китаем началась с объявления тендера на строительство трех крупных портов в Гренландии и позже покупкой акций урановых рудников крупной австралийской компании Greenland Minerals, которая с 2010 г. имела лицензию на приобретение местных ресурсов. Таким образом, перед островом встал сложный выбор, где, с одной стороны, «выгодный»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

проект Китая, дающий значительную сумму в долг и облагающий Гренландию долгом на всю оставшуюся жизнь, с другой - возможность отказаться от такого индустриального скачка и продолжать жить на дотации Дании, в состав королевства которого они уже входит. Однако помощь США в размере 12 млн. долларов обнулила партнёрство КНР и Гренландии.

Россия. Говоря о Российской Федерации, следует упомянуть несколько документов, определяющий политику развития приарктических территорий и СМП. Во-первых, государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», которая включает в себя сборник проектов и задач, направленных на развитие экономики и инфраструктуры северных территорий РФ, а также обеспечения благополучных социально-экономических условий для коренных народов севера. Во-вторых, план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г., утвержденный в 2019 г., основу которого составляют проекты по развитию северного региона, такие как реконструкция объектов федерального и стратегического назначения, актуализация портовой инфраструктуры в соответствии с целями добывающих компаний.

Говоря об общих взглядах России и Китая на Арктику, то оба государства хотят развития данных территорий и готовы вкладывать туда собственные средства и ресурсы [1; 2], однако подходы России и Китая к имплементации этих целей на приарктических территориях абсолютно разные [4]. Россия придерживается цели обсуждения арктического вопроса, а именно увеличение континентального шельфа Сибири и включением в него хребтов Ломоносова и Менделеева, что увеличит ее размер исключительной экономической зоны, только в рамках Арктического совета и ее постоянных членов в лице Исландии, Финляндии и Швеции. Китай рассматривает взаимодействие государств совершенно по-другому.

Основой тому служит Конвенция ООН о морском праве, через которую Поднебесная интерпретирует Арктику как достояние человечества и что каждое государство имеет возможность быть причастным к её развитию. Именно поэтому выпуск правительством официального документа «Белой книги» четко определило намерения государства, а также то, что Китай признает себя приарктическим государством, чего нельзя сказать о фактическом географическом положении.

Изначально установленный Россией и Канадой экономический тариф в 200 мильной экономической зоне был для Китая слишком высок, что ставило под сомнение выгодность СМП по сравнению со старым маршрутом. Однако в дальнейшем после ухудшения отношений России с западом в 2014 г., тарифные споры были сглажены, так как России пришлось сменить вектор развития и настроить партнерские отношения с Китаем. После этого было привлечено несколько китайских компаний в российские энергетические проекты. К примеру, китайская компания CNPC (China National Petroleum Company) и «Фонд Шелкового пути», учрежденный для реализации «Пояса и пути», стали соинвесторами проекта «Ямал СПГ» (20 и 9,9% капитала соответственно). На сегодняшний день, реализуемые проекты представляют выгоду для двух сторон соответственно. Россия видит в Китае потенциальный рынок сбыта углеводородов, а Китай вкладывает средства в собственные компании на территории РФ, что позволяет более выгодно получать сырье.

Арктика - это территория богатая не только ресурсами, но и знаниями. Китай как могущественная держава с большим потенциалом имеет доступ и возможности проведения широкой политики освоения и исследования Арктики еще с начала 20 века. Благодаря четко определенной политике, сформированной нормативно-правовой базе и сотрудничеству Китая с приарктических государствами в рамках международных организаций был заложен потенциал для дальнейшей работы на многие года вперед. Поднебесная юридически проложила себе путь к Арктике, по факту не имея территориальных границ и, благодаря активным инициативам в Арктическом совете в роли наблюдателя, может косвенно влиять на процессы, происходящие в этом регионе. По мере укрепления государства на мировой арене, увеличивался спектр политических векторов государства. В этом процессе сформировалось три блока направления интересов Китая - исследовательское, ресурсное и торговое. Последние два являются приоритетными направлениями в современное время, а первое обеспечивает легитимное присутствие Китая в арктическом регионе. За все время с момента активизации было совершено Девять национальных научных экспедиций, проведена инвентаризация объектов арктической инфраструктуры и сформированы планы по их дальнейшему развитию. Активное развитие идет в двух других направлениях. Китай заключает двусторонние договоры с приарктическими государствами на двусторонней основе в долгосрочной перспективе, инвестируя в прибыльные проекты, тем самым приумножая свою роль на международной арене. Прежде всего для Китая СМП - это новая возможность более выгодной реализации товаров в Европе, поэтому Поднебесная активно добивается равноправного участия в развитии СМП и поставки собственных товаров на запад.

Библиография:

1. Лепа Т.П. Взаимные интересы и проблемы в реализации сотрудничества России с Китаем и Монголией II Известия Байкальского гос. ун-та. 2019. Т. 29, № 1. С. 80-87.

2. Лепа Т.П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие II Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27, №1. С.64-72.

3. Объем перевозок по Северному морскому пути в 2020 году составил 31 млн тонн [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/306100/ (дата обращения:

24.10.2021).

4. Якимова Е.М. К вопросу о фундаментальности предпринимательской деятельности как научной категории II Baikal research journal. 2018. Т. 9, № 1. С.

References (transliterated):

1. Lepa T.P. Vzaimnye interesy i problemy v realizacii sotrudnichestva Rossii s Kitaem i Mongoliej // Izvestiya Bajkal'skogo gos. un-ta. 2019. T. 29, № 1. S. 80-87.

2. Lepa T.P. Rossiya i Kitaj: tamozhennoe i ekonomicheskoe vzaimodejstvie // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. T. 27, №1. S.64-72.

3. Ob"em perevozok po Severnomu morskomu puti v 2020 godu sostavil 31 mln tonn [Elektronnyj resurs]. URL: https://portnews.ru/news/306100/ (data obrashcheniya: 24.10.2021).

4. YAkimova E.M. K voprosu o fundamental'nosti predprinimatel'skoj deyatel'nosti kak nauchnoj kategorii // Baikal research journal. 2018. T. 9, № 1. S. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.