ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
27
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Игорь Анатольевич Голованов
Челябинский государственный педагогический университет
АРКАИМСКАЯ ДОЛИНА:
ФОЛЬКЛОРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ И УСТНЫХ РАССКАЗАХ
В статье рассматривается использование фольклорных образов и мотивов в региональных СМИ и устных рассказах. В центре внимания автора находятся тексты, связанные с художественным осмыслением пространства археологического памятника Аркаим на юге Челябинской области.
Ключевые слова: фольклор, интерпретация, текст, мотив, образ, топос, локус.
Пространство России огромно, и каждый составляющий его локус по-своему уникален. Эту уникальность важно осознать самим и суметь обратить на нее внимание других людей. В этом отношении далеко не каждому локусу повезло так, как Аркаиму, который обрел на Урале и в России в целом много заинтересованных исследователей, почитателей и «защитников» (см.: [1; 2; 6] и др.), превратившись в место разворачивания смыслов.
На восприятие той или иной местности во многом оказывает влияние образ, сформированный средствами массовой информации. Как уже было показано нами ранее [3], в создании такого образа большую роль играет фольклорное сознание, т. е. хранящиеся в памяти людей традиционные мифо-фольклорные мотивы, представления, сюжеты. В СМИ названные феномены могут актуализироваться целенаправленно или на интуитивном уровне. С их помощью авторы публикаций воздействуют на воображение своих читателей, пробуждая дремлющие в их сознании архетипы. При этом, как правило, затрагиваются темы, глубоко волнующие современного человека: жизнь - смерть, счастье - несчастье, здоровье - болезнь.
В настоящей статье речь пойдет об Аркаиме - «археологическом памятнике, получившем в современной России необычную славу и ставшем объектом настоящего религиозного культа» [10].
Отношение к Аркаиму в центральной прессе, в электронных СМИ и на телевидении неоднозначно. Одни признают данный объект уникальным, другие подвергают сомнению его оригинальность и аутентичность. Даже внимание первых лиц государства не упростило ситуацию с признанием общественностью и наукой за этим объектом его уникального статуса.
Так, в «преамбуле» одной из электронных статей указывается: «Вчера президент России Владимир Путин по пути в Челябинск на два часа залетел в древнее поселение Аркаим, которое в путеводителе по этим местам называется “колыбелью мира”. Впрочем, специальный корреспондент Ъ АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ не дал себя убаюкать». Далее автор не без иронии пишет: «Становилась понятной последовательность событий. Господин Медведев, очевидно, и заинтересовал президента, с некоторых пор тяготеющего к поискам национальной идеи на археологических раскопах. Очевидно, Старая Ладога, которую он посетил менее года назад (см. «Ъ» от 19 июля 2004 года), не убедила его
© И. А. Голованов, 2013.
28
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
в том, что может смело претендовать на звание альтернативной Киеву матери городов русских (или хотя бы мачехи). И он обратил свой благосклонный взор к Аркаиму» [7].
Что касается уральских региональных СМИ, то в них Аркаим чаще всего интерпретируется как яркая достопримечательность региона, открытая в конце ХХ века и связанная с протоцивилизацией. Помимо Аркаима, внимание местных СМИ привлекают окутанная легендами и преданиями Невьянская башня (знаменита не только своими тайными подземными ходами, но и тем, что в ее подземелье Демидовы тайно плавили серебро, что подтверждено историческими документами), гора Таганай близ города Златоуста (в прежние времена была прибежищем старообрядцев, а в настоящее время стала местом притяжения разного рода аномальных явлений: НЛО, шаровых молний, световых столбов и проч., вызывающих многочисленные слухи и толки), остров Вера на озере Тургояк, знаменитый своими дольменами (тайна этих древних каменных построек не раскрыта до сих пор), перевал Дятлова на склоне горы Халат Сяхыл (где в 1959 году при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов) и другие. Для фольклорного сознания притягательны все эти места, но наибольшее количество публикаций связано, пожалуй, с Аркаимом.
По мнению ученых, Аркаим - это протопоселение у восточных склонов Уральских гор, существовавшее около 4000 лет назад. Предположительно город построили арии, одна из древнейших цивилизаций человечества. До сих пор среди археологов продолжаются споры, почему жители покинули Аркаим и отправились на юг, в Иран и Индию, предав город пожару.
Аркаимская долина входит в рейтинг самых благодатных мест России, ее нередко называют главным духовным центром Сибири и Урала. Некоторые ученые считают, что именно здесь, на Южном Урале, зародились две арийские религии - индуизм и зороастризм. Примечательно, что Аркаим, как и Стоунхендж, представлял собой древнюю солнечно-лунную обсерваторию, откуда велись наблюдения за солнцем и звездами.
Местность находится в зоне тектонических разломов земной коры. Много миллионов лет назад на месте аркаимских гор действовал огромный вулкан, чем объясняется необычная энергетика этих мест: на фотографиях проявляются невидимые во время съемок объекты, у посетителей возникают видения, состояния измененного сознания. Помимо сакральных зон в заповеднике встречаются геопатогенные участки, где деревья неестественно искривлены, стволы покрыты уродливыми наростами (ходить туда не рекомендуется, особенно ночью).
По мнению историков и археологов, Аркаим, с одной стороны, имеет ярко выраженное региональное значение, с другой стороны, его исторический феномен несет в себе глобальные характеристики. Архитектура Аркаима и Страны городов в целом, жертвенные комплексы и погребальный обряд, все тексты аркаимской культуры отражают индоевропейскую мифологию.
В настоящее время на территории Аркаимской долины действует природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник, объединяющий около 400 археологических памятников различных эпох. Среди них, как показывают наблюдения, художественному осмыслению подвергаются прежде всего те объекты, которые связаны с топосом горы (подробнее см.: [4]). С мифопоэтической точки зрения, гора предстает хранилищем тайн и тайных знаний, моделью Вселенной (вариант Мирового древа), символом высоты и внутреннего стремления человека к совершенству [8. С. 73-74].
Назовем наиболее значимые пространственные объекты Аркаима, получившие освещение в электронных медийных текстах [11] и отраженные в устных рассказах с использованием традиционных образов и мотивов.
Гора Шаманиха (Шаманка, гора Здоровья, Силы, Желаний, Лысая, Змеиная), что находится на правом берегу реки Большая Караганка, известна как место поклонения
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
29
Солнцу (здесь его встречают и провожают). Считается, что гора дарит здоровье и заряжает энергией, на этой горе можно замолить грехи. Бытует легенда, по которой название Шаманиха связано с историей о колдунье-шаманихе, отдавшей свою силу горе. На вершине выложена мандала исполнения желаний в виде спирали из 13 кругов, по которым надо идти против часовой стрелки - в соответствии с фольклорными представлениями о правилах контакта с потусторонними силами.
Гора Покаяния является частью горы Шаманиха. По народным представлениям, это первая гора, на которую необходимо подняться, чтобы очиститься, убрать негативную карму перед дальнейшими восхождениями. На ее вершине выложена каменная «спираль жизни», а рядом растет одинокая березка. Здесь просят прощения у всех, перед кем виноваты.
«Потом мы шли на гору Прощения. Каждый брал камушек. У кого что на душе. Поднимались медленно и просили прощения за всё. Как нам объясняли, вглубь по спирали, это как ДНК у человека.
- Нужно по часовой идти?
- Нет, против.
Потом уже идут на Шаманку. Там то же самое. Там желание загадывают, когда против часовой стрелки идут - очищаются, а обратно уже приобретают» (Зап. С. Волокитиной, Т. Лебедевой, Д. Мухаметшиной в 2012 году от Ольги, уроженки Миасса Челяб. обл., 26 лет).
Чудодейственной силе горы, как уже было сказано выше, есть научное объяснение: она была центром древнего вулкана. Некоторые ученые признают, что разломы древней коры, на которых расположены вулканы, являются аномальными зонами планеты. Не случайно древние храмы строили именно в таких местах, что создавало в них определенную ауру, благотворно влияющую на человека. А дальше вступают в силу законы фольклора: наука дает основу возникновения «слухов и толков», фольклорное же сознание определяет место этих слухов в системе представлений человека.
У многих приезжающих в Аркаим, по их словам, проходят головные боли, появляется ощущение необыкновенной легкости и прилива сил. Однако все простое только кажется доступным, поскольку, как утверждают паломники, «в Аркаим надо ехать только с чистой душой и высокими помыслами». В данном случае воспроизводится традиционный для фольклорных легенд о чудесах (например, в текстах о цветущем папоротнике) мотив-предупреждение.
Гора Любви (гора Грачиная, гора Благодатная) - третья гора, которая находится за рекой Караганкой, самая высокая и крутая из трех. На ней также встречают и провожают Солнце. На эту гору ходят влюбленные и те, кому нужна удача в личной жизни. Здесь излечиваются от мужской слабости. Считается, что круглый год от этой горы исходит поток чистой энергии, энергии любви. Можно загадать три желания, и они сбудутся. Для этого на склоне горы выложена каменная спираль.
«Много знаю девочек, которые от бесплодия вылечились. Аркаим очень сильно помогает, нужно только в это верить. <.. .> Я жила в Индии, на Кавказе, но Аркаим сильно люблю. Вообще место нужно прочувствовать.
- Как нужно загадывать желания?
- Надо включать визуализацию и представлять, что оно уже сбылось. Нужно представить, что оно у вас есть» (Зап. С. Волокитиной, Т. Лебедевой, Д. Мухаметшиной в 2012 году от Лейлы, уроженки Казахстана, 33 лет).
По народной легенде, гора Любви представляла собой когда-то обрядовую пещеру: «После свадьбы все жители отправляли молодоженов туда на определенный срок. Все первое время после свадьбы супруги жили в пещере. За этот период молодая жена должна была забеременеть. Считалось: если женщина не успеет, то она не сможет стать про-
30
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
должательницей рода, и ее супруг имел право выбрать себе новую жену. А несчастную изгоняли из селения или никто больше не брал ее замуж» (Зап. Н. Сафоновой в 2001 году в Аркаиме от женщины 50 лет).
Гора Аркаим (другое название, рождающее мифо-фольклорные ассоциации, необходимые в таких легендарных топосах, - Лестница Богов) находится в 5 километрах от центра долины. В меморатах утверждается, что это место очень хорошо для улучшения энергетики, снятия порчи и сглаза. Не случайно на вершине этой горы выложена манда-ла.
Гора Разума (Черкасинская сопка) находится на противоположной стороне Арка-имской долины от Шаманихи. Эта гора считается эзотериками и почитателями очень сильной, на ней можно погрузиться в состояние покоя и умиротворения. Подняться до вершины может не каждый - «гора пускает не всех».
«Есть гора Разума. И туда, говорят, не всем стоит ходить. Есть гора Чека. На ней загадывают о материальном положении. Деньги заряжают для благосостояния» (Зап. С. Волокитиной, Т. Лебедевой, Д. Мухаметшиной в 2012 году от Светланы, 27 лет).
Гора Чека (Кайлас, Мудрецов) в древних писаниях, по мнению исследователей-эн-тузиастов, упоминается как священная гора Хаара для наблюдений астрономов за небосводом. На вершине этой горы в скале есть необычная по форме выемка: прислонившись к ней, люди получают непередаваемые ощущения. Любые звуки в этом вогнутом углублении резонируют с камнями и многократно усиливаются. Надо сказать, что выемки, отметки на камнях, горах - традиционная фольклорная тема, с которой связаны повествования об оставлении культурными героями следов своего пребывания.
Гора Седьмой печати (Семи печатей, Видения) расположена при въезде на территорию Аркаимской долины справа от дороги, считается очень сильным местом, способным открыть «третий глаз».
В публикациях, посвященных Аркаиму, очень часто звучит устойчивый фольклорный мотив священной земли. Это представление в какой-то степени опирается и на народное знание: «Рассказывал мне экстрасенс, что открывается здесь канал, который чистит всю планету, вот именно в Аркаиме» (Зап. С. Волокитиной, Т. Лебедевой, Д. Мухаметшиной в 2012 году от Светланы, 27 лет).
Весь комплекс Страны Городов, расположенный вдоль восточных склонов Уральских гор на притоках Урала и Тобола, воспринимается как некое идеальное пространство, в котором царят гармония и разум. Так, например, один из журналистов пишет, что памятники старины расположены на примерно одинаковом расстоянии в 50-70 км, каждый из них был центром, окруженным более мелкими поселениями, отстоящими друг от друга на 5-6 км. «Города удивительно похожи между собой»: поселения отличаются «сплошной застройкой, системами внутренних коммуникаций и монументальными оборонительными сооружениями. Все они были обнесены стенами и рвами, образовывавшими овал или круг (принцип Мандалы)».
Обращает на себя внимание идеализированное восприятие протогорода очеркистом: «В центре города обязательно находилась площадь. Улицы были вымощены бревнами. Жилища большие, вместительные - площадью 110-180 кв.м, все имели прямоугольную форму. Стены сложены из бревенчатых клетей, забитых землей, и грунтовых блоков. При каждом доме имелась мастерская, где его обитатели лепили посуду, ткали, столярничали и собирали древнейшие в мире боевые колесницы. Много имелось печей для выплавки бронзы и кузниц. Рядышком в поймах рек ученые обнаружили следы поливного земледелия с арыками, грядками и водоотводными канавами» [5].
Перед нами идеальный город из мифологического «золотого века». Все, что важно для города как среды обитания многих людей и что - с точки зрения обыденного сознания - безвозвратно утрачено в современную эпоху, в нем было.
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
31
«Самое необычное заключается, однако, в том, - замечает журналист, - что Аркаим уже в те далекие времена был полностью экологически чистым городом - с системой фильтрации воды, ливневой канализацией, системой колодцев. Грязные стоки не попадали в окружающие реки, как это сплошь и рядом творится сейчас. Ученые даже полагают, что древнее поселение располагало эффективными способами переработки и вторичного использования бытового мусора. То есть каждый из элементов планировки и функционирования городища находится в единой связи с целым. Люди старались жить в гармонии с природой!». И далее читаем: «талантливый, умный народ». Все это позволяет судить о противопоставлении в сознании нашего современника существующего положения дел с идеальным образом как частью фольклорного сознания.
Сходные мотивы обнаружила и В. П. Федорова, анализировавшая тексты зауральской периодической печати 20-30-х годов прошлого века: «На семи ветрах потрясений человеку всегда нужна была опора на опыт отцов, время жизни которых мифологизировалось и оценивалось как более совершенное и нравственное» [9. С. 18].
В заключение отметим, что обращение к традиционным мотивам и образам при осмыслении тех или иных локусов свидетельствует о значимости для современного человека мысли о согласованном существовании людей в пределах национального пространства и мира в целом.
Сделанный нами обзор убеждает, что социокультурная ситуация вокруг Аркаима требует своего глубокого исследователя и интерпретатора. Аркаим - феномен, который не может оставаться незамеченным. Он обладает огромной порождающей силой, которая является первотолчком для возникновения современного «мифа».
Список литературы
1. Аркаим. 1987-1997: Библиографический указатель [Текст] / сост. Д. Г. Зданович и др. - Челябинск, 1999.
2. Аркаим: по страницам древней истории Южного Урала [Текст] / ред.- сост. Н. О. Иванова. - Челябинск : Крокус, 2004. - 348 с.
3. Голованов, И. А. Мифо-фольклорные мотивы в современном медиадискурсе [Текст] / И. А. Голованов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 263-270.
4. Голованов, И. А. Категории пространства и времени в современном несказочном фольклоре Урала [Текст] / И. А. Голованов // Традиционная культура. - 2010. - Т. 40, № 4. - С. 55-65.
5. Загадки Аркаима [Электронный ресурс]: очерк-версия. - URL: http://www.nashural. ru/UrBibl/Arkaim/zagadki-arkaima-ocherk.html.
6. Загидуллина, М. Прадедушка Аркаим [Текст] / М. В. Загидуллина. - Челябинск : Изд-во Игоря Розина, 2012. - 104 с.
7. Колесников, А. С кратким доисторическим визитом [Электронный ресурс] / А. С. Колесников // КоммерсантЪ. 17.05.2005. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/578186.
8. Словарь символов и знаков [Текст] / сост. Н. Н. Рогалевич. - Минск : Хравест, 2004. - 512 с.
9. Федорова, В. П. Вопросы культуры в зауральской прессе 20-30-х годов ХХ века: к истории региональной журналистики [Текст] / В. П. Федорова. - Курган, 2008. - 264 с.
10. Шнирельман, В. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея [Электронный ресурс] / В. Шнирельман. - URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/ pdf/014/14_shnirelman.pdf.
11. http://www.need-for-adventures.ru/ecological_adventure/mesta.
32
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
Referencies
1. Arkaim. 1987-1997: Bibliograficheskij ukazatel’ [Tekst] / sost. D. G. Zdanovich i dr. -Cheljabinsk, 1999.
2. Arkaim: po stranicam drevnej istorii Juzhnogo Urala [Tekst] / red.- sost. N. O. Ivanova. -Cheljabinsk : Krokus, 2004. - 348 s.
3. Golovanov, I. A. Mifo-fol’klornye motivy v sovremennom mediadiskurse [Tekst] /
I. A. Golovanov // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -
2012. - № 4. - S. 263-270.
4. Golovanov, I. A. Kategorii prostranstva i vremeni v sovremennom neskazochnom fol’klore Urala [Tekst] / I. A. Golovanov // Tradicionnaja kul’tura. - 2010. - T. 40, № 4. - S. 55-65.
5. Zagadki Arkaima [Jelektronnyj resurs]: ocherk-versija. - URL: http://www.nashural.ru/ UrBibl/Arkaim/zagadki-arkaima-ocherk.html.
6. Zagidullina, M. Pradedushka Arkaim [Tekst] / M. V. Zagidullina. - Cheljabinsk : Izd-vo Igorja Rozina, 2012. - 104 s.
7. Kolesnikov, A. S kratkim doistoricheskim vizitom [Jelektronnyj resurs] / A. S. Kolesnikov // Kommersant##. 17.05.2005. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/578186.
8. Slovar’ simvolov i znakov [Tekst] / sost. N. N. Rogalevich. - Minsk : Hravest, 2004. -512 s.
9. Fedorova, V P. Voprosy kul’tury v zaural’skoj presse 20-30-h godov HH veka: k istorii regional’noj zhurnalistiki [Tekst] / V P. Fedorova. - Kurgan, 2008. - 264 s.
10. Shnirel’man, V. Arkaim: arheologija, jezotericheskij turizm i nacional’naja ideja [Jelektronnyj resurs] / V. Shnirel’man. - URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/ pdf/014/14_shnirelman.pdf.
11. http://www.need-for-adventures.ru/ecological_adventure/mesta.