Научная статья на тему 'Арийский путь'

Арийский путь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1630
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИЙЦЫ / РОДИТЕЛЬСКИЙ НАРОД / АРИЙСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭКСПАНСИЯ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / МАНАС / КИРГИЗСКИЙ НАРОД / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тургуналиев Топчубек Тургуналиевич

По утверждению некоторых ученых, одним из первых народов, построивших на Земле самую раннюю цивилизацию, был арийский народ. Именно арии распространили пути создания цветущих обществ на другие народы и страны Азии, Европы. Затем образцы арийской цивилизации охватили и другие континенты мира. В мировой науке есть мнение о том, что арии являлись родительским народом, от которого произошли другие народы Земли. Идеями создания цветущего цивилизованного общества были одержимы передовые умы человечества во все эпохи, особенно со времени возникновения важнейшего политического института государства. Выдвигались проекты, писались программы, законы, которые должны были возвысить человека духовно, улучшить его нравственные качества. Они были посвящены главному вопросу как быть человеку Человеком, как построить общество, государство на началах совершенства. Этими проблемами были озабочены первоначально национальные, а затем и мировые религии. В этом контексте следует отметить определение арийского пути, названного умеренным, средним путем между крайними проявлениями человеческих поступков. Его смысл не потворствовать бездумным желаниям и умерщвлению плоти. Средний путь это: убеждения, устремления, речи, поведение, образ жизни, усилия, образ мыслей, наслаждение в правильном ключе. Указаны и три божественные заповеди, ведущие к прекрасному, высшему миру самообуздание, самопожертвование, совестливость. Думается, что эти свойства являются решающими во все времена истории человечества, поскольку если перевести на более понятный язык, это нравственное совершенство, первостепенность духовного, хотя роль материального не игнорируется. В реальной жизни многое иначе. Древние греческие оракулы отмечали, что на Земле плохих людей намного больше, чем хороших. Это касается и современного мира, где еще нет хотя бы одного общества, в котором все население достигло полного совершенства, где хотя бы одно государство имеет самые лучшие свойства, где все люди заботились бы прежде всего о нравственном, духовном совершенстве, а не гонялись бы за материальным богатством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арийский путь»

УДК 39(=21)

Т. Т. Тургуналиев

Институт манасоведения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

АРИЙСКИЙ ПУТЬ

Аннотация. По утверждению некоторых ученых, одним из первых народов, построивших на Земле самую раннюю цивилизацию, был арийский народ. Именно арии распространили пути создания цветущих обществ на другие народы и страны Азии, Европы. Затем образцы арийской цивилизации охватили и другие континенты мира. В мировой науке есть мнение о том, что арии являлись родительским народом, от которого произошли другие народы Земли. Идеями создания цветущего цивилизованного общества были одержимы передовые умы человечества во все эпохи, особенно со времени возникновения важнейшего политического института - государства. Выдвигались проекты, писались программы, законы, которые должны были возвысить человека духовно, улучшить его нравственные качества. Они были посвящены главному вопросу - как быть человеку Человеком, как построить общество, государство на началах совершенства. Этими проблемами были озабочены первоначально национальные, а затем и мировые религии.

В этом контексте следует отметить определение арийского пути, названного умеренным, средним путем между крайними проявлениями человеческих поступков. Его смысл - не потворствовать бездумным желаниям и умерщвлению плоти. Средний путь это: убеждения, устремления, речи, поведение, образ жизни, усилия, образ мыслей, наслаждение в правильном ключе. Указаны и три божественные заповеди, ведущие к прекрасному, высшему миру - самообуздание, самопожертвование, совестливость. Думается, что эти свойства являются решающими во все времена истории человечества, поскольку если перевести на более понятный язык, это - нравственное совершенство, первостепенность духовного, хотя роль материального не игнорируется.

В реальной жизни многое иначе. Древние греческие оракулы отмечали, что на Земле плохих людей намного больше, чем хороших. Это касается и современного мира, где еще нет хотя бы одного общества, в котором все население достигло полного совершенства, где хотя бы одно государство имеет самые лучшие свойства, где все люди заботились бы прежде всего о нравственном, духовном совершенстве, а не гонялись бы за материальным богатством.

Ключевые слова: эпос, арийцы, родительский народ, арийский путь развития, цивилизация, экспансия арийской цивилизации, Манас, киргизский народ, нравственность, духовность.

T. T. Turgunaliev Aryan way

Abstract. According to some scholars, one of the first peoples who built the earliest civilizations on Earth was the Aryan people. It was the Aryas that spread the ways of creating blossoming societies to other peoples and countries of Asia and Europe. Then the samples of the Aryan civilization embraced other continents of the world. In world science there is an opinion that Aryas were a parent people, from which other peoples of the Earth came. The ideas of creation, blooming civilized society obsessed the advanced minds of mankind in all epochs, especially since the emergence of the most important political institution the state. Projects were put forward, programs were written, laws that were supposed to elevate a person spiritually, improve his moral qualities. They

ТУРГУНАЛИЕВ Топчубек Тургуналиевич - к. филос. н., директор Института манасоведения Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, Бишкек, Кыргызская Республика. E-mail: [email protected]

TURGUNALIEV Topchubek Turgunalievich - Candidate of Philosophical Sciences, Director of the Institute of Manasology, I. Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyz Republic. E-mail: [email protected]

were devoted to the main question, how to be a man, how to build a society, the state on the basis of perfection. These problems were primarily concerned with national and, later, world religions.

In this context, it should be noted the definition of the Aryan path, called the moderate, middle way between the extreme occurrences of human actions. Its meaning is not to indulge unthinking desires and mortification of the flesh. The middle way is beliefs, aspirations, speeches, behavior, way of life, effort, way of thinking, enjoyment in the right direction. There are also indicated three divine commandments leading to a beautiful, higher world: self-restraint, self-abnegation, conscientiousness. It seems that these properties are decisive at all times in the history of mankind, since if it translated into a more understandable language, this is moral perfection, the spiritual priority, although the role of the material is not ignored.

Real life is much different. The ancient Greek oracles noted that there are many more bad people on Earth than good ones. This also applies to the modern world, where there is not yet at least one society in which the whole population has reached complete perfection, where at least one state has the best properties, where all people would primarily care about moral and spiritual perfection, and not pursue material wealth.

Keywords: epic, Aryas, parent people, Aryan development path, civilization, Aryan civiliztion expanse, Manas, Kyrgyz people, morality, spirtuality.

Введение

На протяжении всей истории человечества создавались и поныне создаются проекты, программы, законы, суть которых как быть человеку Человеком; как построить идеальное общество и государство, отличающееся наивысшим совершенством. Были и есть фантастические и сказочно-мифологические, религиозные и философские, утопические и реальные идеи, идеологии. Лишь некоторые из них имели и имеют непреходящий, фундаментальный смысл, соответствующий историческому прогрессу реального содержания, жизненному бытию человека, общества, государства.

Среди всех проектов, законов, разработанных в древние времена, наибольшей содержательностью, высокими идеалами сопровождаются:

а) В философии - идеи Сократа, Платона [1], Гегеля, Лукреция Кара [2], Конфуция [3], На-гарджуны [4] и др.;

б) В религии буддизма, христианства, ислама; в иных национальных религиях, например, зороастризме, иудаизме, синтоизме;

в) В заповедях древнетибетских гуру, Моисея [5, c. 1-229], Бакая, Манаса [6, 7, 8, 9], в законах Ману [10], Солона, Хаммурапи [11] и др.

Относительно религий следует сказать, что христианство наряду с глубокими мыслями породило одно из самых темных, трагичных и изуверских деяний - средневековую инквизицию; а ислам извращают интерпретаторы, секты в его рядах, относящиеся друг к другу с позиции воинственно-враждебных вожделений и ныне ведущих «холодную» идеологическую и «горячую» войну как между собой, так и с другими религиями, политическими системами.

Одну из лучших систем устройства человеческого бытия выработали арийцы.

Как быть человеку Человеком?

Древнеарийская нравственно-философская идея как быть человеку человеком наиболее полно и всесторонне была выражена в буддизме - в одном из величайших достижений арийской мысли. Это было названо «средним путем, лежавшим между двумя крайностями - потворством желаниям и умерщвлением плоти» [4, c. 199]. Будда, исходя из собственного опыта умерщвления плоти, говорил о том, что человек, потерявший силы, не может идти правильным путем. Этот средний путь был арийским путем, состоявшим из восьми стадий:

- правильные убеждения;

- правильные устремления;

- правильные речи;

- правильное поведение;

- правильный образ жизни;

- правильные усилия;

- правильный образ мыслей;

- правильное наслаждение [4, c. 199].

Восьмеричные нравственно-философские императивы всесторонне охватывают человеческие качества, которые в совокупности представляют собой гармонию, идеал подлинно человеческой натуры. Три бессмертные заповеди, если они хорошо выполняются, ведут к небу: самообуздание, самопожертвование (благотворительность), совестливость [4, с. 209]. Идея неизбывного, мощного импульса благодатной жизни общества и высокого совершенства человеческой личности значит, что идея прогресса и цивилизационного развития лежат в основе восьмеричного арийского пути. Эта философия глубоко индивидуалистична и посвящена возвышению человека. Она «ведет к небу», т. е., к божественному идеалу, по мировоззрению арийцев, к вершинам и священной горы Меру, где находится сонма богов, и они оттуда правят миром.

Кстати, сегодняшний мир, многие люди и страны, в т. ч. Кыргызстан, очень далеки от этих идеалов совершенства. Главная причина - необузданное стремление к материальному богатству не посредством собственного честного труда, а мошенничеством, коррупционным путем. Современный человек, возможно, в абсолютном большинстве далек от моральных категорий, провозглашенных еще в трех тысячелетиях до нашей эры, когда расцветала индоарийская цивилизация на Севере Индии, в аллювиальных долинах Инда и Ганга, затем освященных и религией буддизма. Индоарийскому индивиду нравственные устои давались самовоспитанием, но немилостью свыше [4, с. 199]. Это достигалось победой над собой, непреклонной волей. Восьмеричная нравственная философия личности возникла в период социального и духовного возрождения и коренных реформ на Севере Индии после того, как туда пришли арийцы со своими самыми передовыми идеями, достижениями в решающих сферах цивилизации - металлургии, скотоводстве, земледелии, передового устройства общества, государства. Среди индоариев никто не являлся более типичным человеком того времени, и никто так не гордился индоарийской культурой, достижениями цивилизации, как раджпуты. Героические подвиги раджпутов - самых патриотически настроенных передовых индоариев, берут свое начало от первоначального семейства ариев, от которых произошли племена саков - скифов, гуннов, и которые в центре Азии поднялись высоко в общественном производстве, особенно в производстве орудий труда и военного оружия и свои достижения распространяли в другие просторы Азии и Европы. Следует особо отметить исторические свершения таких великих индоариев как Нагарджуны, философия которого сродни диалектическому методу Гегеля [4, с. 266], Канишки-Хан Эрке, Ашоки, Акбара, стоявших во главе империи индоариев на Севере Индии. «Это был век, ясно понимавший значение разума, период выдающейся философской активности и разностороннего развития» [12, с. 228].

Кто такие арии?

Впервые в мировой науке арии упоминаются, как известно, в «Истории» Геродота [13, III-93; УП-62, 66]. Заслуживает особого отношения к себе мысль крупнейшего знатока истории возникновения, распространения арийской цивилизации Гордона Чайлда о том, что арийцы представляют собой «родительский народ» [14, с. 137]. Выдающиеся ученые утверждают, что все народы мира берут свое начало от одного древнейшего первого народа, что этим народом, возможно, и были арийцы. Подобное мнение высказывает и А. Тойнби - ученый с мировым именем, глубоко исследовавший историю, цивилизацию древнейших народов: «Должен был существовать первоначальный, первобытный «арийский», или «индоевропейский» язык от которого ведут своё происхождение все известные члены этой семьи» [15, с. 147]. Это язык, «на котором говорили древние арийцы, рассеявшиеся по всему миру» [14, с.137]. Из этих цитат особо следует обратить внимание на слова: «первоначальный, первобытный «арийский» ... язык; «арийцы, рассеявшиеся по всему миру».

Заслуживает пристального размышления и мысли о том, что арийцы - особый вид расы [16, с. 13], первоначальный, родительский вид белой расы, разновидностями которой являются «нордическая раса»; «средиземноморская раса»; «альпийская раса» [15, с. 148-149].

Эти утверждения, возможно, соответствуют исторической правде

Ученые полагают, что не только средиземноморские, альпийские - европейские, но и все народы мира, прежде всего народы, относящиеся к белой расе, берут свое первоначало от ариев. Это вполне логично: первый народ, в результате качественного скачка к новому периоду развития древних людей, образовался как самый ранний первый этнос на Земле и стал образцом,

изначальным «родительским народом», то есть Отцом и Матерью всех этносов Земли, на протяжении многих веков «рассеявшимся по всему миру». Это подтверждает и то, что первооткрывателем того или иного высочайшего достижения на пути исторического прогресса человечества, был именно этот народ, именно эта страна. Примеров этого явления много.

Л. Г. Морган писал о том, что «часть человечества уже приблизительно пять тысяч лет назад достигла цивилизации... только две семьи, семитическая и арийская, достигли этого в процессе независимого саморазвития. Арийская семья представляет центральный поток человеческого прогресса, ибо она создала высший тип человечества и доказала свое внутреннее превосходство тем, что постепенно подчинила своему влиянию всю землю» [17, с. 330]. Что касается арийской семьи и её роли в становлении и бурного развития человечества в период возникновения цивилизации, то особо следует выделить выдающиеся её достижения:

а) Именно «арийская семья представляет центральный поток человеческого прогресса» от этапов дикости, варварства к вершинам цивилизации;

б) «Она создала высший тип человечества» и стала образцом для абсолютного большинства народов Азии, Европы, Америки, Австралии и части Африки, которые находились на уровне варварства и под мощным и неодолимым влиянием мировой экспансии арийской цивилизации взошли на высоты исторического развития и влились в единый поток общечеловеческого развития;

в) Эта экспансия распространилась на все континенты Земли.

Автору принадлежат и другие важнейшие мысли о «единстве происхождения человечества»; о том, что распространение человечества по всему миру «произошло путем расселения из одного начального центра»; и, наконец, «азиатский материк должен, следовательно, считаться колыбелью вида» среди всех человеческих типов, известных истории [17, с. 215].

Первоначальная родина ариев

В древних индоарийских эпосах «Махабхарата», «Рамаяна», ведических философских произведениях немало свидетельств о «первоначальной родине человека в арктической зоне»; о том, что «в доледниковый и межледниковый периоды климат арктических районов был теплым и доступным для иного растительного и животного мира, для человека и развития его цивилизации» [18, с. 4-5]. Одним из главных создателей «полярной теории» происхождения индоариев был известный ученый и политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак, которому принадлежат книги «Орион» и обширная монография «Арктическая родина в ведах». Не только Тилак, но и другие ученые полагают, что первоначальная родина ариев, и их потомков - индоариев, персоариев, грекоариев, более того, всех народов белой расы, значит, народов Центральной Азии, Европы, Америки и Австралии, «находилась за полярным кругом, иногда определялась более точно - на берегах холодного Белого моря или в Сибири. Некоторые помещали эту страну даже в самую точку Северного полюса» [18, с. 4]. Не вызывает сомнения мнения ученых, основанных на данных археологических раскопок, о том, что в доледниковую эпоху, последнюю по счету, существовал огромный арктический континент под названием Арктида. Здесь царили теплый климат, все жизненные условия для возникновения и бурного развития органической природы, для образования первоначального родительского народа всего последующего человечества. Возможно, именно этот изначальный народ на Земле достиг вершин первой исторической цивилизации в Арктиде, которая впоследствии была распространена на другие континенты. С наступлением ледникового периода арктические арии вынуждены были покинуть свою первую родину Арктиду и перебраться на теплые широты. Науке известно, что второй, новой родиной ариев стали предгорья Урала, земли от Великого Поля до Дуная. Арии построили города-государства в большом количестве. Археология обнаружила и изучила пока один из них. Это - Аркаим. Он был возведен на берегу р. Сынташты, которая находится в Челябинской области России.

В древнеиндоарийских письменных источниках описаны явления, характерные для арктических областей и совершенно необычные и несвойственные районам Южной Азии: о неподвижной Полярной звезде, о холодной и долгой ночи, тянущейся шесть месяцев, о дне, так же длящемся целое полугодие.

И древние сказители индоариев пели о стране, где солнце встаёт лишь раз в году, где шесть месяцев день, шесть месяцев ночь [18, с. 4]. В пользу утверждения о том, что первоначальный

родительский народ арии появились на арктическом континенте, можно прибавить и следующую версию: на Северном полюсе «умеренные области и прибрежные страны... более теплого и лесистого полюса были населены «светлой белокурой общностью людей с голубыми глазами ... их называют ... северной расой» (подчеркнуто нами. - Т. Т.) [19, с. 74-75].

Это соответствует научным данным, что древние кыргызы были белыми, с голубыми глазами, огненно рыжими волосами, что и они, возможно, имеют прямое отношение к родительскому народу.

Почему именно от древних ариев исходит начало мировой цивилизации?

Э. Фромму принадлежат примечательные слова: «Доисторические люди проявляли минимум деструктивности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому распределению продуктов. Жестокость и деструктивность проявляются лишь с разделением труда, ростом производства, с возникновением государства усиливаются. По мере развития цивилизации власть и насилие приобретают все большее значение» [20, с. 565]. Правда, у доисторических людей были и положительное, и отрицательное, и нечто, относящееся к цивилизационному и варварскому. Впрочем, современное человечество, с одной стороны, достигло высочайших высот науки и техники, многие народы идут по пути все большего развития цивилизации; с другой же стороны, оно обременено и заражено многими бациллами, возникшими на заре древнейшего варварства, что является раковой, пока неизлечимой опухолью нашей эпохи. Мы особо подчеркиваем: формы проявления, нередко опустошительные, разрушительные действия деструктивности, варварства исторических тысячелетий, т. е. войн, геноцида, инквизиции, ненависти и непримиримой враждебности различных систем, несравнимо и многократно превосходят деструктивность, варварство доисторических времен. И вполне возможно, что в т. ч. эти деструктивности, варварства современной эпохи могут насмерть погубить все человечество, всю земную цивилизацию.

«Современный человек... воспринимает мир только под углом зрения его практической применимости» [20, с. 462]. Если более ясно сказать, то речь о том, что современные общества, государства, современный человек более вожделенно тяготеют, прежде всего, к материальному богатству, ежели к духовному.

«Голая погоня за богатством не составляет конечного назначения человечества, если только прогресс останется законом будущего. Гибель общества должна стать конечным результатом исторического поприща, единственной целью которого оказывается богатство; ибо такое поприще содержит в себе элементы своего собственного разрушения» [17, с. 329]. Естественно, что должно гармонично развиваться и материальное, и духовное. При этом, материальное - основа существования человека, но достижения высот духовности является его главной жизненной целью, что и выступает фундаментальный сущностью его предназначения как разумного существа.

Многозначительно, что древнейшие арии Севера и древние индоарии воздавали хвалу, пели гимны богам и призывали их на помощь, чтобы получить от них определенные блага: «богатство (в т. ч. и прежде всего духовное богатство. - Т. Т.), здоровье, силу (не только физическую, но божественную, пассионарную духовную силу воли, мужества, высшие блага. - Т. Т.), защиту от врагов» [18, с. 6].

Эти же идеалы были первостепенными для кыргызов в эпоху кочевой цивилизации много тысячелетий тому назад. Эпопея «Манас» превозносит совершенные свойства величайшего Манаса и всех, кто составлял ядро меритократического правления. Их жизненное кредо - служить интересам кыргызского народа, освободить земли наших предков от врагов и объединить всех кыргызских племенных государств в конфедеративную империю. И у них на первом месте идеал духовного [21, с. 89-94].

Эпические народы

Если мы ищем ответа на вопрос: среди всех народов мира кто, какие этносы в древнейшие тысячелетия обогатили общечеловеческую духовную казну, кто стоял у истоков первых знаний, науки о мире, кто создал величайшие художественно-интеллектуальные произведения эпических масштабов земного, подземного и небесного триединого этажей, то должны открыто сказать, что эти уникальные народы, берущие начало от древнейшего, доисторического

родительского народа - от ариев: кыргызы, индоарии, персоарии, грекоарии и др. народы Земли, на которых распространилась цивилизация, у истоков которой стояли арии. Они явились творцами мировых фольклорных непревзойденных шедевров - эпопеи «Манас», имеющей много миллионов строк; эпосов «Эр ТeштYк», «Махабхарата», «Рамаяна», «Шах-намэ», «Илиада», «Одиссея» и мн. др. При этом мы признаем, что и другим народам принадлежат непреходящие национальные и общечеловеческие ценности. Не только национальными, но и общечеловеческими образцами народного творчества могут быть названы олонхо курыканов-якутов, живое его воплощение - искусство олонхосутов, которые и сегодня, наряду с манасчы, представителями пяти поколений, являются прекрасными исполнителями фольклорных шедевров якутского народа. Такую оценку заслуживают эпические произведения алтайских кыргызов, хакасов-кыргызов, казаков, татаров, башкиров, тувинцев, туркмен, азербайджанцев, узбеков, эстонцев, карело-финнов и мн. др. народов - современных потомков ариев.

Одним из важнейших и определяющих составных цивилизации, наряду с металлургией на основе небесной и земной стали, письменностью, скотоводческой и земледельческой отраслями экономической жизни, является и художественно-интеллектуальная революция, совершенная в эпическом охвате мироздания.

Если наука в исследовании составных частей цивилизации будет обращать внимание лишь на металлургию, архитектуру, скульптуру, живопись, скотоводство и земледелие, письменность и будет упускать из виду еще одну фундаментальную основу, а именно - фольклорное творчество, то мировая цивилизация будет выглядеть ущербной. Когда речь идет об интеллекте, интеллектуальном сознании, то подразумевают, прежде всего, научную и техническую деятельность. Это одностороннее понимание сущности интеллектуального начала. Процесс эпического сказительства гениальных и великих манасчы, рапсодов, олонхосутов ведет к художественному новаторству, художественно-интеллектуальному открытию доселе неизведанного, сокровенного. Он отличается энциклопедическим охватом эпохи героических свершений народа за свою свободу и независимость; эпохи превращения из родоплеменного состояния в национальное образование; объединение мелких княжеств, ханств в крупное, мощное государство, в конфедерацию или империю в силу исторической необходимости успешно противостоять опасным действиям врагов, когда стояла дилемма: или ты победишь, или тебя победят и будешь в рабском подчинении, а то и потеряешь свою национальную идентичность. Сказитель глубоко постигает великую поэтическую силу богатейшего языка своего народа, он прекрасно знает историю многих веков, в которой отражены деяния не только своего отчества, но и других стран, вовлеченных в события эпического произведения; у него обширные знания о географии, астрономии, природных явлениях, об этносах и их менталитетах, о характерах огромного количества действующих лиц.

Все это и многое другое дает нам основание считать, что великое эпическое мышление предполагает художественно-интеллектуальную уникальную оригинальность на уровне гениального художественного открытия.

В этом высоком значении можно особо выделить эпическое творчество народов, генетически единых с ариями-родоначальниками человечества: кыргызов, индоариев, персоариев, грекоариев. Разумеется, и другие этносы заслуживают названия «эпические народы», поскольку имеют эпические произведения, которые могут быть причислены к шедеврам художественного творчества.

Заключение

Следует особо сказать:

а) Родительский, исторически первоначальный народ - арийцы, от которых произошли впоследствии все или, по утверждению иных исследователей, народы белой расы, еще в древнейшие времена выработали целостную систему нравственно-философских основ проблемы как быть человеку Человеком;

б) Они построили и достигли высокого уровня, возможно, первого в мире государственного строительства;

в) Создание ариями политического института - государства, открытие основ металлургии и

других видов общественного производства дали возможность проложить путь цивилизацион-ного развития, которое затем было распространено по всему свету;

г) Многим народам, странам арии дали мощный толчок развития, и они, на которых распространилось их влияние, прошли по ступенькам металлургической, скотоводческой, земледельческой и фольклорной революций, а позже вступили на путь научно-технической революции;

д) Однако, вся история человечества, в т. ч. современный мир, далеко не всегда развивается по пути осуществления восьмеричных основ нравственных устоев, выработанных ариями в древнейшие времена.

Литература

1. Платон. Государство. Соч. в 3-х т. Т. 3. Ч. 1. - М.: Мысль, 1971. - 454 с.

2. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Худож. лит., 1983. - 383 с.

3. Конфуций. Беседы и суждения. - М.: Артефакт-пресс, ООО «Изд-во АСТ», 2006. - 208 с.

4. Неру Д. Открытие Индии. Кн. 1. - М.: Политиздат, 1989. - 199 с.

5. Библия. Книги священного писания Ветхого завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами. - М.: Российское библейское общество, 1989. - 229 с.

6. Манас. Кыскартылып бириктирилген вариант / Ред. Б. Юнусалиев. - Фрунзе: Кыргызмамбас, 19581960. (на кыргызском яз.)

7. Манас. Сагынбай Орозбаковдун варианты боюнча. 1-4 китеп. - Бишкек: Кыргызстан, 1978-1981. (на кыргызском яз.)

8. Манас. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. - Бишкек: Турар, 2010. - 1006 с. (на кыргызском яз.)

9. Кыргыз элинин баатырдык эпосу «Манас». ЖYCYП Мамайдын варианты боюнча. - YрYMЧY: Шинжиац Эл Басмасы, 2004. - 562 с. (на кыргызском яз.)

10. Законы Ману. Перевод с санскрита С. Д. Эльмановича. - СПб.: Типо-лит. Н. И. Евстифеева, 1913. - 309 с.

11. Сборник Законов царя Хаммурапи. - Тольятти: ИИП «Акцент», 1996. - 56 с.

12. Радхакришнан С. Индийская цивилизация. Т. 1. - М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - 228 с.

13. Геродот. История. В 10-ти т. - М.: Ладомир, АСТ, 1999. - 740 с.

14. Гордон Чайлд. Расцвет и падение древних цивилизаций. Далёкое прошлое человечества. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. - 137 с.

15. Тойнби А. Дж. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизаций. - М.: АСТ Москва, 2009. - 676 с.

16. Шюре Э. Великие посвященные: Очерк эзотеризма религий (Рама, Кришна, Гермес, Моисей). -СПб: Азбука-классика, 2009. - 288 с.

17. Льюис Г. Морган. Древнее общество. - Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1935. -350 с.

18. Бонград-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Изд. 2-е, исп., доп. - М.: Мысль, 1983. - 206 с.

19. Уэллс Г. История цивилизации. - М.: Астрель, 2011. - 484 с.

20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2016. - 565 с.

21. Тургуналиев Т. Т. Байыркы кечмен кыргыз цивилизациясы («Манас» эпопея сыбоюнча). ДYЙнeлYк цивилизациялар. - Бишкек: Турар, 2016. - 230 с. (на кыргызском яз.)

References

1. Platon. Gosudarstvo [State]. Soch. v 3-h t. T. 3. Ch. 1. - M.: Mysl', 1971. - 454 s.

2. Tit Lukrecij Kar. O prirode veshhej [About way thigns]. - M.: Hudozh. lit., 1983. - 383 s.

3. Konfucij. Besedy i suzhdenija [Conversation and discource]. - M.: Artefakt-press, OOO «Izd-vo AST», 2006. - 208 s.

4. Neru D. Otkrytie Indii [Finding India]. Kn. 1. - M.: Politizdat, 1989. - 199 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Biblija. Knigi svjashhennogo pisanija Vethogo zaveta [Bible. The Good Book of the Old Testament]. Kanonicheskie v russkom perevode s parallel'nymi mestami. - M.: Rossijskoe biblejskoe obshhestvo, 1989. - 229 s.

Т. Т. TypcyHanuee.

aphhckhh nytt

6. Manas [Manas]. Kyskartylyp biriktirilgen variant / Red. B. Junusaliev. - Frunze: Kyrgyzmambas, 19581960. (na kyrgyzskom jaz.)

7. Manas [Manas]. Sagynbaj Orozbakovdun varianty bojuncha. 1-4 kitep. - Bishkek: Kyrgyzstan, 1978-1981. (na kyrgyzskom jaz.)

8. Manas [Manas]. Sajakbaj Karalaevdin varianty bojuncha. - Bishkek: Turar, 2010. - 1006 s. (na kyrgyzskomjaz.)

9. Kyrgyz jelinin baatyrdyk jeposu «Manas» [Kyrgyz heroic epic Manas]. ZhysYp Mamajdyn varianty bojuncha. - YrymchY: ShinzhiaR Jel Basmasy, 2004. - 562 s. (na kyrgyzskom jaz.)

10. Zakony Manu [Manu laws]. Perevod s sanskrita S. D. Jel'manovicha. - SPb.: Tipo-lit. N. I. Evstifeeva, 1913. - 309 s.

11. Sbornik Zakonov carja Hammurapi [Czar Hammurabi laws]. - Tol'jatti: IIP «Akcent», 1996. - 56 s.

12. Radhakrishnan S. Indijskaja civilizacija [Indian civilization]. T. 1. - M.: Izd-vo inostr. lit., 1956. - 228 s.

13. Gerodot. Istorija [History]. V 10-ti t. - M.: Ladomir, AST, 1999. - 740 s.

14. Gordon Chajld. Rascvet i padenie drevnih civilizacij [Rise and fall of ancient civilizations]. Daljokoe proshloe chelovechestva. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2012. - 137 s.

15. Tojnbi A. Dzh. Issledovanie istorii: vozniknovenie, rost i raspad civilizacij [History research: genesis, rise and fall of civilizations]. - M.: AST Moskva, 2009. - 676 s.

16. Shjure Je. Velikie posvjashhennye: Ocherk jezoterizma religij (Rama, Krishna, Germes, Moisej) [Great Dedicavit: essay of religion esoterism (Rama, Krishna, Hermes, Moses)]. - SPb: Azbuka-klassika, 2009. - 288 s.

17. L'juis G. Morgan. Drevnee obshhestvo [Ancient society]. - L.: Izd-vo Instituta narodov Severa CIK SSSR, 1935. - 350 s.

18. Bongrad-Levin G. M., Grantovskij Je. A. Ot Skifii do Indii. Drevnie arii: mify i istorija [From Scythia to India. Ancient Aryas: myths and history]. Izd. 2-e, isp., dop. - M.: Mysl', 1983. - 206 s.

19. Ujells G. Istorija civilizacii [Civilization history]. - M.: Astrel', 2011. - 484 s.

20. Fromm Je. Anatomija chelovecheskoj destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness]. - M.: AST, 2016. - 565 s.

21. Turgunaliev T. T. Bajyrky kechmen kyrgyz civilizacijasy [Ancient nomadic Kyrgyz civilization] («Manas» jepopeja sybojuncha). DYjnelyk civilizacijalar. - Bishkek: Turar, 2016. - 230 s. (na kyrgyzskom jaz.)

^■Mir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.