УДК 930.253
Угрюмова Мария Викторовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и всеобщей истории Нижневартовского государственного гуманитарного университета тел.: (919) 927-05-32
АРХИВНОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ОРГАНОВ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ
Ugryumova Maria Viktorovna PhD in History,
Assistant Professor of the Document Science and General History Department, Nizhnevartovsk State University of Humanities tel.: (919) 927-05-32
ARCHIVE HERITAGE OF THE LOCAL GOVERNMENT AUTHORITIES (ZEMSTVO) OF RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы о формировании, использовании и сохранности архивных фондов органов земского самоуправления России (1864-1919 гг.), представлена масштабность документального наследия земств, определена научно-историческая ценность документного комплекса системы земского самоуправления.
Ключевые слова:
Архивный фонд, земство, документ, документный комплекс, земское самоуправление, земские архивы.
Summary:
The article recounts the questions of formation, use and preservation of the archival funds of the local government authorities (zemstvo) of Russia (1864-1919). The author considers immensity of archival heritage of zemstvo authorities, and defines scientific and historical value of the document complex of the local government authorities system.
Keywords:
Archive Fund, zemstvo, document, document complex, local government authorities, archives of the local government authorities (zemstvo).
Изучение архивных документов земского самоуправления России значимо для познания исторических процессов, происходивших в отечественной системе местного самоуправления в 1864-1919 гг. Документальное наследие земских органов самоуправления представляет собой документы, документные комплексы российских земств, хранящиеся в зарубежных и отечественных государственных, региональных архивах, архивах музеев и библиотек.
Формирование документального наследия земств, представляющее собой своеобразный симбиоз общего и особенного, может рассматриваться в качестве важной компоненты развития системы власти на местах. Ярко выраженной особенностью этой компоненты являлась определенная самостоятельность формирования земских документных комплексов, которая определила административные и культурные традиции в организации архивных фондов земского самоуправления в государственных и региональных архивах.
Во второй половине XIX в. далеко не все земства располагали своими архивами, но к земской реформе 1917 г. все губернские и уездные земские управы имели свои архивы. В период функционирования земских органов власти (1864-1919 гг.) в вопросе организации хранения документов органы земского самоуправления придерживались отдельных норм «Общего учреждения губернского» [1]. Собственные инструкции или правила разрабатывались лишь некоторыми губернскими земствами для порядка размещения дел в архивохранилище. Порядок хранения зачастую был обусловлен уровнем, занимаемым земского учреждением в иерархии самоуправления, определявшим его кадровые возможности. Губернские земские управы всегда находились в более выгодном положении по отношению к уездным, а с 1917 г. и к волостным органам самоуправления.
Финансовое и имущественное положение органов и земского самоуправления, в большой степени обусловленное их статусом, также являлось определенным фактором в деле хранения архивных документов и обеспечении их сохранности. Определенная часть губернских органов самоуправления располагала собственными зданиями и имела возможность под архивохранилища оборудовать соответствующие помещения. Финансирование архивов предусматривалось соответствующей сметой расходов, в связи с чем, в большинстве из них установленные требования соблюдались фактически в полном объеме. За небольшим исключением органы самоуправления на содержание архивов не выделяли средства. На содержание помещения для архивов деньги тратились теми губернскими земствами, у которых было недостаточно собственных площадей [2, с. 82-69].
На стадии становления земств, архивариус входил в штат большинства губернских и далеко немногих уездных земских управ. Как правило, должность архивариуса совмещалась с должностями, связанными с организацией делопроизводства (например, секретарь или делопроизводитель). Во многих уездных земствах штат не предусматривал единиц, ответственных за делопроизводство и архив, что имело следствием снижение эффективности работы архивов в целом. Жалование архивариуса было ниже среднего жалования служащих земств. Например, к 1890-м гг. архивариус Воронежского губернского земства получал 1 100 рублей в год [3, Ф.И-20]. На содержание архивариуса и библиотекаря Таврического губернского земства в начале ХХ в. уходило до 2 500 рублей ежегодно [4, с. 97].
Переезды управ, текущий и капитальный ремонты зданий создавали угрозу утраты документов и во многом затрудняли их систематизацию, использования, своевременный «разбор» и определение дел, подлежащих уничтожению. В более выгодном положении с точки зрения финансирования и наличия помещений, находились органы самоуправления, имевшие несколько добротных помещений в собственности.
Создание, реорганизация, ликвидация органов самоуправления, делегирование части функций от иных (или к иным) учреждений (ям) власти привели к: изменениям в составе документов архивов (за счет передачи дел упраздненных учреждений); изменениям нормативных основ работы с архивными документами. Образование органов самоуправления определило необходимость формирования принципов и порядка их взаимодействия с другими действовавшими органами губернского и уездного управления.
По мнению ряда исследователей, основой, оказавшей влияние на формирование архивных фондов органов местного самоуправления во второй половине XIX в., явилось состояние нормативной базы архивного дела, представлявшей собой разрозненные акты, регламентирующие отдельные направления деятельности учреждений по взаимодействию с архивами [5, с. 17]. Деятельность архивов органов местного самоуправления фактически не регламентировалась.
Немаловажным фактором, обусловившим формирование архивных фондов органов земского самоуправления, явился уровень научного потенциала как в губернских и уездных органах самоуправления, так и в архивном деле в целом. В обстоятельствах недостаточной регламентации работы архивов особое значение имела персональная заинтересованность местной общественности. Установлено, что в ходе комплектования архивных фондов органов самоуправления, налицо была недостаточная регламентация работы архивов губернских земских учреждений, отсутствовал соответствующий понятийный аппарат. Все это создавало повсеместные организационные и практические сложности при комплектовании самостоятельных архивных отделов (либо архивов) губернских и уездных органов земского самоуправления в частности и губернских архивов в целом.
В начале ХХ в. в органах губернского и уездного земского самоуправления «разбору», по причине нерегулярности их проведения, подлежало большее количество дел. Наметился очевидный перевес соотношения количества дел, отбираемых на уничтожение, по отношению к количеству разбираемых. Положительная динамика в тенденциях «разбора» дел с начала ХХ в. обусловливалась определенной систематичностью работы. Зачастую в архивах причинами отсутствия конкретных дел по земскому самоуправлению становились объяснения, что некоторые архивные дела были уничтожены, другие не были сданы в архив.
Архивы органов земского самоуправления условно можно разделить на те, которые принимали на хранение исключительно дела самого учреждения, и те, в которые, помимо собственных дел, поступали документы подведомственных учреждений (уездные и волостные земские управы, земские школы, больницы, богадельни и прочие). Последние подразделялись на архивы, в которые поступали документы в результате постоянных передач действующими учреждениями, и архивы, в которые поступали документы в результате единовременных передач в основном упраздненных или реорганизованных учреждений.
Особого внимания заслуживает вопрос о сохранности документального наследия земских органов самоуправления. Войны и пожары не обошли некоторые архивы стороной. Например, в годы ВОВ архивы Сталинграда, Нижнего Новгорода и других городов лишись дореволюционного документального наследия органов земского самоуправления, значительная часть материалов по земскому самоуправлению Костромского государственного архивов погибла в результате пожара 1982 г.
В то же время необходимо отметить неплохую сохранность документов по деятельности органов местного самоуправления дореволюционной России. Смена политической власти в стране, крупномасштабные преобразования государственного аппарата в период складывания союзного государства, ликвидация системы министерств и органов местного самоуправления и, как следствие этого, необходимость организации хранения документов вне системы делопро-
изводства привели к передаче документов в архивные службы. Все это в свою очередь положительным образом сказалось на сохранности архивных документов по истории земского самоуправления. Для губернских земств характерна хорошая сохранность отчетности, эта система документов широко представлена опубликованными материалами. Документы органов местного самоуправления во многом неплохо сохранились благодаря тому, что уже в момент своего создания предназначались для публикации (тиражирования).
После развала СССР роль архивов существенно изменилась, начались рассекречивания документов, издательская деятельность расширилась, увеличился поток исследователей. В связи с рассекречиванием документов периода Гражданской войны и деятельности Белых правительств, комплекс документов по земскому самоуправлению значительно увеличился. Особенно это стало заметно для архивов Сибири и Дальнего Востока.
Разрушая пространственно-временные, культурно-языковые барьеры, современная информационно-коммуникационная система в разы повышает возможности взаимодействия человека с архивными документами, но одновременно влечет за собой угрозу для сохранности документов. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [6] и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» [7] призваны обеспечить сохранность национального историко-документального наследия России. Тем не менее документальное наследие земских органов самоуправление, как и любые другие архивные документы, сегодня недостаточно защищено от утрат и хищений. Нельзя не согласиться с исследователем С.А. Егоровым в том, что до сих пор отсутствует единое регулирование защиты архивных документов в ходе принятого алгоритма работ с ними (прием, учет, экспертиза ценности, описание, хранения, перемещение, использование) [8, с. 4].
Документальное наследие земских органов самоуправления хранится сегодня почти во всех архивах субъектов РФ, куда основная масса документов по земской деятельности попала из районных архивов в 20-30-е гг. ХХ в. Архивные фонды земского самоуправления различны по своей масштабности. Например, архивы Европейской части России имеют самые полные фонды по системам документов земского самоуправления (1864-1917 гг.), а архивы Сибири, Камчатки и Дальнего Востока содержат лишь документы по земской деятельности с 1917 по 1919 гг.
В 1990-е гг. страна вступила на новый путь государственного развития. Возросла значимость социально-экономической информации, что в свою очередь способствовало увеличению защит кандидатских и докторских диссертаций по вопросам земского самоуправления в самых разных областях науки: истории, юриспруденции, педагогике и образовании, политологии, социологии, культурологи. Обнаруживаются первые недостачи документов, связанные с хищениями, когда из архивных фондов исчезали дела, отдельные документы, брошюры, газеты, составлявшие часть документального наследия земских органов самоуправления.
Рост количества документов в деятельности органов земского самоуправления второй половины XIX - начале ХХ в. создал совершенно иную познавательную ситуацию в наши дни. Архивные документы, образовавшиеся в ходе деятельности земств, вполне можно охарактеризовать как важнейший вклад в комплекс наук о человеке и окружающем его мире. Система знаний об архивных фондах земств, обеспечивающих сохранение и использование этого наследия, является составной частью единого архивно-информационного пространства. Документальное наследие земского самоуправления России и, соответственно, упорядоченная система научных знаний о нем представляют собой нелинейную, самоорганизующуюся, открытую многоуровневую систему, изменения в которой накапливаются и усиливаются благодаря малейшим колебаниям, что в свою очередь приводит к возникновению иных порядков и структур.
Ссылки:
1. Общее учреждение губернское // Свод Законов Российской Империи (неофиц. изд.), 1912. Т. II.
2. Обзор земской деятельности Рязанской губернии за девятилетие (с 1866 по 1877 годы). Рязань, 1875.
3. Областное государственное учреждение «Государственный архив Воронежской области».
4. Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времени открытия земских учреждений в Таврической губернии / сост. Л.С. Зак . 1887-1908. Симферополь, 1909. Т. II. Ч. I.
5. Кошелева Е.Ю. Развитие архивного дела в Саратовской губернии в пореформенный период. 1864-1917 гг.: автореф. ... к.и.н. М., 2008.
References (transliterated):
1. Obshchee uchrezhdenie gubernskoe // Svod Zakonov Rossiyskoy Imperii (unofficial ed.), 1912. Vol. II.
2. Obzor zemskoy deyatel'nosti Ryazanskoy gubernii za devyatiletie (s 1866 po 1877 gody). Ryazan', 1875.
3. Oblastnoe gosudarstvennoe uchrezhdenie «Gosu-darstvenniy arkhiv Voronezhskoy oblasti».
4. Sistematicheskiy svod postanovleniy Tavricheskogo gubernskogo zemskogo sobraniya so vremeni otkryti-ya zemskikh uchrezhdeniy v Tavricheskoy gubernii / comp. by L.S. Zak . 1887-1908. Simferopol', 1909. Vol. II. Pt. I.
5. Kosheleva E.Y. Razvitie arkhivnogo dela v Sara-tovskoy gubernii v poreformenniy period. 1864-1917 gg.: avtoref. ... k.i.n. M., 2008.
6. Доктрна информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000. № Пр-1895. // Российская газета. Ш_Р: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/ тіт^ЬеЕорЛіос^.зІ'Лт (дата обращения: 03.05.2012).
7. Федеральный закон № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации». 22.10.2004 (с изм. и доп.).
8. Егоров С.А. Система защиты архивных документов от утрат и хищений: история и современное состояние: автореф. дисс. ... к.и.н. М., 2010.
6. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy
Federatsii. Utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Fed-eratsii 09.09.2000. № Pr-1895. // Rossiyskaya gazeta. ULR: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/
mim_bezop/doctr.shtm (date of access: 03.05.2012).
7. Federal'niy zakon № 125 «Ob arkhivnom dele v Rossiyskoy Federatsii». 22.10.2004 (s izm. i dop.).
8. Egorov S.A. Sistema zashchity arkhivnykh doku-mentov ot utrat i khishcheniy: istoriya i sovremennoe sostoyanie: avtoref. diss. ... k.i.n. M., 2010.