С.Г. Гулиева
Архив Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики: прошлое и настоящее (1990-2000-е гг.)
В статье рассматривается состояние архивов Чеченской Республики в первое постсоветское десятилетие. Отмечается, что в конце 1990-х гг. началось воссоздание значительно пострадавшего в ходе боевых действий документального наследия народа. Проанализирована деятельность по спасению, комплектованию, сохранению и научно-технической обработке документов Архива аппарата главы Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики. Выявлены и определены проблемы в работе Архива и намечены пути их решения.
Ключевые слова: Архивный фонд Чеченской Республики, спасение архивных документов, историко-документальное наследие, департамент делопроизводства и электронного документооборота, номенклатура дел, экспертиза ценности, научно-техническая обработка документов.
В ходе военных действий 1994-1996 и 1999-2000-х гг. Архивный фонд Чеченской Республики понес огромные потери: погибло 82 процента документального наследия Республики1. Из 800 тыс. архивных дел, хранившихся на территории республики, уцелело только 120 тыс. дел. Так, в Центральном государственном архиве ЧР сгорело 656 тыс. дел, отражавших историю чеченского, ингушского и славянских народов более чем за два столетия. Дело в том, что из архивохранилищ Центрального государственного архива Чеченской Республики, расположенных в нескольких зданиях - Президентском дворце (архив бывшего обкома КПСС); ул. Мира 7/79; ул. Первомайская, 30, - еще летом 1994 г. документы были свезены в здание по ул. Орджоникидзе, 89 и размещены на 3-м, 4-м и 5-м этажах. И здесь документы погибли, так как это
© Гулиева С.Г., 2017
здание в результате боев было превращено в руины. Полностью были уничтожены и все архивы, расположенные по ул. Чехова, 3, включая страховой фонд и учетные документы. Уцелели только 90 тыс. дел спецпереселенцев, которые были сконцентрированы в хранилище площадью 72 кв. м в подвале жилого дома по ул. Карагандинская, 62.
Пострадали и документы Правительства Республики.
Требовалось оперативное решение воссоздания уничтоженного в ходе военных действий документального наследия чеченского народа. 30 декабря 1999 г. была создана Временная гражданская администрация (Правительство) Чеченской Республики, которая, понимая историческую значимость произошедших трагических событий, организовала работу по сбору и восстановлению утраченных документов, а также обеспечению сохранности уцелевших документов ведомственных архивов правительственных учреждений.
Многие беженцы стали возвращаться в республику. Домой, в Грозный, из Гудермесского и Грозненского районов также вернулись беженцы и приступили к восстановлению разрушенного в ходе боевых действий.
Предстояла огромная работа и по воссозданию значительно пострадавшего архивного фонда ЧР. Многие документы по личному составу были утеряны. Со всех уголков России и стран ближнего зарубежья поступало множество писем от беженцев, которые вынуждены были покинуть Чечню из-за военных действий. Они обращались с социально-правовыми запросами - за подтверждением стажа работы, копиями свидетельств о рождении и другими документами. Возникали проблемы и с выдачей архивных справок реабилитированным спецвыселенцам.
8 июня 2000 г. Указом Президента Российской Федерации № 1071 «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике» была образована Администрация Чеченской Республики.
12 июня 2000 г. Указом Президента Российской Федерации № 1100 «О Главе Чеченской Республики» главой Администрации Чеченской Республики был назначен Ахмат-Хаджи Кадыров.
Распоряжением уже нового главы Администрации ЧР А.-Х. Кадырова от 9 сентября 2000 г. создавалась Государственная архивная служба республики для продолжения работы по сбору документов в деле обеспечения информационно-архивного пространства в масштабах республики.
В этом же 2000 г. с А.-Х. Кадыровым и его командой пришла работать в Администрацию Президента и Правительства ЧР и автор
настоящей статьи, будучи абсолютно уверенной в правильности выбранного первым президентом Республики Ахмат-Хаджи Кадыровым, пути.
Мне пришлось организовать научно-техническую обработку документов с 1999 г. По мере научно-технической обработки документов за каждый год создавался и научно-справочный аппарат к этим комплексам документов. Отмечу, что архивная служба Администрации ЧР начала свою работу в приспособленном вагончике, так как все административные здания в Грозном были разрушены. Правительство и республиканские учреждения вначале даже были вынуждены разместиться в г. Гудермесе.
27 января 2001 г. создано Архивное управление Правительства ЧР и ведомственный архив Аппарата главы Администрации Президента и Правительства ЧР, Положение о котором утверждено 31 мая 2001 г. Однако в полном объеме свою деятельность Архив начал с 2003 г. Тем не менее была образована группа Архивного управления Правительства ЧР, которая продолжила научно-техническую обработку документов. Однако выяснилось, что отсутствуют номенклатура дел, а также предыдущая опись, что могло бы позволить хоть как-то ориентироваться в комплексах документов. Ведь качественная номенклатура, которая используется как учетный документ при сдаче в архив дел со сроком хранения до 10 лет, как и с постоянным сроком хранения, позволяет не только организовать сохранение и учет соответствующих документов, но и обеспечить оперативный поиск необходимой информации и в текущем делопроизводстве, и в архиве. Поэтому пришлось создавать и разрабатывать методические документы и научно-справочный аппарат практически «с нуля».
Научно-технической обработке документы Аппарата Президента и Правительства ЧР подверглись впервые. Будучи единственным сотрудником я была вынуждена пригласить группу архивистов из Архивного управления Правительства Республики для оказания помощи в проведении научно-технической обработки и упорядочения документов Администрации Президента и Правительства Республики.
Однако 27 декабря 2002 г. на территории правительственного комплекса произошел террористический акт, в результате которого непосредственно на месте взрыва погибли 48 человек, еще 23 скончались в больницах. 640 человек получили ранения различной степени тяжести. Пострадала и автор настоящей статьи: до сих пор последствия контузии дают о себе знать.
Террористический акт еще больше осложнил работу по восстановлению документов и их научно-технической обработке. В зда-
нии, от которого практически остался только закопченный остов, находилось множество собранных уже после военных действий и начала мирной жизни документов. После взрыва документы доставлялись в россыпи, в мешках, коробках, грязные, в пыли, окровавленные, перемешанные с разбитыми стеклами: площадь перед правительственным комплексом была усеяна обломками. Работать с документами в перчатках было невозможно, и руки превратились, можно сказать, в наждачную бумагу. Документы собирали буквально по листику, многих документов не оказалось, они сгорели и восстановить их было уже невозможно. Однако мною проведена огромная работа по розыску утерянных во время теракта в правительственном комплексе документов и реставрации поврежденных документов. Осознание своей профессиональной востребованности, нужности государству, обществу и каждому пользователю в отдельности придает смысл архивной работе, помогает преодолеть все тяготы и трудности.
Затем была проведена систематизация документов и оформление их в дела.
После теракта среди документов, доставленных в архив в мешках, среди россыпи, мною были найдены не только финансовый документ на сумму в несколько миллионов рублей (в противном случае Администрация вынуждена была бы выплатить эту сумму), но и многие другие значимые исторические документы, являющие собой документальную память народа и обеспечена их сохранность.
К этому времени, в 2002 г., впервые была разработана и внедрена система регистрации корреспонденции в общем отделе Аппарата Президента и Правительства ЧР, в том числе разработана структура сводной номенклатуры дел. После теракта пришлось все разрабатывать заново.
В 2003 г. начала свою работу Архивная служба Администрации Президента и Правительства ЧР. Указом Президента Чеченской Республики № 231 от 3 ноября 2003 г. утверждались структура и штатное расписание Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики. В целях обеспечения полномочий Президента и Правительства ЧР, предусмотренных Конституцией Чеченской Республики, сформирован Аппарат Президента и Правительства ЧР. В соответствии со структурой создавался департамент делопроизводства и электронного документооборота Администрации Президента и Правительства ЧР. В 2003 г. автор настоящей статьи возглавила архив департамента делопроизводства и электронного документооборота Администрации Президента
и Правительства ЧР, и уже в этой должности продолжила начатую ранее работу по сбору, комплектованию, упорядочению и систематизации документов - важных источников выявления, отбора и сохранения документальных свидетельств о настоящем, о бурных событиях нынешней эпохи, внося организованное начало в спонтанный процесс фондообразования. Отмечу, что первое время я работала в приспособленном под архив вагончике, с документами, которые были буквально свалены грудами, в мешках, коробках, естественно, без стеллажей, на полу.
В архив продолжало поступать множество писем от беженцев с просьбами о помощи, которые, спасаясь от войны, покинули Чечню. Стоит только взять в руки документ и перед тобой раскрывается человеческая судьба со всеми трагедиями и трудностями. Поэтому я сохраняла даже те документы, истекшие сроки хранения которых позволяли списать их по акту. Я понимала, что нет более полного и многозначного явления нашей духовной жизни, чем забота о формировании и сохранении письменных источников национального самосознания и самопостижения. Бесценен каждый документ, который может решить судьбу человека, поэтому добросовестное исполнение социально-правовых запросов являлось и является важнейшей функцией руководимого мною архива и моего жизненного предназначения.
Проводилась работа по приему несистематизированных документов от подразделений Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики. 969 папки типа «корона» (300 000 листов).
Всего за 2000-2010 гг. проведена научно-техническая обработка документов, включая систематизацию, упорядочение с полистным просмотром каждого документа, формирование тома дела, прошивка, нумерация страниц тома, оформление обложки дела, составление описи дел и т. д., и таким образом сформировано 1722 дела (258 000 листов).
На основании писем-запросов от населения в установленном порядке выдано 883 (более 4000 листов) копий документов, также копий нормативно-правовых документов по запросам руководства и учреждений. Информационное обслуживание государственных органов относится к числу важнейших функций архива.
За эти годы научно-технической обработке подверглись документы пяти структурных подразделений: общего отдела, приемной Президента, управления делопроизводства, управления законности и правопорядка и по работе с военнослужащими, финансово-экономического управления, а также Протоколы комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за
утраченное в результате военных действий в Чеченской Республике жилье и имущество.
В общий отдел вошли указы Президента РФ, протоколы совещаний Правительства РФ, распоряжения Правительства РФ; распоряжения Главы Администрации ЧР, заместителя Главы Администрации по основной деятельности и личному составу, а также переписка с министерствами, ведомствами по производственно-финансовой деятельности и по основной деятельности.
Особо хотелось бы отметить документы приемной Президента, которые отражают титаническую работу, проведенную Президентом и Правительством по организации восстановления Чеченской Республики и оказанию гуманитарной помощи населению: справки, отчеты о проделанной работе, поручения Президента ЧР, сведения министерств, ведомств всей республики.
Кроме того, здесь сосредоточена переписка Правительства ЧР с министерствами и ведомствами, отражающая все этапы восстановления мирной жизни республики.
В управлении делопроизводства сосредоточен большой состав документов: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Правительства РФ и главы Администрации Чеченской Республики, протоколы заседаний и совещаний Правительства РФ и Правительства ЧР, распоряжения главы Администрации Чеченской Республики по основной деятельности и личному составу. Полистно проведена систематизация этих нормативно-правовых документов. При работе выяснилось, что состояние и оформление подобных документов нельзя признать удовлетворительным: отсутствовали внутренние описи дел, подтверждающие документы с изложением причины отсутствия того или иного документа.
В опись дел постоянного хранения вошли 373 дела, в опись личного состава 28 дел.
Однако в этот период пришлось столкнуться с трудностями как объективного, так и субъективного характера. К сожалению, прежнее руководство Администрации Президента и Правительства Республики не поняло или не придало должного значения деятельности Архивной службы Администрации Президента и Правительства ЧР и упразднило отдел архивной службы, вместо которого был создан архивный сектор.
Тем самым был значительно понижен статус архива, занимающегося научно-технической обработкой документов Администрации Президента и Правительства ЧР в трагический период истории, а также становления нашей республики. А ведь архив такой же символ государственности, как флаг, гимн, герб.
Из-за ограничения полномочий и возможностей сектор был не в состоянии полноценно выполнять весь спектр стоящих перед ним задач, связанных с упорядочением, систематизацией и классификацией документов. Я понимала, что необходимо бороться за восстановление исторической справедливости по отношению к оценке смысла служения архива и архивиста. Поэтому в связи с назревшими проблемами в деятельности архивной службы Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики в 2007-2009 гг. мною были подготовлены служебные записки с просьбой, учитывая исключительную актуальность, значимость, и жизненную необходимость той работы, которую призван выполнять архив, преобразовать архивный сектор в отдел архивной службы Администрации Президента и Правительства ЧР.
Кроме того, для полноценного решения вопросов в деятельности архивной службы, улучшения и повышения эффективности работы по обеспечению научно-технической обработки, систематизации, комплектования, учета и проведения экспертизы ценности документов Администрации Президента и Правительства ЧР предлагалось вывести архив из подразделения делопроизводства и электронного документооборота и передать в прямое подчинение руководителю Администрации. Был разработан проект Положения отдела архивной службы, который прилагался к служебной записке.
Также вносилось предложение образовать постоянно действующую Центральную экспертную комиссию в целях организации и проведения совместно с отделом архивной службы Администрации Президента и Правительства Республики работы по проведению экспертизы ценности документов, отбору их на государственное хранение и уничтожение. (Проект Положения и предполагаемый состав ЦЭК также прилагался.) Создание ЦЭПК являлось жизненно необходимой задачей, так как, к сожалению, случались ситуации, когда в нарушение ФЗ № 125 от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» без проведения экспертизы ценности документов в отделах структурных подразделений уничтожались документы. В связи с этим архивной службой был подготовлен график сдачи документов в архив, который должен утверждаться руководителем Администрации Президента и Правительства ЧР. Началась моя борьба за разработку и принятие нормативно-правового документа, обязывающего всех ответственных лиц ежегодно и своевременно готовить документы к сдаче в архив, потому что архив призван формироваться как система целостного восприятия исторического и временного пространства. Архив дает
информацию о целом, отражаясь в документе. А до 2012 г. архив работал без номенклатуры дел. В течение четырех лет я била тревогу, объясняла руководству, почему архив не может работать без нормативного документа. Пришлось самой разрабатывать и номенклатуру дел, и Положение об экспертизе ценности документов.
Кроме того, с 2003 по 2008 г., служа в архиве единственным сотрудником, я проводила научно-техническую обработку документов, даже в качестве переплетчицы шнуровала дела и т. д., потому что возможная гибель ценнейших документов не могла не волновать меня как гражданина и патриота.
Однако подразделения Администрации были переполнены документами, так как их негде было разместить. Ни один из существующих подвалов зданий правительственного комплекса не был приспособлен под архив. Поэтому мною была подготовлена еще одна служебная записка на имя директора департамента делопроизводства и электронного документооборота Б.А.-М. Садулаева с просьбой обратиться к руководителю Администрации Президента и Правительства ЧР о выделении под архив помещения для хранения документов Администрации Президента и Правительства ЧР: «На территории правительственного комплекса желательно иметь архивохранилище для хранения документов в течение 100 лет, соответствующее нормам обеспечения сохранности архивных документов».
В интересах будущих поколений исследователей в сектор архива поступают документы из 38 подразделений Администрации, а имеющиеся площади не позволяют принять документы от подразделений, в то время как подразделения Администрации забиты папками, их накопилось более 3 тысяч дел.
Тем не менее, несмотря на объективные и субъективные трудности, в этот период департаментом делопроизводства и электронного документооборота разработана концепция системы электронного документооборота органов исполнительной власти и местного самоуправления ЧР, которая была принята и начала реализовы-ваться, и, таким образом, заработала система электронного документооборота в Администрации Президента и Правительства ЧР в период 2005-2010 гг.
Кроме того, внедрена республиканская электронная система оперативного контроля исполнения поручений Президента и Председателя Правительства ЧР.
Разработана Инструкция по Архиву Администрации Президента и Правительства ЧР.
Согласно номенклатуре дел, утвержденной распоряжением руководителя Администрации Главы и Правительства ЧР от 6 декабря
2012 г. № 75-ра, в процессе деятельности ежегодно в Администрации формируются более 2000 дел, нуждающиеся в проведении экспертизы ценности, комплектовании, научно-технической обработке, учете и обеспечении сохранности документов.
В связи с этим в 2012 г. мною была еще раз повторена просьба о преобразовании сектора архива в отдел архивной службы, в котором предлагалось создать сектор комплектования и экспертизы ценности документов и сектор по обеспечению сохранности и использованию документов, а также переплетную мастерскую по прошивке документов.
Архив ведет работу по формированию, оформлению, учету, разработке научно-справочного аппарата, хранению и обеспечению сохранности использованных дел, законченных делопроизводством. Удовлетворение социально-правовых запросов со стороны различных государственных органов и граждан также является профессиональной обязанностью архивистов.
Вопрос о месте и роли архива в системе государственных органов, ведомств и учреждений, каждый из которых является одновременно и фондообразователем и пользователем, а также о возможности удовлетворить запросы населения и руководства остается важнейшей задачей сотрудника архива, понимающего ответственность возложенной на него миссии хранителя вечных документальных ценностей.
Руководимый мною архив выполняет государственную, научно-познавательную и историческую функцию одновременно и, таким образом, возложенную на него миссию - сохранение национального документального достояния.
Примечания
1 Гвоздикова Т.И. Последнее десятилетие архивов Чеченской Республики // Отечественные архивы. 2003. № 2. С. 25; Она же. Выявление документов по истории Чеченской Республики в государственных архивах Юга России // Отечественные архивы. 2016. № 4. С. 14.
2 Еремченко В.А. Что стало с архивами Чеченской Республики // Отечественные архивы. 1995. № 3. С. 22-25.