в своих постройках формы сибирского барокко, является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176).
Графические изображения минусинской деревянной церкви и изначального каменного здания храма, позволяющие раскрыть особенности их архитектурного облика, нам не известны. Здание Минусинской Спасской церкви вместе с богадельней изображено на городском плане 1868 г., хранящемся ныне в МКУ «Минусинский городской архив». На рисунке Д. Фроста в книге «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 г., собор изображен на общегородском фоне центральных улиц Минусинска. Фотографические изображения собора также относятся к концу XIX - началу ХХ в. и позволяют нам судить не только об его внешнем архитектурном облике, но и предоставляют возможность рассмотреть детально изменения, внесенные при пристройке в 1850-х гг. и при реконструкции начала ХХ в.
Литература и источники
1. Архив города Минусинска (далее - АГМ). Ф. 17. Оп. 1. Д. 11.
2. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 29.
3. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вверх по Енисею. - Москва, Искусство, 1980.
4. Исаева, Н.Н. Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов При-енисейского края, XVIII-XIX вв.: сводный каталог / Н.Н. Исаева. - Красноярск: Офсет, 2000. - с. 23.
5. Исаева, Н.Н. Церковная живопись Приенисейского края XVII - начала XIX века.
Альбом-каталог / Н.Н. Исаева. - Красноярск, 2008. - С. 256 (примечание 237
к статье каталога «М.М. Хозяинов «Поругание Христа»).
6. КГКУ «Государственный архив Красноярского края» (далее - ГАКК). Ф. 592. Оп. 1. Д. 255. Л. 7.
7. ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 304. Л. 11-11об.
8. ГАКК. Ф.Р-2384. Оп. 1. Д. 473. Л. 1, 2.
9. Краткое описание приходов Енисейской епархии. - Красноярск, 1917.
10. Чащина, Л.П. Минусинский Спасский собор / Л.П. Чащина // Красноярские архивы. Сборник информационных материалов. Комитет по делам архивов администрации Красноярского края. - 2002. - №17. - С. 120.
11. Шумов, К.Ю. История строительства Спасской церкви в Минусинске. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.naov.ru.
12. Царев, В.И. Архитектура городов Центральной Сибири с древнейших времен до начала ХХ века: дис. ... д-ра архитектуры / В.И. Царев. - М, 2002. - С. 367-369.
Е.В. Дроботушенко, г. Чита архитектурный ансамбль чикойского иоанно-предтеченского монастыря как объект исторического изучения. по материалам полевых исследований
Забайкалье является краем, в котором имеется ряд памятников архитектуры, широко известных за пределами региона. В то же время существуют объекты, которые
не стали достоянием широкой общественности. Одним из них является Чикойский Иоанно-Предтеченский мужской православный монастырь. Он, на наш взгляд, как нельзя лучше укладывается в рамки заявленной организаторами в названии VIII научных чтениях памяти С.Н. Баландина темы, а также в предложенные направления работы чтений. Малоизвестный современникам, особенно за пределами Забайкалья, памятник, с учетом невозможности физического восстановления, требует возвращения утраченного статуса духовной ценности общества.
Чикойская обитель существовала в Западном Забайкалье в XIX - начале XX в. К сожалению, в настоящее время за пределами региона она как памятник археологии Новейшего времени, как памятник архитектуры (прежде всего в плане планировки) и как памятник православного подвижничества не получила широкой известности. Хотя, вероятно, правильнее будет сказать, широкой общественности она вообще неизвестна. Притом что во времена расцвета о монастыре знали не только в Сибири. Слава о его основателе как служителе православия в полиэтничном, поликонфессиональном приграничном таежном крае докатилась до Москвы. Для современного же Забайкалья место существования обители постепенно становится центром притяжения как верующих, так и тех, кто просто желает прикоснуться к истории. Однако степень известности обители на настоящий момент времени остается незначительной.
Научное изучение остатков монастыря началось в середине 90-х гг. XX в. силами отряда археологической экспедиции Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГПУ) под руководством доктора исторических наук Михаила Васильевича Константинова. В первый же год работы на въезде на территорию бывшей обители силами участников отряда был поставлен крест в память о подвижническом подвиге монашествующих. Через год развалины монастыря посетил Епископ Забайкальский Иннокентий (Васильев), который ознакомился с проводимыми работами и благословил дальнейшие изыскания, подарив ученым икону. Это был первый шаг по популяризации столь значимого места.
В дальнейшем историей и современным состоянием остатков Чикойского монастыря заинтересовался Читинский областной краеведческий музей им. А.К. Кузнецова (в настоящее время - Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова), Центр по сохранению историко-культурного наследия Читинской области (в настоящее время - Забайкальского края.). Уже в 2000-е гг. на развалинах Соборного храма обители стали проводиться постоянные молебны. Усилиями частного предпринимателя построена часовня. По инициативе Епископа Читинского и Краснокаменского Евстафия (Евдокимова) на территории бывшего монастыря установлен значительный по высоте крест.
Изучение Чикойского монастыря возможно только на стыке полевых работ и серьезных архивных изысканий. Основная масса краеведов, кто когда-либо занимался историей обители, в своих работах опираются на изданную в 1901 г. в Рязани, а затем переизданную в 1912 г. в Одессе книгу Мелетия (Якимова) «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской монголии, в Чикойских горах за Байкалом». Это своеобразная летопись жизни основателя обители Варлаама (в миру Василия Надежина). Она рассказывает о первых двадцати годах существования монастыря. Однако отметим, что книга носит с научной точки зрения скорее дополнительный иллюстративный характер. Практически все данные требуют серьезного подтверждения архивными источниками. Здесь в воссоздании одной из страниц православной истории Забайкалья особое место у архивистов. В работе над воссозданием
истории Чикойского монастыря самое активное участие принимали работники Государственного архива Читинского области (Забайкальского края) [11].
цель данной публикации - в характеристике обители как объекта археологического изучения. Археологические изыскания на развалинах монастыря проводились упомянутой выше группой научных сотрудников и преподавателей ЗабГПУ Частично материалы нашли свое отражение в одной из статей тома «Археология» Малой энциклопедии Забайкалья, однако широкой известности не получили. Отметим также, что названная статья носит скорее справочный характер.
Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь интересен прежде всего местом своего расположения. Это гористая, таежная местность на границе Монголии, Вер-хнеудинского и Троицкосавского округов Забайкальской области (в настоящее время - это стык юго-запада Забайкальского края, юго-востока Республики Бурятия и Монголии). В бытность обители действующей, в нескольких километрах от нее располагалась деревня Жиндо, в настоящее время несуществующая. Дорога же к монастырю вела от относительно крупного населенного пункта с. Урлук. Однако даже незначительное расстояние, в силу труднодоступной гористой местности, становилось препятствием для частых посещений монастыря. В пяти километрах от места остатков обители протекает р. Чикой - правый приток р. Селенга (рис. 1) [1; 3; 4].
рис. 1. Общий вид Чикойского Иоанно-Предтечинского монастыря. Предположительно конец XIX - начало XX в. Фотография из фондов Забайкальского краевого краеведческого
музея им. А.К. Кузнецова
Следует кратко остановиться на истории Чикойской обители. Ее воссоздание стало возможно благодаря работе ученых при поддержке Русской Православной церкви. Чикойский монастырь был основан как пустошь или пустынь в начале 20-х гг. XIX в. Василием Федотовичем Надежиным, впоследствии первым настоятелем будущей обители, постриженным в монашество с именем Варлаам. В монастырь существующая пустошь преобразована по разным датам в 1835 или в 1836 гг. С большей вероятностью последний год следует считать годом учреждения нового монастыря [9; 5; 7; 10, с. 35, 54; 12; 13, с. 690]
Исследователю Чикойский монастырь интересен, на наш взгляд, прежде всего своей планировкой. Он располагался на искусственных террасах, находившихся одна над другой по склону сопки. Для предохранения созданных ровных площадок от осыпания
по краям их укрепляли каменными кладками. На наиболее крутых участках (подъемах) возводились деревянные лестницы.
Полевые исследования и архивная работа позволили выявить особенности архитектурного ансамбля обители, в котором отдельное значимое место занимали культовые постройки. Годом начала строительства первого храма - во имя Святого Пророка Предтечи и Крестителя называют 1829 или 1830 гг. Церковь была создана пристройкой к существовавшей до того часовне. Освящена в 1831 г. по благословению архиепископа Иркутского Иринея (Нестеровича) [2; 5; 6; 8]. Архивные изыскания и первые полевые выезды позволили отчасти воссоздать облик обители. Обитель занимала площадь около 3 га, располагаясь на равномерно понижающемся северо-восточном склоне сопки, приблизительно в 500 м от вершины с отметкой на карте 1357,2 м. Все постройки, дороги, располагались на вырубленных в скале площадках. В результате изысканий выявлены остатки 20 строений, двух выделенных диким камнем площадок, двух склепов, фундаменты столбов от центральных ворот, два колодца с сохранившимися деревянными срубами, двадцать ям для сбора сточных вод.
Среди развалин монастыря отчетливо выделяются остатки двух церквей: первой по времени появления, во имя Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и главной, соборной, с тремя приделами: 1) главный - во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи, 2) с правой стороны во имя Богородицы всех скорбящих радости, 3) с левой
- во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского. В нижнем каменном этаже «под Предтеченским алтарем» престол во имя Св. Апостола и Евангелиста Матвея.
Все постройки имели каменный (рис. 2) или кирпичный фундамент. Следует отметить, что количество кирпича, использованного в строительстве, значительно меньше, чем количество камня. Причина этого, вероятно, в труднодоступности обители и, соответственно, сложности доставки кирпича. Дикий же камень можно было добывать прямо на месте. Вероятнее всего, камень, который использовался в строительстве, добывался на россыпях, находившихся в 150-200 м выше по склону от обители. Выявлено две таких россыпи. Для связующего раствора использовались глина и известь, что зафиксирована в кладках всех фундаментов. Известь применялась также для окра-
рис. 2. Часть фундамента первой по времени появления церкви. Дикий камень, укрепленный известковым раствором. Современный вид
шивания стен. Это прослеживается на остатках стен обеих названных выше церквей и ряда иных строений.
Высота видимой, сохранившейся части фундаментов колеблется от нескольких сантиметров до полутора-двух метров. Помимо каменного или кирпичного фундаментов в отдельных местах сохранились остатки деревянных бревен, которые служили основанием пола. В некоторых местах сохранились остатки деревянных ступеней.
Лес для строительства использовался с окрестных монастырских угодий, находившихся за территорией монастыря. Об этом говорят остатки полусгнивших пней, в то время как на территории самой обители пней практически нет, а имеются многолетние деревья, осаженные в бытность обители. Об этом говорит соотнесение данных полевых работ и архивных изысканий. В документах упоминаются высаженные в XIX в. деревья вдоль тропы от соборного храма к первой Иоанно-Предтеченской церкви. Визуально их можно наблюдать и в настоящее время. Отметим также, что за пределами обители добывались и дрова для отопления и приготовления пищи. Обнаружено несколько практически истлевших куч чурок.
Все строения связывались между собой тропами, из которых более или менее отчетливо на сегодняшний день, благодаря деревьям вдоль нее, прослеживается одна, упомянутая выше, связывавшая две церкви.
В монастыре можно выделить два основных яруса, по которым проложены относительно широкие дороги. Одна - к главным воротам обители, вторая - по территории монастыря. Остальные строения располагались либо одно над другим на вырубленных площадках, либо «разбросанно» по территории.
Остатков ограды нами не обнаружено. Причина этого, вероятно, в том, что во время разграбления монастыря после его закрытия в 20-е гг. XX в., по информации жителей окрестных деревень, ограда, как и строения, была вывезена. Если бы не разбросанные строения с предположительно выделяемыми нами тропинками между ними, определить размеры обители было бы сложно.
Судя по остаткам фундаментов, размерами в монастырской застройке выделялись строения культового назначения, две названные выше церкви. Наибольшим же, без сомнения, являлся Соборный храм, который располагался приблизительно в 100 м от главных ворот. Терраса с дорогой от главных ворот была связана с площадкой главного храма деревянной лестницей, длина которой составляла около 25 м, ширина - около 3 м. В ходе работ выявлены ее остатки. Длина площадки, на которой располагался центральный храм - около 50 м, ширина - около 28 м. Края площадки со стороны сопки для предотвращения осыпания выложены диким камнем. Фундамент с восточной стороны - кирпичный, с остальных сторон - каменный. Западная часть сооружения находилась на более высоком уровне, чем восточная. Церковь была ориентирована по линии «север-юг». Ее длина составляла приблизительно 27,5 м, ширина - 20 м. Остатки стенок сохранили штукатурку, окрашенную известью.
Вторая церковь находилась в 150 м на юго-восток от главного храма. Была ориентирована по линии «восток-запад». Длина площадки, на которой располагалось строение,
- 21 м, ширина - 14 м. Остатки церкви - это предположительно стенки подвального помещения. Имеются остатки двух столбов, которые, вероятно, выполняли функцию основания для пола. С северной стороны, внутри строения, на расстоянии 1,1 м от входа - возвышение, выложенное диким камнем. Возможно, это место захоронения
кого-то из братии или представителя купечества, жертвовавшего на монастырь. Данные о подобном встречаются в архивных источниках.
Остатки фундаментов главных ворот расположены на террасе шириной приблизительно 17 м. Длина ее визуально видимой части приблизительно 130 м. Фундамент представляет собой две тумбы длиной около 3,8 м, шириной - 2,55 м. Данные ворота являлись одним из трех входов в монастырь. Архивные данные, имеющиеся на сегодняшний день, не дают представления о месте расположения двух других. Не позволяет определить, где они были, и отсутствие остатков ограды. Здесь решение - только в дальнейших архивных изысканиях.
Ниже от террасы главного входа, приблизительно в 60 м, по нашему предположению и исходя из имеющихся архивных данных, фотографий и свидетельств жителей окрестных деревень, располагалась конюшня.
Примерно в 30 м на восток от Соборного храма - каменная площадка, которая могла выполнять функцию фундамента часовни или беседки. Длина видимой части - около 12 м, ширина - около от 2,5 до 12,2 м.
В 35 м от главных ворот на восток располагалось строение длиной 12,5 м. Возможно, это трапезная (в архивных документах - «трапеза). Размеры строения говорят о том, что это не индивидуальное килейное помещение. Хотя, оно могло быть разделено на кельи.
Примерно в 30 м от Соборного храма располагались склепы. Это две округлые насыпи. Один из склепов разграблен в середине 90-х гг. XX в. Рядом целая и разбитая надгробные плиты (рис. 3). На одной надпись на церковном языке «Здесь лежит старец Феофан».
рис. 3. Надгробная плита у склепов на территории монастыря. Современный вид
Колодцы со срубами располагались на территории самого монастыря и, по нашему предположению, за его пределами.
Исходя из выше приведенного описания Чикойского монастыря, можно сделать вывод, что во времена своего расцвета он представлял собой если не грандиозный, то значительный комплекс, располагавшийся в таежной, труднодоступной местности. Несомненной особенностью застройки обители являлось ее расположение на склоне сопки, что предопределило значительные физические затраты на строительство - вы-
рубку площадок в скальном выходе и укрепление их бутовым камнем. На наш взгляд, эта же особенность делает Чикойскую обитель неповторимым памятником архитектуры XIX -начала XX в. Расположение строений по ярусам с выходом в распадок, как нам представляется, должно было производить неизгладимое впечатление на приезжающих в монастырь.
Чикойскому Иоанно-Предтеченскому монастырю потенциально может быть присвоен статус памятника как регионального, так и федерального значения. Думается, на территории всего государства не так много памятников с подобными характеристиками. Однако, на сегодняшний день данный вопрос остается даже без обсуждения. Следует сказать, что не проводятся и активные полевые работы по дальнейшему воссозданию облика монастыря, что является неоспоримым упущением забайкальской научной общественности.
Литература
1. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 8. Оп. 1. Д. 4. Л. 16.
2. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1034. Л. 4.
3. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1049. Л. 291.
4. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1066. Л. 119.
5. ГАЗК. Ф. 153. Оп. 1. Д. 508. Л. 2.
6. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2220. Л. 18.
7. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2426. Л. 2.
8. ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. 50. Оп. 1. Д. 3981. Л. 2.
9. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5453. Л. 38.
10. Косых, В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции / В.И. Косых. - Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 196 с.
11. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом (эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири). - Рязань, 1901; Одесса, 1912. - 56 с.
12. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М.: Возрождение, 1992. - Т. 2. - 2464 стб.
13. Сойкин, П.П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / П.П. Сойкин. - СПб.: Воскресенье, 1994. - 732 с.
Е.В. Дроботушенко, г. Чита к вопросу об «острожной» составляющей застройки селенгинского свято-троицкого монастыря10
История первого православного монастыря за Байкалом, Селенгинского СвятоТроицкого мужского, стала предметом научного интереса в 90-е гг. XX - начале XXI в.
10 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.2331.2011.