АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИЧНЫХ ТЕАТРОВ Юдина А.А. Email: [email protected]
Юдина Анна Андреевна - магистрант, направление: архитектура жилых, общественных и промышленных зданий, Инженерная академия Российский Университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы пути развития античных театральных зданий и сооружений в отношении к значимым событиям истории античного государства. В статье затрагиваются факторы, влияющие на формирование театров и театральных комплексов, как градостроительные, климатические, идеологические, так и многие другие. Выводятся сравнительные характеристики театральных зданий, на основе которых выявляются преимущества и недостатки. Приводятся примеры конструктивных решений, объемно-планировочных решений и материалов, которые применялись при античном строительстве.
Ключевые слова: театр, амфитеатр, театральная архитектура, сцена, проскений, театрон, орхестра, скена, античная архитектура.
ARCHITECTURAL PECULIARITIES OF FORMING ANTIQUE
THEATERS Yudina A.A.
Yudina Anna Andreevna - Graduate Student,
DIRECTION: ARCHITECTURE OF RESIDENTIAL, PUBLIC AND INDUSTRIAL BUILDINGS,
ENGINEERING ACADEMY RUSSIAN UNIVERSITY OF PEOPLES' FRIENDSHIP, MOSCOW
Abstract: the article deals with the development of ancient theater buildings and structures in relation to significant events in the history of the ancient state. The article deals with the factors influencing the formation of theaters and theatrical complexes, such as urban planning, climatic, ideological, and many others. Comparative characteristics of theatrical buildings are derived, on the basis of which the advantages and disadvantages are identified. Examples of design solutions, space-planning solutions and materials that were used in antique construction are given.
Keywords: theater, amphitheater, theater architecture, stage, proskeny, theater, orchestra, scena, ancient architecture.
УДК 725.826
Слово «театр» в переводе с греческого языка означает «зрелище». Зарождение известной нам театральной архитектуры можно отнести к V-IV вв. до н.э. Этот период можно отнести к классической эпохе, главными принципами которой являлись гармоничность, пропорциональное расположение элементов, основанное на правилах золотого сечения, - все это отражалось в архитектуре и искусстве театра. Начали распространяться каменные постройки амфитеатральной формы, с круглой ареной, что способствовало удобному размещению зрителей Большое количество зрительских мест занимало сравнительно небольшую площадь, при этом лучи зрения зрителей с последних рядов и с первых незначительно отличались, что обеспечивало хорошую видимость арены.
Вместо использования сложных строительных технологий в качестве места размещения театральных сооружений использовались склоны холмов [1].
Древний греческий театр и драма появились из культовых празднеств в честь бога Диониса, связанных с зимним умиранием и весенним возрождением природы. С конца VII в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились комедии, трагедии и сатирические драмы. Эти представления получили распространение и в других областях Древней Греции, и являлись неотъемлемой частью политических и государственных торжеств. Площадка, на которой разыгрывались представления, изначально имела прямоугольную форму, ее окружали места для зрителей [2].
Театр Диониса считается самым древним театром Афин, построенный в IV в. до н.э. Театр расположился на юго-восточном склоне Акрополя, под открытым небом. Сооружение неоднократно перестраивалось но при этом сохранило первоначальную идею пространственного формирования греческого театра. Греческий театр был представлен тремя составными частями: театрона — мест для зрителей, орхестры— круглой площадки для актеров, скены — служебного помещения для переодевания актеров и хранения реквизита, так же иногда служили декорацией. Орхестра располагалось в центре театрального пространства, а центром орхестры служил алтарь Диониса. Зрительный зал окружал часть орхестры. Ряды зрительных мест были разделены на три яруса двумя проходами и располагались один над другим.
Театр Диониса вмещал 17 тыс. зрителей. Площадка, на которой выступали актеры, называлась проскений, ранее она находилась на уровне земли. Орхестру и проскений объединяли между собой ступени. Занавес в греческом театре не предусматривался [3].
Другое, более изящное и пластичное по архитектурной форме и пропорциям театральное сооружение, - Театр в Эпидавре. Исходя из книги Смолиной К.А. «Сто великих театров мира», следует, что театр является представителем эллинистической эпохи, построен Поликлетом-младшим в IV в. до н.э. Покрытие орхестры вместо камня составлял упругий грунт. Общий диаметр театра составлял 118 м. Вмещал в себя 40 тыс. зрителей. Так же выделялся среди остальных театров своего времени особым техническим оснащением - подвижной скеной. Размеры скены можно определить исходя из сохранившейся части скены.
Проскений имел 3,01 м в ширину и 26,5 м в длину. Над уровнем орхестры высота проскения составляла 3,5 м. Такие масштабные размерные параметры здания способствуют большой вместительной способности этого театра. Другие театральные строения античности и театральные сооружения Древнего Рима имели подобную структуру и строились по подобной схеме.
Первые театральные здания Рима были воздвигнуты в середине 1в. до н.э. на юге Италии и в Сицилии. До этого в Риме не было постоянных театральных зданий, постановки разыгрывались на городских улицах. Первые постоянные театры Рима повторяли форму греческих театров, одним из нах являлся малый театр в Помпеях, построенный около 79 г. до н.э. Здание имело прямоугольную форму. Над сценической площадкой и театроном имелась крыша. Высокий парапет в зрительском зале разделял 4 нижних ряда от 17 верхних. Сиденья располагались под небольшим углом для большего удобства и были выполнены из туфа. Длинный проход располагался над верхними местами. Перед сценой находились два скрытых от публики трибунала, они были построены со скосом, идущим по направлению к главной оси театра. Эти скосы с обеих сторон венчаются фигурами атлантов. За сценой находилась длинная гримерка, имевшая четыре входа. Вместимость театра составляла 1500 человек [4].
Самый большой амфитеатр античного мира - Колизей построен в 80 г. н.э., он возводился из мрамора и камня в течение восьми лет. Если рассматривать архитектурно-конструктивное решение, то он относится к типовым проектам амфитеатров Рима и древней Греции. Основной отличительной чертой являются его размеры. В плане сооружение представляет собой эллипс с окружностью 524 м, с
длиной большей оси — 788 м, малой оси — 150 м, по периметру расположены места для зрителей, в центре арена. Колизей вмещал в себя 50 000 зрителей при высоте 48,5 м. Стоит отметить систему эвакуации, зрители с различных ярусов и секретов покидали здание в течение восьми минут. Колизей делился на четыре яруса, а часть снаружи представляла собой три аркады, каждая из которых состояла из 80 арок. Первый ярус имел 20 рядов скамей, второй - 16 рядов скамей. Третий ярус отличался крутым уклоном поверхности, возвышался над остальными по периметру, имел портик, опоясывающий здание по всей окружности. Четвертый ярус имел выступы из стен -пилястры. Что касается художественного оформления, то фасады, помимо колоннад и других архитектурно-конструктивных элементов, были обильно украшены художественной лепниной. Первый ярус венчали капители колонн тосканского ордера, второй ионического ордера; на третьем ярусе капители колонн были выполнены в коринфском ордене. Четвертый ярус имел пилястры, выполненные в коринфском ордере. Отделка фасада Колизея была выполнена в виде кладки из облицовочных блоков и архитектурно-декоративных элементов из белоснежного, однотипного травертинового камня. От внешних факторов сооружение было защищено тентом, натянутым на 240 мачт, которые располагались на верхнем краю стены [5].
Таким образом, древний театр - продукт интеграции сценического и зрительского пространств. Это театр, расположенный на открытом воздухе, без использования ограждающих конструкций. Носил публичный характер зрелищного представления. Элементы театра отвечали потребностям развития культурных ценностей на протяжении нескольких столетий [6].
Список литературы /References
1. Портнова Т. Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (античность, средневековье, возрождение) // Международный журнал экспериментального образования, 2012. № 4. С. 53, 54.
2. Смолина К.А. Сто великих театров мира. // Древнегреческий театр. М. Вече, 2001. 479 с.
3. Маркузон В.Ф. Всеобщая история архитектуры. Том 2. Архитектура античного мира // Часть 1.Архитектура Древней Греции. // Глава 4. Архитектура IV в. до н.э. Театры. Москва: Стройиздат, 1973.
4. Мусатов А.А. Происхождение и эволюция зрелищных сооружений древности. Часть 3. Колизей - величайший из амфитеатров // Журнал Academia. Архитектура и строительство. Москва: Российская академия архитектуры и строительных наук, 2013. С. 70—82.
5. Михайлова М.Б. Всеобщая история архитектуры. Том 2. Архитектура античного мира // Часть 2. Архитектура Древнего Рима. // Глава 2. Архитектура Римской республики // Зрелищные сооружения. Москва: Стройиздат, 1973.
6. Тихонов А.Д. Формирование театрально-культурного комплекса им. М.Горького в Ростове-на-Дону: Диссертация на соискание уч. степ. канд. арх. наук. Ростов-на-Дону. 2016. 164 с.