Грачева Александра Дмитриевна
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ТЕАТРОВ
В данной статье автор сравнивает принципы строительства греческого и римского театров эпохи античности. Делается вывод о том, что римское государство заимствовало многое из греческой культуры, но в связи с разным менталитетом и политикой государства эллинские идеи были частично переработаны и дополнены римлянами. Для освещения данного вопроса были использованы письменные источники и труды современных специалистов, а также приведены примеры устройства двух греческих и римских театров. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/8/17.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 68-71. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Три основополагающих подсистемы культуры - наука, просвещение и искусство - как никогда прежде нуждаются в восстановлении ценностно-нравственной координаты взаимосвязи. И экологическая эстетика вполне может стать специфической формой человеческого сознания, опирающегося на моральное чувство ответственности за исправление ошибок, исторически возникших в Проекте Просвещения.
Список источников
1. Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. С. 59-221.
2. Ахутин А. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.: Наука, 1988. 208 с.
3. Бесс Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения // Вопросы философии. 1972. № 4. С. 103-114.
4. Голик Н. В., Орбели А. Л. Об устойчивости культуры // Сахаровские чтения 2009: экологические проблемы XXI века. Минск, 2010. С. 44-52.
5. Грей Д. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности. М.: АСТ; Ермак, 2004. 588 с.
6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 398 с.
7. Извеков А. Возникновение метафизики «воли к благополучию» как реакция на ситуацию неопределенности смысла // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8: в 3-х ч. Ч. 2. С. 86-89.
8. Ломоносов М. В. Избранные произведения: в 2-х т. Л.: Наука, 1986. Т. 2. 497 с.
9. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 313 с.
10. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.
11. Сноу Ч. Две культуры и научная революция // Сноу Ч. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 195-226.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: Попурри, 1998. 672 с.
13. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
14. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли. СПб.: Наука, 2002. 540 с.
HUMAN BEING AND NATURE: ECONOMIC CRIME AND MORAL PUNISHMENT
Golik Nadezhda Vasil'evna, Doctor in Philosophy, Professor Saint Petersburg University N_Golik@mail. ru
Izvekov Arkadii Igorevich, Doctor in Philosophy, Associate Professor Raul Wallenberg International University for Family and Child Arkady. izvekov@gmail. com
The article examines the problem of the human's exploitative attitude to the Earth resources. Historical transformation of nature perception is clearly observable in philosophical thought. Interpretation of nature origin as "eidetic" over centuries presupposed the "subordinate status" of the human. In the XX century the radical change occurred. Nature became to be perceived exclusively as a resource of the globalizing economical model. The current situation threatens ecological catastrophe, which can be prevented only by re-interpreting existential essence of nature.
Key words and phrases: nature; knowledge; Enlightenment; mind; reason; philosophy of money; economy; ecological esthetics.
УДК 94
Исторические науки и археология
В данной статье автор сравнивает принципы строительства греческого и римского театров эпохи античности. Делается вывод о том, что римское государство заимствовало многое из греческой культуры, но в связи с разным менталитетом и политикой государства эллинские идеи были частично переработаны и дополнены римлянами. Для освещения данного вопроса были использованы письменные источники и труды современных специалистов, а также приведены примеры устройства двух греческих и римских театров.
Ключевые слова и фразы: античный театр; греческая культура; театр Диониса в Афинах; театр в Эпидавре; театральный ансамбль в Риме; театр Марцелла.
Грачева Александра Дмитриевна
Санкт-Петербургский государственный университет sanya.gracheva. [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ТЕАТРОВ
Современные здания театров волей-неволей возвращают нас в эпоху античности, откуда данные типы сооружений и берут свое начало. Бесспорно, что театры были всецело греческим изобретением, их популярность в Рим пришла именно оттуда, но следует отметить, что это не было слепым копированием со стороны римских архитекторов. В статье мы определим принципиальные отличия в архитектуре греческих и римских театров. В ходе работы также рассмотрим самые известные примеры данного типа сооружений. В заключение
автор приходит к выводу, что римский народ, так почитавший греческую культуру и столько заимствовавший от нее, все-таки вносил значительные изменения в те или иные архитектурные сооружения.
В статье проанализированы как исторические источники, так и труды современных специалистов. В качестве источников мы использовали сведения античных авторов об искусстве. Нужно отметить, что работ античной эпохи, посвященных данной тематике, сохранилось не много. Первым и наиболее полным трудом является трактат Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре» [2], в котором он пишет как о греческом искусстве, так и о римском. Автор в своем труде повествует не только о различных типах архитектурных сооружений, таких как храм, театр, базилика и многие другие, но и о строительных материалах, используемых при постройке того или иного сооружения. При помощи данного источника удобно проводить сравнительный анализ греческого и римского искусства, поскольку в некоторых книгах идет сначала описание римской постройки, например театра, а потом греческой. Следующий, не менее важный, источник для нас -это труд Плиния Старшего «Естествознание» [6]. Сама работа состоит из 37 книг, из которых 33-37 книги посвящены искусству. В них излагается подробная информация о природных ресурсах, которые можно использовать при строительстве, а также данные об архитекторах и живописцах. Помимо всего вышеперечисленного, только у этого автора в 36 книге имеются сведения о деревянных театрах и амфитеатрах Древнего Рима, что делает этот источник особенно ценным для нас.
В качестве основной литературы по данному вопросу были использованы труды, посвященные искусству и архитектуре: «Всеобщая история искусств. Т. 1. Искусство древнего мира» [4], «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура Древнего Рима» [3]. Помимо вышеперечисленных, являются полезными работы по частной и общественной жизни, быту древних греков и римлян: П. Гиро «Частная и общественная жизнь римлян» [5] и Ф. Ф. Велижский «Быт греков и римлян» [1]. Следует отметить, что книга Ф. Ф. Велижско-го [Там же], как и труд Витрувия [2], чередует сравнение греческих и римских строительных принципов.
Помимо русскоязычных и переводных изданий, была использована англоязычная литература. И. Коли в работе «Краткая история архитектурных стилей» [7] повествует о развитии архитектурных стилей с древнейших времен до периода индустриальной революции.
Как уже было отмечено выше, театры были греческим изобретением, но римские театры имели несколько принципиальных отличий от предшествовавших им греческих. По свидетельству Витрувия, римские и греческие театры имеют разные правила построения. Согласно античному автору, план самого театра (римского) делается так: «Наметив основной центр, надо начертить линию окружности, соответствующую по величине периметру будущей нижней площади, и вписать в эту окружность четыре равносторонних треугольника, касающихся через равные промежутки крайней ее линии. Сторона одного из этих треугольников, находящаяся ближе всего к сцене, определит границу ее передней стороны чертой, отрезающей сегмент круга; затем надо провести через центр параллельную этой черте линию, которая отграничит помост просцениума от пространства орхестры» [2, с. 87]. «В греческих театрах, - писал Витрувий, - архитекторы заключают в основной круг не четыре треугольника, а три квадрата, их углы касаются линии окружности; сторона одного из квадратов, ближайшая к сцене и отрезающая сегмент круга, определяет этой чертой границу просцениума. Параллельно этому направлению проводится линия, касательная крайней части окружности, на оконечностях полукруга отмечают центральные точки. Поставив циркуль на левую точку, описывают дугу, начиная от левого получившегося промежутка к левой части просцениума; и точно так же, перенеся центр на крайнюю левую точку, описывают дугу от правого промежутка к правой части просцениума» [Там же, с. 89]. Подобные различия связаны с тем, что римляне нуждались в более широком помосте и узкой орхестре. Дело в том, что в римском театре все артисты действовали на сцене и орхестра предназначалась под места для сенаторов и магистратов, тогда как в Греции на сцене исполняли свои роли трагические и комические актеры, остальные - на орхестре.
Главное различие греческого театра и римского в том, что римский театр был самостоятельной постройкой. Во «Всеобщей истории искусств» авторы утверждают, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт. Таким образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр - в большей мере сооружение городского типа [4]. О том, что театры римлян были самостоятельным зданием, мы видим и из работы И. Коли. Исследователь пишет, что римские театры были полукруглыми по форме и имели сцену, а не были открытыми с передней стороны прямо на окружающую местность [7, р. 128]. В римском театре использовалась система сводчатых галерей - субструкции. Их использовали в качестве фойе, что позволяло быстро освободить и заполнить театр зрителями. Также имелись эвакуационные коридоры, расположенные под зрительскими местами.
Древнегреческие архитекторы, как и римские, при постройке театров имели одну и ту же задачу - донести до слушателей звуки со сцены. Витрувий пишет: «Ради этого древние архитекторы, идя по стопам природы, строили ступени театров на основании восходящего голоса и путем математической каноники и теории музыки старались, чтобы всякий звучащий со сцены голос доходил до ушей слушателей отчетливее и приятнее» [2, с. 82].
Теперь следует перейти к примерам греческих и римских театров. Важно отметить, как в Греции, так и в Риме существовали деревянные театры. Упоминания об одном из них мы можем обнаружить у Плиния Старшего, а именно римский деревянный театр консула 115 г. до н.э. Марка Эмилия Скавра. «В свое эдильство, - писал Плиний Старший, - Марк Скавр создал сооружение, величайшее из всех, которые когда-нибудь были созданы рукой человека, не только кратковременных, но даже рассчитанных навеки. Это был
театр. Сцена у него была из трех частей в высоту, с 360 колоннами, - и это в том государстве, которое не смогло стерпеть шести гиметтских колонн без осуждения выдающегося гражданина. Нижняя часть сцены была из мрамора, средняя - из стекла (такая роскошь была неслыханной даже после этого), верхняя - из покрытых золотом досок. Нижние колонны были, как мы сказали, по тридцати восьми футов» [6, с. 136-137]. Деревянные театры не сохранились до наших дней. Существовала практика постройки каменного театра на месте разрушенного деревянного, например, театр Диониса в Афинах первоначально был выполнен именно из этого материала, но после обрушения был перестроен в камне в IV веке до н.э.
Сейчас мы перейдем к рассмотрению двух греческих и двух римских театров. Все они выполнены из камня. Их можно видеть и сегодня, хотя находятся они в разной степени сохранности.
Одним из самых первых греческих театров является все тот же театр Диониса в Афинах, который первоначально был построен из дерева. Именно он служил образцом для более поздних построек подобного типа для всей Греции. Театр, по разным источникам, вмещал в себя от 17 тысяч до 30 тысяч зрителей и состоял из трех основных частей: театрон - места для зрителей, оркестра - пространство перед скеной, где выступал хор, и скена. Как тогда, в IV веке до н.э., так и сейчас здание располагается на юго-восточном склоне акрополя. Ф. Ф. Велижский в труде «Быт греков и римлян» упоминает о данной постройке: «Первый такого рода каменный (большей частью входивший в скалу акрополя) театр был афинский, посвященный Дионису и находившийся в священной ограде храма того же бога» [1, с. 37]. Для данной работы важно подчеркнуть, что постройка является частью склона акрополя, что, в свою очередь, делает ее примером классического греческого театра.
Один из самых известных и хорошо сохранившихся образцов эллинского театра находится в Эпидавре. Данная постройка была воздвигнута в IV веке до н.э. архитектором Поликлетом Младшим и могла вместить до 10 тысяч человек. Здание, как и в Афинах, состояло из трех частей: театрона, оркестры и скены. Авторы «Всеобщей истории искусств» пишут, что скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером просцениум - каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма [4].
Постройка первого каменного театра в Риме - театра Помпея - относится к 55-50 гг. до н.э. Нужно отметить, что это был не отдельный театр, а целый театральный ансамбль, в который входили храм, сам театр, примыкающие к сцене портики - и все это в окружении сада. Общая площадь комплекса 1,5-2 га. Зрительские места состояли из трех концентрических ярусов. По сведениям П. Гиро, как места для зрителей, так и все внутренние украшения были из мрамора. Сохранились значительные части этих сооружений, находящиеся сейчас под современной застройкой. Этот театр несколько раз горел при Августе, Тиберии, Тите, Филиппе Аравитянине, Диоклетиане - и каждый раз был возобновляем, так что еще в VI веке в нем давали представления. За сценой находился обширный портик, который окружал площадку, усаженную сикоморами и украшенную фонтанами, мраморными и бронзовыми золочеными статуями [5, с. 47]. Рядом с комплексом было обнаружено несколько статуй, колонн из красного египетского гранита. Из вышесказанного можно заключить, что строительство театра вышло на новый, более сложный уровень развития.
Постройка театра Марцелла в Риме была начата Цезарем, а закончена в 13 г. до н.э. уже при Октавиане Августе. Строение названо в честь покойного племянника Августа - Марка Клавдия Марцелла - и вмещало 10-14 тысяч человек. Данное сооружение выполнено в римско-италийском стиле: здание является полностью самостоятельной, обособленной постройкой, а не вписанной в ландшафт, как, например, театр Диониса в Афинах. С самого начала строительства здесь существовала система эвакуации через субструкции. Последней частью эвакуации служил нижний коридор, проходивший вокруг всего театра и открытый наружу рядом арок. Театр Марцелла дошел до наших дней в сильно искаженном виде. Дело в том, что здание театра на протяжении поздней античности и раннего Средневековья постоянно растаскивалось местными жителями на камни. Позднее, как сказано во «Всеобщей истории архитектуры», к XII веку театр был перестроен в крепость, а в эпоху Возрождения бывший театр стал собственностью семьи Орсини, которая при помощи архитектора Перуцци перестроила его во дворец. В настоящее время театр представляет собой двухэтажное здание, на котором располагается 16 арочных осей, 4 из которых отреставрированы. Нижняя аркада театра выполнена в дорическом ордере, верхняя - в ионическом. Такая многоярусная аркада станет основным композиционным приемом последующих амфитеатров и театров [3]. Данная постройка является ярким образцом римской архитектуры.
Из всего вышеперечисленного мы видим, каким изменениям подвергся греческий театр в руках римских архитекторов и строителей. Подобное происходило со многими типами сооружений. Благодаря эллинам римляне познакомились с различными литературными жанрами и узнали, что такое настоящий, классический греческий театр. Римляне заимствовали многое от греческой культуры, но их менталитет был другим, более расчетливым, нежели поэтический менталитет эллинов. Римское государство было гораздо больше и мощнее, чем любой греческий полис. Оно легко восприняло греческие идеи, доработало их и стало использовать так, как считало удобным для себя. Римское государство в эпоху поздней Республики и начала Империи становилось все более сильной державой и показывало свое богатство и силу, в том числе и при помощи архитектуры.
Список источников
1. Велижский Ф. Ф. Быт греков и римлян / пер. с чеш. под ред. И. Я. Ростовцева. Прага: Тип. И. Милиткий и Новак,
1878. 692 с.
2. Витрувий. Десять книг об архитектуре / пер. с лат. Ф. А. Петровского. М.: Либроком, 2012. 317 с.
3. Всеобщая история архитектуры. Архитектура Древнего Рима [Электронный ресурс]. URL: http://www.sno.pro1. ru/lib/architectura/index.htm (дата обращения: 04.06.2017).
4. Всеобщая история искусств. Т. 1. Искусство древнего мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.sno.pro1.ru/ lib/ha/index.htm (дата обращения: 04.06.2017).
5. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995. 582 с.
6. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / пер. Г. А. Тароян. М.: Ладомир, 1994. 939 с.
7. Cole E. A Concise History of Architectural Styles. L.: A & C Black, 2003. 352 p.
PECULIARITIES OF ARCHITECTURE OF GREEK AND ROMAN THEATERS
Gracheva Aleksandra Dmitrievna
Saint Petersburg University sanya.gracheva. 89@mail. ru
In the article principles of construction of Greek and Roman theaters of the age of antiquity are compared. It is concluded that the Roman state borrowed a lot from Greek culture, but due to different mentality and policy of the state, Hellenic ideas were partially redesigned and supplemented by the Romans. The author uses written sources and works of modern specialists to cover the issue and gives examples of arrangement of two Greek and Roman theaters.
Key words and phrases: ancient theater; Greek culture; Theatre of Dionysus Eleuthereus in Athens; Ancient Theatre of Epidaurus; theatre ensemble in Rome; Theatre of Marcellus.
УДК 101.1:316 Философские науки
Статья посвящена анализу трансформации политического порядка сетевого общества, выявляются механизмы функционирования неформальных радикальных сетей. На примере концептов «власть» и «контрвласть», предложенных М. Кастельсом, демонстрируется взаимосвязь коммуникативных и властных отношений. Радикализм как одно из проявлений контрвласти рассматривается с точки зрения власти над включением и исключением, контроля над стандартами и участниками сетевого взаимодействия, «программирования» поведения участников сети в соответствии с определёнными интересами и ценностями.
Ключевые слова и фразы: сетевое общество; теория социальных сетей; социальные медиа; власть; социальный порядок; радикализм.
Данилов Сергей Александрович, к. филос. н. Иванов Андрей Валерьевич, к. филос. н.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского [email protected]; [email protected]
РАДИКАЛИЗМ И СЕТЕВОЙ ПОРЯДОК ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РАКУРС
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-33-0143. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-33-12009.
За последнее время значительно возрос объем исследований, в которых проводится разработка проблемы сетевого общества, тенденций «сетевизации», рассмотрение социальных сетей виртуального пространства [6]. Согласно М. Кастельсу, «именно сети образуют новую социальную морфологию наших обществ» [2, с. 494], по-новому организуя пространство и структурируя время. Но также отметим, что сети не заменяют или отменяют понятие «структуры», они трансформируют её понимание в контексте новых конфигураций социального порядка современности. Обозначая мегатренды современного общества, Д. Нейсбит утверждает, что мы вправе говорить об отходе от «иерархий, которые отлично работали в индустриальную эру, эру централизации. На месте иерархий возникают организации, построенные по сетевым моделям <...> Сети перестраивают структуры власти и коммуникационных потоков <...>, заменяют вертикаль горизонталями» [5, с. 354].
Что такое сеть? Это «совокупность объектов, связанных друг с другом многонаправленными линейными (матричными) зависимостями» [4, с. 56]. В условиях сети все связаны со всем, а динамика сетевой структуры характеризуется включением новых узлов, и это расширение может быть безграничным. Полиморфизм сетевого порядка, доминирование узлов провоцирует девальвацию традиционно понимаемого «центра», где центр - это главное средоточие власти. В условиях сетевого общества подобием центра является «узел», но с трансформированной относительно прежних форм политической функцией. Такая новая фрагментация реальности позволяет выделить фрагмент «сети» в качестве самостоятельного локального пространства. «Сети могут существовать автономно <.. .> в известной мере и в известных пределах сеть самодостаточна» [3, с. 71].