Никитина Н. П.®
Соискатель, кафедра музыкального и художественного образования,
Уральский Государственный Педагогический Университет
АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ (СОВРЕМЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРА)
Профессия архитектора — одна из древнейших. В странах Древнего Востока она была одной из самых почетных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школе писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приемы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании образования в последние века до нашей эры можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре». Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии [3, 54]. В Римской империи для подготовки архитекторов создавались специальные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи сооружения нового типа зданий — культовых построек. В городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах цеховая система обучения архитектуре получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский архитектор и теоретик искусства Альберти в «Десяти книгах о зодчестве» характеризует архитектора как универсального мастера и ученого, объединяющего в себе художника и инженера. Выдающиеся архитекторы возрождения: Брунеллески, Браманте, Микеланджело получили образование в таких цехах.
В 17— 18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками, скульпторами готовились архитекторы [2, 210]. В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.
В середине 19 века во Франции, Германии, России и других странах появились высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две: архитектора-художника для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора для постройки утилитарных зданий [2, 46]. Разделение
архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран остается и сейчас (Австрия, Франция, Германия, Швейцария, США), Архитекторы, закончившие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок получения архитектурного образования до 8 —10 лет.
Истоки архитектурного образования в России уходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитекторов на практике. В 16— 17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и другие страны Западной Европы. В 1749 г. в Москве несколько частных
“ Никитина Н.П., 2009 г.
профессиональных школ слились в команду выдающегося архитектора Д. В. Ухтомского. В 1757 г. в Петербурге была основана «Академия трех знатнейших художеств», преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А. Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Д. В. Ухтомского М. В. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции Кремлевского строения. С 1866 года московское Училище живописи и ваяния начало подготовку архитекторов и получило название Училище живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918 г.).
После Октябрьской революции в основу системы архитектурного образования был положен принцип объединения художественного и технического обучения [3, 98]. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным, были созданы в Москве на базе Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в том числе и архитектурные. ВХУТЕМАС в 1927 году был реорганизован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов, по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 году на основе архитектурного факультета ВХУТЕИНА и факультета, существующего в Высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 г. Московский архитектурный институт.
Кроме крупнейших архитектурных школ в Москве (МАрхИ-Государственная Академия), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина — Российская академия художеств), Екатеринбурге (Урал ГАХА), в стране создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля: инженерно-строительных, художественных, политехнических. Система современного архитектурного образования строится с учетом новых требований, предъявляемых к архитектору современным уровнем развития архитектуры как науки и искусства и практикой современного строительства [2, 206]. Подготовка архитекторов осуществляется по специализациям: гражданское
строительство, промышленное строительство, градостроительство, ландшафтная архитектура, дизайн интерьера, сельскохозяйственное строительство. Ведущим
предметом обучения архитектурной специальности является курс архитектурного проектирования — комплексная творческая дисциплина, позволяющая будущему
архитектору приобрести профессиональный опыт при усложнении задач проектирования.
В связи с тем, что в современном строительстве все большее применение получают новые строительные материалы, новейшие строительные технологии, широко внедряются механизация и домостроение из готовых строительных элементов, значительно усилилась техническая подготовка будущих архитекторов, возросла потребность в инженерах-архитекторах. Их готовят в инженерно-строительных вузах: в Екатеринбурге (УГТУ-УПИ), в Москве (МГСУ-МИСИ), в Казани (КГАСУ), в Иваново (ИГАСА), и других городах. В основу инженерной подготовки архитекторов положен системноориентированный принцип, согласно которому система общетеоретических и инженерностроительных знаний, получаемых архитектором, должна органически входить в
интегральный процесс творческого архитектурного проекта. Учебная информация по
научно-техническим дисциплинам должна учитывать интересы студента с точки зрения использования ее в проектировании [1, 65]. И хотя практические упражнения по инженерным курсам — обязательная форма закрепления знаний, удельный вес упражнений, проводимый вне проекта, следует снижать за счет исполнения заданий непосредственно на проектах, в его разработке [2, 98].
1) Инженерно-технические дисциплины должны создавать систему, которая характеризуется не столько количеством сведений, образующих статику инженерного мышления, сколько смысловыми связями, придающими этому мышлению динамику.
2) Учитывая специфику образного архитектурного мышления, инженерные курсы должны содержать не столько освоение сложных расчетов, сколько изучение типов конструктивных систем, современных методов конструирования и инженерных концепций.
3) Понимая основные конструктивные принципы построения жилых, общественных и промышленных зданий и руководствуясь архитектурным художественным вкусом и чутьем, архитектор может использовать в проектировании новейшие достижения инженерной мысли и современные строительные материалы.
4) Студент должен быть технически подготовлен настолько, чтобы новые материалы и конструкции служили ему источниками вдохновения: инженерная подготовка должна развивать у студента логическое мышление, конструктивное воображение и интуицию.
5) Студент должен применять полученные знания и углублять их в процессе конструктивных разработок в ходе архитектурного проектирования [1, 97]. Знания принципов конструирования дают студенту возможность правильно наметить новые решения и новые формы, соблюдая конструктивную необходимость, определяемую условиями строительства.
6) Техническая подготовка должна научить студента экономично и эффективно расходовать материальные и трудовые резервы.
7) В инженерно-архитектурной школе нет места противопоставлению техники и искусства. Подготовка должна научить архитектора понимать, организовывать и координировать работу представителей смежных профессий по разработке архитектурного проекта.
Архитектурное проектирование нуждается в логическом инженерном мышлении, которое дисциплинирует процесс творчества, способствует созданию реалистических замыслов [3, 187]. Инженерно-технические дисциплины служат формированию
структурного мышления, воспитывают интуицию в отношении красоты инженерных решений.
К концу срока обучения специальности «Инженер-архитектор» студент, естественно обладает меньшими познаниями технических дисциплин, чем инженер, но овладев основами и принципами инженерных знаний, он будет в состоянии сотрудничать с инженерами смежных специальностей в условиях проектной мастерской и производства.
Литература
1. Кудряшев, К. В., Байзетцер, Л. Проблемы изобразительного языка архитектора / К. В. Кудряшев, Л. Байзетцер. — М.: Стройиздат, 1985. — 239 с.
2. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования / Б. Г. Бархин. — М.:
Стройиздат, 1982. — 224 с.
3. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре/ А. В. Иконников. — М.: Стройиздат, 1986. —180 с.