Научная статья на тему 'Архитектурное образование как интегративная образовательная область. Региональный научно-методический семинар ЮФУ «Инновации в начальном (1-2 курсы) архитектурном образовании» (г. Ростов-на-Дону, 24 февраля 2016 г. )'

Архитектурное образование как интегративная образовательная область. Региональный научно-методический семинар ЮФУ «Инновации в начальном (1-2 курсы) архитектурном образовании» (г. Ростов-на-Дону, 24 февраля 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурное образование как интегративная образовательная область. Региональный научно-методический семинар ЮФУ «Инновации в начальном (1-2 курсы) архитектурном образовании» (г. Ростов-на-Дону, 24 февраля 2016 г. )»

DOI 10.18522/0321-3056-2016-2-109-110

Архитектурное образование как интегративная образовательная область. Региональный научно-методический семинар ЮФУ «Инновации в начальном (1-2 курсы) архитектурном образовании» (г. Ростов-на-Дону, 24 февраля 2016 г.)

Современное отечественное профессиональное образование, развиваясь в инновационном режиме, решает широкий комплекс организационных, теоретических и методических задач, определяющих как эффективность профессиональной деятельности преподавателей, так и качество профессиональной подготовки студентов.

Различные аспекты опыта этой работы стали предметом обсуждения на Региональном научно-методическом семинаре Южного федерального университета «Инновации в начальном (1-2 курсы) архитектурном образовании» 24 февраля 2016 г. В работе семинара приняли участие представители образовательных учреждений Южного региона, осуществляющих подготовку архитекторов, и взаимодействующих с ними организаций, включенных в этот процесс. Среди них Академия архитектуры и искусств ЮФУ (Ростов-на-Дону), Кубанский государственный аграрный университет (Краснодар), Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Владикавказ), Краснодарский аграрно-строительный техникум, Академия психологии и педагогики ЮФУ (Ростов-на-Дону), Южный градостроительный центр (Ростов-на-Дону).

Содержательное ядро семинара составили вопросы междисциплинарного, межкафедрального, межведомственного взаимодействия и обмен опытом решения частных задач архитектурной подготовки. Открывая работу семинара, его организаторы обозначили необходимость, возможности и проблемы интеграционных взаимоотношений в процессе архитектурного образования. Проректор по организации проектной деятельности в сфере общественных коммуникаций С.А. Дюжиков отметил важность семинара для интеграции регионального взаимодействия. И.о. директора Академии архитектуры и искусств ЮФУ доц. Н.В. Чемерисова определила семинар как средство перевода междисциплинарной методической работы в новый формат. Заведующая кафедрой основ архитектурно-художественного проектирования доц. Л.В. Карташева, охарактеризовав этапы начальной архитектурной подготовки, привела перечень учебных дисциплин и их отдельных областей, реализу-

емых в образовательных программах ЮФУ, обладающих возможностями междисциплинарного взаимодействия с дисциплинами архитектурно-художественного образования. Председатель учебно -методического совета ЮФУ доц. С.В. Бедрединова обратила внимание на проблемы организационного и психологического характера, сопровождающие междисциплинарное сотрудничество. К первой ею отнесены изменения характера профессиональных взаимоотношений, внедрение в инновационную деятельность разнообразных глобальных проектов, несогласованность учебно-методического управления, бюрократизация образовательного процесса. Психологическую составляющую проблемы она связала с тем, что не только преподаватели, но и руководители образовательных программ, например, затрудняются в понимании роли педагога в проектной деятельности студентов и метода проектов в обучении, и выразила надежду, что работа семинара позволит ослабить напряженность в этом вопросе.

В докладах участников семинара нашел отражение опыт междисциплинарного взаимодействия. Доцент Ж.Ю. Кара представила ряд междисциплинарных проектов, осуществленных с участием специалистов различных областей. Результатом творческого взаимодействия психологов, искусствоведов, литературоведов стало учебное пособие «Развитие творческих способностей: технологии интегрированных воздействий». С участием преподавателей кафедр ИЗО, общей и педагогической психологии реализованы междисциплинарные проекты «Образы эпохи: одаренность, дар или испытание», «Арт-развитие: междисциплинарный подход».

Теоретические и методические основы междисциплинарных взаимосвязей в архитектурном образовании нашли отражение в докладах об усвоении будущими архитекторами теории, практики конструирования (доц. А.В. Тарасов), композиционно -образного моделирования (доц. А.Г. Токарев), о соответствии отечественных образовательных программ мировым образовательным программам в области архитектурного образования (доц. И.В. По-

цешковская), о довузовском архитектурно-художественном образовании (доц. Н.А. Терещенко). Доцент Н.К. Цуканова осветила опыт использования теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина в работе преподавателей по формированию ориентировочной основы деятельности архитектора. При этом отметила методические проблемы, решение которых самими архитекторами затруднительно. Например, как понимать и трактовать представление применительно к архитектурной деятельности; в какой учебный момент включать работу с метафорой, адекватной художественной и архитектурной деятельности. Профессор В.М. Молчанов связал вопрос междисциплинарного взаимодействия с межкафедральным в целях соблюдения баланса между ориентацией на «общетворческость» на начальных этапах обучения и конкретным выражением творчества в практическом проектировании на выпускающих кафедрах. Председатель правления НПО «Южный градостроительный центр» Ю.Н. Трухачев поста-

вил вопрос о необходимости учитывать новые теоретические обоснования градостроения во всей полноте его подсистем: социальной, экономической, экологической, пространственной. Это усиливает необходимость междисциплинарного взаимодействия в процессе архитектурного образования и межведомственного - в различных областях исследовательской градостроительной деятельности.

Отметив интеграционный характер архитектурного образования, междисциплинарное качество каждой проблемы этого процесса, имеющиеся опыт Академии архитектуры и искусств и потенциальные возможности ЮФУ, участники семинара пришли к заключению о том, что стартовавший Региональный научно-методический семинар следует рассматривать как не одноразовое мероприятие, но как инновационную постоянно действующую площадку интегрированного научно-методического регионального взаимодействия в области архитектурного образования.

Г.Ф. Карпова

Б01 10.18522/0321-3056-2016-2-110-111

Тринадцатые Международные гендерные чтения «Гендерные ценности в XXI веке» (г. Ростов-на-Дону, 25 марта 2016 г.)

Под таким названием 25 марта 2016 г. в стенах Института социологии и регионоведения Южного федерального университета состоялись ежегодные тринадцатые Международные гендерные чтения. Кроме Института социологии и регионоведения организаторами выступили: Монгольский государственный университет (г. Улан-Батор), Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС, Донское философское общество. В этом году конференция собрала участников из разных стран, среди которых Беларусь, Германия, Монголия и Армения. В работе приняли участие представители более десяти вузов, в их числе - Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ, Волгоградский государственный медицинский университет.

В организации и проведении форума участвовали: Л. А. Савченко - председатель оргкомитета, доктор философских наук, проф. кафедры отраслевой и прикладной социологии ЮФУ; Г. Г. Силла-сте - заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, проф. кафедры «Прикладная социология» Финансового университета при Правительстве РФ; Ю. Г. Волков - заслуженный деятель

науки РФ, доктор философских наук, научный руководитель Института социологии и регионоведе-ния ЮФУ; Л. В. Тарасенко - доктор социологических наук, директор Института социологии и регионоведения ЮФУ; Наран Болдмаа - доцент кафедры социологии и социальной работы Монгольского государственного университета; А. В. Сериков - кандидат социологических наук, заместитель директора по научной работе и экспертной деятельности Института социологии и регионоведения ЮФУ; В. А. Лабунская - доктор психологических наук, проф. Академии психологии и педагогики ЮФУ; А. М. Старостин - доктор политических наук, заведующий кафедрой философии и методологии науки ЮРИУ - филиала РАНХиГС; Л. Г. Швец - доктор политических наук, проф. кафедры государственного и муниципального управления ЮРИУ - филиала РАНХиГС; Т.Г. Лешкевич -доктор философских наук, проф. кафедры философии и методологии науки ЮФУ, председатель Донского философского общества; Т. А. Марченко -доктор социологических наук, проф. кафедры отраслевой и прикладной социологии ЮФУ; Н. А. Вялых - кандидат социологических наук,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.