Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственная композиция административных центров региональных столиц России'

Архитектурно-пространственная композиция административных центров региональных столиц России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
215
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛИЦЫ / CAPITALS / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / REPRESENTATION OF THE LOCAL AUTHORITIES / REPRESENTATION CORE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кучеров Семён Сергеевич

В статье приведены результаты сравнительного анализа региональных столиц и их меняющейся роли в национальных республиках Приволжского Федерального Округа (ПФО). Статус столицы предполагает развитие репрезентативных пространств центра города как центра региона. Автор оценивает качества городской среды политического ядра столицы с точки зрения архитектурно-пространственной композиции, эстетики коллективных пространств общества, степени включенности ландшафта в пространственную структуру центра. Сравнительное исследование проводилось в рамках ПФО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND SPATIAL COMPOSITION OF THE ADMINISTRATIVE CENTERS OF RUSSIAN REGIONAL CAPITALS

The article discusses the results of a comparative analysis of regional capitals in the national republics. The status of capital implies the development of representational spaces of the city center as the center of the region. The author evaluates the quality of the urban environment of the political core of the capital in terms of architectural and spatial composition, aesthetics of collective spaces of society, the degree of involvement of the landscape in the center of the spatial structure. A comparative study was carried out among a number of national capitals within the Volga Federal District

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственная композиция административных центров региональных столиц России»

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЦЕНТРОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТОЛИЦ РОССИИ

УДК 711.451(470) ББК 85.118(2)

С.С. Кучеров

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье приведены результаты сравнительного анализа региональных столиц и их меняющейся роли в национальных республиках Приволжского Федерального Округа (ПФО). Статус столицы предполагает развитие репрезентативных пространств центра города как центра региона. Автор оценивает качества городской среды политического ядра столицы с точки зрения архитектурно-пространственной композиции, эстетики коллективных пространств общества, степени включенности ландшафта в пространственную структуру центра. Сравнительное исследование проводилось в рамках ПФО.1

Ключевые слова: столицы, административный центр, городская среда, репрезентация местной власти

ARCHITECTURAL AND SPATIAL COMPOSITION OF THE ADMINISTRATIVE CENTERS OF RUSSIAN REGIONAL CAPITALS

S. Kucherov

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article discusses the results of a comparative analysis of regional capitals in the national republics. The status of capital implies the development of representational spaces of the city center as the center of the region. The author evaluates the quality of the urban environment of the political core of the capital in terms of architectural and spatial composition, aesthetics of collective spaces of society, the degree of involvement of the landscape in the center of the spatial structure. A comparative study was carried out among a number of national capitals within the Volga Federal District.2

Keywords: capitals, representation core, urban environment, representation of the local authorities

Целью представленной работы является определение архитектурно-пространственной композиции административных центров региональных столиц России в связи с формированием современных представительских центров с учётом этнорегиональных особенностей. Административный центр как собирательное понятие означает не только

1

Для цитирования: Кучеров С.С. Архитектурно-пространственная композиция административных центров региональных столиц России // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. -№3(40). - С. 153-164 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2017/3kvart17/12 kucherov/index.php

2 For citation: Kucherov S. Architectural and Spatial Composition of the Administrative Centers of Russian Regional Capitals. Architecture and Modern Information Technologies, 2017, no. 3(40), pp. 153-164. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2017/3kvart17/12 kucherov/indexphp

здания аппарата управления, законодательной власти, суда и делопроизводства, но и объёмно-планировочные решения интерьерного и экстерьерного (городского) пространств административно-деловых комплексов3 и их связи с зонами столичного центра. Под понятием представительский центр понимается часть центра города, в которой сосредоточены органы исполнительной, законодательной и судебной властей соответствующего территориального уровня и открытые общественные пространства как место коммуникации граждан и власти.

Методика исследований включает структурный метод, метод сравнения, метод группировки, графо-аналитический метод. Структурный метод анализа внутреннего строения (конструкции) административного центра предполагает точное определение границ предмета исследования. Границы административного центра определяются комплексно путём совмещения нескольких схем: по плотности и посещаемости организаций центра (функциональная), по плотности транспортно-пешеходных потоков и плотности дорожной сети (инфраструктурная), по плотности размещения общественно значимых объектов и учреждений (рис. 1). Подробнее о способах определения границ административного центра - Л.И. Соколов [2, с.137-153], Р. Флорида [3, с. 12-32].

Данный графический метод позволяет также выделить центры наибольшей плотности функций - административное, культурно-историческое и деловое ядра. Объектом настоящего исследования явлются административные центры, предметом исследоваия -формирование представительских центров.

Рис. 1. Схема общественных и символических пространств. Расположение торгово-развлекательных и административных функций в радиусах доступности. Города приведены в одинаковом масштабе, в порядке убывания размера центра и численности населения (схема автора)

После определения границ предмета исследования был применен метод сравнения объектов по общим характеристикам: отношение к ландшафту, соотношение объемов и парадных пространств, особенности внутреннего и внешнего оформления представительских центров (городской интерьер и объемно-планировочное решение). По результатам сравнения исследователь применяет метод группировки совместно с графоаналитическим анализом центра, более точно выявляя особенности архитектурно-пространственной организации в каждом конкретном случае.

Результаты графоаналитического анализа методом Якшина [4] применяются как вспомогательное средство определения особенностей формирования регионального столичного центра, в том числе представительского центра. В ходе определения границ административного центра, были выяснены фактические размеры центрального ядра, которые оказались близкими во всех рассмотренных случаях и приближались к пределам пешеходной доступности [5, с.129-131].

Опочинская А.И. относит к административным здания «не только для аппарата управления <...>, но и для проектных организаций и учреждений, ведающих хозяйственным управлением различными отраслями народного хозяйства».

1547

При анализе города учитывались различные составляющие - торговые центры, университеты, администрации, федеральные власти. Ядро выделилось по насыщенности функций, ступенчато возрастающими в границах зоны 1 х2 км. Поэтому, учитывая различную конфигурацию центрального ядра у разных городов, была принята единая сетка 2х2 км с ячейками 200 х200 м. Условно количество работающих в административных учреждениях и университетах было показано 1 точкой, соответствующей 100 чел. В случае расчётов посетителей стадионов и торговых центров одна точка была условна принята за 1000 чел., что не повлияло на итоговый анализ, т.к. нет разницы между 10 точками с моментом 200 или 100 точками с моментом 2000 - в любом случае частное получается одинаковым, а при определении средневзвешенного геометрического центра тяжести по функциям используется частное от суммы моментов, делённое на количество точек (рис. 2).

Рис. 2. Схемы Уфы, Йошкар-Олы, Саранска. Планы центров ориентированы на север и приведены в едином масштабе. Показан пример графоаналитического анализа центра методом Якшина (схема автора)

Уфа. На рисунке 2 видно, что в центре Уфы недалеко друг от друга расположены несколько крупных посещаемых объектов - 4 университета4, Стадион «Динамо», Государственный театр, правительственный центр5, Конгресс-холл и Торговые ряды. Объекты чётко делятся на две группы - расположенные вдоль берега реки Белая и расположенные в историческом ядре. В Уфе средневзвешенный центр оказался в сквере рядом с УГАТУ, а не у Торговых рядов, где сконцентрированы разнообразные магазины и кафе. Отсюда следует несколько выводов и предложений:

1) республиканский административно-правительственный центр и представительское пространство находится на периферии центра и в стороне от крупных пешеходных потоков;

2) затруднены прямые связи между историческим ядром по ул. Ленина и крупными центрами притяжения на берегу реки Белая, поскольку закрыт сквозной проход через «непроницаемые» кварталы медицинского университета и «банковкого» квартала.

4 БГУ, УГАТУ, БГПУ, БГМУ - Башкирский государственный, авиационный, педагогический и медицинский университеты соответственно.

5 Дом правительства, Государственное собрание, Верховный суд.

Зауженные хаотичными парковками тротуары осложняют существующие пешеходные связи. Пешеходный участок ул. Ленина от исторического ядра до правительственного центра не обеспечен разнообразием функций общественного центра и служит лишь транзитом на пути в прибрежный парк;

3) для лучшей доступности из исторического ядра необходимо предусмотреть сквозные проходы через центральные кварталы, которые служат барьерами на пешеходных связях центра, ликвидировать или ограничить парковку на улицах, что означает подземное строительство ведомственных автостоянок по всей площади центра. В то же время следует решить проблему функционального оскудения и перифериизации общественных пространств на пешеходном участке ул. Ленина и вблизи правительственного центра на берегу реки Белая.

Саранск. В столице Мордовии средневзвешенный центр городского ядра оказался на площади перед торговым центром (рис. 2). Фонтан на площади является средоточием данного городского пространства и центром притяжения и «круговорота» людских масс. Площадь между крупным ТСК «Огарёв-Плаза», Дворцом спорта и крупнейшим университетом города6 действительно является центром активности городского населения, наряду с ПКиО им. Пушкина.

Из торгового центра в парк культуры ведут три равнозначных бульвара через Театральную, Соборную и Советсткую площади - через культурно-просветительский, религиозный и правительственный центры соответственно. Наиболее посещаема Соборная площадь с кафедральным собором Ф. Ушакова по центру, однако статус политического и символического центра Саранска принадлежит Советской площади (рис. 3). Фактические границы публичного пространства определены через пространственную организацию площади.

Рис. 3. Саранск. План Советской площади и разрез (схема автора)

Описание применённого графического метода. На основе оптимальных углов восприятия объектов по периметру площади вычисляются габариты публичной зоны. В точке наложения оптимальных углов находится визуальное ядро. Определяемые границы общественного пространства сравнивают на плане и в разрезе. Результатом является

6 МГУ им. Огарёва

нахождение основной и второстепенных осей и выделение главных акцентов - символов. В Саранске главная ось политического центра начинается от Дома Правительства, проходит через памятник Ленину и парадным бульваром уходит вниз, к парку культуры; второстепенная ось фланкирована зданиями Госсобрания и Горсовета, продолжаясь влево и вправо от Советской площади по одноимённой улице.

Результатом этого анализа явился тезис о специфической «закрытости» отечественных администраций в объемно-планировочном отношении. Граница закрытых и открытых пространств для посещения проходит не внутри, а снаружи здания. Административное пространство не терпит праздных вторжений в пределах входной зоны7 Признавая право субъекта на фотосъёмку с определённого расстояния, а также право на свободный проход сквозь или рядом с «условно-запретным» пространством, правительственные службы определеют размер приватной зоны и границы публичного пространства.

Йошкар-Ола. В столице республики Марий Эл за последнее десятилетие проводится стратегия обновления городской среды, развития общественной зоны вокруг городского пруда (рис. 4). Точкой отсчёта можно считать расширение русла реки М. Кокшаги в конце 2007 года [6]. Благоустройство набережной, переезд министерств в новые здания, возведение и открытие Кремля в 2009 году обозначили новый административный центр [7]. Этот новый вектор в развитии городского центра связан с использованием природного потенциала. Получил развитие и прежний композиционный центр (дома правительства, госсобрания, горсовета) - произведено благоустройство площади Оболенского-Ноготкова, установка памятных знаков и возведение национального музея.

Рис. 4. Формирование нового административного центра Йошкар-Олы (схема автора)

Расположение центра существенно изменилось за короткое время (2007-2016 гг.) в связи со строительством новых административных зданий в 1 км к востоку от существующих. Позиция нового центра не рассчитывает на прямую пешеходную связь с существующим. Изначально задана концепция автономного административного центра вокруг природной доминанты залива на реке Малая Кокшага, что означает кардинальную смену политики и попытка полностью переосмыслить центр города путём переноса на новое место. Властями города предусмотрено строительство ещё трёх мостов через залив, в дополнение к существующим (2 автомобильных и один пешеходный мост). В целом

7 Хатерли в связи с этим пишет о «политически опасном праздношатании». Натурные наблюдения отмечают отсутствие сидящих или гуляющих людей в непосредственной близости от парадного входа со ступенями в любое правительственное здание

строительство подобного искусственного центра без достаточного основания за короткий срок порождает проблему включённости в систему городских общественных пространств.

Результаты графоаналитического анализа указывает на возможность дальнейшего развития нового административного центра в южном направлении8 Это подтверждается реальной ситуацией - на момент написания статьи продолжается строительство жилых кварталов к югу и востоку от нового центра. Символично что именно здесь в 2014 году в новом ледовом дворце на 3000 мест, состоялся этап передачи олимпийского огня.

Таким образом в Йошкар-Оле единовременно создан автономный административный центр на новом месте. Обратная ситуация в столице Чувашии, где современная прибрежная административная зона расположена вблизи прежней (рис. 5).

Чебоксары. В.Л. Глазычев писал о том, что республиканские власти «удовлетворились растаскиванием «Сити» на элементы» [8] - вдоль залива с одной стороны выстроены в ряд новый Дом Правительства, Верховный суд, Федеральное Казначество, Дворец Пионеров, с другой - здание Государственного театра, монумент Матери и др. При анализе центра Чебоксар методом Якшина [4] обнаружилась удивительная закономерность - средневзвешенный центр (по количеству работающих в зависимости от их местоположения) столицы Чувашии оказался на месте центрального фонтана. Главная ось правительственного центра начинается от Площади Республики, проходит через старый и новый дома правительства и выходит на фонтаны залива, завершаясь монументальной лестницей к театру на другом берегу залива. Второстепенная ось проходит по Президентскому бульвару, вдоль которого выстроены новые здания правительства и Верховного суда.

Рис. 5. Чебоксары. План и поперечный разрез залива с указанием веера углов восприятия (схема автора)

Структура административного центра в Чебоксарах построена на диалоге нового (№ 1.2, рис. 5) и старого (№ 1.1, рис. 5) правительственных центров, на диалоге двух

8 Прежнее положение средневзвешенного центра Йошкар-Олы обозначено меньшим ромбом (рис. 2) и находится северо-западнее нового центра (больший ромб) по причине повышения плотности функций в южной части пруда в связи со строительством новых общественных сооружений.

площадей - замкнутой Площади Республики с периметральной застройкой и новой площади с фонтаном, которая террасами открыта на залив. В состав старого административного центра входят: Минздрав, Минкульт, Минобр, Минсельхоз, Минстрой, почта, кафе, Центризбирком, администрация города, ВУЗы (ЧГПУ и ЧГСА). В состав нового административного центра входят: Администрация Главы ЧР, Госсовет ЧР, Кабмин ЧР, Счётная палата, Минэкономразвития, Минюст, Полпред ЧР при президенте РФ, Верховный суд ЧР. Публичные пространства старого центра наполнены городскими функциями, общественные пространства нового центра находятся в развитии, в настоящее время идёт поиск форм объединения разных функций вокруг Чебоксарского залива.

Ижевск. Обратимся к крупнейшей площади в России - Центральной площади г. Ижевск, которая при переменной ширине (60-150 м) имеет беспрецедентную длину в 1 км (рис. 6). С одной стороны площадь ограничена Ижевским прудом, с другой - Домом Правительства, по сторонам - жилыми, торговыми, культурно-зрелищными зданиями (ЦУМ, театр, кинокомплекс, дворец культуры и т.д.). Монумент «Навеки с Россией» у пруда закрепляет начало градостроительной оси, которая завершается наверху внушительным 5-этажным зданием правительства УР, Резиденцией Главы УР и зданием Госсовета. Таким образом, представительский центр в столице Удмуртии занимает господствующее положение в ландшафте, однако теряется на фоне пустоты площади. Существующая ситуация немасштабной центральной площади определяет направление дальнейшего развития (мастерплан 2014 года от PRP «architects LLP» [9]) - введение среднего и малого архитектурного масштабов (путём благоустройства набережных, организации тротуаров и т.п.).

Рис. 6. Ижевск. Вверху слева - вид на центр со стороны Ижевского пруда. Внизу - план, совмещённый с продольным разрезом по эспланаде (схема автора)

В Ижевске графоаналитический анализ методом Якшина выявил неожиданное положение средневзвешенного функцонального центра за пределами эспланады. Это объясняется тем, что большинство крупных культурных зданий - театры, цирк, центральный рынок, государственный университет - находятся южнее данной градостроительной оси (рис. 6). Променад считается ядром центральной части города, но данные британских архитекторов (PRP) указывают на недостаточную пешеходную активность и существующий потенциал развития Центральной площади. Однозначной зоной притяжения в зоне центра является обновлённая к 250-летию города в 2010 году набережная, реконструкция набережной была проведена в три этапа [10].

Казань. Если в Ижевске ключевую роль играет пространство площади и её взаимодействие с заливом, то в Казани ядро современного административного центра состоит из системы площадей и крупных объёмов административных зданий протяжённостью 500-600 м, завершающийся спуском к реке рядом с НКЦ «Казань» (рис. 7).

В Ижевске историческое ядро (Арсенал) и современный административный центр (Дом правительства, Госсовет) находятся в одном месте и составляют единый структурно -пространственный монолит. В Казани на удалении 1 км друг от друга существуют два автономных центра, объединённые парком «Чёрное озеро»: культурно-историческое ядро с административными функциями (Казанский кремль) и административный центр с культурными функциями, состоящий из зданий Кабинета Министров и Госсовета, Национального культурного центра (НКЦ) «Казань» и Государственного театра оперы и балета. Здесь же имеется парадный спуск к реке Казанке (рядом с НКЦ «Казань» - рис. 7) и качественно оформленные участки набережной (этап 1 (2013-2014 гг.) и этап 2 (20142015 г.) - реконструкция и берегоукрепительные работы на левом берегу р. Казанки от НКЦ до моста «Миллениум») [11].

Рис. 7. Казань. Современный административный центр. Оптимальные углы восприятия и основные доминанты (схема автора)

В столице Татарстана средневзвешенный центр оказался на малоизвестной улице Рахмадуллина, между пешеходной ул. Баумана и исторической Кремлёвской. За подготовкой к 1000-летию Казани (30 августа 2005 года) и Универсиадой (XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года) забота о исторической застройке отошла на второй план. Приоритетом развития пространства городского центра на десять лет стала крупномасштабная застройка берегов реки Казанки и возведение крупных спортивных и административных объектов.

В Казани лишь небольшая часть республиканских фукций заключена в Казанском кремле. Определённой степенью «закрытости» пространств власти отличается столица Приволжского Федерального Округа г. Нижний Новгород, где все основные административные функции заключены в зданиях Нижегородского кремля. В данном случае стены разделяют историческое ядро города на полупроницаемые пространства кремля и открытые для посещения пространства прибрежных парков, скверов и набережых.

Результаты сравнительного анализа

В зависимоти от размеров метрополии меняется плотность функций, количество подцентров в центральном районе и на периферии, а также меняется связь центра с

природной доминантой. Рационально сравнивать региональные столицы со схожей градостроительной ситуацией (рис. 1). Предлагаемое ниже деление на две группы достаточно условно и введено лишь в рамках данной статьи для сравнения архитектуры центров этнических республик Приволжского федерального округа (ПФО).

К первой группе относятся столицы республик ПФО с новой ландшафтной ситуацией9 -Чебоксары, Ижевск, Йошкар-Ола. Ко второй - столицы с ландшафтной доминантой10, изначально изолированной по ряду причин от центров городов - Саранска, Уфы, Казани. Во второй группе городов до сих пор с трудом продвигается процесс включения элементов ландшафта в пространственную структуру центра. Связь центра города с линейным водоёмом (рекой) достигается средствами ландшафтного проектирования -благоустройством набережных, устройством спусков, тротуаров, велодорожек. С введением элементов благоустройства в «городской интерьер» [2, а 186] постепенно переходят в первую группу. Открываются новые участки набережных, отдельные прежде автономные пространства включаются в панораму центра и открываются возможности для усложненных объемно-пространственных композиций с участием рельефа.

Общая черта первой группы региональных столиц - громадная пустота искуственных водоёмов и активное формирование архитектуры городского центра вокруг этих ландшафтных доминант. Внутри этой группы столиц существуют схожие задачи по объединению городской среды вокруг указанных природных пространств, по архитектурному оформлению центральных ансамблей сообразно статусу столичного города. Города первой группы показывают рост самостоятельности в архитектурно-пространственном оформлении центра, которая возникает, в том числе, по причине выстраивания «пространственного диалога» с ландшафтными доминантами, созданными искуственно11.

Выводы

Выполненный анализ позволил выявить важную закономерность, заключающуюся в том, что в зависимости от искуственного или природного происхождения ландшафтной доминанты рассмотренные города делятся на две группы - в первой уже активно используется периметральное пространство, во второй происходит постепенное включение естественных границ в структуру центра. Процессы интеграции среды -городской и природной - рассматриваются в рамках специальной дисциплины -городской экологии12. Мировой опыт строительства показывает, что в городе может быть 50, 70 или даже 100 процентов поверхности озеленены, в зависимости от принятых архитектурных решений.

Далее, независимо от природных факторов, в процессе анализа были выявлены особенности композиции административных центров: двухчастность структуры и пространственная неравномерность на границе с периферийными зонами. Так, отличительная особенность Казани, Чебоксар и Йошкар-Олы - наличие практически на одной и той же территории центрального района двух ярко выраженных представительских центров: традиционного и современного (созданного нынешними

9 Организация водохранилища, паркового массива, крупной или протяжённой общественной зоны вдоль ландшафтной доминанты и т.д. - фактор, который имеет первостепенное значение для формирования новой архитектуры (последние 10-30 лет) центров городов данной группы.

10 Ландшафтная доминанта - значимое природное пространство, которое находится в зоне центра (например, крутой берег реки, лесной массив, залив и т.д.) которое влияет на восприятие центра в целом.

11 Все водоёмы рассматриваемой группы имеют искусственное происхождение - Ижевский пруд (1760 г.), Чебоксарское водохр. (1980 г.), расчистка русла р. Малая Кокшага в Йошкар-Оле (с 2007 г. по наст. время).

12 Urban ecology, городская экология - наука о создании благоприятных условий для жизни человека в городе, что достигается за счет озеленения, использования принципов экологической архитектуры и контроля и уменьшения загрязнений.

республиканскими властями). Правительские центры в Казани и Йошкар-Оле существуют как два автономных независимых комплекса на значительном расстоянии в 1 -1,5 км друг от друга. В Чебоксарах два правительственных центра расположены в непосредственной близости друг от друга и ориентированы по перпендикулярным направлениям. Старый центр представляет собой классическую композицию с квадратной площадью Республики посередине и правительственными зданиями по периметру. Новый центр расположен на Президентском проспекте, вдоль залива и представлен пространствами нового Дома правительства и Верховного суда.

В Уфе и Ижевске оба представительских центра построены в советское время. В Уфе два правительственных комплекса представляют один и тот же республиканский уровень власти, в Ижевске - разные уровни власти комбинированы - в главном центре находятся Дом Правительства, Резиденция Главы УР и Госсовет, в другом центре сосуществуют Верховный суд и администрация города. В Уфе правительственный квартал является периферией городского центра и последним рубежом перед обрывом к реке. В Ижевске правительственный квартал оказался на периферии «пустынного» ландшафта Центральной площади. В Уфе новый центр является продолжением и расширением функций прежнего.

Второй важный вывод состоит в том, что административные центры столиц регионов пространственно развиваются, в них сосуществуют и прежние, и современные структуры. К сожалению, как старые, так и новые правительственные комплексы не вполне используют потенциал примыкающих общественных пространств. Комплекс правительственных зданий «Федеральная лента» в Берлине, парламентские комплексы в Шотландии и Уэльсе, проект реконструкции площади Дефилад (Парадов) в Варшаве демонстрируют мировые тенденции в строительстве подобных центров. Открытые, перетекающие пространства с неявными границами и возможностью понаблюдать за процессом в Бундестаге (парламент Германии), функционально повторены в пространствах Уэльсского парламента и парламента Шотландии, отличаясь лишь строительным исполнением в местных формах. Экстерьер крупнейшей в Европе площади Варшавы вскоре дополнится музейными зданиями и площадками для временных экспозиий, скверами для прогулок и пространствами активного отдыха населения. В зарубежных примерах наблюдается приоритет безопасности и открытости над традиционной замкнутостью правительственных центров и примыкающих пространств.

Локализация архитектуры также занимает важное место как в отечественной, так и зарубежной практике. В результате настоящего исследования выявлено, что этнорегиональные культурные особенности национальных республик выражаются в деталях «городского интерьера»: в типах мощения, в элементах благоустройства, скульптурного убранства улиц и площадей, в материалах отделки зданий зданий. Например, в Уфе культурные особенности отражаются в мозаиках и панно интерьеров Государственного концертного зала «Башкирия» и конференц-центра «Конгресс-холл»; в витражах гостиниц к саммитам ШОС и БРИКС появилась национальная орнаментика, она присутствует на карнизах большинства жилых домов. В бетонных ограждениях переходных лоджий присуствуют степные мотивы аграрной республики, так же как и успехи в машиностроении и нефтедобыче нашли отражение в барельефах общественных зданий.

Вывод третий заключается в том, что основные изменения архитектурной среды столичного города, которые влияют на восприятие города как центра политической жизни, в настоящее время в России происходят на «микроуровне» в организации публичных пространств «городского интерьера». Архитектура «среднего уровня» (центральный район и его окрестности) остаётся неизменной и носит признаки классицизма и парадных пространств периода СССР. Новая архитектура представительских центров или следует устоявшимся символическим решениям (Госсовет и Правительство Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Мордовии); или подражает торгово-деловой архитектуре (Чувашия); или следует собственной эклектической системе сборки (Марий Эл).

В заключение отметим, что особенности управления регионом отражаются на конкретных планировочных решениях, направленных на архитектурное оформление связей правительственного ядра с ландшафтом, представительского ядра с городской средой в системе структурно-пространственных взаимосвязей центрального района столицы размером ~ 1x2 км [5]. Кроме утилитарных функций «полезности» (управления, организации, оказания услуг и т.п.) представительский центр выполняет политическую и репрезентативную роли, являясь ядром главного публичного пространства города. Для целей организации представительского центра столицы не подходят чисто композиционный или чисто функциональный подходы, необходимы современные методики «моделирования центра в самых разных формальных и визуальных системах» [2, с.185].

Литература

1. Опочинская А.И. Административные здания / А.И. Опочинская. - М. : Стройиздат, 1975. - 184 с.

2. Соколов Л. И. Центр города: функции, структура, образ / Л. И. Соколов. - М. : Стройиздат, 1992. - 352 с.

3. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Р. Флорида; пер. с англ. Е. Лобкова. - М. : StrelkaPress, 2014. - 212 с.

4. Якшин А. М. Графоаналитический метод в градостроительных исследованиях и проектировании / А. М. Якшин. - М. : Стройиздат, 1979. - 204 с.

5. Кучеров С.С. Символические пространства региональных столиц России / С. Кучеров // Современные тенденции развития городских систем : Материалы Международной научной конференции, посвященной 135-летию со дня рождения основателя уральской архитектурной школы, профессора К.Т. Бабыкина. - Екатеринбург : УралГАХА, 2015. - С. 129-131.

6. Крамаренко А. Малую Кокшагу расширили [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marpravda.ru/news/vsja-respvblika/malw kokshagy/

7. Малая Кокшага - в ожерелье новостроек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.mari.ru/main/news/rep/gov/2010/2303 2.phtml

8. Глазычев В. Л. «Сити» в российских городах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/2008-03-11 city.htm

9. Bradsky A. Izhevsk. Udmurt Republic, Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prp-co.uk/project/izhevsk.html

10. Набережная Ижевского водохранилища [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.premier.gov.ru/visits/ru/12040/info/12045/print/

11. Инвестиционный проект компании ПСО «Казань» по благоустройству набережной реки Казанки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pso-kazan.ru/obektv/strovashchiesva-obektv/91/

References

1. Opochinskaja A.I. Administrativnye zdanija [Administrative buildings]. Moscow, 1975, 184 p.

2. Sokolov L.I. Centrgoroda: funkcii, struktura, obraz [City Center: functions, structure, image]. Moscow, 1992, 352 p.

3. Florida R. Kto tvoj gorod? Kreativnaja jekonomika i vybor mesta zhitel'stva [Who's Your City? How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life]. Moscow, 2014, 212 p.

4. Jakshin A. M. Grafoanaliticheskij metod vgradostroitel'nyh issledovanijah iproektirovanii [Graph Analytic Method for town-planning research and design]. Moscow, 1979, 204 p.

5. Kucherov S.S. Simvolicheskie prostranstva regional'nyh stolic Rossii, Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 135-letiju so dnja rozhdenija osnovatelja ural'skojarhitektumojshkoly, professora K.T. Babykina [Symbolic spaces of regional capitals of Russia. collection of articles. Proceedings of the International scientific conference, dedicated to the 135th anniversary of the founder of the Ural Architectural School, Professor K.T. Babykina]. Ekaterinburg, 2015, pp. 129-131.

6. Kramarenko A. Maluju Kokshagu rasshirili, Gazeta «Marijskaja pravda» [Malaya Kokshaga River expansion. The newspaper «Marijskaja pravda»]. 2007, December 18. Available at: http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/malyy kokshagy

7. Malaja Kokshaga - v ozherel'e novostroek, Upravlenie obshhestvennyh svjazej i informacii Prezidenta Respubliki Mari El [Malaya Kokshaga - in the necklace of new buildings. Office of Public Relations and Information of the President of the Republic of Mari El]. Available at: http://gov.mari.ru/main/news/rep/gov/2010/2303 2.phtml

8. Glazychev V.L. «Siti» v rossijskih gorodah, oficial'nyjsajt V. L. Glazycheva ["City" in Russian cities. Official website for Vyacheslav L. Glazychev]. Available at: http://www.glazychev.ru/habitationsScities/2008-03-11 city.htm

9. Bradsky A. Izhevsk. Udmurt Republic, Russia [Andy von Bradsky. Izhevsk. Udmurt Republic, Russia. PRP Studio Landscape project]. Available at: http://www.prp-co.uk/project/izhevsk.html

10. Naberezhnaja Izhevskogo vodohranilishha, Arhiv sajta predsedatelja pravitel'stva RF Vladimira Putina [The embankment of the Izhevsk water reservoir. Website archive of the Russian Federation Prime Minister Vladimir Putin]. Available at: http://archive.premier.gov.ru/visits/ru/12040/info/12045/print

11. Investicionnyj proekt kompanii PSO «Kazan1» po blagoustrojstvu naberezhnoj reki Kazanki [Investment project of the company PSO "Kazan" for the improvement of the embankment of the river Kazanka. Official website OOO PSO «Kazan»]. Available at: http://www.pso-kazan.ru/obekty/stroyashchiesya-obekty/91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБ АВТОРЕ

Кучеров Семён Сергеевич

Аспирант, кафедра «Основы архитектурного проектирования», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: semkucherov@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Kucherov Semyon

Postgraduate Student, Chair «Basics of Architectural Design», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: semkucherov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.