Научная статья на тему 'Архитектурно-ландшафтный сценарий к проектированию центральной части города Саки'

Архитектурно-ландшафтный сценарий к проектированию центральной части города Саки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
414
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ландшафтная архитектура / малый город / градостроительный контекст / архитектурно-ландшафтное проектирование / открытые городские пространства / landscape architecture / urban renovation / small city / architectural and landscape design / open urban spaces

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Русанова Екатерина Александровна, Лазарева Надежда Валентиновна, Желнерович Анастасия Олеговна

В отечественной градостроительной практике в настоящее время обозначена профессиональная задача изыскания путей развития малых городов России. Город Саки – один из малых городов Крымского полуострова, необходимость скорейшего возрождения которого обусловлена существенным бальнеологическим и курортнотуристическим потенциалом и определена рамками действующей и рассчитанной на срок реализации до 2022 года Федеральной целевой программы по развитию Республики Крым. В статье рассмотрен процесс взаимодействия выявленных пространственноградостроительных, архитектурно-ландшафтных и образно-стилистических принципов и приемов формирования среды центральной части города, предложена методика проектирования композиционных архитектурно-ландшафтных модулей открытых городских пространств и выявлены возможности архитектурно-ландшафтного сценария развития центральной части города Саки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RENOVATION OF THE HISTORICAL PART OFF THE SMALL TOWN OF SAKI ACCORDING TO THE SCRIPT BASED ON LANDSCAPE ARCHITECTURAL PRINCIPLES

More sharply than it was before the problem of the renovation of the small towns of Russian Federation is rising now. The professionals in the urban planning and the architects are looking for the possibilities to solve different aspects of this problem. The city of Saki is one of small towns of the Crimean peninsula and the purpose of the renovation of this town is supposed to be achieved in the nearest future because of the grate value of traditions of the medicine in these town and due to the foundation of touristic abilities. Federal Target program of the Development of the Republic of Crimea for the perspective up to the year 2022 now is in the stage of execution. The article is devoted to the discovering the method of architectural and landscape reconstruction of the historical central open spaces of the city of Saki. Analysis of the deep historical basic routes of foundation of the urban construction of the town center and the modern circumstances for the city plan development gives opportunity to form a script of the architectural and landscape project. Authors represents the methodology of the renovation of the pedestrian center of the city of Saki with the use of small architectural forms completed with the specific landscape component typical to the native nature of Saki. The practical value of the research is included in the possibilities of using architectural and landscape methodology for modernization of open spaces of all small towns where the common problem is exist

Текст научной работы на тему «Архитектурно-ландшафтный сценарий к проектированию центральной части города Саки»

АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ СЦЕНАРИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА САКИ

УДК 711.41:712.25(477.75-21Саки) DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15109

Е.А. Русанова, Н.В. Лазарева, А.О. Желенерович

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В отечественной градостроительной практике в настоящее время обозначена профессиональная задача изыскания путей развития малых городов России. Город Саки - один из малых городов Крымского полуострова, необходимость скорейшего возрождения которого обусловлена существенным бальнеологическим и курортно-туристическим потенциалом и определена рамками действующей и рассчитанной на срок реализации до 2022 года Федеральной целевой программы по развитию Республики Крым. В статье рассмотрен процесс взаимодействия выявленных пространственно-градостроительных, архитектурно-ландшафтных и образно-стилистических принципов и приемов формирования среды центральной части города, предложена методика проектирования композиционных архитектурно-ландшафтных модулей открытых городских пространств и выявлены возможности архитектурно-ландшафтного сценария развития центральной части города Саки.1

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, малый город, градостроительный контекст, архитектурно-ландшафтное проектирование, открытые городские пространства

THE RENOVATION OF THE HISTORICAL PART OFF THE SMALL TOWN OF SAKI ACCORDING TO THE SCRIPT BASED ON LANDSCAPE ARCHITECTURAL PRINCIPLES

E. Rusanova, N. Lazareva, A. Zhelnerovich

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia

Abstract

More sharply than it was before the problem of the renovation of the small towns of Russian Federation is rising now. The professionals in the urban planning and the architects are looking for the possibilities to solve different aspects of this problem. The city of Saki is one of small towns of the Crimean peninsula and the purpose of the renovation of this town is supposed to be achieved in the nearest future because of the grate value of traditions of the medicine in these town and due to the foundation of touristic abilities. Federal Target program of the Development of the Republic of Crimea for the perspective up to the year 2022 now is in the stage of execution. The article is devoted to the discovering the method of architectural and landscape reconstruction of the historical central open spaces of the city of Saki. Analysis of the deep historical basic routes of foundation of the urban construction of the town center and the modern circumstances for the city plan development gives opportunity to form a script of the architectural and landscape project. Authors represents the methodology of the renovation of the pedestrian center of the city of Saki with the use of small architectural forms completed with the specific landscape component typical to the native nature of Saki. The practical value of the

1

Для цитирования: Русанова Е.А. Архитектурно-ландшафтный сценарий к проектированию центральной части города Саки / Е.А. Русанова, Н.В. Лазарева, А.О. Желенерович // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №2(51). - С. 127-143. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/2kvart20/PDF/09 zhelnerovich.pdf DOI: 10.24411 /1998-4839-2020-15109

research is included in the possibilities of using architectural and landscape methodology for modernization of open spaces of all small towns where the common problem is exist.2

Keywords: landscape architecture, urban renovation, small city, architectural and landscape design, open urban spaces

Город Саки - один из древнейших населенных пунктов западного побережья Крымского полуострова, находящийся в четырех километрах от Черного моря. Территория города занимает участки приморской равнины в условиях субтропического климата средиземноморского типа и расположена к северу от Сакского озера, которое обладает уникальными бальнеологическими ресурсами, в связи с чем город Саки славится своим санаторно-курортным грязелечением. Численность населения Саки составляет приблизительно 25 тыс. чел., что определяет статус этого города как малого3.

С недавних пор в России все более ощутимо проявляется проблема деградации малых городов. Поиск путей развития и спасения таких городов намечен в законодательных актах, к которым, в первую очередь, следует отнести «Программу по стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»4, а также «Федеральную Комплексную программу развития малых и средних городов Российской Федерации»5, реализацию поставленных задач которой курирует в настоящее время Союз Малых городов России.

Республика Крым, конечно же, является объектом упомянутых государственных программ6, и 11 из 16 крымских городов - малые. Необходимость скорейшего выведения из состояния упадка малых городов Крыма привела к тому, что сейчас разрабатываются генеральные планы и планы территориального развития некоторых малых крымских городов, а на город Саки такой генеральный план был разработан в октябре 2018 года. По утвержденному генеральному плану города Саки предполагается активное освоение новых территорий, расширение границ города, включая побережье Сакского озера. Развитие города предполагается на периферийных и вновь осваиваемых территориях, в то время как центральная часть Саки остается вне интересов проектировщиков (рис. 1).

2

For citation: Rusanova E., Lazareva N., Zhelnerovich A. The Renovation of the Historical Part off the Small Town of Saki According to the Script Based on Landscape Architectural Principles. Architecture and Modern Information Technologies, 2020, no. 2(51), pp. 127-143. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2020/2kvart20/PDF/09 zhelnerovich.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15109

3 Малый город - это город или поселок с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек, согласно СП 42.13330.2016. Такое количество жителей образует весьма значимую социальную группу общества, что определяет важность и необходимость ее исследования. Вследствие этого, малые города занимают особое место в экономике России. Причиной тому, в первую очередь, их количество - 71% от общего числа городов. - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3837

4 Об утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года распоряжение Правительства РФ от 13 фев. 2019 г. № 207-р.

5 Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.08.02 N 630) постановление Правительства РФ от 28 июня 1996 г. № 762.

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 (ред. от 12.12.2019) Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года».

Рис. 1. Анализ генерального плана города Саки 2018 года7: 1) существующие границы г. Саки; 2) центральная (историческая) часть г. Саки; 3) проектируемая городская черта. Зоны предполагаемого развития: а) жилая; б) курортная; в) научно- исследовательская; г) лечебно-медицинская; д) курортно-оздоровительная; е) туристическая; ж) спортивная; з) природно-рекреационная; и) аграрно-промышленная и производственная

Сама нацеленность на развитие существующих и новых возможностей для возрождения Саки перспективна, появление этого плана для города своевременно и полезно, но интересы местных жителей, проживающих в самом городе и, особенно, проживающих в его центральной части, учитываются не в достаточной степени. Это демонстрирует представленная схема, где существующая (выделенная рамкой) историческая часть города находится вне зоны интересов нового генерального плана.

Между тем, при разработке подходов к обеспечению базы для успешного существования в будущем малых городов и формирования благополучного социального климата для проживания их жителей. Отечественные исследователи-теоретики и архитектурные практики немаловажную роль отводят выявлению характеристик среды, присущих каждому конкретному городу, таких качеств городских пространств, которые определяют своеобразие, самобытность облика города, как правило, отраженных в исторических компонентах градостроительного контекста, которые делают город запоминающимся, выявляют «лицо» города [1]. Теоретическую основу заявленного утверждения составляют научные работы, в которых рассмотрены отдельные аспекты проблемы, а именно:

- вопросы, связанные с выявлением закономерностей композиционных построений среды, определяющих ее архитектурно-художественную выразительность, раскрыты в трудах отечественных исследователей Гутнова А.Э., Глазычева В.Л., Иконникова А.В., Яргиной З.Н., Крашенинникова А.В., а также и в работах зарубежных авторов, среди которых, в первую очередь, следует отметить Ч. Дженкса, Д. Желико, К. Линча;

- пути разработки современных принципов организации малых городов намечены в исследованиях российских специалистов Шубенкова М.В., Маркова Е.В., Гандельсмана Б.В., Чурилова Р.С., Петровской Е.И.

В современной отечественной теории ландшафтной архитектуры накоплен интересный и разнообразный опыт концептуального формирования архитектурно-ландшафтных

7 Все иллюстрации в статье выполнены Желнерович А.О.

решений при ведущей роли природного компонента в них, при выборе сценария к проектированию на совокупность черт среды, определяющих специфику того или иного пространства. Такие решения представляются альтернативными по отношению ко всем еще зачастую практикуемым даже в исторически ценном контексте города приемам шаблонного благоустройства, выполняемым без реакции на особенности конкретных условий места и культурологической обусловленности контекста среды. Примерами исследований упомянутой специфики научного интереса могут быть названы работы Квасова А.Ф., Нефедова В.А., Прокофьевой Е.Ю., Павловой В.А., Лазаревой Н.В., Русановой Е.А., Куреневой Н.А., Яковлева А.И., Табышалиевой Дж.С., Голошубина В.С., Орловского А.А., Кашицыной А.А.

Несмотря на то, что поиск возможностей ревитализации малых городов России ведется в настоящий момент на самых разных масштабных уровнях архитектурного проектирования, предполагающих широту профессионального погружения от проблем изменения и дополнения градостроительной композиции до изыскания средств «дизайн-кодов» среды, вопросам ландшафтной архитектуры в обозначенном комплексе мер реагирования уделено недостаточное внимание [2]. В связи с этим авторы статьи ставят перед собой целью исследовать процесс взаимодействия архитектурно-градостроительных принципов формирования облика города и приемов создания архитектурно-ландшафтных композиций образного ряда для решения задачи разработки сценария к проектированию исторической части малого крымского города Саки.

Историческая основа формирования ядра градостроительной композиции г. Саки

Город Саки интересен с культурологической точки зрения наполненностью своей истории [3]. Эта территория на Крымском полуострове отсчитывает существование от VII века до н.э. и за значительный период своего развития претерпела влияние разных народов, населявших эту землю, среди которых были и скифы, и греки, и киммерийцы, и татары, и многие другие. В известном трактате Гиппократа «О воздухах, водах и местностях» древний автор впервые подробно описывает целебные природные свойства Сакского озера, вблизи которого складывалось поселение, значимый след в оформлении которого позднее, в XIV веке, во времена Крымского ханства оставило знатное племя Мансур. Но особенно ярко выделяется в истории развития Саки период XIX столетия: город Саки достигает своего расцвета в историческое время его принадлежности к Таврической губернии Российской Империи, именно тогда в Саки был создан старейший бальнеологический курорт в России8, в условиях благоприятного субтропического климата средиземноморского типа (единственная территория с таким типом климата в России), моря и пелоидов9 озера Саки. В этот момент истории маленький населенный пункт стал превращаться в город, используя опыт курортного строительства лучших европейских образцов. В обозначенный исторический отрезок времени существенно преобразовалась и развивалась градостроительная ткань Саки, стержнем которой стала улица Вокзальная - аллея, берущая свое начало от вновь построенного железнодорожного вокзала к грязелечебному озеру. Эта аллея, с защищенными от солнца благодаря плотному озеленению дорожками, служила главным городским променадом, красивым стержнем городской ткани.

С приходом в Крым и в город Саки власти Советов возобновился интерес к возрождению медицинской базы города [4], что находило выражение в строительстве объектов лечебной направленности. Но в трагические годы Великой Отечественной войны, находившийся некоторое время в фашистской оккупации город Саки был сильно разрушен, остатки былой структуры градостроительной ткани были практически уничтожены.

8 - URL: https://ukraina.ru/exclusive/20181020/1021468256.html (дата обращения: 16.02.2020).

9 Пелоиды - илистые осадки водоёмов, торфяные отложения болот, глинистые породы грязевых сопок, применяемые в нагретом состоянии для грязелечения. - М.: Медицинская энциклопедия, 1991-96 гг.

Период Советской истории прошлого века внес свой существенный вклад в научное развитие медицинских аспектов лечения различных заболеваний на основе бальнеологических возможностей Сакского озера. Такая направленность формирования курорта привела во второй половине XX столетия к достаточно широкому строительству лечебных медицинских учреждений, в числе которых, в первую очередь, следует упомянуть санаторий им. Н.Н. Бурденко (архитектор М.И. Мелик-Парсаданова, 19581964 гг.), находящихся в границах исследуемой территории. Безусловно, эти сооружения рассматриваются авторами исследования как составная часть культурного наследия города.

Постсоветский период конца XX - начала XXI века нисколько не улучшил положения дел. Более того, в связи с отсутствием финансирования, сокращением рабочих мест во всех сферах приложения труда город окончательно пришел в упадок. Экстремумами динамики прироста населения были 1989 год, когда численность населения города Саки достигла 38690 человек, и 2014 год, когда численность населения сократилась до минимального значения - 25146 проживающих. Когда количество жителей, заинтересованных в проживании, уменьшается, центральный луч города оказывается в наихудшем положении, в котором и пребывает на сегодняшний день. По данным статистических источников 2018 года частный жилой сектор города Саки составляет 17% от общего количества территории города, а 26% территории современного города Саки - это зона курортных объектов10.

Федеральная целевая программа по развитию Республики Крым и города Севастополя предполагает до 2022 года, помимо строительства логистической инфраструктуры с ключевым ее позициями, такими как аэропорт и трасса «Таврида», также ввод в эксплуатацию ряда объектов культурно-образовательной сферы и создание в Крыму туристическо-рекреационных кластеров. На данный момент в город Саки, который задействован в процессе формирования туристическо-рекреационных кластеров Крыма, привлечено значительное количество инвестиций из федерального бюджета, выделенного для развития полуострова, что служит свидетельством актуальности разработок и реализаций намеченных для города Саки перспектив.

Анализ существующей и предполагаемой по новому генплану застройки города Саки позволяет сделать вывод о том, что ядро исторической центральной части города сформировано и сохраняется как место проживания большинства горожан. В то же время оно должно быть сосредоточием объектов общественно-административной, культурно-просветительской жизни и функций социально-бытового обслуживания. Существующие зоны бальнеологической, курортно-оздоровительной функций и проектируемые зоны предполагаемой к формированию туристической сферы, рассчитанные на временное, эпизодическое проживание гостей города, по преимуществу располагаются на периферийных городских территориях.

Программа, предложенная в утвержденном недавно генеральном плане развития Саки, влияет на экономическую составляющую города. Но при выполнении такой программы город рискует превратиться в один из обезличенных, «как везде», «каких много», а такое обстоятельство, в свою очередь, не будет способствовать возрождению жизни для местных жителей, не улучшит социальный климат в городе, будет усугублять ситуацию деградации центральной части, служащей стержнем города Саки [6]. Представляется важным оставленную без внимания в программе градостроительного развития центральную часть города Саки наполнить исторической идентичностью, в связи с чем выявление черт уникальности образного ряда этой части города в особенности ее открытых пешеходных пространств и наполнение их объектами архитектурно-ландшафтного проектирования, по мнению авторов статьи, требует профессионального осмысления. В данном случае исследование нацелено на пространственное решение с

Генеральный план города Саки. - URL: http://adm-saki.ru/generalnyj-plan-goroda/ (дата обращения: 16.02.2020).

учетом выявления градоформирующего стержня и восстановления утраченных ансамблевых связей и элементов градостроительной композиции Саки, но облик и архитектурных объемов, и пространственных архитектурно-ландшафтных объектов среды, несомненно, также важен.

Рабочая гипотеза авторского исследования основывается на предположении о том, что культурологические знаки среды - свидетельства исторической самобытности города и культурного национального многообразия корней его социума, а также природно-дендрологическая уникальность ландшафта и видового растительного ассортимента -могут определить характер архитектурно-ландшафтного решения при формировании центральной части города Саки с возвращением ее облику черт периода расцвета.

Организация открытых пространств центральной части г. Саки в ансамблево-градостроительном отношении

Принцип архитектурно-планировочной выразительности городской среды определен поиском идеальной модели города и обоснован в теоретических разработках классиков отечественной и зарубежной теории градостроительства. К базовым работам, в которых выявлены условия формирования запоминающихся образов городских пространств, можно отнести такие труды как: «Образ города» К. Линча, «Мир архитектуры» авторов Гутнова А.Э. и Глазычева В.Л.; работы «Рекомендации по формированию архитектурно-художественного облика малых и средних городов» и «Развитие малых и средних городов» Маркова Е.В.; труд Иконникова А.В. «Архитектура города. Эстетические проблемы композиции». В перечисленных исследованиях были изучены и определены основы раскрытия принципа архитектурно-планировочной выразительности высокой художественной ценности в градостроительном ансамбле, которые представляется возможным описать как модель проектирования, организованные связи которой осуществляются пятью необходимыми приемами композиционных построений среды, названных, пользуясь предложенной Кевином Линчем терминологией: «путь», «граница», «район», «узел» и «ориентир» [7]. Такая терминология подразумевает следующие определения приемов проектирования:

«Путь» - утверждение стержня, центральной оси композиции, которая обеспечивает восприятие человеком сменяющихся картин городской среды при осуществлении любых способов перемещения, как пешеходных, так и с использованием любых видов транспорта;

«Граница» - обеспечение визуальных барьеров, разграничивающих отдельные сюжеты городской ткани в обзоре с учетом зрительных возможностей человека, с доступностью к их беспрепятственному преодолению как визуальным, так и физическим способами; «Район» - формирование обладающего организованным периметром и внутренним («интерьерным») пространством элемента среды, в который человек может или зайти, или заглянуть;

«Узел» - трансформация среды в пункте перераспределения направленного движения и внезапное раскрытие каналов визуальной информации к новым целям; «Ориентир» - выявление точечного элемента («маяка») находящегося в визуальной доступности как в архитектурной среде, так и в ландшафтном окружении.

Подобные элементы структуры градостроительной ткани можно выявить в любом городском образовании, даже таком небольшом, как исторический центр города Саки. Привнесение в организацию перечисленных компонентов модели проектирования черт высокой художественной выразительности играет первостепенную роль в трансляции индивидуальности архитектурно-художественного облика городской среды. Обеспечение ансамблевой гармонии множества вариаций, составленных из этих пяти композиционных приемов, определяет неповторимый образ в восприятии того или иного города [8].

Как было выше сказано, градостроительный луч, вокруг которого исторически складывалась композиция города Саки, в настоящее время находится в

расформированном состоянии. Однако авторам исследования представляется возможным реконструировать этот луч, проанализировав существующее положение застройки по ходу ныне утраченного маршрута от железнодорожного вокзала к грязелечебному озеру, а также ознакомившись с архивными документами11 описательного характера и фотоматериалами, свидетельствующими об упомянутом маршруте как о наиболее значимой артерии города. Есть основание сделать вывод, что началом луча на этом маршруте может стать площадь железнодорожного вокзала города Саки, от которого по проектируемому маршруту в центр города (в направлении с севера на юг) возможно сформировать транспортно-пешеходный канал к площади у входа в центральный парк города.

Рис. 2. Исторические предпосылки формирования градостроительного стержня города Саки. 1 - площадь железнодорожного вокзала (1915 г.); 2 - малоэтажная жилая застройка начала XX века; 3 - орнаменты исторической аллеи; 4 - мечеть Янъы Джами (1998 г.); 5 - Свято-Ильинский храм с подворьем (1894 г.); 6 - административный квартал; 7 - Центральная площадь города Саки; 8 - сквер имени А.С. Пушкина; 9 - скульптурные и архитектурные памятники XIX-XX веков; 10 - Сакский историко-краеведческий музей (1912 г.); 11 - Сакское озеро; 12 - Черное море; 13 - исторические корпуса санатория «Саки» (1887 г.); 14 - Сакская ГРЭС; 15 - Сакская ТЭЦ; 16 - греко-скифское городище Кара-Тобе (IV в. до н.э. - III в.н.э.); 17 - памятник садово-парковой культуры - сакский курортный парк (1891 г.); 18 - артезианская обсерватория по наблюдению за уровнем и дебетом воды (1897 г.); 19 - бювет минеральной воды (1956 г.) 20 - институт диагностики и физических методов лечения (архитектор Д.Д. Рихтер, 1912 г.); 21 - здание конторы

Материалы предоставил Сакский историко-краеведческий музей

земской грязелечебницы (1902 г.); 22 - специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко (архитектор М.И. Мелик-Парсаданова, 1958-1964 гг.); 23 - водолечебница 1-го и 2-го класса (1898-1901 гг.)

Архитектура пространств в ближайшем расположении к вокзалу в настоящее время представлена селитебной зоной в виде усадебных и малоэтажных жилых домов, большая часть из которых, по результатам авторских натурных обследований, находится в неудовлетворительном состоянии. По мере приближения к центру города в направлении на юг застройка сменяется на многоэтажное жилье, время постройки которого относится, в основном, к 70-м годам прошлого века. Центр прокладываемого луча - главная площадь города Саки, - периметр которой организуют здания общественного назначения, преимущественно панельные, и сохранившаяся местная достопримечательность -Свято-Ильинский храм с подворьем. В окружении главной площади города представляются интересными в качестве ориентиров среды раскрывающиеся визуальные каналы на купола виднеющейся в отдалении мечети, а также отдельные сохранившиеся в среде объекты исторической ценности и памятники культуры (рис. 3).

-А «■ -Е -В О "Г в» -Д

Рис. 3. Концептуальная схема организации архитектурно-ландшафтного сценария в исторической части города Саки (обозначения - см. рис. 2): а - «Путь» (3, 7, 8, 10, 17); б - «граница» (2, 5, 10, 13, 20, 23); в - «район» (2, 5, 17); г - «узел» (1, 5, 7, 8, 12, 14, 17); д - «ориентир» (1, 4, 5, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

Перед проектировщиками ставится набор задач, которые должны быть учтены при формировании сценария к проектированию центральной части города Саки с целью реализации принципа архитектурно-планировочной выразительности градостроительного ансамбля с использованием рассмотренных выше пяти проектных приемов, названных в исследовании «путь», «граница», «район», «узел», «ориентир». Выбор сюжетов к освоению этих приемов, так или иначе, «прочитывается», хоть и в сильно искаженном виде, в современной структуре города Саки.

Условия проектирования архитектурно-ландшафтных композиций пешеходных пространств центральной части г. Саки

Анализируя существующее положение пространства проектного интереса центральной части города Саки, авторы исследования пришли к выводу о том, что архитектурно-ландшафтный каркас города распадается на отдельные, не собранные в общую структуру фрагменты. Несмотря на то, что побережье Черного моря находится в шаговой доступной от центральной части города (в четырех километрах от центра города), в структуре существующей сегодня городской ткани отсутствует продуманная возможность прохода к берегу моря из центральных районов города. Непосредственным выходом к побережью, судя по заложенной в новом генеральном плане развития города программе, будут обладать только отдельные объекты санаторно-курортной базы. Авторы статьи считают, что введение в структуру города планировочного луча, который рассматривается в исследовании как объект проектного предложения - исторический стержень градостроительного образования Саки, - в продолжение своей траектории за территорию вне пределов центрального городского парка в южном направлении может предложить развитие всей архитектурно-ландшафтной композиции города и стать объединяющим стержнем его ландшафтного каркаса с возможностью выхода и обустройства фрагмента береговой линии для использования как жителями Саки, так и туристами.

Такое решение подтверждает тот факт, что по пути выхода планировочного луча до моря находятся такие культурно-значимые интересные объекты, как здание санатория XIX века в парке, санаторий имени Бурденко 1958-1964 года, бювет постройки 1970-х годов и др. сооружения (рис. 4-6).

Рис. 4. Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко, архитектор М.И. Мелик-Парсаданова, 1958-1964 гг.

Рис. 5. Институт диагностики и физических методов лечения, 1912 г. построено по проекту архитектора Д.Д. Рихтера, объект культурного наследия регионального значения

1

Рис. 6. Водолечебница 1-го класса 1898г., объект культурного наследия регионального значения

Благоустройство и озеленение города Саки находится в настоящее время в упадке, следов былого великолепия главного пешеходного озелененного променада города, к сожалению, осталось немного. Поэтому в связи с необходимостью выбора архитектурно-ландшафтных средств по изменению состояния объектов ландшафтной архитектуры, составляющих контекст общественных открытых озелененных и благоустроенных пространств центральной части города Саки, внимание исследователей было сосредоточено на изучении перспективного метода в современной ландшафтной практике, имеющем название «Новая волна».

«Новая волна» - направление в современном ландшафтном проектировании, авторами теоретического обоснования которого являются П. Удольф, Ж. Клеман, Х. Гарритсен, в котором качества природного компонента определяют объемно-пространственное решение и структуру композиции, играют роль ведущего мотива, а не служат целям оформления, «укомплектования» решения растительными материалами - так, как это зачастую происходит при решении задач благоустройства. Ландшафтное проектирование по принципу «Новой волны» - название введено в научный обиход Питом Удольфом [9], -центральным сюжетом решения выбирает природный компонент композиции как с точки зрения организации ее объемно-пространственной структуры, так и исходя из возможностей использования растительных материалов аборигенного ассортимента, достижение выразительности объемно-пространственного решения обеспечивается использованием основных трех приемов проектирования: «скульптурность объема», «всесезонность картины», «скелетность формы»:

- «скульптурность объема» - прием достижения гармонии объемно-пространственной композиции за счет работы с формами растений;

- «всесезонность картины» - прием сохранения качеств композиции без снижения характеристик привлекательности в условиях смены временных сезонов;

- «скелетность формы» - прием использования в приблизительной пропорции 1:3 структурообразующих растений в основе композиции, к которым, в первую очередь, отнесены злаки и травы, и дополнение создаваемого каркаса композиции контрастным по цвету, фактуре и форме растительным материалом.

Ввиду интереса к теме развития малых городов России и предпринимаемых в этой связи в последнее время попыток выявления черт уникальности их среды, профессионалы все чаще обращаются к разработке так называемых «дизайн-кодов» для проектирования [2]. Дизайн-коды предполагают определение мероприятий регламентирующего порядка при создании отдельных объектов пространств того или иного города вплоть до разработки специфики подачи графических знаков и информации в среде. Целью этих разработок являются проявления специфической образной визуальной картины, отличающейся в разных городах друг от друга. Но вопросам ландшафтного проектирования как аспектам разработки средового «дизайн-кода», по мнению авторов статьи, не уделяется должного внимания. Поэтому в исследовании разрабатывается подход к проектированию архитектурно-ландшафтных средовых моделей, которые могли бы стать отличительными пространственными знаками в ландшафтной архитектуре центральной части города Саки, располагаясь как элементы «навигации» по протяженному ходу центрального восстанавливаемого градостроительного луча.

В качестве модели подлежащей разработке морфологического потенциала выбрана форма куба. В вариантах трансформации пластики объема предполагается разработка различных малых архитектурных форм с присвоением каждой модели своей функции -«куб-беседка», «куб-теневой навес», «куб-солнечные часы», «куб-постамент уникальному дереву», «куб-остановка общественного транспорта», «куб-модуль для парковки велосипедов» и т.п. Обязательным условием для проектирования задается необходимость включения в объемно-пространственное решение «куба» различных ландшафтных композиций, создаваемых по принципу «Новой волны» в названных выше приемах, свойственных этому жанру проектирования. Причем природный компонент каждой композиции должен быть выбран из растительного ассортимента, характерного для средиземноморского типа климата, в котором расположен город Саки. Представляется интересным остановить выбор на таких растениях, которые комфортно себя ощущают в климатических условиях степного Крыма, хорошо переносят обилие солнца, значительные ветровые нагрузки и недостаток влаги, к таким растениям можно отнести растения, приведенные в дендрологической ведомости: клевер луговой, мятлик дубравный, люцерна серповидная, эспарцет песчаный, борщевик мохнатый, шалфей дубравный, девясил, коровяк высокий, гадючий лук, тысячелистник, пижма обыкновенная, донник белый, зверобой обыкновенный, а также конский каштан, лох серебристый, гледичия, тамариск. Также на этой территории в естественных условиях встречаются

североамериканский дуб, тис ягодный, пурпурный вяз, можжевельник, гималайский кедр, китайская глициния, сирийская роза, софора японская, лаванда, самшит, бересклет форчуна, барбарис карликовый, магония падубрлистная, сантолина, текомария капская, плющ обыкновенный, дикий виноград, кампанула, монтбреция, кариоптерис и другие растения. Большая часть флоры в этом списке представлена засухоустойчивыми растениями.

Природный компонент каждой модели должен быть представлен в неповторяемом конструктивном предложении: конструкция «висячий сад», конструкция «вертикальная озелененная стена», конструкция «сад на искусственном террасированном основании», конструкция «берсо» и т.д.

Такие модели авторы исследования предлагают назвать «архитектурно-ландшафтный средовой модуль». Сосредоточив внимание на поиске средств выразительности архитектурно-ландшафтной среды города Саки, авторы разработки архитектурно-ландшафтных средовых модулей предполагают, что методика их объемно-архитектурного проектирования, а также ландшафтный принцип и приемы создания описанных модулей, могут быть применены с корректировками формы, функционального содержания и декоративных качеств природного компонента, для выявления качеств уникальности среды других малых городов в составе программ по разработке средовых «дизайн-кодов». Примеры студенческих работ, выполненные на кафедре ландшафтной архитектуры МАрхИ по разработке пластической поверхности и морфологического потенциала куба, послужили образами при разработке архитектурно-ландшафтных средовых модулей.

Образно-стилистическая мотивация к разработке сценария центральной части города Саки

Погружение в изучение источников, свидетельствующих об исторической самобытности места проектирования, о национальном разнообразии этносов, в различные исторические периоды населявших землю степного Крыма и территорию современного города Саки, их традициях и культурах, отголоски которых до сих пор присутствуют в отдельных элементах и деталях архитектурного декора, проявлениях специфики объемно-планировочной организации национальных жилищ, сохраняются в предпочтениях выбора цветовых сочетаний в композициях местных садов, в легендах и преданиях, таящихся за камнями руин, не может оставить безразличным воображение проектировщика. Работа с архивными материалами на этом этапе позволила положить в основу разрабатываемого сценария к проектированию центральной части города Саки принцип образно-ассоциативной реакции в архитектурно-ландшафтном творчестве, обширный опыт применения которого накоплен в отечественной и зарубежной практике. Он разрабатывается как метод проектирования в учебных работах студентов, исследованиях магистров и аспирантов кафедры «Ландшафтная архитектура» Московского архитектурного института (государственной академии) в последние годы [10, 11].

Обобщенно представляется возможным раскрыть суть названного принципа в трех проектных приемах, называемых авторами исследования следующим образом:

- ассоциативно-символический;

- формальный декоративно-графический;

- колористический.

Проиллюстрировать действия трех обозначенных выше приемов помогут подобранные примеры из отечественной и зарубежной архитектурно-ландшафтной практики. Эти примеры позволяют представить набор возможностей при использовании перечисленных приемов. Ассоциативно-символический прием построен на возможностях образного воплощения мифов и легенд, связанных с местом проектирования или ассоциаций, положенных в основу замысла создания объекта ландшафтной архитектуры:

- проект «Площадь Европы» в Москве (2001 г.), разработанный Ю. Платоновым в соавторстве с бельгийскими архитекторами, основан на известном мифе «Похищение Европы», посредством «языка» ландшафтной архитектуры выражает символическое единство Европы;

- проектный замысел площади фонтана «Дружбы народов» в выставочном комплексе ВДНХ в Москве (1954 г.) авторов В. Топуридзе и Т. Константиновского символически отражает союз 12-ти бывших республик СССР;

- «Площадь Испании» в испанском городе Севилья (1929 г.), созданная по проекту архитектора А. Гонсалеса, построенная в преддверии Иберо-американской выставки, в ассоциациях воспроизводит ряд исторических событий, в которых запечатлены различия испанских провинций;

- парк «Зарядье», возникший в самом центре города Москвы совсем недавно (2017 г.), по проектному предложению его автора - архитектора Ч. Ренфро, - «иллюстрирует» разнообразие природно-климатических зон России, тем самым отображает образ России как страны разноплановых достоинств и необыкновенного величия.

Примером формального декоративно-графического приема может послужить проект «Площадь Италии» в Новом Орлеане (США, 2004 г.) архитектора Ч. Мура, созданного при сотрудничестве с «Perez Associates», в котором планировка фонтана повторяет очертания карты Италии и отражает итальянские классические формы в авангардно-постмодернистском прочтении.

Иллюстрациями действия колористического приема могут служить:

- площадь Пьяцца-дель-Кампо в итальянском городе Сиена (1327-1329 гг.), в оформлении которой использована брусчатка девяти различных оттенков красного цвета в секторах этой площади как символический знак исторического «Правительства Девяти»;

- парк «Кадриорг» в эстонском столичном городе Таллинне (1718 г.), во фрагменте цветочного оформления ландшафтной композиции которого использованы колористические мотивы рисунков национального мужского пояса.

Для всех перечисленных примеров характерен выразительный образный проектный язык, передающий национальный колорит, позволяющий с наибольшим интересом выявлять и объединять символическое отражение развития того или иного события.

Принцип образно-ассоциативной реакции авторами исследования выбран как средство выражения самобытности, неповторимости характера места проектирования, послуживший основой разработки архитектурно-ландшафтного сценария реновации центральной части города Саки. Для этого на основе изучения исторических материалов, обзора источников, предоставляющих информацию об этнографических и культурологических особенностях среды города, а также анализе сохранившихся объектов наследия, были отобраны художественные графические и колористические мотивы, которые положены в основу планировочного рисунка оформления отдельных фрагментов проектного предложения. Так, в проектном рисунке центральной площади города Саки, находящейся в самом сердце города на пути исторического луча -формируемого композиционного градостроительного стержня, - предлагается использовать мотивы рисунка оливковой ветви для символического напоминания об историческом греческом поселении, некогда существовавшем на территории, занимаемой современным городом. Также предлагается использовать рисунок традиционного мотива татарской вышивки, украинского народного орнамента и другие образцы графики, которые наделяются в проектном предложении символическими свойствами передачи свидетельств о народах, повлиявших на ход истории Саки. Графическую проектную основу авторы исследования предлагают дополнить выбранными в соответствии с проанализированными колористическими «портретами» каждой из символически отображаемых исторических культур предложениями по

решениям в цвете элементов дизайна среды, таких как мощение, например, и ландшафтных композиций с использованием природных материалов.

Сценарный метод проектирования с применением архитектурно-ландшафтных средовых модулей

Путем анализа исторической основы градостроительного формирования города Саки с применением принципа архитектурно-планировочной выразительности в выявленных приемах композиционных построений «путь», «граница», «район», «узел», «ориентир», по мнению авторов исследования, создаются опорные планировочные конструкции реновации исторической части города Саки.

Исследование метода создания ландшафтных композиций «Новая волна» с определением специфики свойственных этому методу приемов, таких как «скульптурность объема», «всесезонность картины» и «скелетность формы», авторами исследования выдвигаются предложения по разработке методики проектирования архитектурно-ландшафтных средовых модулей как средства выражения качеств самобытности среды города Саки с возможностью их применения при архитектурно-ландшафтном решении открытых городских пространств центральной части города [13].

Концепция ландшафтно-архитектурного решения по реновации исторической части Саки предложена к разработке на основании творческого принципа образно-ассоциативной реакции, выражению которого служат три определенных авторами приема: ассоциативно-символический, формальный декоративно-графический и колористический. При использовании трех обозначенных принципов проектирования создается методика архитектурно-художественного формирования концептуального сценария ревитализации центральной части малого крымского города Саки. Основным результатом применения предлагаемой методики авторы исследования видят ответ на остро обозначенный в настоящее время вопрос необходимости поиска утраченного архитектурно-художественного облика этого города.

Перечисленные принципы и приемы проектирования могут иметь практическую значимость в разработке проектных сценариев организации открытых пространств других малых городов при выявлении процессов взаимодействия пространственно-градостроительных, архитектурно-ландшафтных и образно-стилистических условий, определяющих качества городской среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Крашенинников А.В. Видимый спектр градостроительных проблем // Градостроительное искусство: сб. статей. - Выпуск 1. - Москва: ВНИИТАГ, 2007.

2. Петровская Е.И. Градостроительный регламент, средовые коды и критерии качества городского пространства // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. -№2(39). - С. 268-283. - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/PDF/21 AMIT 39 PETROVSKAYA PDF.pdf

3. Задорожная М.В. Саки. Старейший курорт России / М. В. Задорожная, В.И. Агарков. -Саки: МАУ редакция газеты «Слово города», 2017. - 320 с.

4. Богданов В.М. Сакские грязелечебницы как вид рекреационного хозяйства Крыма, Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых // под ред. Гончарова Н.Г. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018.

5. Шубенков М.В. Малый город: поиск стратегии выживания / М.В. Шубенков, А.И. Царев // Academia. Архитектура и строительство. - 2014. - № 2. - С. 63 - 68.

6. Гандельсман Б.В. Восстановление и устойчивое развитие исторических малых городов европейской части Российской Федерации / Б.В. Гандельсман, Р.С. Чурилов // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №1(46). - С. 318-339. -URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/PDF/22 gandelsman churilov.pdf

7. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. А.В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. - Москва: Стройиздат, 1982. - 328 с.

8. Лобов И.М. Городская среда как объект восприятия // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (сетевое издание). - 2018. -№2(130).

9. Фролова Е. Сады Пита Удольфа: новая волна ландшафтного дизайна. - URL: https://7dach.ru/FrolovaEkaterina/sady-pita-udolfa-novaya-volna-landshaftnogo-dizayna-93476.html (дата обращения: 16.12.2019).

10. Прокофьева Е.Ю. Современные творческие концепции в ландшафтной архитектуре: учебное пособие / Е.Ю. Прокофьева, В.А. Павлова. - Москва: МАРХИ, 2019. - 106 с.

11. Квасов А.Ф. Архитектурная дендрология: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / А.Ф. Квасов, М.В. Ожерельева, М.И. Судаков, А.И. Топунов. -Москва: Издатель М.И. Судаков, 2007. - 414 c. ISBN: 978-5-903078-09-07.

12. Каракова Т.В. Сценарный подход и методы полистилистики в решении проектных задач дизайнера среды. - Самара, 2016.

13. Демченко Д.Е. Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне /

Д.Е. Демченко, Ж.С. Ковалева, Т.Ю. Баранова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 4(часть 3).

References

1. Krasheninnikov A.V. Vidimyy spektr gradostroitelnykh problem [Visible range of urban problems]. Moscow, 2007.

2. Petrovskaya E.I. Town planning regulations, environmental codes and Criteria for the Quality of Urban Space. Architecture and Modern Information Technologies, 2017, no. 2(39), pp. 268-283. Available at:

https://marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/PDF/21 AMIT 39 PETROVSKAYA PDF.pdf

3. Zadorozhnaya M.V., Agarkov V.I. Saki. Stareyshiy kurort Rossii [Saki. The oldest resort in Russia]. Saki, 2017, no. 320 p.

4. Bogdanov V.M. Sakskiye gryazelechebnitsy kak vid rekreatsionnogo khozyaystva Kryma [Saki mud baths as a type of recreational facilities in Crimea]. Simferopol, 2018.

5. Shubenkov M.V., Tsarev A.I. Malyy gorod: poisk strategii vyzhivaniya [Small town: search for a survival strategy. Magazine Academia. Architecture and construction]. 2014, no. 2, pp. 63-68.

6. Gandelsman B., Churilov R. Restoration and Sustainable Development of Historical Towns in the European Part of the Russian Federation. Architecture and Modern Information

Technologies, 2019, no. 1(46), pp. 318-339. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2019/1kvart19/22 gandelsman churilov/index.php

7. Lynch K. Obraz goroda [The Image of the City]. Moscow, 1982, 328 p.

8. Lobov I.M. Gorodskaya sreda kak obyekt vospriyatiya [Urban environment as an object of perception. Bulletin of the Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture (online edition)]. 2018, no. 2(130).

9. Frolova E. Gardens of Pete Udolph: a new wave of landscape design. Available at: https://7dach.ru/FrolovaEkaterina/sady-pita-udolfa-novaya-volna-landshaftnogo-dizayna-93476.html

10. Prokofyeva Ye.Yu., Pavlova V.A. Sovremennyye tvorcheskiye kontseptsii v landshaftnoy arkhitekture: uchebnoye posobiye [Modern creative concepts in landscape architecture: a training manual]. Moscow, MARCHI, 2019, 106 p.

11. Kvasov A.F., Ozherelyeva M.V., Sudakov M.I., Topunov A.I. Arhitekturnaja dendrologija: Uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov vuzov [Architectural Dendrology: A Training Manual for University Students]. Moscow, 2007, 414 p. ISBN: 978-5-903078-0907.

12. Karakova T.V. Stsenarnyy podkhod i metody polistilistiki v reshenii proyektnykh zadach dizaynera sredy [Scenario approach and methods of polystylistics in solving design tasks of an environmental designer]. Samara, 2016.

13. Demchenko D.E., Kovaleva J.S., Baranova T.Yu. Malyye arkhitekturnyye formy v landshaftnom dizayne [Small architectural forms in landscape design. International Student Scientific Herald]. 2016, no. 4(part 3).

ОБ АВТОРАХ

Русанова Екатерина Александровна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Ландшафтная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: rusanovacaterina@yandex.ru

Лазарева Надежда Валентиновна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Ландшафтная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: arti mari@inbox.ru

Желнерович Анастасия Олеговна

Магистрант кафедры «Ландшафтная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: a.zhelnerovich@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS Rusanova Ekaterina

PhD of Architecture, Professor at the Department of «Landscape Architecture», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: rusanovacaterina@yandex.ru

Lazareva Nadezhda

PhD of Architecture, Professor at the Department of «Landscape Architecture», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: arti mari@inbox.ru

Zhelnerovich Anastasia

Master Student, Chair «Landscape Architecture», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: a.zhelnerovich@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.