Научная статья на тему 'Архитектурно-ландшафтный комплекс Герценовского университета: альбом-монография'

Архитектурно-ландшафтный комплекс Герценовского университета: альбом-монография Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
370
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПЛЕКС / АЛЬБОМ МОНОГРАФИЯ / РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-ландшафтный комплекс Герценовского университета: альбом-монография»

Как создавался книжный фонд фундаментальной библиотеки..

гического института после его смерти. При своей компактности, оно отличается цельностью, тематическим единством. Михайловский строго и вдумчиво подбирал литературу на интересующие его темы, каждой из которых посвящен, как правило, ряд книг, в основном это книги по истории, книги о выдающихся исторических личностях, юридическая и экономическая литература. Отметим, что в собрании практически нет книг вне явно выраженной сферы его интересов. Все это характеризует К. Я. Михайловского как умного и сосредоточенного читателя, внимательного и разборчивого собирателя книг.

Коллекция профессора юриспруденции Ивана Ивановича Дитятина (1847-1892) поступила в библиотеку Женского педагогического института при содействии великого князя Константина Константиновича Романова. Коллекцию можно считать тематической, все книги собрания тем или иным образом связаны с профессиональной деятельностью собирателя. Большое значение для характеристики именно этого собрания имеют книги с дарственными надписями: встречаются посвящения таких известных людей, как П. Н. Милюков, а также коллег И. И. Дитятина по работе в Ярославском Демидовском лицее и Харьковском университете. Дарственные надписи не только придают уникальность тому или иному изданию, но и свидетельствуют о личных отношениях между людьми, позволяют выявить круг общения собирателя и сферу его интересов. Коллекция ценна именно тем, что в ней отразились люди и время, в которое они жили.

В настоящее время книжная коллекция Б. М. Мелиоранского представляет собой собрание книг 93 наименований в 103 томах и отличается тематическим единством. По воспоминаниям современников, Б. М. Мелиоранский отличался активной жизненной позицией, широким кругозором; был увлеченным и талантливым преподавателем. Собрание Б. М. Мелиоранского интересно, в первую очередь, тем, что позволяет составить представление о научной и научнопопулярной литературе по истории религии, православия, церкви конца XIX — начала XX в., а также о круге общения молодого ученого-богослова, историка церкви. Особую ценность книжного собрания представляют книги, имеющие дарственные надписи авторов: Ф. Ф. Зелинского, Г. С. Дестуниса, В. Н. Перетца, П. А. Сырку и других известных научных деятелей.

Исследование подобных частных коллекций — это своего рода возвращение культурных ценностей, восстановление памяти о славных делах их владельцев. Личные книжные собрания таких незаурядных людей, как П. Е. Кеппен, Ф. А. Витберг, Н. М. Каринский, К. Я. Михайловский, И. И. Дитятин, Б. М. Мелиоранский, видевших целью своей жизни служение Родине, несет на себе отпечаток их внутреннего мира. Кроме того, оно воплощает фрагмент той эпохи, когда русская интеллигенция ощущала себя причастной всему происходящему в общественной и культурной жизни страны и мира, когда личная ответственность за процветание России становилась главным стимулом профессиональной деятельности, формировала биографию и судьбу.

Е. К. Блинова,

доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики

В. А. Кузмичев,

декан факультета изобразительного искусства, заведующий кафедрой живописи

АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПЛЕКС ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:

АЛЬБОМ-МОНОГРАФИЯ

Герценовский университет. Архитектурно-ландшафтный комплекс: Монография /

Е. К. Блинова, В. А. Кузмичев. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 216 с.; 169 ил.

13 мая 2007 г. Российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена исполнилось 210 лет. Этой дате посвящен выпуск альбома-монографии «Герценовский университет. Архитектурноландшафтный комплекс», подготовкой которого занималась целая творческая группа.

Выпуск альбома-монографии «Герценов-ский университет. Архитектурно-

ландшафтный комплекс» — это продолжение издательской тра-

диции нашего учебного заведения. В XIX в. начало этой традиции было положено выходом

в 1878 г. книги Ф. И. Тарапыгина «Материалы

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

для истории Петербургского Воспитательного дома». В 1887 г. вышло юбилейное издание «Пятидесятилетие Санкт-Петербургского Николаевского Сиротского института, 1837-

1887», подготовленное преподавателем истории института

В. П. Тимофеевым. Теперь эти книги — библиографическая редкость.

В XX в. в 1997 г. к 200-летию Герценовско-го университета был подготовлен труд «Педагогический университет. От Императорского Воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета», целостно раскрывший историю нашего учебного заведения.

В XXI в. в нашей новой монографии мы предлагаем читателям пристальнее рассмотреть архитектурно-ландшафтный комплекс Герценовского университета, развитие которого продолжалось более двух с половиной веков. Комплекс Герценовского университета принадлежит к числу крупнейших комплексов, созданных в XVIII-XIX вв. специально для учебных заведений не только в Петербурге, но и в России. Историк отечественной и петербургской архитектуры, профессор, доктор искусствознания Владимир Григорьевич Лисовский отмечает, что комплекс РГПУ имеет выдающееся градостроительное значение. Изучая его, можно проследить эволюцию петербургской архитектуры, ее стилистику, характер, соотнесенный с функциональным назначением зданий. Сооружения различных эпох (барокко, раннего классицизма, ампира, позднего классицизма), входящие в комплекс Герценовского университета, принадлежат к числу наиболее зрелых памятников соответствующих периодов истории зодчества. Комплекс имеет оригинальный живописный облик благодаря свободной, асимметричной расстановке архитектурных сооружений, монументов, парковых композиций.

Логичная планировочная структура, связанная система пространств и разнообразная тектоника сооружений, закрепленная ордерным строем, — отличительные черты архи-тектурно-ланд-шафтного комплекса Герце-новского университета. Это уникальный комплекс, не имеющий аналогов в истории строительства учебных заведений в России. В его пространственную композицию вошли произведения выдающихся зодчих: Ф.-Б. Растрелли, А. Ф. Кокоринова, Ж.-Б. Валлен-Деламота, А.

Н. Воронихина, Д. Квадри,

П. С. Плавова.

Авторами были снова пересмотрены как старые, так и современные библиографические источники, разработана концепция издания, уточнены детали целого ряда как известных, так и малоизвестных историко-

художественных фактов. В этой работе принимала участие директор музея истории РГПУ им. А. И. Герцена Екатерина Матвеевна Колосова в части поиска иконографического и историографического материала.

Некоторые предметы убранства интерьеров представляют историческую и художественную ценность. Ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Юрьевна Гусева помогла атрибутировать сохранившиеся образцы мебели. Очевидно, что кресло и небольшой диван из ореха являются частью ансамбля интерьеров Лазаретного корпуса, созданных Пла-вовым в результате перестроек начала 1840-х гг. Это редчайший пример, когда старинная мебель продолжает «жить» не в музеях и частных домах, а в своих исторических интерьерах. Реставратор Сергей Владимирович Кузмичев восстановил утраченные фрагменты дубовых деталей представительской мебели конца XIX в., вернул предметам обстановки Воспитательного дома присущий им парадный и нарядный облик, сохраняя технологии ее изготовления.

Люстра, спускающаяся с купола Покровской церкви как значительное произведение прикладного искусства, включена в каталог монографии «Русские светильники эпохи классицизма. 1760-1830», подготовленной в 2003 г. старшим научным сотрудником отдела русской культуры Государственного Эрмитажа, хранителем фонда декоративной бронзы Игорем Олеговичем Сычевым. Люстра-корзина была выполнена Ф. Рехенбергом в Петербурге в 1834 г. И. О. Сычев обращает внимание на тот факт, что ее художественные и функциональные достоинства были настолько высоко оценены, что она послужила образцом для люстр, изготовленных позднее для здания Сената.

Фотографии, включенные в монографию, позволяют дать представление о целостной системе пространственных эффектов. Наш выпускник, бакалавр изобразительного искусства Кирилл Юрьевич Бугаев, провел неоднократные фотосессии с целью поиска наиболее выгодных ракурсов, эффектов освещения, состоя-

Архитектурно-ландшафтный комплекс Герценовского университета.

ний среды в различные времена года. Тщательно отобранные фотоснимки позволяют детально продемонстрировать творческий почерк каждого из архитекторов, внесших свой вклад в формирование архитектурно-ландшафтного

комплекса. В монографии использованы как исторические фотографии из фонда музея истории РГПУ им. А. И. Герцена, так и современные работы известного петербургского фотографа Эмиля Кана.

Особое внимание было уделено дизайну книги, над которым работал старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Анатолий Викторович Березовский. Выбран классический стиль оформления, соответствующий стилистике архитек-турно-ландшафт-ного комплекса. Продуманный формат, который позволил раскрыть масштабность архитектурного замысла, и свежее решение обложки обеспечивают монографии репрезентативный вид. Создание оригинал-макета — заслуга ассистента кафедры декоративно-прикладного искусства Дмитрия Александровича Ткаченко. Книга состоялась во многом благодаря его умелому владению настольной издательской системой, знанию печатных процессов, внимательному, тщательному отношению к композиционному построению каждого листа.

Текст насыщен описаниями архитектурных композиций, сопровождающимися специальными терминами. Труд по переводу текста на английский язык взял на себя за-

меститель директора лингвистического центра РГПУ, доцент кафедры английского языка для гуманитарных факультетов Анатолий Евгеньевич Краснов. Текст на английском языке позволит нашим многочисленным гостям, студентам-иностран-цам не только хранить образы университета в своей памяти, но и глубже познакомиться с историей вуза, лучше узнать историю его архитектуры. Мы не сомневаемся, что это издание будет способствовать укреплению международных связей Герценовского университета. В работе по подготовке монографии к печати неоценимую помощь оказала редактор издательства РГПУ им. А. И. Герцена Ирина Леонидовна Климович. Благодаря ее советам, точной и оперативной работе творческий коллектив успешно завершил подготовку книги к изданию.

Комплекс зданий, занимаемых Герценов-ским университетом, внесен ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия, находящихся под международной охраной, которая требует внимательного изучения и обобщения материалов по истории комплекса университета. Эта работа в настоящее время продолжается. В планы

нашего авторского коллектива входит подготовка новых изданий серии «Герценовский университет». Уже начата работа над книгами «Интерьеры, убранство и мебель» и «Гер-ценов-ский университет в творчестве петербургских художников».

Л. М. Мосолова,

заведующая кафедрой теории и истории культуры

КНИГА О ХУДОЖНИКАХ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Художники-педагоги Герценовского университета: Студенты и аспиранты о своих учителях. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 351 с. [Серия «Герценовский университет:

люди, события, жизнь»]

В Герценовском университете есть факультеты, живущие под сенью муз, — изобразительного искусства и музыки. Есть также и факультет филологический, где обитает еще одна муза — художественной словесности. Это факультеты особого предназначения: обучить и воспитать людей, способных к творческому сказу человека о человеке, который неизбывно интересен человеку... Речь идет не только о способности создавать такие художественные сказы, но и приобщать к ним детей и юношество, ибо в них содер-

жится бесценный и многообразный опыт человеческой жизни.

Чтобы воспроизводить эту гуманитарную технологию в поколениях, нужны Мастера, и они у нас есть. Вот этим Мастерам и посвящена вышедшая к 210-летию вуза книга «Художники-педагоги Герценовского универ-ситета».

Особенность этой книги состоит в том, что написали ее студенты и аспиранты. Наверное, ни один отдельно взятый (даже маститый!) искусствовед не смог бы дать скромные или яркие твор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.