Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / СТАНЦИИ / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Малиновская Е.И., Забалуева Т.Р.

В статье представлен анализ памятников инфраструктуры железных дорог Москвы в разной степени сохранности и предложены пути их использования в ситуации глубокого изменения самой сети железных дорог в городе Москве. В данный момент на территории железной дороги сконцентрировано большое количество объектов, которые являются архитектурным наследим для общества. Целью статьи является-выявление архитектурных памятников, расположенных на территориях железных дорог Москвы, которые могут быть реконструированы и интегрированы в городскую структуру. Отмечено, что необходимо сохранить и восстановить первоначальные функции историко-архитектурных объектов, там, где это возможно. А также предложены приемы для разумного интегрирования объектов в городскую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND HISTORICAL RESERVES FOR THE DEVELOPMENT OF THE CITY OF MOSCOW IN THE RAILROAD AREAS

The article presents an analysis of the monuments of the infrastructure of the railways of Moscow in different degrees of preservation and suggests ways of using them in a situation of profound changes in the railway network itself in the city of Moscow. At the moment, a large number of objects are concentrated on the territory of the railway, which are an architectural heritage for society. The purpose of the article is to identify architectural monuments located on the territories of the Moscow railways, which can be reconstructed and integrated into the urban structure. It was noted that it is necessary to preserve and restore the original functions of historical and architectural objects, where possible. Also, methods are proposed for the intelligent integration of objects into the urban environment.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПРИРЕЛЬСОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

Архитектурно-исторические резервы для развития города Москвы на прирельсовых территориях

см о

см ^

О!

о ш т

X

<

т о х

X

Малиновская Елена Игоревна

студент, НИУ МГСУ, lenamalinovskaya21@gmail.com

Забалуева Татьяна Рустиковна

кандидат технических наук, доцент кафедры, НИУ МГСУ

В статье представлен анализ памятников инфраструктуры железных дорог Москвы в разной степени сохранности и предложены пути их использования в ситуации глубокого изменения самой сети железных дорог в городе Москве. В данный момент на территории железной дороги сконцентрировано большое количество объектов, которые являются архитектурным наследим для общества. Целью статьи является-выявление архитектурных памятников, расположенных на территориях железных дорог Москвы, которые могут быть реконструированы и интегрированы в городскую структуру. Отмечено, что необходимо сохранить и восстановить первоначальные функции историко-архитектурных объектов, там, где это возможно. А также предложены приемы для разумного интегрирования объектов в городскую среду.

Ключевые слова: Реконструкция, историко-архитектурные объекты железных дорог, станции, архитектурное наследие.

На современном этапе развития городов сохранение памятников архитектуры является сложной задачей, которую необходимо решать в контексте общей градостроительной политики, предоставляя будущим поколениям возможность прикоснуться к истории города с одной стороны и возможность использовать архитектурное наследие в городской среде с другой стороны, не позволяя ему ветшать и приходить в негодность, унося от новых поколений в невосполнимое прошлое исторические черты города.

В статье представлен анализ памятников инфраструктуры железных дорог Москвы в разной степени сохранности и предложены пути их использования в ситуации глубокого изменения самой сети железных дорог в городе Москве.

Железная дорога — это сложная структура, в процессе формирования которой, ее создатели стремились не только обеспечивать функциональные свойства, но и эстетические. Архитекторами создавался единый ансамбль инфраструктурных строений железных дорог, в едином оригинальном стиле, который дошел до наших дней на Московской окружной железной дороге. Для этих целей черепица закупалась в Варшаве, часы заказывались у швейцарской фирмы "Павел Буре", а Николай II написал на титульном листе проекта: "Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид". Все пассажирские здания станций, созданные по индивидуальным проектам, находились внутри кольца, а технические платформы, станционные пути и т.д.- снаружи. [6]

Анализируя сохранение и использование объектов культурного наследия на железных дорогах, можно определить, что все зависит от целостности и состояния всей системы. Железная дорога должна постоянно эксплуатироваться, иначе ее инфраструктура приходит в упадок и становится неинтересна. По этой причине, многие архитектурные объекты сегодня находятся в зоне пассивной деятельности, в следствии чего, прямые назначения зданий устаревают, а современное использование невозможно, так как такие здания не соответствуют техническим стандартам и имеют большую удаленность от транспортной инфраструктуры.

Сохранение и использование исторических объектов, находящихся на территориях железной дороги, стоит достаточно остро. Из-за концентрации внимания на развитии транспорта, модернизации технических составляющих железных дорог, теряется архитектурная образность всей инфраструктуры, главными становятся техническая необходимость и извлечение экономической выгоды. Необдуманное внедрение новых технологий может привести к полной потере некоторых объектов культурного наследия. [1]

Многие исторические здания являются лицом города, и утеря какого-либо объекта несет угрозу не только архитектурным и конструкционным ценностям, но и целому градостроительному звену.

В данный момент на территории железной дороги сконцентрировано большое количество объектов, которые являются архитектурным наследим для общества. Целью статьи является-выявление архитектурных памятников, расположенных на территориях железных дорог Москвы, которые могут быть реконструированы и интегрированы в городскую структуру. [3]

свой первоначальный вид и не используется по назначению.

После начала использования станции Николаевской железной дороги в 1908-1910 г.г, первоначальное деревянное здание вокзала, построенное в 1870 году нужно было заменить на более величественное и соответствующее столице.

Рис. 1. Станция Бологое I класса

Формирование всех зданий станций исторически зависело от их функциональных и технических особенностей. Общественные и технические здания станций, располагавшиеся вдоль железнодорожных путей, требовали определенных конструктивных решений, которые влияли на облик зданий. Размеры вокзалов и удаленность станций друг от друга зависели от их класса. Станции l класса находились примерно в 160 км. друг от друга, на них строились островные вокзалы; станции II, III, и IV класса располагались друг от друга на расстоянии- 80, 40, 20 км. На станциях III, и IV класса вокзалы располагались вдоль путей. На всех станциях были построены депо и сооружения для заправки водой локомотивов. На станциях II класса депо использовались как оборотные, на остальных- как основные. Все здания, находящиеся между станций, соответствовали архитектурному облику основного вокзала. [2]

!ВШШГ

Рис. 3. Здание вокзала станции Ховрино. Современное состояние.

Новый проект включал в себя здание вокзала с высокой платформой и двумя жилыми зданиями. Одноэтажное здание вокзала было украшено пилястрами карнизами, облицовывалось декоративным красным кирпичом.

После появления электричества, были построены новые современные платформы, а старое здание вокзала оказалось отрезано новыми железнодорожными путями от основного движения, в нем располагалась школа для проводников. В настоящее время вокзал пустует и находится в заброшенном состоянии. [6]

Рис. 2. Здание вокзала на станции Ховрино. Современное состояние.

Анализ памятников выявил сооружение на Станции Ховрино Октябрьской железной дороги, которое теряет

Рис. 4. Дом начальника участка тяги ансамбля Лихоборы

Один из наиболее сохраненных ансамблей на МКЖД — это станция Лихоборы. Первоначально станция строилась, как центральная на МКЖД, от которой шел отсчет километража путей окружной железной дороги. Большинство построенных сооружений, дошедших до наших дней, утратили свое функциональное назначение, но сохранили внешний первоначальный вид. Многие здания строились как по типовым проектам, так и по индивидуальным. Основная часть жилой и служебной застройки

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

см

0

см ^

01

о ш т

X

<

т О X X

находится вдоль проезда Черепановых. Особенно интересно здание начальника участка тяги. Оно имеет черты как псевдорусского стиля, так и модерна и выбивается из ряда построек на МКЖД. Отличительной чертой дома выступает металлическая сова между оконных проемов на фасаде здания. В последние годы здание использовалось как поликлиника, сейчас же оно пустует и ветшает. [5]

вскоре, совсем забросили. Внешний облик здания сохранялся до середины второй половины 20 века, далее навес здания пришел в аварийное состояние, майолику, которая украшала кирпичные части здания, разобрали и замазали. С 2011 года здание является памятником регионального значения и требует реконструкции. [6]

Рис. 6. Станционный дом в Покровском-Стрешневе.

Рис. 5. Водонапорная башня на станции Подмосковная

Другой станцией Московской кольцевой железной дороги является-станция Подмосковная, построенная в 1901 году в составе Московско-Виндавской железной дороги. Подмосковная была главной пассажирской и грузовой станцией, а также на ней находился основной деревянный вокзал, до появления Рижского вокзала. Станция является уникальной, так как все здания Мос-ковско-Виндавской железной дороги были утрачены во время Второй Мировой Войны и восстанавливались по типовым проектам.

В настоящее время на станции находятся несколько разных по назначению построек: деревянный вокзал, административные здания, водонапорная башня, которая функционирует до сих пор, дом для отдыха, веерное депо, которые являются прекрасным примером деревянного модерна. Депо с поворотным кругом, является одним из основных зданий станции, которое сейчас является музеем. Оно было выведено из аварийного состояния, конструкции и архитектурный декор максимально приведены к первоначальному виду.

Комплекс удалось спасти от сноса согласно совместной программе РЖД и правительства г. Москвы. В 2008 году станцию решили передать жилой застройке. Благодаря общественным деятелям, подавшим заявку в Москомнаследие об обнаружении объекта, обладающего признаками культурного наследия, станция была объявлена объектом культурного наследия. [6]

Другим примером является станционный дом в Покровском-Стрешневе, построенный в 1908 году, в составе Московско-Виндавской железной дороги.

До 1945 когда, вокзал прекрасно функционировал, пока железную дорогу не электрифицировали и не построили новую платформу, которая отрезала вокзал от основного трафика. Вокзал приспособили под склад, а

Рис. 7. Станция «Рабочий поселок».

Платформа Рабочий поселок построена в 1951 году. В послевоенные годы началось строительство жилых кварталов, выполненных в едином стиле. Павильон станции строился как ворота в район Кунцево. Сейчас вход в здание возможен только со стороны платформы, так как парадное крыльцо с привокзальной площади, замуровано. Здание выполнено в стиле сталинского ампира, которое вскоре стало прообразом многих павильонов Рижского направления, Кусково, Чухлинки и т.д.

В рамках реконструкции Белорусского направления станции Рабочий поселок подлежит сносу. Но, если здание реконструировать и грамотно интегрировать в городскую структуру, то его можно использовать, как павильон для новых железнодорожных путей. [7]

Заключение

Важной особенностью железнодорожного строительства было создание комплексов в едином стиле, что придавало железной дороге архитектурную целостность. Со временем происходит развитие транспортной инфраструктуры, что вызывает необходимость найти разумное решение между строительством новых железных дорог и сохранением архитектурного наследия и грамотного интегрирования его в городскую среду.

Объекты культурного наследия можно разделить на несколько типов: те, которые функционируют или могут функционировать по своему прямому назначению и те, которые могут быть использованы для других целей, так как их местоположение или конструктивные особенности не соответствуют современным требованиям в системе эксплуатации железных дорог.

Наибольшая концентрация архитектурно-исторических объектов сосредоточена на МЦК. Имеет смысл создать туристические маршруты, которые встроятся в систему общего туристического обслуживания города и принесут прибыль. А сами здания необходимо переоборудовать под музеи или другое функциональное назначение, а также восстановить их первоначальные функции там, где это возможно. Если эти здания расположены в местах транспортных пересадок с одного вида транспорта на другой, возможно включение их в систему современного транспортно-пересадочного узла (ТПУ), что продлит жизнь памятникам архитектуры еще на многие годы.

Литература

1. Курашов Ю.Ю., Маслова Е.А. Проблемы сохранения и использования объектов культурного наследия железных дорог. Ч. 1. // Академический весник УралНи-ипроект РААСН. 2014. № 1.С. 35-40.

2. Ларина Н.А. Архитектурно-исторические резервы железных дорог Москвы: текущее положение и перспективы. // Промышленное и гражданское строительство. 2016. С. 11-15.

3. Ильвицкая С.В., Смирно А. В. Развитие куль-турно-досуговой инфраструктуры с целью сохранения историко-досугового наследия туристских дестинаций. // Вестник РМАТ. 2014. № 2. С. 100-104.

4. Альбом исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги, 1903-1908. М.: Издательство МПС, 1908. С. 138-256.

5. Чубаров В. А. Станция Лихоборы: второй век, вторая жизнь // Московский железнодорожник. 2011. № 20. С. 7.

6. Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/architecture/udivitelnye -zheleznodorozhnye-stancii-moskvy-i-podmoskovya/ (дата обращения 05.04.2021)

7. Архнадзор. Спасти «рабочий поселок» URL: http://www.archnadzor.ru/2017/08/04/spasti-rabochiy-posyolok/ (дата обращения 05.04.2021)

Architectural and historical reserves for the development of the city of Moscow in the railroad areas

JEL classification: L61, L74, R53_

Malinovskaya E.I., Zabalueva T.R. NRU MGSU

The article presents an analysis of the monuments of the infrastructure of the railways of Moscow in different degrees of preservation and suggests ways of using them in a situation of profound changes in the railway network itself in the city of Moscow. At the moment, a large number of objects are concentrated on the territory of the railway, which are an architectural heritage for society. The purpose of the article is to identify architectural monuments located on the territories of the Moscow railways, which can be reconstructed and integrated into the urban structure. It was noted that it is necessary to preserve and restore the original functions of historical and architectural objects, where possible. Also, methods are proposed for the intelligent integration of objects into the urban environment. Keywords: Reconstruction, historical and architectural objects of railways, stations, architectural heritage.

References.

1. Kurashov Yu.Yu., Maslova E.A. Problems of preservation and use of

objects of cultural heritage of railways. Part 1. // Academic springboard UralNiiproject RAASN. 2014. No. 1.S. 35-40.

2. Larina N.A. Architectural and Historical Reserves of Moscow Railways:

Current Situation and Prospects. // Industrial and civil construction. 2016.S. 11-15.

3. Ilvitskaya S.V., Smirno A.V. Development of cultural and leisure

infrastructure in order to preserve the historical and leisure heritage of tourist destinations. // Bulletin of the RMAT. 2014. No. 2. S. 100-104.

4. Album of executive standard drawings of the Moscow district railway, 1903-

1908. M.: Publishing house of the Ministry of Railways, 1908.S. 138-256.

5. Chubarov V. A. Station Likhobory: second century, second life // Moscow

railway worker. 2011. No. 20.P. 7.

6. Amazing railway stations in Moscow and the Moscow region URL:

https://daily.afisha.ru/archive/gorod/architecture/udivitelnye-zheleznodorozhnye-stancii-moskvy-i-podmoskovya/ (date of access 05.04.2021)

7. Archnadzor. Save the "working village" URL: http://www.archnadzor.ru/2017/08/04/spasti-rabochiy-posyolok/ (date of treatment 04/05/2021)

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.