Научная статья на тему 'Архитектурно-градостроительные утопии 1950–1970-х годов в советской и зарубежной теории градостроительства: аналитический обзор'

Архитектурно-градостроительные утопии 1950–1970-х годов в советской и зарубежной теории градостроительства: аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурно-градостроительная утопия / теория градостроительства / зарубежный опыт градостроительства / отечественный опыт градостроительства / architectural and urban utopia / town planning theory / foreign experience in urban planning / domestic experience in urban planning

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кузнецова Мария Игоревна

В статье рассмотрены источники по теории архитектуры и градостроительства, изданные с 1960-х годов по настоящее время, с точки зрения раскрытия темы утопий. Прослежены этапы развития архитектурно-градостроительных утопий XX века в СССР и за рубежом, выявлены возможности дальнейшего изучения утопий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and urban utopias of the 1950s-1970s in the soviet and foreign urban planning theory: an analytical review

The anthologies on the theory of architecture and town planning, published since the 1960s, from the point of view of revealing the theme of utopias are considered. The stages of the development of architectural and urban utopias of the XX century in the USSR and abroad are traced, the possibilities of further study of utopias are revealed.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-градостроительные утопии 1950–1970-х годов в советской и зарубежной теории градостроительства: аналитический обзор»

Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №1(66). C. 91-100

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 711.01"195/197"(470+100) DOI: 10.24412/1998-4839-2024-1-91-100

Архитектурно-градостроительные утопии 1950-1970-х годов в советской и зарубежной теории градостроительства:

аналитический обзор

Мария Игоревна Кузнецова1

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия kuzma2017@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены источники по теории архитектуры и градостроительства, изданные с 1960-х годов по настоящее время, с точки зрения раскрытия темы утопий. Прослежены этапы развития архитектурно-градостроительных утопий XX века в СССР и за рубежом, выявлены возможности дальнейшего изучения утопий.

Ключевые слова: архитектурно-градостроительная утопия, теория градостроительства, зарубежный опыт градостроительства, отечественный опыт градостроительства Для цитирования: Кузнецова М.И. Архитектурно-градостроительные утопии 19501970-х годов в советской и зарубежной теории градостроительства: аналитический обзор // Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №1(66). С. 91-100. URL: https://marhi.ru/AMIT/2024/1kvart24/PDF/07 kusnetsova.pdf DOI: 10.24412/1998-48392024-1-91-100

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

Architectural and urban utopias of the 1950s-1970s in the soviet and foreign urban planning theory: an analytical review

Maria I. Kusnetsova1

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia kuzma2017@gmail.com

Abstract. The anthologies on the theory of architecture and town planning, published since the 1960s, from the point of view of revealing the theme of utopias are considered. The stages of the development of architectural and urban utopias of the XX century in the USSR and abroad are traced, the possibilities of further study of utopias are revealed.

Keywords: architectural and urban utopia, town planning theory, foreign experience in urban planning, domestic experience in urban planning

For citation: Kuznetsova M.I. Architectural and urban utopias of the 1950s-1970s in the soviet and foreign urban planning theory: an analytical review. Architecture and Modern Information Technologies, 2024, no. 1(66), pp. 91-100.

Available at: https://marhi.ru/AMIT/2024/1kvart24/PDF/07 kusnetsova.pdf DOI: 10.24412/19984839-2024-1-91-100

1 © Кузнецова М.И., 2024

Изучение утопий в контексте архитектурно-градостроительной теории дает возможность проследить влияние утопических образов и идей как на пространство творческого проектирования, так и на последующее материальное воплощение. В процессе развития общества и научно-технического прогресса происходило преобразование утопии, изменялись ее роль и положение в ходе архитектурно-градостроительного проектирования. Период 1950-1970-х годов сосредоточил в себе архитектурные фантазии, которые обладают рядом особенностей. С одной стороны, на их формирование повлиял научно-технический прогресс и тревоги послевоенного времени. С другой стороны, это последние архитектурные утопии, в которых архитекторы пытались «навязать миру новое видение» - но цивилизация не признала своими эти новые образы, и утопии в дальнейшем стали формулировать уже не архитекторы2. В статье представлен последовательный обзор фантазийных, визионерских проектов на материале трудов теоретиков архитектуры и градостроительства.

Периодизация развития теоретического знания об утопических городах

Обзор содержит источники, в которых с разных сторон охватывается тема фантазийных градостроительных идей, концептуальных проектов и визионерских городов 1950-1970-х годов. Часть источников представлены как взгляд современников на творчество архитекторов-визионеров своего времени [9], другие материалы демонстрируют оценку результатов концептуального проектирования спустя короткое время, 10-20 лет, третий тип источников является рассмотрением вопроса в ретроспективе 30-50 лет [1, 2, 4, 7].

Рубрикация отечественных и зарубежных источников

Всеобщая глобализация, существовавшая как на момент 1960-х годов, так и далее, позволяла архитекторам изучать концептуальные градостроительные идеи не только своих стран, но и практически любой страны мира. В связи с этим рассматриваемые источники подразделяются на четыре типа (рубрики):

1. Обзор зарубежных концепций зарубежными авторами;

2. Обзор зарубежных концепций отечественными авторами [1, 2, 4];

3. Обзор отечественных концепций зарубежными авторами;

4. Обзор отечественных концепций отечественными авторами [5, 6, 7].

Первый тип источников проиллюстрирован текстами французских авторов (Мишель Рагон и Франсуаза Шоэ), швейцарского архитектора Юстуса Дахиндена и польского архитектора Якуба Вуека. Второй тип представлен монографиями A.B. Бунина и Т.Ф. Саваренской, А.В.Иконникова, обзором Н.Е. Хлебниковой и диссертациями, посвященными теме фантазийных городов [1]. К третьему типу источников относятся в основном тексты с разбором концептуальных идей периода авангарда и конструктивизма 1920-1930-х годов; опыт 1950-1970-х годов проанализирован на материале публикаций архитектурных периодических изданий. Четвертый тип источников проиллюстрирован текстами, выпущенными отечественными авторами позже периода 1960-1970-х годов и носящими ретроспективный характер.

Приведенный далее в статье аналитический обзор источников по теме визионерских городов и концептуальных градостроительных проектов 1950-1970-х годов построен на последовательном раскрытии четырех рубрик.

1. Обзор зарубежных концепций зарубежными авторами

Книга французского архитектурного критика Мишеля Рагона «Города Будущего» 1969 года была собрана на основе материалов одноименной выставки, организованной

2 Ревзин Г. Как мир перестал слышать архитекторов //Журнал «Коммерсантъ Weekend» №33 от 01.10.2021. С. 18. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4997756 (дата обращения: 02.02.2024).

к VII Всемирному конгрессу Международного союза архитекторов в 1965 году. Передовые градостроительные идеи XX века были объединены в категорию «пространственных городов», в которых развитие происходит не только на поверхности земли, но и в других уровнях и локациях. Города предлагалось размещать под землей (например, Питтсбург XXI века архитектора М. Абрамовича), под куполом (проекты Б. Фуллера), в воздухе («Висячий город» Ф. Кизлера и др.), в море (город «Посейдон» арх. П.-Ж. Грийо и др.) и в других нехарактерных для реальной архитектуры точках и позициях. Полнее всего автор анализирует предложения французских архитекторов, менее подробно - идеи американских, английских и японских архитекторов (рис. 1).

В предисловии книги советский архитектор и теоретик градостроительства И.М. Смоляр отмечает, что в книгу включены проекты, относящиеся в большей степени к теоретическим моделям городов будущего, без возможности перебросить к ним мост из настоящего3.

а) б) в)

Рис. 1. Города будущего, отраженные в трудах М. Рагона: а) эскиз проекта города Паскаля Хаузерманна; б) план «города-кратера» Шанеака; в) «кибернетический город» Николая Шеффера

Авторские классификации градостроительных утопий XX века предлагают французский теоретик архитектуры Франсуаза Шоэ и швейцарский архитектор Юстус Дахинден. Классификация архитектурно-градостроительных утопий, приведенная в книге Ф. Шоэ «Градостроительство, утопии и реальность: Антология», выявила два характерных направления (модели) - прогрессистское и культуралистское, эволюция которых прослеживалась от XIX века до середины XX века. Прогрессистская модель выстраивалась на основе достижений науки и техники, в ее главе стояла идея прогресса - это отражалось в архитектуре Фаланстера Шарля Фурье в XIX веке и организации пространства Ле Корбюзье. Культуралистская модель основывалась на ностальгических представлениях и традициях, противопоставленных достижениям науки и техники. В XIX веке этому соответствовало художественное движение искусств и ремесел, а в XX веке видение отразилось в проектах архитектора Камилло Зитте и в организации городов-садов Эбенизера Говарда.

Предполагалось, что к 1950-1960-м годам эволюция градостроительных утопий как самостоятельного направления завершится, так как концептуальные идеи в большинстве своем будут фрагментарно воплощаться в реальном проектировании4.

3 Рагон М. Города будущего / перевод с французского В.Г. Калиша и Ж. С. Розенбаума; под редакцией кандидата архитектуры Д.Б. Хазанова; предисловие кандидата архитектуры

И.М. Смоляра. Москва: Издательство «Мир», 1969. С. 10. URL: http://tehne.com/library/ragon-m-goroda-budushchego-moskva-1969 (дата обращения: 02.02.2024).

4 Choay F. L'Urbanisme, utopies et réalités: Une anthologie. Paris: Seuil, 1965. P. 62.

Классификация фантазийных городов Ю. Дахиндена охватывала период середины XX века до 1972 года. В ее основе лежало разделение мегаструктур на семь типов урбанизированных пространств, которые характеризовались различными конструктивными принципами и объемно-планировочными приемами5:

1. Архитектура, образованная скоплением ячеек - Cellular Agglomerates (проект «Пневмокосм» (Pneumacosm) архитектурной группы Хаусрукер (Haus-Rucker-Co));

2. Вставные и подключаемые конструкции - Clip-on/Plug-in structures («Подключаемый город» архитектора П. Кука);

3. Мостовые структуры - Bridge Structures (Пространственный город (Ville Spatiale) архитектора И. Фридмана);

4. Контейнерные сооружения - Containers (Шагающий город архитектора Р. Херрона);

5. Морские пространственные структуры - Marine Structures (Плавучий город Таласса архитектора П. Меймона);

6. Диагональные пространственные структуры - Diagonal in the Space Structures (Космический город архитектора Я. Ксенакиса);

7. Биоструктуры - Biostructures (Вавилон II архитектора П. Солери).

Проекты, представленные в труде Ю. Дахиндена, идейно продолжают эволюционный ряд городов будущего М. Рагона - структур, предлагающих не только новую архитектуру, но и освоение нового самодостаточного ландшафта без преобразования существующих урбанизированных пространств (рис. 2).

Рис. 2. Города-мегаструктуры, отраженные в трудах Ю. Дахиндена: а) г. Унабара архитектора К. Кикутакэ (морская структура); б) «Интраполис» художника У. Джонаса (диагональная структура); в) Кластеры, расположенные в воздухе (архитекторА. Исозаки) - вставные и подключаемые конструкции

Книга польского архитектора Якуба Вуека «Мифы и утопии архитектуры XX века» 1990 года посвящена процессу формирования утопий и фантазийных городов. В большей степени автор раскрывает тему влияния исторического и художественного окружения, таким образом раскрывая предпосылки концептуального проектирования. В главе «Хотеть значит мочь» Я. Вуек погружает читателей в контекст создания градостроительных идей модернизма 1960-х годов, когда через «манифестацию» и занятия «бумажной» архитектурой происходило в первую очередь рекламирование архитекторов и их проектов, нежели заявка на возможное реальное проектирование6.

В описании утопий новой эстетики периода до 1985 года приведена теоретическая база, на которой возможно возведение новых концепций. Автор утверждает, что сегодня «новое»

5 Dahinden J. Urban Structures for the Future. New York: Praeger Publishers, Inc. P. 19-40. Available at: https://archive.org/details/urbanstructuresf00dahi/page/220/mode/2up (дата обращения: 02.02.2024).

6 Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века / перевод с польского канд. техн. наук М.В. Предтеченского; под редакцией канд. Философских наук В.Л. Глазычева. Москва: Стройиздат, 1990. С. 45-46.

не означает автоматически «лучшее»7, и в качестве доказательств обращается к идеалистической трактовке мира Палладио, Витрувия и трактовке принципа «целое-часть» на примерах реализованных комплексов различных периодов, начиная от культового комплекса в Ангкоре и заканчивая американскими зданиями 1940-х годов, проанализированных Робертом Вентури c точки зрения символической ценности8. Однако в книге в большей степени развивается дискуссия об отдельных зданиях и сооружениях, градостроительству внимание уделено в меньшей степени. Автор делает предположение, что в градостроительной планировке будут лежать главные проблемы современности9 и делает примечание, что на момент выхода оригинального текста (1986 год) он будет содержать лишь часть правды об идеях и достижениях XX века.

Отдельного внимания заслуживают теоретические труды об утопиях, написанные самими авторами градостроительных концепций. Например, Паоло Солери выпускал ряд книг, первые из которых были в большей степени сборниками его проектов ("Arcology: The City in the Image of Man" 1969 года) с описанием принципов и параметров построения пространства. Однако последующие издания демонстрируют не только совершенствование идей автора, но и формирование из отдельных проектов П. Солери устойчивой концептуальной системы аркологии на основе выведенных общих теоретических и практических положений (например, проектирование города по аналогии с любым биологическим организмом10, миниатюризация вселенной и объединение органических элементов структуры в единой нематериальное поле и др.). Таким образом, мировоззрение архитектора исследуется как в части консолидированных гипотез, так и в части индивидуальных принципов архитектурного формообразования11.

2. Обзор зарубежных концепций отечественными авторами

Критическое освоение зарубежного градостроительного опыта отражено в обзоре архитектора Н.Е.Хлебниковой «Тенденции градостроительства на примерах новых городов Великобритании и Франции» [9], выпущенном в 1973 году. Для внедрения в отечественную практику были рассмотрены градостроительные поиски Парижа и Парижского района, основанные как на реконструкции и расширении средних и малых городов, так и на проектировании принципиально новых городов для Парижа и Парижского района.

Автором рассматривались такие аспекты новых городов как их местоположение, масштаб, концепции систем расселения и общественного обслуживания, соотношение численности населения и мест приложения труда и планировочная структура.

Основные продемонстрированные категории включали в себя «города-спутники», «города-сателлиты» и города вне урбанизированных районов. Была продемонстрирована эволюция градостроительного проектирования от моноцентрических городов 1940-х годов к полицентрическим и линейным городам 1960-х годов и показаны возможные перспективы новых городов 1970-х годов на через региональные города, города-магниты и групповые города. При этом как наиболее прогрессивной планировочной структурой была обозначена линейно-радиальная, при которой городские районы предлагалось располагать вдоль основных радиальных магистралей. Обзор зарубежного градостроительного опыта основывался на анализе архитектурных периодических изданий 1960-1970-х годов, таких

7 Там же, с. 107.

8 Там же, с. 123.

9 Там же, с. 276.

10 Soleri Paolo. The Bridge Between Matter and Spirit is Matter Becoming Spirit. Garden City, NY: Anchor Press, Doubleday, 1973. P. 51.

11 Матвеенко A.P., Явейн О.И., Зуева П.П. Паоло Солери. Концепция космоса и построение архитектурного объекта // Новые идеи нового века - 2020: материалы Двадцатой Международной научной конференции = The New Ideas of New Century - 2020: The Twentieth International Scientific Conference Proceeding: в 3 т. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020. Т.1.С. 288-298. URL: https://pnu.edu.ru/nionc/pub/articles/2598/ (дата обращения: 02.02.2024).

как Technique et Architecture, Urbanisme, Town and Country Planning, Architectural Design и т.д. При этом в аналитическом обзоре представлены в основном примеры в масштабе систем расселения, без конкретизации архитектурной организации.

Основные направления в теории и практике градостроительства XX века обозначены во II томе Истории градостроительного искусства А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской. Зарубежный опыт 1950-х годов составляли подробно проанализированные проекты городов Чандигарх и Бразилиа - новых административно-политических центров. До 1970-х годов по мнению авторов издания в зарубежных капиталистических странах наблюдался нарастающий кризис, решением которого могли быть как города-двойники (такие как «параллельные города»), так и самодостаточные градостроительные фантазии, обозначенные еще М. Рагоном как «пространственные города»12.

Идеи «параллельных городов» впервые появились во Франции в начале 1960-х годов на страницах журнала «Современная архитектура» - в этот период предлагались проекты новых городов, дублирующих Париж, Тулузу и др. Проект планировки Токио («План Токио-1960», план реконструкции Токио японского архитектора Кэндзо Тангэ или «Параллельный Токио» в интерпретации журнала «Современная архитектура»), став результатом исследовательской работы по изучению современного города на момент середины XX века также поддерживал принципы построения параллельных городов13. Несмотря на то, что новые урбанизированные территории предлагались как города-двойники, они не избавляли в полной мере города-метрополии от необходимости реконструкции (рис. 3).

а) б) в)

Рис. 3. Параллельные города, отраженные на страницахжурнала «Современная архитектура»: а) район Эрувиль города Кана, Франция; б) Фирмини-Вер, Франция; в) город Ля Руаяль, Алжир

Следует отметить, что в дальнейшем, на основе подсчетов ООН было доказано, что значительного прироста населения в западноевропейских странах не ожидается, поэтому утопические проекты 1960-х годов, построенные на неизбежности «демографического взрыва», ожидало развенчание14.

12 Бунин А.В. Градостроительство XX века в странах капиталистического мира / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. Москва: Стройиздат, 1971. (История градостроительного искусства: [в 2 томах]; Т. 2. С. 392-399).

13 Современная архитектура / перевод с французского журнала L'Architecture d'Aujourd'hui. Москва, 1961. №6. С. 20.

14 Бунин А.В. Градостроительство XX века в странах капиталистического мира / А.В. Бунин,

Т.Ф. Саваренская. Москва: Стройиздат, 1971. История градостроительного искусства: [в 2 томах]; Т.2С. 7.

Подробное рассмотрение и оценка проектов параллельных Тулузы и Парижа также представлена в книге Н.К. Соловьева «Современная архитектура Франции». Проект Тулузы-ле-Мирай приводился в качестве иллюстративного материала в противопоставлении принципов французского и британского послевоенного градостроительства15.

3. Обзор отечественных концепций зарубежными авторами

В книге-сборнике «Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство», издание которого было приурочено к выставке в Музее архитектуры имени A.B. Щусева, продемонстрированы проблески утопии в эпоху позднего модернизма в образах мегаструктурализма 1960-х годов. При этом внимание уделено показу различий в эволюции архитектурно-градостроительных концепций в СССР и зарубежных странах. Проекты, создаваемые зарубежными архитекторами, задумывались изначально и оставались в дальнейшем идеальными конкурсными идеями, в то время как в странах соцлагеря схожие замыслы органично встраивались в планы строительства социалистического будущего. Важно отметить, что визионерский характер проектов в тексте прослеживался с 1920-х годов - архитектурных фантазий Я. Чернихова и И. Леонидова, - и вплоть до XIX века (на примере архитекторов Р. Колхаса и 3. Хадид). Основываясь на материалах архитектурного критика Рейнера Бэнэма, один из авторов сборника, Алессандро Де Маджистрис, обозначает временную точку расцвета мегаструктур - 1964 год, а также жизненный цикл этого направления в разрезе XX века длительностью в 15 лет16. В тексте также обозначается проблема отсутствия описания периода мегаструктур, его исторического определения и рассмотрения как единого целого.

Отечественный опыт градостроительства 1960-1970-х годов исследовался зарубежными архитекторами-теоретиками и практиками в меньшей степени, чем опыт конструктивизма и авангарда 1920-1930-х годов. Несмотря на это, в 1970 году вышел специальный номер журнала «Современная архитектура»17, в котором был приведен обзор достижений в области архитектуры и градостроительства СССР. Помимо реализованных проектов (таких как градостроительный ансамбль проспекта Калинина в Москве), за рубежом были продемонстрированы такие проекты как НЭР (Новый элемент расселения), город будущего A.B. Иконникова и К.П. Пчельникова, пространственные жилые структуры Я.Б. Белопольского. Помимо этого, в выпуске № 6 за 1967 год был опубликован проект застройки нового района города Норильска - градостроительной утопии А.И. Шипкова. Такие публикации, составляемые зарубежными редакторами архитектурных журналов на материале советских архитекторов, носили рекламный характер и не содержали в себе анализа более, чем необходимогодля целей конкретных упоминаемых проектов.

4. Обзор отечественных концепций отечественными авторами

Книга A.B. Бокова «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» раскрывает процесс и результаты проектной и исследовательской деятельности советских архитекторов 1960-1980-х годов. Автор прослеживает как, начиная от свободного архитектурного рисования, через работу в творческой студии, конкурсное и учебное проектирование, формировались такие проекты-видение как НЭР, линейный город Москва-Горький, города-пирамиды А. Шипкова, градолеты и города-скульптуры В. Локтева и другие фантазийные проекты, значение которых для теории архитектуры и градостроительства еще только предстоит выявить.

15 Соловьев Н.К. Современная архитектура Франции / Н.К. Соловьев, B.C. Турчин, В.М. Фирсанов. Москва: Стройиздат, 1981. С. 148.

16 Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство / авторы-составители И.В. Чепкунова, П.Ю. Стрельцова, К.А. Кокорина, М.Р. Аметова / перевод на английский язык К.А. Кокориной. Москва: Кучково поле, 2020. С. 27.

17 Современная архитектура / перевод с французского журнала L'Architecture d'Aujourd'hui. Москва, 1970. №1.

Отдельно описан «последний оплот» советского визионерства - бумажная архитектура 1980-1990-х годов, которая не настаивала на создании нового мира, а занималась его переосмыслением.

В книге обозначены два типа архитекторов периода «параллельной архитектуры» 19601980-х годов: визионеры-мечтатели и визионеры-прожектеры18. К настоящему моменту деятельность мечтателей переместилась в плоскость современного искусства, а также «средового искусства», включающего в себя видеоарт, акционизм, временные и мобильные объекты, воплощающие видение и мечты. Визионеры-прожектеры превратились в прагматиков, так как современные технологии и их доступность позволяют реализовывать достаточно смелые планы (пусть даже и фрагментарно), и таким образом исчезла потребность в визионерстве как таковом.

Заключение

Изучение международного опыта исследования, проектирования и реализации архитектурно-градостроительных утопий середины XX века выявило возможности для дальнейшего изучения этой темы:

1. Проведенный анализ эволюции архитектурно-градостроительных утопий позволил обозначить положение фантазийных проектов 1950-1970-х годов в системе утопий для дальнейшей детализации этой категории концепций.

В 1950-е годы наблюдался перелом в развитии архитектурно-градостроительных утопий. Согласно книге Франсуазы Шоэ, идеи, продолжавшие культуралистское направление утопий, настолько усилили свое устремление к реальному воплощению, что перестали быть утопией и прогнозом; а идеи, продолжившие прогрессистское направление, оказались неспособным создать полновесную теорию визионерского проектирования и, просуществовав около 20 лет, пришли в упадок. Таким образом, утопии середины XX века сформировали последнее значительное направление архитектурно-градостроительных утопий и, в частности, визионерских проектов.

2. Классификация зарубежных архитектурно-градостроительных утопий создала предпосылки для определения места визионерских концепций советских архитекторов в существующей международной системе.

В зарубежной теории архитектуры и градостроительства существовала классификация утопий середины XX века (мегаструктур), определенная архитектором Ю. Дахинденом, но она не охватывает визионерские концепции советских архитекторов 1950-1970-х годов, каждая из которых в настоящее время рассматривается как единичный проект, не являющийся составным элементом какой-либо выстроенной системы.

3. Рассмотренные источники советских визионерских проектов середины XX века обозначили достаточность и полноту материала для формирования как собственной системы городов-утопий СССР периода 1950-1970-х годов, так и возможность внедрения в международную систему и классификацию подобных концепций.

Источники иллюстраций

Рис. 1а. Рагон М. Города будущего / перевод с французского В.Г. Калиша и Ж.С. Розенбаума; под редакцией кандидата архитектуры Д.Б. Хазанова; предисловие кандидата архитектуры И.М. Смоляра. Москва: Издательство «Мир», 1969. С. 81.иРи http://tehne.com/librarv/ragon-m-goroda-budushchego-moskva-1969 (дата обращения: 02.02.2024).

18 Боков A.B. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2024. С. 176.

Рис. 16. Там же С. 179. Рис. 1в. Там же С. 186.

Рис. 2а. Dahinden J. Urban Structures for the Future. New York: Praeger Publishers, Inc. C. 122. URL: https://archive.org/details/urbanstructuresf00dahi/page/220/mode/2up (дата обращения: 02.02.2024). Рис. 26. Там же С. 151. Рис. 2в. Там же С. 73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. За. Современная архитектура / перевод с французского журнала L'Architecture d'Aujourd'hui. Москва, 1962. № 3. С. 35 (в авторской обработке). Рис. 36. Там же С. 44. Рис. Зв. Там же С. 32.

Список источников

1. Адонина A.B. Особенности трансформации архитектурно-градостроительных утопий в процессе реализации: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20/АдонинаАнна Владимировна. Нижний Новгород, 2021. 240 с.

2. Владимиров В.В. Проблемы развития теории расселения в России / В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк. Москва: Эдиториал УРСС, 2002. 376 с.

3. Глазычев В.Л. Урбанистика, 2-е издание, стереотипное. Москва: КДУ, 2017. 228 с.

4. Иконников A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность: [в 2 томах]. Москва: Прогресс-Традиция, 2001-2002. Т. 2. 2002. 672 с.

5. Мастер советского модернизма: Александр Шипков / редактор-составитель Е. Петухова. Екатеринбург: TATLIN, 2021. 132 с.

6. Новый элемент расселения на пути к новому городу / А. Гутнов, И. Лежава, А. Бабуров [и др.]. Москва: Стройиздат, 1966. 127 с. URL: http://ihst.ru/files/djumenton/003GD66.pdf (дата обращения: 02.02.2024).

7. Хазанова В.Э. Остались на бумаге... (Неосуществленные проекты советских архитекторов). Москва: Государственный институт искусствознания, 2002. 241 с.

8. Хайт В.Л. Архитектура Запада: конец 1960-х- 1970-е годы //Архитектура СССР. 1975. № 10. С. 49-57. URL:

http://science.t0talarch.c0m/magazine/a ussr/architecture ussr 1975 10.pdf (дата обращения: 02.02.2024).

9. Хлебникова Н.Е. Тенденции градостроительства на примерах новых городов Великобритании и Франции. Москва: ЦИНИС Госстроя СССР, 1973. 56 с.

References

1. Adonina A.V. Osobennosti transformacii arhitekturno-gradostroitel'nyh utopij v processe reaiizacii (kand. dis.) [Features of the transformation of architectural and urban utopias in the process of implementation (Cand. Dis.)]. Nizhnij Novgorod, 2021, 240 p.

2. Vladimirov V. V. Problemy razvitija teorii rasselenija v Rossii [Problems of the development of the theory of settlement in Russia]. Moscow, 2002, 376 p.

3. Glazychev V.L. Urbanistika [Urbanistics]. Moscow, 2017, 228 p.

4. Ikonnikov A.V. Arhitektura XX veka. Utopii i real'nost' [The architecture of the XX century. Utopias and reality]. Moscow, 2001-2002, vol. 2, 2002, 672 p.

5. Master sovetskogo modernizma: Aleksandr Shipkov [The master of Soviet Modernism: Alexander Shipkov. Editor-compiler E. Petukhova]. Ekaterinburg, 2021, 132 p.

6. Novyj jelement rasselenija na puti k novomu gorodu [A new element of settlement on the way to a new city]. Moscow, 1966, 127 p. Available at: http://ihst.ru/files/djumenton/003GD66.pdf

7. Hazanova V.Je. Ostalis' na bumage... (Neosushhestvlennye proekty sovetskih arhitektorov) [They remained on paper... (Unrealized projects of Soviet architects)]. Moscow, 2002, 241 p.

8. Hajt V.L. Arhitektura Zapada: konec 1960-h - 1970-e gody. Zhurnal "Arhitektura SSSR" [Architecture of the West: late 1960s - 1970s]. Architecture of the USSR, 1975, no. 10, pp. 49-57. Available at:

http://science.totalarch.com/magazine/a ussr/architecture ussr 1975 10.pdf

9. Hlebnikova N.E. Tendencii gradostroitel'stva na primerah novyh gorodov Velikobritanii i Francii [Urban planning trends based on the examples of new cities in Great Britain and France]. Moscow, 1973, 56 p.

ОБ АВТОРЕ

Кузнецова Мария Игоревна

Аспирант кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия)», Москва, Россия kuzma2017@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR Kusnetsova Maria I.

Postgraduate Student of the Department of «Soviet and Modern Foreign Architecture», Moscow

Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia

kuzma2017@gmail.com

Статья поступила в редакцию 02.02.2024; одобрена после рецензирования 26.02.2024; принята к публикации 01.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.