Научная статья на тему 'Архитектурно-дизайнерская среда шейкеровской общины'

Архитектурно-дизайнерская среда шейкеровской общины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / дизайн / шейкеры / религия / производство / сельское хозяйство / предприятия малого бизнеса / architecture / design / shakers / religion / manufacture / environment / agriculture / small business enterprises

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демчук Александра Витальевна

Натурные исследования музейной консервации среды шейкеровских поселений и изучение ряда книжных изданий, посвященных истории, образу жизни, архитектуре, религиозным и производственным ритуалам общины шейкеров, позволили сформулировать в статье принципиальные методы работы автономной группы с контекстом, которые могут быть направлены на разрешение проблем в средовой организации современных российских сельских поселений и малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and design environment of the Shaker community

Field studies of the museum conservation of the environment of Shaker settlements and the study of a number of book publications devoted to the history, lifestyle, architecture, furniture, religious and industrial rituals of the shaker community allowed us to formulate in the article the principal methods of work of an autonomous group with a context that can be aimed at solving problems in the environmental organization of modern Russian rural settlements and small businesses.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-дизайнерская среда шейкеровской общины»

щению возникновения опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций. Известно, что этот документ формировался на основе усредненных нормативов, которые могут подходить для равнинного рельефа, но не годятся для гористой местности города Сочи.

Одним словом, необходимы комплексные меры по предотвращению развития дальнейшей оползневой активности на территории города, среди которых немаловажную роль играет пересмотр законодательных актов градостроительства, введение более серьезных требований к получению разрешения на застройку и выполнение проектно-сметной документации специалистами. Помимо этого, важное значение приобретает постоянное наблюдение и изучение опасных экзогенных процессов в регионе в целях предотвращения возможных будущих катастроф.

На основе описанных в этой статье особенностей округа можно сделать следующий вывод: природа Сочи уникальна, город обладает рядом специфических характеристик, влияющих на проведение строительных мероприятий. Комплекс природных факторов, таких как оползни, обвалы, сейсмические воздействия, перепады температур, частые подтопления, вследствие выпадения обильных атмосферных осадков и антропогенных процессов, усложняет строительство на территории курорта. В связи с этим любые работы в этом регионе должны проводится с обязательными геологическими изысканиями, а также с учетом необходимых природоохранных мероприятий.

Список цитируемой литературы:

1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства: Градостроительный кодекс Российской Фелерации. Действующая редакция 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Правительство России: Законодательство РФ : [официальный сайт]. - URL: https://zknrf.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/Glava-6/Statya-48/ (дата обращения: 22.04.2022).

2. Картирование восприимчивости к мелким оползням в Сочи района прыжков с трамплина с использованием ГИС и численного моделирования / К. Кан, А. Пономарев, О. Зеркаль, С. Хуан, К. Лин // International Journal of Geo-Information ISPRS. - 2019. - №8 (148). - С. 1-3. - URL: https://www.mdpi. com/2220-9964/8/3/148 (date of access: 22.04.2022).

3. Козинская, О. В. Открытое обращение к главе города Сочи членов Общественного градостроительного совета / О. В. Козинская, С. И. Мишулина, А. Н. Сиряцкий, Т. И. Мо-сквитина // Архитектура Сочи : [сайт]. - Опубликовано 11 августа 2011. - URL: https://arch-sochi.ru/2011/08/otkryitoe-obrashhenie-glave-goroda-sochi-chlenov-obshhestvennogo-gradostroitelnogo-soveta/? (дата обращения: 22.04.2022).

4. Мальнева, И. В. Сценарии развития опасных экзогенных процессов на территории Большого Сочи и Красной Поляны в соответствии с современными изменениями климата / И. В. Мальнева, Н. К. Кононова, Б. М. Крестин // Проблема прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций: доклад научно-практической коференции, 5-6 октября 2010 г.- Москва : Антистихия, 2010. - С. 5.

5. OCP-97. Общее сейсмическое районирование территории России и сопредельных стран / И. Уломов; Объединенный институт физики Земли РАН. - М.,1997. - URL: http://www.wdcb. ru/mining/geology/OSR-97.htm (дата обращения: 22.04.2022).

6. Саваренский, Ф. П. Инженерная геология / Ф. П. Саварен-ский. - 2-е изд. - Москва : ГОНТИ, 1939. - С. 28-35

А. В. Демчук 10.24412/cl-35672-2022-1-0071

A. V. Demchuk

Архитектурно-дизайнерская среда шейкеровской общины Architectural and design environment of the Shaker community

Ключевые слова: архитектура, дизайн, шейкеры, религия, производство, сельское хозяйство, предприятия малого бизнеса.

Keywords: architecture, design, shakers, religion, manufacture, environment, agriculture, small business enterprises. Аннотация: Натурные исследования музейной консервации среды шейкеровских поселений и изучение ряда книжных изданий, посвященных истории, образу жизни, архитектуре, религиозным и производственным ритуалам общины шейкеров, позволили сформулировать в статье принципиальные методы работы автономной группы с контекстом, которые могут быть направлены на разрешение проблем в средовой организации современных российских сельских поселений и малых предприятий.

Abstract: Field studies of the museum conservation of the environment of Shaker settlements and the study of a number of book publications devoted to the history, lifestyle, architecture, furniture, religious and industrial rituals of the shaker community allowed us to formulate in the article the principal methods of work of an autonomous group with a context that can be aimed at solving problems in the environmental organization of modern Russian rural settlements and small businesses.

На семнадцатой архитектурной биеннале в Венеции в 2021 году павильон США был посвящен деревянному каркасному строительству. Весь фронт павильона страны оказался прикрыт деревянным каркасом. За этим величием можно было и не заметить скромного

оборудования для отдыха и наблюдения: кресло, стул, скамью. Архетипически они однозначно напоминали сиденья шейкеров - религиозной общины, существование которой четко следовало девизу: «Руки - труду, сердце -Богу».

Религиозное сообщество, сегодня известное нам как шейкеры, официально называло себя Объединенным обществом верующих в Первое и Второе Явление Христа. Хоть шейкеры и создавались как исключительно религиозное христианское сообщество, в их жизни и быту было немало черт утопической общины. В годы своего расцвета (примерно с 1830 по 1860 год) шейкеры насчитывали около 6000 членов, проживающих в основном в 19 общинах.

Предположительно, это движение зародилось в 1760-х годах в Англии, в Манчестере. В это время в Англии возник ряд христианских сект. Среди них наиболее известным было Общество друзей, основанное Джорджем Фоксом около 1650 года. Из-за слухов о том, что они «дрожат» во время богослужений, их в народе называли «шейкерами».

Среди приверженцев секты была молодая женщина Энн Ли, родившаяся в 1742 году. В 1762 году она вышла замуж; а затем в течение нескольких лет потеряла четырех детей. Из-за своих страданий она пришла в секту шейкеров и стала чрезвычайно активной. В это время у шейкеров начали возникать конфликты с английскими властями на фоне их открытого противостояния англиканской церкви. Предполагается, что именно эти проблемы в 1774 году спровоцировали шейкеров из Манчестера к эмиграции в Америку. К 1780 году Энн Ли, ее младший брат Уильям и Джеймс Уиттакер станут лидерами американской ветви шейкеров.

Рис. 1. План южной части деревни шейкеров в Кентербери

Первые шейкеры в Америке довольствовались тем, что исповедовали свою веру в Нискейуне (штат Нью-Йорк). Однако со временем община начала привлекать всё большее число посетителей и новообращенных. Но они, в основном, были предоставлены сами себе. Поскольку в то время еще не существовало письменных текстов шейкеров, они зависели от устной традиции, состоящей из индивидуальных проповедей, личных свидетельств и частных советов.

Энн Ли умерла в 1784 году. В то время ее уже считали в числе лидеров общины в Америке, а позже поместили чуть ниже Иисуса Христа в иерархии шейкеров. После ее смерти Джеймс Уиттакер взял на себя руководство общиной. Он немедленно начал поощрять общины шейкеров собираться вместе в более тесные сообщества. Уиттакер окончательно закрепил необходимость полного ухода от мира, сурового самоотречения и полного безбрачия. Появились общины в Нью-Лебаноне, Хэн-коке, Гарварде, Тайрингеме и Ширли в Массачусетсе, в Энфилде в Коннектикуте, в Альфреде и озере Саб-батдей в штате Мэн, а также в Кентербери и Энфилде в Нью-Гэмпшире. Таким образом, к этому моменту поселения шейкеров раскинулись на 250 км у восточного побережья США.

После смерти Уиттакера Джозеф Мичем стал главой шейкеров. Он превратил сообщество Нью-Лебанон в образец для других сообществ шейкеров не только во внутренней структуре и организации общины, но и в стиле зданий. Например, он разработал иерархическую систему «судов» или семей. Он формализовал строгое разделение полов не только в жилых помещениях, но и в их домашних делах и повседневных контактах.

Мичем умер в 1796 году, но динамика развития общины в Нью-Лебаноне от этого не пострадала, во многом благодаря появлению нового лидера - Люси Райт. Она санкционировала ряд публикаций, которые начали как систематизировать историю и теологию шейкеров, так и делать их более известными внешнему миру. Она также инициировала новый этап миссионерской деятельности по привлечению новообращенных. К моменту смерти матери Люси в 1821 году шейкеры совершили невероятный прорыв. Менее чем за 50 лет в Америке они создали сеть по меньшей мере из 17 общин. В этих общинах проживало около 4000 членов.

Классическая фаза развития шейкеров пришлась на период с 1825 по 1875 год. Неизбежно, как и в любом учреждении, которое существует десятилетие за десятилетием, произошли изменения и возникли проблемы. В 1821 году были опубликованы «Законы тысячелетия». Этот документ был назван «Первой систематической кодификацией правил в рамках шейкеризма». Эти законы касались всего - начиная от исповеди, этикета, запрета контактов между полами до правил пожарной безопасности. Высказывания «делай всю свою работу так, как будто тебе осталось жить тысячу лет, и так, как ты сделал бы, если бы знал, что завтра умрешь», и «руки -труду, а сердца - Богу» - выражают суть шейкеризма.

Главное, что отделяло шейкеров от остального американского общества, стало их решение жить в сообще-

ствах, которые требовали совместного владения землей и имуществом. Шейкеры должны были отказаться от владения своими бывшими землями и домами и либо передать их сообществу (если они жили поблизости), либо продать их и внести свои финансовые активы в сообщество. Эта система коммунальной собственности работала, и общины расширились до тысяч га. Мужчины были в основном фермерами, ремесленниками и торговцами; женщины были искусны во многих навыках, которыми женщины той эпохи владели, готовя, занимаясь шитьем, выполняя работу по хозяйству. В сообществе работа была довольно строго разделена между полами, хотя мужчины и женщины считались равными.

С самого начала существовали потребности, которые шейкеры не могли удовлетворить: им были необходимы различные продукты, оборудование и другие товары. Поэтому они начали вести торговлю с внешним миром. В первой половине XIX века торговля семенами и травами, а также разведение рогатого скота стали основными источниками дохода для деревень шейкеров. Кузнецы-шейкеры начали обслуживать внешнее сообщество. Мужчины обслуживали множество мельниц. К 1850 году несколько общин шейкеров были вовлечены в текстильное производство. Однако большинство товаров, продаваемых шейкерами, были изделиями ручной работы. Первоначально они были сделаны только для удовлетворения потребностей общины, но постепенно начали продаваться посетителям, и в конце концов многие из товаров начали изготавливаться в большом количестве для продажи вовне. Среди них были такие товары, как веники и щетки, ведра и маслобойки, пряжа и ткань, обувь и изделия из кожи, трикотаж и шляпки. Продукт, благодаря которому шейкеры стали бы наиболее известны в наше время, -это их мебель: стулья, столы, сундуки и тому подобные предметы.

Утилитарные предметы, произведенные шейкерами, с тех пор стали наиболее осязаемыми примерами их стиля. Но следует подчеркнуть, что сами шейкеры не ставили своей целью производить предметы, которые были бы «стильными». Они просто делали то, что, по их мнению, было необходимо для создания объектов, которые выполняли определенную функцию. У них не было ни эстетических теорий, ни художественных целей. Вот почему нет произведений искусства шейкеров в области живописи и скульптуры: шейкеры противопоставляли себя декларативности. Заметным исключением могут быть гимны, которые сочиняли шейкеры. Эта форма творчества была разрешена, потому что музыка оставалась в основе священных служб шейкеров: танцы и пение, которые с самых ранних дней в Англии отличали их.

Неотъемлемой частью успеха эксперимента общинной жизни шейкеров были строгие правила и принципы иерархии и организации, в том числе организации среды. К 1825 году структура «семей» приняла свою окончательную форму. Самая старая, центральная и самая большая семья в каждой общине называлась Церковной семьей. Церковная семья, старшая группа,

занимала единственный Молитвенный дом, который делила вся община. Другие семьи в каждой общине были названы по их географическому расположению относительно Церковной семьи: Восточная, Западная, Северная, Южная - или иногда по другой характерной особенности, такой как холм или кирпичный завод. У каждой семьи было свое жилище, амбары, мастерские и предприятия. Термин «семья» в употреблении шейкеров означал место, а также группу людей. Члены семьи не были связаны родственными связями (шейкеры соблюдали целибат), но были объединены совместным пространством и бытом.

В дополнение к системе семей была учреждена система лидерства. В каждой семье было три группы лидеров: по два старейшины мужского и женского пола, которые отвечали за духовное благополучие своей семьи; кроме того, четыре дьякона, которые были уполномочены заниматься всеми практическими вопросами, и четыре попечителя, которые жили в семейном офисе и отвечали за финансовый успех семьи и за сделки с миром. Старейшины Церковной семьи несли ответственность за всю общину в целом.

Точно так же, как каждая семья была частью более крупной общины, так и каждая община была частью более крупной единицы, известной как епископство. Задачей руководства каждого епископства было следить за духовным и организационным благополучием каждой общины, находящейся на его попечении. Оно также поддерживало тесные контакты с обществом в Нью-Лебаноне, образцом для всех других общин.

Четкой иерархии следовала и структура поселений шейкеров. Каждое из них имело характерный план, выстроенный по определенным правилам. И хотя искусство само по себе было неприемлемо для шейкеров из-за его «бесполезности», верующие поощряли создание карт своих собственных деревень. Благодаря им, мы можем тщательно изучить уникальную планировочную структуру поселений шейкеров.

Архитектор Пенелопа Уотсон создала первую современную интерпретацию плана шейкеров. Ее работа установила формальные принципы организации деревни шейкеров в Кентербери, она задокументировала функциональные зоны, в пределах которых здания были расположены рядами вдоль главной оси восток - запад и вторичной оси север - юг. Южная граница деревни отмечена рядом общественных зданий, который включает в себя площадь для собраний, дом собраний, магазин и конюшню. Далее идет открытый двор, отделяющий общественные здания от жилых. К северу от жилых домов проходила служебная дорога, эффективно отделяющая жилую часть деревни от промышленных и сельскохозяйственных зон. Два ряда промышленных зданий были построены на северной стороне от ряда жилых домов, с другой служебной дорогой, ведущей к мельнице, и рядом сельскохозяйственных зданий на севере.

Здания вдоль Шейкер-роуд были спроектированы для размещения общественных функций, которые требовали взаимодействия членов сообщества с посетителями из внешнего мира. Эти здания использовали дьяконы,

медсестры, пациенты, прихожане и школьники. Такое расположение помогло изолировать деревню от коммерческой деятельности, в частности, обмена деньгами и ежедневных контактов с погонщиками, водителями и бизнесменами.

Кентерберийский молитвенный дом имеет несколько необычных особенностей. Вход на первый этаж полностью открыт, без опорных столбов. Здание с каштановым каркасом покрыто сосновой черепицей с берестяной обшивкой. Конструкция пола состоит из тяжелой двойной рамы, установленной на камне и покрытой двумя перекрестными слоями сосны толщиной 2,5 см, что позволяет выдерживать синхронные групповые танцы. Конструкция крыши представляла собой двух с половиной этажный скат.

Дом центральной семьи в Плезант-Хилл, штат Кентукки, остается одним из лучших примеров жилой архитектуры шейкеров. Как и большинство их жилищ, он разделен на отдельные половины для братьев и сестер. Почти сто членов центральной семьи жили здесь. В общей сложности на четырех этажах располагается более сорока комнат. На цокольном этаже находится кухня, подвалы для хранения продуктов и небольшая столовая для старейшин. На втором этаже - общая столовая, одна главная кухня и две пекарни, холл, шесть спален и две гардеробные. На третьем этаже расположены еще шесть спален, две дополнительные раздевалки, большой конференц-зал и четыре небольших помещения, которые представляют собой лазарет. На верхнем этаже помещены две спальни, помещение для хранения со встроенными выдвижными ящиками и четыре небольших помещения для хранения одежды в межсезонье. На самом верху странно смещенный от центра выход на крышу ведет на огражденную балюстрадой площадку на крыше, откуда открывается прекрасный вид на большую часть деревни и холмистую местность.

Одним из самых характерных элементов стиля дизайна шейкеров является мебель. Мастера-шейкеры отвергали излишество материалов и украшений. Красота их работы стала лишь побочным продуктом строгого соблюдения функциональных требований. Их философия дизайна была удачно обобщена в простом высказывании одного из их старейшин: «То, что само по себе имеет наивысшее применение, обладает величайшей красотой».

«Религиозные убеждения шейкеров предписывали достоинства функционализма в эпоху, когда достоинства этого качества не были широко поняты. Более ста лет спустя функциональный дизайн, лишенный несущественных украшений, стал основой философии дизайна Баухауза» [4]. И, конечно же, сегодня мы являемся свидетелями развития этой идеи в современном дизайне.

Поскольку полезный предмет мебели должен в первую очередь быть прочным и качественным, этот принцип дизайна был первостепенным. Проектирование мебели включало в себя изучение того, как будет использоваться мебель, людей, которые будут ее использовать, наиболее подходящих материалов для ее изготовления, правильных размеров ее частей и абсолютной

приспособляемости к условиям ее использования. Мастера-шейкеры могли свободно экспериментировать. Они не ограничивались изготовлением стандартных типов и размеров мебели. Обеденные столы были удлинены, чтобы вместить много людей во время еды. Скамейки и диваны были растянуты для множества сидячих мест. Рабочие и письменные столы часто изготавливались с отдельными ящиками и стойками, доступными с обеих сторон и торцов, чтобы два человека могли работать вместе.

В своих «Путевых знаках», написанных в конце XVIII века, отец Джозеф Мичем изложил следующие правила выполнения работы: «Вся выполняемая работа или вещи, сделанные в Церкви для собственного использования, должны быть добросовестно и хорошо выполнены, но просто и без излишеств. Все вещи должны быть сделаны в соответствии с их порядком и назначением; и все вещи должны содержаться в порядке в соответствии с их назначением.

Мы призваны... не быть подобными миру, но превосходить его в порядке, единстве и мире, а также в добрых делах - делах, которые действительно добродетельны и полезны для человека в этой жизни».

Мастера-шейкеры отошли от своих коллег-колонистов, разработав мебель, лишенную сложных завитушек и излишней декоративности. Такие украшения они считали «мирским зрелищем». Вместо этого они сделали свою мебель совершенно простой.

Среди многих видов мебели, которую производили шейкеры, особенно выделяются стулья и качалки. В то время как мир за пределами их сообществ, возможно, мало что знал о шейкерах, люди повсюду были хорошо знакомы со стульями шейкеров. В отличие от большинства других стульев, изготовленных в их эпоху, они были легкими, прочными и искусно приспособленными для поддержки человеческого тела в удобном сидячем положении. В это же время они изготавливались различных типов и размеров: от самых маленьких детских стульев до высоких классических стульев с откидной спинкой.

Рис. 2. Дом центральной семьи в Плезант-Хилл, штат Кентукки

В 1850-е годы производители кресел-качалок из Нью-Лебанона занялись массовым производством стульев и качалок. Позже, под руководством Роберта Вагана, их индустрия была официально организована и рекламировалась под именем компании Я. М. Ша§ап & С0. Возглавляемая ремесленниками-шейкерами, она принимала оптовые заказы на стулья и кресла-качалки по почте и в универмагах в больших городах. Кульминацией всеобщего признания достоинств кресел-качалок шейкеров стала награда, которую они получили, выставляясь на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году. Здесь изделия шейкеров Я. М. Ша§ап & С0 были удостоены медали и диплома за их «силу, жизнерадостность и скромную красоту».

Эксперимент шейкеров фактически закончился. На данный момент численность шейкеров составляет всего несколько человек. И все же в некотором смысле шейкеры продолжают жить. Они вдохновили многих художников, писателей и ремесленников, а также многих вдумчивых теологов, философов и людей, ищущих достойный образ жизни. Элементы, составляющие стиль шейкеров, - стремление к чистоте, простоте, здоровью, пользе; посыл концентрации, заботы, мира и уважения никогда не должны выходить из моды.

Культура шейкеров бросала вызов почти всем принципам западного общества и пропагандировала новое мышление, иное поведение и альтернативные формы общения. Общинная структура шейкеров предлагала новые способы взаимодействия с людьми. Экономическая система изменила связи между производителями, продуктами и потребителями. В искусстве и архитектуре шейкеры также порвали с традициями. А их многочисленные деревни были физическими воплощениями концепции их общественного порядка.

Список цитируемой литературы:

1. Ермолаев, А. П. Философия граничного существования / А. П. Ермолаев, О. К. Халдеева. - Москва : БуксМАрт, 2020.

2. Biennale Architettura 2021. How will we live together? : Catalogue of the 17th International Architecture Exhibition, 22.06.2021 -21.11.2021 / Hashim Sarkis: Венеция, 2021. - URL: https://www. labiennale.org/en/architecture/2021/how-will-we-play-together (date of access: 18.04.2022).

3. Bowman, J. Shaker style / John S. Bowman. - North Dighton : World Publication Group, 2004.

4. Shea, J. Making Authentic Shaker Furniture: With Measured Drawings of Museum Classics / John G. Shea - New-York: Dover Publications, 2012.

И. Н. Грединар 10.24412/cl-35672-2022-1-0072

I. N. Gredinar

Светодизайн жилых дворов Lighting design of residential courtyards

Ключевые слова: вечернее освещение, световой дизайн, свет, жилые дворы. Keywords: artificial lighting, light design, light, residential courtyards.

Аннотация: Для систематичного подхода к качественному проектированию вечернего освещения жилых дворов необходимо понимать особенности эксплуатации и восприятия их пространства. В статье приводится возможная типология, которая призвана упростить задачу создания комфортного и идентичного светопространства. Abstract: For a systematic approach to the design of artificial lighting in residential courtyards, it is necessary to understand the perception of their space. The article presents a typology, which is designed to simplify the task of creating a comfortable and identical light space.

Основной задачей при организации освещения территорий жилых дворов является создание условий для безопасного пребывания в них пешеходов и средств передвижения в темное время суток, а также обеспечение визуального и психологического комфорта для жителей, пользующихся дворами в вечернее время. Однако в нынешнем состоянии искусственного освещения дворов есть ряд недостатков. Основная проблема состоит не только в том, что оно зачастую понимается как утилитарная инженерная задача, вследствие чего редко используются современные разработки в жанре светового дизайна, но и в том, что даже действующие стандарты по освещению не всегда принимаются во внимание. В результате, качество создаваемой искусственной световой среды все еще относительно низкое.

Следствием такого подхода становится неравномерное освещение, плохая просматриваемость пространства, в том числе из окон квартир, низкий уровень чувства безопасности жителей, отсутствие светового зонирования и художественной выразительности световой среды, являющейся, по существу, экстерьерным продолжением жилых квартир.

Кроме того, у отдельных типов дворовых пространств зачастую есть определенные свойства. Так, например, в историческом центре города сложность благоустройства территорий внутри жилой застройки усугубляется тем, что большинство из них находится вне зоны городских пространств общего пользования, и эта особенность предполагает, что именно двор для жителей этих домов должен выполнять как рекреационную функцию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.