Научная статья на тему 'Архитектурная идентичность прибрежного парка Биньхай в Харбине'

Архитектурная идентичность прибрежного парка Биньхай в Харбине Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прибрежный парк / защита окружающей среды / культурное наследие Китая / coastal park / environmental protection / cultural heritage of China

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сунь Вэйхао, Мальцева Ирина Николаевна

В статье рассматривается влияние мультикультурных традиций Китая на архитектурно-планировочное решение современного прибрежного парка в районе Цюньли в Харбине. Проанализировав пожелания горожан разных возрастных групп, авторы разработали функциональную схему парка. Учтены требования экологов по защите окружающей среды и сохранению нетронутых зеленых зон. Проект парка на реке Сунгари представляет собой облагороженную территорию с сохраненным ландшафтом. После реализации проекта парк станет местом притяжения горожан и туристов, визитной карточкой Харбина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The architectural identity of Binhai coastal park in Harbin

This article discusses the influence of the multicultural traditions of China on the architectural and planning solution of a modern coastal park in the Qunli area (Harbin). After analyzing the wishes of citizens of different age groups, a functional scheme of the park was developed. The requirements of ecologists for the protection of the environment and the preservation of untouched green areas have been taken into account. The park project on the Songhua River is an ennobled area with a beautifully preserved landscape. After the implementation of the project, the park will become a place of attraction for citizens and tourists, a hallmark of Harbin.

Текст научной работы на тему «Архитектурная идентичность прибрежного парка Биньхай в Харбине»

УДК 712.01 DOI 10.25628/ШИР2024.61.2.006

СУНЬ ВЭЙХАО, МАЛЬЦЕВА И. Н.

Архитектурная идентичность прибрежного парка Биньхай в Харбине

Сунь Вэйхао

магистрант 2 курса, Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail:

swh786892777@gmail.com

Мальцева

Ирина

Николаевна

кандидат технических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail: 3724316@mail.ru

В статье рассматривается влияние мультикультурных традиций Китая на архитектурно-планировочное решение современного прибрежного парка в районе Цюньли в Харбине. Проанализировав пожелания горожан разных возрастных групп, авторы разработали функциональную схему парка. Учтены требования экологов по защите окружающей среды и сохранению нетронутых зеленых зон. Проект парка на реке Сунгари представляет собой облагороженную территорию с сохраненным ландшафтом. После реализации проекта парк станет местом притяжения горожан и туристов, визитной карточкой Харбина.

Ключевые слова: прибрежный парк, защита окружающей среды, культурное наследие Китая.

Sun Weihao, Maltceva I. N.

The architectural identity of Binhai coastal park in Harbin

This article discusses the influence of the multicultural traditions of China on the architectural and planning solution of a modern coastal park in the Qunli area (Harbin). After analyzing the wishes of citizens of different age groups, afunctional scheme of the park was developed. The requirements of ecologists for the protection of the environment and the preservation of untouched green areas have been taken into account. The park project on the Songhua River is an ennobled area with a beautifully preserved landscape. After the implementation of the project, the park will become a place of attraction for citizens and tourists, a hallmark of Harbin.

Keywords: coastal park, environmental protection, cultural heritage of China.

Введение

Глобализационные процессы способствуют стиранию различий между городами, странами, культурами, этносами. В силу этого в настоящее время человечество приходит к осознанию ценности отдельных культур, сохранивших свою самобытность. Независимо от того, своеобразен городской ландшафт или нет, парки в каждом городе мира играют особую роль, которую нельзя игнорировать. Парки в городе являются не только продуктами ландшафтного дизайна и архитектуры, но и значимой площадкой для удовлетворения духовных потребностей населения, формой выражения уникальной национальной и региональной архитектуры региона [13]. Одновременно возрастают требования людей к среде обитания. При наличии реки в городе необходимо развитие прибрежного ландшафта, а прибрежные парки, естественно, становятся местом притяжения горожан, в котором можно контактировать с природой [14].

Харбин расположен на берегу реки Сунгари и является действительно уникальным городом, где уживаются совершенно различные архитектурные стили и культуры разных народов [3; 7].

Краткая характеристика Харбина

Китай обладает уникальной культурой и архитектурными ценностями [17]. Архитектура определенного региона относится здесь к уникальному культурному коду, который бережно сохраняется с древних времен до наших дней. Региональная архитектура, в том числе и ландшафтная, имеет большое художественное значение, является символом зрелой национальной китайской культуры. Использовать это наследие в создании современной комфортной городской среды — цель, которую преследуют многие архитекторы [12].

Харбин — политический, экономический и культурный центр северо-восточной части Китая, мегаполис с самой большой территорией и населением более 10 млн человек. Чрезмерная урбанизация породила множество городских проблем, таких как заторы на дорогах, загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воздуха. В последние годы Харбин прилагает активные усилия для их решения.

Современный город, являясь сложной многофакторной системой, имеет важную характеристику — свое историческое прошлое — время, в течение которого формировались его

40

© Сунь Вэйхао, Мальцева И. Н., 2024

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 2 | 2024

архитектурно-строительный каркас и инфраструктура. Временной фактор отражает не только историческое прошлое, но определяет градостроительный потенциал, следовательно, стратегии и перспективы развития городов в будущем [2].

Харбин — это город с разнообразными этническими культурами, каждая из которых имеет свои отличительные архитектурные черты. Ханьская культура представляет собой традиционную китайскую культуру, маньчжурская культура привносит северные особенности. Присутствует стилистическое влияние корейской культуры [4]. Во время строительства Китайской-Восточной железной дороги (КВЖД) в Харбине возникла русская диаспора. Русские в Харбине не только сохранили свою национальную культуру, духовные ценности, языковую и ментальную среду, но и в условиях иной культурной среды создали значительное архитектурное наследие [15; 16].

Принципы формирования прибрежных парков Китая

Формирование единого водно-зеленого каркаса Харбина обеспечивает экологическое равновесие городской среды, предполагает сохранение национальных традиций и создание значительных природных территорий в структуре береговых линий, выполняющих рекреационные и природоохранные функции. Комплексный подход в моделировании и структурном преобразовании прибрежных территорий основывается на системе принципов организации городских береговых линий. Из большого числа основных принципов формирования прибрежных зон выделим два: принцип прямого отображения и принцип эстетической гармонизации.

Принцип прямого отображения основывается на том, чтобы точно и ясно воспроизвести элементы региональной архитектуры без вмешательства и дополнительной художественной обработки [11]. Он предполагает максимальное включение природных компонентов в структуру проектируемых береговых пространств и бережное отношение к существующим природным ресурсам. Этот принцип дает основания для повышения роли природного каркаса в наполнении прибрежных пространств и заключается в преимущественном выборе компонентов природы для целей экореконструкции и создания новых городских набережных [1]. Для парков это использование ландшафтного дизайна, включающего местные цветы, растения, кустарники, деревья, каменные горки, холмы, реки и пруды.

Большинство китайских садов спроектировано именно таким образом. Например, широко известные сады Сучжоу и парки Ханчжоу, которые называют китайским раем из-за природных особенностей: они окружены группой озер и богатой, практически не тронутой человеком природой. Дизайн парка-сада Сучжоу (Иллюстрация 1) не разрушает естественный ландшафт, уважительно относится к природе и включает региональную ландшафтную архитектуру, формируя неповторимый образец китайского сада [5].

Принцип эстетической гармонизации реализуется при использовании приемов, в полной мере выражающих региональную парковую архитектуру и планирование. Принцип ориентирован на совершенствование воспринимаемых человеком визуальных качеств прибрежной среды в целях достижения композиционного единства зданий, системы зеленых насаждений, средств визуальной ориентации, малых форм и т. д. Использование принципа обеспечивает историческую преемственность и сохранение «духа места» [6].

Ландшафтные архитекторы парка в Харбине прибегают к использованию одновременно нескольких элементов

Иллюстрация 2. Парк Чжаолинь. Харбин, КНР. Источник: https:// dp.pconline.com.cn/photo/5115316_13.html

европейского стиля, которые очень аккуратно вписывают в китайский классический дизайн. Они контрастируют друг с другом и в то же время дополняют друг друга. В китайских классических традициях в парке Чжаолинь с нетронутой местной природой над небольшой речкой возведены три небольших мостика в классическом европейском стиле (Иллюстрация 2), что отражает гармоничное слияние традиционной китайской ландшафтной архитектуры и европейского стиля, сближение полиэтнических культур в парке [8].

Проект прибрежного парка Биньхай

Современный многофункциональный парк Биньхай расположен на берегу реки Сунгари в районе Цюньли города Харбина. В ходе обследования земельного участка установлено, что его площадь составляет 67 159 м2, ширина берега реки — от 12 до 79 м, общая длина по реке — 1 222 м. Большая часть земельного участка в основном состоит из сельскохозяйственных угодий, а местность имеет небольшой уклон. На участке совершенно отсутствует благоустройство, что дает возможность полноценно и бесконфликтно оформить территорию. По обеим сторонам реки разбросаны леса и плотно растущие заросли бамбука. Первоначальная растительность на участке частично сохранена после разбивки парка. Рядом с рекой Сунгари есть удобная транспортная инфраструктура, через реку проложен мост Янминьтань. Нынешний вид моста непримечателен, а облицовка с западной стороны моста выполнена в виде жесткой подпорной стены, что неэстетично. В новом проекте подпорная стена и прилегающая к мосту территория будут оформлены с применением натуральных материалов, таких как природный камень и дерево, и ландшафтного озеленения для восприятия архитектурной среды как продолжения природной (Иллюстрация 3).

Концепция проекта предполагает создание многофункционального общественного пространства, которое взаимосвязано с существующим градостроительным контекстом как элемент социокультурного кластера, формирующегося в данном районе.

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNNPROEKT RAASN 2 | 2024

41

Иллюстрация 3. Дизайн парковой площадки у моста Иллюстрация 4. Функциональное зонирование прибрежного

Янминьтань. Харбин, КНР. Визуализация авторов. 2024 г. парка

Иллюстрация 5. Функциональные площадки парка. Визуализация авторов

Экологическая устойчивость концепции направлена на создание условий для устойчивого развития города, для высокого экологически обоснованного качества прибрежных территорий, для восстановления водного фасада города и поддержания экологического равновесия. Зеленая инфраструктура городской набережной, борьба с наводнениями, очистка воздуха, сбор дождевой воды, сохранение воды обеспечивают качественные условия жизни горожан.

Практичность концепции заключается в целесообразности объединения зеленых территорий с окружающими городскими территориями для удовлетворения потребностей горожан в отдыхе и спорте, а также максимально эффективном и рациональном использовании прибрежных ресурсов.

Эстетическая гармонизация, обеспечиваемая проектом, заключается в том, что организованный в центральной части города «зеленый коридор» становится символом архитектурного образа Харбина. При этом парковая зеленая зона отображает традиционную ландшафтную архитектуру, формирует региональную достопримечательность и становится визитной карточкой города.

Проект ориентирован на людей и соответствует требованиям современной архитектуры. Опрос показал, что жителям города не хватает спортивных и детских игровых площадок, длинных велосипедных и беговых дорожек, тихих мест отдыха в зеленой зоне с чистым воздухом.

Градостроительное развитие прибрежных зон неразрывно связано с экологической безопасностью города. Формирование единого водно-зеленого каркаса города как основного планировочного средства обеспечения экологического равновесия городской среды предполагает сохранение и создание значительных природных территорий в структуре береговых линий, выполняющих рекреационные, природоохранные, а также функ-

Иллюстрация 6. Зона водно-болотных угодий. Визуализация авторов

ции оздоровления. В проекте учитываются требования экологов: современный парк не должен наносить ущерба окружающей девственной природе, а должен максимально сохранять первоначальный естественный облик водно-болотных угодий.

Дизайн-проект разработан совместно архитекторами, урбанистами и жителями прилегающих районов на принципах соучастия горожан и проектировщиков. Учитывая пожелания горожан разного возраста из окружающих жилых кварталов, парк разделили на четыре функциональных зоны: природно-ландшафтную, созерцательную, культурно-выставочную, спортивную (Иллюстрация 4).

С помощью зарисовок создаются уникальные основные узлы ландшафта, такие как входы в парк, площади для отдыха, дождевые сады и открытые лужайки. Это позволяет актуализировать наследие. В культурно-выставочной зоне планируется в зимний период представлять искусство ледяных скульптур.

Ландшафтный дизайн парка в основном разработан методом прямого отображения традиций и элементов ландшафтной китайской архитектуры. При проектировании парка, прежде всего, приняли во внимание рельеф местности — уклон береговой линии. Он позволил запроектировать площадку и террасы обозрения. В проекте использованы естественные площадки земельного участка для создания зон тихого отдыха, спортивных площадок, которые становятся все более востребованными жителями Харбина (Иллюстрация 5).

Обеспечивая основные функции парка, этот проект бережно относится к местной среде, отражает уникальный природный ландшафт реки Сунгари. Водно-болотная часть парка облагорожена, в ней созданы удобные безопасные тропы, чтобы посетители могли созерцать прекрасную и разнообразную растительность и обитателей водно-болотных угодий (Иллюстрация 6). Проект направлен на достижение целей Комитета управления окружающей средой и культурного наследия Китая [9].

Дизайн ландшафтных элементов и малых архитектурных форм, как сказано ранее, должен отражать региональную культуру Харбина. Скамейки, уличные фонари и дорожные знаки внутри парка разработаны в стиле самобытной охотничьей и рыболовной культуры древ-

дш 3 ¡тЧЛ'-I ■ 1># и».-,'-" I ,. I

Шуг."

Иллюстрация 7. Специальный дизайн проекта: малые архитектурные формы в традиционном харбинском стиле. Визуализация авторов

Иллюстрация 8. Общий вид прибрежного парка. Проект авторов

него города. Малые архитектурные формы вдохновлены русской и европейской архитектурой, чтобы выразить особенности мультикультурной интеграции Харбина (Иллюстрация 7).

Скульптуры и фрески навеяны местной культурой уникальных ледяных и снежных скульптур, чтобы в полной мере продемонстрировать архитектурную идентичность северо-восточной провинции Китая [10]. Сочетание различных стилей в ландшафтном дизайне прибрежного парка необходимо для представления культуры региона, повышения интереса туристов и горожан к парку, сохранению самобытных традиций региона.

Заключение

Парки на набережной — это символ городской цивилизации и популярное место отдыха и активностей горожан. Дизайн прибрежной зоны запроектированного парка улучшает городскую экологию, сохраняет культурное и архитектурное наследие Харбина для устойчивого развития городского речного ландшафта.

Природный парк Биньхай на берегу реки Сунгари станет необходимой и важной частью комфортной городской среды Харбина. В нем при планировании открытых пространств набережных максимально сохранены естественные зеленые зоны и в то же время включены площадки для активного и тихого отдыха горожан (Иллюстрация 8).

С развитием мегаполисов происходит потеря богатой традиционной национальной парковой культуры, поэтому при проектировании садов и парков необходимо интегрировать региональные и национальные архитектурные и ландшафтные традиции в проектные решения. Современные парки должны продолжать и развивать особое культурное наследие китайских регионов, чтобы стать местом притяжения и гордости горожан, территорией отдыха, занятий спортом и развлечений.

Список использованной литературы

[1] Воронина О. Н. Парк как зона общественной рекреации. Режимы функционирования. Приоритеты // Великие реки — 2005: междунар. науч.-пром. форум, 17-20 мая 2005 г.: тез. докл. междунар. конгресса / Нижегор. гос. арх.-строит. ун-т. — Нижний Новгород, 2005. — Т. 2. — С. 34-36.

[2] Вотинов М. А. Современные приемы формирования общественных пространств в исторической среде города // Вестн. БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2013. — № 5. — С. 11-14.

[3] Вэнь Синью Цинь Сяоянь. Харбин: уникальный город, где встречаются различные культуры // China Today. 29.03.2016 (электрон. журн.). — URL: http://www.chinatoday.com.cn / chínese / mlzg/mlcs / 201603/t20160329_800053394.html (дата обращения: 29.12.2022).

[4] Кротова М. В. Феномен Харбина как полифоничного города // Дискуссионная платформа «Reflections of Historian». — 2019. — Т. 3, № 2. — С. 18-37. — DOI 10.23859/2587-8344-2019-3-2-6.

[5] Ма Ян, Ли Пэнбо. Выражение особенностей региональной культуры в зарисовках городского пейзажа // Современное садоводство. — 2013. — №10. — С. 52-54.

[6] Орешко А. Н. Гуманизация архитектурной среды (на примере г. Екатеринбурга) // Архитектон: известия вузов. — 2010. — № 2 (30). — URL: http:// archvuz.ru/2010_2/4/ (дата обращения: 22.05.2018).

[7] Разин А. Д., Цуй Вэньхэ. Исследование регионального дизайна прибрежного ландшафтного планирования в Китае // Sciences of Europe. — 2021. — № 64-1 (64). — С. 14-24. — DOI 10.24412/3162-2364-202164-1-14-24.

[8] Че Юнинг. Построение городского ландшафта Харбина с учетом региональных культурных особенностей // Искусствоведение. — 2010. — № 3. — С. 88-89.

[9] Чжан Готао. Изучение экологической защиты городских водно-болотных угодий на примере охраны и планирования использования насыпи Харбин Куньли // Новые технологии и новые продукты Китая. — 2009. — № 11. — С. 185-197.

[10] Ян Баоцзюнь, Донг Кэ. Обсуждение городского дизайна прибрежной зоны // J. of Architecture. — 2007. — № 7. — P. 7-10.

[11] Che Yuning. Building Harbin's Urban Landscape with Regional Cultural Features // Art History. — 2010. — № 3. — P. 88-96.

[12] Guo Lijuan. Excavation of regional culture to express regional characteristics // Shanxi Architecture. — 2014. — № 34. — P. 206-214.

[13] Junfang Xie, Helen Woolley, Binyi Liu и Mohamed Elsadek. Overview of urban planning policy and urban green space system at a national level in China // IOP Conference Series Earth and Environmental Science. — 2021. — № 349 (1). — 012021. — DOI: 10.1088/17551315/349/1/012021.

[14] Marshall R. Waterfronts in post-industrial cities. — London: Spon Press, 2001. — 224 с.

[15] Wang Yi. Analysis of the Russian Architectural Style in Harbin // Building materials and finishing. — 2017. — № 39. — P. 47-52.

[16] Xianglin Yu. Russian Overseas Chinese Culture in Harbin during the Republic of China // J. of Beijing University of Science and Technology: Social Sciences. — 2002. — № 39. — P. 7-15.

[17] Y. Q. Li. Creation of Regional Landscape in New Rural Construction // J. of Southwest Agricultural University. — 2009. — № 7. — P. 86-89.

References

[1] Voronina O. N. Park kak zona obshchestvennoj rekreacii. Rezhimy funkcionirovaniya. Prioritety // Velikie reki — 2005: mezhdunar. nauch.-prom. forum,

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN 2 | 2024

43

Архитектура / Architecture ^ш

17-20 maya 2005 g.: tez. dokl. mezhdunar. kongressa / Nizhegor. gos. arh.-stroit. un-t. — Nizhnij Novgorod, 2005. — T. 2. — S. 3436.

[2] Votinov M. A. Sovremennye priemy formirovaniya obshchestvennyh prostranstv v istoricheskoj srede goroda // Vestn. BGTU im. V. G. Shuhova. — 2013. — № 5. — S. 11-14.

[3] Ven' Sin'yu Cm' Syaoyan'. Harbin: unikal'nyj gorod, gde vstrechayutsya razlichnye kul'tury // China Today. 29.03.2016 (elektron. zhurn.). — URL: http://www.chinatoday.com. cn / chinese/mlzg/mlcs/201603/ t20160329_800053394.html (data obrashcheniya: 29.12.2022).

[4] Krotova M. V. Fenomen Harbina kak polifonichnogo goroda // Diskussionnaya platforma «Reflections of Historian». — 2019. — T. 3, № 2. — S. 18-37. — DOI 10.23859/2587-8344-20193-2-6.

[5] Ma Yan, Li Penbo. Vyrazhenie osobennostej regional'noj kul'tury v zarisovkah gorodskogo pejzazha // Sovremennoe sadovodstvo. — 2013. — №10. — S. 52-54.

[6] Oreshko A. N. Gumanizaciya arhitekturnoj sredy (na primere g. Ekaterinburga) // Arhitekton: izvestiya vuzov. — 2010. — № 2 (30). — URL: http:// archvuz.ru / 2010_2/4/ (data obrashcheniya: 22.05.2018).

[7] Razin A. D., Cuj Ven'he. Issledovanie regional'nogo dizajna pribrezhnogo landshaftnogo planirovaniya v Kitae // Sciences of Europe. — 2021. — № 64-1 (64). — S. 14-24. — DOI 10.244 12/3162-2364-2021-64-1-14-24.

[8] Che Yuning. Postroenie gorodskogo landshafta Harbina s uchetom regional'nyh kul'turnyh osobennostej // Iskusstvovedenie. — 2010. — № 3. — S. 88-89.

[9] Chzhan Gotao. Izuchenie ekologicheskoj zashchity gorodskih vodno-bolotnyh ugodij na primere ohrany i planirovaniya ispol'zovaniya nasypi Harbin Kun'li // Novye tekhnologii i novye produkty Kitaya. — 2009. — № 11. — S. 185-197.

[10] Yan Baoczyun', Dong Ke. Obsuzhdenie gorodskogo dizajna pribrezhnoj zony // J. of Architecture. — 2007. — № 7. — P. 7-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Che Yuning. Building Harbin's Urban Landscape with Regional

Cultural Features // Art History. — 2010. — № 3. — P. 88-96.

[12] Guo Lijuan. Excavation of regional culture to express regional characteristics // Shanxi Architecture. — 2014. — № 34. — P. 206-214.

[13] Junfang Xie, Helen Woolley, Binyi Liu i Mohamed Elsadek. Overview of urban planning policy and urban green space system at a national level in China // IOP Conference Series Earth and Environmental Science. — 2021. — № 349 (1). — 012021. — DOI: 10.1088/17551315/349/1/012021.

[14] Marshall R. Waterfronts in postindustrial cities. — London: Spon Press, 2001. — 224 s.

[15] Wang Yi. Analysis of the Russian Architectural Style in Harbin // Building materials and finishing. — 2017. — № 39. — P. 47-52.

[16] Xianglin Yu. Russian Overseas Chinese Culture in Harbin during the Republic of China // J. of Beijing University of Science and Technology: Social Sciences. — 2002. — № 39. — P. 7-15.

[17] Y. Q. Li. Creation of Regional Landscape in New Rural Construction // J. of Southwest Agricultural University. — 2009. — № 7. — P. 86-89.

Статья поступила в редакцию 09.05.2024.

Опубликована 30.06.2024. Sun Weihao

2nd year undergraduate student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: swh786892777@gmail.com

Maltseva Irina N.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: 3724316@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-8745-6996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.