Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ'

АРХИТЕКТУРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Природо-интегрированная архитектура / устойчивая архитектура / озеленение / образование / экология

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бусыгина С.А.

В данной статье рассмотрена идея архитектуры – как инструмента экологического образования и воспитания. Рассмотрены возможные способы создания природного архитектурного образа на примере аналогов современной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ»

УДК 72.01

Бусыгина С.А.

студент 5 курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова,

г. Ижевск, РФ

АРХИТЕКТУРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена идея архитектуры - как инструмента экологического образования и воспитания. Рассмотрены возможные способы создания природного архитектурного образа на примере аналогов современной архитектуры.

Ключевые слова

Природоинтегрированная архитектура, устойчивая архитектура, озеленение, образование, экология.

В 1983 году собрание ООН признало глобальность экологических проблем. Это привело к необходимости создания системы экологического образования и культуры. На общественные учреждения ложится цель экологическое воспитания современного общества. В данной ситуации архитектура играет роль не только оболочки, ограждающего людей от неблагоприятных природных условий, но и связующего пространства между стремительно изменяющимся обществом и постоянством природных систем.

Помимо функций, протекающих внутри зданий, архитектура способна стать самодостаточным инструментом образования. Данный эффект зарождается на этапе создания идеи проекта: архитекторы вдохновляются местным ландшафтом, формой рельефа, природными материалами. Для формирования экологичного образа, используют методы интеграции архитектуры в ландшафт [2].

Многие проекты нацелены на получение сертификации здания по системам «зеленых стандартов», одни из самых популярных - это американская LEED и английская BREEAM, а также Green Globes, DGNB, «Зеленые стандарты» и др. [5].

Рассмотрим несколько вариантов зданий, способных выступить как инструмент образования посредством архитектурного образа.

Калифорнийская Академия наук (рис 1.). Академия наук должна была стать символом устойчивого развития, архитектор Ренцо Пиано предложил концепцию «зеленой» крыши, ставшей одним из основных энергоэффективных элементов проекта. Форма была вдохновлена окружающими холмами, благодаря чему здание гармонично вписалось в природный ландшафт, а господствующие ветра позволили создать естественную вентиляцию. Проект получил сертификат LEED Platinum [1].

Рисунок 1 - Калифорнийская Академия наук, г. Сан-Франциско

Музей природы и науки Перо (рис 2.). Здание представляет провокационное архитектурное произведение в виде большого куба, выходящего из озелененной плоскости. Архитекторы бюро Morphosis отвергали представление об архитектуре музея как фона для экспонатов - оно само по себе

стало инструментом научного образования [3].

Здание имитирует местную геологию Техаса. Экспозиция начинается со входной площади музея, на которой представлены две природные зоны Техаса: лес местных деревьев и терраса с естественной пустыней, состоящей из камня и местных засухоустойчивых трав. Фасадные панели сложных волнообразных форм имитируют бороздки скал. Проект получил общую оценку 85% и 100% за дизайн и показатели устойчивости Green Globes [2

Рисунок 2 - Музей природы и науки Перо, г. Даллас

Природный и культурный центр Чаоху, (рис 3.). Волнообразная форма здания определяются силуэтом горы и рельефом местности. Органичная форма здания вместе с крышей, покрытой растительностью, кажется гармоничным продолжением окружающего ландшафта [4].

Рисунок 3 - Природный и культурный центр, г. Чаоху

По задумке архитекторов Change Architects вдохновлены движением червя, извивающегося в земле и создающего «червоточины». Они выполняют роль «серых» зон - промежуточных пространств, которые совмещают в себе качества и внутреннего, и внешнего. Благодаря такому решению отсутствует четкая граница между внутренним и внешним, крышей и землей.

В данной статье рассмотрены возможные способы формирования архитектурного образа (см. табл. 1).

Таблица 1

Способы формирования архитектурного образа

Способ Функции

Создание местных экосистем на плоскостях кровли Возможность изучать несколько природных зон в одном месте, изучить местные виды растений и горных пород

Озелененные фасадов и кровли Восстановление озеленения отнятого при строительстве

Промежуточные «серые» зоны Тесное взаимодействие с природой благодаря исчезновению четкой границы между внешним и внутренним

Интеграция в существующий рельеф Здание «растворяется» в ландшафте, практически не изменяя исходную природную среду

Таким образом, цель архитектуры как инструмента образования - это возможность интеграции здания в существующий ландшафт с минимальным негативным влиянием на окружающую среду.

Формирование природной архитектурной среды в повседневной жизни влияет настроение, самочувствие, социальный опыт и поведение, воспитывая в обществе осознанное отношение к природе. Список использованной литературы:

1. Ливеровская, Т. Ю. Калифорнийская академия наук как яркий пример американского музейного опыта: история и современность / Т. Ю. Ливеровская, М. М. Пикуленко // Жизнь Земли. - 2021. - Т. 43, №

2. - С. 202-216. - DOI 10.29003/т2026.0514-7468.2020_43_2/202-216. - EDN NGQSWO.

2. Логвинов, В. От "зеленого строительства" к природоинтегрированной архитектуре. Принцип использования природных форм / В. Логвинов, И. Понамарева // Проект Байкал. - 2017. - Т. 14, № 53. -С. 128-139. - EDN YTULVQ.

3. Музей природы и науки Перо. - Режим доступа: https://www.morphosis.com/architecture/125/, свободный. - (дата обращения: 30.05.2023).

4. Природный и культурный центр Чаоху. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/993815/chaohu-natural-and-cultural-center-change-architects, свободный. - (дата обращения: 30.05.2023).

5. Системы сертификации по стандартам "зеленого строительства" в мире и в России / Б. Н. Порфирьев, А. Н. Дмитриев, И. Л. Владимирова, А. А. Цыганкова // Стандарты и качество. - 2015. - № 10. - С. 26-31. -EDN UKEOZL.

© Бусыгина С.А., 2023

УДК 725.515

Ворончихина Т.В.

Бакалавр 5 курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова,

г. Ижевск, РФ

Научный руководитель: Корепанова Н.С.,

Старший преподаватель, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова

г. Ижевск, РФ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БАЙКАЛЬСК

Аннотация

В данной статье рассматриваются преимущества территории города Байкальска в целях развития оздоровительного туризма. Проведено исследование, направленное на повышение востребованности оздоровительного туризма и определение направлений развития. Выявлены тенденции современного проектирования рекреационно-оздоровительных учреждений.

Ключевые слова

Архитектура; оздоровительный туризм; экологический каркас; курортная медицина;

перспективы развития; тенденции.

Voronchikhina T. V.

Bachelor of the 5th year of M.T. Kalashnikov IzhSTU,

Izhevsk, Russia Scientific supervisor: Korepanova N. S.,

Senior Lecturer, M.T. Kalashnikov IzhSTU

Izhevsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.