УДК 004.031
АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Д.В. Кучеренко.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
В настоящее время уделяется значительное внимание вопросам информатизации органов государственной власти, в том числе реализации различных электронных сервисов для граждан и бизнес-сообщества, позволяющих вывести взаимодействие с государством на качественно новый уровень. Актуальным остается вопрос создания и управления единым информационным пространством, необходимым для решения задач комплексной автоматизации, а также решения задач создания «умного» города.
В статье рассмотрена архитектура системы управления развитием региональной инфраструктуры государственных информационных систем, цели ее создания, функциональная структура, решаемые задачи, а также проект схемы взаимодействия государственных информационных систем в информационной инфраструктуре региона.
Ключевые слова: государственные информационные системы, информатизация органов власти, архитектура информационных систем, концепция региональной информатизации
THE ARCHITECTURE OF THE DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURE OF STATE INFORMATION SYSTEMS
D.V. Kucherenko. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
At present, considerable attention is paid to the issues of informatization of public authorities, including the implementation of various electronic services for citizens and the business community, allowing to bring interaction with the government in a qualitatively new level. The issue of creating and managing a unified information space, necessary for solving complex automation problems, as well as solving the problems of creating a «smart» city stay actual as well.
The article discusses the architecture of the management system for the development of the regional infrastructure of state information systems, the goals of its creation, the functional structure, the tasks to be solved, as well as a draft scheme for the interaction of state information systems in the information infrastructure of the region.
Keywords: state information systems, information of authorities, architecture of information systems, concept of regional information
Введение
В Санкт-Петербурге как в динамично развивающемся регионе Российской Федерации уделяется значительное внимание вопросам информатизации органов государственной власти, в том числе реализации различных электронных сервисов для граждан и бизнес-сообщества, позволяющих вывести взаимодействие с государством на качественно новый уровень. В настоящее время органы государственной власти (ОГВ) Санкт-Петербурга оказывают 488 государственных услуг и исполняют 2 550 государственных функций [1], в рамках которых от ОГВ поступают различные заявки в сфере информатизации и связи (организация каналов связи, обеспечение автоматизированными рабочими местами и периферийными устройствами, средствами защиты информации, серверным
оборудованием, закупка прав на использование программных продуктов, а также заявки на создание/развитие и сопровождение государственных информационных систем и т.д.). На рис. 1 изображена динамика роста ИТ бюджета Санкт-Петербурга и количества поступающих от ОГВ потребностей.
Рис. 1. Динамика роста ИТ бюджета и потребностей (ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии)
Несмотря на организованные для большинства ОГВ в регионе централизованные закупки работ и услуг в сфере информатизации и связи (Комитет по информатизации и связи, СПб ГКУ «Управлением информационных технологий и связи»), анализ государственных информационных систем (ГИС) показывает, что созданные системы имели разные проектные организации [2], различные технические и проектные решения (различную архитектуру, объем функциональных компонентов, системы управления базами данных, общее программное обеспечение и т.д.), свои индивидуальные справочники, классификаторы [3]. Актуальным остается вопрос создания и управления единым информационным пространством, необходимым для решения задач комплексной автоматизации, а также решения задач создания «умного» города.
Методы и результаты исследования
Таким образом, тематика учета и анализа поступающих от ОГВ ежегодных требований на развитие ГИС нуждается в дальнейшей проработке вопроса создания специализированной информационной системы управления развитием региональной инфраструктуры ГИС (система), которая позволит осуществлять планирование и контроль мероприятий по автоматизации ОГВ.
Назначением системы будет являться автоматизация полномочий ОГВ, ответственного за государственную политику в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, связи, а также координации деятельности ОГВ в данной сфере (может быть как отдельный ОГВ, так и проектный офис в составе высшего органа исполнительной власти региона и т.д.)
Определим следующие цели создания системы:
- повышение качества планирования мероприятий по информатизации ОГВ;
- обеспечение открытости ОГВ в части реализуемых мероприятий по информатизации;
- повышение эффективности бюджетных расходов на информатизацию ОГВ;
- обеспечение контроля мероприятий по информатизации ОГВ;
- обеспечение повторного использования программного обеспечения (ПО), разработанного за счет средств бюджета;
- обеспечение интероперабельности ГИС, используемых в ОГВ;
Система состоит из следующих компонент, схема взаимодействия которых представлена на рис. 2:
1. Подсистема «Планирование» предназначена для обеспечения сбора потребностей по развитию систем, закупки электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и средств защиты информации (СЗИ), формирования перечня взаимосвязанных мероприятий по информатизации в разрезе каждого ОГВ. Данная подсистема обеспечивает выполнение следующих функций: «Формирование требований к ГИС»; «Формирование потребностей ЭВТ и СЗИ»; «Формирование потребностей в каналах связи»; «Анализ и согласование потребностей»; «Планирование и формирование ИТ бюджета».
2. Подсистема «Контроль исполнения» предназначена для контроля исполнения мероприятий и проектов по автоматизации ОГВ, а также взаимодействию с исполнителями/подрядчиками по государственным контрактам с целью фиксации ключевых результатов мероприятий. Данная подсистема обеспечивает выполнение следующих функций: «Контроль исполнения контракта»; «Портал взаимодействия с исполнителями»; «Учет версионности ПО ГИС»; «Технический учет средств вычислительной техники (СВТ)» .
3. Подсистема «Взаимодействие» предназначена для обеспечения информационного обмена с другими ГИС ОГВ, позволяющими обмениваться актуальными сведениями, необходимыми для организации управленческого учета средств автоматизации, обеспечения планирования ИТ бюджета и т.д. Подсистема «Взаимодействие» обеспечивает выполнение следующих функций: «Взаимодействие с Реестром ГИС»; «Взаимодействие с ГИС «Система формирования и учета проектов» (СФУП)»; «Взаимодействие с Автоматизированной информационной системой бюджетного процесса - электронное казначейство (АИС БП ЭК)»; «Взаимодействие с ГИС Санкт-Петербурга «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета» (ЕИАСБУ)»; «Взаимодействие с Автоматизированной системой «Трудозатраты» ГИС Санкт-Петербурга «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО)»; «Взаимодействие с ГИС «Управление ресурсами регионального центра обработки данных» (УРРЦОД)» (Наименования систем из Реестра государственных информационных систем [4]).
4. Подсистема «Аналитика» предназначена для информационного обеспечения процесса управления развитием ИТ в регионе посредством построения различных аналитических отчетов, а также прогнозирования потребности в средствах автоматизации. Подсистема «Аналитика» обеспечивает выполнение следующих функций: «Отчет об оснащенности и износе СВТ»; «Настраиваемые отчеты»; «Прогноз потребностей».
5. Подсистема «Администрирование» предназначена для управления правами доступа и гибкого управления автоматизируемыми процессами, правилами согласований и т.д. Подсистема «Администрирование» обеспечивает выполнение следующих функций: «Пользователи и роли»; «Процессы».
Архитектура создаваемых компонентов должна быть модульной, а именно должна быть спроектирована по принципу относительной независимости компонентов. Компоненты должны быть связаны между собой как можно меньшим числом связей (параметров) в целях максимально возможной независимости друг от друга без ущерба для реализации поставленных целей, что важно для поэтапного внедрения системы.
Информационное взаимодействие с внешними ИС представлено в таблице (Наименования систем из Реестра ГИС [4]).
Система управления развитием инфраструктуры ГИС Санкт-Петербурга
Подсистема «Планирование»
Предназначена для обеспечения сбора потребностей по развитию систем, закупки ЭВТ и СЗИ, формирования перечня взаимосвязанных мероприятий по информатизации в разрезе каждого ИОГВ
Подсистема «Контроль исполнения»
Предназначена для контроля исполнения мероприятий и проектов по автоматизации ИОГВ, а также взаимодействию и исполнителями/подрядчиками по государственным контрактам с целью фиксации ключевых результатов мероприятий
Подсистема «Администрирование»
Предназначена для управления правами доступа пользователей и гибкого управления автоматизируемыми процессами, правилами согласований, формируемыми шаблонными формами и т.д.
Подсистема «Взаимодействие»
Предназначена для обеспечения информационного обмена с другими ГИС ОГВ, позволяющими обмениваться актуальными сведениями, необходимыми для организации управленческого учета средств автоматизации, обеспечения планирования ИТ бюджет и т.д.
Подсистема «Аналитика»
Предназначена для информационного обеспечения процесса управления развитием ИТ
в регионе посредством построения различных аналитических отчетов, а также прогнозирования потребности в средствах автоматизации
Реестр государственных информацио нных систем Санкт-Петербурга
Система формирования и учета проектов
Автоматизированная система « Трудозатраты»
Автоматизированная
информационная система бюджетного процесса -Электронное казначейство
1С: Бюджетный учет ИОГВ. Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерс кого) учета
Система управления развитием распр ед еле нного регионального центра обработки данных
Рис. 2. Схема взаимодействия компонент системы
Таблица. Информационное взаимодействие с внешними ИС
№ п.п. Наименование внешней ГИС Наименование функционального элемента системы Способ обмена информацией
1. ГИС СФУП Функция «Анализ и согласование потребностей»; Функция «Взаимодействие с ГИС СФУП» Информационный обмен (обмен данными, прямое взаимодействие)
2. Реестр ГИС Функция «Формирование требований к ИС»; Функция «Взаимодействие с Реестр ГИС»; Функция «Учет версионности ПО ГИС» Информационный обмен (обмен данными, прямое взаимодействие)
3. АИС БП ЭК Функция «Планирование и формирование ИТ бюджета»; Функция «Взаимодействие с АИС БП ЭК» Информационный обмен (обмен данными, прямое взаимодействие)
4. АС «Трудозатраты» ИС ИАО» Функция «Формирование требований к ИС»; Функция «Взаимодействие с АС «Трудозатраты» ИС ИАО» Информационный обмен (обмен данными, прямое взаимодействие)
5. ГИС УРРЦОД Функция «Технический учет СВТ»; Функция «Взаимодействие с ГИС УРРЦОД» Информационный обмен (обмен данными, прямое взаимодействие)
6. ЕИАСБУ Функция «Технический учет СВТ»; Функция «Взаимодействие с ЕИАСБУ» Информационный обмен (обмен данными, СМЭВ* СПб)
*СМЭВ - система межведомственного электронного взаимодействия
Создание и внедрение системы позволит провести переход на использование планов информатизации ОГВ и осуществлять планирование взаимосвязанных комплексных мероприятий, что при использовании методического обеспечения позволит ранжировать мероприятия по развитию систем в соответствии с приоритетностью [5].
На рис. 3 представлена ВРМ^модель процесса согласования включения функциональных требований в план автоматизации и в проект бюджета на плановый период, который должен быть автоматизирован в системе.
Рис. 3. ВРМ^модель согласования функциональных требований
Основные результаты создания системы:
Автоматизированное формирование планов с мероприятиями позволит наладить передачу сформированного ИТ бюджета (оформленного по требованиям финансовых органов) в соответствующую информационную систему (в Санкт-Петербурге это АИС БП ЭК), а также обеспечит возможность анализа ИТ бюджета в различных разрезах как по статьям, так и по мероприятиям отдельных ОГВ, что позволит сократить временные затраты на формирование бюджета и его оперативное изменение по результатам рассмотрения Законодательным Собранием. Это также позволит сократить трудозатраты на подготовку ежегодных расчетов и обоснований бюджета в ручном режиме, как следствие, будет обеспечена прозрачность процесса планирования ИТ бюджета, а контроль исполнения планов позволит снизить риски невыполнения проектов по автоматизации деятельности ОГВ.
Комплексный учет элементов инфраструктуры, реализуемый посредством системы, позволит обеспечить возможность повторного использования ОГВ при внедрении в их деятельность информационных технологий, программных средств, проектной, технической, сопроводительной и методической документации, разрабатываемых за счет бюджетных средств. Повторное использование результатов позволит исключить возможные случаи дублирующих закупок.
Представленные функциональные возможности системы для личных кабинетов уполномоченных лиц (панель руководителя) позволят формировать оперативную отчетность об информатизации того или иного ОГВ (состояние средств ЭВТ, ИТ бюджета, статус развития информационных систем/закупки программного обеспечения и т.д.).
Информационная система управления развитием ИТ позволит пользователям заказчика, а также функциональным получателям обладать единой площадкой для хранения информации о проектах по развитию и сопровождению ГИС, их планов реализации, статусе заключения и исполнения государственных контрактов, что также позволит сократить время на поиск необходимой информации и обеспечит возможность более глубокого анализа имеющейся информации о проектах.
Автоматизация процесса контроля исполнения государственных контрактов позволит взаимодействовать с исполнителями по государственным контрактам в электронном виде с применением электронной подписи, осуществлять мониторинг хода исполнения контракта. В соответствии с ходом работ на рабочем столе руководителя проекта будет возможность формировать соответствующие графики (дешборды) для оперативного анализа хода исполнения проекта.
Автоматизация процесса управления развитием ГИС позволит обеспечить хранение и актуализацию информации по всему жизненному циклу разрабатываемого и введенного в эксплуатацию ПО, а также информацию о тех проектах, которые по тем или иным
причинам не были начаты (отсутствие финансирования, нецелесообразность реализации, высокие риски проекта и т.д.).
Так как одной из задач построения будущей информационной инфраструктуры региональных ГИС является организация качественного управления базовыми информационными ресурсами и структурой взаимосвязей ГИС, становится актуальным разработка схемы взаимодействия ГИС в информационной инфраструктуре региона (Концепция целевой архитектуры), которая должна позволить сформировать в технических заданиях на развитие систем минимальные требования к взаимодействию систем и исключить реализацию избыточных функциональных возможностей, которые необходимо реализовывать в иных инфраструктурных системах, в том числе исключить локализацию справочников и классификаторов за счет использования возможностей централизованной системы нормативно-справочной информации.
Проект схемы взаимодействия ГИС в информационной инфраструктуре региона представлен на рис. 4. Итоговая версия должна разрабатываться и согласовываться при участии специалистов по информатизации и автоматизации ОГВ, выноситься для обсуждения на Совете по региональной информатизации для подготовки сбалансированного документа, учитывающего особенности и специфику информатизации региона.
Разработка и актуализация Концепции целевой архитектуры должна производиться с учетом планов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации Единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» [6], а также основных положений паспорта национальной программы «Цифровая экономика» [7] и успешным опытом других стран в сфере построения цифровой экономики [8-10].
Внешние пользователи сервисов (граждане, бизнес, в т.ч. разработчики приложений)
Государственные учреждения (в т.ч. МФЦ)
ФОИВ
Платформа взаимодействия с внешними пользователями
ЕСМЭВ
=»•-
Шина данных Компоненты интеграции
Интеграционная платформа
Реестр сервисов
Система управления развитием и нфраструктуры ГИС
Управление межведомственными бизнес процессами
Нормативно-справочная
информация
-1—
Единое хранилище документов
Базовые информационные
ресурсы (в т.ч. пространственные данные, картография)
BI Платформа
(в т.ч. геоаналитика)
Локальные
системы управления процессами (BPM)
Локальные приложения ОГВ
Локальные шины обмена данными и т.д.
Орган власти (Ведомственная ГИС) 1
Локальные системы управления процессами (BPM)
Локальные приложения ОГВ
Локальные шины обмена данными и т.д.
Орган власти (Ведомственная ГИС ) 2
Рис. 4. Схема взаимодействия ГИС в информационной инфраструктуре региона (ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти; ЕСМЭВ - единая система межведомственного электронного взаимодействия; РСМЭВ - региональная система межведомственного электронного взаимодействия; ВРМ - Business Process Management)
Выводы
Сформулированы функциональные требования, а также цели и задачи информационной системы управления развитием региональной инфраструктуры ГИС, рассмотрены возможные положительные эффекты от её внедрения. Система позволит обеспечить единство и комплексность при планировании и реализации мероприятий по информатизации осуществляемых ОГВ, а также сделать прозрачным планирование и последующий контроль исполнения мероприятий по информатизации.
Качественное планирование и координация региональной информатизации позволит обеспечить своевременное внедрение передовых практик и технологий, предусмотренных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в дорожных картах развития «сквозных» цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, системы распределенных реестров, а также обеспечить создание «цифрового профиля гражданина» посредством обеспечения совместимости информационно-коммуникационных технологий и интероперабельности государственных информационных ресурсов ОГВ.
Также создание и внедрение системы становится не менее актуальным в условиях предстоящего перехода на использование Единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» [6], так как перед региональными органами власти встает задача перевода функциональных возможностей ведомственных ГИС на новую платформу с сохранением необходимых технологических связей/интеграций с уже функционирующими ГИС для обеспечения бесперебойного исполнения сквозных процессов ОГВ. Фактически, органам власти по мере перевода ведомственных ГИС в облачную платформу «ГосТех» предстоит длительное время находиться в стадии миграции действующих процессов на новое прикладное ПО, что требует слаженной работы по планированию ИТ мероприятий.
Ввиду того, что решения, требуемые для принятия должностными лицами, ответственными за формирование плана автоматизации как одного отраслевого органа власти, так и в целом годового плана автоматизации всего региона (субъекта Российской Федерации) являются сложными и в ряде случаев неочевидными [11], остаются актуальными вопросы определения полезности автоматизируемых функций для каждого проекта по автоматизации с целью обеспечения подходов управления по результатам [12].
Литература
1. Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Санкт-Петербурга. URL: https://rgu.gu.spb.ru/ (дата обращения: 26.11.2021).
2. Кучеренко Д.В., Матвеев А.В. Графовая модель описания информационной инфраструктуры органов государственного управления Санкт-Петербурга // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 1. С. 135-146.
3. Кучеренко Д.В. Состояние развития государственных информационных систем Санкт-Петербурга // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 11-2. С. 193-199.
4. Реестр государственных информационных систем Санкт-Петербурга. URL: https://reestr-gis.spb.ru/ (дата обращения: 29.11.2021).
5. Кучеренко Д.В. Комплексная методика поддержки принятия решений при планировании работ по созданию и развитию государственных информационных систем на региональном уровне // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2021. № 3. C. 87-95.
6. Цифровая экономика Российской Федерации: паспорт национальной программы (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 дек. 2018 г. № 16). URL: https://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 01.06.2020).
7. Bahl M. The Work Ahead: The Future of Businesses and Jobs in Asia Pacific's Digital Economy. Cognizant. 2016. URL: https://www.cognizant.com/FoW/the-work-ahead-asia-pacific.pdf (дата обращения: 29.11.2021).
8. Gomber P., Koch J.A., Siering M. Digital Finance and FinTech: current research and future research directions // Journal of Business Economics. 2017. Vol. 87. No. 5. P. 537-580.
9. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) / А.П. Добрынин [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 1. С. 4-11.
10. Единая цифровая платформа Российской Федерации «ГосТех». URL: https://platform.digital.gov.ru/ (дата обращения: 29.11.2021).
11. Кучеренко Д.В. Модель оптимального планирования состава работ по развитию государственных информационных систем в условиях многокритериальности и неопределенности // Управленческое консультирование. 2020. № 5. C. 166-175.
12. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова [и др.]. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 114 с.
References
1. Reestr gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij) Sankt-Peterburga. URL: https://rgu.gu.spb.ru/ (data obrashcheniya: 26.11.2021).
2. Kucherenko D.V., Matveev A.V. Grafovaya model' opisaniya informacionnoj infrastruktury organov gosudarstvennogo upravleniya Sankt-Peterburga // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2021. № 1. S. 135-146.
3. Kucherenko D.V. Sostoyanie razvitiya gosudarstvennyh informacionnyh sistem Sankt-Peterburga // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2018. № 11-2. S. 193-199.
4. Reestr gosudarstvennyh informacionnyh sistem Sankt-Peterburga. URL: https://reestr-gis.spb.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2021).
5. Kucherenko D.V. Kompleksnaya metodika podderzhki prinyatiya reshenij pri planirovanii rabot po sozdaniyu i razvitiyu gosudarstvennyh informacionnyh sistem na regional'nom urovne // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2021. № 3. C. 87-95.
6. Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii: pasport nacional'noj programmy (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam 24 dek. 2018 g. № 16). URL: https://base.garant.ru/72190282/ (data obrashcheniya: 01.06.2020).
7. Bahl M. The Work Ahead: The Future of Businesses and Jobs in Asia Pacific's Digital Economy. Cognizant. 2016. URL: https://www.cognizant.com/FoW/the-work-ahead-asia-pacific.pdf (data obrashcheniya: 29.11.2021).
8. Gomber P., Koch J.A., Siering M. Digital Finance and FinTech: current research and future research directions // Journal of Business Economics. 2017. Vol. 87. No. 5. P. 537-580.
9. Cifrovaya ekonomika - razlichnye puti k effektivnomu primeneniyu tekhnologij (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA i drugie) / A.P. Dobrynin [i dr.] // International Journal of Open Information Technologies. 2016. T. 4. № 1. S. 4-11.
10. Edinaya cifrovaya platforma Rossijskoj Federacii «GosTekh». URL: https://platform.digital.gov.ru/ (data obrashcheniya: 29.11.2021).
11. Kucherenko D.V. Model' optimal'nogo planirovaniya sostava rabot po razvitiyu gosudarstvennyh informacionnyh sistem v usloviyah mnogokriterial'nosti i neopredelennosti // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020. № 5. C. 166-175.
12. Cifrovoe budushchee gosudarstvennogo upravleniya po rezul'tatam / E.I. Dobrolyubova [i dr.]. M.: Izd. dom «Delo» RANHiGS, 2019. 114 s.