Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК'

АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданов А.В., Антипова Е.А.

В статье раскрывается понятие архитектуры предприятия, как постоянный организационный процесс, так и результат, который материализуется в форме моделей и документов, описывающих существующее и будущее состояние архитектуры. Делается вывод, что в современном мире информационные технологии всё более и более совершенствуются, и, благодаря этим улучшениям, большинство компаний имеет перспективы в своём дальнейшем развитии для достижения новых целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК»

Богданов А.В. студент 2го курса Антипова Е. А. старший преподаватель ФГБОУВПО «Орловский Государственный Университет»

Россия, г. Орёл АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

В статье раскрывается понятие архитектуры предприятия, как постоянный организационный процесс, так и результат, который материализуется в форме моделей и документов, описывающих существующее и будущее состояние архитектуры. Делается вывод, что в современном мире информационные технологии всё более и более совершенствуются, и, благодаря этим улучшениям, большинство компаний имеет перспективы в своём дальнейшем развитии для достижения новых целей.

Ключевые слова: архитектура предприятия, информационные технологии, информационные потоки, бизнес-процессы, логистика.

В настоящее время архитектура предприятия играет большую роль в построении, организации и деятельности различных компаний. Рынок перенасыщен различными конкурентоспособными товарами и услугами, и борьба за нишу на рынке сбыта порой носит весьма агрессивный характер [1].

Разработка архитектуры является сложным процессом, который обеспечивает движение от описания общего положения с имеющимися информационными системами и инфраструктурой к практической реализации информационных систем, их эксплуатации и оценке результатов

[4].

Архитектура - это постоянный процесс, который нацелен на систематическое планирование и создание ИТ, а также обеспечение постоянных улучшений в той области, которая связана с отдачей от использования информационных технологий для реализации бизнес-функций предприятия и его соответствующих подразделений [1].

В самом общем виде, в соответствии с определениями Gartner архитектура - это общий план или концепция, используемая для создания системы, такой как здание или информационная система, или «абстрактное описание системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей»; семейство руководящих принципов, концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов, используемых при построении совокупности информационных технологий предприятия [5].

Компания Центр Автомобильных Перевозок (ООО «ЦАП») занимает одну из ведущих позиций по перевозке сборных грузов на всей территории

России. Услуги объединяют в себе максимальные возможности грузоперевозок различными видами транспорта. Автоперевозки прокладывают все новые маршруты по дорогам страны. Авиаперевозки соседствуют с железнодорожными. Мультимодальные успешно стыкуют разные типы транспорта, создавая отличные условия для работы [7].

Преимуществами и особенностями компании являются: ориентация бизнеса на реальные потребности клиента; самые сжатые сроки доставки грузов; безопасность погрузки/разгрузки груза; круглосуточный видеоконтроль работы погрузчиков, роклов, весов, - работы всего склада;и круглосуточный контроль перевозки груза (наличие современных технологий спутникового наблюдения за транспортным средством).

Миссией компании является повышение конкурентоспособности клиентов путем оказания качественных и надежных логистических услуг. Деятельность «ЦАП» ориентирована на достижение следующих целей: соответствовать самым высоким требованиям, содействовать развитию бизнеса клиентов через эффективную организацию логистических услуг на долгосрочной основе; обеспечивать бесперебойную и оптимальную работу транспортных средств, предоставлять техническую поддержку; формировать корректное, уважительное отношение к бизнес-среде, законодательству, моральным и общественным принципам [7].

Управление предприятием раскроем схематично:

Рисунок 1. - Управление предприятием «ЦАП»

Транспортная логистика, немыслима без активного использования информационных технологий. ЦАП имеет свой веб-сайт, на котором содержится информация о компании, а также различные сервисы работы с компанией. На сайте «ЦАП», можно узнать в каком городе есть филиал компании и как связаться с ним. Также на сайте есть категория "Услуги", где клиент может выбрать интересуемую ему услугу и ознакомится с прайс-листом по грузоперевозкам. Online-сервис сайта хорошо обустроен, с его помощью можно определить местонахождение груза, через сколько он будет в конечной точки, рассчитать его стоимость, также на сайте возможно оставить отзыв с каким-либо предложением по улучшению или изменению действий в определённой области компании. Клиент через интернет может оформить online заявку на доставку груза туда, куда он хочет и, конечно, на сайте есть категория "Документы", которая позволит узнать информацию о компании с юридической точки зрения [7].

Компания использует различные информационные технологии, благодаря которым непосредственно функционирует. Получение информации, обработка, анализ, осмысление позволяет конструктивно её применять для создания всё более новых приложений и применения новых технологий в сфере грузоперевозок и их управления, слежения, контроля и выполнения. В перечень приложений компании «ЦАП» входит: Microsoft Office: Word, Access, Excel; 1С Бухгалтерия, Информационно-Расчетная Система "Перевозки", ГЛОНАСС/GPS мониторинг, TMS система, Geutebrueck-Rus, Корпоративная Информационная Система (КИС), OMNIMET ARCHIVE и др.

В условиях современного мира, которым правит информация, невозможно представить эффективное функционирование логистической системы без использования обширных баз данных, тесного контакта и общения агентов различных компаний, налаженной системы обработки заказов. Можно выделить две основные функции ИТ в логистике. Во-первых, ускоряется процесс обработки заказов, доставка грузов, управление транспортными средствами. Во- вторых, благодаря ИТ можно более точно и полно оценить потенциал вероятных альтернатив и путей развития, что крайне важно в условиях жесткой конкуренции, царящей на современном рынке грузоперевозок [6].

Тенденция ИТ в логистике сегодня - это, в первую очередь, стремление к качественному, быстрому и безошибочному решению производственных задач и бизнес-процессов. Функцией логистических центров становится обеспечение коммуникации между перевозчиками, предоставление им необходимой информации. На эффективность и успешность бизнеса напрямую влияет скорость обработки заказов и получения необходимых сведений. Возрастающий объем информационных потоков, подвергающихся обработке, делает внедрение ИТ в различные сферы жизни современного общества необходимым и неизбежным. Логистика компании направлена на достижение высокого качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых компетенций. Это позволяет выработать современные информационные технологии логистического управления и добиться высокого уровня конкурентоспособности.

Рисунок 7. - Информационные потоки на предприятии

Анализируя существующую архитектуру предприятия «ЦАП», можно сказать, что компания развивается неплохо, имеет далеко не последнее место на рынке по грузоперевозочным работам, благодаря своей бизнес-стратегии и информационно-технологической составляющей. При взаимодействии этих двух важных структур «ЦАП» функционирует и выполняет все свои поставленные задачи. По ходу анализа можно заметить, что компании для еще более лучшей работоспособности необходимы меры по усовершенствованию существующей архитектуры, которые расширят и увеличат её деятельность в разы.

Благодаря анализу данной компании, становится явной цель Архитектуры предприятия - изучение способов улучшения деятельности организации на основе применения современных методов и методологий построения, как отдельных доменов архитектуры, так и полной архитектуры предприятия, а также освоение основных методологических принципов и методических приемов планирования и фактического создания архитектуры предприятия.

С точки зрения усовершенствования построенной архитектуры предприятия необходимо внести существенные изменения, как в бизнес -архитектуру, так и в информационно-технологическую архитектуру. Развитию бизнес-архитектуры поспособствовало бы расширение «ЦАП», т.к. компания проявила себя в РФ неплохо, необходимо осуществлять перевозки не только по России, но и переправлять грузы в страны Европы. В связи с этим следует ввести визовую поддержку для водителей, лётчиков и машинистов. Кроме наземно-воздушного транспорта необходимо ввести еще один немаловажный способ переправки груза через водное пространство, дабы расширить список услуг для клиента, а также повысить работоспособность и эффективность компании в сфере перевозок.

Для снижения транспортных издержек водителя необходимо внедрить программу MS Auto-Route Express, которая представляет собой электронный атлас с базой данных о населённых пунктах и дорогах. Программа предназначена для планирования автомобильных, железнодорожных и авиамаршрутов по территории России с визуальным представлением в виде схемы маршрута и легенды его прохождения. Так как основная деятельность «ЦАП» не связна с ИТ-отраслью непосредственно, заключая договор с GMCS — консалтинговой компанией в сфере ИТ, которая выполняет комплексные проекты по внедрению информационных систем управления предприятием, «ЦАП» упростит свою работу для сокращения издержек и направит работоспособность персонала в нужное русло, благодаря этим изменениям.

Так как в стране и в мире бурно развиваются различного рода технологии, и сейчас у каждого современного человека имеется свободный доступ в интернет, даже через мобильное устройство, благодаря которому можно легко и быстро найти любую информацию и использовать её в нужных целях, то для простого и удобного использования Интернет-ресурса «ЦАП» с мобильного устройства необходимо создать мобильную версию сайта для более легкого использования Интернет-ресурса, которая позволит в любом уголке страны зайти на него и получить необходимую информацию. С внедрением этих изменений компания «ЦАП» займёт куда более высокую ступень на рынке в сфере грузоперевозок.

Исходя из проведённых исследований и представленных определений можно дать одно общее, которое более лаконично будет описывать архитектуру предприятия в сфере грузоперевозок по всей России. Итак, архитектура предприятия - это процесс сбора и распространения информации о том, как организация использует и должна использовать ИТ в своей деятельности, а также это основной механизм интерпретации и реализации целей организации через адекватные ИТ-инфраструктуры и системы.

Использованные источники:

1. А. Данилин, А. Слюсаренко, Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. Москва. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://univerm edics.ru/biohimiya/5c0afa204931 b5e1668 868209332dfbb024bf

2. Аншина, М. Из чего сделана архитектура предприятия? Открытые системы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.osp.ru/os/ 2008/08/5661468/.

3. О.А. Йылмаз: Архитектура предприятия, 146 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.ru/url?url=http://fitp.ifmo.ru/sha red/fi les/201211/40_489.docx&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=pbDAVJqAEKWaygPy2 oHgBw&ved=0CBMQFjAA&usg=AFQjCNEiAmtyz0lJ8M5Y1ku4e0G

4. Процесс разработки архитектур: цели и задачи, общая схема [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses /995/152/lecture/4240?page=3

5. Самуйлов К.Е. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными копаниями / К.Е. Самуйлов, А.В. Чукарин, Н.В.Яркина. - М.: Альпина Паблишерз, 2009. - 442 с.

6. Сравнение четырех ведущих методологий построения архитектуры предприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://msdn.m icrosoft.com/ru-ru/library/ee914379.aspx

7. Сайт компании ООО «ЦАП» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //www.avtotransit.ru/

Богомолов И.М. аспирант Каменев С.В., к.филос.н. доцент, заведующий кафедрой социологии и философии Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ МГУ ИМ. АДМ. Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО Аннотация: В статье на примере Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского рассматриваются этапы и механизмы формирования и оптимизации организационной культуры современного вуза.

Ключевые слова: организационная культура, стратегия управления, имидж вуза, корпоративный дух организации.

Конкурентоспособность любого высшего учебного заведения может в определенной степени зависеть от таких факторов как материальная база, система управления, административный персонал и уровень его профессиональной квалификации, профессорско-преподавательский состав и т.д. Но важно отметить, что наряду с вышеперечисленными факторами не менее значимым всегда была и остается организационная культура.

Сегодня, как и ранее в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского уделяется немалое внимание процессу формирования организационной культуры. Именно организационная культура не только предопределяет внешний образ вуза, создает его имидж, но также формирует стратегию взаимоотношений между сотрудниками внутри учреждения, влияет на их сплоченность и производительность, программирует характер отношений преподавателей и студентов, задает ориентир в поведении и деятельности работников, направляя их согласно принятым ценностям и нормам, а также положениям, закрепленным в Уставе организации (миссия, цель, задачи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.