Научная статья на тему 'Архитектура небольших южно-уральских городов-заводов XVIII первой половины XIX вв. На примере Миньяра и Илека'

Архитектура небольших южно-уральских городов-заводов XVIII первой половины XIX вв. На примере Миньяра и Илека Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
719
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

Работа посвящена анализу возникновения и развития небольших городов-заводов Южного Урала. Исследуется формирование их исторической среды. На основе натурных обследований автора, опубликованных воспоминаний очевидцев XIX в. и архивных изысканий в Российском государственном историческом архиве выявляются особенности планировки и застройки поселений Миньяр и Илек Челябинской области. Анализируются исторические периоды архитектурно-композиционного формирования этих городов-заводов: планировочный аспект и характер застройки. Особое внимание уделено выявлению композиционных и стилевых особенностей ротондальных церквей периода классицизма, которые являются наиболее значительными высотными ориентирами этих поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура небольших южно-уральских городов-заводов XVIII первой половины XIX вв. На примере Миньяра и Илека»

УДК 72(075.8) + 72.03 (075.8)

АРХИТЕКТУРА НЕБОЛЬШИХ ЮЖНО-УРАЛЬСКИХ ГОРОДОВ-ЗАВОДОВ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX вв. НА ПРИМЕРЕ МИНЬЯРА И ИЛЕКА*

Е.В. Пономаренко

Работа посвящена анализу возникновения и развития небольших городов-заводов Южного Урала. Исследуется формирование их исторической среды. На основе натурных обследований автора, опубликованных воспоминаний очевидцев XIX в. и архивных изысканий в Российском государственном историческом архиве выявляются особенности планировки и застройки поселений Миньяр и Илек Челябинской области. Анализируются исторические периоды архитектурно-композиционного формирования этих городов-заводов: планировочный аспект и характер застройки. Особое внимание уделено выявлению композиционных и стилевых особенностей ротондальных церквей периода классицизма, которые являются наиболее значительными высотными ориентирами этих поселений.

Группа городов, сформировавшихся на основе горных заводов на Южном Урале достаточно многочисленна. Эти поселения имеют ярко выраженные особенности в планировке и застройке, отличающие их от других типов поселений. Первый общеуральский этап строительства заводов в конце XVII - начале XVIII вв. практически не затронул территорию Южного Урала. Начало заводского строительства в регионе приходится на сороковые - семидесятые годы XVIII в.

Правительство стремилось регулировать ход строительства заводов, ограничивало их число, не допускало большой концентрации. При рассмотрении очередного прошения на строительство нового завода в Берг-коллегии одним из обязательных требований было отсутствие других заводов в радиусе 30 верст. Однако на практике эти нормы не соблюдались, заводы зачастую находились на расстоянии 1-5 верст.

Выбор места для города-завода определяется наличием руды, леса и водной энергии. Требовалась такая площадка, где небольшая речка, пригодная для строительства плотины, впадала в более крупную, используемую как транспортная артерия.

Планировка городов-заводов Южного Урала повторяла принципы, ранее сформировавшиеся на Среднем Урале. Автор термина город-завод

Н.С. Алферов отмечает, что к концу первой четверти XVIII столетия, т.е. за каких-нибудь два десятилетия, сложились и осуществились с большим для своего времени размахом принципы планировки заводских площадок, на которых размещались десятки производственных зданий различного назначения [1, с. 15].

Это относится и к планировке заводских поселков. Общность планировочных приемов и тех-

нологического процесса позволяет ориентироваться в выявлении характерных черт городов-заводов на работу В.И. Геннина «Описание уральских и сибирских заводов». На рисунках в этой книге мы находим во всех поселках при заводах четкий строгий план с деревенскими домами и смежными однотипными усадебными участками. Высотной доминантой являлась церковь, расположенная на предзаводской площади. Другой высотный акцент -производственные сооружения. Особое значение для объемно-пространственной композиции городов-заводов имел активный рельеф, так как они располагались в горных или предгорных районах. Такие природные объемные доминанты как горы, водоемы, лесные массивы играли большую роль в пространственной структуре городов-заводов и, часто были более значимы, чем искусственные сооружения.

По свидетельству очевидцев уже в XVIII веке: «Заводы были те же небольшие города. Там была нередко церковь и, пожалуй, школа. Грамотные люди были необходимы для контор. Существовала полиция, устраивался пожарный сарай, открывались лавки... Заводчики на случай приезда строили себе хоромы, называя их дворцами. При этих дворцах проживала толпа слуг, псарей, ловчих. Некоторые из хозяев просили Берг-коллегию укрепить их заводы валами, рвами, частоколами, снабдить их пушками и мортирами, ввести войска. Разрешение укреплять заводы последовало в начале пугачевского бунта» [2, с. 40].

Такое активное строительство в заводских поселках объяснялось значительными потребностями заводов в рабочей силе. «На основании инструкции, данной еще Татищеву 23 марта 1734 г., полагалось при каждом железоделательном заводе 160 дворов, а при медных заводах по 50 дворов на

каждые 1000 пудов выплавки чистой меди, считая по четыре души мужского пола во всяком дворе» [3, с. 654].

Центром поселений являлись территории заводов и предзаводские площади с усадьбой владельца, конторой и другими общественными зданиями. Центральные площади городов-заводов -четких очертаний, не особенно крупных размеров -часто являлись одновременно предзаводскими, церковными и базарными.

Планировка городов-заводов была своеобразной, но жилые и общественные сооружения повторяли исконные принципы организации плана и отделку крестьянских изб.

Производственные здания XVIII в. имели срубную конструкцию и скромный декор. Кузнечные фабрики формировались на основе технологического процесса того времени. Главными элементами их структуры являлись кузнечные горны. Фасады отличались протяженностью, преобладанием горизонтальных членений. Кричные фабрики имели аналогичную архитектуру. Как и в кузнечных фабриках, основу композиции сооружения составляло крупное технологическое оборудование: кричные горны, которые выходили на фасад, прорезая крышу трубами. Фасады обычно имели и горизонтальные и вертикальные членения, придававшие им выразительность. Декором могли служить и лопатки и классические пилястры. Главным формообразующим элементом чугунноплавильных фабрик являлись доменные печи.

В XIX в. производственные здания наиболее значительных заводов перестраиваются в камне, в стиле классицизм. Этот стиль отличает и южноуральские жилые здания, особенно особняки заво-довладельцев и управляющих. Все они перестроены из более ранних зданий XVIII в. Многие особняки на Южном Урале сохранились лишь в проектах.

Миньярский завод был основан в 1784 г. В месте расположения города-завода речка Минь-яр впадает в более полноводный, разделяющийся на два рукава Сим (рис. За). По свидетельству XIX

в. поселок был «расположен на гористом месте при слиянии реки Миньяра с рекой Симом. Все селение окружено лесом и высокими горами. Заводским прудом и канавою оно разделено на две неравных часта» [4, с. 78].

План Миньярского завода 1826 г. - пример регулярной планировки крупного поселка [8]. Поселение имело два параллельных селитебных массива с востока и запада от заводской территории. Больший (западный) массив состоял из прямоугольных кварталов, разделенных перпендикулярными улицами. Второй жилой массив включал всего несколько кварталов. Ось плотины выходила на центральную (предзаводскую) площадь, которая была расположена около меньшего массива селитьбы. Площадь занимала мыс, глубоко входивший в акваторию пруда. Центром ансамбля площади, включавшего господский двор и контору, являлась ротондальная Введенская церковь (рис. 1а).

Главной высотной доминантой поселения была Введенская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. Это один из наиболее интересных памятников классицизма на Южном Урале, который отличается необычной ротондальной композицией. Такая композиция была характерна для московской школы классицизма. Церковь в Миньяре была построена в 1819 г. Она кирпичная, оштукатуренная (рис. 5а). Композиционно здание включает ротондальную часть, прямоугольную часть (трапезную и приделы) и колокольню, расположенные последовательно (рис. 2). Колокольня имеет в основании квадрат со слегка скошенными северным и южным углами. Она пристроена к одноярусному основному объему (трапезной), который в плане является прямоугольником со скругленными углами. Внутри этого объема находится две пары столбов, разделяющие его на нефы. К восточной части рассматриваемого объема в южном и северном углах выделено стенами два придела с отдельными престолами. Проход между этими приделами ведет в ротондальную часть, в

3 :

&

б)

Рис. 1. Планы Городов-заводов первой половины XIX века: а - план Миньяра 1826 г. (РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л.1): 1 - каменная церковь, 2 - плотина, 3 - завод, 4 - мукомольная мельница, 5 - господский двор, 6 - контора, 7 - магазины, 8 - обывательские дома; б - план села Илек 1826 г.: 1 - Сретенская церковь, 2 - господский двор, 3 - магазины, 4 - крестьянские избы (РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л.14)

а) б)

Рис. 2. Проект церкви в Миньяре: а - фасад; б - план (РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л.10)

восточной части которой находятся алтарь и амвон. С севера и юга в ротонде проектом было предусмотрено два входа с широкими крыльцами, которые не были построены. Основные входы находились в северной и южной стенах колокольни. В западной стене колокольни располагается лестница [9]. Ротонда Миньярской церкви перекрыта полусферическим куполом, который увенчан сложной конструкцией, состоящей из ступенчатого постамента и шара. На самом верху находится крест. Низ купола имеет переходной элемент к карнизу ротонды, состоящий из нескольких разных классических профилей. Стена ротонды имеет два яруса и - соответственно - два равнозначных карниза над каждым. Оба яруса декорированы спаренными трехчетвертными колоннами. В нижнем ярусе они несут антаблемент, в верхнем -завершены арками, внутри которых расположены ниши с окнами. Окна в каждой нише состоят из прямоугольного и полукруглого, находящихся друг над другом. В уровне низа окон проходит горизонтальная тяга. Между прямоугольным и полукруглым окном находится небольшая овальная декоративная ниша. Над каждой парой трехчетвертных колонн расположена еще одна небольшая декоративная ниша круглой формы. В нижнем ярусе трехчетвертные колонны стоят на высоких пьедесталах. В этом ярусе - два ряда окон. Нижние - прямоугольные, а верхние - квадратной формы. Над нижним ярусом окон или дверей находятся полуциркульные ниши. Между ярусами окон проходят мощные горизонтальные тяги. В уровне нижних окон стена рустована. Рустом выделен замковый камень над окнами. Низкий объем трапезной имеет четырехскатную крышу, увенчанную в центре небольшим полусферическим куполом на цилиндрическом барабане с круглыми окнами. По проекту окна барабана были разделены барочными декоративными волютами. Реально эти волюты не

были применены. С севера и с юга объем имеет треугольные фронтоны, в которые вписана полуциркульная ниша с квадратным окошком. Стены членятся пилястрами несущими упрощенный антаблемент. Между пилястрами прямоугольные окна в нишах, аналогичных нижнему ярусу ротонды. Углы объема и простенки покрыты рустом. Центральное окно объема было по проекту тройным. В настоящее время его боковые части заложены и превращены в ниши. Над этим окном находится дополнительный треугольный фронтон-чик и декоративные ниши (рис. 56). Колокольня Миньярской церкви имеет три яруса. Нижний глухой рустованный четверик. Он имеет двери и, расположенные над ними полукруглые окна. Между ними проходит горизонтальная тяга, разорванная декоративными нишами. Второй ярус имеет высокие проемы с полуциркульным завершением. Углы декорированы спаренными полуколоннами, несущими антаблемент и треугольные фронтоны со всех четырех сторон. Верхний ярус -круглый в плане, завершен полусферическим куполом с луковкой и крестом. Ярус имеет круглые окна, которые разделяются немного упрощенными барочными волютами (рис. 4).

Жилая застройка Миньяра аналогична другим городам-заводам северо-восточной зоны региона. Основная масса жилых домов поселения - деревянные. Каменными зданиями застраивалась только центральная площадь. В центре поселения сохранились постройки первой половины XIX в., например каменный дом с мезонином. Одноэтажный дом с мезонином решен в классическом стиле. Он построен из кирпича и оштукатурен. Треугольный фронтон мезонина зашит деревом. В нем имеется полукруглое окно. Углы мезонина акцентированы штукатуркой под руст, под карнизом проходит горизонтальная тяга. В центре находится широкое окно прямоугольной формы. Дом имеет вальмовую крышу.

Рис. 3. Застройка XIX века: а - Миньяр; 6 - жилой дом в Миньяре (фотографии автора 2004 г.)

В) г)

Рис. 4. Введенская церковь в Миньяре построена, 1819 г.: а - фрагмент северного фасада; б - фрагмент южного фасада; в - колокольня; г - фрагмент (фотографии автора 2004 г.)

б)

Рис. 5. Введенская церковь в Миньяре построена, 1819 г.: а - южный фасад; б - трапезная (фотографии автора 2004 г.)

На главном фасаде в центре располагается вход с крыльцом. По бокам входа находятся высокие прямоугольные ниши и широкие прямоугольные окна. Под карнизом дом опоясывает горизонтальная тяга (рис. 36).

Местность, в которой расположено село Илек, находится как раз в той полосе, где относительно равнинный рельеф переходит в горы. Путешественник XVIII в. И.И. Лепехин писал, что «от сего места равнины начали мало помалу превращаться в горы, и при чувашской деревне по реке Илек Илеком прозываемой, за рекою Юрюзанем горы нарочито возросли. В сей деревне построен изрядный кожевенный завод, на котором всякие возделываются кожи, и шьется обувь» [5, с. 279]. Металлургического завода при посещении деревни И.И. Лепехиным еще не существовало.

Путеводитель XIX в. отмечает: «Есть в округе Симеких заводов еще и Николаевский завод, находящийся при селе Илек. Завод основан в 1866 году графом Строгановым. Устройство завода было вызвано тем обстоятельством, что здесь находился еще не тронутый в то время лес» [6, с. 80] .

Генплан села Илек 1826 г. демонстрирует пример регулярной планировки жилой части небольшого поселения [10]. Наиболее интересное в архитектурном отношении сооружение поселка -Сретенская церковь - расположено на пересечении двух композиционных осей, замыкая их перспективы. Кроме церкви в ансамбль центра входят господский двор и складские помещения. Центральная площадь раскрыта на реку, но излучина ее в планировке не учтена (рис. 1 б).

Сретенская церковь в селе Илек в плане почти полностью повторяет церковь в Миньяре (рис. 8). Церкви-ротонды - яркий пример культовых сооружений периода расцвета классицизма в регионе. Илекская церковь построена в 1820 г. Есть предположение А.М. Раскина [7], что авторство этих храмов принадлежит М. Казакову или его ближайшим ученикам. Для Казакова и мастеров его круга характерно использование схем ротонд в строительстве церквей. Например, Вознесенская церковь на Гороховом поле и ряд других.

Формы колокольни и ротонды здесь несколько упрощены по сравнению с миньярской церковью [11]. Декор стен и завершение трапезной практически идентичен описанному в Миньяре (рис. 6а). В Илеке йе сохранился купол главки трапезной. Колокольня илекской церкви не имеет третьего яруса, но повторяет формы первого и второго ярусов миньярской церкви. Первый двухсветный ярус ротонды в Илеке отличается от аналогичного в Миньяре только тем, что в йем использованы не трехчетвертные колонны, а пилястры. Второй ярус -невысокий, имеет квадратные окна в полуциркульных нишах. Между ними расположены круглые декоративные ниши. Купол ротонды повторяет миньярский, но завершение его хуже сохранилось. Высота ротонды в Илеке меньше, чем в

Миньяре, несколько иной силуэт имеет колокольня. Декор первого и второго ярусов илекской колокольни повторяет миньярскую. Как и миньяр-ская эта церковь построена го кирпича и оштукатурена, а цоколь - из камня-плитняка (рис. 7).

Жилая застройка села Илек состояла из деревянных изб, у которых встречались как двускатные, так и четырехскатные крыши (рис. 66). Интересно, что Илек был чувашской деревней. Генеральный план 1826 г. не учитывал никаких национальных планировочных традиций чувашей. Это типичное регулярное поселение при городе-заводе. Правда, в этом генплане еще нет самого завода.

Привлечение чувашей к работе на заводах осуществлялось полулегально, путем денежного закабаления. И.И. Лепехин так описывает этот процесс: «Чуваши, будучи исключены [по праву закона] от заводских работ, однако в оной с другими находятся. Сие происходит от собственного их произволения и от бедности. Безмолвный сей народ, претерпевал иногда притеснения, или другим каким несчастием пришед в скудость, берет взаимообразно у богачей деньги. Заводчики в таких случаях бывают щедры и задалживают чувашам иногда до 100 рублей на душу с тем, чтобы они деньги заработали на заводах. Но как отдаленность мест не малым бывает рабочим людям препятствием и проход нередко должников в большую приводит скудость, а заводчикам причиняет лишние заботы в требованиях, чтобы их должников на работы высылали: то в таком случае заводчики оказывают свое великодушие, и переводят их в заводские дачи, где они всегда завод имеют под руками» [5, с. 280].

Таким образом, в конце XVIII - первой половине XIX вв. южно-уральские города-заводы проходят два этапа развития: первоначальное формирование и перепланировку окраинных территорий с перестройкой центральных зданий поселения в камне. Расположенные, как правило, не на крутом берегу, а на пониженных территориях, города-заводы включали в свою структуру пруд и несудоходную реку. Наличие пруда и реки приводило к потере замкнутости застройки и визуальной связи ее с окружающим ландшафтом. В последней четверти XVIII в., в связи с восстанием Пугачева, стали строиться укрепления в городах-заводах. С архитектурной точки зрения введение крепостных сооружений способствовало созданию выразительного силуэта и разнообразия застройки.

Генеральные планы городов-заводов показывают, что, при соблюдении общего принципа прямоугольной планировки, жилые массивы, как правило, имеют разную направленность по оси. Часто даже в пределах одного массива селитьбы, группы прямоугольных участков имели разные направления. В целом планировка городов-заводов Урала отличается от аналогичных поселений других регионов меньшей регулярностью. Нерегулярность

б)

Рис. 6. Застройка села Илек XIX века: а - церковь; б - жилые дома (фотографии автора 2004 г.)

в) г)

Рис. 7. Сретенская церковь в селе Илек: а - фрагмент северного фасада; б - ротонда; в - фрагмент северного фасада; г - фрагмент ротонды (фотографии автора 2004 г.)

а)

Рис. 8. Проект церкви в Илеке: а - фасад; б - план (РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л.15)

планировок Южно-уральских заводов объяснялись пересеченным рельефом, большим количеством озер и тем, что заводы чаще всего принадлежали частным лицам.

Встречаются следующие разновидности прямоугольной планировки городов-заводов:

• параллельные пруду, перпендикулярные плотине длинные панели кварталов;

• компактное поселение вокруг завода и пруда, где отдельные массивы кварталов имеют неодинаковые размеры и направления;

• расчлененное поселение вокруг пруда и завода;

• два перпендикулярных массива селитьбы.

Второй этап планировки и застройки городов-заводов привел к упорядочению поселений. Важным итогом стало создание резерва территории для расширения завода и жилых массивов. Тем не менее, присутствовал некоторый схематизм планов и недостаточный учет места строительства. В отличие от реконструкции древних русских городов, в городах-заводах этот процесс был менее болезненным, т.к. его регулярные принципы соответствовали большинству первооснов городов. Ядро оставалось неизменным, а перепланировке подвергались стихийно сложившиеся окраины.

Система высотных ориентиров в городах-заводах все более усложняется. Объемно-прост-ранственная композиция центров обогащается за счет каменных жилых зданий и развивающихся промышленных объектов с гидротехническими сооружениями. Промышленные объекты остаются главными высотными ориентирами, к которым добавляется система культовых сооружений. В ряде случаев природные объекты играют в объемнопространственной композиции городов-заводов большую роль, чем искусственные сооружения.

Композиции церквей городов-заводов были те же, что и в южно-уральских селах. Наиболее интересны ротондальные церкви, состоящие из ротонды, трапезной и пристроенной колокольни. Они относятся к лучшим на Южном Урале памятникам классицизма, хотя имеют и барочные элементы.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-04-85403а/У.

Литература

1. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIXв. - Свердловск: Средне-Уралъск. кн. изд-во, 1960. — 254 с.

2. Алекторов А.Е. История Оренбургской губернии. - Оренбург: Изд-во Оренб. Губернского стат. комитета, 1883. —234 с.

3. Витевский В.А. И. И. Нетюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года, т. 1—3. — Казань: Казанск. губ. типография, 1897. — 834 с.

4. Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. - Спб.: Тип. Сытина, 1917. - 640 с.

5. Лепехин ИИ. Записки путешествия академика Ивана Лепехина. - Спб.: Императ. Акад. наук, 1821. - 423 с.

6. Путеводитель по Уралу. - Екатеринбург: издание газеты «Урал», 1899. -376 с.

7. Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. - Свердловск: издание Уральск, ун-та, 1989.-243 с.

8. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.37, оп.63, д.53, п.1.

9. РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л. 10.

10. РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л. 14.

11. РГИА, ф.37, оп.63, д.53, л.75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.