градостроительство
----------------------------Формирование ансамбля города-завода Златоуста
в XVIII - начале XX века. Е.В.Пономаренко
Город-завод - это особый тип поселения, в центре которого располагалась промышленная территория, часто определявшая планировку всего поселения. На Южном Урале города-заводы редко развивались в крупные населенные пункты, поскольку более позднее время возникновения по сравнению с городами-заводами Среднего Урала не позволило им в полной мере воспользоваться высокой экономической конъюнктурой феодального Урала. Златоуст был редким исключением, так как сначала являлся центром горного округа, а позднее стал железнодорожным центром.
Возникновение первых городов-заводов на Южном Урале относится к середине XVIII века. И.И.Лепехин так описывает основание Златоуста: «В 40 верстах от Саткинского завода находится меди и железоплавильный завод... Златоустовский завод построен заводчиком Максимом Масаловым в Исетской провинции в Кувакинской и Саргазинской волости внутри Башкирии, на покупной у башкирцев земле, на реке Аю. Он... медеплавильный и железоделательный».2
Златоуст являлся интересным примером планировки. Очень активный рельеф, наличие горы, пруда и нескольких рек определили появление двух массивов селитьбы с одной стороны пруда. На плане 1782 года город имеет два относительно крупных массива селитьбы, соединенные заводом и предзаводской площадью. Застройка подковообразно охватывала залив пруда и развивалась вдоль поймы реки. Пла-
1 Лепехин И.И. Записки путешествия академика Ивана Лепехина. СПб., Императорская академия наук, 1821, с. 298-299.
План Златоуста 1782 года
82 2 2009
нировочные оси массивов сходились к заводу и центральной (предзаводской) площади. Искусственными высотными доминантами являлись заводские сооружения и церковь на площади. Основное значение в объемно-пространственной композиции завода принадлежало природному объекту -горе Косотур.
На более высоком и каменистом берегу реки дома и дорога были расположены у самого берега. Дома были повернуты и к дороге, и к реке. На другом пологом и размываемом паводками берегу постройки находились далеко от реки и были повернуты к ней огородами. Эти приемы строительства находят аналогии в среднерусском зодчестве.
В центре Златоуста помимо завода в XVIII веке находились контора и господский дом. Кроме основной плотины при заводе на реке Ай была еще небольшая - на реке Громо-тухе. Она образовала маленький пруд, около которого располагался кирпичный сарай.
К середине XIX века в Златоусте насчитывалось 13 тыс. жителей. С начала века население увеличилось в три раза. В описании Златоустовского завода 1826 года говорится: «Златоустовский завод походит на город более чем многие уездные города: как регулярством своим, так и движением. Улицы довольно широки и много зданий каменных в несколько этажей»2.
Такое стремительное развитие объяснялось появлением военной промышленности и административным положением города как центра казенного горного округа. В 1811 году произошел перевод в казну ряда южноуральских заводов, находившихся в вечной аренде у московского купца Кнауфа: Златоустовский, Саткинский и Кусинский. Тогда же из них организовали Златоустовский казенный округ, в 1815 году к ним был присоединен Миасский завод.
В Златоусте была построена фабрика холодного оружия. На завод еще при Кнауфе было привлечено значительное число мастеров-немцев (42 человека). К этому времени в Златоусте уже существовала «фабрика немецких изделий», которая выпускала слесарные и дереворезные пилы, гвозди, топоры, подковы и т.д. Там были немецкая школа, немецкая контора, делались попытки лить сталь. Главный управляющий Златоустовскими заводами Г. Эверсман отправился в Германию для вербовки оружейных мастеров. С 1814 по 1818 год в город прибыло 115 мастеров из Золингена, Клингента-ля и других городов Германии. К 1818 году немецкое население Златоуста достигло 450 человек.
Для немецких мастеров специально выстроили казенные дома, которые потом перешли в их собственность. Они получили также «немецкий суд» и другие гражданские льготы. Эти привилегии были ликвидированы только в 1870 году. В середине XIX века около 7 тыс. человек обоего пола были приписаны к железоделательному заводу, 5,5 тыс. человек -к оружейной фабрике. На ней же работало 800 человек ино-
2 Иофа Л.Е. Города Урала. М., «Географгиз», 1951, с. 364.
странцев. Вложение больших денег в производство способствовало оживлению торговли. «Лавки в гостином дворе наполнены хорошими товарами, в погребу держится доброе вино»3.
На плане 1828 года Златоуст значительно увеличился по площади. Он имел уже не два, а четыре ярко выраженных массива селитьбы и несколько мелких. Их расположение кажется бессистемным из-за сильно пересеченного рельефа. Город состоял как бы из отдельных участков, расположенных на относительно ровной местности и соединенных с центром прямыми улицами. Основные улицы веером расходились от завода - центра города. Каждый селитебный массив имел свои планировочные оси и прямоугольную сетку улиц. В городе - три плотины на разных реках. При третьей заводской плотине построена мукомольная мельница. На плане 1828 года уже появились оружейная фабрика, госпиталь, арсенал, две конторы и каменная церковь.
Жилая застройка, как и в других городах-заводах Южного Урала, состояла из деревянных изб, а также из полукамен-ных и каменных домов в центральной части. Многие здания строились по «образцовым проектам». Деревянная застройка предместий была типична для городов-заводов. Каменные особняки имели ордерный декор и наличники окон. Сохранились полностью деревянные и деревянные на каменном фундаменте дома по улице Таганайской. Каменные фундаменты сооружались из плитняка, как, например, у дома №90. Из плитняка выполнялись надворные постройки и ограждения усадеб. Характерны мощные четырехскатные крыши. Фасады многих домов облицовывали тесом. Часто использовались эркеры над входом.
Особое место занимали кварталы домов иностранцев, приглашенных в качестве специалистов. Располагались они обычно отдельными улицами и значительно отличались от русских изб. Улица «немецких» домов в Златоусте (ул. Ленина) существовала долгое время, последний из них был снесен в 70-х годах ХХ века. В противовес разнообразию русских изб, эти дома были абсолютно одинаковы - каменные, оштукатуренные, одноэтажные, с мезонином и балконом по центру фасада, окрашенные в желтый цвет с белыми деталями и краснокоричневыми крышами. Поставленные близко друг к другу (5-6 м), они выстраивались вдоль прямой, ровной и широкой улицы или около площади, служившей местом общения. Р.М.Лотарева считает, что «Фасадам домов не придавалось, вероятно, большого значения, т.к. они скрывались за палисадом высокорастущих деревьев, что делало жизнь в них более интимной. Силуэтный фон домов был очень активен»4.
В середине XIX века складывается ансамбль центра Златоуста. Большое значение в объемно-пространственной композиции центра приобрел необычный рельеф. Город рас-
3 Там же, с. 368-369.
4 Лотарева Р.М. Города-заводы России, XVIII - первая половина XIX в. Екатеринбург, Изд. Уральского университета, 1993, с. 84.
положен среди горных вершин, фланкирующих его с боковых и тыльной сторон, и просматривается в узком просвете между ними. Река Ай, прорезающая ущелье, еще более сужает это пространство, отодвигая застройку от горы Косотур. Крутой уклон территории центра к берегу пруда усиливал перспективное восприятие. Гора и сейчас является главной высотной доминантой города.
Массивы селитьбы были объединены центральной (пред-заводской) площадью. Она имела трапециевидную форму с расширением в сторону арсенала. Расположенный у берега пруда Свято-Троицкий собор являлся главной высотной доминантой города. Ансамбль площади - один из самых интересных на Южном Урале. Площадь была застроена по периметру, на ней расположились: собор, сооружения металлургического и оружейного завода с арсеналом, первоначально - два, впоследствии одно здание конторы, бывшая усадьба владельца, госпиталь, аптека. Эти здания формировали площадь и главные улицы, начинающиеся с ее тыльной стороны5. Главные видовые точки ансамбля площади и всего города были расположены на территории залива пруда, который активно входил в объемно-пространственную композицию центра. Ансамбль площади отличался целостностью объемного и стилевого решения. Р.М. Лотарева считает, что здания строились с учетом высоты ведущих и соседствующих сооружений, согласовываясь в отделке и использовании композиционных средств. Собор и доменный цех имеют купольные покрытия по оси и соразмерные ритмичные членения. Ризалиты оружейной фабрики приближались по пропорциям к портикам собора. Дом управителя, диагонально противолежащий арсеналу, повторяет его симметрию и этажность, однако имеет центральный мезонин и усадьбу с павильонами и воротами (в том числе католическая и лютеранская церкви под вальмовы-ми крышами). С этими двумя зданиями перекликается старшая заводская контора, находящаяся в одной полосе застройки с арсеналом, ближе к пруду6.
Интересен проект перестройки площади для сооружения православной, католической и лютеранской церквей 1831 года. Около территории завода предлагалось снести несколько строений и расчистить площадь. Две ее стороны были оформлены уже существующими заводскими строениями. Одна из сторон площади включала симметрично расположенные католическую и лютеранскую церкви, а примыкающая сторона была сформирована православным собором7.
Ансамбль центра Златоуста - пример гармоничного сочетания природы и архитектуры на Южном Урале. Его художественные достоинства отмечали многие очевидцы: «Перед въездом в центр города дорога справа имеет высотный горный кряж, лишенный всякой растительности и представ-
5 РГИА, ф. 37, оп. 63 II, д. 22, л. 2.
6 Лотарева Р.М. Города-заводы России, XVIII - первая половина Х1Х в. Екатеринбург, Изд. Уральского университета, 1993, с. 84.
7 РГИА, ф. 1488, оп.3, д. 36.
ляющий собою голые скалы, красиво оборванные и напластованные друг на друга. Поворачиваете направо, и перед глазами - огромных размеров вся красная доменная печь с летящими из нее искрами. А еще далее - около десятка заводских труб и громадное здание Князе-Михайловской оружейной фабрики. Переезжаете плотину; впереди большой собор, около него небольшой сквер и в нем памятник Александру II. Перед памятником с краю помещается здание управления Златоустовским горным округом, а рядом с ним арсенал, за которым тянутся склады и различные заводские застройки. Здание арсенала украшено большим двуглавым черным орлом, у ног которого сложено оружие»8.
Здание главной конторы Златоустовских заводов построено в 1820-х годах архитектором Ф.А.Тележниковым в стиле позднего классицизма. Главная контора была создана в 1811 году в связи с образованием Златоустовского казенного горного округа. Здание трехэтажное, П-образое в плане с центральным слабо выступающим ризалитом на главном фасаде. В первом этаже углы ризалита украшены вертикальными лопатками. Здание построено из кирпича со штукатуркой и покраской. Этажи разделены горизонтальными профилированными тягами: одной - между первым и вторым и двумя - между вторым и третьим. Главный фасад декорирован четырьмя симметричными вертикальными полосками руста - в углах здания и через три окна от углов. Центральная ось главного фасада выявлена тройными окнами во втором и третьем этажах. Во втором этаже окно арочное с архивольтом, в третьем этаже окно имеет две полуколонны тосканского ордера. Общий карниз сильно выступающий, профилированный. В левом крыле здания в 1860-1880 годах сделана небольшая пристройка, нарушившая симметрию плана. В этот же период главный вход перенесен из центра главного фасада на южный боковой. В настоящее время центральный вход заложен, балкон над ним утрачен. Утрачены также рустованные лопатки и башенка с часами, венчавшая объем. Здание главной конторы Златоус-
8 Путеводитель по Уралу (издание газеты «Урал»). Екатеринбург, 1899, с. 44
Ансамбль центральной площади Златоуста
товских заводов соответствует проекту, кроме заложенного входа на главном фасаде9.
Проект здания другой заводской конторы напоминает жилой дом с мезонином. Его главный фасад решен в том же стиле, что и дом управляющего заводами, расположенный с противоположной стороны площади. Мезонин фланкирован пилястрами и второй этаж декорирован четырьмя пилястрами. Все пилястры и горизонтальные тяги выделены белым цветом на контрастной оштукатуренной стене. Горизонтальные тяги проходят между первым и вторым этажом и под профилированным карнизом, который сильно вынесен. Окна второго этажа и мезонина - большие прямоугольные, украшены сандриками через одно. В первом этаже - небольшие окошки прямоугольной формы10.
Дом начальника Горного округа в Златоусте был построен в конце XVIII века и перестроен в первой трети XIX века М.П.Малаховым. Первоначально здание как дом заводчика имело усадебные постройки и пристрой с левой стороны бокового фасада. В настоящее время этот дом находится в глубине сквера, завершающего главную площадь города с юга. Это двухэтажный прямоугольный в плане особняк с мезонином. Мезонин завершается двускатной крышей, во фронтоне которой расположено арочное окно. Центральная ось главного фасада выявлена главным входом и балконом, который сейчас утрачен. Плоскость фасада и углы мезонина декорированы пилястрами с упрощенной капителью, которые несут в основной плоскости фасада мощный полный антаблемент с сухариками и большим количеством фасций. В уровне мезонина на пилястры опирается небольшая профилированная горизонтальная тяга, которая отделяет прямоугольную плоскость с пятью вытянутыми вертикально прямоугольными окнами от фронтона. На главном фасаде этажи разделены двумя профилированными горизонтальными тягами, одна из которых проходит в уровне низа окон второго этажа. Эти окна декорированы крупными прямоуголь-
9 РГИА, ф. 37, оп. 63 II, д. 22, л. 10.
10 Там же.
4
Дом начальника Горного округа
ными сандриками. В первом этаже окон меньше, они той же формы, но без сандриков.
Здание арсенала Златоустовской оружейной фабрики было построено в 1833 году по проекту архитектора департамента Горных и соляных дел А.И.Постникова. Симметричное в плане, оно имеет форму буквы «П» с небольшими крыльями. Центр главного фасада выделен ризалитом на три окна с двухступенчатым аттиком. Здание построено из кирпича, имеет два этажа и вальмовую крышу. Этажи разделяются профилированной горизонтальной тягой, а вся плоскость фасада завершена антаблементом. В первом этаже расположены высокие окна с полуциркульным завершением, обработанным профилированным архивольтом с замковым камнем. В уровне пяты арки архивольты связаны профилированной горизонтальной тягой. Во втором этаже на тех же осях расположены окна прямоугольной формы. Они имеют полочки внизу каждого окна и прямоугольные сандрики - только над четными окнами. В ризалите сандрики декорируют все окна второго этажа.
Здание оружейной фабрики Златоустовского завода было сооружено в 1839 году по проекту главного архитектора Уральского горного правления И.И.Свиязева и под наблюдением архитектора Златоустовских заводов Ф.А.Тележни-кова. В проект И.И.Свиязева перед строительством были внесены изменения М.П.Малаховым, ставшим в этот период главным архитектором Уральского горного правления. Сооружение завершает ансамбль центральной площади с северо-запада. Здание трехэтажное прямоугольной формы с внутренним двором той же формы, построено из кирпича с вальмовой крышей. Центральные оси каждого из фасадов выявлены мощным ризалитом. Окна первого и третьего этажей имеют прямоугольную форму, но в первом этаже они сильно вытянуты вертикально, а в третьем скорее горизонтально. Второй этаж отделен от первого профилированной горизонтальной тягой, на которую опираются сильно выступающие архивольты полуциркульных окон. В середине ризалита главного фасада заложен парадный вход, декорированный порталом с двумя полуколоннами.
В центре внутреннего двора в тот же период было построено здание тигельного цеха, в котором имелось четыре тигельные печи. Здание прямоугольное, выполнено из кирпича. Первоначально оно имело два этажа, но впоследствии в двадцатом веке было надстроено еще два. Окна первого этажа имеют вытянутую прямоугольную форму. Во втором этаже они завершаются полуциркульной аркой, обработанной архивольтом с замковым камнем. В уровне пяты - горизонтальная профилированная тяга, проходящая по всем фасадам. Еще две горизонтальные тяги разделяют первый и второй этажи, а над вторым и верхним расположены карнизы. В двух верхних этажах - простые прямоугольные окна.
В архивах сохранились проекты зданий для центра Златоуста и территории завода, которые не существуют в настоящее время. Многие из них так и не были построены. Фасад проекта доменного корпуса имеет горизонтальные тяги между вторым и третьим этажом и под карнизом. Окна всех трех этажей декорированы наличниками, выделенными белым цветом на более темной оштукатуренной стене. Верхний отделенный горизонталью этаж выделен дополнительными небольшими пилястрами в центре, которые дополняют высокие пилястры по углам всего фасада. Между окнами в верхнем этаже располагаются сандрики, которые не относятся ни к каким проемам11.
На многих заводах внедрялись оригинальные инженерные конструкции. Например, на Златоустовском заводе руда обжигалась не на руднике, а непосредственно при доменных печах. Для этого на доменной печи были установлены рудообжигательные печи с тремя рудонасыпными и тремя рудо-выгребальными окнами. Сразу после обжига руда попадала в шахту, что способствовало значительному сокращению трудоемкости операции обжига. Здесь же были сооружены два специальных горна для производства цементированной стали. Особенно прославился завод булатной сталью.
11 РГИА, ф. 37, оп. 63 II, д. 22, л. 10.
Главная контора Златоустовских заводов Фрагмент фасада главной конторы Златоустовских заводов
2 2009 85
Фасад проекта кричной фабрики Златоустовского завода интересен необычным по декору вариантом классицизма. Стена здания членится мерным ритмом дорических пилястр на непропорционально высоких постаментах. Пилястры перекликаются с ритмом труб кричных горнов, которые выделены белым цветом, как и пилястры. Здание состоит из двух павильонов, соединенных вставкой в классическом стиле. Эта вставка имеет два этажа и вход, отмеченный небольшим портиком с фронтончиком. Окна на всех фасадах разной формы: прямоугольные и арочные. Они декорированы необычными разорванными плоскими наличниками12.
Гауптвахта завода представляет собой небольшой павильон в стиле классицизм. Фасад имеет достаточно гармоничные пропорции и умеренный декор в виде пилястр и сильно выступающего профилированного карниза. Окна внизу декорированы небольшими кронштейнами. Это одно из наиболее удачных сооружений комплекса13. Некоторой перегруженностью неконструктивным декором страдает проект заводской кузницы. Окна отмечены круглыми, а дверные проемы - многоугольными накладными медальонами в верхней части стены фасада14.
В некотором отдалении от центральной площади города в рассматриваемый период тоже происходит строительство крупных общественных зданий. Горнозаводской госпиталь в Златоусте был построен в начале XIX века и впервые упоминается в описаниях 1809 года берг-инспектором Томило-вым. В конце второго десятилетия того же века он был перестроен архитектором М.П.Малаховым в стиле классицизма. Первоначальное здание было прямоугольным двухэтажным. Главный фасад располагался со стороны последующего дворового. Главная ось его была акцентирована балконом второго этажа, опиравшегося на две колонны. Над крышей -башенка с шатровым завершением. В здании находилась аптека и 60 коек для больных. М.П.Малахов пристроил бо-
12 РГИА, ф. 37, оп. 63 II, д. 22, л. 10.
13 Там же.
14 Там же.
ковые крылья к основному корпусу, и здание приобрело в плане симметричную П-образную форму. Главный вход расположен по главной оси здания и, вероятно, был акцентирован аттиком. Углы здания и простенки первого этажа декорированы рустованными лопатками. Окна прямоугольные с небольшими наличниками. Плоскость фасада завершена профилированным карнизом.
В 40-х годах XIX века классицизм на Южном Урале начинает вырождаться. Последним значительным ансамблем позднего классицизма является застройка центральной части Златоуста. Работавший там архитектор Ф.А.Тележников использовал наравне со своими и присланные проекты. Построенные в основном в конце 1830-х - начале 1850-х годов сооружения отражают характерные черты позднего классицизма. Тележников приступил к работе в 1831 году. Его авторская манера характерна четким композиционным построением, повторением однотипных элементов в различных сочетаниях и скромностью в обработке фасадов. Постройки отличаются строгой геометричностью планов. Фасады почти всегда трактовались как единая плоскость с подчеркнутыми окнами и входом,обработанными архивольтами и сандриками. Сильно выступающие или западающие части отсутствуют.
Предзаводская площадь после строительства собора стала называться Соборной. Элементы ансамбля площади - корпуса управления завода, арсенал и Троицкий собор - строились одновременно. Главенствующую роль на площади играет собор. Отдельно стоящая пятиярусная соборная колокольня и пятиглавый собор - наиболее интересная работа Ф.А.Тележникова, к сожалению, не сохранившаяся. С трех сторон фасады собора были оформлены шестиколонными портиками. Окна, помещенные в плоские ниши арок, оживляли строгую геометрию основного объема.
Таким образом, при Ф.А.Тележникове центральная часть Златоуста сформировалась как единый ансамбль, а город-завод в целом приобрел неповторимый облик.
В конце XIX века через Златоуст прошла Самаро-Златоу-стовская дорога, что придало новый импульс росту города.
Здание Златоустовской оружейной фабрики
Здание арсенала Златоустовской оружейной фабрики
86 2 2009
Генеральный план Златоуста второй половины XIX века, по сравнению с планом 1828 года, отражал значительный рост северо-западных и восточных массивов города и некоторое его развитие на юго-запад15. Генеральный план начала XX века демонстрировал дальнейший рост города на северо-запад и появление там крупного массива (связанного с железной дорогой). В 1917 году площадь города составляла 700 десятин. На этом пространстве было построено большое количество больших каменных зданий и обывательских домов. Особенностью города, по мнению очевидцев, являлось то, что в нем «почти не бывало грязи», т.к. вода по каменистому грунту быстро сбегала с покатых улиц к пруду16.
К началу ХХ века город насчитывал: «домов 2916 (299 каменных). Церквей православных 4, староверческую церковь, римско-католический костел и протестантскую кирху. Учебных заведений 7. Земскую больницу и аптеку. Больницу и аптеку казенных заводов. В городской черте находились следующие заводы: мыловаренный, пиво-медоваренный, чугуноплавильный и железоделательный, полировочные»17. Центральная часть была благоустроена. На площади появляется памятник Александру II, «пьедестал сделан из мрамора, фигура Государя во весь рост вылита из чугуна на Кусин-ском казенном заводе»18. В настоящее время ансамбль центра Златоуста значительно разрушен, наиболее ценные здания утрачены.
В конце XIX - начале XX века в городе четко читалась разница между центром и окраинными рабочими районами. Топографический характер местности города определил неодинаковое его санитарное состояние. Если в центре, несмотря на отсутствие мощения улиц, город выглядел благополучно, жизнь в домах, находящихся в ущелье (улицы Мастерская, Большая, Нижне-Заводская и др.), в санитарном отношении часто была невозможна вследствие сырости, туманов и дыма заводских труб. Интеллигенция города жила по преимуществу на улицах Большой и Малой Немецких, Ключевской и Никольской. Здесь были расположены лучшие дома. В остальных частях города жилища были небольшие, занятые семьями рабочих. Пестрым оставался национальный состав населения: русские, немцы, слободка Уреньга была населена татарами19.
Свято-Троицкая церковь на ул. Б. Закаменской в Златоусте была построена в 1916 году как Свято-Никольская. Храм был возведен единоверческой женской общиной. Церковь
15 РГИА, ф. 1286, оп. 15, д.436, л. 1.
16 Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. СПб., Тип. Б.А.Суворина, 1917. С. 545-546.
17 Дмитриев-Мамонов А.И. От Волги до Великого океана. Путеводитель по Сибирской железной дороге. СПб., Министерство путей сообщения, 1900, с. 87.
18 Там же, с. 88.
19 Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. СПб., Тип. Б.А.Суворина, 1917, с. 547
деревянная, имеет типичную композицию, состоящую из входного придела с колокольней, низкой трапезной, двухсветного четверика и алтаря. Перед входным приделом, на котором стоит колокольня, есть еще один более узкий входной придел. Апсида перекрыта конхой с маленькой луковичной главкой на высоком барабане. Основной четверик перекрыт четырехскатной крышей с одной большой луковичной главкой на низком барабане. Окна прямоугольной формы в наличниках. В верхнем ряду окна значительно меньше, чем в нижнем. Остальные окна здания аналогичны нижнему ряду четверика. В центре северного и южного фасадов находятся боковые входы с крыльцами и двускатными навесами с треугольными фронтонами. Фасады декорированы лопатками по углам и профилированным карнизом. Трапезная с двускатной крышей имеет на северном фасаде два окна, а на южном три. Придел, на котором расположена колокольня, перекрыт четырехскатной кровлей. Колокольня имеет два яруса и увенчана шатром с главкой и люкарнами. Ярусы колокольни разделены широкими карнизами, под которыми проходят орнаментальные фризы. Первый ярус представляет собой восьмерик, а второй - четверик. Углы ярусов декорированы лопатками. Первый ярус глухой, а второй имеет проемы звона с полуциркульным завершением. У основания шатра и в его середине расположены люкарны. Входной придел с сильно выступающим крыльцом западного входа имеет треугольный фронтон. Крыльцо снабжено двускатным навесом с треугольным фронтоном. Около Троицкой церкви стоит каменная часовня с маленькой луковичной главкой. Ее украшают крупные закомары с профилированными архивольтами.
Таким образом, планировка Златоуста отличалась меньшей регулярностью, чем в северо- и центрально-уральских городах-заводах. Особенности рельефа определили живописность поселения, природные объекты играли в композиции более важную роль, чем архитектурные доминанты. Основной период формирования ансамбля центра - первая половина XIX века. В это время были построены наиболее значительные архитектурные памятники. В конце XIX века завод активно благоустраивался и окончательно сформировался как живописный ансамбль.
Design of the City-Factory of Zlatoust Ensemble in the XVIII - beginning of the XX Century. By E.V.Ponomarenko
The Article is deals with the analysis of the origin and development of the city-factory Zlatoust in the Southern Ural. The lay-out, composition and settlement of buildings are considered. On the basis of natural inspections, memoirs of eyewitnesses of XIXcentury and archival research characteristic lines of architecture of Zlatoust are revealed.