Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

АРХИТЕКТУРА МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Еврейский музей / архитектор Даниэль Либескинд / Мис ван дер Роэ / музей науки / форма / культура и искусство.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сартаев Манас Азаматович, Галимжанова А. С.

В статье рассмотрены примеры музейных зданий второй половины XX века, таких как: 1) Еврейский музей от Даниэля Либескинда (1999, г. Берлин); 2) Новая Национальная Галерея от Мис ван дер Роэ (1968, г. Берлин); 3) Музей науки и техники от архитектурного бюро "Nikken Sekkei" (1964, г. Нагоя). Музеи являются важным показателем культурного развития общества. В XX веке было множества инновации в сфере музейной архитектуры. Автор приходит к выводу, что эти музеи, каждый по-своему, демонстрируют эволюцию музейной архитектуры второй половины XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 069(091)

АРХИТЕКТУРА МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

САРТАЕВ МАНАС АЗАМАТОВИЧ

МАрх 22-1 Международная Образовательная Корпорация (КазГАСА)

ГАЛИМЖАНОВА А. С.

Научный руководитель Алматы, Казахстан

Аннотация: В статье рассмотрены примеры музейных зданий второй половины XX века, таких как: 1) Еврейский музей от Даниэля Либескинда (1999, г. Берлин); 2) Новая Национальная Галерея от Мис ван дер Роэ (1968, г. Берлин); 3) Музей науки и техники от архитектурного бюро "Nikken Sekkei" (1964, г. Нагоя). Музеи являются важным показателем культурного развития общества. В XX веке было множества инновации в сфере музейной архитектуры. Автор приходит к выводу, что эти музеи, каждый по-своему, демонстрируют эволюцию музейной архитектуры второй половины XXвека.

Ключевые слова: Еврейский музей, архитектор Даниэль Либескинд, Мис ван дер Роэ, музей науки, форма, культура и искусство.

Андатпа:Мацалада XX гасыр б1р1нш1 жартысында музейдгк цурылыстардыц Yлгерiмiне цатысатын мысалдарды царастырылган, мгне: 1) Даниэль Либескиннщ (1999, Берлин ц.) Жауынгерек Мусвм1; 2) Мис ван дер Роэ (1968, Берлин ц.) Жаца Мемлекеттт Галярия; 3) "Nikken Sekkei" архитектуралыц бюросыныц (1964, Нагоя ц.) Техника жэне Техника Мусвм1. Музейлер цогамдыц даму Yстелдерiнiц басца Yлгерiмi деп саналады. XX гасырда музейдт архитектурада квптеген инновациялар болган. Автор сияцты, мундай музейлерщ эр бiрi, олардыц взiне жататын цурылысына байланысты, XX гасыр ортасындагы музей архитектурасыныц Yлгерiмiн кврсетедi.

ТYШндi свздер: Еврей муражайы, Даниэль Либескинд, Мис ван дер Роэ, гылыми муражай, нысаны, мэдениет жэне внер.

Abstract: The article explores examples of museum buildings from the second half of the 20 th century, such as: 1) The Jewish Museum by Daniel Libeskind (1999, Berlin); 2) The New National Gallery by Mies van der Rohe (1968, Berlin); 3) The Museum of Science and Technology by the architectural firm "Nikken Sekkei" (1964, Nagoya). Museums serve as significant indicators of societal cultural development. The 20th century witnessed numerous innovations in museum architecture. The author concludes that these museums, each in their own way, showcase the evolution of museum architecture in the latter half of the 20th century.

Key words: Jewish Museum, architect Daniel Libeskind, Mies van der Rohe, science museum, form, culture and art.

Архитектура музейных зданий играет важную роль в создании привлекательной и функциональной среды для хранения и выставления искусства, исторических экспонатов и культурных ценностей. Во второй половине XX века архитекторы по всему миру начали искать новые подходы к проектированию музеев, стремясь создать здания, которые не только отражали бы их содержимое, но и стали бы самостоятельными произведениями искусства. В данной статье автор рассматривает примеры архитектуры музейных зданий в зарубежных странах, сфокусировавшись на ключевых проектах и достижениях этого периода. Среди них будет включен Еврейский музей в Берлине и другие примечательные музейные сооружения, которые представляют собой уникальное сочетание формы, функциональности, культуры и искусства. Рассмотрение этих примеров позволит нам

получить глубокое понимание того, как архитектура музейных зданий стала сильным выражением современного искусства и отражением культурных ценностей второй половины XX века.

Здание Еврейского музея в Берлине, созданное архитектором Даниэлем Либескиндом, выражает трагические события Холокоста и стало символом надежды (Рисунок 1). Форма здания, напоминающая сжатие и перекос, символизирует насилие и разрушение, причиненные евреям. Оно выполнено из бетона, стекла и металла, а наклонные стены с углом наклона в 12 градусов создают эффект неустойчивости и передают чувство страха. Фасад покрыт шипастой оцинкованной сталью, создающей изменяющийся цвет и отражение света [1].

Рисунок 1. Еврейский музей в Берлине, архитектор - Д. Либескинд (1999 г.)

Внутри музея интерьер состоит из перекрывающихся объемов и туннелей, создавая ощущение лабиринта. Пространство "холла" на первом этаже, не имеющее функционального назначения, служит местом отдыха и символизирует разорванные связи с родной землей [1].

Музей предлагает посетителям экспозиции и инсталляции, погружая их в историю и культуру еврейского народа. Эстетика здания и его внутреннего пространства призвана вызвать уважение и память к еврейскому наследию, а также вызвать диалог о месте и роли этого наследия в современном мире.

Рисунок 2. Еврейский музей в Берлине, Фасады и схема здания

Еврейский музей в Берлине стал примером того, как архитектура может выразить и символизировать историю и культуру народа.

Можно выделить две архитектурные особенности музея:

1)Форма здания полностью отражает смысловой контекст музея;

2)Использование новых технологий и материалов придает современный стиль объекту. Новая Национальная Галерея, сооружение, подвергнутое архитектурно-

художественному анализу, представляет собой выдающийся образец современной

архитектуры, созданный архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ в 1962-1968 годах в Берлине (Рисунок 3).

Рисунок 3. Новая Национальная Галерея, архитектор - Мис ван дер Роэ

Это здание, возводящееся после Второй мировой войны, занимает центральное место среди множества культурных и искусственных артефактов, которые возникли во времена национального восстановления Германии [9].

Развитие Мис ван дер Роэ как архитектора характеризуется его стремлением создавать здания, предназначенные для самых разных целей. Сохраняя этот принцип, Мис поместил стеклянный павильон на пьедестал, в котором находятся помещения, которые могут использоваться для различных целей. В случае Национальной галереи в подвале находятся галерейные помещения, смежные с скульптурным садом на открытом воздухе, получающие естественное освещение с одной стороны. Офисные помещения и другие помещения, не предназначенные для выставок, находятся в основном без естественного освещения. Если свет в подвале является скромным, то в помещении выше его в избытке. Павильон Новой Национальной галереи производит наибольшее впечатление, когда его оставляют полностью пустым или используют для выставки больших фристайл-скульптур [9].

Новая Национальная галерея представляет собой ничто иное, как возвращение к архитектуре в ее самой естественной форме: пространство, созданное для того, чтобы представлять само пространство.

Рисунок 4. Генплан и разрез здания, Новая Национальная Галерея, архитектор -

Мис ван дер Роэ

Исходя из информации, можно выделить несколько ключевых архитектурных особенностей:

1) Здание отличается строгой геометрией, абстракцией и использованием современных материалов, таких как стекло и сталь. Архитектурный стиль вдохновлен идеями модернизма и деконструктивизма, что делает здание актуальным представителем архитектурного канона

20-го века;

2) Галерея не только служит выставочным пространством для искусства, но и становится символом развития современного искусства и культурной идентичности Берлина. Оно сближает искусство с архитектурой, устанавливая важное соединение между внутренним и внешним миром;

3) В процессе строительства архитектор разработал хитрое решение сопутствующих проблем, что позволяет собрать ценный опыт при создании музеев.

Музей науки и техники был построен в 1964 году от архитектурного бюро "Мккеп Sekkei" и до сих пор остается впечатляющим примером архитектуры Японии прошлого века (Рисунок 5).

Одной из самых заметных особенностей здания является его круглая форма, которая создает ощущение единого органического объекта, взаимодействующего со своим окружением. Здание выполнено из бетона и стекла.

Над зданием раскинулся массивный купол, который был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить максимальное естественное освещение внутренних помещений. Купол выполнен из прозрачного стекла и каркаса из алюминия, создавая яркий и запоминающийся внешний вид. Его особенности конструкции выражены в эстетическом и современной по тем меркам форме, который был разработан с учетом функциональных потребностей музея.

Рисунок 5. Музей науки и техники, г. Нагоя, 1964 год

Главным элементом дизайна здания является его куполообразная крыша, которая известна как "Жемчужина Нагои". Крыша покрыта белым алюминиевым сплавом и представляет собой выдающуюся техническую достопримечательность. Крыша весит более 1300 тонн и имеет диаметр 35 метров. Внутри здания расположены интерактивные экспозиции научно-технической тематики, такие как модели космических кораблей и динозавров, а также макеты различных явлений и процессов, связанных с наукой и технологиями.

Здание Музея науки и техники в Нагое претендует на статус символа современных достижений в области науки и техники. Его философия архитектуры легко читается в его форме и дизайне, которые стремятся выразить ключевые идеи. Архитектурная форма здания отражает стремление к современности и инновациям. Геометрические фигуры и четкие линии символизируют точность и технологичность, что ассоциируется с миром науки и техники. Использование стекла и открытых пространств создает ощущение прозрачности и доступности. Это подчеркивает философию образования и доступности знаний, которая связана с музеем. Внутренний дизайн и пространства здания нацелены на интерактивное обучение и вовлечение посетителей.

Исследование данного объекта выявило несколько особенностей:

1) Несмотря на возраст, «Музей науки и техники» вписывается в современный архитектурный стиль, который отличается смешением минимализма и функционального дизайна.

2) Здание, возведенное в современном стиле, учитывает культурное наследие города Нагоя и служит как символ будущего развития в области науки и техники.

3) Музей активно взаимодействует с окружающей средой, что подчеркивает важность взаимодействия науки и техники с природой и обществом.

Рисунок 6. Генплан Музей науки и техники, г. Нагоя, 1964 год

На основании анализа архитектуры музейных зданий второй половины XX века в зарубежных странах можно сделать следующее заключение. В этом периоде наблюдается ярко выраженное разнообразие и эксперименты в области музейной архитектуры.

Архитектурный стиль музеев варьируется от классического до современного и инновационного. Многие здания отражают современные тенденции, такие как использование современных материалов, передовых технологий и смелых форм.

Приходим к выводу, что архитектура музейных зданий второй половины XX века строится на следующих положениях:

а) Форма здании следует идеи архитекторов и имеет художественную целостность;

б) Использование новых конструкции и материалов;

в) Тесное взаимодействие науки, искусства и философии в архитектуре музеев;

г) Интеграция в окружающую среду;

д) Инновации в освещении и дизайне интерьера;

е) Многообразие стилей и концептуальный подход.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Супрыгина Г.Г. Еврейский музей в Берлине // Вестник Томского государственного университета. История. 2008. №2(3). С. 69-84.

2. Блинова, Е. К. Музей - звено в цепи времен / Е. К. Блинова, Е. С. Бакушкина // Знание

- Сила. - 2016. - № 3. - С. 94-102.

3. Б.Е.Сергеевна Архитектура современных музейных зданий. Формирование смысловых моделей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств № 34/2016. С. 102-107.

4. Тухтаева, М. С. & Хидоятов, Т. А. (2020). СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ МУЗЫКИ И ИСКУССТВ. In Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития (рр. 388-392).

5. Adilovna, Q. S. (2021). Features of the Design of Public Buildings in the Organization of Pub lic Services № 10/2021 [Электронный ресурс] // Режимдоступа: https://johuns.net/index.php/publishing/178.pdf

6. Adilovna, Q. S. (2021). THE LINK OF CULTURAL AND EDUCATIONAL CENTERS TO THE SOLUTION OF THE PROJECT IDEA. Emergent: Journal of Educational Discoveries and Lifelong Learning (EJEDL), 2(11), 92-95.

7. Блинова, Е. К. Пространство и время музея / Е. К. Блинова, Е. С. Бакушкина // Знание

- Сила. - 2016. - № 2. - С. 106-112.

8. MIES VAN DER ROHE - CLAIRE ZIMMERMAN // TASCHEN 2016. C. 83-85

9. Карлова А.И. (2009). Музей современного искусства в культуре XX века // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 2009, вып. 4, С. 135-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.