Научная статья на тему 'Архитектура морских научно-исследовательских станций'

Архитектура морских научно-исследовательских станций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремальная архитектура / Арктика / научно-исследовательская станция / плавучая станция / Северный Ледовитый океан / гидротермальная электростанция / экстремальная среда / Extreme architecture / Arctic region / research station / floating station / Arctic Ocean / hydrothermal power plant / extreme environment

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савинова Валерия Анатольевна

Статья посвящена вопросу современного состояния архитектуры морских научно-исследовательских станций. Обозначена сфера применения подобных объектов и регион потенциального размещения: Северный Ледовитый океан. Подробно рассмотрено современное состояние проводимых в регионе потенциального размещения научных работ: дан обзор проведенных во второй половине 2022-ого года в арктическом регионе морских экспедиций, а также обзор научных судов и стационарных научных станций. Выявлены сферы, нуждающиеся в современных архитектурных проектах в изученном регионе, в частности – устаревшие научно-исследовательские станции. Определено, что используемые в настоящее время научно-исследовательские станции не удовлетворяют современным требованиям архитектуры экстремальных сред и нуждаются в замене. Представлено и подробно описано авторское предложение двух проектов морских научно-исследовательских станций: стационарной и плавучей. Предложение сопровождается чертежами и визуализациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of maritime research stations

The article is devoted to the issue of the current state of the architecture of marine research stations. The scope of application of such objects and the region of potential placement is indicated: the Arctic Ocean. The current state of the potential placement of scientific works in the region is considered in detail: an overview of the marine expeditions conducted in the Arctic region in the second half of 2022 is given, as well as an overview of scientific vessels and stationary scientific stations. The areas in need of modern architectural projects in the studied region are identified, in particular, outdated research stations. It is determined that the currently used research stations do not meet the modern requirements of the architecture of extreme environments and need to be replaced. The author's proposal of two projects of marine research stations is presented and described in detail: stationary and floating. The proposal is accompanied by drawings and visualizations.

Текст научной работы на тему «Архитектура морских научно-исследовательских станций»

Architecture and Modern Information Technologies. 2023. № 1(62). С. 126-138

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Научная статья

УДК/UDC 727:001.89:574.23(268) DOI: 10.24412/1998-4839-2023-1-126-138

Архитектура морских научно-исследовательских станций

Валерия Анатольевна Савинова1

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия araseilis7714@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена вопросу современного состояния архитектуры морских научно-исследовательских станций. Обозначена сфера применения подобных объектов и регион потенциального размещения: Северный Ледовитый океан. Подробно рассмотрено современное состояние проводимых в регионе потенциального размещения научных работ: дан обзор проведенных во второй половине 2022-ого года в арктическом регионе морских экспедиций, а также обзор научных судов и стационарных научных станций. Выявлены сферы, нуждающиеся в современных архитектурных проектах в изученном регионе, в частности - устаревшие научно-исследовательские станции. Определено, что используемые в настоящее время научно-исследовательские станции не удовлетворяют современным требованиям архитектуры экстремальных сред и нуждаются в замене. Представлено и подробно описано авторское предложение двух проектов морских научно-исследовательских станций: стационарной и плавучей. Предложение сопровождается чертежами и визуализациями.

Ключевые слова: экстремальная архитектура, Арктика, научно-исследовательская станция, плавучая станция, Северный Ледовитый океан, гидротермальная электростанция, экстремальная среда

Для цитирования: Савинова В.А. Архитектура морских научно-исследовательских станций // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. № 1(62). С. 126-138. URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/1 kvart23/PDF/07 savinova.pdf DOI: 10.24412/1998-48392023-1-126-138

ARCHITECTURE OF BUILDINGS AND STRUCTURES

Original article

Architecture of maritime research stations

Valeria A. Savinova1

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia araseilis7714@gmail.com

Abstract: The article is devoted to the issue of the current state of the architecture of marine research stations. The scope of application of such objects and the region of potential placement is indicated: the Arctic Ocean. The current state of the potential placement of scientific works in the region is considered in detail: an overview of the marine expeditions conducted in the Arctic region in the second half of 2022 is given, as well as an overview of scientific vessels and stationary scientific stations. The areas in need of modern architectural projects in the studied region are identified, in particular, outdated research stations. It is determined that the currently used research stations do not meet the modern requirements of the architecture of extreme environments and need to be replaced. The author's proposal of two projects of marine research stations is presented and described in detail: stationary and floating. The proposal is accompanied by drawings and visualizations.

1 © Савинова В.А., 2023

Keywords: Extreme architecture, Arctic region, research station, floating station, Arctic Ocean, hydrothermal power plant, extreme environment

For citation: Savinova V.A. Architecture of maritime research stations. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no. 1(62), pp. 126-138. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/07 savinova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-1126-138

В настоящее время актуальность вопроса изучения Арктики и развития арктической архитектуры не вызывает сомнений, особенно в прошедший период председательства Российской Федерации (далее РФ) в Арктическом совете [10]. Поэтому такому динамично развивающемуся региону, как Арктика, необходимы новые архитектурные проекты, способные поддержать развитие региона, особенно в научной сфере.

Значительное место в арктических научных исследованиях занимает Северный Ледовитый океан (далее СЛО). Сейчас его изучение проводится как на прибрежных научно-исследовательских станциях (далее НИС), так и на плавучих. Изучению акватории СЛО только за 2022 год были посвящены следующие российские экспедиции:

- «Арктический плавучий университет - 2022: меняющаяся Арктика". Организована Северным (Арктическим) федеральным университетом, проходила по Карскому и Баренцевому морям, архипелагам Новая Земля и Земля Франца-Иосифа2;

- «Европейская Арктика - 2022: геологическая летопись изменений среды и климата». Организована Институтом океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук. Проходила в акваториях Баренцева, Норвежского и Гренландского морей3;

- «Север 2022». Сезонная арктическая экспедиция с базированием на НИС «Ледовая база Мыс Баранова», организована Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом4.

Кроме того действуют постоянные экспедиции ААНИИ на Шпицбергене5 и «Высокоширотная арктическая экспедиция»6.

Изучение СЛО проходит на научно-экспедиционных судах «Академик Трешников», «Академик Фёдоров», «Академик Мстислав Келдыш», «Михаил Сомов» и других, всего в научно-экспедиционный флот РФ водит более 10 НЭС, участвующих в арктических экспедициях.

В 2022 году состоялся ввод в эксплуатацию первой экспедиционной ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», что стало важной вехой в продолжении регулярных наблюдений в СЛО, прерванных в 2013-ом году7.

Кроме того, научные изыскания проводятся на большом числе прибрежных НИС, таких как: Научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова», Канин Нос, Колгуев Северный, Ходовариха, ГМС им. М. В. Попова, ГФС Колба, мыс Стерлегова, остров Визе,

2 URL: https://arctic.narfu.ru/expeditions (дата обращения 03.02.23).

3 URL: https://www.ocean.ru/index.php/vse-novosti/item/2559-88-j-rejs-nis-akademik-mstislav-keldysh-poputnaya-ekspeditsiya-evropejskaya-arktika-2022-geologicheskaya-letopis-izmenenij-sredy-i-klimata (дата обращения 03.02.23).

4 URL: https://www.aari.ru/press-center/news/novosti-aari/v-arktike-startuet-ekspeditsiya-%C2%ABsever-2022%C2%BB (дата обращения 03.02.23).

5 URL: https://www.aari.ru/ekspeditsii/rossiyskaya-nauchnaya-arkticheskaya-ekspeditsiya-na-arkhipelage-shpitsbergen-(rae-sh) (дата обращения 03.02.23).

6 URL: https://www.aari.ru/ekspeditsii/vysokoshirotnaya-arkticheskaya-ekspeditsiya-(vae) (дата обращения 03.02.23).

7 URL: https://www.aari.ru/press-center/news/severnyy-polyus-41-(lsp)/rocciya-vozobnovila-regulyarnye-nauchnye-nablyudeniya-v-severnom-ledovitom-okeane (дата обращения 03.02.23).

остров Голомяный, остров Котельный, Кигилях, мыс Биллингса, остров Врангеля, ГМО «Баренцбург» и других. Подобные пути изучения СЛО - как посредством плавучих средств, так и на стационарных прибрежных постройках, - говорят о двух условных путях изучения СЛО.

Говоря об актуальности исследований СЛО, стоит обратить внимание и на основные направления исследований в полярных регионах. Это (по данным научного журнала «Проблемы Арктики и Антарктики»): океанология, физика атмосферы и гидросферы, метеорология и климатология, гидрология суши, гляциология и криология, ледотехника, геология и геофизика. Большая часть этих исследований нуждается в проведении полевых работ и изысканий на месте, что дополнительно свидетельствует о потребности научного сообщества в современных морских НИС.

Однако изучение СЛО важно не только научному сообществу. В получении данных мониторинга ледовой обстановки также нуждаются множество крупных транспортных компаний, эксплуатирующих главный маршрут, пролегающий через СЛО - Северный морской путь (далее СМП) [2]. Немаловажно и то, что сейчас архитектура и инфраструктура сооружений, обслуживающих маршруты СЛО, в том числе СМП, находится в неудовлетворительном состоянии. Проведенные исследования показывают, что СМП нуждается в устройстве глубоководных портов, улучшении портовой инфраструктуры и внедрении разветвленной сети объектов для гидрометеорологического наблюдения [2, 4].

Отдельно стоит сказать о состоянии современных прибрежных НИС. Не только упомянутые выше строения, но и значительная часть арктических российских НИС были возведены в XX веке и представляют собой следующее: одноэтажные дома со скатной кровлей, выполненные из древесины, зачастую расположенные на системе опор над поверхностью рельефа. В рамках данной статьи важны два аспекта архитектуры данных НИС. Первый: отсутствие специальных архитектурных приёмов, нивелирующих воздействие экстремального климата, что опасно для научных сотрудников. Второй: со времен своего возведения строения ни разу не подвергались обновлению или ремонту, что весьма опасно для сотрудников [8]. Многие сооружения давно превысили срок эксплуатации и нуждаются не просто в проведении реконструкции, а в их полной замене. Выглядит очевидной необходимость создания новой архитектуры НИС, способной заменить существующие строения.

Следует упомянуть и о возможных перспективах развития архитектуры НИС в свете изучения СЛО. По словам Владимира Лихоманова, заведующего отделом ледовых качеств судов ААНИИ, Арктике необходима разработка «стационарного автономного сооружения, которое бы избавило полярников от необходимости постоянно бороться за жизнь», т.к. «до сих пор большая часть исследований проводилась на дрейфующих станциях в очень сложных бытовых, научных и производственных условиях» (по материалам круглого стола ПОРА «Арктическое судоходство. Инновации в судостроении и эксплуатации судов»8). Подобные проекты свидетельствуют о заинтересованности как научного, так и архитектурного сообщества в проектировании мобильных морских баз, предоставляющих необходимые условия для изучения СЛО на месте.

Новейшие архитектурные разработки в сфере НИС должны учитывать экстремальный арктический климат: очень низкие температуры, атмосферные явления (метели, снегопады), нерегулярную смену суток (полярный день и полярная ночь), наличие ледового покрова и вечной мерзлоты [9]. Следует обратить внимание и на сложную энергетическую ситуацию в регионе [1].

В связи с вышеизложенным, принимая во внимание отсутствие современных морских научно-исследовательских станций, было разработано авторское предложение в сфере

8 иРЬ: https://porarctic.ru/ru/events/innovatsii-v-arkticheskom-sudostroenii-i-sudokhodstve-obsudili-na-ploshchadke-pora-v-sankt-peterburg/ (дата обращения 03.02.23).

архитектуры научно-исследовательских станций. Проект носит название «Lanterna» (маяк) и включает два архитектурных предложения: прибрежной станции и плавучей. В основе проекта лежит идея о новом подходе к архитектуре НИС. В нём не только поднимается вопрос о необходимости создания современной архитектуры для НИС, но также и применяется новый авторский метод проектирования таких объектов. Метод предполагает использование исключительно функциональных элементов и приёмов арктической архитектуры [7], а именно - только тех, которые имеют конкретную функцию снижения влияния экстремальных средовых факторов на эксплуатацию здания. Так, например, свайный фундамент и система опор позволяют возвести здание в условиях вечной мерзлоты, устройство скосов в ограждающих конструкциях здания и создание аэродинамического профиля позволяет управлять ветровыми потоками и снижать ветровую и снеговую нагрузку. Непосредственно в проекте идея нашла реализацию в создании архитектуры НИС, специально приспособленных к проведению научных изысканий в прямом контакте с водами СЛО. Создание таких станций будет способствовать проведению научных исследований прямо на месте, что значительно упростит задачу изучения как СЛО, так и арктических экосистем. Выгодно отличает проект и внедрение источника получения альтернативной энергии. В состав обоих архитектурных предложений включена гидротермальная электростанция (OTEC - ocean thermal energy conversion) (рис 1.). Принцип её работы основан на температурной разнице двух рабочих веществ: холодной воды СЛО (от +3°С до -2°С [5]) и ещё более холодного арктического воздуха (от -20°С до -56°С [3]). Рабочие вещества с разными температурами попарно закачиваются в специальные резервуары, между которыми пропускается рабочий агент (чья температура замерзания ниже, чем у воды, например, аммиак [6]). Периодическое сжатие и расширение рабочего агента при прохождении разнотемпературных контуров передаётся на турбину и вращает её. Чем выше разница между двумя рабочими веществами, тем выше КПД гидротермальной станции [6]. Использование именно этих веществ позволяют применять такие станции с наибольшей выгодой именно в Арктике. К безусловным плюсам такого способа получения электроэнергии стоит отнести его независимость от внешних условий, бесперебойность работы и экологичность.

Рис. 1. Принципиальная схема работы OTEС

Проект был апробирован: первое архитектурное предложение «Lanterna прибрежная» опубликовано в научных изданиях, входящих в список РИНЦ [6, 7], а второе предложение «Lanterna дрейфующая» было экспонировано в 2021 году на фестивале «Salone Nautico di Venezia» в рамках выставки «MUVE Yacht Project»9 и отмечено дипломом «Special mention»10.

9 URL: https://www.newsmarhi.ru/2021/06/18/14812/ (дата обращения 03.02.23).

10 URL: https://www.salonenautico.venezia.it/news/premiati-i-vincitori-dei-progetti-per-la-navigazione-sostenibile/ (дата обращения 03.02.23).

Первый проект - Lanterna прибрежная - спроектирован для размещения в водной среде в непосредственной близости от берега, а также в местах, защищенных от сильного ледохода (таких как островные бухты). Непосредственно для описываемого проекта местом строительства определен остров Котельный, входящий в группу Новосибирских островов. В состав проекта входят три здания. Это научно-исследовательская станция, склад и электростанция, соединенные между собой подводным треугольным в плане коридором (рис. 2). Подобная коммуникация была выбрана, во-первых, из-за расположения всего комплекса на опорах над водой, а во-вторых, из-за необходимости создания диафрагмы жесткости между строениями. Расположен коридор на отметке -9,30, что ниже сезонного уровня промерзания вод в выбранном для проектирования регионе [11]. Каждое здание имеет собственный причал.

Рис. 2. «Lanterna прибрежная». Общий вид на станцию

Здание научно-исследовательской станции состоит из 10-ти одноэтажных уровней: технического, двух общественных, двух научных, трех жилых и двух уровней маяка. Венчающий здание маяк необходим для обеспечения навигации в водных условиях и связи комплекса с материком. Связующим центром - вертикальной коммуникацией и одновременно диафрагмой жесткости станции - является расположенный в центре лестнично-лифтовой узел (одна лестница, два лифта). В одной зоне с ним расположены вертикальные шахты для инженерных систем. Все уровни имеют один этаж, а их вертикальное расположение объясняется необходимостью уменьшения ветровой нагрузки и увеличения естественного освещения. Все уровни имеют единый профиль с расположенными под углом верхними и нижними частями стен: это необходимо как для снижения снеговой нагрузки, так и для управления ветровыми потоками. На конфигурацию жилых помещений скосы не влияют: верхние и нижние пространства отведены под инженерные коммуникации. Такой приём независимого расположения коммуникаций в каждом уровне позволяет создавать свободную планировку на каждом этаже (рис. 3).

Рис. 3. «Lanterna прибрежная». Разрез по научной станции и электростанции

Каждый уровень имеет многогранную форму: от 6 до 10 граней. Уровень на отметке +2.00 включает: входную группу с гардеробом и технические помещения. Уровень на отметке +7.00 включает: комнаты отдыха, помещение управления системами станции, медицинский отсек и прачечную. Уровень на отметке + 12.00 включает: столовую с кухней, спортзал, комнаты отдыха и зал собраний. Уровни на отметках +18.60 и +25.20 включают рабочие кабинеты и лаборатории, а также помещения хранения образцов. Уровни на отметках +31.80, +36.80 и +41.80 включают по 8 двухместных жилых ячеек на каждом уровне. Всего станция может вмещать 48 человек. Каждый следующий уровень повернут относительно предыдущего на 15°. Уровень на отметке +46,80 отведен для обслуживания маяка (рис. 4).

Рис. 4. «Lanterna прибрежная». Схемы планов станции

Здание склада одноуровневое. В центре расположен лестнично-лифтовой узел, вокруг него - складская зона. Склад находится на равном с научно-исследовательской станцией отдалении от берега.

Здание электростанции максимально удалено от берега. Это связано с особенностями технических процессов выработки электроэнергии. Здание состоит из трёх уровней: технического, машинного зала и турбинного. В плане здание имеет шестигранную форму. Нижние и верхние части ограждающих конструкций имеют скосы. Кроме того, верхняя часть здания имеет ступенчатый профиль. Центральная часть электростанции - система труб, проводящая холодную воду как для последующего процесса выработки электроэнергии, так и для внутренних технических нужд комплекса. Всего запроектировано 29 труб, среди которых трубы водоподачи, возвратные трубы и малые технические трубы. Диаметр наибольших труб - 2м. Закаченная вода поступает на уровень на отметке +5.78, где поступает в парные резервуары. Второй компонент, закачиваемый в данные резервуары - арктический воздух. Всего проект предполагает 8 резервуаров. Направленный между парными отсеками резервуаров рабочий агент будет передавать движение расположенной в центре здания турбине, которая, в свою очередь, уже вырабатывает электричество. Уровень на отметке +2.00 включает технические, складские и ремонтные помещения. Уровень на отметке +5.78 - машинный зал. На уровне на отметке +9.70, помимо турбины и резервуаров, расположены контрольные панели и рабочие места сотрудников электростанции (рис. 5).

Рис. 5. «Lanterna прибрежная». Схема плана машинного зала на отметке + 9.70 На берегу устроены вертолетная площадка и склад.

Второй проект - «Lanterna дрейфующая» - спроектирован для работы в открытых водах Северного Ледовитого океана. Проект представляет собой единый многофункциональный научный комплекс, заключенный в стальной восьмигранный корпус, имеющий форму поплавка и защищенный от воздействия льдов (рис. 6). Комплекс состоит из надводной части, вмещающей электростанцию и подводной, вмещающей большую научно-исследовательскую станцию, ферму водорослей и системы управления кораблем. Весь комплекс располагается вокруг системы труб, являющихся частью гидротермальной электростанции.

Рис. 6. «Lanterna дрейфующая». Общий вид на надводную часть комплекса

На главной палубе надводного уровня, являющейся условной нулевой отметкой проекта, расположены главный и вспомогательные входы во внутренние помещения комплекса. Надводные сооружения состоят из трёх элементов: входной группы для сотрудников, главного строения электростанции и вспомогательного корпуса. Перед главным строением электростанции находится разгрузочный терминал и причальная конструкция для стыковки с меньшими судами, а также вертолетная площадка и эвакуационные шлюпки. Главное строение электростанции имеет девять уровней: складской, два машинных, четыре уровня управления системами и два, отведенных для маяка. Вертикальная связь между уровнями и внутренняя коммуникация осуществляется по лестницам, расположенным вокруг системы труб в центре здания, а также посредством 4-х лифтов (рис. 7).

Рис. 7. «Lanterna дрейфующая». Фасады и схемы разрезов комплекса

На первом уровне расположены технические помещения, серверные и склады. На уровне на отметке +3.70 находится машинный зал, где установлены водяные и воздушные насосы, а также конденсаторы. На уровне на отметке +8.30 находится машинный зал с турбиной и парными резервуарами с водой и воздухом (рис. 8). На уровне на отметке +12.90 устроена зона трансформаторов, а также системы контроля и управления электростанцией. Контрольные системы также занимают уровни на отметках +17.50 и +22.10. Уровни на отметках +26.70 и +31.30 отведены для маяка. Во вспомогательном корпусе на первых двух уровнях расположены административные помещения, а на третьем - конференц-зал.

План на отметке +3.70 План на отметке +8.30

Рис. 8. «Lanterna дрейфующая». Схемы планов на отметках +3.70 и +8.30

Всего в проекте 25 подводных уровней. Из них 10 - технические, где расположены инженерные системы, обслуживающие каждую отдельную группу жилых и рабочих уровней. Остальные 15 уровней: 6 жилых, 4 научных, 3 для управления кораблём и ферма водорослей. Уровень на отметке -3.70 отведен для инженерных систем, обслуживающих электростанцию. На уровнях -7.40 и -11.10 расположены системы контроля и управления кораблем. Уровни -18.60 и -38.60 занимают, соответственно, большой и малый научные аквариумы. Кроме больших аквариумов там находятся малые рабочие и карантинные, системы отчистки воды, складские и технические зоны и рекреация. Сдвоенные жилые уровни расположены на отметках -25.00 и -28.70, -45.00 и -48.70, -59.80 и -63.50. Помимо жилых ячеек, рассчитанных на двоих проживающих, эти уровни включают рекреации, комнаты отдыха, столовую с кухней, медицинский отсек, спортивные залы, бытовые зоны (рис. 9). Всего комплекс может вмещать до 200 человек. На уровнях на отметках -80.00 и -83.70 расположены сдвоенные научные уровни, вмещающие научные кабинеты, лаборатории, места для хранения научных образцов.

Рис. 9. «Lanterna дрейфующая». Схема плана на отметке - 59.80

На уровне на отметке -73.60 устроена ферма водорослей. Основной тип производимой на ней продукции - это водоросли Ascophyllum, Laminaria digitata и Laminaria hyperborea. Прежде всего их перерабатывают для употребления в пищу [13], однако кроме этого на ферме могут производиться и другие продукты из водорослей (косметика, удобрения, средства бытовой гигиены) [13]. Местом для выращивания водорослей служат четыре вытянутых цилиндрических объема, прикрепленных к наружной оболочке корабля. Из этих объемов водоросли поступают в отделы фермы, где проходят стадии переработки и фасовки.

На самом нижнем уровне на отметке -93.80 находятся помещения контроля гребных винтов. Они позволяют станции своим ходом перемещаться по акватории Северного Ледовитого океана. Кроме того, комплекс оснащен двумя якорями, позволяющими при необходимости произвести заякоревание.

Говоря о перспективах проекта Lanterna, необходимо отметить его безусловную актуальность. Этот современный архитектурный проект может стать важной вехой в обновлении сети научно-исследовательских станций, расположенных в российской Арктике. Учитывая их устаревшее состояние, очевидна необходимость обновления и внедрения других современных проектов. Прежде всего, такие проекты смогут обеспечить более комфортные и безопасные условия для работы и проживания научных сотрудников. Оснащение источниками альтернативной энергии позволит научно-исследовательским станциям снизить зависимость от континента и крупных населенных центров. Кроме того, спроектированные в соответствии с нормами устойчивой архитектуры, такие объекты будут наносить значительно меньше вреда уязвимой арктической среде, в отличие от эксплуатируемых в настоящее время научно-исследовательских станций.

Подводя общий итог, стоит отметить, что сфера архитектуры морских научно-исследовательских станций нуждается в новых архитектурных проектах. В потенциальном регионе размещения - Северном Ледовитом океане - в настоящее время проводится большое количество научных экспедиций, а также ведутся постоянные научные наблюдения на уже существующих станциях. Однако, имеющиеся станции пребывают в ветхом состоянии и несут угрозу здоровью эксплуатирующих их научных сотрудников, а кроме того не могут обеспечить научные исследования в необходимом объеме. Можно отметить, что актуальность и важность создания новых научно-исследовательских станций методами современной архитектуры экстремальных сред очевидна. Практическая значимость таких проектов будет заключаться, прежде всего, в своеобразной научной окупаемости: более комфортные и современные станции позволят увеличить не только качество, но и количество научных исследований.

Источники

1. Ампилов Ю.П. Углеводороды и альтернативная энергетика в Российской Арктике // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2019. № 4(167). С. 41-49.

2. Журавель В.П. Состояние и перспективы развития Северного морского пути // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник, Курск, 05-06 июня 2020 года. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2020. С. 213-217.

3. Марчукова О.В. Тенденции изменения концентрации льда и температуры воздуха в Арктике / О.В. Марчукова, Е.Н. Воскресенская // Системы контроля окружающей среды. 2021. № 1. С. 25-34.

4. Николаева А.Б. Конкурентоспособность Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 3(69). С. 72-87.

5. Радионов В.Ф. Метеорологические условия в околополюсном районе Северного Ледовитого океана (по данным наблюдений на дрейфующих станциях "Северный полюс-32, 33, 34") / В.Ф. Радионов, Е.И. Александров, Н.Н. Брязгин // Проблемы Арктики и Антарктики. 2007. № 1(75). С. 50-63.

6. Савинова В.А. Энергоснабжение научно-исследовательских комплексов в Арктике / В.А. Савинова, М.М. Бродач // Здания высоких технологий. 2019. №1. 14-20 с.

7. Савинова В.А. Проектирование современных научно-исследовательских станций в условиях арктического региона // Глобальные проблемы Арктики и Антарктики [электронный ресурс]: сборник науч. материалов Всерос. конф. с междунар. участием, посвящен. 90-летию со дня рождения акад. Николая Павловича Лавёрова / отв. ред. акад. РАН А. О. Глико, акад. РАН А. А. Барях, чл.-корр. РАН К. В. Лобанов, чл.-корр. РАН И. Н. Болотов. Архангельск, 2020. 673-674с.

8. Савинова В.А. Перспективы развития архитектуры Северного морского пути / В.А. Савинова // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Тюмень, 23-24 апреля 2021 года / Отв. редактор

A.Б. Храмцов. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. С. 430-435.

9. Солонин Ю.Г. Медико-физиологические проблемы в Арктике / Ю.Г. Солонин, Е.Р. Бойко // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2017. № 4(32). С. 33-40.

10. Степанян В.В. Председательство России в Арктическом совете в 2021-2023 годах // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 7(59). С. 103-106.

11. Новые данные об изменениях толщины льда в Арктическом бассейне / С.В. Фролов,

B.Е. Федяков, В.Ю. Третьяков, А.Е. Клейн, Г.В. Алексеев // Доклады Академии наук. 2009. Т. 425. № 1. С. 104-108.

12. Aimakov O.A. Biological value of extractives of brown algae // Journal of Agriculture and Environment. 2022. № 6(26).

References

1. Ampilov Yu.P. Uglevodorody i alternativnaya energetika v Rossiyskoy Arktike [Hydrocarbons and alternative energy in the Russian Arctic]. Mineral resources of Russia. Economics and Management, 2019, no. 4(167), pp. 41-49.

2. Juravel V.P. Sostoyanie i perspectivy razvitia Severnogo morskogo puti [State and development prospects of the Northern Sea Route. Russia: Trends and Development Prospects: Yearbook, Kursk, June 05-06, 2020]. Moscow, Institute for Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2020, pp. 213-217.

3. Marchukova O.V., Voskresenskaya E.N. Tendentcii izmenenia kontcentratcii lda i temperatury vozduha v Arktike [Trends in ice concentration and air temperature in the Arctic]. Environmental control systems, 2021, no. 1, pp. 25-34.

4. Nikolaeva A.B. Konkurentosposobnost Severnogo morskogo puti [Competitiveness of the Northern Sea Route]. The North and the Market: Formation of the Economic Order, 2020, no. 3(69), pp. 72-87.

5. Radionov V.F., Alexandrov E.I., Bryazgin N.N. Meteorologicheskye uslovia v okolopolyusnom rayone Severnogo Ledovitogo okeana (po dannym nablyudeniy na dreyfuyushih stantciyah "Severny polys-32, 33, 34" [Meteorological conditions in the circumpolar region of the Arctic Ocean (according to observations at the drifting stations "North Pole-32, 33, 34")]. Arctic and Antarctic problems, 2007, no. 1(75), pp. 50-63.

6. Savinova V.A., Brodach M.M. Energosnabzhenie naychno-issledovatelskyh kompleksov v Arktike [Power supply of research complexes in the Arctic]. High-tech buildings, 2019, no. 1, pp. 14-20.

7. Savinova V.A. Proektirovanie sovremennyh nauchno-issledovatel'skih stancij v uslovijah arkticheskogo regiona [Designing modern research stations in the conditions of the Arctic region]. Global problems of the Arctic and Antarctic: collection of scientific. materials Vseros. conf. with international participation, dedicated. 90th anniversary of Acad. Arkhangelsk, 2020, pp. 673-674.

8. Savinova V.A. Perspectyvy razvitia arhitektury Severnogo Morskogo Pyti [Prospects for the development of the architecture of the Northern Sea Route. Architecture and architectural

environment: issues of historical and modern development: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. In 2 volumes, Tyumen, April 23-24, 2021. Ed. editor A.B. Khramtsov]. Tyumen, Tyumen Industrial University, 2021, pp. 430-435.

9. Solonin Yu.G., Boyko E.R. Mediko-phiziologisheskie problemy v Arktike [Medical and physiological problems in the Arctic]. Proceedings of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017, no. 4(32), pp. 33-40.

10. Stepanyan V.V. Predsedatelstvo Rossii v Arkticheskom sovete v 2021-2023 godah [Russian Chairmanship of the Arctic Council in 2021-2023]. Scythian. Issues of student science, 2021, no. 7(59), pp. 103-106.

11. Frolov S.V., Fedyakov V.E., Tretyakov V.Yu., Klein A.E., Alekseev G.V. Novye dannye ob izmeneniyah tolshiny lda v Arkticheskom basseyne [New data on changes in ice thickness in the Arctic basin]. Reports of the Academy of Sciences, 2009, no. 1, pp. 104-108.

12. Aimakov O.A. Biological value of extractives of brown algae. Journal of Agriculture and Environment, 2022, no. 6(26).

ОБ АВТОРЕ

Савинова Валерия Анатольевна

Аспирант, кафедра «Архитектура промышленных сооружений», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия araseilis7714@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHOR

Savinova Valeria A.

Postgraduate Student, Department «Architecture of Industrial Buildings», Moscow Architectural

Institute (State Academy), Moscow, Russia

araseilis7714@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.