Научная статья на тему 'Архитектура комплекса средств автоматизации морской спасательной операции'

Архитектура комплекса средств автоматизации морской спасательной операции Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
156
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура комплекса средств автоматизации морской спасательной операции»

речень их показателей качества целесообразно включить следующие:

а) функциональные:

- количество автоматизируемых должностных лиц;

- состав задач специального математического обеспечения;

- возможности СМО по автоматизации функций управления;

- состав новых информационных технологий, реализованных в комплексе средств автоматизации;

- адаптивность СМО к изменению выполняемых функций;

б) информационные:

- состав и емкость информационного фонда;

- полнота охвата информационной предметной области;

- количество источников информации;

- количество потребителей информации;

- достоверность информации;

- безопасность информации;

в) технические:

- количество локальных вычислительных сетей;

- количество АРМ по типам;

- количество каналов связи по типам;

- пропускная способность каналов связи по типам;

- производительность вычислительных средств по типам;

- количество средств коллективного пользования по типам;

- количество устройств ввода/вывода информации по типам;

- уровень стандартизации и унификации ТС;

г) эксплуатационные:

- коэффициент готовности комплекса средств автоматизации;

- коэффициент живучести комплекса средств автоматизации;

- удобство работы пользователей;

- эргономичность;

- ремонтопригодность;

- безопасность работы персонала;

- потребляемая мощность;

- количество обслуживающего персонала;

- площадь, занимаемая техническими средствами.

Приведенный состав свойств и показателей качества системы и подсистем является опорным и требует уточнения по результатам экспертного опроса.

Состав параметров системы и системных взаимозависимостей (характеристик элементов функциональной, информационной и технической структур) отличается большим многообразием и определяется в методических исследованиях применительно к конкретным направлениям автоматизации. Для сокращения размерности описания параметров системы могут быть использованы методы многомерной статистики.

Литература

Научно-методические материалы по автоматизации технического обеспечения. Тверь: Изд-во НИИ «Центрпрограммси-стем», 2004.

References

Automated hardware methodological matters, Tver, R&D Inst. «Centrprogrammsystem» Publ., 2004.

УДК 681.324

АРХИТЕКТУРА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ.

Н.В. Дорош, зам. зав. отделом; В.В. Курятников, к.т.н., зав. отделом (НИИ «Центрпрограммсистем», пр. 50 лет Октября, 3а, г. Тверь, 1 70024, Россия, пе11еИв@таИ- ги, а1 Ъ2с3й4е5йб@таИ-ш),

Рассматриваются вопросы архитектуры комплекса средств автоматизации проведения морской спасательной операции. Комплекс средств автоматизации должен обеспечивать информационную поддержку решения задач органами управления поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота Российской Федерации при подготовке и в ходе проведения морской спасательной операции. Определены типовые программно-технические комплексы как структурные элементы комплекса средств автоматизации, необходимые для создания архитектуры. Архитектура комплекса строится как иерархическая территориально распределенная система, охватывающая пункты управления (поисково-спасательные посты) различных уровней и аварийно-спасательные формирования согласно их зонам ответственности. Определены типы объектов для размещения программно-технических комплексов, общее количество типовых программно-технических комплексов и количество комплексов каждого типа, необходимое для создания системы.

Ключевые слова: аварийно-спасательные работы, Военно-морской флот, командный пункт, комплекс средств автоматизации, морская спасательная операция, поисково-спасательное обеспечение, программно-технический комплекс.

ARCHITECTURE OF SEA RESCUE AUTOMATION FACILITIES SET Dorosh N. V., deputy head of department; Kuryatnikov V. V., Ph.D., head of department (R&D Institute «Centrprogrammsystem», 50 let Oktyabrya Av., 3a, Tver, 170024, Russia, nellelis@mail. ru, a1b2c3d4e5d6@mail. ru) Abstract. The article considers the issues of architecture of sea rescue automation facilities set. The automation facilities set must provide data support for task solutions by operation control of Navy search and rescue aid while preparing and realization of sea rescue. The article describes typical software and hardware complexes as structural elements of automation facilities set needed to create architecture. A facilities set architecture is hierarchical multi-pillar system which covers control posts (search and rescue posts) on different levels and emergency rescue units according to their areas of responsibility. The article determines types of objects for automation facilities accommodation, total amount of typical software and hardware complexes and quantity of complexes of each type needed to create a system.

Keywords: emergency rescue works, Navy, command center, automation facilities set, sea rescue, search and rescue aid, automation facilities.

Поисково-спасательное обеспечение - это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью поиска и спасания личного состава кораблей, судов, катеров, других плавучих объектов, приводнившихся летательных аппаратов, оказания им помощи в ликвидации аварии, а также выполнение судоподъемных, подводно-технических и других работ в интересах ВМФ.

Основные задачи поисково-спасательного обеспечения решаются в рамках морской спасательной операции.

Организует и руководит системой поисково-спасательного обеспечения служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ.

В специальном отношении (по вопросам поисково-спасательного обеспечения) службе поисковых и аварийно-спасательных работ подчинены управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного (СФ), Балтийского (БФ), Черноморского (ЧФ), Тихоокеанского (ТОФ) флотов, а также служба поисковых и аварийно-спасательных работ Каспийской флотилии (КФл).

По вопросам научного обеспечения поисково -спасательного обеспечения служба поисковых и аварийно-спасательных работ взаимодействует с научно-исследовательскими организациями ВМФ.

Управлениям поисковых и аварийно-спасательных работ флотов непосредственно подчинены службы поисковых и аварийно-спасательных работ флотилий, объединений, военно-морских баз (ВМБ). В составе соответствующих флотов, флотилий и военно-морских баз имеются поисково-спасательные силы - отряды аварийно-спасательных формирований.

Общее и непосредственное управление силами, привлекаемыми к проведению морской спасательной операции, осуществляется через командные пункты (пункты управления). Таким образом, непосредственное управление силами при проведении морской спасательной операции осуществляют центральный пункт управления (ПУ), командный пункт (КП) флота (объединения), КП (штаб) поисково-спасательного отряда.

При подготовке и в ходе проведения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, и аварийных объектов органами управления проведением морской спасательной операции осуществ-

ляется информационное взаимодействие с органами управления ВМФ, поисково-спасательными службами министерств и ведомств РФ, поисково-спасательными службами иностранных государств в соответствии с действующими руководящими и нормативными документами.

Общую организацию и координацию деятельности находящихся в готовности сил и средств министерств и ведомств РФ, поисково-спасательных служб иностранных государств при проведении поисково-спасательных операций осуществляют морские спасательно-координационные центры Минтранса России (ГМСКЦ, МСКЦ Госмор-спасслужбы).

Для обеспечения информационной поддержки решения задач органами управления поисково-спасательного обеспечения ВМФ при подготовке и в ходе проведения морской спасательной операции разработан комплекс средств автоматизации.

При разработке архитектуры комплекса средств автоматизации морской спасательной операции прежде всего учитывались следующие факторы:

- предназначение комплекса средств автоматизации морской спасательной операции;

- функции органов управления проведением морской спасательной операции;

- состав и структура органов управления проведением морской спасательной операции;

- взаимодействие органов управления при подготовке и проведении морской спасательной операции.

Комплекс средств автоматизации морской спасательной операции предназначен для автоматизации деятельности оперативного состава поисково-спасательных постов ВМФ и флотов, расчетных постов и мобильных групп научно-исследовательских организаций ВМФ, обеспечения автоматизированного взаимодействия с другими министерствами и ведомствами РФ (в том числе МСКЦ Госморспасслужбы) по вопросам поисково-спасательного, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и информационного обеспечения при подготовке и в ходе проведения морской спасательной операции и координации действий организаций и сил, участвующих в операции.

Структурными элементами комплекса средств автоматизации морской спасательной операции являются типовые программно-технические комплексы (ПТК), представляющие собой совокупность средств вычислительной техники, общего, общего специального и специального программного обеспечения, средств создания и заполнения машинной информационной базы, обладающие модернизационным запасом, способностью к наращиванию.

Комплекс средств автоматизации морской спасательной операции включает

- ПТК флота (ПТК-Ф), предназначенный для автоматизации деятельности оперативного состава поисково-спасательных постов ВМФ, стационарных командных пунктов флотов, объединений;

- ПТК расчетных групп (ПТК-Р), предназначенный для автоматизации деятельности расчетных групп научно-исследовательских организаций ВМФ, функционирующих в период проведения морской спасательной операции;

- ПТК носимый (ПТК-Н), обеспечивающий информационную поддержку деятельности должностных лиц походного штаба спасательного отряда, мобильных групп специалистов научно-исследовательских организаций ВМФ в период подготовки и решения задач спасательной операции.

В результате обследований и анализа структуры объектов размещения ПТК-Ф предусмотрена его реализация в нескольких исполнениях:

- ПТК-Ф.1 - для поисково-спасательных постов флотов;

- ПТК-Ф.2 - для поисково-спасательного поста ВМФ;

- ПТК-Ф.3 - для поисково-спасательных постов объединений.

Исполнения отличаются между собой объемом технических ресурсов, учитывающим особенности объектов поисково-спасательных постов флотов и объединений, а также вариантами комплектации (исполнения) автоматизированных рабочих мест с учетом выполняемых функций должностными лицами, состава поисково-спасательного поста, состава командного пункта и имеющихся помещений.

Обобщенная схема контура управления проведением морской спасательной операции приведена на рисунке.

Общее количество ПТК, необходимых для оснащения объектов ВМФ, можно определить по

т п

формуле N = , где Nij - количество ком-

1=1 >=1

плексов 1-го типа для j-го объекта; п - количество типов комплексов; m - количество объектов.

Количественный состав ПТК, распределенный по объектам размещения комплекса средств автоматизации морской спасательной операции с учетом необходимости реализации ПТК-Ф в нескольких исполнениях, приведен в таблице.

Количество ПТК

Объект размещения © 1 И <ч © 1 М © 1 № 1 М м

КТ С КТ С КТ К КТ С КТ к

Центральный ПУ ВМФ - 1 - - 1

КП СФ 1 - - - 3

КП ТОФ 1 - - - 3

КП БФ 1 - - - 2

КП ЧФ 1 - - - 2

КП КФл 1 - - - 1

КП Объединенного командования 1 1

войск и сил

КП Ленинградской ВМБ - - 1 - 1

КП Беломорской ВМБ - - 1 - 1

КП Новороссийской ВМБ - - 1 - 1

Штабы спасательных отрядов - - - - 11

НИО ВМФ - - - 2 1

ИТОГО для оснащения объектов 5 1 4 2 28

Общее количество ПТК, необходимых для оснащения объектов размещения комплекса средств автоматизации морской спасательной операции -40 единиц.

Таким образом, архитектура комплекса средств автоматизации морской спасательной операции строится как иерархическая территориально рас-

пределенная система, охватывающая пункты управления (поисково-спасательные посты) различных уровней и аварийно-спасательные формирования в соответствии с зонами их ответственности, и обеспечивает информационно-техническое взаимодействие с поисково-спасательными службами других министерств и ведомств, в первую очередь ГМСКЦ Минтранса и МЧС России.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Организация аварийно-спасательного обеспечения на море // Морской флот. № 1. 2007. С. 4-12.

2. Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и в водных бассейнах России // Российские вести. 1995. № 179. С. 5-6.

3. Справочник спасателя. Кн. 8: Надводные и подводные спасательные работы. М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2006. 204 с.

4. Абчук В.А., Суздаль В.Г. Поиск объектов. М.: Сов. радио, 1977. 336 с.

References

1. Organizatsiya avariyno-spasatelnogo obespecheniay na more [Organization emergency rescue at sea ensure], Morskoy flot [Marine fleet], 2007, no. 1, pp. 4-12.

2. Polozhenie o vzaimodeystvii avariyno-spasatelnykh sluzhb ministerstv, vedomstv i organizatsy na more i v vodnykh basseynakh Rossii [The position of the interaction of the emergency services of the ministries, departments and organizations at sea and in the river basins of Russia], Rossiyskie vesti [Russian Vesti], 1995, no. 179, pp. 5-6.

3. Spravochnik spasatelya. Kniga 8. Nadvodnye i podvodnye spasatelnye raboty [Rescuers Guide. Book 8. Abovewater and underwater rescue], Moscow, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, 2006, 204 p.

4. Abchuk V.A., Suzdal V.G., Poisk obyektov [Object search], Moscow, Sov. radio, 1977, 336 p.

УДК 519.718

МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОСТИ РАЗЛИЧНОГО ВИДА

В.Л. Лясковский, д.т.н., профессор (Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, ул. Жигарева, 50, г. Тверь, 170022, Россия, l_vik_l@mail.ru); Р.В. Допира, д.т.н., зав. отделением (НИИ «Центрпрограммсистем»,

просп. 50лет Октября, 3а, г. Тверь, Россия, rvdopira@yandex.ru); А.Ю. Кабардинский, начальник кафедры; А.А. Догадов, инженер (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, ул. 2-я Бауманская, 5, г. Москва, 105005, Россия, kabardinsky@pmstu.ru, ToxaDog@gmail.com);

А.А. Беглецов, ст. инженер (Военное представительство МО РФ, ул. 1-я Бухвостова, 12/11, г. Москва, 107076, Россия)

Предложен метод обеспечения требуемого уровня функциональной надежности комплексов средств автоматизации систем управления радиоэлектронными средствами на основе применения избыточности различного вида. В качестве показателя надежности рассмотрена вероятность достоверного решения задачи. Предложена формула для расчета вероятности достоверного решения задачи, учитывающая потоки случайных сбоев и отказов. Разработана целевая функция. Для применения методов бивалентного программирования целевая функция преобразована в форму, содержащую булевые переменные. Рассмотрены и реализованы в среде MATLAB точные и приближенные методы решения задачи выбора используемых средств и методов избыточности различного вида. Получены формулы для оценки среднего времени решения задачи методом полного перебора и эвристическими методами в зависимости от размерности задачи. Приведены оценки точности эвристических методов.

Ключевые слова: комплексы средств автоматизации, функциональная надежность, средства резервирования, методы временной избыточности, решение оптимизационных задач, эвристические методы.

A REDUNDANCY-BASED FUNCTIONAL RELIABILITY METHOD FOR AUTOMATION FACILITIES SETS

Lyaskovsky V.L., Ph.D., professor (Military Academy of the Aerospace Defence, Zhigareva St., 50, Tver, 170022, Russia, l_vik_l@mail.ru);

Dopira R. V., Ph.D., head of department (R&D Institute «Centrprogrammsystem», 50 let Oktyabrya Av., 3a, Tver, 170024, Russia, rvdopira@yandex.ru); Kabardinsky A. Yu., chief of department; Dogadov A.A., engineer (Bauman Moscow State Technical University, 2ndBaumanskaya St., 5, Moscow, 105005, Russia, kabardinsky@bmstu.ru, ToxaDog@gmail.com);

Begletsov A.A., senior engineer (Military Representation of the Ministry of Defence of Russia, 1st Bukhvostova St., 12/11, Moscow, 107076, Russia) Abstract. A redundancy-based method providing a required level of functional reliability of radio-electronic equipment control systems is given. The reliable task solution probability is chosen as the reliability index. The formula for calculating the probability of the reliable task solution is proposed. It considers soft errors and hard faults. The redundancy optimization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.